Как гробница древнего тирана стала популярным курортом турции

Роскошная усыпальница для царя

Усыпальница представляла собой внушительный архитектурный комплекс, имеющий собственный внутренний двор. В центре последнего была установлена каменная платформа. К вершине вела широкая лестница, охраняемая каменными львами. Внутри здание было оформлено барельефами, изображавшими сцены из древнегреческих легенд и сказаний. Внешние стены Мавзолея покрывали изваяния богов и богинь, а в углах сооружения несли свою службу огромные стражи-воины, вытесанные из камня.

Венчала зиггурат мраморная колесница, ведомая четверкой массивных лошадей. Статуи возниц изображали самого Мавсола и его сестру-супругу Артемиссию. Высота этой скульптуры составляла около 6 метров, а пирамидальную крышу гробницы поддерживали 36 7-метровых монолитных колонн.

Царь Мавсол

Оглавление

В далёкие времена на западных берегах полуострова Малая Азия, заселённого тогда древними греками, существовало царство Кария. Одним из правителей этого государства был царь Мавсол, правивший в период с 377 года по 353 год до нашей эры. Правил он не один, а вместе с сестрой Артемисией, которая одновременно была его женой. Греки вспоминали о Мавсоле, как о жестоком и суровом тиране, угнетавшем собственный народ, однако подмечали, что он при всём при этом очень интересовался различными искусствами. Желая оставить своё имя для потомков и войти в историю, он ещё при жизни приказал строить себе величественную гробницу в городе Галикарнас, где в наши дни располагается турецкий город Бодрум.

Согласно планам царя, здание должно быть самым большим и прекрасным сооружением в мире и располагаться прямо в центре города, будучи доступным для всеобщего обозрения. Строительными работами руководила его супруга. Для выполнения столь грандиозного и крупного проекта, царская чета не пожалела денег и пригласила самых лучших архитекторов и скульпторов своего времени, среди которых стоит отметить Пифея, Сатира и Скопаса. Последний уже работал над Храмом Артемиды в Эфесе, ещё одном чуде света. Гробница вышла настолько огромной, величественной и прекрасной, что ещё современники её строительства называли сооружение чудом света.

Много древних правителей пытались построить для себя похожую усыпальницу. Все эти сооружения были названы «мавзолеями», от имени царя Мавсола.

Величественная усыпальница

Окончание строительства пришлось на 350 г. до н.э. Мавсол не дожил до этого времени, работами руководила его жена Артимия. Она добилась того, чтобы все замыслы покойного супруга воплотились в камне и мраморе, тем самым увековечив его память. Так усыпальница Мавсола стала символом супружеской любви и верности.

Гробница карийского царя получилась настолько потрясающей, что усыпальницу назвали по имени правителя – мавзолей. В Галикарнасе, да и во всей стране не было сооружения более величественного.

О том, где находятся мавзолей в Галикарнасе, знали все путешественники и торговцы, к зданию стекались паломники со всех уголков страны. Слава о великой гробнице облетела весь мир, ведь на земле еще не строили ничего подобного. Удивительное сооружение заслуживало упоминания в списках чудес света.

Уроженец Галикарнаса, великий Геродот писал о трех современных ему чудесных памятниках архитектуры. После его смерти список решили расширить. Мавзолей в Галикарнасе – чудо света под номером пять в общем реестре памятников Древнего мира, на равных соперничал с остальным памятниками архитектуры.

Судьба Мавзолея в Галикарнасе

Когда правитель Карии скончался, строительство Мавзолея еще не было завершено, а полностью отделка помещений закончилась только в 350 году до н.э. Усыпальница пережила и завоевание Галикарнаса Македонским, и нападение пиратов в начале I тысячелетия. Но в начале XV века в Малой Азии побывали мальтийцы, которые окончательно разрушили здание, забрав мраморные и каменные плиты для строительства крепости Св. Петра, которая располагалась на том самом месте, где стоял дворец Мавсола и Артемиссии. К концу XVI века от Мавзолея осталось одно основание.

Раскопки гробницы Мавсола, руководил которыми Кристиан Джеппезен, были закончены только в 1966-1977-х годах. По найденным барельефам, статуям и другим элементам обстановки и конструкции был восстановлен облик Мавзолея. Его проект послужил основой для строительства Здания Муниципалитета в Лос-Анжелесе, Мемориала Воинам в Индиане, лондонской церкви Св. Джорджа и многим другим архитектурным памятникам современности.

Описание мавзолея

Мавзолей в Галикарнасе имел три уровня, общая высота которых достигала 46 метров. Первый ярус был выполнен из красного кирпича, облицованного мраморными плитами. По всему периметру первого яруса были высечены фрески, изображавшие битву греческих воинов с амазонками.

На высоком белом цоколе располагался второй ярус усыпальницы. Стены ее по всему периметру украшали высокие одиннадцатиметровые колонны. Третий ярус являлся крышей этого сооружения. Форма ее напоминала пирамиду, к венцу которой вели 24 ступени. На крышу гробницы водрузили мраморную колесницу – квадригу, запряженную четверкой лошадей. Колесницей управляли мраморные скульптуры Мавсола и его жены Артемии II. Здание обрамляли многочисленные скульптуры вооруженных всадников и львов, призванных охранять покой царской четы.

Мавзолей в Галикарнасе не относится к какому-либо архитектурному стилю, именно это делает его по-настоящему уникальным произведением архитектуры и искусства. Именно это смешение стилей в сочетании с классической греческой простотой делало усыпальницу по-настоящему потрясающим памятником искусства.

Удивительная находка

Путешественники по Малой Азии не раз обращали внимание на белые стены турецкой крепости. Необычные мраморные плиты были украшены изображениями забытых богов и людей, о красоте этих барельефов ходили легенды

Один из таких слухов достиг английского посла в Турции, сэра Ньютона. За огромные взятки он добился разрешения на вывоз бесценных плит в Британский музей. Британские ученые с удивлением узнали в изображениях сцены из знаменитой «Азономахии», которыми был оформлен мавзолей в Галикарнасе. Турция стала объектом пристального внимания английских археологов.

Прибыв на место, ученые убедились, что плиты и глыбы, использованные для возведения стен укрепления, были взяты из гораздо более древнего сооружения. За девять месяцев раскопок были найдены обломки мавзолея. Но главная находка ожидала ученых в конце раскопок. Под слоем многовекового мусора были обнаружены расколотые статуи Мавсола и Артемиссии. Так мавзолей в Галикарнасе вновь удивил мир.

Строительство мавзолея

Место для мавзолея было выбрано в самом центре города Галикарнаса. По замыслу строителей, усыпальница должна была выполнять одновременно и функции храма, быть значительнее всех зданий, расположенных в этом городе. Место для строительства выбрали на морской набережной, неподалеку от гавани. Гробница возвышалась на самом оживленном месте города, посреди главной улицы, ведущей в основное святилище страны – храм бога Ареса.

Форма усыпальницы была довольно необычной для того времени. Треугольное основание, известное еще со времени возведения египетских пирамид, заменили огромным прямоугольником. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе имел в основании пятиярусный квадрат, на облицовку которого пошли огромные плиты белого мрамора. Следует учесть, что месторождения белого мрамора находятся довольно далеко от Галикарнаса, поэтому транспортировка огромных белых мраморных плит стоила целое состояние.

Строительство

Ещё в те времена, когда Галикарнасский мавзолей был только-только построен, он уже заметно выделялся на фоне других древнегреческих сооружений. Если классические античные храмы были с прямоугольным основанием, а высота самой постройки не должна была превышать длины фасада, то мавзолей обладал квадратным основанием, а его высота была намного больше, чем длина фасада. Но, невзирая на нарушение древнегреческих канонов, мавзолей сразу же завоевал славу по всему античному миру. Это уже не просто усыпальница очередного царя, но символ целой эпохи и одно из самых монументальных сооружений в мире.

Первый ярус мавзолея полностью занимал крупный кирпичный цоколь с мраморным покрытием. Второй же ярус больше всего напоминал классические греческие храмы: ровно тридцать шесть колонн по периметру, чья задача была в подпорке массивной крыши, имеющей пирамидальную форму. Сама же крыша состояла из двадцати четырёх ступеней, а на вершине этой «пирамиды» находилась огромная скульптура, изображавшая царскую чету, находящуюся в колеснице, которая была запряжена четвёркой лошадей. Высота самого здания в целом занимала сорок шесть метров.

Останки царя и его супруги находились внутри мавзолея. Для супружеской пары специально изготовили два массивных мраморных саркофага, которые охраняли каменные скульптуры львов. Внутри самого сооружения было множество барельефов, изображавших различные эпизоды и сцены из древнегреческих легенд. В основном здесь были представлены древнегреческие боги и знаменитые герои. Снаружи здание охранялось массивными статуями воинов. Исходя из всего описания, неудивительно, что сооружение сразу же было признано настоящим чудом света.

Самому Мавсолу так и не было суждено при жизни увидеть завершение строительных работ. Так, постройка была бы и заброшена, если бы не его супруга, Атемисия, продолжавшая фанатично любить своего мужа. Изо всех сил она пыталась ускорить строительство и бросала всё больше денег и ресурсов мастерам и строителям. Однако, при всём желании, ей также не довелось дожить до того момента, как здание будет полностью возведено.

Получившееся сооружение получилось настолько массивным и величественным, что храмы и святилища таких богов, как Арес, Гермес и Афродита, на его фоне казались совсем маленькими и неказистыми. Они полностью оказались в тени царской усыпальницы.

Начало строительства

Несмотря на то, что уже в IV веке до н.э. государство было колонией персидской Империи, Мавсол правил властно и упрямо, стараясь не прогибаться под имперским давлением. Его положение было столь крепким, а связи настолько широкими, что даже после подавления поднятых им же восстаний ему удавалось оставаться на троне. Во время правления энергичного и амбициозного царя Геликарнас превратился в столицу Карии.

При этом строительство гробницы, которая впоследствии вошла в список семи самых прославленных достопримечательностей античного мира, было начато задолго до смерти правителя – приблизительно в 353 году до н.э. Проект Мавзолея разрабатывался греческими архитекторами – Сатиром и Пифеем. Для оформления постройки были наняты скульпторы Тимофей, Леохар, Скопас и Бриаксид. А всего в строительстве принимали участие сотни талантливейших мастеров, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории.

Знаменитые строители

В те времена правителем этой страны был Мавсол. Еще при жизни он принял решение построить себе в столице государства великолепную гробницу, которая затмила бы известные египетские пирамиды. Для возведения этого сооружения пригласили самых знаменитых архитекторов того времени, имена которых – Пифей и Сатир. Скульптуры и великолепные фрески делали знаменитые скульпторы того времени, приглашенные со всех уголков ойкумены. Среди них был знаменитый Скопас, уроженец острова Парос, который до этого участвовал в сооружении храма Артемиды, Леохар, греческий скульптор, уже известный своими скульптурами Аполлона и Дианы, Брикасид и Тимофей, чьи работы, к сожалению, известны нам только по фрескам и остаткам убранства величественных храмов. Такая серьезная подготовка к строительству усыпальницы должна была сделать из обыкновенной гробницы нечто особенное.

Крепость

Галикарнасский мавзолей строили на века, а потому он, за исключением пирамид, продержался большее время, нежели другие чудеса света. Целых две тысячи лет он гордо стоял на своём исконном месте, пережив великое множество войн и катастроф. Однако постепенно и он обратился в руины в результате землетрясения, произошедшего в тринадцатом столетии. В XV веке развалины мавзолея были превращены в крепость родосскими рыцарями (Мальтийский орден госпитальеров). Ныне это Замок Бодрум, находящийся в современной Турции. Другое чудо света – Александрийский маяк, также было превращено в крепость.

Что касается ценных вещей, среди которых современники вспоминали золотые урны, в которых хранился прах царской четы, они, к сожалению, пропали. Мавзолей разграбили задолго до того, как руины стали собственностью родосских рыцарей.

Впервые руины мавзолея были найдены английским археологом Чарльзом Томасом Ньютоном в 1846 году, который отправился туда с научно-исследовательской экспедиции. Именно тогда и было обнаружено большинство археологических находок, которые ныне представлены в европейских музеях. Среди них учёные нашли остатки барельефов, плиты, а также скульптуры колесницы со статуями Мавсола и его супруги.

Часть археологических находок находится в музее, который сейчас располагается на месте легендарного сооружения. В музее представлена коллекция фрагментов барельефов. Также там есть макеты, благодаря которым можно увидеть, как выглядел мавзолей в древние времена. Другая же часть археологических находок находится в Стамбульском и Британском музеях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: