Ход битвы
Хан Котян умолял о помощи русских. В Киеве собрались несколько князей на совет, который принял решение помочь соседям, хотя сами монголо-татары не собирались воевать с Русью. Знали бы они, что принесет им 1223 год, событие на Руси которого аукнется их потомкам! Однако тогда никто об этом не думал. В мае объединенные войска киевской, черниговской, смоленской, курской, трубчевской, путивльской, владимирской дружин вышли из Киева. На южных рубежах к ним присоединились остатки армии хана Котяна. По оценкам историков, армия насчитывала до 80 тысяч человек. По дороге нашим войскам встретился небольшой передовой отряд монголов.
Одни считают, что это были парламентеры, коих монголы любили всегда отправлять, другие – что разведчики. Возможно, и то, и другое одновременно. Как бы то ни было, но волынский князь Даниил Романович – позже он будет лично ездить к монголам на поклон – разбил со своей дружиной вражеский отряд. Это событие и станет роковым: убийство послов – самое страшное преступление у монголов. За это сжигались целые города, что и произойдет позже.
В ходе битвы проявилась главная слабость русских объединенных войск – отсутствие единого командования. Каждый князь командовал своей дружиной. В подобных битвах князья слушают самого авторитетного среди них, но на этот раз такового не нашлось: каждый считал себя равным остальным. Подойдя к реке Калке, войско разделилось. Дружина Мстислава Черниговского решила не переходить на другую сторону реки, а укрепить берег для обороны. Его не поддержали остальные князья.
Мстислав Удалой и Даниил Романович вместе с половцами переправились и опрокинули малочисленные монгольские силы, которые стремительно начали убегать. Возможно, это был план врага, так как монголам под угрозой смерти запрещалось отступать. Не дождавшись остальных сил, князь Даниил с половцами начал преследовать врага и нарвался на основные силы Субэдэя и Джэбэ (30 тыс. человек). В это время основные силы Мстислава Киевского только начали переходить реку.
В итоге расклад сил таков: отсутствует единое командование, одна часть армии осталась на одном берегу, вторая только переходит реку, третья уже успела повоевать, но осталась на месте, четвертая начала преследовать врага и наткнулась на засаду.
Половцы, зная мощь монголов, начали убегать сразу же, как только начался бой. Своим бегством они смяли всю дружину Мстислава Удалого, которая не участвовала в погоне. На плечах половцев монголы ворвались в стан основных сил объединенной армии и полностью ее разбили.
Илья Муромец и Кáлин-царь (былина)
Наговорили злые люди-завистники князю Владимиру на старого богатыря Илью Муромца, будто похвалялся Илья выжить князя из Киева и на его место сесть. Рассердился Владимир и приказал заточить Илью в тюрьму подземную, в погреба глубокие. Не поспорил Илья с князем. Попрощался со своим конём любимым, Бурушкой косматым, и дал увести себя в подземелье сырое, холодное, тёмное.
Плохо пришлось бы там богатырю. Да, к счастью, пожалела его княжна молодая, дочь Владимира: тайком от отца послала она в подземелье подушки пуховые, одеяла шелковые, тёплое платье да сытную пищу. Живёт богатырь в подземелье. А над Киевом беда собирается: пишет недруг-татарин, Калин-царь, что придёт он скоро свойском к Киеву; требует, чтобы встречали его в каждом переулке сладкими винами, полными бочками. Попросил Владимир-князь у Калина отсрочки на три года, на три месяца, чтобы к приходу его приготовиться. Согласился Калин-царь. А прошёл срок назначенный — и заплакал, затужил князь киевский:— Нет у нас больше славного богатыря Ильи Муромца! Некому за родную землю постоять, некому Киев спасти! И зачем я его в погребах погубил!
А княжна молодая и говорит отцу:— Жив, батюшка, Илья Муромец! Не погиб он в погребе!
Бросился Владимир в подземелье, а Илья там: жив, здоров, обут, одет. Обрадовался князь, повёл богатыря в свои палаты белокаменные, угощать принялся, упрашивать:
— Обошёл собака Калин-царь наш Киев-град. Помоги, Илья, постой за отечество, пойди против войска вражьего!Стал собираться в поход Илья Муромец. Любимый слуга молодой ему все эти годы коня берёг. Выехал Илья в чисто поле. В поле войска татарского видимо-невидимо. А в другой стороне стоят шатры белые: живут в них двенадцать русских богатырей. Стал их Илья уговаривать вместе с ним ехать против царя Калина. Говорит ему богатырь Самсон Самойлович:
— Не хотим мы помогать Владимиру: он своих слуг-бояр кормит, жалует, а нам, богатырям, ничего от князя нет.Как ни просил Илья товарищей — никто не хочет ехать защищать князя Владимира. Отправился Илья один в чисто поле.Несчастлив был его выезд: бил он, топтал врагов, а под конец к ним в плен попался. Привели его татары к царю Калину. Калин-царь встретил Илью ласково. Уговаривать начал:— Не служи ты, Илья, князю Владимиру. Служи мне, царю Калину. Дам тебе одежду драгоценную, золотой казны без счета дам.
Отвечал ему Илья Муромец:— Не нужны мне твои дары богатые. Буду не тебе служить, а родной земле! И уйти хотел. А татары теснят его, не выпускают. Схватил тогда Илья одного татарина, начал им, как дубиной, других колотить. Пробился в чисто поле, вскочил на коня и поскакал. Был у него лук тугой, стрелы калёные. И пустил он стрелу в ту сторону, где богатыри, его товарищи, шатры поставили. Спали богатыри в шатрах. Прилетела стрелка, пала на грудь Самсона Самойловича. Мигом проснулся богатырь, других разбудил.
— Славные богатыри святорусские,видно, Илье плохо приходится: прилетела от него стрелочка калёная. Надо ему на помощь спешить. Садились богатыри на своих добрых коней, Илью Муромца выручать кинулись. Вышли они все вместе с Ильёй против войска татарского. Войско перебили, царя Калина в плен забрали. Голову ему отрубить хотели, да Илья удержал:
— Отвезём его в Киев,— говорит, —пускай Владимир-князь решит, как с ним быть.Привезли царя Калина в славный Киев-град.
Упросил Калин Владимира:— Не руби ты мне буйну голову! Буду я тебе вечно дань платить.Согласился Владимир. На том они вражду и покончили.
— КОНЕЦ —
Биография и образ Калина-царя
В сюжете более поздних русских легенд Калин — царь обширных земель, пожелавший владеть еще и Киевом. Заручившись поддержкой правителей 40 других стран, он отправляет князю Владимиру письмо с требованием сдать столицу без боя, а заодно и приготовить пир, чтобы его войска отпраздновали победу. Киевский правитель выторговывает у Калина отсрочку в 3 года, 3 месяца и 3 дня, но выручить город некому. Илью Муромца Владимир считает погибшим, поскольку за провинность сам приказал бросить его в темницу и уморить голодом. К счастью, богатырь все же выжил благодаря дочери Владимира, которая все это время тайком носила ему еду. Узнав об этом, князь освобождает Илью и просит спасти город; тот великодушно прощает обиду и едет выполнять приказание.
Богатырь седлает коня и отправляется к Калину — по одной из версий, чтобы попросить еще одну отсрочку, по другой — чтобы сразить противника в честном бою. Интересный факт — во всех вариантах былины непременно упоминаются подкопы со смоляными ямами, которые приходится преодолеть Илье Муромцу по пути. Это явная отсылка к конкретному приему ведения сражений, использовавшемуся татарскими войсками; даже на иконе Дмитрия Солунского под копытами его коня изображена черная яма.
Попав в руки Калина, богатырь пытается договориться с ним «миром», но безуспешно. В другом варианте истории вражеский царь сам старается склонить Илью Муромца на свою сторону щедрыми дарами и обещаниями («мурзой тебя сделаю») и гневается на отказ. Так или иначе стороны не договариваются, и русского воина, связав конской упряжью, ведут казнить. Но одолеть Илью не так просто: освободив руки, он хватает ближайшего татарина и, размахивая им, как палицей, расчищает себе дорогу и «приколачивает» всю вражеское войско. Изумленный его силой, Калин отступает и «заклинается» возвращаться на Русь, где живут такие могучие воины. В альтернативной концовке Илья не просто прогоняет захватчика, но и сам выбивает от него дань в пользу Киева.
История появления персонажа
В былинах героя зовут Галин, Каин или Калин-царь, сын Калинович. Происхождение имени до конца не ясно: по одной из версий, оно происходит от слова kаlуŋ — «толстый», «жирный», другие исследователи связывают его с тюрком Колуном, персонажем древнего эпоса «Шахнаме», или считают отсылкой к названию реки Калки. Возможны также значения, связанные с ягодой калиной или словом «калить» (нагревать).
Илья Муромец и Калин-царь | Planetaskazok.ru
В былинах Калина часто именуют собакой, причем не только враги, но и собственные подданные. Например, посол, требующий у Владимира сдачи Киева, зачитывает письмо своего государя, именуя его «собака Калин-царь».
Историческим прототипом героя считается царь Калоян, правивший в Болгарии в 1197–1207 гг. Он воевал с крестоносцами и за свою безжалостность был прозван ими собакой и ромеоктоном («убийцей ромеев»). Во время осады Фессалоник в 1207 году Калоян умер в результате внезапной болезни или заговора, после чего его армии пришлось отступить.
Внезапная гибель царя, сыгравшая на руку грекам, стала основой многочисленных легенд. Согласно преданию, убийцей Калояна стал сам Дмитрий Солунский, который однажды ночью явился врагу и убил его метким ударом копья в сердце. Сохранились изображения святого, где он в воинских доспехах повергает жестокого царя на землю. Позже предание о Калояне перекочевало на Балканы и Русь. Сказки о воинственном «царе Калиянчо» сохранились и у болгар.
https://youtube.com/watch?v=_44gOt9cpvQ
С годами представление о Калояне размылось, став на Руси собирательным образом «поганого татарина». В этом отношении он нередко смешивался с образом Мамая, и былины о нем ярко отразили всю глубину ненависти русского народа к захватчикам. Однако то, что Калин изначально не принадлежал к татарам, подтверждается его титулом — везде он упоминается именно как царь, а татарскому вождю больше подошло бы именоваться ханом или каганом.
Характеристики внешности Калина в легендах не сохранилось. Прозвище «толстый, жирный» могло быть не описанием облика, а употребляться в переносном смысле, означая жадность к золоту, землям и другим богатствам. На картинках к изданиям былин Калин изображается могучим воином в роскошных доспехах, с хитрым азиатским прищуром и тонкими усиками.
Иван Грозный
Иоанн IV (Грозный) — старший сын князя Василия и Елены Глинской. Принято считать, что мать Ивана Грозного — литовская принцесса. Однако по мужской линии Елена Глинская — родная внучка Мансура-Кията, старшего сына эмира Золотой Орды, хана Мамая.
14:51 27 марта, 2017
Как связаны истории «Бухорои Шариф» и последнего эмира Бухары
Иоанн IV был старшим сыном великого князя Василия и его второй жены Елены Глинской. Но о том, что он был русским царем, можно говорить с большой натяжкой. Его родная бабка по отцу была византийская царевна Софья Палеолог, а мать – Елена Глинская (которой незаслуженно приписали литовское происхождение), чистокровная татарка, приходилась по мужской линии родной внучкой Мансура-Кията, старшего сына могущественного эмира Золотой Орды, наместника крымского улуса-юрта Мамая.
К слову сказать, Мансур-Кият является родоначальником крымско-татарского бейского рода Мансуров. К сожалению, в летописях не сохранилось настоящего имени царицы Елены, которая приняла крещение, сменив на московском престоле свою предшественницу, тоже татарку, но уже из золотоордынского рода мурзы Атун Соломонию Сабурову.
Портрет Елены Глинской
24СМИ
Зато те же летописи красноречиво рассказывают о годах регентства молодой крымско-татарской княжны при малолетнем сыне Иоанне. После смерти своего мужа Елена становится фактической правительницей московского государства. Однако бояре, опасаясь, что образованная, умная, молодая царица, вместо того, чтобы жить теремной жизнью вдали от мирских сует, полностью возьмет в свои руки бразды правления, поспешили ее отравить.
Что касается самого Иоанна, то как бы бояре ни стремились с юных лет влиять на молодого царя, татарская кровь и заложенное матерью воспитание сказалось на его дружеских взаимоотношениях с крымским ханом.
Сохранилось немало сведений (главный источник – письма крымскому хану), что он свободно изъяснялся на своем родном татарском языке и относил себя к прямому потомку темника Мамая. Что касается его внешности, то не оставляет сомнения его принадлежность к Мансурам, на сохранившихся портретах Иоанна Грозного и его сына Феодора можно увидеть лицо с явно азиатскими чертами.
Грозный. Реконструкция по Герасимову.
В эпоху Грозного еще более усилилась татарская верхушка Московии. Например, во время казанского похода (1552 г.), который в истории преподнесли как завоевание и присоединение Казанского ханства к Московскому государству, войско Иоанна Грозного включало в себя больше татар, нежели войско Едигера, правителя Казани. Среди московских военачальников были «крымский царевич Тактамыш», «царевич шибанский Кудаит», «касимовский царь Шигалей», «астраханский царевич Кайбулла», «царевич Дербыш-Алей», не говоря уже о десятках тысяч рядовых татар под их началом.
09:22 5 марта, 2019
Солистка известной немецкой группы «Арабески» нашла родственников в Бухаре
Летописец тех событий большое внимание уделял чингизидам, дабы угодить своему царю, потому что русские военачальники никак не могли сравняться с первыми в знатности. То есть для московского сознания тех лет азиатский царевич был выше по знатности любого боярина-рюриковича
Об этом говорит еще один яркий эпизод из царствования Иоанна Грозного, когда он в 1575 году удалился в Александровскую слободу, оставив вместо себя в Кремле татарина – золотоордынца-чингизида Саин-Булата (известного как Симеон Бекбулатович), ведущего свой род от того же крымского бея Мансура, но только по мужской линии.
Иван Грозный
В начале 16 века «русский» царский дом окончательно породнился с татарами. Дело в том, что отец Грозного Василий выдал свою сестру Евдокию замуж за брата казанского хана Мухаммед-Эмина, сына Нур-Султан, второй жены крымского хана Менгли Гирая, царевича Кайдулу, от этого брака у них родилась дочь, известная под именем Анастасия, которая была выдана замуж за главу боярского правительства князя Василия Шуйского.
Шуйские породнились с Иоанном Грозным, так как царевна Анастасия приходилась молодому царю двоюродной сестрой. В свою очередь, в этом браке родилась дочь Марфа, ставшая впоследствии женой боярина Ивана Бельского, происходившего из золотоордынского татарского рода.
Народный герой
Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.
Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.
Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).
После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.
- Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.
В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.
В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.
Дмитрий Донской
Но вот в 1359 году на свет появился Дмитрий Иванович, который позже получит прозвище Донской. Его отец, Иван Красный, правил своим княжеством мудро. На рожон не лез, все послушно выполнял, исправно платил дань Орде. Но вскоре он скончался, и власть перешла к его сыну. Однако до этого власть принадлежала его деду — Ивану Калите, который получил от хана право на сбор дани со всей Руси.Дмитрий Донской с детства не мог смотреть, как отец находится на побегушках у ордынского хана и выполнял все его требования, делал многочисленные переписи населения. Новый князь выявил открытое неповиновение Батыю, и, понимая, что за этим следует, начал собирать войско.Ордынский хан, увидев, что Дмитрий Иванович возгордился, решил его наказать, вновь повергнув в зависимость. Поспешно собрав огромную армию, он двинулся в поход. В это же время московскому князю удалось объединить под своим командованием дружины почти всех русских князей. История гласит, что такой силы на Руси еще никогда не было.Битва должна была состояться на Куликовом поле. Перед сражением великий князь обратился в монастырь к Сергию Радонежскому. Тот благословил его и дал в помощь двух монахов: Пересвета и Ослябю.
Рис. 5. «Утро на куликовом поле». А. П. Бубнов. 1943–1947 годи
С этой книгой читают
Илья Муромец и Соловей РазбойникЭпосы, легенды и сказания
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
А й к обеденке поспеть…
Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя БорисаПолторанин Михаил Никифорович
Эта книга, наверное, вызовет скандал с эффектом взорвавшейся бомбы. Хотя вынашивалась и писалась она не ради этого. Михаил Полторанин, демократ-идеалист, в свое время…
4.76
(14)
Царь-гораИртенина Наталья Валерьевна
Судьба порой совершает вовсе неожиданные повороты. Молодой ученый Федор Шергин, испытав очередной творческий кризис и полосу неудач, уезжает по совету близких на родину…
3.6
(4)
Поэты и цариНоводворская Валерия Ильинична
Поэт и царь, художник и власть…
Гении и злодеи — тема вечная, которая в разные исторические периоды преломлялась по-разному.
Валерия Новодворская предлагает…
4.4
(4)
Царь грозной РусиШамбаров Валерий Евгеньевич
Книга известного российского писателя Валерия Шамбарова посвящена одному из величайших исторических деятелей Средневековья, первому русскому царю Иоанну Грозному….
4.4
(3)
Царь Федор. ТрилогияЗлотников Роман
Какой могла бы стать Россия, если бы смогла избежать Смуты, избавиться от угрозы крымских набегов и получить в государи человека, способного направить в созидательное…
4.4
(1)
Троя. Падение царейСмит Уилбур, Гоулмон Дэвид Линн, Геммел Стелла
Все мы с детства знаем историю Гектора и Андромахи, Ахилла и Патрокла, Париса и Елены. Однако под пером Дэвида и Стеллы Геммел миф обращается в реальность!
Их…
4.6
(2)
Грехи царя ОмараШахразада
Три сына царя Омара, властителя великой державы Ал-Лат, отправились в страну, лежащую за высокими горами, чтобы продолжить там свое образование. Но младшие братья даже не…
2.6
(1)
Симеон Бекбулатович и Иванец Московский: двуглавый орёл России
О Саине-Булате Бекбулатовиче известно немногое. Он родился в семье хана Ногайской орды, был потомком Чингисхана. В 1558 году, после падения Астраханского ханства, Саин-Булат перешёл на службу к московскому самодержцу. В 1560-х гг. царь назначил Саин-Булата ханом в Касимове — недавно созданном государстве под сюзеренитетом Российского царства. Касимовское ханство выдали перешедшей на русскую службу татарской высшей аристократии. Чингисиды ещё очень долго после падения Орды почитались в Москве как лица царского достоинства, выше всех Рюриковичей, за исключением правящей линии династии. В 1571—1573 гг. будущий царь возглавлял войско в Ливонской войне, но был разбит шведами. В 1573 году мусульманский князь перешёл в православие по желанию Грозного, женившего его на дочери князя Мстиславского.
Симеон Бекбулатович. (Pinterest)
В 1575 году Иван Васильевич внезапно отрёкся. По его распоряжению татарина Симеона венчали на царство в Успенском соборе. Но официальный царский титул он не получил, став лишь «великим князем всея Руси». Симеон возглавил Боярскую думу; от имени князя издавались указы и жалованья. Иван Московский, как теперь именовал себя Грозный, выехал из Кремля на Арбат за Неглинную, где поселился на бывшем опричном дворе. В ведении Ивана IV, однако, осталась казна и многие титулы. Иностранных послов, как и прежде, принимал он.
Вскоре после отречения, 30 октября 1575 года, бывший царь пишет челобитную царю новому. Просил Иванец Московский о сущей мелочи — во всём государстве «людишек перебрать». Это означало пересмотр служб, денежных и поместных окладов служилых людей.
Итак, в августе Грозный расправился с руководителями «двора», в сентябре-октябре расследовал новгородскую измену, в конце октября отрёкся от престола, затем в течение месяца создал новую опричнину — «удел», и, наконец, отдал приказ о казни виднейших земских бояр. Московскому князю понадобился примерно месяц на то, чтобы с помощью челобитных Симеону выкроить «удельные» владения и сформировать в них новую опричную гвардию. Управление «уделом» осуществляла дума во главе с Нагими, Годуновыми и Вельским. Афанасий Нагой оказал царю важную услугу, будучи послом в Крыму. Он разоблачил мнимую боярскую измену в пользу крымского хана. Образовавшийся триумвират сохранил влияние при дворе Грозного до последних дней его жизни.
Присоединение Новгородской республики: освобождение от монголо-татарского ига начиналось с малого
Стоит сказать, что свержение золотоордынского ига произошло при московском князе, а вернее царе Иване III Васильевиче, и закончился этот, длившийся более полувека процесс, в 1480 году. Но предшествовали ему достаточно увлекательные и поразительные события. Началось все с того, что некогда великая империя, выстроенная Чингисханом и подаренная им сыну, Золотая Орда уже к средине четырнадцатого – началу пятнадцатого веков, стала попросту разваливаться на куски, разделяясь на более мелкие ханства-улусы, после смерти хана Джанибека. Его внук Исатая попробовал объединить свои земли, но потерпел поражение. Пришедший после этого к власти, настоящий чингизид по крови, великий хан Тохтамыш прекратил смуту и внутренние распри, ненадолго восстановив былую славу, и снова стал наводить ужас на подконтрольные земли Руси.
Интересно
В средине тринадцатого века дань с русских купцов взимали купцы мусульманские, которые назывались красивым словом «бесермены». Занимательно, что это слово прочно вошло в разговорный, народный язык, и человека, имевшего иную веру, а также и непомерные «аппетиты», называли басурманином еще очень долго, да и сейчас можно услышать подобное слово.
Ситуация разворачивалась, между тем, вовсе не благоприятная для ордынцев, так как со всех сторон Орду окружали и напирали враги, не давая ни сна ни продыха. Уже в 1347 году, по приказу московского князя Дмитрия Ивановича (Донского), было полностью прекращены выплаты ордынскому хану. Причем именно им и было задумано объединить российские земли, но на пути стоял Новгород, вкупе со своей свободной республикой. Причем олигархия, которая установила там свою, достаточно мощную власть, пыталась сдерживать натиск, как со стороны Московии, так и давление недовольных народных масс, вечевое устройство стало постепенно терять актуальность. Окончание монголо-татарского ига уже маячило на горизонте, но было еще призрачным и расплывчатым.
Большой поход на Новгород: свержение золотоордынского ига – дело техники и времени
Именно из-за этого народ стал все чаще глядеть на Москву, чем на собственных правителей, а уж тем более, на ослабевших к тому времени ордынцев. Причем посадничья реформа 1410 года стала переломным моментом и к власти пришли бояре, отодвинув олигархат на второй план. Понятно, что крах был просто неминуем, и он наступил, когда в начале семидесятых годов часть новгородцев, под предводительством Борецкого и вовсе перешла под крылышко Литовского князя, это была последняя точка в чаше терпения Москвы. Ивану III не оставалось более ничего, как только силой присоединить Новгород, что он с успехом и провернул, собрав под собственные знамена армии практически всех подвластных земель и угодий.
Московские летописцы, свидетельства которых сохранились, считали поход московского царя на Новгород настоящей войной за веру, а, следовательно, и против иноверцев, против обращения русских земель в католичество, а уж тем более, в ислам. Ключевая битва была проведена в низовьях речки Шелони, причем большинство новгородцев, прямо говоря, сражались спустя рукава, так как особой нужды защищать олигархат не испытывали, да и желания не имели.
Это занимательно
Не приверженец московского княжества, архиепископ Новгородский, решил сделать ход конем. Он желал сохранения независимого положения собственных земель, однако рассчитывал договориться с князем Московским, а не с местными, а уж тем более, не с ордынцами. Потому весь его полк большую часть времени просто стоял на месте, и в бой не вступал. Эти события также сыграли большую роль в свержении татаро-монгольского ига, значительно приблизив и конец Золотой Орды.
Вопреки надеждам архиепископа, Иван III на компромиссы и договоренности идти вовсе не желал, а после водворения в Новгороде московской власти, кардинально решил проблему – уничтожил или же сослал в центральную часть страны большинство опальных бояр, а земли, что им принадлежали, попросту изъял. Причем народ новгородский такие действия царя одобрил, ведь уничтожались именно те бояре которые не давали жизни людям, устанавливая собственные правила и порядки. В 1470 годах, окончание татаро-монгольского ига, из-за заварушки в Новгороде заиграло новыми красками и приблизилось чрезмерно. Уже к 1478 году республика была полностью упразднена, и даже вечевой колокол сняли с колокольни и увезли в Московию. Таким образом, Новгород, вкупе со всеми своими землями, стал частью Руси, однако сохранил не некоторое время статус и вольности.
Ханское знамя Тохтамыша
Действительно, один сильный отряд Тамерлана (Аксак Тимура) во время битвы врезается в ряды золотоордынских войск и добивается того, что ханское знамя исчезает с поля зрения (конечно, при содействии главного знаменосца). Идегей мурза также участвует в этой битве и оказывает большую услугу Тамерлану (Аксак Тимуру). Дело в том, что еще перед началом сражения Идегей мурза посылает верного человека к своему мангытскому роду, находящемуся на стороне Тохтамыш хана, и склоняет его оставить поле боя в самом разгаре сражения. Действительно, мангыты Идегей мурзы по договоренности в самом разгаре битвы оставляют свои позиции и отправляются на родину, в Мангышлак, то есть происходит измена.
Все эти события говорят о том, что в войсках Золотой Орды не было единства, что многие не любили Тохтамыш хана и находились в оппозиции к нему. Конечно, Тохтамыш хан все это знал, по крайней мере чувствовал. И у него не было большого доверия к войскам в целом, он знал, что беки и мурзы, командовавшие отдельными подразделениями, могут ему изменить. Что же он должен был делать при этих условиях? Как заставить войска сражаться во всю мощь? Конечно, единственным способом оставалось поставить их в такие условия, чтобы они не могли отступить. Может, именно по этой причине он выбрал местом сражения правобережье Кондурчи, где за войсками лежала естественная преграда для отступающих — река Волга. В таких жестких условиях войска Золотой Орды могли сохранить себя лишь движением вперед, активными действиями заставляя отступить врага и тем самым беря инициативу в свои руки.
А как поступил Тамерлан (Аксак Тимур)? Каковы были его планы? Как он решил вести военные действия? Естественно, он прежде всего старался обратить в свою пользу слабую сторону вражеской позиции, иначе говоря, хотел прижать к берегу Волги войска Золотой Орды, загнать их в естественную ловушку. Одновременно с этим, думая и о своем возможном отступлении, на протекающей за его войсками реке Сок построил крепкую оборонительную линию. Эта линия нужна была на тот случай, если враг разовьет слишком активные действия и Тамерлану (Аксак Тимуру) придется отступить за укрепленную линию, где он сможет сделать необходимые маневры, а затем перейти в наступление. Короче говоря, для него оба варианта были подходящие, так как не представляли большой опасности. А Тохтамыш хан имел лишь один вариант, по которому он должен был вести только наступательные действия. Отступление означало для него поражение. Если сравнить тактику двух войск, то в любом случае в выигрыше оставался Тамерлан (Аксак Тимур).
Кроме того, имеются еще способы расположения войск, построение их в ряды, методы управления во время боя. По правде говоря, в источниках мало сведений о той тактике, которую в этой битве применял Тохтамыш хан. Но мы знаем о тактике прежних ханов — чингизидов Золотой Орды, эта традиция сохранялась неизменной и по ней мы легко можем представить, как было построены войска Тохтамыш хана. Они делились на левое крыло, правое крыло и центральный кул (корпус). Обычно во время боевых действий левое и правое крылья обходили врага, прижимали его с флангов и заканчивали дело. Нет никакого сомнения, что на реке Кондурче Тохтамыш хан пытался применить ту же тактику.