Введение
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш שול, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище», как сказано:
Изгнание в Европу
За сто лет до рождения Иисуса Христа и, соответственно, тех времён, когда зародилось христианство, Иудея потеряла самостоятельность. Римское влияние распространилось и на эту землю. Спустя 170 лет произошла попытка восстания, которое было подавлено. При этом разрушили второй Иерусалимский храм. После этого последовал запрет на распространение культурных традиций иудеев и изгнание многих из них из страны. В результате этих событий, изгнанные евреи вместе с теми, которые уже жили на побережье Средиземного моря, начали переселяться в страны Восточной и Центральной Европы. Это называют диаспорой – точнее, не само переселение так называют сейчас, а еврейские общины в других странах.
Чтобы сохранить свою самобытность, евреи стали строже исполнять законы, заповеданные Моисею. Так, они неукоснительно соблюдали праздничные дни и правила, касающиеся пищи, которую им запрещено было есть. Это вызвало непонимание у соседних народов, которое, бывало, становилось причиной подозрительности и ненависти по отношению к евреям.
История возникновения
Ученые с легкостью могут рассказать о том, что такое синагога, но теряются в определении даты ее возникновения. Согласно общепризнанной теории, первые подобные строения евреи начали возводить только тогда, когда их изгнали из Вавилона. Однако документальных подтверждений этих данных до сих пор не найдено.
Многие историки утверждают, что именно разрушение Первого Иерусалимского храма и потеря своей родины сподвигли этот народ на строительство мест для коллективной молитвы.
Обыватели часто называют синагогу «еврейской церковью», не понимая, что даже само первоначальное назначение данного сооружения было далеко от церковных канонов, принятых в христианстве и иных культах.
Примечательно, что иудаизм не предполагает и не регламентирует возведение особых зданий для молитвы. Единственным местом, имеющим для евреев религиозное значение, был Иерусалимский храм. Здесь совершалось множество обрядов и проводились богослужения. Согласно правилам, нигде больше не могло быть сооружения, совмещающего в себе подобные функции.
Но потеря своей страны и страх растерять на чужбине традиции и обычаи предков вынудили евреев собираться для совместных молитв, чтений Торы и решения важных вопросов общины. Первоначально это делалось в домах, где жили сами евреи. Впоследствии для этого было решено строить специальные здания. Именно они и стали первыми синагогами, где положено было собираться всем евреям по священным праздникам, записанным в Торе.
1. Происхождение синагоги
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.
Требования к строительству синагоги
«Еврейская церковь» может быть устроена абсолютно в любом доме. Это не возбраняется правилами. Тем более, что ни в одном из документов не существует регламента, определяющего архитектурный стиль синагоги. При строительстве евреи должны соблюсти всего лишь несколько простых требований, о которых мы сейчас и расскажем.
Согласно правилам, у синагоги одна стена в обязательном порядке должна быть обращена к Иерусалиму. Здание обычно имеет простую прямоугольную форму без куполов и башней. Издревле синагогу было принято возводить на самом высоком месте в населенном пункте. Однако это условие выполнить на чужбине было крайне сложно, поэтому евреям приходилось применять различные хитрости. К примеру, синагоги строились на холмах, а при отсутствии оных строители закрепляли на крыше тонкий шест. Таким образом они выполняли предписание и не раздражали местных жителей.
В здании должны присутствовать окна. Очень важным для евреев считается видеть небо во время молитвы или изучения Торы.
Также к требованиям можно отнести и обязательное наличие вестибюля. Он мог иметь любые размеры, но его главная функция заключалась в своеобразной фильтрации мыслей. В этом месте человек оставлял все суетное и заходил в главный зал уже, наполненный божественной благодатью.
Организация синагоги и основные должности
Главным руководителем синагоги является габай, решающий финансовые и административные вопросы. Габай отвечает за организацию молитв, и распределение должностей и полномочий.
Раввин – это духовный лидер общины. Раввином может стать человек, получивший высшее еврейское религиозное образование, имеющий глубокие познания Торы. Раввин выполняет административные и религиозные функции и решает вопросы, связанные с еврейским законом. В праздничные дни и в Шаббат проводит уроки, касающиеся актуальных вопросов общины, читает лекции.
Хазан – «посланник общины», что на иврите звучит как «шалиах цибур». Хазан ведет службу в синагоге, поэтому у него должен быть хороший музыкальный слух и голос. В богатых синагогах содержат хазана на постоянной основе. Он читает молитвы в Шаббат и праздники, в обычные дни функции хазана может выполнять раввин или опытный член общины, знающий молитвы.
Еще одним важным представителем синагоги является шамаш. Шамашем называют служителя, работа которого состоит в поддержании чистоты и сохранении имущества синагоги.
Финансирование синагоги осуществляется за счет добровольных пожертвований и членских взносов. В синагогах принято собирать пожертвования во время утренних служб в будние дни. Для этого в центре синагоги устанавливают специальную коробку, называемую пушке. Собранные деньги отправляют на благотворительность или используют для синагогальных нужд.
Община – Kehila
Еврейское слово, используемое для «ecclesia» в моем Еврейском Новом Завете это kehila или сообщество/община. Это, по моему мнению, является лучшим словом, потому что сообщество – это люди, независимо от того, где они собраны. Община в Новом Завете это духовный дом, состоящий из людей, как сказал Симон Петр: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Петра 2:5). Кроме того, как указано одним из моих читателей, книга Ветхого Завета, которую мы называем Екклесиаст (от ecclesia) на иврите звучит как Коэлет. Kohelet происходит от слова kehila или kahal (собрание, аудитория).
Община – это более дружественный евреям термин. Большинство евреев не зашли бы в церковь, но скорее всего, зашли бы в вашу общину или собрание (особенно, если собрание проходит в не-религиозном здании, например, дома).
Я не утверждаю, что это был заговор (хотя, такое может быть), но скорее всего, поскольку ecclesia было не религиозным словом, а новое слово церковь имело религиозное значение, поэтому именно оно и стало доминирующим. Однако, я думаю, что слово ecclesia (собрание) — идеальное слово, потому что, в конце концов, тело верующих — это живое сообщество людей, а не здание, и потому что именно это слово используется в Новом Завете, а не слово церковь.
Иудаизм. Основные направления
Считается, что иудаизм имеет два направления: ортодоксальное и неортодоксальное. Различия между ними касаются как культовой практики, так и повседневной жизни.
Во время утренней молитвы ортодоксальные евреи лентами прикрепляют к левой руке (ближе к сердцу) и ко лбу кожаные коробочки, содержащие тексты молитв. Коробочки называются тефилин и служат для напоминания о том, что молитвы должны идти от сердца и разума. Когда молятся, евреи покрывают голову в знак почтения к Богу. Многие ортодоксальные евреи всегда носят на голове шапочку – кипу – как символ постоянного присутствия Бога в мире.
Синагога Суботицы (Суботица, Сербия)
Сербский город Суботица расположен неподалёку от сербско-венгерской границы и славится памятниками венгерской архитектуры, построенными в стиле модерн. Расположенная на площади Якабаи Комора синагога Суботицы, является творением двух архитекторов, чьими именами и названа площадь. Марцелль Комор и Дезшо Якаб спроектировали её на рубеже XIX-XX столетий. Она предназначалась как место поклонения неологов, одной из двух еврейских общин, преобладающих в Венгрии, к которой в то время и относилась Суботица. В 90-х годах XX столетия она была обозначена как памятник культуры особого значения.
Фасад здания сделан из кирпича и керамики, над которым возвышается поразительной красоты купол. Но самое интересное ждёт посетителей внутри. Невозможно описать красоту её интерьера, выдержанного в ярко-оранжевых и цветочных мотивах, это нужно видеть своими глазами!
3
Большая Синагога, Пльзень
Строительство Большой Синагоги в Пльзене завершилось в 1892 году и обошлось в 162,138 гульденов. Эта синагога вторая по величине в Европе и обязана своим готическим стилем венскому архитектору Флейшеру. Сооружение выполнено в стиле неоренессанс и украшено большой Звездой Давида. Купола синагоги по виду схожи с куполами русских православных церквей, а потолки украшены смесью индийского и арабского стилей.
Во время второй мировой войны Большая Синагога выполняла роль хранилища и, поэтому, не была разрушена. После 1973 года Большая Синагога была заброшена и не реставрировалась до 1995 года. Её второе открытие произошло в 1998 году.
Значение семьи и дома в иудаизме
В сохранении иудейской веры дом и семья всегда играли более значимую роль, чем синагога
Вязь с религиозной общиной и семьёй приобрела очень важное значение для евреев. Отчасти это произошло потому, что в течение веков они подвергались многочисленным гонениям
Традиционно в поддержании веры в семье главную роль играет мать. Она отвечает за участие всех членов семьи в религиозной жизни и за подготовку к религиозным праздникам.
В многих еврейских домах к дверным косякам прикреплены особые пластмассовые, металлические или деревянные коробочки. Такая коробочка называется мезуза и служит футляром для свитка с выписанными изречениями из Торы. Её крепят на двери как напоминание о присутствие Бога и о его заповедях.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
Кибела
Подробнее
В Екатеринбурге 7 декабря пройдет крестный ход в честь святой Екатерины
Подробнее
21 мая – Церковь чтит память Иоанна Богослова
Подробнее
Сатурн: добрый бог и отец Юпитера
Подробнее
Православные верующие готовятся к Рождественскому посту 2022
Подробнее
Беллерофонт
Подробнее
Цель «Собрания»
Цель «Собрания» — укрепить связь между каждым евреем и Всевышним, как это определяет Тора («Дварим» 31:12): «…чтобы они слушали и чтобы они изучали и боялись Г-спода, Б-га вашего, и соблюдали исполнить все слова Учения этого». Это величественное событие накладывает неизгладимый отпечаток на души всех присутствующих и пробуждает их сердца на протяжении всех лет до наступления следующего «Собрания».
В эту заповедь также включено единство всего еврейского народа, когда все без исключения собираются вместе на этом собрании.
Однако, пока не отстроен Третий Храм, мы не в состоянии выполнить заповедь «Собрания» в буквальном смысле, в самом Храме. Но в духовном смысле эта заповедь присутствует и сегодня, так как Тора вечна.
В этом понимании, смысл «Cобрания» — укрепить ценность таких вещей, как благоговение перед Всевышним, единство между евреями и стремление к изучению Торы и соблюдению заповедей в сердце каждого еврея — мужчины, женщины и ребенка. Это понимание заповеди «Собрания» актуально и сейчас.
Особенно если учесть, что сейчас наступили Дни Мошиаха и любое добавление в Торе, заповедях и добрых делах способно привести к истинному и полному Освобождению посредством Ребе שליט»א Короля Мошиаха на деле.
Синагога: характеристика
Что такое синагога? Если вы спросите об этом любого еврея, то он вряд ли сможет ответить вам однозначно. В этом и заключается главная разница между церковью и синагогой, которую практически невозможно охарактеризовать одним словом.
Сам термин «синагога» имеет греческие корни и в точном переводе означает «собрание». На иврите существует схожее по смыслу слово, которое можно перевести как «дом собраний».
Исходя из перечисленных определений можно более точно охарактеризовать, что такое синагога. В общем смысле данное сооружение является центром еврейской культуры и религии, куда люди приходят не только для богослужений, но и для общения с членами общины и решения спорных частных вопросов.
Если вам удастся поговорить на тему синагоги с самими евреями, то они обязательно уточнят, что это — вовсе не храм, к походу в который необходимо особенно готовиться. Еврейская религия рассматривает синагогу как дом, где можно встретить молящихся, спорящих, учащихся и просто отдыхающих людей. Под одной крышей находится настоящий культурный центр, объединяющий всех представителей одного народа, живущих поблизости.
Подобное отношение к синагоге сформировалось еще в глубокой древности и сохранялось на протяжении веков.
Древний Израиль
В Библии описано, как Моисей увел евреев из египетского плена в «обетованную землю» Ханаанскую – между рекой Иордан и Средиземным морем.
Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).
Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя Иерусалим и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.
Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил налоги, а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.
Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.
Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.
В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.
В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.
Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.
Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и Египте, положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.
Ритуалы и праздники
Большое внимание иудеи уделяют соблюдению традиций и ритуалов. Первым и наиболее известным является обрезание
Его проводят всем иудейским мальчикам на 8 день жизни. Эта отметина является знаком на теле, напоминающим об избранности Богом. Молиться нужно каждый день. Также существует ряд ограничений в пище: еда делится на кошерную (разрешенную) и трефную (запрещенную).Основные религиозные праздники иудеев:
- Шаббат — это сутки покоя каждую субботу, в этот день нельзя работать;
- Йом-Киппур — день, когда нужно покаяться и возвратиться к Богу через дела добрые или обновление души;
- Песах — то же, что у христиан Пасха;
- Шавуот — в этот день Моисей получил Тору;
- Ханука — его отмечают в честь победы Маккавеев, когда евреи получили возможность исповедовать свою религию;
- Пурим — в честь спасения от полного уничтожения в вавилонском плену;
- Тиша бе-Ав — день траура по разрушенным Первому и Второму храмам.
Несмотря на многовековую историю, иудаизм до сих пор остается одним из наиболее известных и влиятельных вероисповеданий в мире. Он стал опорой для евреев во времена гонений и геноцида, и до настоящего времени продолжает провозглашать богоизбранность иудейского народа. Действующие синагоги есть практически в каждом городе Европы, США и Канады, а приверженцы этой религии неустанно несут свою главную жизненную идею всему человечеству.
Самая старая синагога в России
В России самой старой действующей синагогой является Московская хоральная синагога. Она была построена по указу царя Александра II, который разрешил евреям, имеющим купеческое звание, проживать за чертой оседлости. В 1886 году председатель еврейской общины Лазарь Соломонович Поляков смог выкупить в Москве участок земли для постройки молельного дома. Его строительство было завершено в 1891, однако право открыть ее удалось получить лишь через 15 лет. После открытия и по сей день Московская хоральная синагога представляет собой один из важнейших центров религиозной жизни евреев в России.
В настоящее время синагоги продолжаются оставаться центрами духовной и общественной жизни иудеев. Еврейский народ чтит традиции, связанные с этим священным местом и верит в силу общественной молитвы.
Основные догматические положения иудаизма
Что исповедуют евреи? Иудеи верят в единого Бога, о чем ежедневно повторяют читая молитву Шема: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – Един». А также утверждают, что человек создан по образу и подобию Бога.
В основе жизни иудеев лежат не столько вероучительные догматы, сколько правила и нормы поведения. Суть иудаизма заключается в неукоснительном соблюдении всех внешних и обрядовых предписаний.
Особое место в иудаизме отводится утверждению, что еврейский народ является избранным Богом и стоит выше остальных людей в мире. В Талмуде говорится: “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”.
Иудеи принципиально не распространяют свое вероучение, считая, что иудаизм это национальная религия евреев и является вероучением избранного народа. Завет заключен только с иудеями, поэтому обращать в свою веру представителей других народов и конфессий не нужно.
Евреи верят в приход Мессии. При этом они не признают Иисуса Христа помазанником Божьим по той причине, что Он не обладал властью и был гоним. Приход Мессии они ознаменовали с приходом земного властителя, который займет особое политическое место и покорит все народы для господства над ними евреев.
Правила поведения в синагоге
Вход в синагогу разрешен неевреям, если они соблюдают все необходимые условия и ведут себя должным образом.
Для посещения синагоги нужно одеваться строго и скромно согласно обычаям иудаизма. Традиционно мужчины должны надевать головной убор – кипу. Замужним женщинам следует прикрыть волосы головным убором. Согласно законам Кашрута руки женщин должны быть прикрыты до локтя, а юбка должна быть ниже колена. Женщинам также не положено носить брюки.
Поведение должно быть достойным: не ругаться, не кричать, избегать пустых разговоров, поскольку синагога предназначена для молитв и общения с Всевышним. В синагогу обычно не берут маленьких детей, которые еще не воспринимают указания родителей и могут мешать чтению молитвы.
Во время молитвы все присутствующие должны слушать хазана. Хазан читает молитву от начала и до конца, а остальные могут повторять ее про себя. Если отрывок молитвы содержит благословение, то все должны произнести слово «Амен» в знак согласия.
Книга со сборником молитв называется сидур. В сидуре содержатся полные тексты как праздничных, так и будних молитв. Они есть в каждой синагоге, и пользоваться ими разрешено всем.
Государство Израиль: исторические корни
Земля Обетованная (или Древняя Палестина) была родиной еврейского народа с 13-го века до нашей эры. Здесь возникли государства Иудея и Израиль, которые впоследствии переходили из рук в руки к различным империям. Окончательно Израиль потерял свою независимость в 70 году нашей эры. А после восстания Бар-Кохбы в 135 году римляне изгнали из страны значительное число евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирию Палестинскую, чтобы стереть память о еврейском пребывании в этих местах.
Однако в 19-м веке, после двух тысячелетий притеснения и неприятия народа в Европе, возникли идеи его возвращения на историческую родину и образования им собственного государства. Эти соображения легли в основу идеологии сионизма, отцом-основателем которой принято считать Теодора Герцля. В 1896 году он выпустил в свет труд «Еврейское государство», где детально описал программу организации «еврейского дома» не только с его основополагающими законами, военной сферой, социально-экономической политикой, но и государственными символами.
Давид Бен-Гурион провозглашает независимость. 14 мая 1948 г. (pinterest.com)
Год спустя в швейцарском Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, на котором была образована Всемирная сионистская организация (ВСО) и принята «Базельская программа», главная цель которой состояла в формировании «дома» для единой еврейской нации.
Посадка деревьев в честь Ту би-Шват. (pinterest.com)
До 1915 года главными ориентирами сионистского движения были Германская и Османская империи. Однако в разгар Первой мировой войны политический центр сионистов перекочевал на Туманный Альбион. В ноябре 1917 года сэр Артур Джеймс Бальфур, возглавлявший министерство иностранных дел Великобритании, в официальном послании лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду, одному из деятелей британской еврейской общины, выказал одобрение на «образование в Палестине очага для еврейской нации». Этот меморандум, названный впоследствии «Декларацией Бальфура», тут же попал на страницы газеты «Таймс». А сионисты, не желая оставаться в должниках, организовали «Еврейский легион», ставший для Великобритании большим подспорьем в деле покорения Палестины.
В 1918 году «Декларация Бальфура» была одобрена сначала Францией, затем Италией, американским президентом Вудро Вильсоном, спустя четыре года — конгрессом США и Лигой Наций. Последняя, опираясь на итоги конференции в Сан-Ремо (1920 год), где «Декларацию» утвердили как фундамент послевоенного урегулирования в Палестине, в 1922 году предоставила Великобритании мандат на Палестину, преследуя цель установить в стране необходимые условия для создания очага для еврейской нации.
Кибуц Рухама, Негев, 1940−1950-е гг. (pinterest.com)
В действительности в планы Великобритании не входила организация еврейского государства. И всё же некоторые действия, направленные на формирование в Палестине «еврейского дома», она поощряла. Что касается арабского населения, то британская политика воспринималась им в штыки. Всё это привело к тому, что в 1936—1939 годах началось арабское восстание. Как грибы после дождя росли еврейские военные подпольные объединения: «Хагана», «Иргун», «Лехи». Закончилось это тем, что британское правительство выпустило «Белую книгу», сильно ограничившую и фактически запретившую иммиграцию евреев в Палестину. Было это очень некстати — начиналась Вторая мировая война.
Уличный торговец продаёт флаги. (pinterest.com)
Священные книги иудаизма
Иудаизм в современной форме строится, основываясь на Танахе (письменной Торе или Ветхом Завете) и Талмуде.
Танах также известен как “еврейская Библия”, его первые части были написаны в Х веке до н.э. Канонизированный вариант на иврите был дописан в III-II веке до н.э. В нем описаны процессы сотворения мира и человека. Талмуд является, по сути, собранием законов. Тора же является сводом правил, включающим учение о вере, соблюдении обычаев, моральных нормах и социальных взаимодействиях. Она сложна для понимания, и это породило множество интерпретаций на протяжении веков.
Рис. 3. Менора — древнейший символ иудаизма
Центр Брацлава, Украина
Центр Брацлава, расположенный в украинском городе Умань, является одной из самых больших синагог в Европе с вместимостью до 5000 человек. Основанная более 40 лет назад, синагога колоссально изменилась и теперь включает в себя музей, школу и прочие институты. Расположенный рядом с местом захоронения одной из величайших личностей хасидских групп, раввина Нахмана из Брацлава, центр ежегодно принимает тысячи паломников, особенно, во время праздника Рош Ха-Шана.
В конце семидесятых власти Советского Союза переделали синагогу в металлургический завод и запретили иудеям посещать эти священные для них места. В настоящее время, Центр Брацлава — активно работающее учреждение, осуществляющее несколько социальных проектов, важных для общества.
Синагога на улице Дохань, Будапешт
Будучи крупнейшей в Европе, Синагога на улице Дохань (также известная как Большая Синагога), имеющая вместительность около 3000 человек, на сегодняшний день, является центром современного иудаизма. Строительство Большой Синагоги началось в 1854-м году и закончилось в 1859-м, а её оформление чем-то напоминает орнаменты Исламских стран Северной Африки с элементами узоров Средневековой Испании. У Синагоги на улице Дохань есть комплекс, включающий в себя Храм Героев, кладбище, памятник, Еврейский Музей и саму синагогу. В синагоге есть три прохода, два балкона, орган и ковчег, в котором хранятся свитки из синагог, разрушенных нацистским режимом. После того, как в девяностых годах двадцатого века Венгрия обрела демократию, в стране началась реновация и Иудеи со всего мира стали присылать свои пожертвования. Однако, синагога уже пережила несколько антисемитских атак, которые, предположительно, стали результатом политических подстрекательств. К примеру, в 2012-м году хулиганы подожгли израильский флаг рядом с синагогой.
Сатмарская Синагога, Нью-Йорк
Сатмарская Синагога расположена в Нью-Йорке и состоит в хороших отношениях с близлежащей синагогой. Сатмары – религиозно строгая хасидская династия, насчитывающая около 75 000 последователей по всему миру. Прихожане Сатмарской Синагоги используют идиш в качестве основного языка. Стоит отметить, что Синагога Сатмар считается сектой. Она выступает против Израиля и запрещает участникам исполнять гражданские обязанности, такие как участие в выборах президента в Израиле.
Отвергая современность, последователи Сатмарской Синагоги сделали своим девизом фразу: ”Тора запрещает все новое», которая, как полагают, принадлежит Моисею.
История возникновения
Ученые с легкостью могут рассказать о том, что такое синагога, но теряются в определении даты ее возникновения. Согласно общепризнанной теории, первые подобные строения евреи начали возводить только тогда, когда их изгнали из Вавилона. Однако документальных подтверждений этих данных до сих пор не найдено.
Многие историки утверждают, что именно разрушение Первого Иерусалимского храма и потеря своей родины сподвигли этот народ на строительство мест для коллективной молитвы.
Обыватели часто называют синагогу «еврейской церковью», не понимая, что даже само первоначальное назначение данного сооружения было далеко от церковных канонов, принятых в христианстве и иных культах.
Примечательно, что иудаизм не предполагает и не регламентирует возведение особых зданий для молитвы. Единственным местом, имеющим для евреев религиозное значение, был Иерусалимский храм. Здесь совершалось множество обрядов и проводились богослужения. Согласно правилам, нигде больше не могло быть сооружения, совмещающего в себе подобные функции.
Но потеря своей страны и страх растерять на чужбине традиции и обычаи предков вынудили евреев собираться для совместных молитв, чтений Торы и решения важных вопросов общины. Первоначально это делалось в домах, где жили сами евреи. Впоследствии для этого было решено строить специальные здания. Именно они и стали первыми синагогами, где положено было собираться всем евреям по священным праздникам, записанным в Торе.
Кехилат Коль Ха-Нешама, Иерусалим
Кехилат Коль Ха-Нешама построена в 1965-м году и находится в Баке, Иерусалим. Является крупнейшей реформированной, а также неортодоксальной синагогой в Израиле для евреев. У синагоги есть связи с Израильским движением за прогрессивный иудаизм с твердыми убеждениями в сионизме, плюрализме, добровольчестве, гражданских действиях, мире и социальной справедливости.
Описывая себя как прогрессивную, синагога открыто поддерживает ЛГБТ-сообщество в Иерусалиме и организовала несколько мероприятий, связанных с ЛГБТ в США и Израиле. Эта поддержка привела к критике со стороны консервативных иудеев со всего мира.
Новая история синагоги
В 1997 году синагогу общине передали в безвозмездное пользование, а в 2009 году – в собственность. В 2010-м начались масштабные восстановительные работы. На создание проекта реставрации синагоги общину вдохновил прихожанин Вадим Швейбиш. Проект воплотила в жизнь архитектор Любовь Моисеева.
Фото – Евгения Емельянова
Авигдор Носиков рассказывает: при реконструкции на фасаде пришлось перекладывать старинную кирпичную кладку. Но новые кирпичи не вписывались в облик культового памятника.
– Мы узнали, что где-то в Рамони собираются сносить старую усадьбу. Мы договорились взять кирпичи для восстановления нашего здания, – говорит раввин.
Фото – Евгения Емельянова
Во время реставрации синагоги восстановили кирпичную кладку стен трех фасадов, укрепили конструктивные элементы здания, в том числе лестницы в башнях. Отреставрировали исторические своды, лепнину, формирование колонн, пилястры и купола. Кое-что пришлось изменить – например, систему сбора воды для миквы (аналог женской купели). Четыре купола синагоги украсили звездами Давида.
Фото – Евгения Емельянова
На фронтоне восточного фасада синагоги установили новую резную мраморную доску – изображение скрижалей Завета с десятью заповедями на арамейском языке. Старые, дореволюционные скрижали теперь хранятся в музее синагоги.
Фото – Евгения Емельянова
Изменилось и содержание медальонов на фронтоне здания: теперь годом конца строительства здания значится не 1903 год, как было изначально, а 2013-й.
– Мы посчитали, что, восстановив это здание, практически построили его заново. Поэтому позволили себе такую шалость, – пояснил Авигдор Носиков.