Йол
Назначение корабля | Военный, рыболовный |
---|---|
Количество мачт | 2 |
Паруса на мачтах | Косые |
Дополнительные характеристики судна | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами.
Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
У Иола мачта и парус идентичны Кетчу; эти два типа парусников похожи друг на друга. Разница в том, что на йоле бизань-мачта находится далеко на корме и у руля, а на кетче бизань-мачта впереди руля. Используемый на протяжении веков, Иол сейчас очень редко встречается в его древней «классической» форме с гафельными парусами; современные парусные йолы обычно оснащаются бермудскими парусами для большей маневренности.
Корабли пиратские и торговые
галеоны
Орудия на них располагались точно так же, как и на кораблях военных, — в портах на нижней палубе. Хотя несли их гражданские суда в 3—5 раз меньше. Океанский транспорт массой 800 тонн мог располагать дюжиной 12-фунтовых «полупушек» по бортам и фальконетами на носу, корме и надстройках.
В основной же массе, торговые флоты в 16—18 веках состояли из маленьких 50—150-тонных шхун, способных поднять до 7 пушечек калибром не больше 6 фунтов.Такое же вооружение несли и пиратские корабли. Ведь, за редчайшим исключением, морские разбойники ходили на тех судах, которые им удавалось захватить. Лишь редкие «пираты на службе», как правило, располагали корсарскими кораблями специальной постройки — быстроходными яхтами, в бортах которых прорезались порты для нескольких сравнительно мощных пушек. Такова была, например, «Золотая лань» Дрейка.
Сэр Фрэнсис Дрейк.
Но пиратам и не нужно было много пушек. Ведь топить или сжигать «купца» они не намеревались. При атаке на торговый корабль стрельба если и велась, то по парусам, чтобы не дать ему спастись бегством. В свою очередь, «купец» старался попасть по парусам «пирата».
Тактика морского боя
Парусный корабль 18 века также сражался в строю, ибо, как и галера средневековья, он менее всего стремился оказаться в одиночку против двух противников, атакующих с разных сторон. Но теперь в прикрытии нуждались не вооруженные пушками борта, а уязвимые нос и корма корабля. На корме находились капитанский мостик и рулевые механизмы, а на носу — необходимая для маневрирования наклонная мачта, бушприт.
Русские военные суда в бою.
Неф — это… Происхождение термина
Архитектура храма поистине удивительна и достойна восхищения. Глядя на величественные соборы с остроконечными шпилями и огромными витражами, трудно поверить, что эта красота была создана руками человека. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых элементов храмовой архитектуры.
Что такое неф? Этим термином обозначается часть здания храма, предназначенная непосредственно для проживания верующих. Что означает слово «неф»? Этот архитектурный термин происходит от латинского слова navis, что переводится как «корабль».
Действительно, неф — это продольный элемент храмовой конструкции, помещение, очень похожее на корабль или корабль. Неслучайно он имеет такую вытянутую форму, что символизирует долгий путь христианина к спасению. Другими словами, церковь — не что иное, как корабль, который проведет истинного верующего сквозь все бури и волны бушующего океана жизни.
Шлюп
Парусный 3 мачтовый военный корабль XVII — XIX вв. с прямым парусным вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Также были одномачтовые шлюпы. Использовались для торговли и рыболовства. Распространенные в Европе и Америке в XVIII — XX вв. Парусное вооружение состоит из гафельльного или бермудского грота, гафельного топселя и кливера. Иногда дополнительно снабжали еще одним кливером и стакселем.
Назначение корабля | Военный, экспедиционный |
---|---|
Количество мачт | 3 |
Паруса на мачтах | Прямые |
Дополнительные характеристики судна | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Изобретение парусов
Одновременно с применением весел люди придумали парус. Этот элемент позволил использовать для движения судна энергию ветра. По сути, парус представлял собой полотнище, которое поднималось на мачте, или вертикальном столбе. Ветер наполнял парус и заставлял судно двигаться.
Самые первые паруса придумали народы, жизнь которых была связана с морем. Это были жители Полинезии или островов, расположенных в Индийском океане. Такие паруса в исходном виде сохранились до настоящего времени. Они представляли собой легкие циновки, которые плели из пальмового волокна. Их натягивали на изогнутые рамки из бамбука. Такие паруса давали возможность ловить попутный и боковой ветер. За счет этого удалось значительно увеличить скорость катамаранов.
При этом европейцы смогли придумать универсальные паруса лишь в Средневековье. До этого момента в водоемах Европы, Передней Азии и северных регионов Африки применялся прямой парус. Он представлял собой прямоугольный кусок ткани, который поднимался на мачте посредством специальной перекладины – реи. Такой парус давал возможность двигаться лишь при попутном ветре. При этом в безветренную погоду морякам приходилось пользоваться веслами.
Неф в архитектуре Европы
Неф, или корабль, впервые встречается в архитектуре греко-римского времени, как часть конструкции прямоугольного здания общественного назначения. Такие здания возводились на форумах и назывались базиликами.
В поздний римский период, когда христианство стало исповедоваться как главная религия Великой Римской империи, возникла необходимость сооружения культовых христианских построек. Для разработки их архитектурных конструкций в качестве основы была взята базилика. Ближе к восточному концу прямоугольное здание пересекли поперечным нефом. Что такое поперечный неф? В архитектуре его называют трансептом.
Так сформировалась форма храма католического образца — в плане базилика стала представлять собой латинский неравноконечный крест. А термин базилика стал определяющим для типа христианской культовой постройки. Традиционно в западноевропейских базиликах было от пяти до семи нефов. В боковых нефах обыкновенно располагались притворы. Они были ниже и уже центрального.
А в стене выступающей части центрального нефа обычно прорезали световые окна для усиления освещенности внутреннего пространства здания.
Важно сказать, что такое неф с точки зрения христианских канонов. Это та часть храма, куда, в отличие от других, имелся доступ мирянам
Парусники России
Россия продолжительное время не имела выхода к южным морям и Балтике. По рекам ходили первые древнерусские суда. Это были парусно-гребные одномачтовые ладьи.
На севере поморы выходили в холодные моря на кочах с одним парусом.
Вплоть до 18 в. в нашей стране не было военного флота, и лишь по приказу Петра I, который плавал сначала на ботике, а потом на яхте, заложили судостроительную верфь.
Оттуда вышел в море первый парусный линейный корабль (линкор). Позже многие парусники строились на зарубежных верфях.
Существуют корабли, которые вошли в историю нашей страны.
Шлюпы Восток и Мирный у берегов Антарктиды
На шлюпе «Восток» русские исследователи открыли Антарктиду.
Легендарный фрегат «Паллада», признанный образцом совершенства, широко известен благодаря плававшему на нем писателю И. А. Гончарову.
Корвет «Витязь» доставил Н. Н. Миклухо-Маклая – первого европейца – на берег Новой Гвинеи, населенной первобытными папуасами.
Использование нефа в эпоху Нового времени
Лишь в начале XVIII века в России стали строить православные храмы на базиликальной основе. Тогда же появились в крупных российских городах и католические храмы. Самым первым местом их распространения стал Санкт-Петербург, задуманный Петром I как многоконфессиональный. Да и строили-то его первоначально европейские мастера на привычный лад. Поэтому многие православные храмы Петербурга построены с явными нарушениями православных канонов.
Обычно неф как один из основных элементов христианского храма и общественного сооружения активно использовался архитекторами Европы как в самой Европе, так и в России для создания архитектурных художественных образов в таких стилях, как классицизм и барокко.
Рождение легенды
На Средиземном море торговые корабли, способные ходить при боковом ветре, появились в римское время. Зерно и даже песок для стадионов из Александрии в Рим перевозили 4000-тонные многомачтовые гиганты.
Римский корабль
нефамикуркурамикаракка»
На севере Европы большие — 200—300-тонные— парусные корабли стали строиться в середине 13 века. На проложенных городами Ганзы торговых маршрутах появились когги. Они не несли косых парусов. Возможности ходить под углом к ветру ганзейские купцы добились за счет снабжения корабля килем и замены рулевых весел рулевой лопастью. Кроме того, на рубеже 14—15 веков северными мореходамивыше главного паруса (грота) стал ставиться парус меньшего размера — марсель.
каравеллыГалсами Первые боевые парусники
До начала 16 века парусные корабли рассматривались почти исключительно как транспортники. Даже нефы и когги слишком зависели от направления и силы ветра и не обладали необходимой для военного судна маневренностью.
Боевой кнарр.
Боевой круглый корабль отличался от гражданского башнями на носу и корме (форкастлем и ахтеркастлем) и громадным «вороньим гнездом» на мачте. С внешней стороны борта приколачивался закрытый балкон для гребцов — кринолин.
Текущий глобальный флот
Мировой торговый флот растет вместе с объемом грузов, перевезенных морем: в 2006 году этот объем вырос на 8% (то есть вдвое больше, чем рост мировой экономики, в частности за счет глобализации ), и достиг 7,4 млрд тонн. Размер флота, измеренный в т о дедвейте или «дедвейта» грубо обозначающом грузоподъемность в т грузового судна. Флот грузовых судов на начало года достиг 1,04 миллиарда тонн дедвейта, что на 8,6% больше, чем в предыдущем году. Нефтяные танкеры и балкеры составляют основную часть этого тоннажа, в то время как грузовые суда общего назначения остаются наиболее многочисленными (хотя в целом они перевозят меньше); Наиболее быстро растут контейнеровозы (15,5% в 2006 г.). Есть в общей сложности 34,882 грузовых судов, работающих в 1 — го января 2007, за исключением судов менее 1000 тонн валовой вместимостью, судов из резерва флота США и кораблей Великих озер . В следующих статистических данных используются те же критерии, если не указано иное. С учетом судов валовой вместимостью более 100 тонн общее количество достигает 94 936 судов.
«Национальность» корабля оценивается двояко. С одной стороны, его флаг обозначает страну, в которой он зарегистрирован; но многие суда регистрируются под удобным флагом, отличным от страны происхождения судовладельца, чтобы получить менее ограничительные условия (налогообложение, трудовое законодательство и т. д.). Таким образом, статистика по флагам занимает первое место среди малых стран, таких как Панама или Либерия, которые на самом деле не «владеют» рассматриваемыми судами. Поэтому мы говорим о «контролируемом флоте» для обозначения судов, принадлежащих судовладельцу из страны A, но под флагом B.
Страна | Корабли | Дедвейт ( млн дедвейт ) | из них% под иностранным флагом | % мирового флота |
---|---|---|---|---|
Греция | 3084 | 170 181 | 71 | 17,39 |
Япония | 3,330 | 147 507 | 90 | 15.07 |
Германия | 2 964 | 85 043 | 84,9 | 8,69 |
Китай | 3 184 | 70 390 | 54,2 | 7,19 |
Норвегия | 1810 | 48 697 | 71,4 | 4,98 |
Соединенные Штаты | 1,766 | 48 261 | 52,9 | 4,93 |
Гонконг (Китай) | 689 | 45 053 | 57,43 | 4,60 |
Южная Корея | 1,041 | 32 287 | 55,14 | 3,30 |
Соединенное Королевство | 855 | 26 757 | 64,48 | 2,73 |
Сингапур | 794 | 25 723 | 42,12 | 2,63 |
Тайвань | 574 | 24 858 | 83,60 | 2,54 |
Дания | 781 | 21 878 | 55,13 | 2,24 |
Россия | 2 203 | 18 106 | 64,31 | 1,85 |
Италия | 739 | 15 962 | 27,58 | 1,63 |
Индия | 456 | 14 817 | 10,32 | 1,51 |
Швейцарский | 370 | 12 501 | 93,52 | 1,28 |
Бельгия | 226 | 12 490 | 48,26 | 1,28 |
Саудовская Аравия | 150 | 11 861 | 92.00 | 1,21 |
Турция | 874 | 10 927 | 41,70 | 1,12 |
Иран | 184 | 9,994 | 11,49 | 1.02 |
Всего в мире | 34 822 | 978 557 | 66,3 | — |
Страна | Корабли | Дедвейт ( млн дедвейт ) | % мирового флота | из которых% находится под национальным контролем |
---|---|---|---|---|
Панама | 7199 | 232 148 | 22,27 | |
Либерия | 1 908 | 105 227 | 10.10 | |
Багамы | 1,394 | 55 238 | 5.30 | |
Греция | 1,459 | 55 145 | 5,29 | 92 |
Маршалловы острова | 963 | 54 644 | 5,24 | 26 год |
Гонконг (Китай) | 1,159 | 54 341 | 5.21 | 39 |
Сингапур | 2,080 | 51 043 | 4,90 | 30 |
Мальта | 1,287 | 40 201 | 3,86 | |
Китай | 3700 | 34 924 | 3,35 | 99 |
Кипр | 966 | 29 627 | 2,84 | 8 |
Норвегия 2 d регистр | 614 | 20 285 | 1,95 | 61 год |
Южная Корея | 2 829 | 16 540 | 1,59 | 96 |
Япония | 6 713 | 15 083 | 1,45 | 100 |
Остров Мэн | 360 | 14 225 | 1,36 | 38 |
Индия | 1,185 | 14 190 | 1,36 | 98 |
Италия | 1,566 | 13 279 | 1,27 | 92 |
Германия | 875 | 13 172 | 1,26 | 99 |
Соединенное Королевство | 1,596 | 12 810 | 1,23 | 44 год |
Соединенные Штаты | 6 422 | 12 354 | 1.19 | 83 |
Антигуа и Барбуда | 1,081 | 10 400 | 1,00 | |
Всего в мире | 94 936 | 1 042 351 | — | 34 |
Неф в архитектуре соборов
Таким образом, в архитектуре храма неф — это продольная и удлиненная часть интерьера, ограниченная (с одной или двух сторон) рядом колонн.
Чаще всего в европейских соборах три нефа (реже — один или пять). При этом всегда выделяется центральная по высоте и ширине. Разделение храмовой конструкции на нефы происходит в архитектуре готики, барокко и классицизма.
Этот элемент используется не только в храмовой архитектуре, но и в светской архитектуре. Так, например, трехпроходное решение для организации пространства часто можно увидеть в интерьерах библиотек, а также на многих станциях метро.
Известные древние корабли
Сегодня известно много разновидностей древних кораблей, которые создал человек. Средневековые суда сооружались с применением каравельной обшивки встык или вгладь. Для них было характерно заострение носа и кормы. При таком типе конструкции удавалось увеличить внутренний объем судна. Конструкция встык позволяла делать судно водонепроницаемым.
Более совершенными судами владели ирландцы. В качестве примера следует привести Куррах. Такие конструкции оснащались деревянными рамами и имели плетеный корпус, покрытый шкурой. Такие суда имели съемные мачты с простыми парусами. Впоследствии в 13-15 веках большой популярностью стал пользоваться Гукор.
К 1000 году нашей эры появились известные суда викингов, которые назывались драккарами и кноррами. Они могли совершить путешествие в Средиземное море. На таких судах присутствовали изображения грозных существ – змей, драконов и прочих фигур.
В Китае небольшие модели кораблей с рулевыми веслами были созданы в 475-221 годах до нашей эры
В период правления династии Хань военно-морской флот был важной частью армии. Штурвалы, которые находились в кормовой стойке, начали появляться на моделях китайских кораблей в первом веке нашей эры
Технологии в Китае развивались настолько стремительно, что уже к началу Средневековья были придуманы водонепроницаемые отсеки.
В первом веке нашей эры жители Нусантаранского архипелага изготовили большие корабли, которые назывались K’un-lun po. Их длина превышала 50 метров. Такие конструкции обладали высотой 4-7 метров. Они были способны перемещать 700-1000 человек и 260 тонн груза. Суда оснащали 4-7 мачтами и могли перемещаться против ветра с применением наклонных парусов.
По мнению историков, во времена своего расцвета империя Мали создала крупный военно-морской флот. Его возглавлял император Манса Муса. Это датируется периодом с конца тринадцатого по начало четырнадцатого веков. В некоторых арабских источниках описывается путешествие флота Мали в Новый Свет. Оно датируется 1311 годом.
До эпохи Возрождения навигационные технологии были относительно простыми. Однако это не стало препятствием к тому, что некоторые цивилизации превратились в настоящие морские державы. В качестве примеров стоит привести Геную и Венецию. Викинги пользовались своими судами для исследования Северной Америки и торговли в Балтийском море.
В конце четырнадцатого века на кораблях начали появляться башни. Они располагались на корме и на носу. Впоследствии вместо башен стали использовать кубрики. В качестве примера стоит привести каракк Христофора Колумба.
В пятнадцатом веке в Японии придумали один из первых железных корпусов. Конструкция получила название «Атака-буне», что буквально переводится как «железный корабль». В период с пятнадцатого по семнадцатый века в Японии лидирующие позиции занимали прибрежные флоты, которые вмещали несколько сотен судов, включая Атака-буне. В Корее в первой половине пятнадцатого века был придуман «Корабль-черепаха», или «Geobukseon». Он считается первым бронированным судном в мире.
После Колумба было создано множество торговых путей и кораблей. Как следствие, европейские исследования существенно ускорились. В 1498 году Васко да Гама добрался до Индии. Тем самым он продемонстрировал, что из Атлантического океана можно попасть в Индийский. Аналогичные исследования стали проводить Франция, Голландия, Англия. Они занимались открытием испанских и португальских маршрутов в Тихий океан.
В начале восемнадцатого века французский военно-морской флот начал создавать новый тип судна. Он вошел в историю как линейный корабль, оснащенный 74 орудиями. Эта конструкция стала базой каждого военного флота Европы. По длине такие корабли достигали 56 метров. Для сооружения каждого из них требовалось использовать 40 километров веревок и 2800 дубов. При этом на борту помещалась команда из 800 солдат и моряков.
В девятнадцатом веке Королевский флот запретил работорговлю. Целью этого ограничения было подавление пиратства. В то же время появилось такое быстроходное судно, как Клипер. Оно представляло собой очень быстрый корабль. Именно это судно стало основой серийного производства, а впоследствии было трансформировано в парусную конструкцию, которая принимала участие в открытии Панамского и Суэцкого каналов.
Корабль Эгейского моря
Из-за довольно высоких стоек-опор вёсла входили в воду под углом, близким к нормали, что снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранён на пентеконторах — одноярусных гребных суднах, приводимых в движение пятью десятками вёсел — по 25 с каждой стороны при общей длине корабля 28-33 метров и ширине 4 метра.
Корабль Эгейского моря (Крит)
Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта – без ограждения), то есть открытыми судами. Однако иногда строились и палубные пентеконторы (катафракта). Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и воинов, которые первоначально и сидели на вёслах. Сходя на берег, они вели войну. Для уничтожения неприятельских судов на пентеконторах появляется таран.
Скорость судна составляла около 9.5 узлов (17.5 км/ч). Увеличение её требовало увеличения количества гребцов, что на одноярусном корабле привело бы к удлинению корабля на 1 метр. В связи с этим греческие и финикийские кораблестроители приняли изящное решение: если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Так появилась бирема (конец VIII в. до н.э.).
Классификация
По парусному вооружению
- Корабль (фрегат) — это судно, несущее три мачты, на всех — прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
- Барк — три мачты, первые две — прямые паруса, третья — косые.
- Бриг — две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
- Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) — это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
- Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) — суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
- Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) — как следует из названия — суда с одной мачтой.
По типу парусов
По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:
- Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
- Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
- Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах.
Разделение — условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов.
По форме корпуса или носа
Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами.
- Флейт — это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
- Куттер (катер) — малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut — резать)
- Клипер — корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.
Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. — это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.
По назначению или использованию
Линейный корабль — это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем — легкие пушки.
Фрегат — трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой. Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек.
Шлюп — в британском Королевском Флоте XVIII — середины XIX вв. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском — корветами.
Авизо — малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.
Пакетбот — корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.
Брандер — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.
Кеч
Двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Имеет передней высокую грот-мачту, а позади — более короткую бизань-мачту. Обе мачты на кече несут только косые паруса; причем на них встречаются паруса двух типов. Суда с гафельными парусами называются гафельными кечами, а с бермудскими – бермудскими кечами. Гафельный кеч внешне очень похож на гафельную шхуну, но он значительно меньше шхуны и, как уже говорилось, его задняя мачта ниже передней (в то время как у шхуны – наоборот).
Назначение корабля | Рыболовные, спортивные. |
---|---|
Количество мачт | 2 – (только грот- и бизань-мачта) |
Паруса на мачтах | Косые |
Дополнительные характеристики судна | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Роль нефа в готической архитектуре
Своды нефов традиционно перекрывали плоскими сводами, но в готической архитектуре появляются своды стрельчатой формы, укрепленные дополнительными опорными наружными конструкциями — аркбутанами и контрфорсами. Это было необходимым в связи с неустойчивостью стрельчатой конструкции сводов. А также из-за неравной ширины и высоты нефов. Как правило, аркбутаны укрепляли свод центрального. Для готической архитектуры и для предшествовавшей ей романской свойственно деление нефов на секции в таком соотношении, что одной ячейке центрального нефа соответствуют две ячейки бокового.
По мере освоения строительных технологий в области возведения каменных перекрытий в романской и готической архитектуре стали использовать двухэтажные боковые нефы. В связи с этим образуется верхний корабль на втором ярусе бокового. Проход в него осуществлялся по скрытой лестнице. Назначение верхней нефовой галереи до сих пор в достаточной мере не объяснено. Существует гипотеза, что это помещение использовалось для хранения имущества паломников. С упадком паломничества верхние нефы были упразднены.
Фрегат
Назначение корабля | Боевой |
---|---|
Количество мачт | 3 |
Паруса на мачтах | Прямые, на бизань мачте — косые. |
Дополнительные характеристики судна | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Фрегат представляет собой трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением и палубой для пушек. Это один из самых разнообразных типов парусников с точки зрения характеристик. Происхождение фрегатов началось с быстрых и легких кораблей, использовавшихся для плавания в Ла-Манше примерно в конце 17 века.
С увеличением военно-морского флота и их дальности плавания характеристики кораблей «Дюнкерк» перестали удовлетворять Адмиралтейство, и название стало трактоваться гораздо шире, подразумевая, в принципе, все быстроходные легкие корабли, способные к самостоятельности.
Конструкция
Флот крестоносцев у стен Византии. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474)
Изначально имел одну-две мачты и латинское парусное вооружение. Позднее парусное вооружение стало смешанным, состоящим из обеспечивающих хороший ход при попутном ветре прямых и косых парусов, которые позволяли ходить круто к ветру. Впервые в европейском кораблестроении на нефах появились рифы, позволявшие при необходимости уменьшать или увеличивать площадь парусов.
Неф имел округлую форму корпуса и высокие борта с обивкой вгладь. На сильно приподнятых носу и корме были расположены надстройки, имевшие несколько ярусов, на которых с XV века располагали артиллерийское вооружение. Изначально рулевое устройство имело вид боковых рулей, в XIII веке вёсла заменил навесной руль на ахтерштевне.
Возвращение Изабеллы Французской в Англию. Миниатюра из «Хроник» Фруассара. XV в.
Водоизмещение нефа составляло 200—600 т, длина 20—32 м, ширина 6—12 м, осадка 2—3,7 м, вмещал он до 800—1000 человек. Крестовые походы и оживление торговых отношений Европы с Ближним Востоком привели к постройке нефов большой величины, вмещавших до 1500 человек и 1200 т груза, а общая площадь парусов составляла более 770 м².
Большие нефы, в отличие от других судов, имели несколько якорей (до 7) для предотвращения сноса во время стоянок.