Как военная шапка стала прародительницей тиары

Для красоты и силы

Венок мог дарить красоту женщинам, причём необязательно было надевать его на голову для этого. На Руси существовал обычай умывания с венка. Народ верил, что вода, собранная с венка, касаясь лица, дарит коже нежность и свежесть. Венок мог защитить и жилище – для этого нужно было повесить его у двери, чтобы никто из дурных людей не вздумал подойти к порогу дома. 

Когда защитники Руси отправлялись на бой с врагом, жёны или возлюбленные дарили им венок, который служил оберегом во время войны. Считалось, что такой подарок, изготовленный с любовью и верой, защитит от вражеских стрел и копий, а значит, воин вернётся домой живым и невредимым. 

А вот в свадебных традициях изначально вместо колец использовали венки. Чудесные травяные «кольца», созданные умелыми руками, да ещё и «приправленные» силой чудесных трав, являлись благословением для молодой пары, охраняя семью на протяжении всей жизни. Кстати, на Руси существовал обычай бросать не букет, а венок подругам. Девушка, которой посчастливилось поймать его, верила в скорое замужество.

В славянских свадебных традициях изначально вместо колец использовали венки / slavradio.org

На мой взгляд, в обычаях, связанных с использованием венков, скрывается главная мудрость наших предков. Они считали, что мир человек познаёт разумом (то есть головой), а значит, именно он нуждался в обереге. Венок прояснял мысли, не допускал одурачивания недобрыми людьми или нечистью, он добавлял красок наряду и подчёркивал природную красоту своего обладателя. Возможно, сегодня мы недооцениваем эти травяные украшения, которые окружают человека всем, о чём он мечтает.

На обложке: Русская красавица / welemudr.ru

Как сплести венок из цветов

  • Прежде всего, нужно измерить окружность головы. Подготовить тонкую проволоку соответствующего размера с учетом некоторого запаса.
  • Свернуть проволоку по кругу, а кончики закрепить плоскогубцами.
  • Стык обвернуть цветной неширокой лентой (желательно, зеленой) в несколько слоев.
  • Венок можно скомпоновать из любых цветов, а можно с учетом старинных поверий и видов: тематических, возрастных, магических, обрядовых.
  • Стебли цветов нужно обрезать, оставив длину 10 см, скрепить их лентой. Цветки лучше комбинировать группами по 3-5 штук.
  • Каждая группа в отдельности привязывается внахлест к проволоке лентой.
  • Дополнительно можно использовать в качестве украшений листики, бусинки, ленты. К венку невесты можно добавить фатин и стразы.
  • Разумеется, такой шедевр не может быть долговечен. Чтобы хоть немного дольше полюбоваться его красотой, цветы нужно обрабатывать опрыскиванием из пульверизатора и, по возможности, не подставлять его лучам солнца.

Вот таким образом, будучи древним символом власти — корона или чильце, веночек или обруч, вплелись в обычаи и традиции украинского народа, до сих пор являясь атрибутом, без которого трудно себе представить тематические украинские вечорныци, национальные праздники.

Греческие легенды

Мифы Древней Греции связывают этот триумфальный символ с Аполлоном – богом, покровителем искусств и состязаний. По преданию, однажды Аполлон влюбился в нимфу Дафну и стал ее настойчиво преследовать. Красавица пыталась спастись бегством. Когда Аполлон уже почти поймал ее, Дафна, воздев руки, обратилась к своему отцу – богу рек Пенею. Тот обратил ее в стройное дерево. Опечаленный Аполлон сплел для себя венок из листьев этого дерева, в память о неразделенной любви. А дерево назвали именем несчастной нимфы. В переводе Дафна и означает лавр. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из лавровых листьев стало непременным атрибутом образа Аполлона.

Украшения и аксессуары

Отдельного внимания заслуживают головные уборы, которые носили в Древней Греции. Одной из самых известных войлочных шляп считается петас. Отличительной его особенностью являются широкие поля. Подобные изделия предназначались для путешественников.

Не менее известным вариантом считается пилос. Это шапочка, вовсе не оснащенная полями. Она использовалась рабочими и крестьянами.

Шляпы считались исключительно мужским предметом гардероба. Женщинам допускалось использовать подобные аксессуары лишь во время путешествий.

Девушки особое внимание уделяли прическе. Чаще всего волосы укладывались таким образом, чтобы на шее располагался узел из сплетенных жгутов или косичек

Для фиксации подобной конструкции женщинами применялись веночки, ленты, а также заколки и гребешки. Украшением выступали кожаные ремешки с позолотой или шнуры. Также уместным считалось использование кожаных, бронзовых, серебряных и золотых обручей.

Мужчины в виде украшений применяли амулеты, браслеты, всевозможные кольца и перстни. Правда, их количество было строго ограничено. Данное требование утверждалось на законодательном уровне.

Женщины нередко применяли диадемы. Они подразделялись на два вида, бывали затылочными и налобными. Кроме того, допускалось использование золотых и серебряных ожерелий, сережек и цепочек. При их изготовлении могли использоваться сплавы, уместны были жемчужные вставки. В процессе отделки таких украшений применялись растительные мотивы. Например, цветы или листва.

Античная культура привлекает к себе особое внимание, манит таинственностью и неким волшебством. Не удивительно, что популярные в то время предметы гардероба нашли применение даже в современной жизни

Безусловно, греческие наряды претерпели ряд изменений, но все же являются такими же изысканными и привлекательными, как и в Древней Греции. С подобными нарядами удается создать особо нежные и загадочные образы.

Женское одеяние

Женские греческие костюмы во многом схожи с мужскими. Правда, дамы одевались скромнее и прикрывали большую часть тела. Короткие виды хитонов могли себе позволить исключительно юные особы. Классическая же одежда Древней Греции, предназначенная для женщин, это длинный хитон. Нередко в этом предмете гардероба был предусмотрен отворот, напоминающий надетую поверх блузку. Он доходил до коленей, области бедер или же талии. Украшался такой отворот с помощью аппликации или же вышивки.

Древнегреческие хитоны сшивались по бокам. Таким образом удавалось предотвратить их распахивание во время ходьбы. Пояс носился двумя способами. До замужества девушки фиксировали его в области талии. После того же, как дама выходила замуж, пояс повязывался уже под грудью. В отличие от мужских нарядов, женские хитоны характеризовались множеством орнаментов и драпировок.

Костюм древней гречанки дополнялся гиматием или же пеплосом. Второй предназначался для торжественных мероприятий. Женские гиматии обладали меньшим размером, чем мужские, но при этом выглядели гораздо красивее и отличались богатым декором. В плохую погоду данный предмет гардероба в Древней Греции использовался, как головной убор. Порываться гиматием допускалось только свободным женщинам. Рабыням можно было носить исключительно короткую разновидность хитона.

Пеплос – праздничная древнегреческая одежда. Как правило, расцветка для данного предмета гардероба использовалась пестрая. Например, пурпурная, красная или насыщенно желтая. Зачастую материя украшалась вышивкой. Женщины в случае необходимости могли снять этот наряд и воспользоваться им, как покрывалом для сидения.

Короны в наши дни

На данный момент церемония коронации на территории Европы проводится только в Великобритании. Елизавета II является единственным коронованным европейским монархом. В Ватикане использование корон было приостановлено в середине прошлого века. Однако в некоторых странах Азии и Востока до сих пор сохранилась королевская власть и проводится церемония коронации.

Долгие столетия корона неотъемлимо была символом безграничной власти, могущества и величия. Она возвышала своего владельца над остальными и даровала ему великую силу. В наши дни сохранились только отголоски былого великолепия корон, которые принадлежали историческим личностям.

Характерные черты и разновидности

Античная одежда изготавливалась из льняной и шерстяной материи. Когда же была налажена торговля с другими странами, начали также использоваться хлопковые и шелковые ткани. Украшали наряды с помощью всевозможных рисунков и вышивки. Как правило, изображением выступали растительные орнаменты, а именно:

  • пальмы;
  • листва;
  • цветы.

Также одежда в Древней Греции нередко украшалась с помощью рисунков в виде линий:

  • меандр. Представляет собой непрерывную ленту. По сей день этот узор у всех ассоциируется именно с Древней Грецией;
  • волна;
  • плетеные орнаменты;
  • бусы.

В Греции были неравнодушны к яркой палитре оттенков. Например, востребована была зеленая, голубая, желтая и красная гамма. Правда, особо ценился именно белоснежный оттенок. Обусловлено это тем, что отбелить льняную и шелковую ткань было крайне проблематично. Позволить себе подобные наряды в Древней Греции могли исключительно зажиточные люди.

Когда появились пурпурные красящие пигменты, этот тон также стал излюбленным цветом греческих аристократов. Среди простых людей были популярны желтые, коричневые, а также зеленые оттенки. В случае траура при этом было принято носить черные, темные зеленые, серые и коричневые одеяния.

Греческие наряды не отличались многообразием стилей и фасонов. Основных предметов гардероба было всего четыре. У каждого из этих нарядов есть ряд характерных особенностей:

хитон. Главная одежда греков, которая предназначалась как для женщин, так и для мужчин. Это туника удлиненного типа. Она подпоясывалась мужчинами в области талии, а женщинами непосредственно под грудью. Хитон – это сложенная в два слоя материя или же пара соединенных отрезов ткани. Сверху к материалу прикреплялась заколка, украшенная орнаментом, который называли фибулами. Подол наряда подшивался. Не подшитые материи символизировали траур. Короткий древнегреческий хитон предназначался для мужчин. Длинный – для пожилых людей и женщин;

пеплос. Античная одежда женщин, напоминающая платья свободного кроя, которые используются сейчас. При создании применялся большой отрез шерстяного полотна. Женщины его оборачивали поверх хитона. В данном случае также конструкция фиксировалась на плечах с помощью булавок. Как правило, вверху при этом формировался напуск, который свободно свисал над линией талии. Его называли колпос. Правый бок оставался открыт, а левый закрывался. Плечи женщины в этом одеянии прикрывались. Такая одежда Древней Греции считалась выходной. Для повседневной носки предназначалась накидка под названием гиматий, которая также носилась женщинами в тандеме с хитоном;

гиматий. Шерстяная или же льняная накидка, считающаяся предком современного плаща. Представляет собой большой кусок полотна, который обматывался вокруг тела, прикрывая левую часть. Правая оставалась открытой. Для того же, чтобы материя оставалась в правильном положении, по краям использовались небольшие грузики из свинца. Нередко гиматием также покрывалась голова;

хламида. Короткий вид накидки, которая фиксировалась по центру или же в области правого плеча с помощью фибулы. Как правило, хламида обладала овальной или же прямоугольной формой с закругленными краями. Зачастую ее украшали с помощью орнамента. Чтобы обеспечить правильное положение накидки на теле, по ее краям фиксировали грузики. Применялась такая одежда для состязаний, а также во время походов. Она пользовалась в Древней Греции популярностью среди странствующих путников.

Все разновидности греческих нарядов изготавливались из цельных полотен различного размера. Их драпировали на теле по особому принципу. Драпировка считалась настоящим искусством, которое осваивалось в школе. Нередко люди вынуждены были использовать рабов, чтобы материя была должным образом задрапирована.

Римская республика: великий Цицерон и риторика как вершина наук

Римский историк Светоний в сочинении «О грамматиках и риторах» указывает, что поначалу в Риме риторика и грамматика с трудом прокладывали себе дорогу: заниматься ими запрещали специальные постановления Сената от 161 и 92 годов до н. э. Первое постановление выпроваживало приезжих греческих философов и риторов, второе — римских. А вот и текст самого эдикта:

В первую очередь эта фобия объясняется социальным переменами в римской жизни. Аристократический Сенат утрачивал политической влияние, а на арену политической борьбы выступало сословие всадников и плебеев. Им пришлось доказывать свою правоту, выступая в собраниях, но опыта произнесения речей у них не было. По этой причине они стали активно изучать греческое красноречие. Появляются первые школы риторов, где поначалу преподают греки, а потом, поколение спустя, уже сами римляне.

К этому поколению принадлежит и выдающийся оратор Цицерон, наследник традиции, идущей от Исократа, который пытался примирить риторику и философию. Философию он изучал у эпикурейца Федра, стоика Диодора и у главы тогдашней платоновской Академии Филона. У последнего он обучался и диалектике — искусству спора и аргументации. Увлечение философией и особенно стоицизмом привело Цицерона к мысли о том, что оратор должен быть также и философом.

Лавр у ранних христиан

Ранние христиане заимствовали множество символов у древних религий. Символ триумфа – лавровая ветвь, также был не забыт. В эстетике раннего христианства лавр символизирует целомудренность, чистоту, здоровье и долголетие. Вечнозеленые листья как нельзя лучше символизировали вечную жизнь, которая наступит после искупительной жертвы Сына Божьего. Христа также часто изображали с лавровым венком, как Того, кто победил смерть. Некоторые раннехристианские мученики изображались с лавровыми венками. Лавр почитался и как растение, повсеместно применяемое в медицине и в кулинарии. В эпоху, когда пряности ценились на вес золота, лавровые листья действительно были драгоценным даром, который можно было бы преподнести даже королю.

Значение лавра для разных народов в различные времена — лавровые деревья на Ваш Сад

В связи легендами, составленными о лавре, в Древней Греции лавр считался священным растением Аполлона. Именно поэтому музыкантов, ораторов, поэтов, певцов и танцоров, покровителем которых был Аполлон, венчали лавровыми венками. На вершине Парнаса, обители муз и места, где был расположен храм Аполлона, повсюду росли лавровые деревья. На всех празднествах в честь Аполлона, участники плели себе венки из ветвей лаврового дерева. Лавру приписывали не только целебную силу, но и силу очищения души от скверны и от пролитой крови. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагала на головы воинов-победителей. Лавр означал триумф и победу. А будучи вечнозеленым деревом, он олицетворяет постоянство, вечность и бессмертие. Древние греки также приписывали лавру свойство вдохновлять людей искусства.

В Древнем Риме лавр имел значение императорской и воинской славы. Он олицетворял мир, наступающий после победы над врагом. По окончании битвы, воины складывали свое увитое лавром оружие перед изображением Юпитера. Первые Римские императоры носили не короны, а лавровые венки. Так, например, Юлий Цезарь на все церемонии одевал лавровый венок. Кроме того, лавр являлся символом чистоты и непорочности, поэтому им увенчивали девственниц.

В первые века христианства вечнозеленый лавр считался символом вечной жизни, а также новой жизни, которую своим подвигом дарует Иисус Христос. Венок из лавра символизировал мученичество. Апостол Павел в одном из своих посланий противопоставляет нетленный венец, который получат верные Богу, венцу, которым награждают победившего на ристалище.

В Средние века лавр обозначал доброту и считался защитой от зла и молнии. В классической геральдике тогда лавр не употреблялся, но после французской революции 1789 года он стал одной из самых популярных эмблем Франции. Ветка лавра изображалась на гербе Французской республики. На английских монетах Карл I, Георг I и Георг II, а затем и Елизавета II, изображались в лавровых венках. в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, и в наше время они также входят в государственные гербы Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран. Лавровый куст был эмблемой Лоренцо Медичи (1448-1492) с девизом «Такая добродетель», подчеркивая, что добродетель не увядает, как вечнозеленый лавр.

В эпоху классицизма лавр использовался как главная эмблема славы. Изображение лавра можно встретить на наградах артистам, музыкантам, поэтам и писателям, ученым. Именно от слова лавр произошло звание «лауреат». Также лавр встречается на большинстве орденов прижизненной славы.

До наших дней о лавре сохранилась слава дерева мудрости, спутника счастья, символа бессмертия, венками из лавра венчают национальных героев, выдающихся поэтов, художников, победителей международных состязаний и конкурсов, а ботаник присвоили ему название «лавр благородный».

Древесина дерева, прочная и упругая, хорошо полируется и используется для изготовления мебели и различных мелких изделий, кора идет для приготовления устойчивых красителей, а листья и семена плодов широко применяют в кулинарии.

Благодаря высокому содержанию эфирного масла, богатого различными биологически активными соединениями, лавровый лист находит применение в народной практике в виде водных или масляных настоев и отваров при артритах, миозитах, невралгиях, простудных заболеваниях, ревматизме, подагре, т.д., поэтому значение лавра в жизни человека трудно переоценить.

0 комментариевВ.C. Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии:

Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий. Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.

Авторизация

Вы указали неправильный логин/пароль

Добавление комментария

Виды венков

Этнографами насчитываются 75 видов венков. Они бывают возрастными, ритуальными, обрядовыми, магическими, тематическими.

Тематические

  • Девочка-сирота вплетала в венок преимущественно голубые ленты. Встречая такого ребенка, люди дарили ей подарки, хлеб, давали деньги, одежду, ткани. Бездетные пары могли предложить ей стать их дочкой.
  • После рождения первого ребенка, женщина составляла венок из роз, обрамляя зеленью листьев. Тогда все, кто ее встречал, желали ей счастья и здоровья ребенку.

Возрастные

  • В 3 года девочка надевала первый веночек. В него вплетались цветки бархатца, незабудок, ромашки, барвинка. Считалось, что каждый цветок предотвращает малышку от определенных недугов, таких, как головная боль, проблемы со зрением и сердцем, делает ум ясным, а помыслы — чистыми.
  • Веночек четырехлетней девочки состоял из бессмертника, яблочных листьев и багульника. Для шестилетней девочки мак и василек вплетали в веночек для хорошего сна и разума. Семилетняя девочка носила венок из 7 разных цветков, к тому же добавлялся яблоневый цвет. Девица носила ромашковый венок с добавлением васильков.

Магическая группа венков

  • Венок любви. Выплетался для 13-летних девочек и носился до замужества. Основа была ромашковой (юность, доброта и нежность), между ромашками – вишня и яблоневый цвет, надо лбом – калиновая гроздь и усики хмеля, чтобы окружающие знали, что кроме красоты, у девушки ясный ум.
  • Венок надежды из полевых маков плелся для нерешительных избранников.
  • Венок преданности: основой служили васильки, а между ними – любисток. На основе легенды о преданности и любви, возникло и материнское благословение: «Дай Бог Вам преданности и согласия, как у Василька и Любистка».
  • Венок разлуки из первоцвета (нестабильность) и вереска (одиночество) дарился мужчинам, шедшим на заработки или войну.

Обрядовые венки

  • Свадебный венок из барвинка вручался жениху или невесте во время сватовства, как символ согласия. Венки сохранялись в семьях за иконами, зашивались в подушки, вешались под потолочной балкой для крепкого брака. Позднее, эту роль стали выполнять кольца.
  • Жатвенный венок, сплетенный из колосков в последний день жатвы, украшенный полевыми цветами, лентами надевали на голову лучшей работнице, и она хранила его до следующего сезона засева. Таким образом, сельчане сохраняли и передавали силу зерна следующему урожаю.
  • На Ивана Купала гадали на венках — каждая незамужняя девушка пускала венок на воду, а по тому, как он плыл – считывали будущее. Если венок плывет – девица станет женой в этом году, остановится возле берега – еще год не будет суженого, а утонет – скорая гибель.
  • Также на венках делали заговоры и совершали приворотные обряды. 

В настоящее время веночки из цветов снова становятся популярны, хоть и не несут уже в себе глубокого подтекста, кроме того, что девушка в венке – это образ молодости, нежности, романтики. Веночек на голову можно легко и просто сделать своими руками.

Что водружали на голову Папе Римскому

Более всего древнюю шапку персидских воинов и жрецов напоминали головные уборы главы католической церкви, Папы Римского. Ритуальный головной убор становился частью облачения Его Святейшества во время торжественных праздников и христианских ритуалов, когда первосвященник выходил к народу. Тиара имела конусообразную форму, больше напоминающую яйцо. Верхушку церемониальной шапки украшал католический крест. А сам венец состоял из трех корон, каждая из которых имела свое значение, а все вместе они олицетворяли святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Примечательно, что Папа Римский мог принять новую и неприлично дорогую тиару из рук некоего состоятельного прихожанина. Коллекция ватиканских тиар пополнялась до 1960-х годов, пока Павел Шестой не избавился от привычного «царственного» предмета.

Значение слова лавр

Примеры употребления слова лавр в литературе.

Сегодня думаем итти на акафист Варвары великомученицы, а завтра, если господь даст, приобщимся святых тайн христовых здесь, в лавре, и тогда уже думали искать Рейтарскую улицу. Санкт-Петербургская епархия простилась со своим архипастырем, митрополитом Иоанном День и ночь тянулась к Свято-Троицкому собору Александро-Невской Лавры бесконечная вереница людей, которые приходили сюда отдать последнее целование и последний поклон.

Гообар и другие биофизики не намеревались почивать на лаврах, а работали над дальнейшими выводами.

Минувших зол воспоминанье Уже есть благо для сердец, — Из рук отчаянной Свободы Прияв властительский венец С обетом умирить народы И воцарить с собой Закон, Сын хитрой лжи, Наполеон, Призрак величия, героя, Под лаврами дух низкий кроя, Воссел на трон — людей карать И землю претворять в могилу, Слезами, кровью утучнять, В закон одну поставить силу, Не славой, клятвою побед Наполнить устрашенный свет.

Из кабины высунулся Лавра, тот самый Лавра, что когда-то рассказывал Гуревичу и Пинчуку о гибели военкора Пчелинцева.

Это в четвертом письме, — продолжал Войноральский, — где Лавров говорит о цене прогресса и определяет, что такое прогресс.

А мне кажется, — вновь включился в разговор Войноральский, — Лавров прав, когда признает возможность уничтожения государства, но не сразу, как Бакунин, а как отдаленную конечную цель.

А что, Петр Лаврович у меня в журнале целый ряд статей о гегелизме напечатал, — отвечал Писемский.

Но под конец на помощь пришли венецианцы, и гельветы, или швейцарцы, были разбиты, король увенчан лаврами победителя, мир заключен, и город Милан перешел к нему в знак примирения.

А потом они пили, обжигаясь, глинтвейн, облизывая ежеминутно сладкие губы, то и дело натыкаясь на уцелевшие, почему то, несмотря на процеживание, кусочки размякшей лимонной корки, терпкие палочки гвоздики или пластинки лавра.

Речь идет о перевербовке русской разведчицы и о моем дезинформационном контакте с представителями Генштаба Красной Армии, Эта операция не может развиваться успешно до тех пор, пока гестапо Кракова — к слову сказать, это наша совместная операция, и я не могу присваивать все лавры армейской разведке, — пока гестапо Кракова не выделит своих людей, необходимых в этой решающей фазе.

Лавр Феодосович Невельский приехал в заштат позднее Ивана Авдеевича Грозы.

К истоку Обводного канала выходят живописный по силуэту ансамбль зданий Александро-Невской лавры и строгие производственные сооружения мукомольного завода им.

Теперь отсюда открывается вид на кварталы Малой Охты, упругий силуэт моста Александра Невского и ажурные фермы Финляндского железнодорожного моста, ансамбль Александро-Невской лавры и громады производственных зданий за Обводным каналом.

Благословляю я мою судьбу И всех богов Эллады, что средь гилей Чудовищных Вы были мой Вергилий С живыми лаврами на белом лбу, Что, запретив гульбу, да и пальбу До времени для звуков всех игилей, Раскрыли прелесть для меня вигилий — Над вымыслом выпячивать губу, Что в легком пеплосе или в капоте, А то и просто в палевых цветах — Харита, нимфа, женщина в летах — Вы были рядом, вопреки тупоте, Чтоб рядом быть, бежали в чеботах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: