Народы южной сибири в тюркскую эпохутюркское время: первый тюркский каганат

Примечания[]

  1. Milliyet. 55 milyon kişi ‘etnik olarak’ Türk. Проверено 18 января 2012.
  2. Оценки численности иранских азербайджанцев, приводимые в тех или иных источниках, могут значительно различаться — от 15 до 30 млн. См., например: , Looklex Encyclopaedia, Iranian.com, «Ethnologue» Report for Azerbaijani Language, UNPO information on Southern Azerbaijan, Jamestown Foundation, The World Factbook: Ethnic groups by country (CIA)
  3. Encyclopedia of the Peoples of Asia and Oceania. 2008. том 1 стр 826
  4. Тюрки — статья изЭнциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  5. Л. Н. Гумилёв, «Три исчезнувших народа». 1961 г.
  6. Ахатов Г. Х.. Диалект западносибирских татар. Уфа, 1963, 195 с.
  7. ГЕНЕТИЧЕСKАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Эволюция. В МИРЕ НАУКИ
  8. Генетическая история человечества
  9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/339378 Большой Энциклопедический словарь, 2000г.
  10. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии // Санкт-Петербург: Фарн. 1994. 166 с. ISBN 5-900461-027-5
  11. Савинов Д.Г. О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы-М.: 1998. С. 130-141
  12. Еремеев Д. Е. «Тюрк»— этноним иранского происхождения? // Советская этнография. 1990. №1
  13. Крадин Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева,Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. — М., 2000.
  14. Восток в средние века. V. Закавказье в XI—XV вв
  15. Азербайджан
  16. «Маралом», «Медведем» и «Волком» премируют победителей Фестиваля мировой музыки «Алтай»:: ИА АМИТЕЛ
  17. Тюркология
  18. Происхождение тюркского языка
  19. Культ волка у башкир
  20. Тубалары, южные алтайцы, киргизи и кыпчаки Ферганы, возможно, близки к кыпчакам
  21. Говорят накондомском наречии шорского языка
  22. Традиционно относятся к северным, нотубаларский идиом близок южноалтайскому
  23. Говорят (или говорили) нанижнечулымском наречии чулымского языка
  24. Говорят налобнорском языке, совмещающем признаки карлукских и киргизского
  25. Хотонский язык, если существовует, характеризуется смешением в основном карлукских и киргизских особенностей
  26. Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племен аргу, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних государств Иран и Афганистан. Существует гипотеза, согласно которой халаджский и остальные карлукско-уйгурские языки и карлукско-хорезмийские не составляют специфического единства.
  27. По гипотезеА. В. Дыбо, центрально-восточные тюрки, карлуки (без халаджей и древних карлуков) и кыпчаки составляют единую карлукско-кыпчакскую группу.
  28. Говорят насреднем диалекте крымскотатарского языка.
  29. Караимы — тюркоязычный этнос, исповедующийкараизм, называемый иногда особой формой иудаизма. По одной из версий, являются потомкамихазар. Говорят накараимском языке, близком к крымскотатарскому, особенно вкрымском диалекте.
  30. Крымчаки — тюркизированные крымские евреи. Говорят накрымчакском языке, близком к крымско-татарскому. В отличие от караимов, являются раббанитами, то есть исповедуют ортодоксальный иудаизм, также как караимы предполагают свое этническое происхождение от тюркского населения Хазарии, принявшегоиудаизм.
  31. Урумы — тюркизированныечерноморские греки, говорящие надиалекте крымскотатарского языка, близком к среднему диалекту.
  32. Говорят на кипчакских диалектах узбекского языка.
  33. Говорят насеверном диалекте крымскотатарского языка.
  34. Говорят надиалекте крымскотатарского языка, близком к южнобережному диалекту.
  35. Говорят наюжнобережном диалекте крымскотатарского языка.
  36. Говорят нахорезмском ииканско-карабулакском диалектах узбекского языка.
  37. Говорят насреднечулымском наречии чулымского языка.
  38. Говорят намрасском наречии шорского языка.
  39. CIA — The World Factbook
  40. Агентство Респуюлики Казахстан по статистике. Численность населения Республики Казахстан по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам. Данные на 1.01.2010.
  41. CIA — The World Factbook
  42. ↑ Результаты переписи 2002 года
  43. Национального бюро статистики Республики Молдова
  44. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Второй каганат

В 682 году возник Второй тюркский каганат, возглавляемый правителем Илтересом, из того же клана Ашина. Каганат распространил свое влияние на земли Семиречья, Забайкалья и Маньчжурии.

Наибольшего расцвета государство достигло во время правления Бильге-кагана (716-734). Тюрки сначала нанесли поражение китайским союзникам, затем самому Китаю. После смерти Бильге между его наследниками началась борьба за престол.

Убийство последнего правителя каганата Озмиша в 744 году положило конец Второму тюркскому каганату. На месте которого возник Уйгурский каганат (745-840).

Каганат распался, но тюрки не исчезли. Часть их мигрировала на север, в лесостепь Западной Сибири (Приобье, Обь-Иртышское междуречье), где способствовала формированию сросткинской культуры и существенно повлияла на развитие местных культур:

  • Усть-Ишимской,
  • Верхнеобской,
  • Релкинской.

Другие, наряду с киргизами Енисея, участвовали в изнурительной войне с уйгурами (820-840 гг.), в результате которой была разрушена уйгурская столица – город Ордубалык. Новый каганат, уже Кыргызский, включал Алтай с предгорьями и землями к западу почти до Прииртышья. В X веке племена киданей прогнали кыргызов с территории Монголии. Это последние сведения о древних тюрках, сохранившиеся в китайских династических хрониках.

Турки

Турки – вторая община по количеству этнической группы на Кипре. Всего в мире насчитывается почти восемьдесят один миллион человек. Большинство верующих — мусульмане-сунниты. Составляют почти 90 процентов от общего количества. Интересные факты о турках:

  • Мужчины-турки очень много курят, власти страны в борьбе за здоровым образом жизни стали даже штрафовать курящих в людных местах горожан;
  • Любители чая;
  • Мужчины стригут мужчин, женщины-женщин. Такое правило;
  • Хитрые продавцы так и норовят взвесить больше положенного;
  • Яркий макияж у женщин;
  • Обожают настольные игры;
  • Обожают отечественную музыку и очень ею гордятся;
  • Хороший вкус.

 Турки — своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Это интересно: 1914,История фашизма в Германии: это важно знать

Общие сведения[]

В наше времяглобализация и усиление процесса интеграции с другими народами привели к массовой эмиграции тюрок за пределы их историческогоареала. Современные тюрки проживают на разных континентах — в Евразии, Северной Америке, Австралии.

Антропологически современные тюрки относятся к двум большим расам— монголоидной и европеоидной, однако больше распространеныпереходные формы. Монголоидные черты уменьшаются, а европеоидные усиливаются от востока к западу, наиболее монголоидными являютсяякуты, хакасы,тувинцы, томские татары, алтайцы и др., европеоидными —азербайджанцы,балкарцы, гагаузы,карачаевцы, кумыки, турки и др. Одним из наиболее распространенных антропологических типов тюрок является смешанныйтураноидный тип (монголоидные признаки преобладают над европеоидными в пропорции около 60%-40%), особенно часто встречаемый среди казахов, киргизов, каракалпаков, а также среди населения Алтая и Монголии.

Каковы были причины Русско-турецкой войны?

Историки выделяют следующие причины русско-турецкой войны 1877-1878 годов:

  1. Обострение «балканского» вопроса.
  2. Стремление России вернуть себе статус влиятельного игрока на внешней арене.
  3. Поддержка Россией национального движения славянских народов на Балканах, стремясь расширить свое влияние в этом регионе. Это вызывало интенсивное сопротивление стран Европы и Османской империи.
  4. Конфликт России и Турции за статус проливов, а также желание реванша за поражение в Крымской войне 1853-1856.
  5. Нежелание Турции идти на компромисс, игнорирование не только требований России, но и европейского сообщества.

Теперь рассмотрим причины войны между Россией и Турцией более детально, поскольку их важно знать и правильно интерпретировать. Несмотря на проигранную Крымскую войну, Россия благодаря некоторым реформам (прежде всего военным) Александра 2 вновь становилась влиятельным и сильным государством в Европе

Это вынуждало многих политиков в России задумываться о реванше за проигранную войну. Но это было даже не самое главное – куда важнее было желание вернуть право иметь черноморский флот. Во многом для достижения этой цели и была развязана русско-турецкая война 1877-1878 годов, кратко о которой мы поговорим далее.

В 1875 году на территории Боснии началось восстание против турецкого владычества. Армия Османской империи его жестоко подавила, однако уже в апреле 1876 началось восстание в Болгарии. Турция расправилась и с этим национальным движением. В знак протеста против политики в отношении южных славян, а также желая реализовать свои территориальные задачи, Сербия в июне 1876 года объявляет войну Османской империи. Армия Сербии была намного слабее турецкой. Россия с начала XIX века позиционировала себя как защитница славянских народов на Балканах, поэтому в Сербию отправился Черняев, а также несколько тысяч российских добровольцев.

После поражения сербского войска в октябре 1876 года под Дьюнишем, Россия призвала Турцию прекратить боевые действия и гарантировать славянским народом культурные права. Османы, ощущая поддержку Британии, игнорировали идеи России. Несмотря на очевидность конфликта, Российская империя пыталась решить вопрос мирным путем. Доказательством этому служат созванные Александром 2 несколько конференций, в частности в январе 1877 в Стамбуле. Туда съехались послы и представители ключевых стран Европы, однако к общему решению не пришли.

В марте в Лондоне был все же подписан договор, который обязывал Турцию провести реформы, однако последняя полностью его проигнорировала. Таким образом у России остался только один вариант решения конфликта – военный. До последнего Александр 2 не решался начать войну с Турцией, так как беспокоился о том, что война вновь превратиться в сопротивление стран Европы внешней политике России. 12 апреля 1877 года Александр 2 подписал манифест об объявлении войны Османской империи. Кроме того, император заключил договор с Австро-Венгрией о невступлении последней на стороне Турции. В обмен на нейтралитет Австро-Венгрия должна была получить Боснию.

Культура и мировоззрение[]

Тывинский шаман

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба—Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название—тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру[источникнеуказан21 день]. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:

  • верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;
  • средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;
  • нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.

Отношения между мирами запутаны[источникнеуказан21 день]. Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуяхаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Человек же— их сын, держащий небосвод, упираясь в него разумом, а стоящий на земле (отсюда татарское выражение— «башы күккә тигән»— «головою коснулся небес»)[источникнеуказан21 день]. Иные, вероятно более поздние легенды, существующие в фольклоре (первая, предыдущая версия, упоминалась на надгробиях каганаКюль-тегина (умер в 732 году) иБильге-кагана (734)), большая часть которых повествует об утке (утках). Похакасской версии

сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тэнгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда.

Эрлик — бог загробного мира. Тюрки видели его пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй— настоящее, третий— будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.

Жена Тенгри— богиня женских ремёсел, матерей и рожениц—Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».

Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Великая Земля-вода). У тюрок был культ земли-воды, государства. Их считали священными.

Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру.. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.

Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает кактотемический предок-прародитель, покровитель и защитник.

Развит был также культ предков. Существовало многобожие с обожествлением сил природы, что сохранилось вфольклоре всех тюркских народов.

Все против всех

Последний великий султан пытается в тысячах километров восточней удержать власть в Иране с Ираком. Ахмад Санджар уже попрощался с далеким Средиземноморьем. Вся тяжесть войны с крестоносцами легла на пограничные халифаты сельджуков.

На севере против Эгейского графства и Антиохийского княжества действовали несколько сельджукских государств. Самый сильный из них — халифат Зангидов. Именно здесь начнется контрнаступление мусульман, здесь появятся великие герои ислама.

В глубине территории крестоносцев засел намертво сирийский Алеппо, его европейцы никак не могут взять. Южней так же держится Дамаск. Крестоносцы I похода захватили все плодородные земли Сирии, восточная граница идет по лютой пустыне.

В пустыне нет халифатов, но полно злобных бедуинов. На юге лежит Хиджаз, арабский вассал сельджуков. Затем начинается Фатимидский халифат. Он запирает крестоносцев на южном конце Палестины. Его порт Аскалон закрывает европейцам путь в Египет.

Пестрый рубеж халифатов бьется с крестоносцами, рубит друг друга, а бедуины рубят всех. Вся эта вакханалия распада сельджуков позволит микромиру Христа выживать вдали от матери Европы. А затем придет II крестовый поход.

Но возня с пришельцами быстро перерастет в религиозный джихад. В конце XII века великий тюркский воин сожмет единый кулак ислама.

Основателем Сельджукского государства является Эртугрул. Позже, его сын станет основоположником турецкого Государства — Осман. Если интересно, можете посмотреть сериал.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Боевое искусство Тюркского каганата

Имперский характер государства требовал постоянного внимания к совершенствованию военного дела, усилению боеспособности армии. «Победы коктюрков, в результате которых они стали хозяевами половины мира, были не случайными: они создали эффективную системы  управления армией». Войско коктюрков состояло из тяжелой и легкой кавалерии. Конница являлась основной ударной силой военных действий, она была приспособлена к действиям и в степи, и в горах. Соответственно ее предназначению воины-кавалеристы были хорошо вооружены.

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Во многом это было связано с трансформацией кочевого образа жизни, уклада хозяйствования и стиля мышления, сутью которой является смена «завоевательно-переселенческой» мировоззренческой установки на философию «завоевания — покорения — подчинения». С ней связаны все наиболее кардинальные перемены в решающих сферах жизнедеятельности.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Создание Великой Тюркской империи было, пожалуй, единственной и безальтернативной формой решения этапной исторической задачи — «собирания разбросанных тюркских камней» и завершения длительного процесса формирования общетюркской цивилизации.

Кровь волков

В 1040 году ядерный взрыв сельджуков сносит всех вокруг. За десять лет они захватывают Хорезм, Иран, Туркмению. Возникает свирепый Сельджукский султанат со своим султаном. Кипит кровь волков. Глобальная цель сельджуков – Великая Империя Турков и защита истинного ислама от еретиков-шиитов.

В 1052 году свирепые сельджуки поднимают ставки. Они вторгаются на арабский Восток. В мир культуры и просвещения, древних наследников пророка. Ожиревших от покоя и благоденствия.

В 1055 году турки берут Багдад, Ирак падает к ногам. Затем Армения и Грузия. На юге сельджуки давят Фатимидский халифат, отбирая у него всё до самого Египта. Настает час унижения Восточного Рима. В 1081 году турки вышвыривают Византийскую империю через Босфор, отбивая Малую Азию.

Захваченные территории становятся Великой Империей Сельджуков. От Киргизии до Египта – это триумф тюркской орды…

Но Гроза Запада великий султан Мелик-шах умирает. А затем по Палестине бьют крестоносцы. Огромная держава турков не продержалась и 20 лет, распавшись после I крестового похода. В XII век турки — сельджуки входят в абсолютном хаосе.

В Малой Азии стал независимым Конийский султанат сельджуков Рума. Он не в лучшей форме — Византия десантируется и возвращает часть земель.

Оттяпанная крестоносцами полоса средиземноморского побережья Сирии окружена сельджукскими халифатами, чьи атабеки (цари) лишь формальные вассалы Великой империи Сельджуков.

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Государственное устройство

Таспар-каган, разделил каганат для удобства управления на 8 улусов. Каган – главное политическое лицо ханства. Избирался только из аристократической семьи Ашинских тюрок. Он был главой гражданской администрации в своем родовом союзе и выступал в качестве лидера, главного судьи и первосвященника.

Государство делилось на три части: центр (палата), правое крыло (тардуш), левое крыло (толес). Верховная власть принадлежала кагану. Существовал огромный социальный разрыв между богатыми и бедными. Конфликтная ситуация возникала между правящей верхушкой и подчиненными.

Древние тюрки знакомились и присоединялись к буддизму, христианству, иудаизму, исламу. Осваивали достижения других культур: арабской, персидской, византийской, индийской, китайской.

Историки и исследователи всего мира до сих пор не пришли к единому мнению по поводу государственности тюрского каганата. Одни называют его всего лишь племенным союзом. Более современные тюркологи считают, что каганат являлся сильнейшим государством, поскольку имел возможность оказывать сопротивление, могущественной в то время, китайской империи.

Распад каганата

Однако вскоре мощь тюркского государства пошатнулась. После смерти Тобо-хана в 581 году Тюрский каганат ослаб, основными причинами этого стали:

  • внутренние войны,
  • усиление социальных противоречий,
  • угроза со стороны Китая,
  • войны с соседними странами.

В 603 году великая держава распалась на два враждующих и нестабильных объединения: Восточный тюркский каганат (с центром в Монголии) и Западный (с центром в Семиречье). Восточный каганат быстро пришел в упадок и в 630 году попал под удары армии Китайской империи Тан. Западно-турецкий каганат сохранял свое господство в Средней Азии еще 20 лет, но в 651 г., и его основные силы были разбиты китайскими войсками.

Ранняя история каганата

В 545 году племена телессов снова восстали против жужаней. Главой нового государства стал правитель тюрков Ашина Бумынь. В 551 году Бумынь заключил союз с китайским королевством Западная Вэй и, победив жужаней, принял титул «ильхан» («владыка народов»).

После смерти Бумыня в 552 году на престол взошел его сын, который принял титул Кара Иссык каган, нанесшего полное поражение жужаням. После победы каган умирает при загадочных обстоятельствах и государством управляет его брат Мукан-каган. В 553 г. жужане снова потерпели поражение, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В 554 году младший брат Бумыня Истеми-каган организовал поход на запад. Ослабленные набегами жужаней усуни не сопротивлялись и уже в 555 году войска Истеми вышли к Аральскому морю. Однако племена эфталитов и уар, живших к северу от Аральского моря, упорно сопротивлялись и не были покорены до 558 года. Тюрки достигли Волги, но не переправились через нее.

В 561 году был заключен союз с Ираном против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важный район – Тохаристан. В 565 году тюрки выиграли битву при Нахшабе, Согд присоединили к каганату. В 567 г. под Бухарой тюрки разбили эфталитов.

Завоевав Среднюю Азию каганат получил контроль над значительной частью Великого шелкового пути.

Согдийцы и тюрки хотели наладить торговые отношения с Византией, но им мешал Иран. В связи с этим в 568 г. Истеми-каган направил в Константинополь посольство. В результате переговоров с византийским императором Юстином II было подписано торговое соглашение и военный договор против Ирана. По условиям византийско-тюркского договора Иран обязался платить каганату дань в размере 40 000 золотых динаров в год, а также не препятствовать торговле тюрков.

Но уже в 575 году Византия объединилась с Ираном против тюрок. В ответ в 576 году тюркские войска нанесли поражение вассалу Византии – Киммерийскому Босфору, предприняли победоносные походы на Западный Кавказ и в Крым.

Итоги русско-турецкой войны 1877-1878

Итоги русско-турецкой войны 1877-1878

Основные итоги войны были зафиксированы в Сан-Стефанском мирном договоре:

  • Россия присоединила Бессарабию, а также часть Турецкой Армении.
  • Турция выплачивала Российской империи контрибуцию в размере 310 млн. рублей.
  • Россия получала право иметь черноморский флот в Севастополе.
  • Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, а Болгария получала такой статус через 2 года, после окончательного вывода оттуда российских войск (которые находились там на случай попыток Турции вернуть территорию).
  • Босния и Герцеговина получали статус автономии, однако были фактически оккупированы Австро-Венгрией.
  • В мирное время Турция должна была открывать порты для всех судов, которые направлялись в Россию.
  • Турция обязана была организовать реформы в культурной сфере (в частности для славян и армян).

Однако и эти условия не устроили европейские государства. В итоге в июне-июле 1878 года в Берлине состоялся конгресс, на котором были пересмотрены некоторые решения:

  1. Болгария делилась на несколько частей, а независимость получала только северная часть, а южная возвращалась Турции.
  2. Уменьшалась сумма контрибуции.
  3. Англия получала Кипр, а Австро-Венгрия официальное право на оккупацию Боснии и Герцеговины.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: