Христианские символы
Кресты
Помимо формального использования в церквях, крест в Литве давно стал частым предметом народного искусства. Lietuviškas kryžius представляет собой стилизованный крест народного искусства, устанавливаемый на перекрестках, кладбищах, возле домов и в качестве жертвоприношений в церквях. В крестах сочетаются элементы архитектуры, скульптуры, кузнечного искусства и живописи. Они часто имеют органические завитки, мотивы солнца, птиц и представляют Мировое Древо. Чтобы умолять о благодати или выразить благодарность, кресты сооружаются как памятники умершим или как знаки духовной защиты в определенных местах. Искусство Литовский крест был признан одним из Шедевры устного и нематериального наследия человечества в 2001 г. ЮНЕСКО.
Отличительный двуплечий крест — Крест Витиса — изображен на щите, который держит рыцарь в гербе Литвы. Принят великим князем Ягайла как его личный знак, он обычно ассоциируется с Династия Джогайла. Этот крест изображен на литовских самолетах. В Орден Креста Витиса Премия Президента Литвы присуждается тем, кто защищал свободу и независимость Литвы.
В Гора Крестов, содержащий тысячи крестов всех размеров, является самым известным место паломничества в Литве.
Иисус и святые
Деревянная резьба Рупинтоелис, «Иисуса, который заботится о нас», часто можно увидеть на перекрестках и на кладбищах. Он всегда кладет голову на правую руку, его левая рука лежит на колене, терновый венец на голове показывает капли крови, а его лицо полно заботы и печали.
Поза может представлять ожидание Иисуса распятие, после его бичевания и венчание терновником. Также говорят, что он изображает Иисуса после его воскрешение и до его восхождение. Одна легенда гласит, что Иисус путешествовал по всему миру в своем терновом венце; во время своих путешествий он иногда сидел на камнях у дороги и плакал.
В покровитель Литвы и Польша является Святой Казимир, который, как считается, особенно любит молодежь; он умер в возрасте двадцати лет. Его образ часто появляется в витраж в литовских церквях часто проводят Лили. 4 марта отмечается День Святого Казимира. Говорят, что он появился как видение в 1518 г. Река Даугава вовремя Московско-литовские войны, подбадривая литовцев.
После его смерти его реликвии в Вильнюсе стали частым местом назначения паломники; Ярмарка Святого Казимира развился вокруг этих паломничеств, стал ежегодным мероприятием и проводится до сих пор.
Другие святые, которых можно увидеть в гербах и других местах, включают: Святой Георгий и Святой Кристофер.
Женский костюм
В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:
— с фартуком и юбкой; — с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой); — с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом; — с фартуком, безрукавкой и паневой.
Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.
Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой. Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными. Часто поневу украшал орнамент.
В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.
Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов — летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.
Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками. Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева
Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды. Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов
Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья
Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов. Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.
В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.
Численность
Общее количество литовцев в мире составляет примерно 3 600 000 человек. К ним относятся этнические литовцы, не говорящие на родном языке. Около 85% этого народа живет в Литве.
Кроме своей родины, литовцы проживают в соседних государствах, а также на других материках. Ареал расселения распределяется таким образом: США: 650 000; Бразилия: 200 000; Великобритания: 100 000; ЮАР: 60 000; Канада: 46 000; Ирландия: 43 000; Россия: 31 000; Норвегия: 30 000; Германия: 20 000; Испания: 15 000; Австралия: 12 000.
Оставшееся количество проживает в Дании, Польше, Белоруссии, Украине, Италии, составляя небольшой процент от числа местных жителей.
Год |
Россия |
Челябинская область |
1926 |
27000 |
|
1939 |
21000 |
|
1959 |
109000 |
|
1970 |
77000 |
|
1979 |
67000 |
|
1989 |
70000 |
702 |
2002 |
45600 |
497 |
2010 |
31400 |
358 |
Деревья и растения
Дуб Стельмужский
Народное растение рута (рута). Невеста традиционно носит маленькую корону из руты, которая является символом девичества. Во время свадьбы корона сжигается, символизируя потерю беззаботного детства и вхождение в мир взрослой жизни.
Деревья особого значения включают дуб (Ажуолас), береза (Beržas), липа (Лиепа), и ель (eglė). Почитание дубов восходит к языческим временам, когда они имели религиозное значение. В Стельмужский дуб, которому, как считается, не менее 1500 лет, является самым известным деревом в стране. Значение деревьев отражено в Литовский календарь. Июнь в переводе с литовского означает «береза» (Биржелио Менуо), а июль месяц — «липовый» (liepos mėnuo).
Одежда в Селии (Аугсземе)
Одежда этого региона во многом напоминает литовский. Тем не менее, ее отличительной чертой является льняная рубашка в форме туники с вшитыми подплечниками. Данная особенность является древней традицией, неизвестной ни в одной из стран Балтии. Традиционная юбка жительницы этого региона была украшена вертикальными полосами с мелким орнаментом или разноцветной пряжей. Среди других мотивов были «елочка», зигзаги и переплетенная двухцветная пряжа. В костюмах этого региона также можно встретить юбки в яркую полоску или клетку, а также искусно выполненные белые шали, по краям богато украшенные вышивкой.
Казахские традиции для детей
Народ Казахстана чтит традиции и обычаи предков, как никто другой. Они относятся к этому как к священному долгу.
- Радушие и гостеприимство казахов не знает равных. Они впустят в дом и накормят даже своего врага. Причем подадут ему все самое вкусное, что только найдется в доме. А путникам, принесшим добрую весть, еще и подарят подарок.
- Национальной едой в Казахстане являются блюда из конины и баранины (казы, шужук, жая, бешбармак), домашняя лапша, плов.
- Казахским детям с раннего возраста прививают уважительное отношение к старшим, сдержанность и добропорядочность.
- Асар – традиция казахского народа, которая состоит в том, чтобы делать все сообща. Для строительства дома они могут позвать друзей, соседей, родственников. Они помогают друг другу бесплатно. Асар – это повод собраться всем вместе и укрепить свои отношения.
- Один из древнейших обычаев казахов – обваливание в земле человека, который долго жил вдали. Его смысл отражает пословица «все мы дети родной земли».
- Большим праздником здесь считают наступление весны – Наурыз. Его справляют 22 марта. Весь народ встает с рассветом и сажает деревья. Дальше начинаются празднования с песнями и соревнованиями. Среди них есть конкурсы на разгадывание загадок, распевание песен, чтение стихов и скороговорок.
- Костюмы казахов одни из самых красивых в мире. Они богато украшены вышивкой, лебяжьими перьями и пухом, золотой и серебряной нитью. Платья, жилеты, головные уборы бывают самых разных моделей. Чтобы описать их все, не хватило бы и дня.
В наше время жизнь городских жителей в разных странах мало чем отличается. Люди носят похожую одежду, едят разнообразную еду и празднуют не только свои праздники. Но это не значит, что традиции и обычаи предков позабыты. Люди одеваются в национальные одежды по особым торжественным случаям, проводят обряды, рассказывают о них детям. Так живет культура народа, его душа.
Белорусский народный костюм
Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.
Женские народные белорусские костюмы
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.
Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.
Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.
Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.
Стилизованный белорусский народный костюм
И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.
Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.
Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.
Читайте далее:
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Костюм казака для мальчика своими руками: казачий костюм для девочки
Костюм муравья для мальчика своими руками: основа костюма, шапочка
Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.
Костюм баклажана для мальчика и девочки своими руками: пошаговое выполнение костюма
Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.
Костюм осени для взрослого своими руками: основа и декорирование костюма, шапка, венок, маска
Осенний костюм для девочки своими руками: идеи костюмов, фото, советы по созданию наряда
Традиции и обряды
Многие традиции Литвы сочетают обычаи древних балтийских язычников с христианством. В результате получаются уникальные смеси, которые постепенно создают новые тенденции, сохраняя при этом ключевые элементы глубоко укоренившейся национальной идентичности.
Один из ярких примеров – канун Рождества, который литовцы называют Кучюкай. Литовцы ожидают рождения Иисуса, отдавая дань уважения сельскохозяйственным и языческим корням своего общества. Обычаи включают дегустацию 12 блюд без мяса, чтобы обеспечить насыщенный и успешный год в будущем, и оставляют тарелку с едой на ночь для умерших близких.
Интересно, что литовцы верят, что рождение Христа было настолько чудесным, что вода из колодца превратилась в вино, а животные в сарае начали говорить; в честь этих антропоморфизированных животных во время праздника Кучюкай домашних питомцев часто кормят человеческой пищей.
У литовцев есть очаровательный способ встречать лето. Древние литовцы считали, что в полночь 23 июня ведьмы собираются и улетают на холмы Шатрия или Рамбинас на праздник. Итак, в эту ночь, которая считается самой короткой ночью в году, несмотря на то, что она наступает через день или два после официального летнего солнцестояния, литовцы зажигают костры, чтобы прогнать ведьм и других злых духов.
Во время этой ежегодной языческой традиции под называнием Йонинес, гуляющие ищут мифологический цветущий папоротник, который обладает магической силой, и каждому, кто искупается в росе на следующее утро, гарантировано здоровье на оставшуюся часть года. Празднование Йонинеса наиболее зрелищно и аутентично на археологическом памятнике Кернаве недалеко от Вильнюса.К 19 веку у литовцев сложился мелкий тип семьи (родители с детьми). Главным фактором при заключении брака служила материальная обеспеченность. Союз заключался при одобрении отца, самовольная женитьба, несогласованная с родителями, могла закончиться лишением наследства и уходом из дома. Старший сын был обязан содержать престарелых родителей, ему передавалось их имущество. В семье всем распоряжался мужчина, жена была помощницей.
У литовцев было 2 типа приданого: созданное своими руками (одежда, постельные, кухонные принадлежности, утварь) и имущество отца. Первое считалось личной собственностью невесты, с которым она приходила в дом жениха. Вторым являлись: земельный надел, скотина, денежные средства. Их давал отец по своему желанию. При заключении брака жених старался получить побольше приданого второго типа, поэтому на сватовстве были распространены торги за невесту. Встречался такой тип брака, когда жених приходил в дом к будущей супруге и жил у нее. Обычно так поступали бедные крестьяне, не имевшие имущества.
При рождении ребенка устраивали обряды. Женщине дарили подарки, ее муж угощал гостей вином. Предпочтительным всегда считалось появление сына, особенно, если это был первенец. Когда ребенку давали имя, устраивался праздник Крещения. Он проводился с участием священнослужителя. Родственники приносили подарки, деньги.
В литовских поселениях была распространена взаимопомощь. Если хозяин заболевал, случался пожар, ему выделяли необходимые вещи, средства. Также помогали при уборке урожая, строительстве жилья. У женщин был обычай совместного пользования ткацким станком. Соседи часто делились едой друг с другом, приносили угощения. При забое скота раздавали части туши, угощали колбасой.
Виды костюмов
Мужской
из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора.
Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.
Женский
Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.
Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).
Справка! Юбка-понёва изготавливалась из трёх отрезов материала, собираемых вверху на шнурок и стягиваемых в области талии. Существовал закрытый и распашной вариант подобного вида одежды. В закрытом все отрезы ткани сшивались между собой, а если впереди и сбоку оставались открытые куски — это была распашная понёва. Практически во всех случаях понёву украшали красивым орнаментом.
Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами
Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.
Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.
Справка! Как в женских моделях национальной одежды, так и в мужских, не было карманов. Вместо них обходились сумочкой из кожи, которую крепили к поясу либо перебрасывали через плечо.
Детский
Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.
Ильин день
Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась «братчина», приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.
День защитника Отечества
В Советском Союзе в 1921 году было принято решение назначить отдельную дату, в честь воинов, служащих на страже безопасности Родины. С тех пор немного видоизменилось название и подход к торжествам – теперь это день защитника Отечества, в который отдыхают все работающие.
Отмечая значимость и важность вооруженных сил государства, устраиваются встречи, где чествуют ветеранов боевых сражений, тех, кто несет службу в настоящее время. Посещение памятных мест с возложением цветов, обязательная часть традиций чествования погибших воинов
Поздравлять 23 февраля можно всех мужчин, независимо от возраста. Подарки обычно дарят тематические, связанные с мужскими увлечениями, несущие в себе символику разного рода войск.
Малые народы России и их традиции
С развитием цивилизации наблюдается активная ассимиляция представителей различных культур. Многие народности постепенно исчезают с земли, а некоторые остались в далеком прошлом. Малые народы стараются сохранять свои традиции, передавая их из поколения в поколение. Благодаря им можно узнать много чего интересного и познавательного из жизни коренных жителей страны.
Малые народы России и их традиции сейчас практически никому неизвестны. По официальным сведениям, на территории страны проживает около 50 коренных народов, насчитывающих чуть больше 45 тыс. человек. На грани исчезновения находятся северные жители, что объясняется тяжелыми трудовыми условиями и суровым климатом. К самым малочисленным народам относят:
- Негидальцы. Родиной считается Хабаровский край. Главные занятия – рыболовство и охота. Их насчитывается чуть более 500 человек, из которых только 70 считаются полноценными носителями языка.
- Алеуты. 480 представителей проживают в Камчатском крае. На алеутском языке разговаривает всего 40 человек. Об их традициях и особенностях жизни мало что известно.
- Чулымцы. 350 человек живут в Томской области. Женщины и мужчины у чулымцев имеют одинаковые права. Их язык считается вымершим.
- Энцы. Являются представителями малочисленных этнических обществ Севера. В начале 20 столетия их большая часть была смешана с представителями ненцев и нганасанов. Всего 220 человек смогли противостоять ассимиляции и сохранить свою культуру и традиции. Носителей энецкого языка осталось всего 20 человек, и он используется только в быту. Главное занятие поселений – охота на северных оленей.
Медовый Спас
В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.
Особенности
Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).
Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.
Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.
Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.
Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).
Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.
Вардавар
Плавающая дата в промежутке 28 июня — 1 августа
Фото: Юрий Семенков, armunity.lv
Традиционный армянский праздник в честь Преображения Господня совпадает с древним языческим праздником, который носит красивое имя Вардавар, или «праздник роз»(от арм. «вард» — роза). По преданию, святой Григорий Просветитель установил дату празднования Преображения на первый день армянского календаря (нынешнее 11 августа), в который издавна отмечали праздник плодородия. В VI веке христианские традиции связали Преображение с пасхальным календарем, с тех пор его дата плавающая.
По одной версии, название праздника связано с традицией украшать розами улицы и жилища в честь богини любви и красоты Астхик, которая осыпала землю розами и разливала по ней розовую воду, а еще с традицией приносить эти цветы к бюсту богини плодородия и любви Анаит. По другой версии, розы здесь ни при чем, а слово «вардавар»связано с хеттскими корнями в значении «вода» и «мыть». В любом случае, сегодня Вардавар отмечают на 98-й день после Пасхи. Как правило, он выпадает на июль (в период с 28 июня по 1 августа).
В христианской традиции праздник (другие варианты написания — Вардеворв, Вардевар) связан с укреплением в вере и, конечно же, обрядом очищения. Потому в этот день принято обливать друг друга водой. Изначально воду для обрядов было принято освящать лепестками роз. Корни этой традиции уходят еще в языческие времена, когда в июле люди собирали первые урожаи и преподносили дары божествам. Разумеется, какое божество плодородия без хорошего полива?
Фото: Юрий Семенков, armunity.lv
Принимал подношения, в частности, бог «непобедимого солнца», согласия и правды, победитель зла Митра (Мгер, Мхер или Михр). По легенде, Митра появился на Земле из камня, а для попадания в общину его почитателей следовало пройти обряд омовения. Кстати, считается, что именно из митраизма пришло в наш современный мир самое обычное рукопожатие — такая традиция приветствия сложилась именно у почитателей Митры.
В былые времена на Вардавар было принято дарить друг другу розы, украшать ими статуи божеств, танцевать, петь обрядовые песни и выпускать в небо голубей. Последняя традиция касалась исключительно юношей. Если выпущенная молодым человеком птица проделывала три круга над домом его любимой девушки, то осенью ее отдавали за него замуж. Тем временем в более суровых условиях горных районов страны Вардавар отмечали более строго: особыми жертвоприношениями и паломничеством к святым источникам.
Сегодня для многих жителей Армении и ценителей армянской культуры и традиций Вардавар — в первую очередь детский праздник. Именно юное поколение особенно ждет, когда можно безнаказанно пошалить и подкараулить близких людей и незнакомых прохожих с ведром воды. В этот день она считается целебной, и обижаться на внезапные поливы и опрыскивания ни в коем случае нельзя.
Рождество
7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.
Святки (Святочная неделя)
Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды («от звезды и до воды»). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.