Как жили люди в древнем риме: что ели, как отдыхали и многое другое

Кто такой мастер?

Ремесленник – это мастер своего дела. Существует целый ряд ремесел, в которых может совершенствоваться мастер, от столярных работ до гончарных изделий. Ремесленнику необходимо иметь большой опыт, чтобы уметь создавать различные поделки. Когда ремесленник новичок в поле, он часто работает под руководством мастера. Такой человек известен как подмастерье.

В каждой стране есть поделки, уникальные для страны или региона. Например, на Шри-Ланке создание масок в различных традиционных формах считается ремеслом. Однако, наряду с новым технологическим развитием, большинство ремесел умирают из-за роста различных отраслей, которые заменяют роль мастеров машинами.

Как стать ремесленником?

Если не вдаваться в детали, то каждый человек, овладевший профессией, является до определенной степени ремесленником. С другой стороны, не каждый рабочий производит готовую продукцию. Еще меньший процент таких, кто может сам ею торговать. Вот и получается, что в чистом виде ремесленников сегодня практически не осталось.

Но зато появились новые виды деятельности. Все еще готовят в училищах маляров, штукатуров, плиточников. Пользуются спросом услуги гипсокартонщиков, кровельщиков, плотников. Не все готовы признать, что действуют как предприниматели, и указать свой официальный статус. Ведь в таком случае нужно оформлять деятельность по закону и платить налоги. Система еще далека от идеала. Многие остаются в тени, ища подработку любого уровня.

Так кто такой ремесленник в наше время? Это человек, который может создавать продукт (товар, услугу) своими руками (умом), выполнять заказ под личную ответственность в срок и с гарантией качества.

Спецификация

Во времена Руси различались 64 основные занятия ремесленников. Специалисты выделили среди них более десятка групп – цехов. В одних мастера изготавливали оружие и доспехи, в других конскую сбрую, в третьих – всевозможную посуду (железную, медную). В отдельное направление выделялся гончарный промысел. Также обособленно существовали ремесленники-ювелиры.

Столяры, плотники, токари занимались деревом. Отдельно от них существовали бочары. Каменщики строили дома и мосты. Кожевенники выделывали шкуры, сапожники изготавливали обувь. Ткачи производили ткани, портные шили из них одежду. Особо выделялись ремесленники, производящие продукты питания – по обязательным направлениям: мясники, хлебники, калачники, пирожники, пивовары, квасники.

Толковый ремесленник был всегда в почете. Он считался зажиточным человеком. Сейчас встретить мастера-кустаря редко удается. Если и попадается действительно авторская продукция ручного (штучного) изготовления, то она так или иначе связана с народными промыслами, имеет определенный спрос и ценится достаточно высоко.

  • https://ru.strephonsays.com/artisan-and-vs-craftsman-14127
  • https://www.kalitva.ru/150910-remeslo-i-masterstvo.html
  • https://BusinessMan.ru/new-kto-takoj-remeslennik-istoriya-i-sovremennost.html
  • https://litfest.ru/writings/iskusstvo-i-remeslo.html

Текстильное и кожевенное дело

Одежда в Египте приготовлялась из льняных материй. Обрабатывать льняное волокно Египтяне умели еще до первых царей, т. е. вероятно уже в самом начало четвертого тысячелетия до нашей эры. В древнейших могилах много раз находили грубый холст, в который были завернуты трупы. Особенно славился Египет тонкими, как современный батист, тканями, которые вывозились за пределы Египта через город Пелузий в Дельте. Французское слово «блуза», перешедшее и в русский язык, есть ничто иное, как искажение слова «Пелузий», которым называли льняные ткани, вывозимые через эту гавань. Обычно одежда была белой, желтовато-белой, но иногда она ткалась с цветными узорами. На ногах носили сандалии, плетеные из тростника тем же способом как плелись циновки, или изготовленные из кожи.

История и современность

Сейчас, говоря о ремесленничестве, как правило, подразумевают труд человека, который выполняет работу кустарным методом, при этом используя орудия и приспособления, созданные своими руками. Например, сделать руками кувшин из глины можно лишь на гончарном круге. Купить его в магазине не получится. Инструмент и инвентарь для плетения корзин из лозы, посуды из бересты, головных уборов из соломки также не продается. Мастера изготавливают их сами. Можно ли считать ремесленными изделиями эту и другую подобного рода продукцию, изготовленную мастерами гончарного дела, плетения, берестянщиками? Безусловно, так оно и есть.

Кто такой ремесленник Древней Руси? Это любой человек, производящий товар. Кузнец занимался ковкой металла. Сапожник шил обувь, а портной одежду. У пекаря был хлеб, у аптекаря лекарство. Плотник занимался деревом, каменщик строил дома. Было четкое деление в зависимости от специализации. Различались ремесленники по направлению рода деятельности: гравер, ювелир, кондитер, жестянщик, гробовщик. Было время, когда добавкой к имени человек своей специализации выделялся из множества конкретный индивидуум: Семен-бондарь, Иван-седельник, Яшка-золотарь, Петька-печник, Васька-трубочист.

Все средства производства и инвентарь, как правило, находились в доме мастера или на его подворье. У кузнеца была мастерская с горном и наковальней, у пекаря – своя печь. Выделку шкур кожевенник производил у себя дома. И многие другие кустари-ремесленники поступали также: стеклодувы, мельники, оружейники, цирюльники и пр.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.

Ремесла в Средние века

В Средневековье важным, и постоянно растущим слоем городского населения были именно ремесленники. Увеличилась покупательская способность населения, что стало поводом для роста и развития городских ремесел. Работа на заказ становилась преимущественно работой на рынок.

Тенденции развития ремесла в Средние века:

  1. Это уважаемое занятие, приносящее неплохой доход.
  2. Мастера строительных специальностей пользуются наибольшим почетом — каменщики и штукатуры, плотники.
  3. Происходит еще большее углубление специализации ремесел, растет ассортимент изделий, модернизируется техника.
  4. Вместо меха и льна в Европе начинают носить одежду из шерсти.
  5. Развивается часовое производство, которое вскоре станет основой точного машиностроения, производства.
  6. Ремесленники вынуждены объединяться в цехи, чтобы защититься от «диких» конкурентов. Цехи отличало регламентированное производство с поддержкой цен на должном уровне и сдерживанием перепроизводства.
  7. Цеховая организация обеспечивала преемственность цеховых поколений.
  8. Ремесленники участвуют в становлении так называемой единой Европы – подмастерья могут кочевать из страны в страну и мастера тоже могут перебираться в новые места.

Но к концу эпохи цеховая система начинает становиться тормозящим фактором. Из-за обособления цехов ремесло тормозится в развитии, мастером может стать только сын или зять мастера. Та же регламентация ремесла отживает свое, она сдерживает внедрение технологических новшеств. Потому цехи изживают себя, и концу классического Средневековья возникает мануфактура.

Вашему вниманию предлагаем экскурс в историю средневекового ремесленничества.

Ремесла Древнего мира


Посуда Древней Греции

В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.

Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.

Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.

Китаю мы все обязаны множество ремесел, которые это государство если не придумало, то развило до высокотехнологичного уровня. Например, китайский фарфор и керамика, бронзовые сосуды и оружие, резьба по дереву, шелковая вышивка – удивительные примеры изящных промыслов Китая.

Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом

Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию

Основное о ремеслах Древнего мира:

  • постепенно наблюдалась тенденция к переходу от ремесленничества для собственных хозяйственных нужд к ремесленничеству на заказ и на рынок;
  • городские ремесленники стали новым социальным слоем – они были свободными от поземельной зависимости и больше, нежели крестьяне, вовлечены в товарно-денежные отношения;
  • ремесленники становились профессионалами, все большее значение имела узкая специализация;
  • бурно развивалось, в частности, кузнечное и оружейное производство (благодаря общественному запросу);
  • в это же время возникло стекольное производство;
  • в Древнем Египте начали изготовление писчих материалов (папируса).

В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.

Подробную информацию о развитии ремесла в Древней Руси, читайте в нашей статье: Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

Художественное ремесло

Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. Художественное ремесло правомерно называть и декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Образование

В Риме считали, что образование – основной путь для построения успешной карьеры. Вместе с тем, его качество напрямую зависело от материального и социального положения. Учеба начиналась с 7 лет. Детей патрициев отдавали к частным учителям, плебеи искали городские школы для своих детей.

Таких учебных заведений было много в Риме, отличались они стоимостью учебы. Самыми дешевыми были те, в которых обучали арифметике и грамматике, а также основам какого-либо ремесла. Дети богатых осваивали еще и философию, а позже и ораторское искусство. Обучение мальчиков и девочек в одном классе запрещалось.

Именно так жил Древний Рим – вечный город, про который говорили: «Пока существует Рим – живет и человечество».

Камнерезы и деревоработчики

Инструменты египетского ремесленника были чрезвычайно несложны: для сверления каменных сосудов из алебастра и других пород камня, и для изготовления статуй он применял ручное сверло; наждак играл при этом большую роль, также как песком и наждачным порошком полировали и отделывали готовые вещи.

То же сверло, вращаемое смычком, употреблялось и при работах по дереву.

Топор с деревянной рукояткой и каменным, а затем бронзовым лезвием, пила, тесло и долото — обычные инструменты деревообработчика, но и этим небольшим набором древний египтянин умел сработать не только простую мебель, но и тончайшей работы коробочки и так называемые «ложки» для притираний и духов, подголовник и деревянную статуэтку, часто скреплённую из отдельных кусков дерева. И теми же простыми инструментами они изготовляли монументальные заупокойные статуи из наиболее твердых каменных пород, или из мягкого известняка, который затем раскрашивался.

Гончары

Широко представлено гончарное производство. Из глины изготавливали посуду, сосуды, винные амфоры.

Гончарные изделия. Дата неизвестна Лувр, Париж (Франция)

Египтянам был известен гончарный круг. Готовые изделия обжигали и раскрашивали, некоторые из них покрывали эмалью.

Из глинистого ила делали кирпич, который использовали при строительстве. Для придания ему дополнительной прочности к составу подмешивали рубленую солому.

Процесс изготовления кирпича. Изображение из гробницы Рехмира. Около 1500-1450 гг. до н. э. Фивы, Египет

Полученный раствор заливали в деревянные формы и высушивали на солнце. Обжигать кирпич начали в конце Нового царства. Высокого уровня достигло производство фаянса. Он шел на изготовление облицовочной плитки, посуды, статуэток. Фаянс появился еще в додинастический период и представлял собой толченый кварц, нагретый с небольшим количеством соды или соли и покрытый глазурью. Чаще всего использовали синюю и зеленую глазурь, реже фиолетовую, желтую, белую и пурпурную.

Фаянсовая тарелка. Около 200-15 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США). Фаянсовая статуэтка лягушки. Около 3100—2650 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Рабовладение как основа экономики Древнего Рима

Экономика Древнего Рима характеризуется, в первую очередь, как рабовладельческая экономика. Труд рабов был одной из основ хозяйственной деятельности римлян – ему находили широкое применение в сельском хозяйстве, на рудниках, в строительстве. А многочисленные войны, которые вел Древний Рим, обеспечивали стабильный приток дополнительных рабов (т.е. массово имел место экстенсивный рост римской экономики).

Постепенно при переходе Римского государства от республиканской к имперской форме устройства усиливалась концентрация земельной собственности, формировалась крупная частная собственность на землю, крупные рабовладельческие хозяйства. Основными формами последних были:

  • вилла – это землевладение, которое считалось средним по размерам, располагалось вблизи городов с многоотраслевым хозяйством и имело небольшое количество рабов и наемных рабочих;
  • латифундия – это крупное хозяйство с площадью в несколько тысяч гектаров, которое использовало только труд рабов (их положение было очень тяжелым);
  • сальтусы – это крупные, преимущественно скотоводческие хозяйства, которые располагали значительными пастбищами.

Следовательно, в Древнем Риме сформировалась система рабовладения классического типа с жесткой эксплуатацией физического труда рабов. В основном они были заняты в сельском хозяйстве – ремесленная деятельность требовала высокой квалификации, которой у рабов не было.

Роль цехов в жизни города.

 Вся жизнь ремесленников была связана с цехами.   Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями».

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ — Договор о найме ученика.

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти.

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья — ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

  • < Возникновение городов в Западной Европе 11-14 вв.
  • -> Борьба городов с феодалами в XII-XIII веках >

1 вариант

1. Верно ли следующее утверждение?

В борьбе с сеньорами города завоевали свободу. Свобода фор­мировала людей, привыкших с уважением относиться к сво­им поступкам и обещаниям, нести ответственность за реше­ния, которые им приходилось принимать.

1) верно
2) неверно

2. Человек, проживший в городе один год и один день

1) становился свободным
2) приобретал сеньора
3) овладевал определенным ремеслом

3. Укажите неверный ответ.

Ремесленный цех

1) помогал больным мастерам, вдовам и сиротам
2) имел устав, определявший хозяйственную деятельность мастеров
3) состоял из мастеров, подмастерьев и учеников

4. Любек, Гамбург, Кёльн, Бремен

1) это города Шампани, в которых проходили ярмарки
2) это города — члены Ганзы
3) это города, которые ведут свою историю с римских времен

5. Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

В мастерской ремесленника

1) работали мастер, подмастерья, ученики
2) применялись станки, позволявшие механизировать труд
3) изделие изготавливалось целиком от начала до конца

6. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия

А) ратуша
Б) бургомистр
В) гильдия
Г) патрициат

Определения

1) самые влиятельные и богатые горожане, управлявшие городскими делами
2) товарищество купцов, совместно защи­щавших свои интересы
3) здание, в котором заседал городской совет
4) глава городского совета

7. Мастер, шедевр — что объединяет эти слова?

1) каждое изделие ремесленного мастера было шедевром, выдающимся произведением искусства
2) стать мастером мог только тот подмастерье, образцовое изделие которого — шедевр — одобрял цех
3) изготовленное мастером выдающееся произведение искус­ства (шедевр) нужно было в обязательном порядке пода­рить королю

8. Прочтите текст и найдите в нем ошибку.

Непросто приходилось купцам в средневековой Европе. Старые римские дороги давно разрушились, новых не строили несколько столетий. Очень досаждали разбойники и пираты. Не помогала даже забота крупных сеньоров, предоставлявших конвой для охраны купеческих караванов. Мешали и пошлины, взимавшиеся за право проезда.

1) на самом деле старые римские дороги, построенные на со­весть, находились в относительно неплохом состоянии
2) на самом деле сеньоры думали не о безопасности купцов, а о собственной выгоде
3) на самом деле в Средние века пошлины с купцов не брали

9. Римляне называли его Лютецией. От нашествия гуннов, как верили горожане, его спасла пылкая молитва святой Женевь­евы. В Средние века он считался городом-гигантом: более ста тысяч человек жили в его пределах. Это

1) Париж
2) Рим
3) Брюгге

10. «Ярмарка» в переводе на русский язык означает

1) ежегодный рынок
2) базар
3) торговое место

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: