Женский костюм
В основе всех дагестанских костюмов — туникообразная рубаха-платье и длинные штаны. Даргинская рубаха черного цвета была длинной и широкой; из-под нее виднелись узкие штаны, украшенные в нижней части цветной отделкой. У аварок цельнокроенное платье-рубаха называлось горде. Андийские женщины под кванно — нижнее платье на кокетке надевали шаровары ошхъоги. Кумычки носили рубахи ич-гелек, тоже с шароварами.
Верхней одеждой аварок было длинное распашное платье с двойными рукавами — хабалай. Кумыкский къабалай был праздничной одеждой и напоминал наряды кабардинок и черкесок. Спереди по всей длине къабалая вшивали широкую вставку андылык, имитирующую нижнее платье. Швы соединения с основными полотнищами обшивали позументом и кружевом. Часть вставки выше талии не пришивали к платью, а пристегивали. Вставка заканчивалась воротником-стойкой, которую украшали декоративные филигранные серебряные пряжки. Аналогичный крой, но без вставки имело распашное платье арсар. Кроме того, кумычки носили нераспашное платье полшу. У даргинок в некоторых областях бытовало платье-кафтан архалук. Зимней одеждой были шубы, которые напоминали мужские накидки.
Аварка в праздничной рубахе-платье; даргинец в черкеске
Головные уборы. Традиционный убор дагестанских женщин — чохто (чухта) — чепец-чехол с мешочком для кос, соединенный под подбородком серебряной цепочкой. Налобную часть чухты шили из шелка или парчи и украшали бисером, бляшками, галунами, монетками и височными кольцами. Эти украшения виднелись из-под покрывала, которое у аварок носило название «мучу». У андиек чухта, украшенная золотым шитьем, имела форму полумесяца, развернутого «рогами» вниз. Поверх нее женщины повязывали большой белый платок, который укутывал всю фигуру, подобно плащу. Этот головной убор бытовал вплоть до 1930-х гг. Кумычки прикрывали чуткъу (чухту) платком из шелка, тюля, шерсти или ситца (соответственно возрасту и поводу). Молодые даргинки предпочитали яркий цвет покрывал, пожилые — черный.
Украшениями дагестанок были височные кольца, цепочки, перстни, ожерелья, нагрудные подвески, броши, амулетницы, поясные застежки, пряжки. Кубачинки, лезгинки и кумычки носили съемные украшения из серебра (этот металл особо почитали на Северном Кавказе). Аварки, лачки и даргинки предпочитали нашивать украшения и амулеты на нагрудники, низ рукавов, подол и швы одежды. Такие украшения имели магическое значение — защищали от злых духов. Эту же функцию у многих других народов (славян, финно-угров) выполняла вышивка. Даргинские женщины носили массивные, сложно сплетенные налобные цепи и крученые браслеты.
Расселение
Дагестан
Даргинцы — второй по численности дагестанский этнос (после аварцев), составляют 16,5 % населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 510 156 даргинцев, из которых 425 526 в Дагестане , по Всероссийской переписи населения 2010 года — 589 396 человек, в том числе в Дагестане — 490 384 человек. Территория традиционного расселения даргинцев — горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 % населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 и 36 %, 2002 г.).
Они проживают также в Тарумовском (19 %), Кизлярском (15 %) и Буйнакском (14 %) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 % населения. Даргинцы — горожане проживают в Избербаше (57 % населения этого города), в Махачкале (12,4 %), Кизляре (7,3 %), Буйнакске (6,6 %), Хасавюрте (4,2 %) и Дагестанских Огнях (9 %, 2002 г.). Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к посёлкам городского типа. Много даргинцев также в посёлках Ачису, Манаскент и Мамедкала.
Диаспора
Даргинцы проживают в разных регионах России. Крупнейшая даргинская община за пределами Дагестана представлена в Ставропольском крае. Численность даргинцев в Ставропольском крае увеличилось с 15 939 человек в 1979 году до 32 740 человек в 1989 году , 40 218 человек в 2002 году , 49 302 человек в 2010 году . Также даргинцы имеют крупные диаспоры в Ростовской области (8304 человек, 2010 г.), Калмыкии (7590 человек, 2010 г.), Астраханской области (4241 человек, 2010 г.), Москве (3255 человек, 2010 г.) и др. Несколько сотен даргинцев проживают в Красноярском крае. Первые даргинцы появились в Красноярском крае в 1930-е годы . Согласно переписи 2002 года, в Красноярском крае проживало 367 даргинцев, из них 32 % в Норильске, 20 % в Красноярске, 20 % в Шарыпово и Шарыповском районе .
Небольшие группа даргинцев проживают и в странах бывшего СССР. Так на 1959 год в Киргизии проживало 965 даргинцев, а к 1999 году их численность достигла 2704 человека, что составляло 0,1 % населения республики . В современной Турции даргинцы проживают в шести сёлах, район города Ялова, в Сирии в одном селе-Дер-фуль.
Мужская славянская одежда
Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:
- Простой рубахи;
- Порток или штанов;
- Свитки или кафтана.
Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.
Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.
Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.
Народ, который чтит традиции
Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.
Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.
Детская славянская одежда
Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.
Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.
Жилище
Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.
Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.
Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.
Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.
Название
Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские — «лекеби».
В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.
Диаспора
Представители национальности даргинец проживают в совершенно разных регионах России. Их крупнейшая диаспора за пределами самого Дагестана существует в Ставропольском крае. За последние годы их численность в этом регионе значительно увеличилась. Если в 1979 году проживали около 16 тысяч даргинцев, то во время перестройки — уже почти 33 тысячи человек, а по последним данным — 50 тысяч.
Также крупные диаспоры этой национальности можно встретить на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинской общины живут в Москве.
Примечательно, что несколько сотен представителей этого народа уже давно обосновались вдалеке от своей исторической родины — в Красноярском крае. Первые даргинцы тут появились в 30-е годы прошлого века. В 2000-х годах их тут насчитывается почти 400 человек. В основном, они осели в самом Красноярске, а также в Норильске, Шарыпово и одноименном районе.
В странах бывшего Советского Союза проживает совсем небольшая группа даргинцев. Относительно заметными их можно считать только к Киргизии. Там почти три тысячи представителей данной национальности, что составляет одну десятую процента от общего количества жителей в стране. Около полутора тысяч даргинцев живут в Туркмении.
Древние обряды и современная жизнь
Лезгин — это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.
Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.
Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций
Приведём здесь определение ряда понятий — «композиция», «конструкция», «покрой», «туникообразный», принятые в научной и учебной литературе /8,53/.
Композиция — составление, объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание.
Конструкция — материально-техническая, пространственно-структурная и двигательная организация вещи, сооружения, узла (определение швейников). Конструкция — строение, построение, устройство, чего-либо (определение дизайнеров).
Покрой — вид, придаваемый одежде тем или иным способом выкраивания и пошива.
Понятие «туникообразный покрой» («туникообразная конструкция») означает — накладная (одеваемая через голову) или распашная одежда с прямым станом (передним и задним полотнищами), образованным согнутым по линии плеч полотнищем ткани, рукава имеют прямую линию оката и вставлены в прямую пройму. Термин «туникообразный» введён Куфтиным Б.А., имея ввиду сходства такой одежды с покроем позднеантичнои (римской) туники. По-русски, такой покрой (конструкцию) называют рубахообразным (от слова — рубаха).
Современная теория информации утверждает, что всякое содержание акта коммуникации можно закодировать на перфокартах, т.е. представить в символической форме с помощью фиксированной цифровой системы, сохраняющейся во времени /14,53-54/.
Народный костюм представляет собой знаковую систему, язык знаков, определённое объединение однородных, однотипных изображений. Линиями и формами, конструкцией и композицией одежда согласовывается со строением тела человека, половозрастными различиями, содержит в себе характерные элементы, цветовое состояние, декоративное решение, способ ношения и т.п. Всё это в целом создаёт соответствующее образное представление и принадлежность костюма конкретному региону, т.е. народный костюм выступает как определённый вид информации /4,8/.
Любая информация независимо от её сложности может быть закодирована и перекодирована. Следовательно, народный костюм можно представить с помощью кода. Конечно, дать полностью соответствующее подлиннику описание трудно, но, исходя из целей, в данном случае и не возникает такой необходимости.
Музейные коллекции одежды начали создаваться относительно поздно, лишь во второй половине 19 века, поэтому древних образцов одежды не сохранилось. Вместе с тем, образцы 19 — начала 20в. содержат в себе много архаичного, традиционного /9,20,34,35,43,55-58/.
Изученные подлинники дагестанского народного костюма зафиксированы в фотографиях и зарисовках. Элементы костюма представлены в развёрнутом виде спереди и сзади. Такое фиксирование образцов одежды способствует выявлению характеризующих их линий, членений, параметров, с помощью которых возможна реставрация конструкции, композиции и получение развёртки поверхности интересующих нас образцов. Объектом изучения явились наиболее характерные элементы женского народного костюма — рубахи, платья.
Каталог образцов рубах, платьев — элементов женского народного костюма — представляет собой систематизированный материал в виде цветных зарисовок, содержащих наиболее характерные образцы, изученные и зафиксированные из музейных коллекций и с изобразительных материалов и литературных источников. Каталог композиций — своего рода иллюстратор цветового и декоративного решения элементов дагестанского женского народного костюма (рубах, платьев). Типы конструкций рубах
Работа с музейными образцами подтвердила, что рубаха — один из ведущих элементов дагестанского женского народного костюма. Она служила для женщин большинства народностей Дагестана (аварок, даргинок, лачек) основным видом платья. В нём горянка могла быть дома, работать в ноле и даже находиться в общественных местах. Так как рубаха выполняла и функции верхнего платья, то многие женщины из богатых семей шили её из плотных и дорогих тканей: парчи, шёлка, золотного бархата, плюша, а также кашемира. У кумычек, табасаранок рубаха у служила нижним платьем /14/.
Под рубаху надевали длинные (спускавшиеся на ступни) шаровары или широкие и такие же длинные штаны. Платье-рубаха подпоясывалось широким поясом из ткани в виде полотенца, или кожаным поясом с большими металлическими пряжками и нашитыми поверх него монетами.
Особенности женского костюма на юге России и средней полосе
Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.
В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:
- В Сибири делались самые красивые кокошники;
- В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
- В Тверской – лучшее шитье золотом.
Семья
Среди обычаев этого народа одно из главенствующих мест занимают семейные традиции. Тут привычен патриархальный уклад, который подразумевает главенство мужчин над женщинами, а старших над младшими.
Любой неправедный поступок сразу ложится позором на всю его семью. Поэтому каждый стремится соответствовать этическому кодексу, его правила передаются из поколения в поколение. Больше всего ценятся честность, благородство, смелость и трудолюбие.
Свадебные традиции этого народа типичны для остального Кавказа. Существуют обряды сватовства, затем следует получение согласия на женитьбу, пребывание невесты в «другом » доме, которому предшествует обручение. Только после этого девушку вводят в общую комнату и отправляют к роднику за водой.
Большой ценностью в семье считаются дети. Пожелание бездетности считается одним из самых суровых и жестоких проклятий. Детей принято называть в честь пророков, уважаемых в роду людей или давно умерших родственников. При этом каждый знает, что он будет обязан соответствовать этому имени.
http://nazaccent.ru/content/23724-rukodelnyj-narod.htmlhttp://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14801http://fb.ru/article/432588/natsionalnost-darginets-opisanie-vneshnosti-proishojdenie-traditsii-yazyik
Характерные черты мужского и женского костюмов
Национальный костюм чеченского мужчины состоял из 2 основных предметов:
- бешмет – полукафтан длиной немного выше колен, расширяющийся книзу, точно облегающий фигуру и застёгивающийся до пояса на пуговицы-узелки;
- штаны должны были легко заправляться в сапоги, поэтому кроились зауженными книзу и шились из лёгкой ткани, чтобы не сковывать движений.
Особенности мужского костюма
Следующие предметы могли дополнять основной костюм:
Черкеска – верхняя одежда длиной чуть колен; покроем она напоминала бешмет, застёгивалась только на поясе. Черкеска, как правило, шилась из лучшего сукна.Отличительной деталью платья были кармашки для хранения специальных трубочек с зарядами для ружья — газырницы. Постепенно газыри утратили своё практическое назначение, однако газырницы сохранились в национальном костюме как элемент декора. Бурка – расширяющаяся книзу накидка без рукавов из войлока с зауженными твёрдыми плечами, служившая мужчинам как одеждой, так и одеялом.
Папаха – конусообразная шапка из овчины, длинношёрстная или каракулевая. Особо ценными считались папахи из шкуры бухарского барашка, но их могли позволить себе только богатые люди.
Кожаный пояс был обязательным элементом одежды, его праздничный вариант украшался металлическими вставками и подвесками. На пояс крепились необходимые в походе предметы: кремень, камень для заточки кинжала или ножа, коробочка с оружейной смазкой. Но главное назначение пояса – крепление для кинжала или шашки. На ногах носили сапоги из мягкой кожи длиной чуть ниже колен; у богатых людей были чувяки – кожаные туфли без каблуков — а на голени надевались сафьяновые ноговицы.
Женский костюм
Основу женского костюма составляли 4 предмета:
- длинное платье-туника из лёгкой ткани с небольшим разрезом на груди, с рукавами, закрывающими кисти рук, и нагрудником, украшенным вышивкой и камнями; воротник-стойка обязательно застёгивался на маленькую пуговицу;
- штаны широкого покроя, низ которых собирался в оборку (в костюме для особых случаев низ обшивался кружевом);
- платок, простой или украшенный вышивкой; замужние женщины надевали платки поверх чухты (или чохты) – шапочки, плотно обхватывающей лоб и полностью скрывающей волосы;
- девушки и молодые женщины добавляли к костюму матерчатый или кожаный пояс.
Такой наряд дополняло верхнее платье, которое изготавливалось из бархата, парчи или атласа. По крою оно было похоже на черкеску с удлинёнными рукавами, которая застёгивалась только у пояса. Большое значение придавалось украшению платья, особенно вышивке: важен был не только орнамент, но и цвет нити. Традиционно использовалась гамма из зелёного, красного, жёлтого и чёрного цветов.
Женская обувь была разнообразной:
- кожаные тапочки, которые надевали и дома, и на выход;
- туфли с каблуками на жёсткой подошве (без задников);
- сапоги из сафьяна на каблуке;
- ботинки, которые шились из нескольких кусков кожи строго по ноге.
Значение частей
Национальные костюмы народов Дагестана были настолько разнообразны, что по некоторым деталям одежды определяли, к какой национальности принадлежит человек. Также украшение могло рассказать о статусе, возрасте и финансовом положении его владельца. Но в большей степени это относится к женским нарядам, так как мужская одежда была более сдержанной и однообразной. Они отличались только некоторыми деталями и узорами.
Хотя у каждого дагестанского народа были свои традиции, язык и особенности в убранстве, но их также объединяли многие базовые вещи: чухта, шаль, рубашка в виде туники, а также бешмет. И если есть вопросы, связанные с тем, как нарисовать национальный костюм Дагестана или отобразить его на фотографии, то все эти предметы одежды должны быть на картинке
В данном случае особое внимание следует уделить вышивке и орнаментам, которые имели большое значение в женской одежде. Узоры (птицы, животные, деревья) часто имели сакральное значение, защищая своих владельцев
Украшения для торжеств были украшены вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней. Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.
Даргинцы
дарган, дарганти (кайтагцы — хайдакълант, кубачинцы — арбугъан)
Всего: около 600 тыс. чел.
-
Дагестан : 490 384 (2010) , 425 526 (2002)
-
Ставропольский край : 49 302 (2010) , 40 218 (2002)
-
Ростовская область : 8 304 (2010) , 6 735 (2002)
-
Калмыкия : 7 590 (2010) , 7 295 (2002)
-
Астраханская область : 4 241 (2010) , 6 735 (2002)
-
Москва : 3 255 (2010) , 2 898 (2002)
Дарги́нцы (самоназвание: дарг. дарган, дарганти, даргва ; аварск. даргиял, — один из крупнейших народов Дагестана (Россия). в их состав входят субэтносы, кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Относятся к кавкасионскому типу западный вариант балкано-кавказской расы европеоидной расы.
Шесть килограммов на голове
Головные женские уборы заслуживают отдельного упоминания. У замужней женщины он мог достигать шестикилограммового веса. Главное, чтобы эта конструкция полностью закрывала волосы. В народе долго верили, что они обладают колдовской силой. Основу из холста уплотняли пенькой или берестой, чтобы получилась твердая налобная часть. Это и называлось кикой, которая завершалась чехлом из ситца, бархата или кумача. Затылок прикрывали позатыльнем, прямоугольной полосой ткани. Всего такая «шапка» могла включать в себя двенадцать частей. Зимой на голове славянки можно было увидеть круглую меховую шапку, но волосы были полностью закрыты платком. По праздникам на головах появлялся кокошник с дном из материи и основой из твёрдого материала. Обычно он был обтянут золотой тканью и обшит жемчугом.
Девушкам приходилось куда легче. Их головной убор в Древней Руси был похож на повязку, обруч или венец. Если такой венчик был богато украшен, то назывался коруной. Жесткая, часто металлическая основа, обтянутая украшенной тканью, была модной у городских щеголих. В деревнях девические венчики были попроще. Мужчины предпочитали круглые шапки с меховым ободком. На мех шли овцы, песцы и лисы. Носили также вяленые шапки и колпаки из войлока. Обычно их форма была конусообразной, а вершина скругленной. Шили их изо льна и шерсти, а также вязали. Тюбетейки из соболей могли себе позволить только князья и ближние бояре.
Дела семейные
Детей было принято обручать ещё в раннем детстве. Особенно интересна традиция, согласно которой женщины, у которых ещё не было потомства, вместе направлялись в священное место и там давали обет, что, если у одной из них родится сын, а у другой дочь, в будущем они должны будут пожениться. Таким образом лезгинские семьи устанавливали родственные и дружеские связи между собой.
Раньше у лезгин, как и у многих других кавказских народов, были распространены случаи кражи невест. В случае, если совершённое было «по любви», родственники невесты не пытались вернуть девушку в семью, требовать калым также не было принято, скорее, наоборот: родители будущей жены вносили плату в благодарность за то, что их дочь взяли в новую семью.
Особенно почитались на свадьбах пожилые люди, ведь старики делились с молодожёнами бытовой мудростью, которая в будущем помогала им в семейной жизни. Некоторые семьи до сих пор соблюдают традицию осыпания мукой молодой жены, когда она впервые заходит на кухню. В знак того, что теперь она – новая хозяйка в доме, девушка кидала горсть муки в очаг.
Лезгинское общество довольно консервативно, женщинам в нём отводится весьма скромное место. Как хранительницы очага, они занимаются в основном детьми и работой по дому. Однако это вовсе не значит, что к ним относятся как к мебели.
Оскорбить женщину, а уж тем паче поднять на неё руку – значит, опозорить себя на всю общину.
В былые времена подобное поведение считалось кровным оскорблением, а обидчик становился изгоем. В наши дни в случае серьёзной семейной ссоры женщина уходит жить к родителям, а родственники её мужа добиваются примирения.
Также на женщин не распространяется кровная месть: какая бы вражда ни шла между семьями, никто не имел право причинить вред женщине и тем более убить её. Пренебрегавшие негласным правилом навлекали на себя презрение всего лезгинского общества.
Если женщина снимала платок и бросала его между дерущимися, драка прекращалась.
Также в присутствии женщины не принято крепко выражаться.
По традиции лезгинский мужчина не может присутствовать во время рождения своего ребёнка. Тот, кто первым сообщает отцу о том, что у него родился сын, получает подарок. В целом появление на свет сына считается более радостным событием, чем рождение дочери. Имя мальчику дают в честь кого-нибудь из старших родственников, обычно, уже почивших. Рождение ребёнка широко празднуется, по этому случаю готовят особенные угощения.
Еда
Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.
Основатель народа
Историки связывают появление народа ногайцы с золотоордынским темником Ногаем. Это был правитель самого западного улуса, который с 1270-х годов фактически отказался подчиняться ханам Сарая. Под от него в результате попали Сербия и Второй а также часть северо-восточных и все южные русские княжества. Именно от его имени берет свое название народ ногайцы. Золотоордынского беклярбека они считают своим основателем.
Административным центром Ногайской Орды стал город Сарайчик на реке Урал. Сейчас на этом месте исторический памятник, а рядом одноименное село на территории Атырауской области Казахстана.
Пояс
]]>
]]>
]]>
]]>
]]>
]]>
На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.