Северный портал собора.
Отметим, что Христос не выглядит, как строгий судья, а наоборот, смотрит на всех, как милосердный отец, желающий всем спасения. Фасады зданий отделаны кружевными окнами, где свинцовые переплеты украшают витражные стекла. Известно, что диаметр этих великолепных окон составляет 13 метров, они поистине считаются украшением Шартрского собора. по-другому их называют витражи-розы. На витражах изображены сцены из жизни Богоматери и Страшного суда, а также гербы Франции и Кастилии. Высота сводов Собора достигает до 37 метров, а боковых до 14, общая площадь цветных витражей составляет 2 тысячи квадратных метров. Считается, что витражное убранство имеет магическую силу, ведь снаружи они смотрятся практически бесцветными. Лишь только когда солнечные лучи пронизывают эти витражи, в тот момент, витражи светятся различными оттенками и древние краски передают особое звучание цвета. В пасмурную погоду в соборе доминирует голубоватое мерцание света, в солнечную, сиреневато-розовое, переходящее в сполохи красного. Эти удивительные проявления придают особую таинственность Шартрскому собору. Не удивительно, что витражи сравниваются с иллюстрированной книгой со сценами Ветхого и Нового Завета, пророками, святыми. Но особенное значение придавалось, это изображению Богоматери. Все витражи выполнены на пожертвования простого люда, а также богачей.
Собор и паломники
Со дня открытия собор стал излюбленным местом паломничества католиков. В нем хранится важная христианская реликвия – часть рубашки Богородицы, отданная храму еще королем Карлом Лысым в 876 году. Считается, что рубашка была надета на неё в день рождения Христа. Святыня долгое время хранилась на алтаре, пока паломниками не была сделана специальная рамка, защищающая её.
Пиком паломничества в средневековье был 12 и 13 века, когда историк времен крестовых походов признал величие реликвии. Документы папы Александра IV подтверждают огромные масштабы паломничества.
Посещали собор святые Франциск Сальский и Винсент де Поль. За последние два года посетителями стали представители 65 народов мира. О паломничестве в собор Пьером-Ив Ле Приолом была написана книга.
2. Архитектура
2.1. Наружное устройство
План Шартрского собора
Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).
Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.
Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.
Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .
На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.
2.2. Интерьер
Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»
Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.
Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».
Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.
Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)
Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.
Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после
- базилики Святого Петра в Риме,
- базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
- собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
- кафедрального собора Севильи.
Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.
Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.
Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.
В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.
Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.
«Путь в Иерусалим»
Рождение готической традиции часто связывают с влиянием архитектуры Востока, открывшейся крестоносцам в их походах. Некоторые специалисты выводят корни готики из тайных геометрических изысканий, которыми занимались тамплиеры в Иерусалиме. Несомненно одно: именно готика привнесла в искусство символизм и таинственность, именно она поселила мистику в католических храмах и заставила ученых и оккультистов спустя века отгадывать зашифрованные в их композиции и декоре тайные коды. В Шартрском соборе немало таких знаков — например, напольный мозаичный лабиринт, в церковных записях именуемый «путем в Иерусалим». Прихожане должны были пересекать его на коленях, что символизировало путь души к Иерусалиму Небесному, с которым, как верили в Средние века, Шартрский собор связан незримыми нитями.
Акрополь Франции
Ощущения при взгляде на взметнувшийся ввысь Нотр Дам де Шартр действительно чем-то сродни чувству, возникающему при встрече с Акрополем. Когда-то очень образно выразился поэт Шарль Пеги, назвавший собор «самым крепким из поднявшихся к небу колосьев».
Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.
Самой древней частью собора является западный фасад. Первоначально он был сплошным, а три великолепных портала были сооружены позднее, уже при строительстве нового здания. Особенно впечатляет центральный портал, именуемый Королевским, над которым помещена замечательная скульптурная группа «Христос во славе». Фигура благословляющего Иисуса окружена статуями святых, библейских персонажей и фантастических животных.
Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.
Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.
Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.
Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.
Южная башня, носящая прозвище «Старая колокольня», на 15 лет моложе. Она стилистически едина со всем собором и смотрится куда более сдержанно, чем северная. За безукоризненные пропорции и изящество «Старую колокольню» считают одной из красивейших башен мира.
Особенности архитектуры Собора
Собор в Шартре считается первым готическим Храмом в честь Пресвятой Богородицы. Для его строительства были приглашены лучшие из лучших архитекторы и мастера. А знаменитое витражное окно-розу «профинансировал» лично король Франции. Необыкновенной красоты круглое окно западного фасада, состоящее из десятков сегментов, расположено между величественными башнями. Северную башню построили в XII веке, и она является более древней. Ее «младшая сестра» абсолютно на нее не похожа: отличается по высоте и по архитектурному стилю. Если первая являет собой «пламенеющую готику» с характерным орнаментов «языков пламени», то вторая и ниже на 11 метров, и выполнена в чисто романском стиле. Кстати, ее считают самой красивой башней мира.
Три портала Собора украшены прекрасными скульптурными композициями, где особенно ценной является «Христос во славе». Стены украшают сцены из Ветхого Завета. Одной из них, самой яркой и выразительной по оценке специалистов по готическому стилю, является картина «Страшного Суда».
Внутреннее убранство Собора нисколько не уступает внешнему, и уж точно не разочаровывает посетителей. Величественные своды, алтари, арки, колонны, резные фигуры и изваяния – все это так гармонично переплетено между собой, хотя и прилагался труд различных мастеров.
Собор святого Вита (Прага, Чехия)
По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.
Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work, CC BY-SA 4.0, Link
Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.
Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.
После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.
Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.
Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:
- ранний период (арх. Матиас Арраский),
- высокая готика (арх. Петр Парлерж),
- конец готики (арх. Бенедикт Рид),
- историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).
Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле
Страсбургский собор (Франция)
Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.
Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.
Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.
Страсбургский Нотр-Дам
Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.
Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.
Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.
В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».
Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.
Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.
Архитектура: утонченный готический стиль
План собора похож на латинский крест. Восточная часть церкви обладает несколькими радиальными часовнями. Две разные по стилю и высоте башни придают сооружению особый шарм и уникальность. Башня на севере высится на 113 м над землей, а Южная башня поднимается в высоту на 105 м. Шпили конструкций выстроены в стиле «пламенеющая готика». Три портала Шартрского храма остались от прежнего строение. Входы в собор украшены статуями, имеющими отношение к 13 веку. Число скульптур, которые украшают готический собор, составляет примерно 10 000 наименований. Южное крыло сооружения дополнено астрономическими часами, которые построили 16 веке.
В 1793 году часы сломались, до этого времени они показывали день, время заката и восхода солнца, лунные фазы, месяца и даже знаки зодиака. И, конечно, по ним можно было узнать текущие часы и минуты.
Минотавр и масоны
Во многих мозаичных лабиринтах северной и центральной Италии содержалась отсылка к древнегреческому мифу о Тесее и Минотавре. Как известно, Минотавр был получеловеком-полубыком и содержался в центре лабиринта на острове Крит. Однако, в отличие от других церковных лабиринтов, здесь никаких отсылок к Минотавру не обнаружено. Правда, есть версия, что раньше в центре все-таки была бронзовая табличка, но ее переплавили в 1792-м для военных нужд. Доказательств этому нет.
Еще по одной версии, под лабиринтом когда-то находилось захоронение представителей масонского ордена. Но, пожалуй, и это не более чем домыслы. Как бы то ни было, Шартрский лабиринт остается головоломкой и тайной, привлекая ученых, туристов, верующих и мистиков.
________________________
Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря
Также читайте:
Шартр – город огней во Франции
Шартр — небольшой провинциальный город северной Франции, расположившийся на реке Эр, в 85 километрах от Парижа, с населением около 40 тысяч жителей. В городе хорошо развита промышленность, однако большинство местных жителей заняты работой в сфере туризма.
Популярность Шартр завоевал не только из-за близости столицы, хотя и это играет свою роль. Прославил французскую провинцию уникальный Кафедральный Собор, включенный в 1979 году Всемирной Организацией ЮНЕСКО в список шедевров готической архитектуры. Это потрясающее монументальное произведение искусства относят к XII-XIII векам постройки. Нотр дам является сердцем Шартра и гордостью его жителей, считаясь одним из самых красивых соборов в Европе. Наружное и внутреннее оформление насчитывает более 10 тысяч самых разнообразных скульптур. Это один из немногих готических храмов, сохранивший, в практически неизменном виде, свое остекление, представленное 176 сюжетными витражами с изображениями из Нового и Ветхого Завета, образами рыцарей, королей и обычных ремесленников, жертвовавших средства на постройку святой обители. За это собор в Шартре называют «стеклянной библией», все витражи «читаются» слева направо и снизу-вверх. В солнечный день, проходящий через разноцветные стекла свет создает особое освещение, с мягким голубым свечением, получившим название «шартрская синь».
Собор построен в честь Девы Марии и здесь хранится одна из самых ценных христианских реликвий — Покров Девы Марии. По наиболее популярной версии считается, что священный артефакт был пожертвован храму французским королем Карлом II. Согласно библейскому преданию, именно этот покров укрывал голову Богоматери при рождении Иисуса Христа. Удивительно, что во время большого пожара в 1194 году, поглотившего практически весь собор, ларец с покровом Девы Марии остался целым и невредимым. Восстановление церкви было завершено быстро, при этом обновленный храм затмил своей величественностью и красотой все предыдущие постройки.
Представляет интерес и пол собора, который выполнен фигурной кладкой из разноцветных камней в виде лабиринта, вписанного в круг. Создание этого шедевра относят примерно к 1200 году. Паломники проходили лабиринт на коленях — церковные записи именуют его как «путь в Иерусалим» — что символизирует движение души человека к Небесному Иерусалиму, имеющему невидимую связь с Шартрским собором.
- Площадь: 17 км²;
- Часовой пояс: UTC+1, летом UTC+2;
- Население: 40 400.
Архитектура и убранство сооружения
Шартрский храм входит в число самых великих творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Это один из немногих французских соборов, почти полностью сохранивший свое убранство.
Внешний вид
Здание имеет форму латинского креста, в основании которого чуть больше 130 метров. Над полом возвышается свод главного нефа, он имеет длину 37 и ширину 16 метров. Именно поперечный трансепт придает зданию форму креста, его длина — 65 метров, а ширина — 46. Каждый фасад оборудован тремя порталами, богато отделанными скульптурными группами в стиле ранней готики.
Фасад со скульптурами
Сам Христос находится в окружении сонма святых и крылатых фантастических существ. Внизу расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа. На центральном и боковых тимпанах находятся персонажи из Нового Завета. Все это четко передает духовную связь между поколениями и роль древних пророков.
Рельеф, расположенный в центральном портале с южной стороны храма, датируется самым началом XII столетия. Он посвящен картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Рельеф считается самым ярким образцом средневековой готики во всем мире. Все фигуры имеют типичные для романского стиля пропорции, но каждая из них отличается индивидуальными чертами. Боковые порталы содержат в себе целые скульптурные композиции, объединенные единым библейским сюжетом.
Внутреннее оформление
Изнутри Шартрский храм выглядит потрясающе. Из-за необычно большого размера хора алтарную часть пришлось поместить более глубоко в апсиду. По той же причине расширили транспет на три нефа. Все это сделало собор более просторным и воздушным. Опорные своды имеют вид цилиндрических столбов. Они укреплены полукруглыми колонками с четырех сторон. Сами своды и арки храма имеют стрельчатую форму.
В Нотр-Даме расположено огромное количество резных фигур, всего их насчитывают более десяти тысяч (вместе с внешними скульптурами). В центральном алтаре можно насчитать более сорока сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Все фигуры выполнены талантливыми резчиками по дереву.
Витражи собора
Сами витражи отличаются особенной чистотой красок и богатой тематикой изображенных сюжетов на них. Вместе с традиционными библейскими сюжетами можно увидеть описание быта рыцарей, сановников и всех тех, кто принимал участие в строительстве храма лично или просто вносил пожертвования. Всего в церкви имеется 146 витражных проемов, описывающих 1359 разнообразных сюжетных линий.
Святыни храма
С первых дней своего создания Шартрский собор во Франции притягивал паломников со всей Европы. Самая знаменитая святыня — Покров Девы Марии. Изначально он имел длину 5.5 метров, потом его разрезали в годы Великой французской революции и спрятали в разных местах. Самый большой фрагмент вернули в церковь в 1819 году. Сейчас его длина составляет два метра, а ширина — 46 сантиметров. Проведенная в 1927 экспертиза показала, что ткань куда старше, чем предполагалось. Она была изготовлена в I веке нашей эры.
Шартрский собор (Франция)
Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.
Собор Богоматери Шартрской
Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения
- в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
- Ренессанс (хоры),
- классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
- индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
- современная (создание витражей)
не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.
- Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
- порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
- великолепные витражи 12-го и 13-го веков —
все в замечательном состоянии.
Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры
Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.
Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.
Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:
- на Западе — Страшный суд;
- на севере — прославление Богородицы;
- на юге — прославление Христа.
Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.
Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.
Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.
Паломничество и медитация
Но главная загадка Шартрского собора находится прямо под ногами посетителей. Она представляет собой огромный лабиринт, выложенный из черно-белой плитки. Остается тайной, кто, когда и зачем его построил. По-видимому, лабиринт выложили строители собора, имена которых неизвестны истории.
Диаметр изображения – почти 13 м: это самый большой церковный лабиринт средневековья. По размерам он практически совпадает с большим окном-розой в фасаде храма. Всего он включает 11 концентрических кругов. В центре лабиринта находится стилизованное изображение цветка с шестью круглыми лепестками. Именно к нему ведет единственный путь по лабиринту. Общая длина пути – 261 м.
Что же означает это изображение? Версии выдвигаются разные. Одни говорят, что это символический путь грешника к покаянию и пройти лабиринт нужно непременно на коленях. Другие, эзотерически настроенные, утверждают, что это своеобразный способ установить связь с космосом и проходить по лабиринту нужно босиком, получая энергию из каменных плит. Третьи считают прохождение своеобразной формой медитации, четвертые говорят, что это путь к самопознанию и становлению личности. Версий много, и, пожалуй, каждый найдет что-то свое.