Национальный костюм удмуртов презентация к уроку по краеведению (10 класс)

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР

  • Слайд 2

    Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

    Он не подвержен влиянию мимолетной моды.

    Его мода — традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.

    Л.А.Молчанова

  • Слайд 3

    Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы

    По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма

  • Слайд 4

    холста сукна овчины

    В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма

    северный южный

  • Слайд 5

    Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.

    Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.

    Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.

    Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.

    Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

  • Слайд 6

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью — лапти, сапоги, валенки.

    Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.

    Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

  • Слайд 7

    Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож

  • Слайд 8

    Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен

  • Слайд 9

    Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой

  • Слайд 10

    Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв

    Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

  • Слайд 11

    Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца

  • Слайд 12

    Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи

  • Слайд 13

    Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

    К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.

  • Слайд 17

    В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    У южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос

  • Слайд 21

  • Слайд 22

    Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско — бодьинский).19 –

    середина 20 в.

  • Слайд 23

  • Слайд 24

  • Слайд 25

  • Слайд 26

    «Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит вся

    неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова

Посмотреть все слайды

История удмуртского народа

Этническая группа сформировалась еще в 1 веке, а 15 ее земли стали частью Российского государства. До этого, от начала истории существования владения находились под началом Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Так кто такие удмурты или вотяки, как их называли древние соседи?

Первые упоминания о пермянах, которые положили начало существования коми и удмуртов, датируются 6 веком до нашей эры. Затем, под влиянием России на севере и татар на юге от месторасположения, утвердился новый народ со своей культурой и ценностями.

Принадлежит группа к финно-угорцам — это означает, что праотцами их были те же люди, кто населяет Восточную Прибалтику, Центральную Европу и Западную Сибирь. Центром развития исторически стал территория Прикамья, и где живут удмурты поныне. На сегодняшний момент большая часть населения сосредоточена в Удмуртской Республике и соседних областях Федерации, однако встретить коренного вотяка можно и в Казахстане, и в Украине, и в Беларуси.

1920 год знаменательный для народа, ведь им датируется первая официальная автономия в виде Вотской области. В Советском Союзе регион был известен, как Удмуртская АССР. Во время войны с фашистской Германией, жители героически работали на предприятиях, которые в короткие сроки были переквалифицированы на нужды фронта. Местами продукции создавалось столько, сколько не было сделано за предыдущие девяносто лет, а промышленность увеличила тем в пять раз.

Аксессуары

Женщины Удмуртии трепетно относились к разнообразным украшениям, дополнявшим их образ. Многие из них – серьги, бусы, браслеты, подвески-обереги, нагрудные украшения из монет – передавались по наследству от бабушки матери, а затем – дочери и так далее.

Основную массу декоративных украшений составляли:

  • русские и иностранные монеты, выполненные из серебра;
  • ожерелья из раковин или бусин;
  • ожерелье из серебра или монет (монисто);
  • украшенные орнаментом металлические браслеты;
  • бисерные цепочки.

Популярными были аксессуары, которые размещались на шее или груди женщины. Наиболее распространенные их виды – качек (плотно охватывающее шею украшение из мелких монет, бусин, белых ракушек), а также лага (обшитая ситцем и украшенная мелкими бусинами синего и белого цвета полоска холста).

Женщины, которые находились в бедственном финансовом положении, носили жестяные и оловянные украшения (имитировали монеты за неимением настоящих).

Женщины любого статуса могли носить в ушах серьги и подвески. Первые привычно создавали из серебряных монет небольшого размера, помещая в центре наиболее крупную и окружая ее по бокам более мелкими. Соединяла обе серьги веревочка, проходившая под подбородком.

Ушные подвески представляли собой монеты из серебра большого размера, каждая из которых крепилась к отдельной нити. На них были нанизаны разнообразные цветные бусины из стекла.

Руки женщин нередко были украшены многочисленными браслетами, сделанными из металлов. Популярностью пользовались как широкие, так и узкие аксессуары. Браслеты были оформлены вставленными в них разноцветными камнями либо узором, повторявшим изображения растений.

Браслеты часто изготавливали из крупных стеклянных бусин и раковин, нанизанных на нить.

Аксессуары, выполняющие декоративную функцию, характеризуются нанесенным на них орнаментом. Наиболее распространенными являлись:

  • геометрические формы (использовались для оберегов);
  • изображения следов лебедей или гусей (знак счастья, плодородия, единства семьи);
  • изображения лошадей (знак успешности и счастья, так как лошадь ассоциировалась с животным, приближенным к высшим небесным силам).

Накосники – аксессуар, который выполнял не только декоративные, но и практичные функции. С его помощью жены скрывали волосы, а молоденькие девушки, наоборот, украшали их. Удмуртский накосник – это узкая холстяная полоса с нашитыми на ней монетами.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Традиционные цвета и способы декора

Национальные цвета Удмуртии, которые преобладают в одежде и повторяют цвета национальных знаков, – черный, красный, белый.

Черный – символ плодородной земли и стабильности, красный символизирует солнце и жизнь, а белый – непоколебимость нравственности и мыслей, поступков.

У удмуртов северной принадлежности в одежде преобладают именно эти цвета. В южной части население использовало более широкую цветовую гамму. Преобладали красный, зеленый и коричневый оттенки.

Трехцветный узор (красное, черное и белое) называют аутентичным северным и сегодня.

В день свадьбы невеста-удмуртка надевала белоснежное традиционное платье. Для того чтобы наряд буквально сиял белизной, ткань для него несколько раз выдерживали на морозе.

Жители Удмуртии щедро декорировали одежду вышитым орнаментом. Наиболее распространенные и любимые национальные узоры – звезды, треугольники, ромбы и квадраты.

Удмуртки знали множество узоров, которые имели свои названия, например:

  • рог барана;
  • крылья утки;
  • глаз голубя.

У женщин нижнюю часть платья украшали широким оборчатым элементом. На праздничных нагрудниках обязательно был вышита звезда с восемью кончиками.

В северной традиции подол и рукава женской рубахи были украшены красной узорчатой строчкой. У незамужних девушек вместо вышитого орнамента были полосы или ситец красного цвета. Кафтан иногда украшали небольшими монетами, ракушками, бусинами.

Женский костюм

Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.

Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.

Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.

Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.

По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.

Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами. Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах. Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель

Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)

. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик

Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

Дидактическая игра «Куклы в народных костюмах» Четыре года назад в нашем ДОУ была тема «Русская народная культура». И к этой теме я решила. Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы на тему «Куклы в народных костюмах» Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Школа №368 «Лосиный остров» дошкольное подразделение №3 Конспект.

Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.

Новый костюм для куклы Доброго времени суток,уважаемые маамовцы! Давненько меня здесь не было. Исправляюсь,-выкладываю новый аутфит для куклы, сшитый довольно-таки. Выступление педагогов на экологическую тему. Модное дефиле в костюмах из бросового материала. Выступление педагогов на «Экологическом серпантине» Запев педагог поет сольно, а припев все вместе, пока педагог идет по подиуму, демонстрируя.

Источник

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Культурные особенности

В культуре удмуртов особенное место всегда занимала музыка. В Удмуртии поют обо всём – о природе, временах года, занятиях человека, профессиях, своём настроении и чувствах. Особый колорит народным традициям удмуртов добавляет театр. Он появился в этом крае на основе древнейших верований – синкретизма.

Учения эти были основаны на сложном абстрактном восприятии мира. В древние времена театральные сценки были частью религиозных культов и обрядов, однако в дальнейшем стали затрагивать светские сюжеты, превратившись в искусство и развлечение для людей.

Съемка ансамбля Ай Кай за исполнением народных песен в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Удмурты – обладатели таинственной и богатой истории, которая хранит немало тайн. Быть может, она позволит нам разгадать часть этих загадок уже в ближайшем будущем. Особый колорит родины этих людей, традиции и культурные особенности, преданность старинным обрядам привлекают в Удмуртию всё больше путешественников. Это действительно необыкновенная земля с необыкновенными людьми.

На обложке представлены свадебные наряды северных и южных удмуртов, съемка проходила в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Что представляют собой куклы-обереги и какова их функция

Мастерицы старались создать куклу без использования острых предметов — ножниц, ножей или иголок (иглы допускались при вышивании кукольной одежды)

Ещё одно важное условие — кукла не должна иметь лица, чтобы злые духи не вселились в неё через глаза

Такие куклы-обереги помогали в сложных жизненных ситуациях, условно их можно разделить на несколько групп:

  • хранители дома и семейного очага;
  • хранители жизни и здоровья детей и взрослых;
  • хранители беременных и младенцев, помощники в родах;
  • приносящие удачу, благополучие, богатство;
  • покровители ремёсел, торговли, сельскохозяйственных работ, хорошего урожая;
  • хранители воинов и путешественников;
  • защитники от нечистой силы и злых духов;
  • куклы для гаданий.

Славянские

Название Для какого случая делали Как выглядела кукла, какие материалы использовались при создании Значение куклы-оберега
Берегиня Ко дню рождение, к свадьбе, на новоселье Красные нитки и красные лоскутки Помощница женщине в хозяйственных делах, в родах. Хранительница дома от злых духов.
Благодать 7 апреля или на Рождество (в подарок) Дерево берёзы или рябины. Изображалась с поднятыми вверх руками. Приносит в дом благую весть, помощница в воспитании детей.
Десятиручка В подарок на свадьбу, также невеста могла сделать такую куклу на собственную свадьбу Кукла имеет 10 рук, чтобы успевать по всем хозяйственным делам. Помощь молодой хозяйке в многочисленных домашних делах.
Зольная кукла На свадьбу (готовила мать для своей дочери-невесты) Голову куклы делали из смоченной золы. Рук и ног кукла не имела. Часто к зольной кукле приматывали Пеленашку. Символ материнства и благополучия в доме.
Кувадка К рождению ребёнка Очень простая кукла-мотанка, напоминавшая по форме крест. Помогали матери в родах, оберегали женщину и новорождённого младенца.
Подорожница Перед дальней дорогой В мешочек куклы клали щепотку золы из родного очага. Помогала в дорожных тяготах, приносила удачу.
Птица Радость Для встречи весны Кукла украшалась яркими ленточками, перьями, бантиками. Принимала участие в обрядовых праздниках закликания весны.
Утешница Для маленьких детей Набивная кукла-мотанка в виде мягкой, толстой бабы. Куклу давали ребёнку только тогда, когда необходимо было утешить его. Не служила ребёнку игрушкой.

Русские народные

Русские народные куклы тесно связаны с национальными традициями и обрядами. Обрядовые куклы готовились к определённым праздникам, после чего уничтожались или хранились до следующего праздника.

Изготовлялись такие куклы из:

  • ткани;
  • ниток;
  • дерева;
  • глины.

Существуют три основные куклы:

  1. Купавка — готовили куклу в день Летнего солнцестояния из двух жердин, скреплённых в форме креста. На жерди навязывались пучки соломы, получалась кукла в человеческий рост. Куклу наряжали в настоящую женскую одежду — рубаху и сарафан, на рукава привязывали длинные ленточки. В конце праздника Ивана Купалы Купавку отпускали по течению реки.
  2. Кострома (Масленица) — готовили куклу вначале масленичной недели. Так же, как и Купавку, Кострому делали в человеческий рост или даже больше, одевали в женскую одежду. Кострому сжигали в последний день празднования Масленицы.
  3. Пасха (Вербница) — готовили куклу за неделю до Пасхи, накануне Вербного воскресенья. Куклу старались сделать без ножниц и иголок из лоскутков и тряпочек красного цвета. Готовую куклу выставляли к окошку на всеобщее обозрение, а в праздник Пасхи ставили на стол вместе с куличами и крашеными яйцами.

Купавка Кострома (Масленица) Пасха (Вербница)

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом. Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне. Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами. Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. 1.Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. 2.Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. 3.Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.

Обувь

Повседневной обувью были лапти, которые очень похожи на русский вариант. Отличительная черта удмуртских лаптей – заостренные концы. Завязки на них были разноцветными. Когда было холодно, приходил черед валенок, а в зимние праздники те, кто побогаче, обували кожаные сапоги.

Существовал и вариант лаптей для праздничных дней: в этом случае их украшали гусиными перьями, черными клеенчатыми полосками.

Как и мужчины, женщины обували лапти из лыка, но носили их с вязаными чулками, украшенными узорами, а также носками. Обувь для праздничных дней – ботинки. Зимой удмуртки носили валенки.

Женские чулки (чуглэс) были не только вязаными: их шили из толстого холста. К таким чулкам крепились завязки, с помощью которых их можно было подвязать под коленями.

В зимнее время под чуглэс надевали обмотки, выполненные из шерсти или меха, а летом носили холстинные.

Головные уборы

Важное значение в народном костюме имеет головной убор. Его носили представители обоих полов

Как и прочие предметы одежды, они различались в зависимости от территориальной принадлежности людей, а также их социального положения.

Головные уборы удмурток были богато украшены. Одна из особенностей – использование нашивок из цветных лоскутов на платках, головных покрывалах, налобниках. В качестве таких декоративных элементов использовали сукно, бархат, бахрому, позумент.

Вышитые украшения на платках и шапках традиционны для удмуртов – это различные квадраты и треугольники.

Женские головные уборы

Девушки носили разные головные уборы, что обусловлено положением в обществе и возрастом. Они были достаточно разнообразными. Женщины-удмуртки имели следующие виды:

  • высокая женская шапка из бересты, напоминающая кокошник (айшон);
  • налобная повязка;
  • платок-покрывало – сюлык. Этот головной убор ранее надевали девушки, которые вышли замуж. Поэтому сюлык еще называют свадебным покрывалом;
  • женская шапочка – такья.

Мужские головные уборы

У мужчин-удмуртов головные уборы не отличались разнообразием. Национальным считается колпак, сделанный из домашнего сукна.

С XIX века в мужской гардероб вошли новые головные уборы – шляпы, изготовленные методом валяния, имеющие полы. В зимнее время удмурты носили овчинные шляпы округлой формы.

Головные уборы северных удмурток

Удмуртки покрывали голову разными уборами, что зависело от их возраста и во многом – от социального статуса.

Наиболее распространенным девичьим головным убором считается шапочка (такья) из холста, обшитая монетами и кумачом. Десятилетние девочки носили круглую такью, от 13 лет и старше – продолговатую.

Также незамужние девушки носили холщовые или кумачовые головные повязки и платки, о которых упоминалось ранее. Замужние женщины надевали платки и налобные повязки, а также головные полотенца. Их концы были украшены красными полосками из ткани либо вышивкой.

Головные уборы южных удмурток

У женщин южной части были свои особенности в плане ношения головных уборов.

Молодые девушки ежедневно надевали налобные повязки и платки. Первые были узорными: они представляли собой полосы нашитого на холст или кумач позумента с густой бахромой, деревянными подвесками или блестками.

У замужних женщин такая повязка была декорирована по нижнему краю монетами и бусами. Они могли носить их в сочетании с убором, напоминающим чалму (головным полотенцем). Она была украшена кружевами, лентами, вышивкой.

После 55 лет чалму заменяли холщовой шапочкой с закругленными концами, оформленными кружевами.

Айшон, являющийся практически аналогом русского кокошника, представляет особый интерес: высота этого головного убора юных удмуртских женщин составляла от 7 до 35 см. Айшон имел берестяную основу, которую обшивали кумачом либо холстом. Передняя часть была декорирована бисером, монетами, бусами.

Северный костюмный комплекс

Ансамбль одежды у северных удмурток включал в себя:

  • распашной кафтан. Он был скроен таким же образом, как и рубаха, имел отложной четырехугольный воротник и короткие рукава. Воротник, подол и полы кафтана украшали вышивкой, иногда на эти части пришивали монеты либо бусы. В зависимости от способа отделки распашной кафтан имел разные названия: если для этого использовалось небольшое количество кумача, то это был «пичи кумач понэм», если присутствовала красная отделка, то «гордэн шырем». Носили его зимой, накидывая на рубаху;
  • рубаха. Внешне она схожа с современной туникой. Ее выполняли из домотканого материала белого цвета. Рукава были красно-белыми, с узорами. Шейный вырез – овальной формы;
  • передники без грудки, отделанные вышивкой, тесьмой, кружевами;
  • платок четырехугольной формы из домотканого материала. Его также носили зимой;
  • шубы. В зимнее время женщины носили будничный и праздничный варианты. Первые были изготовлены из дубленой овчины и имели желтый цвет. Вторые были черными.

У мужчин-северных удмуртов комплект одежды не имел принципиальных отличий от традиционного комплекса собратьев с южных территорий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: