Смерть короля
Конечно, интересно было бы увидеть, каким Эдуард VI станет в пору своей зрелости, но, к сожалению, юный монарх прожил всего пятнадцать лет. В январе 1553 года король тяжело заболел. У него пропал аппетит, наблюдался упадок сил, часто появлялись проблемы с дыханием. В последний раз на публике Эдуард VI появился в начале лета 1553 года. Вскоре он умер.
При вскрытии были выявлены серьёзные повреждения лёгких, которые могли спровоцировать туберкулёз или пневмония. Правда, при дворе поговаривали и об отравлении ядом, что не было редкостью для тех времён.
После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала Джейн Грей, правление которой продлилось всего девять дней. В дальнейшем её сменила на престоле сестра покойного монарха Мария, а через некоторое время к власти пришла знаменитая Елизавета I. Как видите, это была своего рода ирония судьбы. Отец Эдуарда, Генрих VIII, так мечтал о сыне, полагая, что тот на многие годы станет правителем Англии, но в итоге трон оказался у его дочерей.
Внутренняя политика эпохи
Внутренняя политика России во второй четверти 18 века характеризуется по двум направлениям:
- Усиление роли дворянства.
- Усиление крепостничества.
Главное направление внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов это укрепление дворянства и его позиций. Усиление крепостничества для элиты также было важным моментом, но укрепление своих прав — намного важнее. Именно к 60-м — 70-м годам 18 века окончательно сформировалось господство элиты над государством. И это имело далеко идущие последствия. В результате произошло убийство Павла 1, который старался вернуть главенствующую роль государству, а также во многом началась Отечественная война 1812 года. Ведь нарушение Россией континентальной блокады проходило именно под лозунгами, что элита и государство теряют деньги.
Внутренняя политика России этого периода очень интересна, особенно если ее сравнивать с событиями 90-х годов, после распада СССР. Ниже я приведу основные события эпохи дворцовых переворотов, в результате которых дворянство получало все новые привилегии. Можете сравнить их с тем, как формировалась наша нынешняя элита. Расширение прав дворянства во второй четверти 18 века проходило следующими событиями:
- Дворянам начали раздавать земли и крестьян (Петр 1 это запретил). В дальнейшем произошло признание монопольного права дворянства на крестьян.
- После 1731 года все имения дворян перешли в их полную личную собственность.
- Созданы специальные гвардейские полки для дворян.
- В гвардейские полки дворян можно было записывать с рождения. Условно, юноша приезжает в гвардию в 15 лет, а у него стаж службы уже 15 лет.
- Ограничение срока службы дворян в армии до 25 лет. Срок ограничили из всех сословий только дворянам.
- Большинство государственных заводов переданы в руки дворянам.
- Винокурение стало монополией дворянства.
- Создание дворянского банка.
Список можно продолжать, но суть думаю понятна. 37 лет в России формировалась элита, интересы которой были выше интересов государства. Поэтому это время также часто называют смутой.
Долгожданный мальчик
Принц Эдуард родился в семье английского короля Генриха VIII в 1537 году. Его матерью была третья супруга монарха Джейн Сеймур. К сожалению, она вскоре умерла от родильной горячки. Король Генрих, прежде уже потерявший нескольких сыновей, умерших в младенчестве, по-особенному относился к своему наследнику.
Слугам он запрещал посещать крупные города, чтобы те не привезли инфекцию, велел часто мыть комнату, в которой находился принц, да и вообще требовал соблюдения немыслимых по тем временам санитарно-гигиенических норм. Мальчик был настоящим любимцем своего отца. Генрих VIII писал:
От себя хочу отметить, что и англичане почувствовали облегчение, узнав о рождении сына короля — теперь вопрос престолонаследия не должен был вызвать склоки, конфликты или даже войны. Вопреки опасениям отца, мальчик рос здоровым и крепким. Он проявлял успехи в обучении, осваивая все необходимые ему науки. Позднее Эдуард отмечал, что его детство прошло “среди женщин”. Это действительно так. Помимо нянек и гувернанток, принца окружали его мачеха Екатерина Парр (именно она заменила ему мать), а также сёстры Мария и Елизавета.
Большой подряд для училища
В Александро-Мариинском городском пятиклассном училище иркутскими мастерами на заказ была сделана вся мебель |
Как правило, каждое уважающее себя общественное заведение Иркутска обзаводилось своей мебелью, изготовляемой именно на заказ. Так, в Александро-Мариинском городском пятиклассном училище (ныне — один из корпусов Байкальского госуниверситета экономики и права) на заказ была сделана вся мебель. Большая ее часть сохранилась на долгие годы и в 1930 году досталась открывшемуся в том же здании Сибирскому финансовому экономическому институту.
До наших дней от того убранства «дожило» только зеркало — огромное, украшенное резьбой, покрытой черным лаком. Правда, сейчас его уже нет в свободном доступе. Говорят, что зеркало это находится теперь где-то там — в недрах вуза.
Строго говоря, те зеркала, что дошли до наших дней, являются не полными, то есть не цельными. По канонам дореволюционной меблировки многие зеркала изготовлялись с трюмо. То же самое относится и к зеркалу, доставшемуся БГУЭП.
В верхней части зеркало украшено «декоративным гребнем», выполненным в виде большой грозди винограда в растительных побегах, ее низ композиционно сочетается с «нижним гребнем» в виде корзины с цветами. По бокам — натуралистические розы, рокайльные завитки, растительные побеги и листья аканта. Часть этой резьбы выступает за пределы рамы в пространство, часть — на поверхность зеркала. Все эти детали характерны стилю историзма, соперничавшего с подделками под «Гамбс».
Автором этого зеркала признаны два резчика — Пятидесятников (больше о нем нет сведений) и Войцех Коперский — ссыльный поляк, с 1878 года официально проживавший в Иркутске и владевший собственной столярной мастерской в ремесленной слободе.
Коперский одно время заведовал столярной, токарной и резной мастерской в воспитательном заведении купца Никанора Трапезникова. Он много работал над интерьером иркутского польского костела. Например, его решетку для ограждения балкона в виде густо переплетенных ветвей лозы с гроздьями винограда в костеле можно увидеть и сегодня.
По сметам, которые остались от Александро-Мариинского училища, стоимость зеркала составила без малого 3000 рублей по ценам 1890 года.
Характер монарха
Несмотря на свой юный возраст, король Эдуард VI был образованным и деятельным человеком. Поскольку ещё с ранних лет он воспитывался как протестант, эти религиозные воззрения отразились и на правлении Эдуарда. При нём были разработаны второе издание “Книги молитв” и протестантский катехизис. Кроме того, молодой король совместно с регентским советом разработал ряд религиозных реформ, которые были в дальнейшем отвергнуты его сестрой Марией, однако при Елизавете I продолжали реализоваться.
И хотя молодой монарх отличался рассудительностью, он был крайне непростым человеком. С самого детства ему внушали мысль о собственной исключительности. Такое воспитание сформировало капризного, своенравного и эгоистичного человека. Впрочем, не будь Эдуард таким, тот же Эдуард Сеймур, вероятно, руководил бы королём по собственному усмотрению.
Приписывается Иоганну Валентину Хайдту «Эдуард VI дает разрешение Яну Ласкому на создание конгрегации европейских протестантов в Лондоне в 1550 году» / Вестминстерский колледж, Кембриджский университет
Дорогой историзм
В России стиль «историзм» развивался в 1830 — 1850-х и в 1860 — 1890-х годах. Безусловно, то, что находилось в интерьере Александро-Мариинского училища, относилось ко второму периоду историзма.
Кстати, стоимость изделий в стиле «историзм» на порядок выше, чем стоимость обстановки в стиле «Гамбс». Но сравнивать их нельзя по той причине, что изделия фирмы «Гамбс» предназначались для бытового и семейного использования, а предметы стиля «историзма» — для официального, говоря современным языком, офисного антуража.
Иркутский историзм — это эклектика, предшественница модерна. После пожара 1879 года этот стиль буквально наступал на пятки местным резчикам по дереву. В итоге в сибирских городах, переживших пожары в последней четверти XIX века, такие стили, как «историзм», «модерн», «псевдорусский» или византийский, переплелись и образовали единую композицию, по своей сути, самостоятельную, региональную культуру, о чем свидетельствуют высокие цены на подобные экспонаты в мире антиквариата.
Такому переплетению характерны «равнозначимость» и «разнообразие». Поэтому интерьеры в те периоды наполнялись большим количеством вещей, участвовавших в создании образа: мебель, драпировки, осветительные приборы, фарфоровые вазы, коллекции оружия, портретные рамочки, альбомы на многочисленных столиках, полочках, этажерках, каминные зеркала. Признаком «историзма» является многостилие — он активно использовал художественные формы и стилистические приемы прошлых времен.
При подготовке статьи и составлении таблиц использованы материалы и фото из архива редакции, открытых источников, а также:
Русское ювелирное искусство, его центры и мастера в XV-XIX вв. Постникова-Лосева М.М., 1974
Иркутск. Материалы для истории города. XVII-XVIII столетия. Москва, 1883
Иркутское барокко. Москва, 1993
Музейная реставрация мебели. Мукин И.М., Санкт-Петербург, 2003
Фонды Государственного архива Иркутской области
Текст Владимир Титов
«Капиталист», иркутский журнал для предпринимателей № 5 (76) Август — Сентябрь 2014 года
Намного дешевле оригиналов
Но вернемся к марке «Гамбс». С ростом ее популярности в провинции местные мастера-мебельщики также начали работать «под Гамбс». Такие подделки стоили намного дешевле оригиналов, но в том числе и поэтому пользовались успехом у губернской публики.
Мебель «под Гамбс» имела популярность и в иркутских купеческих семьях. Характерными ее особенностями были красное дерево или тонировка под красное дерево. Контуры подлинных изделий «Гамбс» подчеркивались более темной окантовкой, а у сибирских копий окантовки не было. Кроме того, с конца 1840-х годов оригинальная мебель изготовлялась с изогнутыми, резными ножками, а в провинции ножки либо вообще отсутствовали, либо имели прямоугольную форму.
Но к 1860-м годам мебель с резными ножками и темно-красной тканевой обивкой в Российской империи вошла в обиход повсеместно. Иркутяне также признали ее практичной и удобной.
Кстати, состоятельные россияне не гнушались пользоваться и импортными подделками. Несколько запутанно выглядит история про знаменитые китайские чайные столики из начала XIX века, когда в моду входило все китайское.
Столик имел резные изогнутые ножки по периметру круглой столешницы, украшенной рисунками из цветной эмали. Обычно такие рисунки изображали различные экзотические с точки зрения европейца сцены из жизни недосягаемого Китая. Изготовлялись эти «китайские» столы во Франции, стоили очень дорого. Поэтому в семьях помещиков и купцов спросом пользовались их копии, в точности повторявшие французские оригиналы. Производились они кустарно… в Китае и через Кяхту ввозились и в Россию и транзитом в Европу.
Известно, что такая китайская подделка французского китайского столика имелась и в иркутском доме декабриста князя Сергея Волконского.
Управление страной
Дворцовые перевороты это эпоха когда человек, сидящий на престоле, только номинально был главой государства. Реально же страной управляли фавориты и группировки ими возглавляемые. Фавориты создавали органы управления страной, которые чаще всего подчинялись только им (на бумаге императору). Поэтому ниже приведена подробная таблица, в которой представлены органы управления Россией во второй четверти 18 века.
Правитель | Фаворит (помощники, регенты) | Высший орган управления | Полномочия |
---|---|---|---|
Екатерина 1 (1725-1727) | А.Д. Меншиков | Верховный Тайный Совет (птенцы гнезда петрова) | Тайный совет главенствует в стране |
Петр 2 (1727-1730) | А.Д. Меншиков, А.И. Остерман, И.А. Долгоруков | Верховный Тайный Совет (в нем укрепилась аристократия: Долгорукие, Голицыны и другие). | Тайны совет отстранен на 2-ой план. Власть у императора. |
Анна Иоанновна (1730-1740) | Э.И. Бирон | Кабинет министров. Тайная канцелярия «слово и дело» | Подписи членов Кабинета Министров приравниваются к подписи императора |
Иван Антонович (1740-1741) | Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Анна Леопольдовна (регент) | Кабинет министров | Подписи членов Кабинета Министров приравниваются к подписи императора |
Елизавета Петровна (1741-1761) | А.Г. Разумовский, И.И. Шувалов | Сенат, Тайная канцелярия | Расширены полномочия Сената, Главного магистрата. |
Петр 3 (1761-1762) | Д.В. Волков, А.И. Глебов, М.И. Воронцов | Совет | Совет подчинил себе Сенат |
Отдельный вопрос этой темы — почему дочери Петра 1 не имели преимущественных прав в сравнении с другими наследниками? Опять же все упирается в указ о престолонаследии, где каждый монарх сам назначает преемника: это может быть сын, дочь, жена, чужой человек, хоть простой крестьянин. Претендовать на трон может любой, поэтому дочери первого русского императора были в таком же положении как и все.
Краткая суть правления
Кратко рассмотрим суть правления императоров, находившихся у власти в России в период дворцовых переворотов:
- Екатерина 1 (жена Петра 1). В 1725 году правителем должен был становиться Петр 2. Дворец, где принимали решение, по приказу Меншикова осадили гвардейцы Семеновского и Преображенского полков. Случился первый переворот. Екатерина к делам государственным отношения не имела.
- Петр 2 (внук Петра 1). Уже в 1727 году он сослал Меншикова в ссылку. Началось возвышения старого дворянства. Максимально усилились позиции Долгоруких. Стало формироваться множество партий, которые активно выступали за ограничение монархии.
- Анна Иоанновна (дочь Ивана 5, брата Петра 1). Зашла на престол после истории с «кондициями». Время ее правления запомнилось постоянными забавами, карнавалами, балами и тому подобным. Достаточно вспомнить ледяной дворец.
- Иван Антонович (внук Ивана 5). Реальная власть находилась в руках Бирона (продолжение бироновщины). Очень скоро созрел новый заговор, и гвардейцы выступили за смену правителя.
- Елизавета Петровна (дочь Петра 1). Правлением страной интересовалась мало. Реально правила через своих фаворитов.
- Петр 3 (внук Петра 1 по женской линии). Откровенно слабый правитель, которого у власти быть не должно. Он там оказался только благодаря очередному заговору элиты. Петр 3 пресмыкался перед Пруссией. Поэтому Елизавета и не назначила его преемником.
Наследование Саксен-Кобурга и Готы
принц Альфред, герцог Эдинбургский
На протяжении большей части правления Эрнеста предполагаемый наследник Саксен-Кобурга и Гота был его единственным братом принцем Альбертом, супругом королевы Виктории. Когда становилось все более ясно, что Эрнест будет бездетным, возможность личной унии между его герцогствами и Соединенным Королевством стала реальностью, что было сочтено нежелательной. Были приняты специальные меры сочетания конституционных статей и отказов от престоланеста для передачи сыну Альберта, не допуская при этом личном сообществе. Следовательно, принц Альфред, герцог Эдинбургский, второй старший сын своего брата, был назначен предполагаемым наследником бездетного Эрнеста, когда его старший брат, принц Уэльский (позже король Эдуард VII из Соединенное Королевство), отказался от своих прав наследования.
Споры возникли по поводу полномочий контролировать воспитание его предполагаемого наследника. Как глава семьи Кобург, Эрнест обычно мог бы беспрепятственно организовать образование и общее воспитание Альфреда. Однако этого не произошло. Альфред разрывался между британским рождением и немецким наследством. Частично это было связано с тем, что Альфред был вторым в очереди после Великобритании до рождения своего племянника принца Альберта Виктора, герцога Кларенса и Эйвондейла в 1864 году. Один из примеров многих проблем его образования касался язык, на котором он будет говорить. Хотя он вырос, изучая немецкий язык, его родным языком был выбран английский. Кроме того, для Альфреда была выбрана военно-морская карьера — обычная профессия для британского принца, но почти неслыханная для немецкого принца. Эрнест также хотел, чтобы Альфред получил образование в Кобурге, но его брат отказался. Отказ Альберта, скорее всего, был вызван негативной реакцией британцев, которая неизбежно должна была произойти, и тем фактом, что Альберт опасался нравственного развития Альфреда. Таким образом, несмотря на протесты Эрнеста, он остался незамеченным при жизни Альберта. В 1863 году Эрнест сказал Виктории, что Альфреду пора оставить флот и поступить в немецкий университет. К марту следующего года было решено, что Альфред будет посещать Боннский университет, но ему будет предоставлено возможность подумать о своем будущем, поскольку у него были оговорки по поводу постоянного проживания за пределами Англии. В конце концов вопрос был решен; Альфред принял его наследство, и Виктория поняла и приняла, что Эрнесту необходимо участвовать в воспитании его предполагаемого наследника, с сильным немецким элементом, добавленным к его образованию и (тщательно контролируемым) визитам в Кобург.
Гамбс как эпоха
Одним из самых знаменитых мебельщиков Российской империи — тех, кто воплощал идеи Воронихина, Росси и других, был Генрих Гамбс (1764 — 1831), еще в юности переселившийся из Пруссии в Санкт-Петербург. Здесь он в 1800 году основал свое мебельное дело. Позже его дело продолжили сыновья Петр (1802 — 1871) и Эрнест (1805 — 1849).
Гамбс — целая эпоха в русском производстве мебели, поскольку в изделиях этой фирмы представлены все существовавшие в том веке стили — владельцы марки «Гамбс» откликались на малейшие веяния моды.
По свидетельству современников, мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Во-первых, здесь выполняли огромное количество заказов на убранство дворцов — работая как по эскизам дворцовых архитекторов, так и разрабатывая свои собственные, оригинальные модели. А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества: когда владельцы фирмы ощутили в себе силы выйти на внутренний рынок страны, то они стали изготовлять мебель в стиле «жакоб».
Предметы мебели в стиле «жакоб» — простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России.
Как считают историки мебели, это подражание французским образцам постепенно приобрело собственные узнаваемые черты.
С исторической точки зрения первой корпусной мебелью в России можно считать мебель стиля «поздний Гамбс»: красное дерево, орнамент под готику, но с обязательным повтором барочных форм, резные формы, заполненные черной мастикой.
Впервые такие образцы владельцы фабрики показали в 1849 году на выставке промышленных изделий Российской империи. Стиль пользовался в России неизменным успехом до конца 1870-х, а затем постепенно уступил место так называемой «венской мебели».
Венскую мебель стали изготовлять в 1853 году братья Тонет, которые изобрели способ гнуть дерево под паром. Вскоре такую мебель начали производить в огромных масштабах. Это ознаменовало собой новый стиль — модерн. Кстати, с появлением модерна в Сибири связывают и возрождение Иркутска после пожара 1879 года.
ИРКУТСКИЕ КРАСНОДЕРЕВЩИКИ, ПРОИЗВОДИВШИЕ МЕБЕЛЬ НА ЗАКАЗ |
||
XVIII-XIX вв. |
||
Имя |
Основной род занятий, хронология производства |
Вероятные артефакты, дошедшие до наших дней |
Бородины, из крестьян, Ефим — отец, Петр и Федор — сыновья |
Около 1735 — 1801 гг., владели собственным столярным производством |
Специализировались на резьбе иконостасов и крестов. Братья работали также в Верхнеудинске. Многое сделали для иконостаса Спасской церкви |
Некрасов Николай Иванович, из посадских Братского острога |
Около 1740 — 1801 гг., резчик по дереву. С 1785 г. состоял в столярном цехе Иркутска |
Доподлинно известно, что в 1791 г. для иконы Богоматери из иркутского Вознесенского монастыря изготовил резной киот |
Красноштанов Семен Яковлевич и его сын Лев, из илимских мещан |
Около 1745 — 1810 гг., резьба иконостасов |
Вероятнее всего, иконостас Воскресенской церкви |
Быков Аввакум Евдокимович и его сыновья Петр и Федор, цеховые |
Аввакум приехал в Иркутск архангельским крестьянином. Около 1748 — 1810 гг. владели столярной мастерской, резчики |
Аввакум вырезал иконостас иркутской Архангельской церкви |
Рысев Алексей Алексеевич, резчик по дереву |
Около 1760-х гг. |
— |
Жижелев Клим Иванович и его приемный сынВасилий |
Около 1765 — 1790-х гг., занимались резьбой иконостасов |
— |
Очередин Петр Герасимович, из крестьян |
Мастер по резанию иконостасов |
— |
Бобыкин Иван, плотник |
Занимался столярными работами в 1770 — 1780-х гг. |
Выполнял заказы на оформление и реставрацию интерьера Вознесенского монастыря |
Чепизубов Петр Львович — плотник и сын его Иван — резчик |
Около 1780-х гг. |
— |
Кузнецов Алексей, мещанин |
Около 1781 г., резчик по дереву |
— |
Верховинский Илья Никитич, из ярославских ссыльных |
С 1785 г. состоял в столярном цехе |
По всей видимости, работал столяром в Знаменском монастыре |
Парилов Лаврентий |
Резчик по дереву, работал с 1784 г. в Вознесенской и Успенской церквях, ремонтировал деревянные сооружения |
Известно, что выполнял подрядные работы для епархии и частных лиц. Изготовлял ставни, двери |
Сереткин Осип, из отставных казаков |
Около 1790-х гг., резчик иконостасов |
— |
Белозеров Дмитрий, мещанин |
В 1870-х годах в промышленных объемах занимался резьбой по дереву и столярными работами |
Ценное ремесло
Специализированный магазин, где выставлены работы резчиков по дереву |
Аналогичные сведения сохранились о деятельности иконописца и серебряника — Тимофея Ивановича Харинского, на которого работало несколько плотников и резчиков. С 1781 года открыл самостоятельное производство по литью и дереву.
Видимо, производство было неплохое, так как в том же году купил он каменный дом.
Мастерская Харинского выполняла большое количество заказов. Благодаря клейму «Т.Х.» некоторые из работ Тимофея Ивановича известны современным искусствоведам. Например, оклады на Евангелие, один из которых — 1782 года — находится в иркутском Знаменском монастыре, другой — 1788 года — в магаданском краеведческом музее. А в черемховской Никольской церкви есть потир — сосуд для богослужения, изготовленный мастером в 1787 году.
Безусловно, вышеперечисленныемастера изготовляли и мебель на заказ — согласно проектам того времени. Все причастны к рождению местного стиля — так называемого «иркутского барокко».
Конец XVIII века связан с небывалым притоком в Иркутск денежных средств. Тогда город становится неофициальной столицей Русской Америки — именно отсюда стартуют купеческие караваны в только еще осваиваемые земли Аляски и Калифорнии. Растущее благосостояние горожан стало одной из причин своеобразного ренессанса церковной живописи, побочным производством которой была художественная резьба по дереву. А затем — и мебельное производство.
Выполнение частных заказов обходилось иркутянам по-разному. Например, золочение церковной утвари — 100 рублей, ремонт алтаря — полтора рубля, возведение деревянной ограды вокруг церкви — 25 рублей.
Цены на мебель были в том же диапазоне — изготовление обеденных стульев и стола — 15 рублей, шкафов — 30 рублей.
Для сравнения нужно отметить, что на рубеже XVIII-XIX веков канцелярский чиновник в Петербурге мог получать в месяц от 12 до 40 рублей жалования, а прожиточный минимум в день составлял 2-4 копейки.
Ранние годы
АльбертомЛуизой
Эрнест, Наследственный принц Саксен-Кобург-Заальфельдский, родился в Эренбургском дворце в Кобурге 21 июня 1818 года. Он был старшим сыном Эрнеста III, герцога Саксен-Кобургского. -Саальфельд (позже Эрнест I, герцог Саксен-Кобургский и Готский) и его первая жена принцесса Луиза о Саксен-Гота-Альтенбург. Вскоре к нему присоединился брат, принц Альберт, который позже стал мужем королевы Виктории. Хотя у герцога Эрнеста было много детей от различных дел, у двух мальчиков не было других законных братьев и сестер. В 1826 году их отец стал Эрнестом Я, герцогом Саксен-Кобургским и Готическим, в результате обмена территориями после смерти дяди герцога, Фридриха IV, герцога Саксен-Гота-Альтенбургского.
. детства Эрнеста. Когда ему было четырнадцать месяцев, слуга заметил, что Эрнест «бегает, как ласка. У него прорезываются зубы, и он сердит, как маленький барсук, от нетерпения и живости. Сейчас он некрасив, если не считать своих красивых черных глаз ». В мае 1820 года его мать описала Эрнеста как «очень большого для своего возраста, но при этом умном. Его большие черные глаза полны духа и бодрости ». Биограф Ричард Хаф пишет, что «даже с младенчества было совершенно очевидно, что старший сын походил на своего отца по характеру и внешнему, в то время как Альберт сильно походил на свою мать во многих отношениях». Эрнест и его брат часто жили со своей бабушкой, вдовствующей герцогиней Саксен-Кобург-Заальфельдской, до ее смерти в 1831 году.
Он и Альберт воспитывались и образование вместе, как если бы они были близнецами.. Хотя Альберт был на четырнадцать месяцев моложе, интеллектуально он превосходил Эрнеста. По словам их наставника, «во всем они шли рука об руку, будь то на работе или в игре. Занимаясь одними и теми же занятиями, разделяя одни и те же радости и одни и те же печали, они не были связаны друг с другом общими чувствами. взаимная любовь «. она снова вышла замуж за Александра фон Ханштейна, графа Пёльцига и Байерсдорфа, умершего в 1831 году в возрасте тридцати лет. Через год после ее смерти их отец женился на своей племяннице герцогине Марии Вюртергембской, которая была дочерью его сестры Антуанетты. Таким образом, их мачеха была их двоюродной сестрой; в то время как мальчики установили счастливые отношения со своей мачехой, Мари практически
литография
В более поздней смерти их материалов в тесном общении с другом. 1836 г. Эрнест и Альберт принесли их законную двоюродную сестру цессу Викторию Кентскую, проведя несколько недель в Виндзорском замке. Оба мальчика, особенно Альберт, считались их потенциальными мужьями для юной принцессы, и обоих учили грамотно говорить по-английски. Их отец сначала думал, что Эрнест станет для Виктории лучшей мужем, чем Альберт, возможно, потому, что его британские спортивные интересы будут лучше восприняты, воспринятой публикой. Однако большинство других предпочитали Альберта Эрнесту как возможного мужа. По темпераменту Виктория была больше похожа на Эрнеста, поскольку оба были живы и общительны, любили танцы, сплетни и поздние ночи; наоборот, такой быстрый темп сделал Альберта физически больным. Виктория считала, что у Эрнеста «самое доброе, честное и умное выражение лица», в то время как Альберт «казался исполненным доброты и милосердия, очень умен и умен». Однако ни одному из братьев не последовало предложения руки и сердца, и они вернулись домой.
Эрнест поступил на военную подготовку в том же году. В апреле 1837 года Эрнест и Альберт и их семья переехали в Боннский университет. Через шесть недель их академического семестра Виктория стала королевой Соединенного Королевства. Слухи о предстоящем браке между ней и Альбертом мешали их учебе, два брата уехали 28 августа 1837 года в конце семестра, чтобы путешествовать по Европе. Они вернулись в Бонн в начале ноября, чтобы продолжить учебу. Братья снова поехали в Англию в 1839 году, когда Виктория нашла своего кузена Альберта согласным и вскоре сделала предложение. Эта связь будет иметь большое значение для Эрнеста в будущем; например, он был выбран крестным отцом для второй дочери Альберта принцессы Алисы и в итоге придет, чтобы отдать ее на свадьбу, всего через несколько месяцев после смерти Альберта.
широким королевским связям, он много путешествовал на этом этапе своей жизни. В 1840 и 1841 годах он отправился в Испанию и Португалию; в Португалии другой двоюродный брат, Фердинанд, был королем консортом.