Икона и парсуна

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

Неестественная перспектива на зарисовках

Мы видим неестественную перспективу древнерусской иконографии даже в модельных зарисовках, используемых художниками. Например, на примере «Представления» тела монашеского святого Феодосия Печерского. Посмотрите на линии верхних частей зданий слева и справа. Посмотрите на невозможные углы обзора круглых окон в центральном здании — они все разные. Посмотрите на два арочных окна в центре центрального здания, представленных так, как если бы они одновременно (и невозможно) были видны как слева, так и справа. Посмотрите на окна в верхних зданиях слева и справа — опять же с двух совершенно противоположных направлений.

Теперь посмотрите на людей, стоящих по обе стороны изображения. Те, что дальше от зрителя, не представлены как большие, как это было бы строго в случае обратной перспективы. Вместо этого их головы просто представлены выше на плоской поверхности, как они будут выглядеть в обычной перспективе. Но, как мы видели, ни нормальная перспектива, ни обратная перспектива не характерны для эскиза в целом.

Предпосылки

Византия, которая приняла христианство задолго до X века, стремилась обратить в свою веру язычников. Это было необходимо для снижения риска военных конфликтов с иноверными государствами.

В IX веке попытки влиять на правителей через религию предпринимались в отношении Моравии и Болгарии, а также Киевской Руси после её нападения на Константинополь. Итогом похода русов стало отступление, но не желавшая новых конфликтов Византия отправила в Киев миссионеров, проповедовавших христианство. Это предприятие принесло первый успех — «Аскольдово крещение», то есть принятие христианства некоторым количеством народа и бояр во главе с князьями Диром и Аскольдом.

Это было первым шагом государства в сторону принятия христианства. После этого в середине X века крещение приняла княгиня Ольга, получив при этом новое имя — Елена. В 957 году она вместе со священником Григорием отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному. Целью визита было официальное принятие правительницей христианства по константинопольскому обряду с тем, чтобы Русь могла считаться империей, равной Византии. Крещение состоялось, но союзные отношения установились не сразу.

Спустя два года Ольга отказала Византии в военной помощи и стала устанавливать связи с Германией. Константинополь увидел в действиях правительницы угрозу и поспешил заключить договор на выгодных для обеих сторон условиях. Прибывшее впоследствии германское посольство было вынуждено вернуться безрезультатно.

Таким образом, христианизация на Руси началась задолго до 988 года. Отдельные правители приняли эту религию (Дир и Аскольд, Ольга) либо проявляли симпатии к ней (Ярополк Святославович). Во время археологических раскопок были найдены древние захоронения начала X века, в которых обнаружились нательные кресты, а также элементы погребальных обрядов, принятых в христианстве.

Распространение христианства на Руси

После Киева христианство стало приходить и в другие города. Речь идет о Чернигове, Полоцке, Турове, где были созданы епархии. В целом процесс крещения Руси растянулся на несколько столетий, так как наблюдались случаи массового сопротивления. Поэтому на некоторых территориях происходило насильственное насаждение новой веры.

При этом культовые языческие сооружения подвергались разрушениям, на сопротивлявшихся обрушивались репрессии. Но следует особо отметить, что в большинстве случаев причины были политическими, противодействие касалось именно антикиевского аспекта, а не антихристианского. Кроме того, были и другие причины: социальные, культурные, бытовые. Тогда как религиозные стояли отнюдь не на первом месте.

Так, Иоакимовская летопись (данные подтверждаются археологическими раскопками 20 века) сообщает, что активное сопротивление введению христианства наблюдалось в Новгороде. Там волхвы выступали против князя Глеба.

Жители города были крещены в 990 году. Это было сделано епископом Иоакимом вместе с Воробьем Стояновичем, новгородским посадником. При этом им оказывалась военная помощь киевским воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Первый из них приходился дядей князю Владимиру и братом его матери – Малуши.

Восстание волхвов было подавлено в 1024 году Ярославом Мудрым во Владимиро-Суздальской земле. Аналогичные события произошли и в 1071 году.

Согласно сведениям, известным из традиционной церковной истории, в Муроме и Ростове сопротивление продолжалось вплоть до 12 века. Сначала два посланных в Ростов епископа были оттуда изгнаны, а третий, по имени Леонтий, много трудился для утверждения веры христиан.

Лишь епископ Исаия окончательно окрестил ростовчан. Он взошел на кафедру в 1078 году. К этому же периоду относятся и события, отраженные в Житии Авраамия Ростовского, который сокрушил идол Велеса, а на его месте воздвигли Богоявленский монастырь.

Из всех славянских племен дольше всех сопротивлялись вятичи. В 12 веке их просветителем был печерский инок, преподобный Кукша, который принял мученическую смерть.

Упоминание о крещении Руси в летописях

Введение христианства было названо крещением земли Русской в самой древней из известных летописей — «Повести временных лет». Опираясь на этот источник, исследователи и установили год крещения Руси. Дата знаменательного события была записана в «Повести» как 6496 год от сотворения мира. По принятому в настоящее время летоисчислению от Рождества Христова этот год соответствует 988-му.

Для обозначения события используются различные термины, например, «Просвещение Руси» или «вторая религиозная реформа Владимира», но наиболее употребляемым является именно «крещение», как это было указано сначала в летописи, а потом у известных историков В. Н. Татищева и Н. М. Карамзина .

Византийские источники мало освещали события, происходившие на Руси в конце X века. По представлениям этого государства христианизация там началась ещё в IX веке. Лишь «Ватиканская хроника» указывает 988 год как дату крещения Владимира, но, возможно, эти данные взяты из обратного перевода «Повести временных лет».

О предпосылках, значении и последствиях важнейшего этапа в истории родины можно узнать из соответствующих таблиц, составленных различными авторами. Но в таком виде данные не всегда являются довольно информативными. Краткое содержание событий, которые происходили во время крещения Руси или предшествовали ему, помогут подробнее узнать о процессе христианизации.

Православные или правоверные?

Старый христианский крест

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка — христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писалась никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. В общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет принятия религии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианской культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что благодаря миссионерству, князья Аскольд и Дир, а также некоторые бояре крестились. Это малочисленное крещение в истории называется Аскольдовым или Фотиевым. Следующей, но уже официально, в 957 г. приняла крещение княгиня Ольга и добивалась, чтобы Византия воспринимала Киевскую Русь не как варварское государство, а как равнозначную державу.

Приняв решение о крещении, Владимир колебался в выборе вероисповедания. Поскольку граничащие государства исповедовали и ислам, и иудаизм, князь решил выслушать всех религиозных представителей и на основании анализа их убеждений определиться с выбором. Это событие историки называют «Испытанием вер».

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Выбирая свою веру

Важна и проблема «выбора веры», от решения которой зависел весь ход развития русской истории.

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии. Владимир, после похода против ятвягов, вернулся в Киев и принес жертву идолам вместе со своим народом; старцы и бояре сказали: «Бросим жребий на отроков и девиц; на кого выпадет, того принесем в жертву богам.» В это время в Киеве жил варяг, пришедший из Греции и исповедовавший христианскую веру. У него был сын, прекрасный лицом и душой; на этого молодого варяга выпал жребий. Посланные из народа люди пришли к старому варягу и сказали ему: «Жребий пал на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву.» Варяг ответил: «У вас нет богов, но есть дерево; сегодня оно есть, а завтра будет гнить, не есть, не пить, не говорить, но сделано руками человеческими из дерева; и один Бог, которому служат и поклоняются греки, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; и что сделали эти боги? Я не отдам своего сына демонам!» Посланники передали эти речи народу. Толпа взяла оружие, пошла к дому Варягов и сломала ограду вокруг него; Варяг стоял в зале со своим сыном. Люди кричали ему: «Отдай своего сына богам.» Он ответил: «Если это боги, то пусть они пошлют одного бога, чтобы забрать моего сына, и о чем ты беспокоишься?» Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась на варягов, срубила полог под ними и убила их. Несмотря на то, что отважный варяг пал жертвой торжествующего язычества, это событие не могло не произвести сильного впечатления. Язычество, идолы, были торжественно брошены вызов, они были торжественно прокляты; проповедь была произнесена громко; люди в пылу ярости убили проповедника, но ярость прошла, и страшные слова остались: «ваши боги-дерево; бог один, которому поклоняются греки, который все сотворил», — и владимирские идолы были безответны перед этими словами, и что могла сказать славянская религия в свою пользу, что она могла ответить на высокие требования, предъявляемые к ней проповедниками других религий? Самыми важными из них были вопросы о начале мира и будущей жизни. То, что вопрос о будущей жизни имел сильное влияние на языческих славян, как и на другие народы, видно из легенды о том, как болгарский царь обратился в христианство в результате впечатления, произведенного на него картиной Страшного суда. По русскому преданию, греческий проповедник употребил здесь то же средство и тоже произвел сильное впечатление на Владимира; после беседы с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и рассказывает им, что приходили проповедники из разных народов, каждый восхваляя свою веру. Наконец пришли греки, хулят все другие законы, хвалят тебя, говорят о начале мира, о бытии его, говорят лукаво, с удовольствием слушают их и иным светом говорят: если кто в их веру придет, мертвый воскреснет и не умрет после вовеки, если другой закон вступит в силу, то на том свете будет в огне гореть.

Так к Владимиру в Киев явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Принц отверг ислам под тем предлогом, что он запрещает употребление вина. «Радость России-пить, без питья России не быть», — якобы ответил он на искушения мусульман. Он не принял иудаизм, потому что у евреев не было своего государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Он не принял предложение, сделанное посланцами папы, сославшись на то, что его бабушка тоже отвергла католицизм. Только проповедь представителя Православной Византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру лучшей, а греческие храмы и церковные службы-самыми прекрасными.

За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

Это, прежде всего, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Таким образом, претензии папы на светскую власть, нежелание Католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, согласно которой князь был также главой религиозного культа. Православие было более терпимо к местным традициям, а Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Самое важное, что дало христианство для Руси — это церковная письменность

Но, в чем же была причина принятия Русью христианства? Почему же князь, среди многих религий, выбрал именно это? Это объясняется тем, что язычество — это просто совокупность верований, культов, но никак не учений. А христианская вера — это учение, учение о Христе.

Также у людей было стремление выбраться из-под болот и степей, а хотелось скорее познать мир. В то время князь Владимир еще пытался слить разнородных богов всех племен, то это потерпело неудачу.

Решающим шагом принять православие было и то, что по своему опыту, Византия давно славилась традиционными политическими, экономическими связями. А в системе Византии духовная власть занимала подчиненное положение у самого императора.

Самое важное, что дало христианство для Руси — это церковная письменность, которая и была дана Болгарией

Это и соответствовало политическим взглядам и устремлениям Владимира. Это и еще больше укрепило отношения Киева с Византией.

С помощью болгарской письменности, христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии, с довольно высокой культурой

Самое важное, что дало христианство для Руси — это церковная письменность, которая и была дана Болгарией

Именно эта письменность и позволила Руси не начинать литературу, а позволила ей продолжать ее, а также создавать произведения, которыми можно было гордиться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Кто был до князя Владимира

До Владимира, которого в народе прозвали Красным Солнышком, были на Руси и другие правители, заинтересованные в смене конфессии. Самой известной из них является бабка князя — Ольга. Одни летописцы упоминали, что княгиня, которая родилась язычницей, со временем начала проявлять истинную христианскую добродетель. Также упоминается, что у правительницы было отвращение к языческим идолам. Но историки больше склоняются к версии, что Ольга решила сменить веру в качестве грамотного политического хода.

Многие современники княгини с восторгом отзывались о ее уме и прозорливости. Тем не менее Ольга приложила немало усилий в деле распространения христианства на Руси, хотя ее сын Святослав остался ярым язычником.

Однако княгиня была далеко не первой на Руси, положившей начало христианскому учению. До Ольги в эту веру обращались еще в 800-х годах. Это были варяги, служившие в Византии. Они постоянно контактировали с носителями этой религии, поэтому со временем перенимали ее. Кроме того, нет однозначного мнения, когда состоялось так называемое «первое крещение Руси», поскольку существует очень много версий о первых принявших христианство русичах.

Административная реформа

С принятием христианства на Руси появились новые административные единицы – церковные епархии. К концу правления Владимира их было семь: Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская, Белгородская и Ростовская.

Церковная организация стала надежной опорой для княжеской администрации. Владимир обязался сам и приказал удельным князьям выплачивать из своей казны специальный налог – церковную десятину. Церковь наделялась землей вместе с работающими на ней людьми и сама становилась крупным феодалом. Это приводит к тому, что постепенно светская и духовная власть тесно переплетаются между собой.

В управлении отдаленными землями Владимир последовал примеру отца, назначая правителями своих многочисленных сыновей и наместников. Административный аппарат все больше разрастался. Если раньше должности тысяцкого, сотского и десятского были чисто военными, то постепенно они превращаются в княжих «мужей», выполняют различные судебные и административные функции в мирное время.

При Владимире утрачивают свое значение вечевые собрания (за исключением Новгорода). Княжеская администрация постепенно отодвигает вече на второй план. Всех полнотой верховной власти обладает киевский князь. Из его окружения начинает складываться господствующий класс.

Мнение Василия Татищева

Интересным является то, что, согласно историку Василию Татищеву, который основывается на сведениях из Иоакимовской летописи, предположительно принадлежавшей Иоакиму, первому новгородскому епископу, умершему в 1030 году, симпатии к христианству выражал также и Ярополк Святославович, киевский князь, который правил с 972 по 978 или 980 год.

Как известно, он был убит варягами по приказу брата Владимира. Нужно отметить, что эта летопись содержит уникальные сведения по ранней истории как славян, так и Древней Руси, но является спорной, так как ей пока не найдено точных соответствий в прочих источниках.

Крещение Киева и основание церкви

Решение о принятии христианства было принято и осуществлено в 988 году. Крещение Руси князем Владимиром началось с Киева, и Константинопольским патриархом туда было отправлено своё духовенство для проведения обряда. Пока в водах реки Днепр происходило крещение, Владимир молился Богу о ниспослании веры его народу и сил для борьбы с врагами.

Несмотря на помощь византийских священников, Киеву нужно было основать собственную церковь. Ряд историков поддерживает версию, что первая Русская церковь находилась в зависимости от Болгарской, правда, документально это версия поддерживается слабо.

А также разделились мнения исследователей относительно первого духовенства. Традиционно принято считать первым митрополитом Михаила Сириянина, основавшего несколько первых монастырей. Но в древних летописях упоминаются и другие имена.

Внешние факторы

Теперь разберем, какое влияние оказало христианство на историю Руси и всей Восточной Европы. Начнем с того, как это изменило внешнюю политику.

В X веке Русь, довольно большое государство на задворках Европы считалось отсталым, варварским, поскольку все вокруг уже были монотеистами (верили в одного бога), а славяне до сих пор имели богатый пантеон. Для византийцев, германцев и даже поляков это уже был пройденный этап. Отстающим всегда сложно строить равные отношения. С принятием христианства Русь стала полноценным участником европейских средневековых отношений.

Второй момент в том, что в Средние века монарх должен был обязательно быть посвящен на престол Богом, то есть, по сути, его главным представителем на земле: патриархом (в византийском обряде) или Папой Римским. Киевского князя никто не благословлял, а значит, он не правитель в средневековом понимании. С принятием христианства Рюриковичи вошли в европейскую “королевскую семью”.

Запад был безумно рад принятию нами христианства, пусть и не из Рима. Теперь династии получили “свежую кровь”, можно было отдавать своих сыновей и дочерей за детей князей Руси. Активно развивается брачная дипломатия, а князь Ярослав Мудрый и вовсе получил прозвище “тесть Европы”.

Клавдий Лебедев «Крещение киевлян»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: