Мордовский национальный костюм

Расшифровка кроя и значения деталей рубахи

На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:

  • Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
  • Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
  • Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
  • Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.

Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.

Историческая справка

В XVI веке Иван Грозный, направляясь военным походом на Казань, подчинил себе мордвин. Знатные роды присягнули на верность Московскому государю. Царь Иван Васильевич раздал земли мокшан и эрзян боярам и монастырям.

Шло насильственное обращение местного населения в православие. Многие мордовцы в то время с семьями и скарбом подались в бега, сплавляясь по Волге в её низовья, туда, куда власть царя не распространялась. Население, оставшееся на своей исконной территории, вместе с обращением в веру подверглось обрусению. Ассимилировали и сбежавшие, но процесс шёл медленнее.

Важно! В 1867 году русский прозаик Мельников-Печерский, описывая быт мокши и эрзя, отмечал, что только в некоторых деревнях сохранился женский мордовский костюм, а с течением времени он встречается всё меньше

Водка


Саранская водка

Уже много лет самый популярный саранский сувенир  для взрослых — водка. Она производится на ликеро-водочном заводе «Саранский». Мордовская водка славится качеством и интересным оформлением. Самый оригинальный экземпляр ЛВЗ — водка Вастома (встреча). Она производится в трех видах: обычная, на подставке и в музыкальном тубусе.

Водочный ассортимент разнообразен, как для обычной продукции, так и для премиум-класса. Есть мордовское виски «Royal Fox», бальзам «Мордовский» и  Sangvini» — то ли вермут, то ли мартини.

Кстати, символ Саранска — лиса, является также символом Саранского ликеро-водочного завода.

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2014 — Мордовский летний костюм.Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Кукла ВЫШЛА.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Фото куклы:

Куклы в народных костюмах №59 — Мордовский летний костюм. Панго — высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.

Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха — панар.

Куклы в народных костюмах №59, вид сзади — коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани — пулай.

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник). 

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам). Ворот рубахи — конусообразный вырез.

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Смерть и погребение

С этим моментом было связано много суеверий и страхов. Такие приметы, как треснувшее зеркало, крик совы, нашествие муравьёв или мышей, говорили о возможной скорой кончине кого-то из семейства.

Если в доме кто-то умер, на стол клали хлеб-соль, а на подоконник ставили стакан с водой и полотенце. Мордовцы верили, что душа должна помыться и отдохнуть перед уходом. Ближайшие родственники не должны были участвовать в похоронной процессии, чтобы не уйти на тот свет вместе с усопшим. На прощание являлись все дальние родственники и односельчане, которые приносили продукты и деньги.

Похороны проводили только на третий день, при этом тело укладывали в неглубокую яму на подстилку. Этот обычай плавно перешёл к обычному закапыванию, как и у христиан. Но в зимнее время ещё долго практиковали «небесное захоронение»: гроб вешали на высокие ветви, а весной делали перезахоронение в землю. Интересно, что в боковых стенках гроба делали окошки, чтобы покойник мог наблюдать за тем, что делают его родственники.

Эрзянский национальный костюм [ править ]

Эрзянки в национальных костюмах

Основным элементом мордовского костюма была белая парусиновая рубаха, украшенная вышивкой. Эрзянская рубашка сделана из двух тканей, которые разделены на две части. Посередине у центрального шва оставался шов для прорези воротника и прорезь на подоле для ступеньки. В боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Традиционной нагрудной застежкой в ​​костюме эрзя была «фибула сюльгамо». Это была овальная пряжка из толстой проволоки с подвижной шпилькой, с помощью которой отрубался воротник. Богатая нижняя часть прикрывала глубокую грудную щель. В XIX веке воротник обычно закреплялся двумя фибулами , одна из которых не имела украшения. Особое значение в мордовских женских костюмах играли сложные поясные элементы. Костюм был набедренной повязкой- пулай, который носили поверх рубашки. В знак полового созревания девушки начинают носить пулай с 13–14 лет, и тогда он оставался аксессуаром костюма женщины до самой ее смерти. Без «пулай» мордовская женщина не могла появиться в мужском обществе. В зависимости от места существования он имел разную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. Праздничный «пулай» украшали ракушками, цепочками, медными пуговицами, нашивками, цветными бусами, а по краю — длинной шерстью черного, красного, зеленого или синего цвета, с кисточками по бокам. В результате вес такой «пулайи» достигал 6 килограммов. Украшение талии «пулай» было двух видов. Правая сторона полотна была украшена вышивкой. Потом почти до колен была бахрома из шерсти, обычно черного цвета, а по праздникам могла быть из красной или зеленой шерсти.Шерсть декорирована медными цепочками и с каждой стороны прикреплены кисточки из бус. Типичным для эрзянского костюма было полотно поверх одежды — «руться». Он был аксессуаром одежды замужних женщин и имел варианты для различных жизненных ситуаций и ритуалов. Поверх рубахи или руться надевали фартук — «икелга пааться». Он был завязан внизу живота, чтобы закрыть подол ее рубашки. В сложных украшениях, включающих несколько ярусов ожерелий, особенно выделялись оригинальные круглые воротники на твердой основе, покрытые полотном, расшитым рядами бус, пуговиц и цепочек. Все они отлично сочетаются с массивной вышивкой «руци». Качество одежды определялось видом вышивки. Рубашка еловая эрзя была расшита по всем продольным полосам. Эрзянская вышивка отличалась красивой текстурой ковра,бордюры и плоскости отличались горельефом. Хотя орнамент был довольно простым: ромбы, кресты и полилинии. Украшая одежду женщины выбирают лучшие выкройки — «сермат ». В старину они были символами семейной принадлежности. Женщины эрзи были наделены чувством меры. Интуитивно, не обладая знаниями в области конструирования и моделирования одежды, она сшила шедевр. Благородно смотрелись красные и черные вертикальные полосы на белом полотне. Широкий пояс «пулай» с длинными черными прядями подчеркивал бедра и выглядел стройнее. Съемные украшения — обязательное дополнение к одежде. Это колье разной длины и из материала, вышитые бисером воротники, фибула-сюльгамо, значки и бубенцы.

История русского костюма

За время своего существования наряд славян практически не менялся. Понятие о моде было не столь нестабильно, как в наши дни, поэтому один фасон могли носить на протяжении многих лет. Популярность национального одеяния снизилась в начале восемнадцатого столетия.

В это время ношение русского костюма было под запретом в соответствии с указом Петра I. Венценосная особа хотела сделать страну более современной и избавиться от пережитков прошлого. На смену национальному наряду пришли вещи в венгерском стиле, позже в моду вошла одежда из Германии и Франции.

Чтобы жители не игнорировали нововведение, император ввел пошлину на ношение в городских поселениях традиционных одеяний. В девятнадцатом столетии во времена Великой Отечественной войны спрос на русский костюм вернулся из-за возросшего патриотизма.

Украшения [ править ]

Нагрудные украшения состояли из нескольких кружков ожерелий. Особые круглые воротники имели твердую основу, которая покрывалась канвой и расшивалась стеклянными бусинами, пуговицами и цепочками. Также были сетчатые нагрудные воротники из красных стеклярусов и медных пуговиц. В итоге они идеально подошли к огромной вышивке «панар» и «рука». У мокшанок на бедрах было множество украшений. Эти украшения были сделаны из ракушек, пуговиц и подвесок . Также были специальные полотенца «кес-колучать» на бедрах. В одном комплекте может быть 6 полотенец. Обувь под названием « кархт » изготавливалась из луба. Лапы были переплетены крест-накрест, с невысокими бортами и специальными петлями. Мокша женщины оборачивали ноги белыми или черными кусками ткани, называемой онучи.

Праздники мордвы

В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.

Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.

Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.

Праздники у мордвы веселые и массовые. На фото представлен праздник Раськень Озкс / mordovochka.blogspot.com

Языческие корни культуры мордвы

Несмотря на то, что большинство представителей мордвы сегодня являются христианами, в их обычаях ярко выражены и языческие отголоски верований далёких предков. Например, весной на праздник Пасхи мокша и эрзяне приносят дары умершим, а также просят у духов представителей своего рода послать хороший урожай и благополучие семьям.

По осени на полях Мордовии можно увидеть несколько несжатых полос ржи. Это также связано с языческими культами. В старину мордовский народ поклонялся богу плодородия Нороваве. Ему приносили хлеб и соль, что раскладывали в меже на поле, а также оставляли несколько полос пшеницы или ржи, что считалось даром божеству.

Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru

Мордва – яркий и самобытный народ, что гордится своими богатыми культурой и историей. Традиции мордвы отражают влияние русского и других соседних народов, причём некоторые эрзянские и мокшанские культурные особенности значительно отличаются.

Народы Мордовии – это люди, что с давних времён уважительно относятся к родному краю, природе, старинным обрядам и традициям. Несмотря на это, мы очень мало знаем о культуре мордвы, а потому стоит продолжать её изучение, ведь каждый раз происходит новое открытие.

Национальный костюм

Мордовская культура и традиции включает в себя национальные костюмы, которые и сейчас можно видеть в республике во время праздников и проведения народных обрядов.

В прежние века мокшане и эрзяне одевались по-разному. Мокшанки облачались в штаны с широкими удобными штанинами и в рубашку, которую подпоясывали на талии. Головными уборами служили особые шали или платки, их скручивали наподобие черемисской чалмы.

Эрзянки носили рубаху до пола, а сверху надевали особый национальный кафтан, который называется «шушпан». Для торжественных и праздничных случаев его обшивали красной оторочкой. Голову украшали убором, напоминающим кокошник.

В последние десятилетия традиционный наряд мордовского народа переживает бурное возвращение. Его носят не только на праздники, но и на важные мероприятия, приёмы, политические встречи и т.д.

Уклад жизни

Раньше мордва проживала на берегу рек и по опушкам лесов. В этих деревнях не было улиц, дома строили хаотично по мере захвата свободной земли. Обычно родственники селились рядом со своими родными, так получались небольшие кварталы, состоящие из представителей одного рода. Они объединялись в крупные дворы, внутри которых располагались дома, а периметр обносился плетёным тыном или забором.

В домах были сени и одна большая комната, где жили и спали все члены семьи. Семейства были очень большими, обычно в них насчитывалось до 3-4 десятков человек. Представители разных поколений отлично уживались между собой, каждый из них выполнял свои функции: старики смотрели за детьми, а представители среднего возраста работали в огороде, в садах, занимались промыслом.

Все размещались в нескольких домах, а чуть подальше стояли хозпостройки, где держали животных и птицу. Хозяйство не делилось для каждой семьи, а было общим для всего рода.

Дома отличались от русских изб. В них единственное небольшое окно делали так, чтобы оно смотрело не во двор, а на улицу. Под чердаком всегда прибивали скворечник, и если в нём селились скворцы, считалось, что в доме обязательно будет счастье.

Традиции и обычаи мордовского народа

Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.

Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.

Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций

Легенда о Хозяине погоста

До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.

До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.

«Жена – всему голова»

Во времена язычества у жителей Мордвы было бессметное количество богов. Практически на каждый предмет или природное явление имелся собственный «хозяин». Основная часть волшебных существ была женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес.

При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.

Если верить старинным летописям, то в древних мордовских семьях царил матриархат. Иными словами, барышни имели огромное влияние на своих супругов. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены».

Ножницы под подушкой

Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.

После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.

Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож. А чтобы запутать беса, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку.

Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия».

Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.

Религия

До начала христианизации населения мордвы исповедовали язычество и поклонялись природным силам. Материального изображения идолов не было. У нации имелось основное божество, ряд второстепенных богов и многочисленные духи.

Среди магических существ особое значение имело женское начало. Например, покровителя земли, леса, огня, ветра, воды и дома почтительно именовали матерью. Согласно документальным источникам, в те времена имело место многоженство. Тем не менее у мордовского народа женщина и мужчина обладали одинаковыми правами.

После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Наиболее ярко это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов четко выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.

В древности религия Мордвы предполагала тесное сплетение мира мертвых и живых. При выборе нового погоста первого человека хоронили в вертикальном положении, вручая в руки посох. С этого момента он носил статус старейшины кладбища.

Виды рубах мужских и женских

На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:

  • Для матерей, кормивших младенцев.
  • Для ворожбы.
  • Для покоса.
  • Порукавка.

Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.

Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде.

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай. Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам. Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.

Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.

Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, «змеиная головка», «крылышки», «солнечные узелки», «козьи копытца» или «куриные лапки» были взяты из жизни.

Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.

Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.

Национальная одежда и внешность

На первые взгляд, одеяния мокши и эрзи абсолютно идентичны, но в реальности между ними имеются существенные различия. Например, представительницы второго этноса носили головной убор, украшенный выступом, который по форме напоминал рог.

Наряд эрзянок включал в себя белоснежную сорочку и расшитый кафтан. Взрослые барышни надевали пояс пулай, декорированный бахромой из шерсти и бисером. Обязательным элементом являлась застежка на груди под названием сюлгамо.

Одежда мокши немного напоминала костюм тюркских племен. Помимо двурогого головного убора, на волосы часто накручивали тюрбан из платка. Пояса пулай у них не было, вместо кафтана люди облачались в яркие платья.

Представители сюлгамо также имели свой национальный наряд. Помимо вышеперечисленных элементов в одежде, они надевали наколенники из шерсти.

Этнос Мордвы отличался и по внешнему виду. Эрзя имели вытянутое лицо, светлые вьющиеся волосы и глаза серо-голубого оттенка. Основная часть представителей мокши – это темноокие брюнеты с широким лицом.

Кухня

Первыми по достоинству любой турист оценит мордовские традиции и обычаи, связанные с национальной кухней. Несмотря на то, что во многом блюда похожи на русские, есть в них свои черты, которые можно распробовать уже при первом знакомстве. В основном рацион состоял из продуктов земледелия. Интересен хлеб, который и сейчас готовят в ресторанах национальной кухни: это кислый хлеб, выпекаемый в печах на капустном листе. У него особый аромат, который особенно любят дети.

Готовили много различных каш, делая их по консистенции как современные каши-размазни, заправляя при этом маслом конопли. Поэтому блюда были не только вкусными, но и полезными. Особое место занимали блины из пшеницы, их выпекали очень толстыми, чтобы заворачивать разную начинку.

Но самая главная роль отводилась творогу. Можно сказать, что творог – это своеобразный белый хлеб в Мордовии, потому что его комбинируют с разными продуктами и добавляют в большинство блюд. Из напитков очень популярными были простокваша и квас, которые до сих пор не утратили актуальность.

Представители этого народа очень любят поесть. И сейчас считается, что вкусное кушанье на праздник порадует любого мордвина больше, чем другие сюрпризы и приятные неожиданности.

Женский костюм

Женский костюм мордвы характеризовался, прежде всего, количеством вышивки, густо покрывавшей большую часть рубахи панар. Ее гамма включала оттенки от сине-черного до темно-красного, с вкраплениями зеленого и желтого. Костюм женщин эрзя отличался архаичным набедренным украшением пулай, которое носили от совершеннолетия до самой старости. Праздничный вариант украшали ужовками (т. е. раковинами каури), медными цепочками, бляшками, цветным бисером, шерстяной бахромой и кистями. Поясные украшения из каури и подвесок мокшанки носили по бокам, а число поясных полотенец кес-коруцят могло доходить до шести. Женщины-эрзянки носили также вышитую нераспашную одежду покай. Верхней одеждой им служила руця, а женщинам мокша — плахон. Частью костюма мокша были также длинные холщовые штаны понкст.

Мордва-эрзя: женщина в головном уборе панго, рубахе панар и набедренниках пулай; юноша в русском костюме

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Характерные черты мордовского национального костюма

О национальном костюме можно говорить в разрезе двух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим черты, присущие традиционному наряду обоих народов:

  • материал изготовления одежды – домотканый отбеленный холст — льняной или конопляный;

  • покрой – прямой и для рубахи (панара), и для верхней распашной белой одежды;
  • отделка – шерстяная вышивка, для которой характерны красный и чёрный цвет;
  • украшения – нагрудники и кушаки, с металлическим и бисерным декором;
  • обувь – плетёные лыковые лапти с онучами и кожаные сапоги со сборками.

Особенности мужского, женского, детского костюмов

Женщины этих народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили повседневную и праздничную летнюю и зимнюю одежду.

Мужчины надевали рубаху прямого кроя навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распашную холщовую одежду типа халата. Осенью или весной согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, зимой – в шубе из овчины внушительной длины. В холодное время мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала XX века для мужчин шили рубахи из фабричных тканей и покупали картузы, вытеснившие валяные шапки.

Женский костюм очень красив, состоит из многих элементов. Девушка начинала надевать наряд с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнищах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу. Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде двух продольных полос). В праздники наряд дополнялся второй рубахой – покай, расшитой очень плотно вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла только слегка закрыть колени, поэтому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.

Передники с нагрудником или без него (и даже с рукавами) – также неотъемлемая часть женского костюма. Поверх панара надевалась безрукавка, верхняя распашная холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся женская одежда, кроме верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.

Головной убор у женщин и девушек различался. Те, кто ещё не вышел замуж, надевали налобную повязку или специальные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под высокий головной убор конической, прямоугольной формы или надевали сороку в виде колпака или чепца. Были и другие варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.

Детский костюм повторял все элементы взрослого, но украшений в наряде девочки было значительно меньше, потому что весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.

Чем украшаются, какая обувь?

Женщины очень любили украшать себя. Всё это нашло отражение в костюме:

  • к головному убору крепились височные подвески с бисером, бусинами, монетами;

  • налобное украшение в основе имело перьевую бахрому и тесьму с вышивкой;
  • девушки скрывали волосы под накосниками из шёлка и бисера;
  • в ушах – серьги и покрытые материалом берестяные кружки с нашитыми цветными узорами, бусинами;
  • нагрудные украшения составлялись из бус и ожерелий. Особенно красивы были бисерные воротники, нагрудные сетки, чересплечные украшения (в основе две кожаных полоски, на которые стеклярусом, пуговицами, цепочками нашивался орнамент);
  • наручные украшения – разнообразные браслеты и кольца;
  • область талии украшалась набедренниками с вышивкой, пуговицами, позументом, бисером, шерстяной бахромой, медными цепочками, монетами, ракушками;
  • к поясу подвешивали парные подвески, состоящие из металлического каркаса и проволоки из меди в несколько рядов. К ним крепились жетоны, ракушки, монеты, бубенчики, шелковая бахрома. За пояс затыкали поясные расшитые полотенца.

Отметим основные моменты, касающиеся национальной обуви мокша и эрзя:

  1. традиционно мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
  2. кожаные сапоги были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, массивные задники;
  3. зимняя обувь – валенки;
  4. на босую ногу наматывали портянки: нижние – на ступни, верхние – на икры;
  5. поверх портянок в прохладную погоду наматывали онучи — белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосками из ткани.

Справка. В традициях народа считать красавицами женщин с прямыми ровными и полными ногами. Онучи, кроме основной функции – утепления, как раз призваны были сделать из ног любой женщины идеал.

Плетение

Плетение на территории Мордвы остаётся одной из давних традиций, которые дошли до наших дней. Это ремесло совершенствовалось на протяжении веков, поэтому сейчас мордовские мастера очень ценятся во всём мире. Они прославились двумя техниками — лозоплетение и плетение из бересты.

Из лозы изготавливали большинство домашней утвари: короба, корзины, даже крупную мебель. В качестве лозы использовали любые природные материалы, которые способны после обработки хорошо гнуться и не становятся слишком хрупкими. В Мордве изготавливают не просто качественные изделия, но и красивые, изящные, поражающие оригинальным декором.

Плетение из бересты было развито из-за смешанных лесов, которые росли на этих территориях. Техника съёма с дерева, просушки, прессования, отделения солей и нарезки передавалась из поколения в поколение. Сейчас во многих музеях Мордовии можно увидеть плетённые предметы обихода. Они украшались особым орнаментом в центральной части, что отличало их от таких же изделий других народов. Во многих туристических центрах тут продаются берестяные сувениры или поделки из плетёной лозы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: