Как жили древние скифы

Библия и скифы

В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: «Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос». Когда апостол Павел писал это письмо, слово «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям. Некоторые археологи полагают, что название «Аскеназ», упомянутое в Иеремии 51:27, — это эквивалент ассирийского слова «ашкузы», которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15). Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: «Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона». Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.

Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.

Таинственное исчезновение скифов

Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? «Честно говоря, этот вопрос остается загадкой», — говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами — объединением кочевых племен.

Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения древних скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории — даже само слово «скиф» давно уже стало нарицательным, синонимом слову «жестокий»

Быт скифов

«Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными глазами!» — пишет Александр Блок в своей поэзии «Скифы». Одна современные ученые не согласятся с мнением известного поэта. Ведь археологические находки и предания современников подтверждают, что скифы отнюдь не были азиатами. На древних артефактах их изображен как голубоглазых, светло — или рыжеволосых людей с пышными бородами.

Сначала, как и киммерийцы, скифы были кочевниками, и впоследствии они превратились в полукочевой народ: занимались и кочевым скотоводством, и оседлым земледелием. Скифы разводили коней, которые славились своей красотой и выносливостью, коз, волов, овец, но никогда не выращивали свиней и свинины также не употребляли из-за того, что в кочевых условиях вырастить свинью просто невозможно. Поголовье скота определяло имущественное положение скифов.

Высокого развития у скифов достигли промыслы и ремесла. Они прекрасно обрабатывали кожи, изготовляли посуду на гончарном круге, достигли успехов в обработке черных и цветных металлов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая отрасль – обработка железа.

Быт в большой степени зависел от полукочевому образу жизни. Геродот рассказывает, что скифы никогда не мылись. Зато скифские женщины натирали свое тело полевыми травами и маслом и оставляли этот раствор на ночь на коже, а утром стирали его и становились чистыми и прекрасно пахли.

Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4 или 6 колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде.

Степное жизни накладывало отпечаток на рацион скифов – основными продуктами питания у них было мясо и кобылье молоко. Из-за нехватки древесины у скифов сложилась особая технология приготовления мяса на костре: мышцы забитого животного отделяли от костей, которые в дальнейшем использовались как дрова, а мясо складывали в казан или в очищенный желудок животного и так варили. Геродот назвал это «бык готовил сам себя».

Из кобыльего молока скифы готовили различные кисломолочные продукты. В том числе масло и сыр. Доением кобыл и приготовлением молочных продуктов занимались рабы-пленные, которых после захвата ослепляли.

Скифы вели активный обмен и торговлю с соседними народами – продавали им продукты скотоводства, молоко и мясо, взамен получая хлеб, вино, масло и другие добытые земледельцами товары.

Скифские богачи часто заказывали у греческих мастеров украшения и драгоценную посуду. В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, выполнявшие заказы богатых скифов. Великолепные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, что по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы.

Развитая материальная культура скифов вобрала в себя достижения местных племен, передовых цивилизаций Востока, Греции и позднее Рима. В свою очередь Скифия существенно повлияла на экономику, общественный строй, материальную культуру населения лесостепной Украины.

Проблема происхождения и прародины славян

Древние славянские племена сыграли большую роль в этнической географии Восточной Европы I тыс. н. э. Наиболее ранние письменные свидетельства, относящиеся к I–II вв., сообщают, что они занимали значительную область Центральной и Восточной Европы. Античным историкам и географам этого периода – Плинию, Тациту, Клавдию Птолемею – они были известны под именем «венедов», группы племен, обитавших, по их сведениям, на территории от Балтийского моря на севере до Карпатских гор на юге, по берегам реки Вистула (Висла). Название «славяне» иногда связывают с именем одного из племен венедов («суовены» по Птолемею), которое впоследствии становится основным для обозначения всей этнической группы. Готский историк VI в. Иордан сообщал уже о трех родственных союзах племен – венетах, антах и склавенах, причем местом проживания антов он называл территорию от Днестра до Днепра, а склавенов – от Савы до верховьев Вислы и до Днестра. Византийские авторы VI–VII вв. Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта и другие описывали славян, населяющих Подунавье и север Балканского полуострова.

Современная историческая наука, основываясь на этих отрывочных сведениях, а также на данных археологии, этнологии и топонимики, породила достаточно много теорий о происхождении и месте первоначального расселения славян. Однако большинство этих гипотез сходится в том, что славяне представляют собой автохтонное население Центральной и Восточной Европы, а главный период их выделения в самостоятельный этнос из индоевропейской языковой общности приходится на I тыс. до н. э. Основной территорией первоначального расселения славян (в широком понимании) можно считать земли от Одера на западе до среднего течения Днепра на востоке и от побережья Балтийского моря (между Вислой и Одером) на севере до Северного Прикарпатья на юге. На этой территории сохранились следы нескольких археологических культур, которые принимали участие в этногенезе славян: лужицкая, поморская, пшеворская, зарубинецкая, черняховская и некоторые другие. Непосредственными предшественниками славян большинство исследователей считают культуры пражского типа (пражско-пеньковская и пражско-корчакская), ареал распространения которых вписывается в очерченное пространство.

Миграции алтайских кочевых племён на юг (III век до н. э. — II век н. э.) и запад (II — VII вв. н. э.)

Степной регион, который простирается на 8000 километров от Венгрии до северо-восточного Китая называют Великой степью.
С возникновением скотоводства эта территория эпизодически становится моноэтнической.

В неолите ее заселяют индоевропейцы (возможно, какой-то единый народ был и до них).
Затем Великая степь становится ареалом Скифо-Сарматского мира (считается индоиранским).
Потом эстафета переходит к тюркским и
монгольским народам
(с эпизодическим участием угорских этносов).

Теперь на этой территории живут венгры, украинцы, русские, калмыки, казахи, алтайцы, монголы.

На рубеже эр по Степи с востока на запад прокатился гуннский вал.
Это произошло сразу после восточногерманских волн с севера на юг Европы.
А третей великой миграцией, которую инициировали предыдущие, было великое расселение славян.

Войны хунну (сюнну) с китайцами и сяньби (III век до н. э. — II век н. э.)

Хунну (сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая.
Языковая принадлежность спорная — есть версии об их
тюркоязычности,
ираноязычности,
родстве с енисейцами
.

В III-II вв. до н. э. племена хунну стали объединяться на территории Южного Прибайкалья и Монголии.
Эти племена вместе с соседними племенами сяньбэй, ди, цянов, цзе
постепенно продвигались с севера на Среднекитайскую равнину — колыбель древних китайцев.

Для защиты от их набегов император Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену (в III веке до нашей эры).

Потом хунну вели активные войны с китайской империей Хань (201 г. до н. э. — примерно 181 год н. э., с перерывами),
в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников.

Однако, они проиграли — в результате этих войн с Китаем и с монгольскими племенами сяньби,
а также междоусобиц и проникновения в их среду китайской культуры Хуннская держава распалась.

Спасаясь, хунны во II веке до нашей эры двинулись на Запад.

Нашествие гуннов на Европу (IV-V века н. э.)

Часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с
уграми,
дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны.

[Возможно, от хунну или их тюркской части мадьяры и получили большой пласт тюркской лексики,
а также свой европейский экзоэтноним хунгары и древнерусский — угры.]

Создав крупные военизированные объединения, эти племена начинают свое продвижение в приволжские и донецкие степи.

К IV веку нашей эры гунны подошли к границам Римской Империи.
Они ненадолго захватили значительную территорию в Центральной Европе, вытесняя местные племена и атакуя саму империю.

В своем продвижении эти племена, покоряя народы, часть из них включали в свое войско.
Так, в частности, в свое войско они привлекли воинственные аланские племена. Это еще больше усилило гуннов.
Им удается во второй половине IV в. нанести поражение готам и завоевать степной и предгорный Крым.
Вторжение этих центральноазиатских племен (в основном, тюркских) стало тяжелым испытанием для народов Таврики.

Судя по источникам, гуннские полчища производили страшное впечатление.
Даже внешне они отличались от уже знакомых европейцам тюркских народов.
Эти завоеватели наводили ужас и своей жестокостью.

Демография скифо-сарматского мира (-4 век — +1 век)

Завоевание Скифии сарматами (-III век)

По словам Диодора, сарматы, поселившиеся при реке Танаис, вывезены туда из Мидии (II. 43).
Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам .

В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии.
Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли.
В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов.
Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя.
Отдельные группы сарматов селились на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию
.
Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства.

В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха.
Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада.
Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён.

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племён в Северное Причерноморье.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов.
Мы узнаём от Страбона названия их племён — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы.
Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты».

Сарматское вторжение и разгром зарубинецкой культуры (I век)

Сарматская экспансия и уничтожение сарматами классической зарубинецкой культуры (сер. I в. н.э.)
привели к миграциям зарубинецкого населения на север и соверо-восток, в результате его сложился ряд локальных культур.
Зарубинецкое население в основной своей массе бежало на восток — население растекается в разные стороны,
спасаясь в Подсенье, на Брянщине, в Посеймье, в верховьях Сулы и Псла, достигает верховьев Дона
и, возможно, даже Самарского Поволжья (Щукин 2005: 68).

Именно разгром сарматами зарубинецкой культуры и «взрыв» последней на огромном расстоянии
от Верх. Поднестровья до Подесенья, верховий Псла и Северского Донца
послужил толчком к миграции балтских племён юхновской и днепро-двинской культур на север и северо-восток,
к верховьям Днепра и Волги, в басс. Зап. Двины, на верхнюю Оку и в зап. часть Волго-Окского междуречья (Щукин 1994: 237).

Основательница курганной теории индоевропейских миграций М. Гимбутас отмечает,
что носители зарубинецких древностей нарушили спокойную жизнь восточных балтов в бассейне Днепра
и заняли земли милоградских племён (невры Геродота), расположенные вдоль Припяти, в верховьях Днепра и его притоков,
а также заселённые носителями культуры гладкой керамики южные территории (Гимбутас 2004: 111).

В результате смешения постзарубинецких групп населения (и, возможно, каких-то сарматов)
с местными древнеевропейскими и балтскими племенами, родилась основа части будущих
восточнославянских племён,
говоривших на языках, весьма похожих на среднеевропейские говоры праславян, мигрировавших на лесную зону Европейской равнины в сер. – 2-й пол. I тыс. н.э.

Однако, не успела лесная часть Восточно-Еропейской равнины насладиться спокойствием после разгрома зарубинецкой культуры,
как вскоре началось новое движение с южного побережья Балтийского моря.

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне – жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях – древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины – кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи – восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи – северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи – племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути “из варяг в греки” и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Искусство скифов

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Происхождение и расселение скифов

Название «скифы» — греческий. Греки называли скифами все племена, которые проживали в Северном Причерноморье, известно, что они применяли это название и по отношению к печенежского народа, который поселился на этих территориях гораздо позже. С греческого слово «скиф» переводилось, как «хмурый, недоброжелательный», было синонимом слова «варвар», которым эллины пользовались для обозначения многих народов.

Сами скифы называли себя саками – от иранского слова «олень» или сколотами – этимология этого названия неизвестна. на территории Украины скифы появились в первой половине VII в. к н. е ., перекочевав из степей Прикубанья и Северного Кавказа.

Ученые до сих пор спорят о том, какая же территория была родиной скифского народа:

  • одни историки убеждены, что скифы пришли сюда из Северного Ирана;
  • вторые считают, что они впервые появились в предгорьях Алтая;
  • третьи – в Передней Азии;
  • четвертые – в Средней Азии;
  • пятых – в Северном Причерноморье, которое предки скифов оставили в середине II тыс. к н.е..

а скифы считали Северное Причерноморье своей извечной родиной. У них об этом даже был миф, который древнегреческий историк Геродот, посвятивший Скифии одну из девяти книг своей «Истории», приводит в собственной трактовке (приладив имена и характеры героев скифского мифа до подобных персонажей древнегреческой мифологии). согласно записанному Геродоту мифу, однажды в необитаемую степную землю пожаловал Геракл (в скифском варианте – Таргитай). Была зима, поэтому страдая от ветра и мороза Геракл решил переждать непогоду – он укрылся львиной шкурой и крепко заснул. Когда герой проснулся, то увидел, что его лошадей похищены. долго искал Геракл своих лошадей по степи и в конце наткнулся на глубокую темную пещеру. В пещере его встретила странное существо – наполовину женщину, наполовину змею. Змієнога женщина пообещала, что вернет Гераклу коней, если тот вступит с ней в брак. Герой согласился.

От того брака родилось трое сыновей – Лепоксай, Арпоксай и Калоксай. Впоследствии Геракл покинул степные земли и оставил свой лук и приказал змееногой жене – когда сыновья станут взрослым, тот, кто сможет натянуть тетиву отцовского лука, станет обладателем этих земель.

Наступило время испытания, и только младшему брату Калоксаю (Солнце-царь) удалось справиться с оружием Геракла. Он и стал первым царем скифов. Скифы считали, что все они происходят от Калоксая, в жилах которого текла божественная кровь Таргитая и змееногой девы, и извечно живут в степных землях. Поэтому все другие народы скифы считали своими рабами, которые должны платить дань.

Первое упоминание о скифах появляется в ассирийском источнике, примерно в 674 году до н. э. В это время, Ассирия страдала от нападений кочевников во главе с царем Парпатуа, которые пришли в Закавказье из северной страны Ишкуза. Существование страны Ішкудза не доказано, однако многие ученые считают,что она находилась в районе Северного Кавказа и Кубани.

Северный Кавказ долго оставался для скифов надежным тылом, откуда они черпали продукцию сельского хозяйства, цветные металлы, железо, пополнения в войска. Точной причины переселения скифов не выявлено, историки считают, что военные набеги на Переднюю Азию привели к убийству скифской верхушки лидийским царем Киаксаром в VII веке до н. э. и лишенные вождей скифы постепенно перекочевали к Северному Причерноморью.

следует отметить, что придя в степные земли современной Украины скифы (даже недавно лишенные своих вождей) довольно быстро вытеснили киммерийцев, которые долгое время царили на этих территориях. С тех пор скифы постепенно расширяли подконтрольные им земли в западном направлении. В VI веке до н. э. они переместили центр скифского Союза в нижнее Поднепровье. В том же веке образовалась мощная Великая Скифия-за Геродотом она достигала от Дуная до Дона и на такое же расстояние к северу от Черного моря.

↑ Войны скифов

Скифы – народ, который за всем время своего существования пребывал в бесконечных войнах. Скиф-воин – это человек, небольшого роста на коне с луком и стрелами, и акинаком (небольшой меч).
Скифский народ воевал и сражался с Дарием I (персидским царем), которому при всем своем могуществе, так и не удалось завоевать скифов.

войны скифов фото

Воевали также с Римской империей, с Македонским царем Филипом II. Вели войну с Сирией, Палестиной и станами Ближнего Востока, постоянно нападая на них и разоряя чужие земли. Существуют источники, которые подтверждают факт нападения и ограбления территорий Египта скифскими всадниками.

Поскольку скифы, преимущественно, кочевой народ, то сражались они верхом на коне или же в пешем строю и только в легких доспехах, что позволяло им совершать быстрые маневры, навязывать противнику место боя и изматывать тяжелые войска, той же Персидской империи.

Начало упадка

Скифы смогли создать по-настоящему сильную державу, однако они были далеко не единственным сильным кочевым народом в своём регионе. В 280-260 годах до нашей эры на скифские земли приходят родственные им племена сарматов, что оттесняют и убивают многих представителей этого народа.

Однако скифы не спешили сдаваться. Во II столетии до нашей эры в Крыму Скифское царство входит в пору своего процветания. Увы, этот “золотой век” продлился недолго — государство скифов просуществовало лишь до III столетия нашей эры.

В дальнейшем оно было уничтожено готскими завоевателями. В период Великого переселения народов скифы и вовсе перестали существовать как этнос. Они смешались с другими кочевниками, став основой для появления новых племён. Однако и сегодня во многих из нас течёт кровь этих великих кочевников, истинных властителей степных просторов.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда  мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще Геродот, который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо Зевс, либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: