Одежда для всех
Для крестьянина ответ на вопрос, что такое армяк, был простым, – это главная одежда для холодного времени года. Эти накидки были универсальны – их носили и мужчины, и женщины. Но происхождение свое армяк ведет от кафтана – традиционного мужского костюма в средневековой Московии, поэтому следует считать его все-таки мужской одеждой.
Уже в XVI веке наряд стал самой распространенной одеждой не только среди крестьян, но и среди городского населения. А из литературных источников можно узнать, что популярность этого предмета гардероба постепенно ушла на убыль. Уже в XIX веке в накидке можно было увидеть лишь представителей малообеспеченных слоев населения. Чем проще был армяк, чем дешевле была ткань, из которой он был изготовлен – тем беднее был его владелец.
Популярность этого предмета гардероба отражалась и в поговорках. В Вологодской области «скроить армяк» означало отказать парню в сватовстве, «дать армяка» – побить кого-либо и т. д.
Наибольшей популярностью такие халаты из шерсти пользовались среди извозчиков и ямщиков. Самые худые армяки были среди «ванек» — городских извозчиков. Они надевали простые наряды из грубой ткани, а на голове у каждого красовался гречневик (шапка с отворотами). Более зажиточные ямщики носили теплые армяки поверх богатых полушубков. Они подпоясывались яркими, цветастыми кушаками, а на голову надевали шапки-треухи из овчины.
Постепенно эта верхняя одежда вышла из моды, а ее место заняли европейские пальто. И сегодня вопрос «что такое армяк» вызывает у наших современников лишь недоумение.
Значение термина «армяк» в других словарях
(тюрк.) -..1) верхняя долгополая распашная одежда — халат из грубойшерстяной ткани или домашнего сукна; носили в прошлом русскиекрестьяне;..2) , или армячина, ткань из верблюжьей шерсти,изготовлявшаяся татарами, казахами, монголами.
(тюрк.), мужская верхняя длиннополая одежда из сукна. Первоначально — ткань из верблюжьей шерсти.
м. армячина ж. татарск. кипорная ткань верблюжьей шерсти (подшерстка, пуха), выделываемая б. ч. татарами. Есть весьма тонкая армячина, как меринос, но она сечется. | Шерстяная серпянка, гарусная рединка на пушечные картузы (заряды). | , сшитый из армячины крестьянский кафтан, халатом, без боров; | Такой же кафтан верблюжьего сукна и вообще широкий простой кафтан, азям, без боров. Армячный, армяжный, армячинный, армяковый, к армяку относящийся, из армячины сшитый. Армячник м. шьющий армяки, ими торгующий; армячинник, закупщик армячины на местах и торговец ею. Армячница, армячинница, ткачиха армячины; нагайбачки (оренбургское татарское племя) первые армячницы.
Кафтан из толстого сукна
армяк (первоначально «ормяк») — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём.
м.Старинная крестьянская верхняя мужская одежда из грубого сукна в виде прямого долгополого кафтана без сбор.
м. Старинная крестьянская верхняя мужская одежда из грубого сукна в виде халата или прямого долгополого кафтана.
муж. армячина жен. , татар. кипорная ткань верблюжьей шерсти (подшерстка, пуха), выделываемая б. ч. татарами. Есть весьма тонкая армячина, как меринос, но она сечется. | Шерстяная серпянка, гарусная рединка на пушечные картузы (заряды). | Армяк, сшитый из армячины крестьянский кафтан, халатом, без боров; | Такой же кафтан верблюжьего сукна и вообще широкий простой кафтан, азям, без боров. Армячный, армяжный, армячинный, армяковый, к армяку относящ., из армячины сшитый. Армячник муж. шьющий армяки, ими торгующий; армячинник, закупщик армячины на местах и торговец ею. Армячница, армячинница, ткачиха армячины; нагайбачки (оренбургское татарское племя) первые армячницы.
арм`як, -`а
В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна
(тюрк.),..1) верхняя долгополая распашная одежда — халат из грубой шерстяной ткани или домашнего сукна; носили в прошлом русские крестьяне;..2) Армяк, или армячина, ткань из верблюжьей шерсти, изготовлявшаяся татарами, казахами, монголами.
армяк м. Старинная крестьянская верхняя мужская одежда из грубого сукна в виде халата или прямого долгополого кафтана.
армяка, м. Крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.
(тюрк.), 1) верхняя долгополая распашная одежда в виде халата из толстой грубой шерстяной ткани или сукна, употреблявшаяся в прошлом (с 15-16 вв.) русскими крестьянами (особенно Урала и Поволжья); в 19 в. А. — преимущественно кучерская одежда. 2) А., или армячина, — различного качества ткани из верблюжьей шерсти, изготовлявшиеся некоторыми тюркоязычными народами (татары, казахи), монголами и др. 3) Особая шерстяная ткань, употреблявшаяся в России (до 1866) для изготовления мешков для артиллерийских зарядов.
армяк, —а
Как шили армяки?
По крою своему армяк сильно напоминал халат – длинный и очень большого размера. Полы такого халата запахивались друг на друга и фиксировались поясом-кушаком. Позднее у этого предмета гардероба появился воротник. Он откидывался на плечи, и своим видом отдаленно напоминал пелерину. Чем пышнее был воротник, тем более значимый социальный статус был у его владельца.
Пуговицы, изобретение сравнительно новое, на одежде появились лишь к концу XVIII века. Тогда же в воротниках стали делать прорези, а в полах появились карманы. Так древние армяки стали все больше напоминать удобные и практичные мужские пальто.
Традиционный костюм
Традиционный русский костюм для холодного времени года включал в себя шубу, зимний головной убор и зимнюю обувь. Нижняя одежда была многослойной, кроме того, время на улице проводили активно, что тоже не давало замерзнуть.
Шуба
Мужская и женская верхняя одежда не различались по материалу. Чаще всего шубу делали из овчины и носили ее мехом внутрь. Интересно, что мехом наружу шубы в обычной жизни не носили — более того, это считалось нарушением нормы. Шубы выворачивали наизнанку только когда хотели напугать или посмеяться: среди святочных шуток были и такие забавы.
В состоятельной крестьянской семье шубы были повседневные и праздничные — украшенные декоративной строчкой. Последние надевали в комплекте с праздничными же головными уборами. По крою они не различались, но хорошая шуба, как и любой другой дорогой предмет, могла передаваться по наследству, что поддерживало само существование традиционного костюма.
фото: Мужчина в овчинном тулупе, 1900 год
Традиционная русская шуба проникала даже в модный городской образ. Городское мещанство, прислуга и даже провинциальное дворянство хоть и стремилось следовать модам, в морозную погоду выбирало традиционную шубу — самый очевидный и радикальный вариант защиты от лютых морозов. К началу ХХ века мужчины начали носить шубы мехом наружу, демонстрируя таким образом роскошные дорогие меха.
Шерстяной платок
К середине XIX века шерстяные платки с цветочной набивкой стали доступны всем слоям населения — их продавали на ярмарках, где они активно раскупались крестьянами. Платки изготавливали на мануфактурах, самая известная из них — фабрика Лабзина в Павловском Посаде, была открыта в 1862 году и действует до сих пор. Под красивый шерстяной платок надевался комплекс традиционного головного убора: повойник или сорока. Этого могло быть достаточно и в морозное время года.
Мужская шапка «татарка»
Если даже летний вариант мужского головного убора в XIX веке был из валяной шерсти (почти как валенок), то чего ожидать от зимнего? Были популярны шапки полукруглой формы из домашнего сукна, подбитые изнутри мехом. Шапку «татарку» подбивали овчиной — а если не было овчины, то ватой. По форме «татарка» могла быть как полукруглой, так и высокой, конусообразной.
В XIX веке появляется шапка «малахай», которую мы называем ушанкой – с клапанами для ушей, затылка и лица. Богатые крестьяне носили малахай на лисьем меху, прочие делали его из овчины.
Еда
Главной пищей русских людей был хлеб. Крестьяне ели в основном ржаной, или чёрный, хлеб. Повседневной пищей были также щи из кислой капусты
Важное место в крестьянском рационе занимали различные каши. Летом ели много овощей: и в сыром, и в пареном, и в варёном виде
В тех местах, где были крупные реки и озёра, в основном питались рыбой. Из рыбных блюд наиболее любима была уха. Мясо в будни редко появлялось на крестьянском столе. Все кушанья обильно приправляли луком и чесноком. В праздники люди позволяли себе иную пищу: мясные щи, различные солянки из овощей и мясных продуктов, яичницу.
Но праздничные яства были редким явлением крестьянской жизни.
Любимыми кушаньями зажиточных людей были варёная и жареная рыба и икра. В почёте была различная уха: с шафраном, с лимонами, огурцами и лапшой, с пряными кореньями. В летнее время к столу подавали ботвинью, которая приготовлялась на квасе с рыбой и щавелем. В любое время суток ели окрошку. Блины и оладьи считались лакомством и готовились по праздникам. За обедом пили вино и мёд. В XVI веке голландские купцы привезли в Москву кофейные зёрна. В богатых домах на завтрак стали подавать кофе.
Русские люди независимо от достатка очень любили пироги. Пироги пекли с разными начинками: из яиц, капусты, рыбы, грибов, риса, гороха.
В день ели несколько раз: завтракали, обедали, полдничали и ужинали. Завтракали очень рано. Обедали около полудня. В четыре или пять часов пополудни полдничали.
После захода солнца ужинали, спустя час молились Богу и ложились спать. Молились также перед тем, как сесть за стол, и вставая из-за стола.
Люди очень строго соблюдали посты по понедельникам, средам и пятницам. Даже тяжелобольные люди не употребляли в это время мясной пищи.
Итог |
Проверяем свои знания |
Учимся быть историками |
Шлафрок мужской и женский — есть ли отличия
Сначала шлафрок стал частью гардероба именно мужчин и только потом — женского. Их носили представители сильного и слабого пола средних лет. Мужчины облачались в шлафрок и кюлоты, дополняя их следующими сопутствующими вещами:
- белоснежной рубахой, украшенной воротником «жабо»;
- панталонами;
- чулками;
- домашними туфлями без задников.
Мужчины могли принимать в шлафроках гостей, которые прибыли с неофициальным визитом. Женщины же, по правилам хорошего тона, могли носить этот наряд на людях лишь в первой половине дня, выполняя работу по дому. Деревенские же леди, напротив, могли позволить себе щеголять в шлафроке целыми днями напролет.
Женские модели шлафроков очень часто украшались кружевами и вышивками. Анастасия Вихрова, искусствовед : «Стоит отметить, что у художника Владимира Боровиковского есть написанный портрет императрицы Екатерины II, на котором она предстала в изысканном шлафроке, прогуливаясь по Царскосельскому парку».
Корзно
Вообще, предметы костюма типа накидки в древней Руси были весьма популярны. Одной из них было корзно – длинный, доходящий почти до пят плащ, который застегивался на правом или левом плече запонкой с петлицами или на драгоценную пряжку. Это был княжеский предмет одежды, о чем говорит, например, его относительная дороговизна – его пошив стоил гривну.
Иногда корзно могло быть не только плащом, но и наплечной распашной одеждой со сшитыми боковыми швами. Едва ли эта накидка была удобной одеждой – длиннополый плащ, покрывающий половину тела, вряд ли мог дать нужную свободу движений, особенно в военных походах, так что он служил, скорее, индикатором статуса и надевался «по случаю».
Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)
Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.
Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом |
Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.
Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.
На пошив охабня шли самые красивые ткани |
Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.
Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.
Шапка
Выйти на улицу с непокрытой головой для древнерусского человека было весьма зазорно. Среди древних головных уборов выделяются, конечно, шапки. Первоначально их и валяли, и плели, и вышивали из меха. Самым устойчивым фасоном были полусферические шапки с меховой опушкой.
Есть легенда, что однажды московские князья получили в подарок от Узбек-хана золотую тюбетейку бухарской работы. Они велели приделать к ней соболью опушку, и она превратилась в великокняжеский венец, больше известный сейчас как «шапка Мономаха». Еще одним восточным головным убором была тафья. Это была маленькая плоская шапочка, которая закрывала макушку головы. Особенно богатым был женский головной убор. Тут был и убрус, и чело (очелье), и повоец, и привитка.
Описание в литературе
Шлафрок столь популярный в 18 и 19 веке весьма часто был упомянут в известных литературных произведениях русских писателей.
Комментарий эксперта Елена Миронова Филолог «Что такое шлафрок в одежде можно понять, взглянув на иллюстрации известных литературных произведений».
Одним из самых запоминающихся героев, безусловно, стал Илья Обломов, который буквально не снимал свой обожаемый шлафрок. В одноименном романе Гончарова именно халат является символом, олицетворяющим праздность и беспечную жизнь. Образ главного героя вырисовывается именно благодаря описанию шлафрока: его складок, материала, расцветки, модного фасона и необъятного размера.
В повести Тургенева «Два помещика» один из ключевых персонажей носил этот утепленный предмет гардероба и в жаркое, и в холодное время года. Невзрачный шлафрок с кистями голубого оттенка носила Любочка в пьесе Чехова «Свадьба». Достоевский в «Братьях Карамазовых» представил госпожу Хохлакову в домашнем шлафроке с черной шалью и туфлях.
Наиболее дорогостоящей тканью для шлафрока была тармалама, которую также упоминали авторы в своих работах. К примеру, Николай Некрасов в повести «Три страны света» писал: «Если вы только не заняты, я вас попрошу сшить мне халат…из тармаламы».
Из чего делали одежду?
Для изготовления армяков чаще всего использовалась грубая шерсть или домашнее сукно. Для более обеспеченных слоев населения эту одежду шили из шерсти и подшерстка верблюдов. Такое сукно чаще всего так и называлось – армячина.
Разумеется, сукно могло быть разным – от грубой и плотной ткани, из которых верхняя одежда шилась для самых бедных слоев населения, до тонкого верблюжьего или мериносного полотна, предназначенного для женщин и девушек из богатых семей. Иногда армяки обшивались шелковой нитью и замысловатыми узорами. Чем дороже была армячина, тем виднее и красивее был наряд, тем более обеспеченным был человек, его носивший.
Презентация на тему: » Армяк (первоначально «ормяк») верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек,» — Транскрипт:
3
Армяк (первоначально «армяк») верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.верблюжьейшерстипуговицхалат
4
Голенище ̶ часть сапога, охватывающая голень
5
Порты ̶ неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии.
6
Лапти ̶ крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.
7
Свитка ̶ старинная верхняя длинная одежда из сукна.
9
Слово «пальто» в русском языке появилось где-то в середине XIX века. По мнению специалистов, слово было заимствовано из французского, где существовал вид одежды «paletot», первоначально куртка-безрукавка, а затем, военное обмундирование. Но, изначальное происхождение этого слова имеет испанские корни, так как в Испании (и Голландии) XVI-XVII веках крестьяне носили плащ с капюшоном называемый «palletoque». В латинском языке для обозначения верхней одежды был термин palla, созвучный также, нашему пальто.
10
Сегодня футболка является одной из наиболее общепризнанных вещей в гардеробе во всем мире. Ее можно найти на любом континенте. Она имеет множество применений и может быть использована для продвижения торговой марки, или чтобы увековечить память друга. Одно можно сказать наверняка: футболка является одним из наиболее признанных предметов одежды во всем мире.
11
Кофта предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди. Слово «кофта» заимствовано из европейских языков польского, а тот в свою очередь от шведского kofta из германских языков (ср. шведское kofta «короткое платье, плащ»). Само германское слово заимствованно из турецкого «кафтан».
12
В далеком прошлом такой привычный для всех нас предмет одежды как юбка, служил надежной защитой от холода и ветра не только представительницам прекрасного пола, но и мужчинам. История возникновения первой юбки остается загадкой, но уже в V-IV тысячелетии до нашей эры этот элемент гардероба был распространен очень широко.
13
Шляпа (англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.В Древнем Египте фараон надевал под корону большой платок из полосатой ткани, который называли крафт или немец. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.платок
Ткани, цвет, орнамент
Домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения являлись основными тканями крестьянской одежды. Финансовое положение не позволяло крестьянам покупать для себя дорогие виды тканей, поэтому они производили материал прямо у себя дома, то есть шили и ткали для самих себя.
Как правило, вся одежда хоть немного, но украшалась. Количество украшений также зависело от социального статуса и зажиточности того или иного крестьянина.
Основными способами декорирования домашних тканей были:
- узорное ткачество;
- вышивка;
- набойка.
Вид узоров зависел от местности, где шилась одежда, и мастерства рукодельницы. Базовыми типами узоров были полосатые и клетчатые, которые различались по форме и колориту. Прямолинейные геометрические формы, отсутствие округлых очертаний в узоре были обусловлены техникой народного узорного ткачества. Таким образом, самыми популярными фигурами в орнаменте были: ромбы, треугольники, восьмиугольные звезды, косые кресты, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры людей, птиц, лошадей, оленей и других животных
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Одежда крестьян 490 ₽ Реферат Одежда крестьян 220 ₽ Контрольная работа Одежда крестьян 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Вышитые и тканые узоры потом дополнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, которые были окрашены всевозможными красителями. Наиболее распространенными цветами были белый, красный, желтый, черный, зеленый, коричневый. Зачастую сочетали белый, красный и синий (иногда черный) цвета.
Женский костюм
Женский костюм в разных районах отличался отдельными деталями и расположением отделки, сам же костюм обычно был многослоен.
Основными частями женского народного костюма были:
- рубаха;
- передник (занавеска);
- сарафан;
- понева;
- нагрудник;
- шушпан.
Женская рубаха была длинной, с поясом, ее рукава были собраны внизу, а от горловины шел разрез, застегивавшийся на пуговицу. Традиционно рубаха шилась из белого полотна, а по низу этой одежды проходила вышивка, которая могла быть представлена многофигурным рисунком шириной до 30 см.
Поверх рубашки в южных областях надевалась понева – юбка, состоявшая из трех несшитых прямоугольных полотнищ, закрепленных на поясном ремне. Спереди полы поневы расходились, а длина ее была меньше, чем рубахи. Как правило, ткань для поневы выбиралась не однотонная, а с пестрым (ромбовидным, клетчатым) декором.
С белыми рубахами и передниками носили сарафан, что обычно было характерно для северных областей. Сарафаны делали из однотонной ткани, украшая узорной красочной вышивкой. Самый популярным был вид сарафана с декорированной полосой посередине. Со временем крой сарафана усложнялся и приобретал новые формы.
Зачастую поверх рубашки находился нагрудник, представляющий собой распашную или накладную одежду из шерсти или холщовой ткани.
Верхней одеждой являлась запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Ее носили с поясом и скалывали снизу.
В южных областях был более сложный покрой рубахи, а вот декор, наоборот, скуднее. Передник у женщин был самой украшенной частью костюма. Его обычно делали из холщовой ткани и декорировали вышивкой, цветными вставками, тканым узором, оборками, белым либо цветным кружевом, бахромой и пр.
Сверху одежды мог надеваться шушпан – недлинный холщовый кафтан с оторочкой или вышивкой.
Одежда
Одежда русских за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по- прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтаны из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти. В год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Кожаная обувь была большой редкостью. Сапоги имели только зажиточные люди, да и то надевали их в праздничные дни. Люди всех сословий носили рукавицы.
Вспомните, как одевались мужчины и женщины в средневековой Европе. |
Зимой ходили в коротких овчинных шубах — тулупах. Овчина домашней выделки была непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому поверх шуб надевали кафтаны. Зажиточные люди покрывали шубы холстом или сукном. Непременным элементом мужской одежды был кушак — длинный кусок шерстяной ткани шириной 30—40 см, которым подпоясывали кафтан или тулуп.
В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счёт использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим. По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметна в женском костюме. Всё чаще поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею — короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинные шубы, которые почти ничем не отличались от мужских. В таких же одеждах ходили небогатые горожанки. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. На голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шёлка — волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поверх волосника надевали платок.
Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами тёмных цветов, которые ещё больше подчёркивали изящество золотых и серебряных тканей. Вышивка на парче, кружева, жемчуг, драгоценные камни, обилие одежд, надевавшихся одна на другую, — всё это резко отличало представителя знати от простолюдина. Кафтан шился из лёгкой и тонкой материи, редко из сукна, полы обвивали золотой и серебряной тесьмой. Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щёголей, был из атласа, бархата или парчи. Он расшивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем. Именно тогда появилось выражение «ходить козырем». Для улицы существовала широкая длиннополая одежда, которая в зависимости от фасона имела различные названия — ферязь, охабень, однорядка. Сапоги носили из тонкой, мягкой кожи — сафьяна, в основном красного цвета, с железными подковами. Волосы остригали в кружок.
Одеяние знатных женщин отличалось теми же особенностями. Обтягивать фигуру считалось неприличным. Поэтому женская одежда была длинная и широкая. Нижней одеждой оставалась рубаха-сорочка белого или красного цвета из тонкого полотна или шёлка. Рубашка имела широкие и длинные рукава, которые стягивались у кистей рук запястьями.
Поверх сорочки носили летник вроде мужского кафтана с рукавами, сшитыми до локтя, спускавшимися длинными полотнищами. Летники делались из дорогих тонких тканей и обшивались по подолу тесьмой. Шею тесно охватывал воротник или шейное ожерелье из чёрной тесьмы, вышитой золотом и жемчугом. Иногда поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею. В холодную погоду сверху летника надевали опашень — длинную одежду из тяжёлой материи с широким круглым воротником. Широкие рукава опашня висели до пят и имели ниже локтя прорезы.
Женская обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.
Обувь и головной убор
В теплое время года большая часть крестьян носила лапти, которые были просты в изготовлении и удобны в использовании. К лаптям надевали на ноги онучи – куски ткани, которые обматывались вокруг ног. В зимнее время года носили валенки – теплые войлочные сапоги, также бывшие универсальной обувью.
Замужние женщины должны были прикрывать голову и волосы, поэтому носили повойники, сверху которых повязывали платок. Незамужние девушки носили широкую вышитую повязку, иногда с лентами сзади.
Вообще, вся одежда была подчинена той деятельностью, которой занимался человек. Отсюда одежда крестьян достаточно простая и скромная, ибо в ней было легче заниматься физическим трудом. Разумеется, положение крестьян также было разным – некоторые были бедные, некоторые – зажиточные, отсюда и вариативность в одежде. Таким образом, крестьянский костюм представлял собой комплекс одежды, имевший яркие отличительные черты, характерные для этого сословия. Несмотря на региональные различия, общим в одежде была ее многослойность и простой покрой. Многослойность создавала видимость расширения фигуры. Понятия моды тогда особо не существовало, поэтому такой костюм существовал в течение столетий.