Виды белорусского народного творчества

Не тонкая, а очень тонкая талия

Что же изменилось в женской одежде в последующие столетия? Прямой крой постепенно отошёл в прошлое, и почти ровные туникоподобрые платья сменились комплектом юбка-лиф, подчёркивающим фигуру. А к XVI веку появился кардинально новый ренессансный женский силуэт – с тонкой-претонкой талией.

Как добиться такой формы, если анатономически талия у женщины самая обычная? Правильно – широченной юбкой, которая создаст необходимый контраст. Из Испании в городскую моду Беларуси пришла португала – нижняя юбка из плотной ткани, в которую вшивались огромные металлические обручи. Поверх надевалась ещё одна юбка, которая прятала этот жёсткий каркас. Выше – лиф либо платье, которое застёгивалось до середины. Лиф непременно удлинялся книзу, что вытягивало силуэт. Завершали образ широкие окорокоподобные рукава и кружевной воротник из тончайшего хлопка или льна. Самый замысловатый его вариант – так называемый «мельничный жернов», поддерживать форму которого помогал проволочный каркас. Верхняя одежда в холода  – конечно, шуба и меховая шапка, покрашенная в чёрный цвет.

Испанская мода захватила Европу на полвека. И не только пышными юбками, но и чёрным цветом. Так что Коко Шанель как минимум вторая, кто «затемнил» Европу. Чтобы в конце XVI века выглядеть сногсшибательно, вам следовало одеться в чёрный бархат, оттенив его золотыми или жемчужными украшениями.

Пусть вас не обманет живописная воздушность тогдашних костюмов. Это ведь не одно платье, а слои из сорочек, юбок, лифа и разнообразных накидок. В среднем такая одёжная «капуста» весила около 25 килограммов. «При этом женщине нужно было улыбаться, кланяться и порхать по дворцу, – говорит Людмила Домненкова». Одна радость, что это представительский костюм. Будничный был попроще и полегче.

Мещанки, как мы уже выяснили, не отставали. Концептуально их наряды были более или менее такими же, но из дешёвых тканей. Кое-что из городской моды подхватили и крестьянки. Например, шерстяную юбку, по-белорусски «андарак». Изначально селянки повязывали на талию фартуки – спереди и сзади. Но со временем перешли на юбку. Ведь она так здорово подчёркивает фигуру.

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Женская одежда

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:

  1. Юбка и фартук.
  2. Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
  3. Юбка и лиф-корсет.
  4. Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.

Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками

Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой

Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.

Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.

Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.

Французская мягкая линия

После Испании европейские модницы переключились на Голландию, но в Беларуси её влияние как-то не прижилось. А вот Франция почти полностью переодела наших горожанок.

В первой половине XVII века жёсткую испанскую геометрию вытеснили мягкие линии. Плечи стали покатыми, талия поднялась выше, ноги визуально удлинились, смягчился переход от талии к юбке, и (событие!) появилось декольте. Хотя пока оно задрапировано прозрачным воротником. Ещё одно событие – открытые волосы. Женщины продолжают носить головные уборы, но они становятся всё более номинальными и всё чаще напоминают просто украшение. Что ещё входит в моду в XVII веке? Кружева и аксессуары: веера, платки, перчатки.

Возможно, вы удивитесь, но платья на разные сезоны женщинам в этот период предложила именно Франция. Раньше так не барствовали. И если в моду входил, например, бархат, его носили и зимой, и летом.

Одежда городских жителей

Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.

Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.

Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.

Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.

Общая характеристика

Несложно догадаться, что белорусский народный костюм имеет общие корни с украинским и российским. Он формировался на основе слияния русских, украинских, польских и литовских традиций. Тем не менее белорусская национальная одежда отличается самобытностью. Она вобрала в себя некоторые черты интернационального городского костюма, что позволило ей хорошо вписаться в общеевропейский контекст.

Самобытность белорусской национальной одежды обуславливается ее композиционной завершенностью, виртуозной проработкой деталей, а также сочетанием практичности с декоративностью. Художественный образ одежды в обязательном порядке усложнялся орнаментом. Его наносили на рукава, ворот, фартук и головной убор. Одной из отличительных характеристик белорусского костюма является богатство техник оформления: вышивка, кружево, узорное ткачество и аппликация.

Так как белорусские национальные наряды всегда считались этноопределяющим признаком, они имели некоторые особенности в каждом регионе страны. На Западном Полесье одежда отличалась архаичностью и чистотой линий, на Восточном – живописностью, в Центральной части страны – гармонией и уравновешенностью, в Наддвиньи – торжественностью, в Понемонье – динамичностью силуэта и, наконец, в Поднепровье – необычайным разнообразием декора.

Заготовка соломки

 Для использования в соломоплетении заготавливается в основном солома таких злаковых культур как пшеница, рожь, рис, ячмень и других. Каждое из этих растений обладает достаточно хрупким и в то же время жестковатым стержнем. Но если несколько стеблей соединить вместе и научиться работать с ними, то понимаешь, что они гибкие и прочные. У каждого злака свой особенный цвет, гибкость, прочность, толщина.

Заготовка соломы производится летом, только после того, как растение созреет, и у него нальются колосья

Эта работа требует большой осторожности, так как соломинки очень легко гнутся, могут потерять форму и стать непригодными к тонкой работе. Солому собирают до обмолота

Дают ей несколько дней высохнуть и в таком состоянии сохраняют до начала работы.

Чтобы подготовить солому к плетению, убирают с нее колосья, узелки и листья, т.е. соломинка должна быть гладкой. Затем ее сортируют по размеру, учитывая длину и ширину. Если это потребуется в работе, соломинки могут быть разрезаны вдоль и проглажены утюгом

Важно отметить, что перед работой солому замачивают на некоторое время в воде, чтобы набравшись влаги, она стала более эластичной

Ткачество, кружево, вышивка

Вышивка – особенный вид прикладного народного искусства. Декоративные узоры создавались на различных видах ткани: льне, хлопке и даже шерсти. Наиболее популярные цвета, применяемые в этом ремесле: красные, белые, черные, синие. Мастера использовали различные материалы в «накладной» вышивке: кожу, ленты, тесьму, лоскутки такни.

Данным видом народного творчества украшали одежду (фартуки, рубашки, головные уборы), скатерти, рушники, покрывала, полотенца. Вещи с вышивкой были обязательным элементом народных обрядов и праздников.

Ткачество – один из самых древних видов художественного ремесла. Мастерами создавалась одежда, пояса, рушники, скатерти, платки. Сырьем для изделий служили волокнистые растения (наиболее популярным был лен) и овечья шерсть.

Различали несколько видов техник: шматнитовая техника, двусторонний перебор, односторонний перебор с прижимной основой. Для достижения художественной выразительности чаще всего использовали переборную технику. С ее помощью можно было создавать оригинальные узоры и орнаменты.

Великолепным образцом народного декоративно-прикладного искусства были слуцкие пояса. Эти изделия делали кропотливо и долго, со сложным узором из драгоценных нитей с уникальной техникой плетения. Обладателем такого пояса мог быть только богатый шляхтич.

Кружево

Этот вид народного творчества был менее распространен, в отличие от вышивки и ткачества, т.к. раньше простой народ думал в первую очередь о функциональности создаваемой вещи

Важной характеристикой изготавливаемых изделий был долгий срок службы, а кружево добавляло предмету эстетическую красоту

Мужские головные уборы

Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.

Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.

Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.

Цветы рококо

Век спустя по Европе шагает рококо, и его известная фривольность отражается, конечно, и на одежде. Открылось, а потом и решительно углубилось, декольте, что внесло понятную пикантность в отношения полов. По воспоминаниям поэта Франтишека Карпинского, однажды он познакомился с дамой из рода Радзивиллов, она была как раз в таком новомодном платье. Поэт начал было произносить длинный комплимент, но закончить его так и не смог. Её декольте оборвало нить его мыслей.

Адам Мальдис в исследовании «Беларусь в зеркале мемуарной литературы XVIII столетия» пишет, что в XVIII веке одежда шляхтянок менялась так часто, что все трансформации трудно даже посчитать. Среди главных: юбка, которая снова разрослась вширь. Её называли роговка, и выглядела эта конструкция как трёхслойный «пирог»: сначала нижняя тканевая юбка, потом вторая – со вшитыми овальными обручами из китового уса, и наконец третья, верхняя юбка. «В такой неудобно было ни ходить, ни ездить, ведь она едва помещалась в карете, – пишет исследователь. – Разве что мужчинам был с этой юбки прок: в случае военной опасности под неё можно было спрятаться». Роговка считалась исключительно шляхетской одеждой. Если в такой появлялась мещанка, ей могли сделать какую-нибудь пакость.

Декольте и преогромная юбка дополнялись соответствующей причёской. В моду вошли парики и шиньоны. И если в предыдущие века европейские женщины выбирали тяжёлые плотные ткани и тёмные насыщенные цвета, то сейчас их сменила светлая гамма и легкий цветочный рисунок. Людмила Домненкова называет даму того времени «женщиной-цветком». Это, кстати, не столько метафора, сколько синекдоха. Цветы были повсюду: в прическах, на украшениях и на одежде в виде декоративной отделки и узора.

А ещё именно в XVIII веке в повседневную жизнь горожанок вошла косметика: пахучие мази и масла, пудра, краска для бровей и румяна. И это не случайность, а мировоззрение, по крайней мере, у аристократок. В эпоху рококо естественность отождествлялась с грубой дикостью. Отсюда и напудренность, и высоченная причёска, и мушка над губой.

Современные образы

Современные белорусские свадебные костюмы

Элементы национального белорусского наряда можно с успехом применять для создания стильных современных образов Беларуси (ранее Белоруссия).

Вот несколько удачных примеров (фото):

  • Для создания образа в стиле этно-кэжуал может быть использована сорочка, декорированная яркой национальной вышивкой, которая будет гармонично смотреться с юбкой либо джинсами.
  • Украшенное богатой традиционной вышивкой в белорусском стиле платье позволит любой представительнице прекрасного пола быть в центре внимания.
  • Белая футболка, декорированная национальным орнаментом, одинаково хорошо подойдёт как девушке, так и молодому человеку.
  • Одежда для детей, украшенная яркими традиционными узорами, выглядит самобытно и притягательно.

Национальный костюм считается воплощением понятия об идеальном образе представителя определённой нации. На протяжении долгого пути исторического развития традиционному белорусскому наряду удалось сохранить характерные для всех славян особенности технологий изготовления и используемых тканей, а также кроя, способов украшения и вариантов ношения.

Валяные игрушки и украшения

В былые времена шаповалы свое основное время тратили на практичные и обязательные в быту вещи: валяли из шерсти валенки, шапки, шарфы и многое другое. Многие и сегодня не откажутся от таких теплых и качественных деталей в гардеробе. Особенно активно шаповальство возрождают в Дрибинском районе, там есть специальный музей этого вида творчества и агроусадьбы, где можно приобрести валенки, научиться делать их самому и даже заговорить на тайном языке шаповалов.

Но валенки каждый день делать не будешь, для начала можно освоить небольшие игрушки, брошки и бусы из войлока. Достаточно знать технику сухого валяния, взять нужный материал, большую специальную иголку – и творить.

Валянию обучают во многих музеях и центрах ремесел Беларуси. И с несложными поделками справляются даже маленькие дети.

Женский русско-народный костюм

Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.

Сарафан

Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.

Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).

Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.

Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.

Блуза

Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.

Или постройте по приведенному ниже чертежу.

Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.

Особенности

Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?

Цвета и оттенки

Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Одежду шили в основном из отбеленного льна. Это не говорит о том, что белорусы не умели окрашивать ткани. Есть сведения, что еще XVII веке крестьяне красили ткани в синие, фиолетовые и даже пурпурные цвета. Однако, самым любимым цветом оставался белый.

Ткани

Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.

До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.

В конце XIX века, с развитием фабричного производства, начали использовать ситцевые ткани, покупать яркие платки и косынки. Тогда же все активнее в национальный костюм стали проникать элементы городской моды.

Крой и декоративные швы

Рубаха — главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.

Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.

Важной особенностью белорусской рубахи был прямой разрез на груди. Например, в российских губерниях такой разрез делали на левой стороне груди

На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина»

На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина».

Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта — бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.

Юбки изо льна кроили из двух половин, а вот при использовании сукна делали от трех до шести продольных частей. Потом их сшивали и собирали в складки.

Аксессуары и украшения

Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи. Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей. Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.

В качестве украшений использовали подвески из недорогих металлов, кости, камня или дерева. Женщины дополняли свой наряд бусами, в основном стеклянными или янтарными, зажиточные крестьянки могли носить жемчужные и рубиновые. Остальные декоративные украшения, например, брошки, кольца, браслеты, были доступны в основном богатым крестьянским женам и дочерям и большого распространения не имели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: