Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика

Женский костюм: искусство легкой драпировки

Основа женского костюма – тот же хитон, правда, более длинный, по сравнению с мужским. У него мог быть отворот, который было легко отогнуть и прикрыть им голову. К хитону носили один или два пояса, чуть выше и ниже талии. Поверх хитона часто носили перекинутый через плечо шарф или пеплос (изобретение дорийцев), представляющий собой кусок сложенной ткани, отогнутой по верхнему краю. Несшитые края пеплоса падали ровными монументальными складками и придавали костюму строгость и величественность античной архитектуры.

Девушка в греческом хитоне / JamesDeMers, pixabay.com

Верхней одеждой женщин, так же, как и мужчин, был гиматий, а на ногах гречанки носили сандалии на ремешках или шнурованные ботинки из красной кожи.

Прически древнегреческих модниц производят впечатление и по сей день. Замысловатые или, наоборот, простые, практически, всегда высокие, они подчеркивали длину и хрупкость женской шеи. Волосы завязывали узлом, прятали в сетки, завивали, украшали лентами и венцами.

Греки в совершенстве освоили искусство создания драпированного костюма. Легчайшие и тончайшие шерстяные, реже льняные, ткани создавались на вертикальных ткацких станках, снабженных специальными грузиками, которые и обеспечивали ту самую «рыхлость», эффект знаменитых мокрых складок. Драпированный костюм не только оставлял невероятный простор для творчества, но и выгодно подчеркивал достоинства женской и мужской фигуры, а ритм складок и пластические свойства ткани придавали древнегреческому костюму неповторимую художественность.

Эскизы костюмов к театральной постановке трагедии «Федра» , Wikimedia

Косметика

Искусство ухода за собой в Древней Греции было поставлено на очень высоком уровне, если помнить, что до XVI-XVII веков вся Европа жила в условиях полной антисанитарии. Еще до нашей эры греки регулярно посещали баню и мылись, богатые люди пользовались услугами массажа в банях и натирались ароматическими маслами, купание было возведено в такой же культ, как и поклонение человеческому телу.

Популярностью пользовались духи, для производства которых шли в ход как местные растения и цветы, так и привозное сырье и азиатские специи:

  • кардамон;
  • имбирь;
  • шафран;
  • розы;
  • дубовая кора и другие.

Макияж в современном значении этого слова в Греции не был распространен, т. к.

считалось, что эта искусственная маскировка убивает настоящую природную красоту, но афинянки все равно подводили сажей глаза и ресницы, пользовались пудрой и румянами. Была популярна уходовая косметика: кремы, сыворотки и всевозможные мази.

Украшения

Женщины, которые могли себе это позволить, всегда носили много ювелирных украшений. Часто они заключали в себе религиозные и мифологические сюжеты, например, были популярны серьги и подвески в виде купидонов и других существ. Особенно отличались металлические витые браслеты, которые могли занимать все предплечье и сочетать в себе целые миниатюры, изображения растений, животных и богов. Мужчины носили только массивные перстни-печатки, почетные государственные деятели по праздникам надевали золотые лавровые венки, а вот мужчинам Спарты запрещалось носить любые ювелирные украшения и уподобляться слабому полу.

Ткани, цвет, орнамент

Статуя типа кора. Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Хлопок служил предметом роскоши, его привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.

«Дама в голубом», танагрская статуэтка

Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты

», «критская волна », «бусы », «плетенка », «меандр ». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

Аксессуары и обувь

Если говорить кратко, одежда Древней Греции была несложной — отрезы полотна, собранные в красивые складки, облегали и подчеркивали тела мужчин и женщин. Но у каждого пола были свои аксессуары.

Люди, занимающиеся физическим трудом, надевали перчатки из кожи или грубой ткани. А также они использовались во время приема пищи, ведь еду брали с тарелок руками до тех пор, пока в Греции не появились вилки.

В жаркую погоду женщины обмахивались опахалами, по форме напоминающими листья. У них были костяные или деревянные ручки. Когда в Элладе появились павлины, из их перьев начали делать веера. Вскоре в моду вошли зонты, которые за своими хозяевами носили рабы. Их могли использовать только женщины. Если юноша выходил на улицу с зонтом, это считалось признаком чрезмерной изнеженности.

Дома греки ходили босиком, но на улицу выходили в обуви. Известно несколько разных видов:

  • иподиматы;
  • крепиды;
  • котурны;
  • персикаи;
  • эндромиды.

Иподиматами назывались сандалии из подошвы и ремешков, которыми их привязывали к ногам. Если у них были бортики, то они превращались в крепиды. Котурны носили актеры, это обувь на высокой подошве. Персикаи — полусапоги из мягкой кожи, а эндромиды изготавливали из войлока. Они закрывали ногу сзади, а спереди пальцы оставались голыми.

Женский костюм

Костюмы гречанок северных и восточных областей имели много общего с костюмами жительниц Болгарии, с которой Греция соседствует на севере. Здесь также носили сукман — платье-сарафан из черного или синего сукна, который делали короче белой рубахи, чтобы показать широкую вышитую кайму на ее подоле. Сверху надевали курточку с длинными рукавами и нарядный фартук фотан — обязательную часть женского костюма в любой области Греции. Аналогом болгарской сайи было и распашное безрукавное пальто сайяс. Женщины Фессалии (в центре Греции) носили рубаху с черной вышивкой; белый сайяс; красные, расшитые золотом жилет и фартук, оригинальные нарукавные повязки—ленты из бархата. Костюм фессалийской невесты — карагоуна дополняли многочисленные монеты, висящие на серебряных цепочках.

Жительницы центральных областей носили длинные шелковые юбки нежных оттенков и большие фартуки. В Афинах поверх рубахи с широкими рукавами надевали белую длинную безрукавку, обшитую черным кантом. Вместе с красным бархатным фартуком подобный костюм женщин Фокиды назывался «дефина». Женщины с острова Хиос в Эгейском море у побережья Турции завязывали передник на античный манер — выше талии. Традиционным видом одежды гречанок были узкие жакеты. Они могли иметь длинные или короткие рукава и баску.

С 1830-х гг. распространился короткий жакет из черного бархата, расшитый золотом. Вместе с длинной юбкой он составлял костюмный комплекс амалия (названный в честь греческой королевы). На Крите носили белое короткое платье—рубаху, белый фотан, широкий пояс и ожерелье из золотых монет. Шаровары (тоже белые) были обязательным элементом женского костюма не только Крита, но и всех южных островов Греции.


Греческий крестьянин и женщина из Афин в праздничных костюмах первой половины XIX в.

Головные уборы. Нарядные шапочки митра с мягким верхом и твердым ободком обшивали монетками, а сверху накидывали мандили — платки, которые носили самыми разнообразными способами. Костюм карагоуна венчал черный платок повязанный наподобие тюрбана, с монетками, свисающими на лоб, Традиционным убором был и красный колпак — кальпаки с длинной черной шелковой кисточкой. На острове Миконос носили красную шапку из бархата. На Крите платок обшивали по краю золотыми кистями — символами слез, пролитых по утерянной Византии.

Мужские наряды

Одежда мужчин в данном государстве представляла собой хитон, хламиду и гиматию. Нижним предметом гардероба при этом выступал хитон. В домашней обстановке его носили отдельно. Если же нужно было выйти из дома, поверх него накидывалась гиматия или хламида.

Греческая одежда мужчин могла обладать разной длиной. Например, короткие хитоны, достигающие колена, использовались молодыми парнями. Длинные надевали пожилые мужчины. Невольные греки, ремесленники, как и воины, ходили в хитонах, достигающих центра бедра. Также рабы фиксировали заколку лишь с одной из сторон.

Верхняя одежда – гиматий. Оборачивалась она разнообразными способами. Чаще всего полотно перекидывалось через левое плечо. Правда, также допускалось ношение вокруг бедер и путем накидывания на плечи. Ораторы в Древней Греции же полностью заворачивались в материю. При этом прикрытыми оказывались даже руки.

Молодые парни, а также воины и странники вместо гиматий предпочитали носить хламиду. Она выступала не только предметом гардероба, но и покрывалом, которое использовалось во время сна.

Воины в Греции оснащались особым снаряжением. У каждого древнего грека, участвующего в боях, был хитон и хламида. Также использовалась кираса, защищающая туловище. Кроме того, в состав снаряжения входили поножи в виде пластин, прикрывающие часть ноги от области щиколотки до колен. Голова прикрывалась шлем. Военачальники также носили хламиды, но пурпурные. Спартанцы же накидывали данные предметы гардероба на голое тело. Таким образом они указывали, что не боятся смерти.

Официальная униформа эвзонов

Эвзоны известны во всем мире своей необычной формой и, прежде всего, фустанеллой.

Фустане́лла (широкая юбка со складками) была спроектирована для формы Дворцовой стражи и позже Президентской гвардии. По поводу её символики существует очень много версий. В частности, считается, что число складок фустанеллы (400) соответствует годам нахождения греческого народа под османским игом. Несмотря на это, не все современные фустанеллы имеют 400 складок.

Другими элементами одежды эвзонов являются:

  • фа́рио (или фа́реон) — шапочка эвзона красного цвета, изготовленная из войлока, с длинной шелковой кистью черного цвета, которая, как считается, символизирует слезы Христа при Распятии. На фареоне — эмблема Вооруженных сил Греции (военная версия национального герба);
  • белая хлопчатобумажная рубашка с широкими рукавами. Белый цвет, доминирующий в форме эвзонов, символизирует незапятнанность национальной борьбы;
  • фе́рмели — жилет эвзона из белых и позолоченных нитей с изображением важных по своей значимости народных рисунков, один из которых представляет собой заглавные буквы «Х» и «О», означающие, соответственно, «христиано́с» (христианин) «орфо́доксос» (православный). Самый сложный элемент униформы в плане его изготовления;
  • белые чулки, выполненные из шерсти — по два на каждой ноге. Носки фиксируются на талии эвзона (под фустанеллой) при помощи кожаного пояса, называемого «ана́спастос» (ремень, шнурок);
  • черные шелковые кальтсоде́тес (кальцодеты) — завязки для чулок;
  • тсару́хья (царухи) — кожаная обувь эвзона красного цвета. Каждый царух подбит примерно 60 стальными гвоздями, за счет чего достигается впечатляющий звук при ходьбе. В среднем, один царух весит около 3 кг. Характерным элементом царуха является черный помпон на носке, в который, по первоначальному замыслу, прятали маленькие острые предметы (ножи) — для обороны и травмирования противника в рукопашном бою. По другой версии, помпоны защищали пальцы ног от снега и обморожения;
  • кожаные патронташи.

Почетный караул эвзонов у могилы Неизвестного солдата одет в эту форму только по воскресным дням, либо в дни национальных праздников.

В другие же дни на них ежедневная униформа, в которой фустанелла, белая рубашка и жилет (фе́рмели) заменяются формой, типичной для борцов за независимость Македонии (дулама́), основанной на традиционной одежде села А́лона региона Флорины. Зимняя дулама́ — темно-синего цвета, тогда как летняя — светло-коричневого.

Во время торжественных мероприятий национального характера часть Президентской гвардии одета в традиционные костюмы Крита и Понта — в знак признания вклада этих регионов в национальную борьбу греческого народа.

Женский костюм

Костюмы гречанок северных и восточных областей имели много общего с костюмами жительниц Болгарии, с которой Греция соседствует на севере. Здесь также носили сукман — платье-сарафан из черного или синего сукна, который делали короче белой рубахи, чтобы показать широкую вышитую кайму на ее подоле. Сверху надевали курточку с длинными рукавами и нарядный фартук фотан — обязательную часть женского костюма в любой области Греции. Аналогом болгарской сайи было и распашное безрукавное пальто сайяс. Женщины Фессалии (в центре Греции) носили рубаху с черной вышивкой; белый сайяс; красные, расшитые золотом жилет и фартук, оригинальные нарукавные повязки-ленты из бархата. Костюм фессалийской невесты — карагоуна дополняли многочисленные монеты, висящие на серебряных цепочках.

Жительницы центральных областей носили длинные шелковые юбки нежных оттенков и большие фартуки. В Афинах поверх рубахи с широкими рукавами надевали белую длинную безрукавку, обшитую черным кантом. Вместе с красным бархатным фартуком подобный костюм женщин Фокиды назывался «дефина». Женщины с острова Хиос в Эгейском море у побережья Турции завязывали передник на античный манер — выше талии. Традиционным видом одежды гречанок были узкие жакеты. Они могли иметь длинные или короткие рукава и баску.

С 1830-х гг. распространился короткий жакет из черного бархата, расшитый золотом. Вместе с длинной юбкой он составлял костюмный комплекс амалия (названный в честь греческой королевы). На Крите носили белое короткое платье-рубаху, белый фотан, широкий пояс и ожерелье из золотых монет. Шаровары (тоже белые) были обязательным элементом женского костюма не только Крита, но и всех южных островов Греции.

Греческий крестьянин и женщина из Афин в праздничных костюмах первой половины XIX в.

Головные уборы. Нарядные шапочки митра с мягким верхом и твердым ободком обшивали монетками, а сверху накидывали мандили — платки, которые носили самыми разнообразными способами. Костюм карагоуна венчал черный платок повязанный наподобие тюрбана, с монетками, свисающими на лоб, Традиционным убором был и красный колпак — кальпаки с длинной черной шелковой кисточкой. На острове Миконос носили красную шапку из бархата. На Крите платок обшивали по краю золотыми кистями — символами слез, пролитых по утерянной Византии.

Женский костюм

Костюмы гречанок северных и восточных областей имели много общего с костюмами жительниц Болгарии, с которой Греция соседствует на севере. Здесь также носили сукман — платье-сарафан из черного или синего сукна, который делали короче белой рубахи, чтобы показать широкую вышитую кайму на ее подоле. Сверху надевали курточку с длинными рукавами и нарядный фартук фотан — обязательную часть женского костюма в любой области Греции. Аналогом болгарской сайи было и распашное безрукавное пальто сайяс. Женщины Фессалии (в центре Греции) носили рубаху с черной вышивкой; белый сайяс; красные, расшитые золотом жилет и фартук, оригинальные нарукавные повязки—ленты из бархата. Костюм фессалийской невесты — карагоуна дополняли многочисленные монеты, висящие на серебряных цепочках.

Жительницы центральных областей носили длинные шелковые юбки нежных оттенков и большие фартуки. В Афинах поверх рубахи с широкими рукавами надевали белую длинную безрукавку, обшитую черным кантом. Вместе с красным бархатным фартуком подобный костюм женщин Фокиды назывался «дефина». Женщины с острова Хиос в Эгейском море у побережья Турции завязывали передник на античный манер — выше талии. Традиционным видом одежды гречанок были узкие жакеты. Они могли иметь длинные или короткие рукава и баску.

С 1830-х гг. распространился короткий жакет из черного бархата, расшитый золотом. Вместе с длинной юбкой он составлял костюмный комплекс амалия (названный в честь греческой королевы). На Крите носили белое короткое платье—рубаху, белый фотан, широкий пояс и ожерелье из золотых монет. Шаровары (тоже белые) были обязательным элементом женского костюма не только Крита, но и всех южных островов Греции.


Греческий крестьянин и женщина из Афин в праздничных костюмах первой половины XIX в.

Головные уборы. Нарядные шапочки митра с мягким верхом и твердым ободком обшивали монетками, а сверху накидывали мандили — платки, которые носили самыми разнообразными способами. Костюм карагоуна венчал черный платок повязанный наподобие тюрбана, с монетками, свисающими на лоб, Традиционным убором был и красный колпак — кальпаки с длинной черной шелковой кисточкой. На острове Миконос носили красную шапку из бархата. На Крите платок обшивали по краю золотыми кистями — символами слез, пролитых по утерянной Византии.

Ювелирные украшения

Ювелиры создавали множество украшений, которые стали национальным достоянием Греции. Женщины носили ожерелья из золоченых бусин или самоцветных камней. В моде были и серьги, состоящие из диска и подвески.

Практически на всех украшениях мастера стремились нарисовать интересные элементы — эротов, сфинксов, полумесяцев. А также изделия украшали резьбой, эмалью, цепочками и подвесками. На руках женщины носили витые браслеты, которые оканчивались изображениями сказочных существ или реальных животных. Иногда их надевали на предплечья и лодыжки.

Мужчины также пользовались услугами ювелиров. Они отдавали предпочтение перстням-печаткам и венкам из чистого золота. Драгоценные металлы под запретом были только у спартанских воинов.

Ювелирными украшениями греки подчеркивали свой статус. Золото они дарили на свадьбы и по случаю рождения детей. А также его оставляли в гробницах, чтобы после перерождения человек ни в чем не нуждался.

https://youtube.com/watch?v=LhaEom2G_xY

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра – длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона – не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Впоследствии хитон стал считаться нижним платьем – поверх начали надевать плащи и другие накидки.

Водоплавающие птицы

На неоднократно упоминавшейся ранее парижской котиле эраст передает эромену, помимо всего прочего, некую водоплавающую птицу. На других изображениях мы видим лебедя или гуся, которых мужчина дарит возлюбленному. Об этом ритуале писал даже знаменитый комедиограф Аристофан. В его «Птицах» пернатые говорят друг с другом:

Помимо гусей мальчикам дарили и лебедей. На килике из Балтимора изображено, как некий мальчик едет верхом на птице с длинной шеей, короткими лапами и большими крыльями, то есть на лебеде. Так изображен Гиацинт — эромен самого бога Аполлона, который, помимо всего прочего, считался богом мужской любви. Из античных источников мы знаем, что Аполлон дарил мальчику лебедей, на которых тот мог летать. Были ли лебеди романтизированы в древнегреческой культуре так же, как в сегодняшней? Или же их истребляли так же, как в сегодняшней Германии, где лебеди размножились настолько, что мешают природному равновесию? А следовательно, на них охотились — и лебедей тоже можно записать в отряд «дидактических» животных-подарков, сравнимых с петухами?

На коринфских алабастронах (вытянутых сосудах цилиндрической формы для хранения косметики) можно увидеть Артемиду Потния Терон («Владычицу зверей»). Богиня бесцеремонно держит лебедей за шеи, как обычно держат лишь диких зверей, пойманных на охоте. Древнегреческий писатель Афиней сообщает, что лебеди — изысканный деликатес. Мальчик на гидрии из Лувра уносит на плече из «кадра» лебедя — очевидно, он поймал его на охоте.

В вазописи лебеди часто использовались в качестве символов в военных или состязательных контекстах. На них сидят всадники, эти птицы часто появляются в узоре на рамках или на втором плане, как обычно львы или сфинксы. В качестве отдельного персонажа их изображают на киликах, при этом наружная отделка сосуда представляет спортивные или военные события. В вазописи, как и мертвые зайцы или лисы, лебеди могли выступать в качестве символов арете, воинской доблести. Однако при этом они изображались рядом с воинами еще и потому, что являлись символами смерти, то есть напрямую были связаны с войной и битвой.

Агрессия и эротика

Как мы уже поняли, в педерастическом контексте эрастов изображали охотниками, а эроменов добычей. Эромен постоянно уподоблялся ягненку или олененку, на которого «хищные» эрасты всеми средствами устраивали охоту. К примеру, у Платона в «Хармиде» эрасты сравниваются со львами:

В «Федре» Платон предостерегает:

Города Болгарии

София

Популярные города Болгарии:

  • София — столица и крупнейший город Болгарии. Имеет красивый центр в стиле ренессанс с включениями современной архитектуры. София — один из древнейших городов Европы и главный культурный центр страны, включающий 250 исторических достопримечательностей и архитектурных памятников. 
  • Бургас — крупнейший город Юго-Восточной Болгарии и крупный коммерческий порт с живописной набережной.
  • Плевен — исторический город на севере Болгарии, известный Панорамой и красивыми парками. 
  • Пловдив — второй по величине город Болгарии и один из её главных туристических центров, сохранивший несколько великолепных античных достопримечательностней. Старый город в стиле «болгарского возрождения» содержит множество мечетей, католических соборов и православных церквей.
  • Варна — третий по величине город Болгарии и главный её курорт, который славится своими пляжами и ночной жизнью. 
  • Велико-Тырново — живописный университетский город на реке Янтра, который был столицей средневекового болгарского царства. 
  • Русе — великолепный старинный город, прозванный «маленькой Веной». Известен впечатляющим архитектурным ансамблем в стиле барокко. 

Пловдив

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск – все это входило в состав греческих косметических средств. Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них – подражание варварам и стремление к роскоши — подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство – это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Мужская одежда в Древней Греции

Главным предметом мужского гардероба в те времена был хитон. С одной стороны он имел прорез для руки, а с другой стороны ткань крепилась пряжкой или застежкой (фибулами). Иногда ткани сшивали с этого края. Хитон в варианте для раба представлял собой рубаху без рукавов, то есть, без отреза ткани, который перекидывали через плечо.

Первоначально хитон подпоясывался на талии, за счет чего можно было регулировать длину одежд. Его долго носили до пят, но позже укоротили до колен.

Поверх хитона обычно надевался гиматий (гиматион), представлявший собой длинный плащ. Был и короткий плащ, который называли хламидой. И если гиматион скреплялся на груди, то хламида – на шее. Последний обычно надевали для охоты, путешествия или боя.

Что касается головных уборов, то обычно голову оставляли открытой, только в пути или при работах на земле использовали шапочки из войлока – пилос или соломенные шляпы с широкими полями.

Распространенной обувью были сандалии на пробковой подошве, но древние греки часто ходили и босиком, особенно горожане без положения или рабы.

В ходу были и башмаки, кожаные сапоги, которые спереди шнуровались ремнями, но такую обувь, как правило, использовали в походах. В городах обычно ходили в сандалиях.

В древнегреческом театре использовалась особенная обувь – котурны. Такая обувь имела очень высокую платформу, чтобы актеры казались на порядок выше.

Что касается причесок, то мужчины предпочитали носить коротко стриженые волосы, круглую бородку и усы. Юношей отличали гладкая кожа лица без бороды и длинные локоны, которые подхватывались обручем. Для греков борода была мужским достоинством.

Как одевались мужчины в Древней Греции?

Основа мужского древнегреческого костюма – хитон, который складывался из куска ткани, и с одной стороны имел отверстие для руки, а с другой – закреплялся на плече при помощи застежки-фибулы. В период классики и расцвета культуры, в моде был однотонный хитон (белого или натурального цвета), к которому полагался один или два пояса. Для ремесленников, рабов и крестьян существовал еще более простой вариант одежды – короткий экзомис из грубой ткани, который они носили с остроконечным колпаком.

Очень популярен был длинный плащ – гиматий. Его можно было перекинуть через руку, в него можно было завернуться в непогоду или спрятать голову и лицо, чтобы не быть узнанным, а во время поединка убирать назад на спину. Короткий плащ – хламида, вместе с сандалиями или сапожками с отворотами и шляпой с загнутыми полями, представлял собой тип одежды для путешественников. Хламиду поверх легких доспехов также носили воины, а под доспех они надевали неизменный хитон с короткими рукавами. Сами доспехи, на долгие столетия ставшие образцом для многих народов, состояли из кирасы – металлического панциря на спину и грудь, поножей, защищающих икры, сандалий на толстой подошве и шлема (каждая из областей Древней Греции имела свою форму шлема).

Шляпы были маленькие и узкие, большие и широкополые, войлочные и соломенные. Волосы древние греки отращивали только до наступления совершеннолетия, которое наступало в 16 лет, после чего их чаще всего коротко остригали. Бороду, напротив, не брили, и тщательно за ней ухаживали, придавали ту или иную форму и завивали. Интересно, что борода считалась признаком мужественности вплоть до середины IV в. до н.э., когда Александр Македонский ввел в моду бритье.

Занятия греческих женщин

Женщины из бедных семей работали наравне с мужчинами. Бедственное положение вынуждало их браться за унизительный труд и работать кормилицами. Многие зарабатывали крестьянским трудом. Типичной картиной утра в Элладе было раннее пробуждение женщины, которая с утра пораньше вела быков на пастбище. После этого она готовила пищу для мужа, кормила детей, ткала одежду для всей семьи, доила коз, обрабатывала огороды, стирала в ручье груду одежды.

Гетеры были женщинами образованными и знакомыми с искусствами. Многие из них славились остроумием, к ним стекалась молодежь послушать отрывки греческим произведений или прекрасное пение.

Особенности древнегреческого костюма

Древние греки редко сшивали свои одежды, вовсе их не кроили и чаще всего составляли из сложенных на разный манер прямоугольников ткани. Казалось бы, что трудного в том, чтобы сложить и красиво обернуть вокруг себя кусок ткани? А вы попробуйте на досуге. Разнообразная драпировка, скалывание и ношение одного и того же отреза ткани создавали многие элементы костюма, и в древнегреческих семьях считалось правильным тоном с самых ранних лет прививать детям эти навыки. Каждый костюм был индивидуален. Да что там индивидуален, он даже постоянной формы-то не имел и все время изменялся в процессе движения того, кто его носил.

Древнегреческий костюм различался в материковой Греции (дорийский костюм) и в малоазиатских территориях (ионийский костюм). Дорийский отличался большей строгостью, склонностью к удобству и простоте. Дорийские шерстяные ткани, как правило, были ярких цветов: красные, фиолетовые, желтые и голубые. В доклассический период они часто украшались вышитыми растительными и геометрическими орнаментами, сценами охоты и битв, мифологическими сюжетами. Ионийский костюм испытал на себе влияние народов Востока, из-за чего отличался большей длиной и обилием орнаментов. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) короткий, часто выше колен, дорийский вариант костюма вытеснил ионийский. Отныне длинные одежды, помимо плаща, носили только жрецы, актеры во время представлений, некоторые участники священных игр и политики.

Женщина в голубом via Wikimedia

Аксессуары

В древние времена в начале 5 в. до н.э. среди женщин считалось недопустимым выставлять на показ свое богатство. Но по мере того, как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц таких древних обычаев.

Форма и линии женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус, открыли грекам все те приемы, которые могли сделать женщину более красивой. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, но и форма прически. Поднятые на затылке волосы – от чего шея казалась длинней. Пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты). Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.

Сандалии женщин были более мягкими, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.

Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем представление об украшениях, которые носили гречанки. Тончайшая ювелирная работа – диадемы, шпильки, сетки для волос из золотой и серебряной проволоки, серьги – достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные они оттеняли красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев…»

*

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: