115,виды рыцарей: разъясняем вопрос

Главное для рыцаря — это быть верным

Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря. Процедура, сама по себе очень неприятная и напоминавшая скорее похороны. Считалось, что подлый рыцарь, который отказывает в помощи своему истинному господину, когда тот в ней нуждается, не достоин звания рыцаря. Поэтому за неявку в поход можно было прослыть изменником и сдохнуть. Собственно, в Англии, после завоевания ее Вильгельмом рыцарями назывались те, кто получил земельный надел, но не платил ренту, он платил за него своим участием в походах.

Так что верность — краеугольный камень рыцарства.

Конские доспехи разделяют на тяжелые и легкие, в зависимости от их веса, на полные (сплошные) и неполные, т. е. состоящие из отдельных деталей

Соответственно первые закрывали все тело лошади железными латами, вторые
состояли из отдельных пластин, лишь частично укрывавших лошадь.
Рыцарь в кольчатой
броне, лошадь в тяжелом наголовье и в кольчужной попоне, покрытой сверху
кожаной накидкой. Статуэтка из слоновой кости, кон. XIV в. Коллекция преподобного
Дж. Игла.
Тяжелое наголовье, от максимилиановского конского доспеха; с решетками,
закрывающими отверстия для глаз. Германия, ок. 1515 г.
Конский
доспех Фердинанда (Фернандо), герцога Альбы (1507≈1582). Из ╚Альбома образцов
для аугсбургских травильщиков╩. Работа доспешника Дезидериуса Кольмана,
Аутсбург, 1551 г. Публичная королевская библиотека, Штутгарт.
Легкий конский налобник,
с чеканными украшениями на чешуйчатом позолоченном фоне. Музей Армерия Реаль
в Мадриде.
Парадный конский доспех, с вычеканенными изображениями подвигов Самсона
и Геракла; подбитые бархатом подвижные пластины богато украшены травлением
с золочением, окаймлены бахромой и кистями. Всадник в доспехах — император
Максимилиан I. Иллюстрация из «Альбома образцов для аугсбургских доспешников»,
ок. 1550 г. Наследственная библиотека графов Тун в замке Течен, Богемия.
Парадный
доспех и конское снаряжение эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Богато украшены
чеканкой и инкрустацией. Работа мастера Джованни Баттисты Серабальо, Милан,
1560 г. Из альбома XVI в. Художественно-историческое собрание австрийского
императорского дома в Вене.
Гильза для хвоста из снаряжения коня эрцгерцога Фердинанда Тирольского.

Персидский конский налобник,
с травлеными и золочеными украшениями и надписями. Музей Польди-Пеццоли,
Милан.
Арабское конское наголовье, из шести пластин, соединенных полосами кольчужного
плетения. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Стремя
и шпора французского рыцаря. Рисунок из рукописи второй пол. XI в. Национальная
библиотека в Париже.
Шпора. Из гробницы короля Венгрии Белы III (1172≈1196) в Штульвайсенбурге.

Шпора. Из гробницы короля Польши Казимира Великого (1310≈1370) в Краковском
соборе.
Готическая шпора.
Из резного железа; местами перфорированная и луженая. Кон. XV в.
Шпора. Из ажурного листового железа с вырубными украшениями; на дужке —
надпись: «POMNY NA MYE, MA MYLA WYERNA PANY» (Помни обо мне, моя
дорогая, верная жена); на обивке ремешка можно разглядеть готическую монограмму
под короной, до сих пор не расшифрованную.
Железная
шпора. С тремя зубчатыми колесиками, расположенными вертикально друг над
другом. Польша. XVII в. Императорский Царскосельский арсенал.
Тяжелая форейторская шпора. Из латуни, с тремя шенкелями с колесиками в
форме звездочек. Германия. XVII в.

Рыцарь должен быть разносторонней личностью

Уже на исходе изящного века рыцарства от рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, а еще играть на каком-либо музыкальном инструменте. Если он разбирался в науках — это было просто волшебно, ведь наступила новая эпоха, новое время, и рыцарем стал именоваться не столько благородный вояка, сколько богач с неплохими земельными наделами и славой.

Во все времена рыцарь должен был уметь много пить, высиживать на пирушках, высказывая уважение к своему сеньору, и самое главное — уметь охотиться. Истинно мужское развлечение, особенно когда пыль прошедших битв осела на разложившихся телах павших.

Древние франки – первые рыцари

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.

Где найти уродливые драконьи доспехи (броню)

Несмотря на название, перед нами стильная броня с отличными показателями защиты. Правда, из-за большого веса она подойдёт чистым воинам или смешанным классам, которые дополнительно прокачивают «Стойкость».

Получить этот комплект доспехов можно по ходу прохождения сюжетной линии. Доберитесь до места благодати под названием Окрестности великого моста.

По ступенькам поднимайтесь наверх. Перед ареной со Священником-зверем будет сильный одиночный противник. К тому же он не считается боссом, поэтому призвать на помощь мимика не получится. После победы над этим стражем вы получите его броню.

Рыцарь не сидел без дела, сражаясь за славу, деньги и уважение

Рыцарь не мог сидеть без дела, но искать приключения на жесткую железную броню его заставляли не светлые идеалы рыцарства, а обыкновенная нужда. Итак, твой папаша оставил тебя без наследства, отдав старшему сыну всё, а тебе лишь несколько шиллингов. Тебя определили пажом, несколько лет благородный рыцарь вытирал свои руки во время пирушек о твои волосы (реальный факт, с гигиеной тогда было туго).

Ты полировал его оружие, таскал за ним вещи, а потом тебя научили премудростям «так себе честного» боя и наконец посвятили. А дальше что? Денег и владений у тебя нет, так что либо придется становиться чьим-нибудь сюзереном и выплескивать свой тестостерон на головы врагов, либо участвовать в безумно популярных турнирах. Например, если ты выбил соперника из седла, то мог взять его в плен и потребовать выкуп. Плюс это был шанс засветить свое милое личико перед власть имущими дворянами и охочими за молоденькими парнями прекрасными девами, чей сопливый платок и ловил победитель.

На войне рассчитывать на большую долю можно было только, проявив храбрость, а именно, перерезав и ограбив как можно больше богачей, забрав у них кубки. Плюс за доблесть и отвагу (иными словами, если тебе удалось уцелеть в самом горниле битвы), за долгую и верную службу, в которой ты верой и правдой защищал честь и территориальные претензии своего господина, начальство могло пожаловать тебе комфортабельный замок или богатую невесту с гигантским приданным. Это был тот самый Man’s World, о котором пел Джеймс Браун, так что правил бы им все равно ты.

Поэтому единственным шансом для безземельного рыцаря стать богатым, знаменитым и успешным была активная работенка. Грязная, но затраты оправдывает.

Латы

Латные доспехи – вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя – настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия – родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на рыцарские турниры. На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

Рыцарский костюм как показатель статуса

Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.

В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.

Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.

Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.

4.3 / 5 ( 37 голосов )

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Не рыцари, но и не «псы войны»

И всё-таки, несмотря на внешнее сходство, катафракты совсем не были рыцарями — рыцарство было, прежде всего, военно-земельной аристократией, каждый из них служил своему сюзерену, в то время как клибанарии были ближе к регулярной коннице Нового времени. Они находились на государственном жаловании, оружие и доспехи для них изготавливались в государственных мастерских-клибанариях. При этом катафракты не образовывали отдельного сословия или военной касты — они были такой же частью военной машины империи, как все прочие её подразделения. Более того, в Риме существовали куда как более именитые и прославленные части, чем отряды клибанариев. Сказывались традиции римской армии, в которой пехоте уделялось большее влияние.

Несмотря на сходства в вооружении и облике, катафракты, в отличие от рыцарей, сражавшихся один на один, действовали сосредоточенно, подразделениями, в бою должны были сохранять строй и управление, что совсем не характерно для типичной рыцарской тактики.


Поединок парфянского и армянского катафрактов. (i.pinimg.com)

На западе римские катафракты погибли вместе с империей — даже в V веке упоминания панцирной конницы в армиях Стилихона или Аэция подвергаются большому сомнению, в то время как на востоке, где императоры сумели сохранить власть, тяжёлая конница не только не исчезла, но стала основой военной машины складывающейся Византии.

Нашлось место для катафрактов и в армии великого Велизария, много сделавшего для восстановления величия империи при Юстиниане. Катафракты были неотъемлемой частью боевого порядка, причём панцирная конница стала более универсальной. Наравне с копьём катафракты используют луки, а при необходимости действуют в пешем строю как пикинеры — пример несомненного прогресса вооружения и тактики тяжёлой конницы. Впрочем, даже в это время клибанарии в их традиционном понимании составляют сравнительно небольшую часть армии — уж слишком дорого и сложно было вооружать большие массы ударной тяжёлой кавалерии.

Создание подразделений катафрактов не произвело революции в военном деле Рима — к этому не было ни экономических, ни социальных, ни собственно военных предпосылок. На поле боя клибанарии оказывались чересчур специфическим родом войск, не способным решать широкий спектр задач, как это могла делать римская пехота времён расцвета. С другой стороны, катафракты продолжили свою жизнь в Византии, косвенно повлияв на появление одоспешенной конницы на Западе в VIII-IX веках, обеспечившей преимущество Западной Европы над соседями и даже могучими сарацинами.

Рыцари были дисциплинированны и не так разнузданны, как может показаться

Да, рыцари были по-своему беспредельщиками, да, им приходилось грабить и воровать, того требовало время. Да, некоторые из них устраивали беспредел, от которого даже героям одноименного фильма стало бы стыдно, но в том то и дело, что некоторые, но не все. Не будем забывать, что несмотря на жестокость, это были времена благочестия и куртуазности, а сам рыцарь не был вершиной иерархии. У него был свой господин, на которого он работал, и который обладал такой властью, что его лучше было бы не позорить. Была церковь, которая в случае чего могла запросто погнать тебя из своего лона, что не считалось особенно почетным. Ну и общество. Бывает, решишь изнасиловать пару крестьянок, а потом с ужасом узнаешь, что это владения маршала Франции, с которым ссориться по определению не надо. И это хорошо, если он согласится на штраф, но всё равно перед остальными было бы неудобно.

В отличие от низших сословий, рыцарь мог, конечно, многое себе позволить в собственных владениях, но поскольку названные владения его и кормили, зачастую на пределе, то количество беспредельщиков было невелико. Безусловно, там, где светские и церковные сеньоры не могли взять рыцаря за задницу, он мог отрываться вовсю, но уже к XIV веку из таких мест остались только владения Тевтонского ордена. Были еще более дерзкие парни вроде Тамплиеров, но ты помнишь, что с ними сделали, да еще при всеобщем одобрении. Кстати, в самих орденах была строгая иерархия и дисциплина, иначе они бы не просуществовали так долго. Единственным местом, где рыцарь мог вдоволь побесчинствовать, была война, потому как конвенции ещн не придумали, хотя свои правила уже были.

А еще представь себе удачный поход, в котором войско не дисциплинировано. Не можешь? Потому что это просто невозможно. Если ты выполняешь приказы — это не значит, что тебя обесчестили, напротив, ты исполняешь пункт под названием «верность».

Кольчуга плохо защищала рыцаря, и поэтому от неё быстро отказались в пользу латного доспеха

Причина, по которой доспех из железных пластин вытеснил кольчугу, связана далеко не только с эффективностью защиты. Пробить кольчужный доспех мечом было совсем не просто. Правда, к ударам копья она была более уязвимой. Однако технология изготовления кольчуги требовала вначале вручную вытянуть километры проволоки, затем нарубить её на куски, пригодные для изготовления колец, а потом тщательно соединить их в единую «ткань» и прочно заклепать. Так что с тех пор как европейские бронники научились ковать прочные железные пластины, обнаружилось, что бригантину, а затем и кирасу можно изготовить быстрее. Правда, ее изготовление требовало куда более квалифицированных специалистов — зато меньше человекочасов. Ну а по мере роста технологий кирасы удешевлялись и становились доступны всё более широкому кругу воинов. А вот кольчугу гораздо проще было сделать кустарю, так что они долго продержались на европейской периферии.

Тяжелая конница: гетайры, далматы, клибанарии

В Европе история ударной кавалерии началась задолго до завоевания рыцарями господства на поле боя. Конечно, римская военная машина была знаменита, прежде всего, своей великолепно подготовленной пехотой, сочетавшей стойкость греческой фаланги с подвижностью и гибкостью средней пехоты. Однако к IV веку ситуация в корне изменилась — качество солдатского состава резко ухудшилось, подготовка и боеспособность легионов неуклонно снижались. Это было вызвано как объективными (экономическим упадком империи), так и субъективными причинами — деятельностью императоров и претендентов, заигрывавших с солдатской массой, которая была опорой их власти.

Железная дисциплина, основанная на палке центуриона и неотвратимости наказания, ушла в прошлое, а приток варваров, пополнявших, в том числе, и регулярные части, не способствовал улучшению положения. Кризис пехоты стал данностью и, несмотря на все старания тех императоров, кто заботился о будущем Рима, этот процесс только усугублялся. Пришла пора что-то менять.

Контакты с другими народами заставляли римлян перенимать лучшее в военном деле. Частью римской военной системы в разное время стали испанский гладиус, нумидийские всадники, восточный композитный лук и так далее. В I веке до н. э. среди телохранителей Цезаря были германские всадники, но о господстве кавалерии на поле боя не могло быть и речи: конница занималась разведкой и преследованием неприятеля, участие в сражении же ограничивалось противодействием всадникам противника и охвате флангов малоподвижного или колеблющегося неприятеля.


Римляне отражают атаку парфянских катафрактов, I век до н. э. (i.pinimg.com)

Однако противники империи исповедовали совсем другую тактику: на востоке кавалерия традиционно составляла главный род войск — достаточно вспомнить греко-персидские войны и походы Александра. Более того, создание регулярной и боеспособной ударной кавалерии стало необходимым условием побед македонского царя на поле боя. Смена династий и правящих кругов не только не уменьшила значения ударной кавалерии, но персидские панцирные всадники при Сасанидах достигли пика своего развития.

Кроме того, схожие подразделения ударной конницы встречались у кочевых народов, накатывавшихся на римские границы на Дунае — сарматов и гуннов. Основой их армии была лёгкая конница, предназначенная для лучного или ближнего боя, однако для решительного удара использовались отборные отряды кавалерии. В IV веке подобные войска появились и в римской армии. Их называли катафрактами и клибанариями.


Прорисовка изображения сасанидского катафракта, III век. (Nicolle, D. Sassanian Armies)

Середина VII века – IX век

Итак, вы суровый северянин – нормандец или германец, например. Перед сражением вы поверх рубахи надеваете короткую кольчугу без капюшона и вендельский шлем – круглый, как котелок, и оснащенный защитной полумаской, которая закрывает верхнюю часть лица.


Вендельский шлем. Berig) / wikipedia

Защищаться от врага вы будете с помощью круглого плоского деревянного щита с металлической накладкой посередине, которая называется умбон. У вашего щита удобный кожаный ремень, позволяющий нести щит во время долгих походов на плече или на шее. А вот шлема с рогами у вас нет. Никто их на самом деле тогда не носил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: