Содержание
Слайд 1
Народная танцевальная культура
Выполнила: Валёва Кира Олеговна ученица 10 класса МОУ Б-Барандатской СОШ Тисульского района
Слайд 2
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества.
Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью
и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.
На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.).
В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Слайд 3
Тема нашей работы:
история русского народного танца,
отражение в танце духовного богатства и сознания русского человека,
особенности танцевальной культуры нашей местности.
Цель исследования:
развитие духовной культуры, понимание смысла народного искусства, воспитание
национальной гордости, памяти о своих корнях.
Слайд 4
Слайд 5
В основе русского народного танца лежат три направления – хоровод, пляска и кадриль.
Слайд 6
Самая главная фигура хоровода – круг.
ХОРОВОД — древнейший вид народного танцевального искусства.
Сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.
Слайд 7
Круговой танец присутствует у всех народов:
ГАВОТ – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера;
ЕХОР– бурятский народный хороводный танец;
КОЛО – массовая пляска, близкая хороводу; распространена у сербов, хорватов, черногорцев;
ПЕРХУЛИ – грузинский мужской хороводный танец, сопровождается пением;
ФАРАНДОЛА – французский (провансальский) народный хороводный танец;
ХОРА (СЫРБА) – румынский народный танец-хоровод.
Слайд 8
Круговой танец присутствует у всех народов
Слайд 9
Круговой хоровод
Слайд 10
Двойной круг
Слайд 11
Разомкнутые хороводы
Ансамбль «КрАсота».
Новосибирск.
Слайд 12
Разомкнутый хоровод
Слайд 13
Виды хороводных рисунков
Слайд 14
Разные виды хороводов: простой круговой и «капустка».
Слайд 15
Игровой хоровод с «заплетением плетня»
Слайд 16
Хоровод с парными плясками
Хороводный рисунок «звёздочка»
Слайд 17
Пляска
Слайд 18
Троицкие хороводы
Слайд 19
Троица
Хороводы с парными плясками
Слайд 20
Купальские хороводы
(Музей-заповедник Томская Писаница)
Слайд 21
Масленичный хоровод
Слайд 22
Девушки участвовали в хороводе всюду. Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы. Парни принимались в летнюю «улицу» местами уже с 13, местами лишь с 17 – 18 лет. Подростки (как мальчики, так и девочки) лишь допускались в хоровод. Участие женатых молодых мужчин в хороводе не возбранялось крестьянской этикой.
Парни из других селений в хоровод допускались, но не всегда и на разных условиях
Крестьяне старшего поколения присутствовали возле, вокруг хоровода – в качестве зрителей.
Слайд 23
Детские хороводы
Слайд 24
На территории нашего поселения живут выходцы из разных регионов России:
северных (Архангельская губерния – 4% населения),
центральных (Рязанская, Тульская губернии – по 3%),
западных (Брянская, Смоленская и Курская губернии – по 4%),
южных (Ставрополье, Дон – 8%),
Поволжья (Пенза – 14%),
Украины – 12%.
Слайд 25
Хороводы нашей местности
Слайд 26
Рассматривая различные виды хороводов нашей местности, отмечаем следующие:
*круговые,
*луговые,
*плясовые,
*игровые,
*наборные,
*обрядовые
и другие.
Слайд 27
Пары в кругу «Вьюн»
Слайд 28
Парные танцы в хороводе
Слайд 29
Игровые хороводы с поцелуями
Слайд 30
Театр моды «Русские узоры»
Все программы театра моды основаны на пластике и рисунке русского танца.
Более всего используются фигуры хоровода.
Слайд 31
Благодарю за внимание!
Посмотреть все слайды
Детский русский народный танец
Малыши активно принимали участие в праздниках древних славян, так как являлись неотъемлемой частью общины. Им отводилась символическая роль в обрядах, которая была важна прежде всего для передачи семейного обычая.
В наше время участие детей в самодеятельности также помимо развития физических навыков и памяти, помогает привить любовь к родине, узнать ее культуру. |
На начальном этапе обучения танцу ребенок базовые факты о происхождении, причем на простых и понятных для него примерах. Каждое движение объясняется балетмейстером — так сеяли зерно, так собирали лен, так плели плетень. В некоторых случаях фигуры происходят из явлений природы, в постановке присутствуют: волны, солнце, колыхание ветвей деревьев на ветру.
Понятный детям язык повествования на самом деле не далек от истинного источника вдохновения создателей танца. Представления древних славян о мироздании в чем-то были по-детски наивными и прямыми. Малыши учат базовые народные танцы: «Барыня» « Акулинка», «Пересек», «Во саду ли, в огороде», «Матаня».
Детский коллектив танца демонстрирует адаптированную версию народной хореографии:
Сочинение 2
Песня испокон веков считалась кладезем русского фольклора, откуда черпали свои идеи и вдохновлялись великие писатели, поэты, музыканты. Песня определённого народа содержит в себе ту идентичную линию, следуя которой можно прийти к истокам целой нации в этапах её зарождения и становления. Это как своеобразная энциклопедия.
Сочиняясь народом, каждый из его представителей вкладывал свою лепту в её образование, вселял в неё свои мировоззренческие принципы и часть своей обыденной жизни. На основе, фундаменте фольклора, коим является песня, построена теория литературы, история (в её отдельных, этносоциальных параграфах) и много гуманитарных и смежных дисциплин. Естественно, что это не так очевидно на первый взгляд. Но, так или иначе, благодаря песне, современное поколение осведомлено о быте коллективной жизни предыдущих поколений. И эта передача знаний идёт от поколения к поколению всегда и везде. К кому-то легче достучаться книгой, в мельчайших подробностях передающей специфику социального уклада его пращуров, в ком-то легче пробудить культурную идентичность и осознанность к национальной принадлежности песней. Всё зависит от приемлемых методов восприятия информации и банального желания.
Наполненностью художественными тропами, количеством зафиксированных данных, опытом и интеллектуальным уровнем создателей измеряется ценность такого формата изложения. Сравнивая современную песню и песенный фольклор, трепетно создававшийся/воссоздававшийся с целью пролить свет на ту или иную особенность архаического мира, налицо колоссальная разница в этой самой ценности. Смело можно сказать, что на чтении этих исконно национальных традиций и зиждется вся славянская цивилизация, устремляя свой взор в прошлое для того, чтобы почерпнуть мудрости, взять пример из него или отыскать там свои корни
Возрождая по крупицам свою культуру, отвоёвывая свои права на неё и оказывая сопротивления притеснителям мы акцентируем внимание на важных вещах для нашего этноса. В почитании традиций и есть т.н
скрепы, связывающие нас и наши сердца в порыве общих свершений.
`
Русский хоровод
Зародился вид искусства во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина зиждилась на ритуальном почтении природных сил и явлений. Во время обрядовых праздников и началась практика водит хороводы. Круг, в глазах людей того времени, символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего.
Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке каждый участник держится друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи:
- держаться за руки;
- кладут ладонь на плечо;
- скрепляют мизинцы;
- берутся за платок, венок, пояс соседа или соседки.
Обновляя мировоззрение, народ отошел от языческих верований, однако танец сохранил. Фигуры по прежнему отражают природные стихии, движения животных, а в переходах прослеживаются элементы игры. Самые первые хороводы старались максимально изобразить слова, которые поются в песне, под которую они исполняется.
Вариант №2
Сложно описать любовь русского народа к песни. Это часть нашей культуры, менталитета и сознания. Песня сопровождает народ с древних времен. Поют, как на свадьбе, так и на похоронах. Поют в горе и в радости. Поют в доме и на работе (можно вспомнить, как описаны крестьяне, которые даже в поле поют). Сильный русский народ не сдается в бедности, в период войны и разрухи. Русские народные песни – это путеводитель в историю наших предков, потому что именно так можно узнать, как жил народ, какие были традиции. А насколько же прекрасны песни о любви к родине и матери. Как тонко чувствовали поэты и музыканты любовь, передавали свое понимание другим. Беречь народные песни, как национальное достояние – значит чтить свою историю и историю своего народа.
Особое внимание занимают песни, которые являются символом победы во Второй мировой войне. Романс «Гори, гори, моя звезда…» — символ музыкального творчества, который вечен, как и душа человека
Песни Советского Союза занимают особое место в культуре. В них отображается любовь к родине, народу и вождю.
Песня навсегда останется характерной чертой самосознания русского народа. Мы будем всегда помнить музыкальные традиции, которые идут от Шаляпина и Руслановой до современников – Бунтова, Петрова и других. Ведь песня – это часть нашей душевной организации. Русская песня уже долгое время славится не только на территории России, но и в других странах. Продвижение гармоничных мелодий и осмысленных текстов позволит принести в культуру одно из наибольших достояний народа. Не каждый пишет стихи и поет, как Высоцкий, но каждый может выбирать: кого слушать и чтить.
Песня была и остается верным спутником человека. Это отличный способ прочувствовать новые эмоции, слиться с природой, почувствовать внутреннюю силу, а также пережить негативные переживания. Не зря же наши деды и прадеды отдавались ремеслу в полной мере.
Семейный фольклор
Включает в себя малые жанры, такие как потешки, колыбельные, свадебные песни и поминальные причитания. Наименование раздела говорит само за себя. Данный фольклор существует с незапамятных времен. Причем его формирование происходит обособленно, в рамках одной семьи или близкого окружения.
Отличительная черта жанра – создание уникальных выражений, которые понятны только тем, кто присутствовал на их «рождении». Например, в семействе Толстых в обиходе была фраза «архитектор виноват».
Хотите знать, как появилось это выражение? Тогда слушайте! Когда будущему классику исполнилось пять лет, на Новый год ему презентовали чашку, которую парнишка просил в течение долгого времени. Обрадованный малыш поспешил рассказать всем о полученном презенте.
Перебегая через порог, будущий граф споткнулся и упал. Чашка разлетелась вдребезги. Маленький Илюша оправдывался, утверждая, что он ни причем, вина лежит на архитекторе, который спроектировал злосчастный порог. С тех пор в семье Толстых постоянно использовали данное выражение, которое было равноценно крылатой фразе «стрелочник виноват».
Колыбельные песни
Еще один интересный жанр семейного фольклора. Во времена наших предков умение красиво петь считали особым талантом. Играя, мама всегда обучала дочку правильно «баюкать» малышей. Эта способность требовалась для того, чтобы старшие дети с шести лет могли присматривать за младшенькими, исполняя роль нянечки.
Колыбельная использовалась не только для успокоения дитя, но и для его защиты. Многие песни были своеобразными «заговорами». Они оберегали кроху от неприятностей, которые подстерегали его в будущем. Часто колыбельная обращалась к духам и волшебным существам, носителям сновидений – Дреме и Сну.
Мифических созданий призывали для убаюкивания малышей. В наши дни это искусство практически забыто.
Пестушки и потешки
Коротенькие напевы, помогающие ребенку в развитии и познании окружающей природы. Помните, как мама вас учила «Сорока-ворона…».
Пестушки и потешки побуждали малышей к действиям, приучали к гигиеническим процедурам, развивали мелкую моторику рук и рефлексы.
Свадебные песни
Данная разновидность фольклора разительно отличалась от остальных жанров. Причем исполняли их исключительно на свадебном торжестве. С функциональной точки зрения, песнопения были необычайно важны, выполняя «юридическую роль» в процедуре.
Также большое значение уделяли причитаниям. Они стали неотъемлемой частью праздника и представляли собой лирические повествования, описывающие переживания невесты, родителей и её подружек. |
Немалую роль играли величания. В них гости свадебного мероприятия восхваляли виновников торжества, желали им долгих лет счастья и благосостояния. Ни один праздник не обходился без корильных песенок в шутливом тоне. Чаще всего их арестовывали сватам, которые стали «причиной» того, что девушка покинула отчий дом и утратила волю.
Причитания и плачи в день похорон еще одно направление фольклора. Когда он зародился до сих пор неизвестно. Жанр до наших дней дошел «обрывочно», но из названий можно разобрать, о чем идет речь.
Характерная черта данного творчества – наличие строгой последовательности, которую плакальщик «украшал» собственными оригинальными элементами. Например, рассказывал о жизни или любви усопшего. Очень ярко обряд отражен в картине «Вий» (1967 года).
Жанры фольклора
Чтобы лучше разобраться с искусством российского народа стоит поближе познакомиться с его разновидностями, которых огромное множество.
Пословицы и поговорки
Широко используются в обиходе и в наши дни. Это один из самых интересных жанров. Доподлинно неизвестно, когда впервые появились пословицы и поговорки. Неоспоримым фактом является то, насколько точно лаконичное и образное выражение отражает ум славян и их опыт, накопленный за десятилетия.
Многие ошибочно считают, что эти два определения идентичны. Это не так! Пословица является законченным выражением, содержащим мудрость народа. Пишется простым и доступным языком. Например, «Мал золотник, да дорог» или «Копейка рубль бережет».
Поговорка – это устоявшаяся веками фраза или сочетание слов. Их используют для украшения речи.
- «Остаться с носом» — быть обманутым.
- «Когда рак на горе свиснет» — никогда.
Приметы
Еще одна разновидность фольклора, которая за время своего существования претерпела немало изменений. Однако они не растеряли народной мудрости и порой актуальны в наши дни. Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой.
Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно. Таким образом и появились приметы, которые через века перенесли знания, собранные в древности. |
Несколько поверий, связанных с погодными явлениями:
- Жаворонки летят – будет тепло, зяблики – холодно.
- Из березы выделятся много сока грядет дождливое лето.
До современности дошло ряд примет, связанных с жилищем и бытом. Самая распространённая «Рассыпанная соль – к слезам». Существует мнение, что примета сформировалась в середине семнадцатого столетия, когда Русь накрыла волна бунтов и восстаний. В то тяжелое для страны время, соль была на вес золота.
Отсюда и появилось подобное выражение, просыпание дорогостояще приправы означало горькие слезы и ссору. Также существует еще ряд бытовых примет, которые известны каждому россиянину.
- «Одежда наизнанку – грядет в доме перебранка».
- «На себе шить – память зашить».
- «В хате свистишь – деньги проглядишь».
Сказки
С древних времен сохранились и элементы детского фольклора. Позднее жанр сильно изменился под влиянием эстетических и педагогических функций, но своего существования сказки не прекратили.
Некоторые разновидности фольклора со временем отмирают и люди забывают о них. Это естественный процесс, никак не свидетельствующий об упадке русской культуры. Наоборот, «отмирание» является признаком изменения условий быта людей в результате развития коллективного творчества народа. Как итог, появляются новые жанры и исчезают старые.
Былины
Ранее их называли старины. Это русские героические песни, в основе сюжета исторические события или подвиги богатырей. Жанр зародился в Древней Руси и просуществовал вплоть до средних веков.
Однако, к девятнадцатому столетию утратил свою актуальность.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Еще один забытый жанр народного творчества. Он возник в связи с потребностью отслеживать сельскохозяйственный цикл и изменения в природе. Огромное количество пословиц, поговорок и примет сложилось именно в календарном фольклоре. Например, «Март и снегом сеет, и солнцем греет».
Множество песен народ сложил для годового цикла. На Масленицу люди пекли блины, выполняли обряды для проводов зимы и пели особые песни. Некоторые из этих традиций живы и в наши дни. |
Песня — душа народа
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля…
Это — русское раздолье,
Это — русская земля!
Ф.П.Савинов
1. Русские философы и писатели о народной песне
Исследование русского национального характера всегда будет неполным, усеченным вне обращения к русской народной песне. Лаконичная формула: «Песня — душа народа», прямо и непосредственно выражает значение народной песни.
Песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поет почти всегда — в походе, в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости.
Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено многими русскими мыслителями. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, — говорил И.А.
Ильин, — скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын» .
Народная песня — самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы.
К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни, вытеснение её попсой. Для современных масс-медиа русская песня оказалась «вне формата».
Формату СМИ и ТВ, оказывается, соответствуют выпускники инкубатора «фабрики звезд», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи.
Как показывает мой личный опыт преподавательской деятельности, студенты двух последних десятилетий фактически не знают русских народных песен.
И только русскому студенту, у которого стерты из памяти народные песни, остается развести руками или пролепетать нечто на плохом английском, что сегодня делают многие.
Всё это — великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на современном этапе. Как говорит художественный руководитель Академической капеллы им. М.И.Глинки, народный артист СССР В.Чернушенко, песня — хранилище души народной, а без души и народа не будет.
В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера.
Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами, не помнящими родства.
Народную песню очень трудно, почти невозможно, сделать объектом рефлексии. Пение, сам акт исполнения песни скорее связан с эмоциональным переживанием, нежели с рациональным осмыслением.
Поэтому в исследовании этой темы нам придется обратиться к русской художественной литературе и к русской философии, где мы находим драгоценные россыпи, свидетельствующие о русской песне, её значении для понимания своеобразия и самобытности русского национального характера.
Русская народная музыка для танцев
Если в основу национальной песни ложился быт, трудовые будни, лирика отношений, ритуальные возношения, то в танцах данные аспекты жизни еще больше усиливались. При этом в танке, к примеру, музыкальные инструменты не использовались, а вот в орнаментальном хороводе запевала вступал лишь для создания темпа, а дальше к нему подключался весь хор участников.
Веселый ритм и драматическую мелодию помогали создавать традиционные музыкальные инструменты, которые, впрочем, могли отличаться кардинально или приоритетно, в зависимости от местности:
- балалайка;
- гармонь;
- гудок;
- гусли;
- домбра;
- скрипка;
- рожок;
- кугиклы;
- жалейка;
- баян;
- мандолина;
- гитара.
Русская плясовая в исполнении хора Александрова:
Русская кадриль
При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.
Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.
Окказиональный фольклор
Не соответствует классическим понятиям о народном творчестве. Носит индивидуальный характер, обусловленный специфическим поводом.
Заклички
Небольшие песенки, часто наполнены юмором и сопровождаются игровыми действиями. Фольклор русского народа богат на заклички. Сюжеты жанра разнообразны: о природе, погодных явлениях, магических существах, животных.
Например,
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке.
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Считалки
Еще одна разновидность словесного творчества. Зародился много веков назад, но практически изжил себя в наши дни. Вам покажется удивительным и странным, но ранее считалки активно использовали взрослые. Таким образом они распределяли обязанности.
И не надо смеяться! Ведь в давние времена, многие работы были непросто тяжелыми, а опасными для жизни. Мало кто по собственной воле хотел браться за подобную деятельность. Поэтому на помощь приходили считалки. В итоге работа по-честному распределялась между всеми.
Сейчас эта «важная» роль утрачена, но детвора до сих пор иногда использует их для игр.
Заговор
Самый удивительный и одновременно сложный по структуре вид фольклора. Он актуален и в наши дни, причем его функциональное предназначение не изменилось. Заговор считается «магическим орудием», помогающим выполнить желание человека.
Боевая пляска вприсядку
Народные танцы России зарождались не только во время отдыха и гуляний, но и в боях. Чтобы спастись от наступающего врага, спешивший кавалерист вступал сражение с очевидными потерями — враг-пехотинец был подготовлен к ведению боя лучше и в навыках, и по отношению типа оружия. Чтобы уберечься от скорых ранений от протянутых копий, разбитая конница передвигалась гуськом или ползунком. Таким же маневром перерезали жилки у коня противника.
Эти движения и стали основными в танцах вприсядку. В разных областях и княжествах Киевской Руси фигуры видоизменялись в зависимости от особенностей войска, местности, обычаев. На сегодняшний момент сложилась такая хореографическая география:
- Беларусь — трепак;
- Украина — гопак, гонта, казачок;
- Россия — русский казачок, буза, барыня, яблочко, лунек, который достоверно не сохранился.
Танок
На юге страны и в областях, граничащих с Украиной, хоровод имеет свои отличительные черты. Первая из них — это название, здесь круговой танец получил название карагод. Но также он нередко начинался с танка — игровых фигур, при которых участники выстраивались линейно, на не циклично, друг напротив друга.
Танок исполнялся не под аккомпанемент, а только под певческие голоса участников хореографии, что требовало от них и хорошей физической подготовки, и вокальной. В остальном же сходство очевидно, даже в разговоре — танок водили, а не танцевали, как и хоровод. Истоки происхождения также возвращают нас на обрядовую поляну, где наши предки воздавали славу солнцу и земле через мелодичные движения.