Крестовый поход бедноты

Крестоносцы в Константинополе

Крестоносцы отдельными отрядами прибыли в Константинополь (1096). Западные рыцари, видавшие только местечки и одноэтажные деревянные дома, были поражены при виде этого огромного города с мраморными дворцами, золотыми куполами церквей и широкими улицами, наполненными народом. Это богатство возбуждало в них зависть, а греки-схизматики не внушали им почтения. Дочь императора Алексея Комнина, Анна Комнина, с негодованием рассказывает о том, как вели себя вожди первого крестового похода в Константинополе. Во время одной церемонии один из них уселся на императорском троне, и император ничего не сказал, «издавна зная дерзость латинян». Граф Балдуин велел ему сойти с трона, объяснив, что надо следовать обычаям страны. Крестоносец вспылил и сказал, указывая на императора: «Взгляните, пожалуйста, на этого мужика, который один сидит, тогда как столько полководцев стоят на ногах».

Алексей Комнин потребовал, чтобы вожди крестоносного ополчения присягнули ему на верность, то есть признали себя его подданными. Готфрид Бульонский, прибывший первым, расположился в предместье Пера; он отказался исполнить требование императора, заявив, что будет вести переговоры лишь как равный с равным; император двинул против него войска и принудил его дать клятву верности, а затем и переправиться в Азию. Остальные князья также согласились признать себя вассалами императора и обязались отдать ему все города Малой Азии, которые они отнимут у неверных.

Крестовые походы. Карта

Уже эта первая встреча обнаружила ту глубокую ненависть, какую питали друг к другу участники первого крестового похода и византийцы: византийцы находили, что латиняне грубы и нахальны, и жаловались на их грабительства; крестоносцы обвиняли греков в том, будто последние хотели отравить или предать их, и называли их трусами и лжецами. Они взаимно попрекали друг друга их верой. Искреннее соглашение между греками и католиками было невозможно. Император хотел воспользоваться крестоносцами, чтобы одолеть турок и завоевать Азию. Западные вожди первого крестового похода стремились сделаться самостоятельными государями на Востоке и не хотели подчиняться императору.

Взятие Иерусалима

Завоевание Иерусалима крестоносцами

7 июня 1099 года крестоносцы, наконец, добрались до своей вожделенной цели — Иерусалима. Но стены его не спешили падать — наоборот, были укреплены и из-за них недобро смотрели местные мусульмане. Тем не менее, в стане крестоносцев был духовный подъем — многие истово молились, увидев перед глазами цель своего похода.

Проведя несколько неудачных штурмов, войско приступило к осаде. Начались голод и болезни, и военачальники поняли, что нужно брать город, не дожидаясь ухудшения положения. И тут снова произошло чудо — одному из монахов привиделся епископ Адемар, умерший год назад в Антиохии. Он предписал устроить крестный ход, молиться и поститься, и тогда город падет. Множество воинов вместе с предводителями выполнили волю Адемара на глазах у удивленных защитников города.

После этого 14 июля состоялся финальный штурм, окончившийся успехом. А потом начались тотальная резня и разграбление. Все население любого вероисповедания было перебито, евреи сожжены в синагоге, а, по словам хронистов, на улицах было некуда ступить от трупов. Любой воин, заходя в дом, вешал перед входом свой щит, и дом становился его собственностью. Западные хронисты заявляют о десяти тысячах трупов, мусульманские источники говорят о потерях в десять раз больше.

Таким образом, 14 июля 1099 года взятием Иерусалима закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.

Другие Крестовые походы

В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.

Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

  • Британцы выступили под предводительством бесстрашного воина — короля Англии Ричарда «Львиное сердце».
  • Король Франции Филипп II Август возглавил французских крестоносцев.
  • Немецкий император Фридрих Барбаросса повел в поход немецких рыцарей.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Евреи и Народный Крестовый поход

Провозглашение Крестового похода против турок также вызвало вспышку антисемитизма. В некоторых частях Франции и Германии, евреев считали такими же врагами христианства, как и мусульман. Причина этого состояла в том, что их считали ответственными за распятие Иисуса на кресте. В результате тогдашние эксперты утверждали, что первый Крестовый поход был нецелесообразен, поскольку под рукой находился враг куда более близкий, чем мусульмане.

Также вероятно, что движущей силой Крестовых походов были общины в немецком Рейнланде. Большинство общин, расположенных вдоль реки Рейн, были географически изолированы. По существу не было никаких ограничений по денежным ссудам. Западное христианство запретило ростовщичество, и многим крестоносцам пришлось влезть в долги, чтобы оплатить оружие, броню и провиант. В результате многие крестоносцы посчитали убийство евреев частью своей миссии возврата Иерусалима.

Как России удалось установить свою власть в Каспии?

Пётр I стремился превратить Российскую империю в одну из самых могущественных держав мира и, надо сказать, ему это действительно удалось. По итогам успешной для русских Северной войны было решено готовиться в Персидский поход, что состоялся в 1722-1723 гг.

Эта военная кампания позволяла установить господство на Каспии, заполучить богатые торговые пути из Индии и Азии, открыть новые возможности России на Кавказе. Пётр I намеревался ослабить влияние османов в этом регионе, из-за чего одна только подготовка к военным действиям оказалась крайне масштабной и серьёзной. Что же происходило непосредственно во время Персидского похода? Каковы были успехи и неудачи русских?

Франц Рубо «Вступление императора Петра I в Тарки»

Обреченные на заклание

К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.

Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain

Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.

Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня».

Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.

Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Противостояние в окружении

Турецкий визирь проигнорировал  предложение о перемирии. Турецкая атака была отбита. Несмотря на это, визирь приказал повторно атаковать. Янычары воспротивились этому, так как уже понесли ощутимые потери.

Во втором послании от Шереметева визирю было повторно предложено заключить перемирие. Если же и это послание будет проигнорировано, русские перейдут в наступление с целью прорыва. Согласие на переговоры было получено. В турецкий лагерь направился Шафиров П.П.

Прутская битва была окончена.

Успехи

Несмотря на неудачи основной армии, на стороне России были и успехи. Генерал Рённе успешно действовал в тылу османов. Его действия привели к захвату:

  • Фокшан;
  • Крепости Браилов.

Военачальник рассылал грамоты христианским народам с призывом присоединиться к нему. Но широкого отклика это не получило. Впоследствии корпус должен был отступить, согласно условиям договора.

Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба

Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.

При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.

Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим

Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.

Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.

В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.

Внешняя логика была такова — раз это тоже нехристиане, тем более их предки распяли Спасителя, нужно им отомстить. А некоторые додумывались до еще более «логичного» хода — раз все неверные попадут в ад, то нужно их заставить стать христианами, а если не захотят — убить. Так мы спасем их души! Многие евреи отказывались менять веру и сами убивали своих детей и женщин, после чего совершали суицид.

Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.

Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.

Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.

Основание королевства Иерусалимского

После того как была осуществлена главная цель первого крестового похода, следовало подумать о том, кому вручить власть над Иерусалимом. Духовенство желало, чтобы во главе управления стоял патриарх, рыцари требовали, чтобы власть над городом была предоставлена одному из них. В конце концов выбрали Готфрида Бульонского, который получил титул защитника Гроба Господня.

Вскоре после этого армия в 20 тысяч человек, присланная из Египта, подступила к Иерусалиму со стороны Аскалона. Эта поспешность спасла христиан. Крестоносцы не успели еще оставить город; Готфрид повел их против мусульман, которые были обращены в бегство (12 августа). Но он не взял Аскалона из опасения, чтобы Раймонд не удержал его за собой.

Аскалонская битва. С гравюры Гюстава Доре

Впоследствии рассказывали, что Готфрид был единогласно избран иерусалимским королем, но что он отклонил это избрание крестоносцев, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. Это изречение принадлежит графу Тулузскому или Балдуину.

Поводы для войны и объявления крестового похода

Поводом для объявления войны стало ограничение в 1071 году доступа христианских паломников в Иерусалим и обращение к Папе Римскому византийского императора Алексея I Комнина в 1095 году. Первый фактор вызвал появление в Европе множества легенд об «антихристианских зверствах» мусульман (хотя на самом деле в то время сторонники ислама отличались веротерпимостью, и запрета на исповедание христианства в их землях не было). Второй фактор был уже прямым поводом к войне, ибо император (а Византии и ранее приходилось пользоваться помощью западноевропейских наемников) просил поддержки в войне с турками-сельджуками, которые действительно захватили ряд византийских территорий в Анатолии.

Изначально папа Урбан II собирался именно что выполнить просьбу Византии о помощи, отправив приличный отряд против турок. Идея «освобождения от нехристей священного града Иерусалима» служила лишь хорошей аргументацией для добровольцев. Провозглашенное папой в ноябре 1095 года на церковном соборе в Клермоне обращение с призывом отправиться воевать на восток на деле адресовалось только французскому рыцарству. Однако папа выступил действительно талантливо, а в его речи прозвучали уверения, что участие в походе принесет христианским воинам не только спасение души, но и богатство.

В результате призыв папы подхватило множество фанатичных проповедников (самый известный из них – Петр Пустынник). Так о предстоящей кампании узнали почти все европейцы. А в сложившейся конкретно-исторической ситуации их было нетрудно подвигнуть на предприятие, столь же богоугодное, сколь и экономически выгодное. И претендентов на участие в поход сразу стало много больше ожидаемого.

Предпосылки и цели похода

Папа римский Урбан II благословляет крестовый поход

В основе такого глобального события естественно лежало множество объективных причин. В это время на Ближнем Востоке арабские правители подверглись нападению и завоеванию турков-сульджуков, тоже мусульман. Поэтому территория, куда в дальнейшем двинулся крестовый поход, была ареной постоянных междоусобных войн между различными мелкими и крупными правителями.

Одним из поводов для объявления первого похода была просьба о помощи, с которой обратился византийский император Алексей I Комнин к папе римскому. Уже до этого некоторое время византийцы использовали отряды западноевропейских рыцарей в качестве наемников против арабов и сельджуков, поэтому император, видимо, ожидал, что на помощь придет сильное войско, которое он стравит со своими врагами и их руками отвоюет территории обратно. Однако, он просчитался.

Для самих крестоносцев, начиная с феодальных и церковных верхов и заканчивая последним крестьянином, крестовый поход стал просто подарком. Поскольку в Европе к тому времени все мало-мальски пригодные земли были поделены, огромное количество малоземельных или безземельных рыцарей занимались тем, что грабили купцов или нападали на других рыцарей ради выкупа. Надо сказать, что незадолго до Клермонского собора, самому папе Урбану пришлось освобождать епископа Ламберта Аррасского, ехавшего на этот самый собор и захваченного таким вот любителем наживы.

Поэтому для церковных и светских властей, кроме поднятия своего авторитета, важно было перенаправить грабительские интересы огромного количества таких вот воинственных рыцарей в чужие земли. Естественно, все высшие феодалы, отправившиеся в этот поход, рассчитывали и на захват земель и сокровищ

Клермонский собор 1095 года

В течение XI в. христианское общество преобразовалось. Церковь поднялась из упадка; папа, освободившись от влияния императора, был признан главой всего христианского мира; монастыри, преобразованные по образцу Клюни, аскеты, ведшие жизнь древних отшельников, способствовали восстановлению в Европе благочестия и уважения к церкви. Христианские воины, рыцари, организовались: они усвоили однообразную тактику и могли теперь действовать сообща. До сих пор они воевали большей частью друг с другом; папа внушил им мысль соединиться против врагов христианства. Крестовые походы были результатом союза между рыцарством и папством.

Первый Крестовый поход. Иллюстрированная аудиокнига

Уже в 1074 г. папа Григорий VII выражал желание лично повести христианских рыцарей «на борьбу с врагами Господа до Гробницы Спасителя». Но ему еще приходилось защищаться против немецкого императора, и он ничего не мог предпринять. Урбан II, француз знатного происхождения, пользовался большим уважением, чем какой бы то ни было из его предшественников; особенно была ему предана французская знать; он мог, наконец, осуществить план Григория VII.

Осенью 1095 г. Урбан отправился во Францию, чтобы руководить собором, созванным с целью преобразовать французскую церковь и осудить короля Филиппа, который отказывался принять обратно свою жену. Собор открылся 18 ноября в Клермоне; на нем присутствовало 14 архиепископов, 250 епископов, более 400 аббатов и тысячи рыцарей из Южной Франции, не говоря уже о несметном количестве простого народа. Вся эта толпа не могла поместиться в городе; были разбиты палатки на поле. Когда 26 ноября 1095 Клермонский собор закончил свою работу, папа собрал всю толпу под открытым небом и произнес речь о св. Гробе; он увещевал рыцарей взяться за оружие, чтобы защитить Христа против неверных «сыновей Агари», и напоминал им слова Евангелия: «Пусть каждый отречется от себя и возьмет свой крест». Толпа, охваченная энтузиазмом, разразилась криками: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!» Это был боевой клич крестоносцев. Епископ города Пюи Адемар Монтейльский преклонил колена перед папой и просил благословить его на крестовый поход к св. Гробу. Тысячи рыцарей последовали его примеру. На память о слове Христове они прикрепляли к плечу крест из материи (обычно красной), который с этих пор становится знаком крестоносцев, отправляющихся в св. землю. Выступая в поход, они прикрепляли его спереди, возвращаясь – на спине. Отсюда их название крестоносцы.

Сразу после Клермонского собора папа издал указ относительно крестового похода. Всякий, берущий крест, дает обет: он обязывается воевать с неверными и не возвращаться на родину, пока не побывает у св. Гроба. Взамен церковь освобождает его от всех епитимий, которые он навлек на себя своими грехами. «Всякий, – гласит декрет, – кто отправится в Иерусалим для освобождения церкви Божьей единственно из благочестия, а не для приобретения почестей или денег, заслужит своим путешествием полное отпущение грехов». Таким образом, крестоносец становится паломником, человеком церкви: во время его паломничества кредиторы не могут преследовать его; всякий, кто протянет руку к его имуществу, подлежит отлучению.

Ход Первого крестового похода

Первый крестовый поход состоялся в 1096-1099 годах. Папа даже назначил официальную дату его начала – 15 августа (церковный праздник Вознесения Богородицы). Однако четкой военной организации похода не получилось, и в ходе его имели место военные столкновения не только на мусульманских, но и на христианских землях.

Поход бедноты

В 1096 году, задолго до определенной папой даты, « в Иерусалим» двинулись толпы бедняков со всей Европы. Поверив в проповеди Петра Пустынника и других фанатиков и не имея представления о месте расположения Иерусалима, эти люди шли за спасением души после смерти и богатством при жизни – с семьями, но без оружия, снаряжения и продовольствия.

Почти неорганизованные, но многочисленные (их было несколько десятков тысяч), отправившиеся в крестовый поход бедняки составляли большую проблему для тех стран (христианских), через которые проходили. По наивности они решили, что весь христианский мир будет их содержать по пути в Иерусалим, и занимались грабежами, когда им отказывались предоставлять необходимое. Не зная, где находится Иерусалим и как он выглядит, «крестоносцы» пытались «освобождать» каждый крупный город, что попадался им по пути – это тоже выливалось в убийства и грабежи.

Огромные отряды нищих крестоносцев разграбили значительные территории в Венгрии, Болгарии, Византии; в результате эти государства даже выставили против них войско и перебили примерно четверть. Однако немалое количество все же добралось до Константинополя, где снова занялось грабежами. Алексей I Комнин предпочел организовать им переправу в Малую Азию, где неорганизованная толпа была легко уничтожена турецкой армией. Выжившие были проданы в рабство.

Еврейские погромы

Одновременно со сборами в поход, французские и немецкие рыцари, а также и беднота, сумели найти «нехристей» поближе к собственным землям. Это были евреи, которых христианские проповедники традиционно обвиняли в смерти Христа. Основные репрессии против них также пришлись на 1096 год.

Убивать евреев во Франции и Германии было проще, чем идти в Иерусалим, а их уничтожение вполне вписывалось в лозунги защиты христианства. Среди евреев было много зажиточных людей и ростовщиков, которым были должны христианские торговцы и ремесленники и даже рыцари. Соответственно, погромы были экономически выгодными. Призывы к защите христианских святынь стоили жизни многим тысячам европейских евреев.

Основной поход: выступление дворянства

Рыцарские войска собрались к указанной папой дате. Армия крестоносцев состояла из отрядов крупных феодалов из Франции, Фландрии, Лотарингии, Нормандии, Южной Италии и некоторых других регионов. Однозначного лидера среди предводителей крестоносцев не было, и это постоянно вызывало соперничество, интриги, а то и открытое противостояние.

Снабжение отрядов было организовано плохо – частично его обеспечивали богатые феодалы-лидеры, но в основном войско полагалось на добычу на местах. В результате феодальная армия грабила земли, по которым проходила, еще жестче, чем крестьянские отряды чуть ранее. Однако отряды феодалов были боеспособны – большинство в них составляли рыцари и другие люди, имевшие боевую подготовку и практический опыт.

Формальной целью похода был Иерусалим, но по дороге крестоносцы захватывали и другие земли, занятые мусульманами. Хотя по договору они должны были возвращать эти территории Алексею I Комнину, это было скорей исключением, чем правилом.

В 1097 году отряды крестоносцев осадили город Никею, но, во избежание разорения, он предпочел добровольно сдаться Византии. В октябре того же года состоялось крупное сражение при Антиохии – турки-сельджуки потерпели чувствительное поражение, а крепость была захвачена. Бодуэн Булонский, из лотарингского герцогского рода, действуя отдельно от прочих крестоносцев, в 1098 году вошел в доверие к правителю города Эдессы, затем организовал его убийство и сам стал править.

Иерусалим был атакован и захвачен в июле 1099 года. В городе произошла жестокая резня, в том числе и христианского населения.

Крестовый поход рыцарей

Приготовления знати к первому крестовому походу закончились лишь через год. В нём участвовало, по преданию, 100 тысяч рыцарей и 600 тысяч пехотинцев; но установить точное число крестоносцев нет никакой возможности (папа в одном письме говорит о 300 тысяч человек). Вооружение рыцарей состояло из копья и кольчуги; их сопровождали слуги и повозки спровизией. Все рыцарское войско первого крестового похода разделилось на четыре ополчения, которые шли до Константинополя разными путями:

1) провансальцы и итальянцы под предводительством папского легата и тулузского графа Раймонда IV шли в крестовый поход через Италию, Далмацию и Эпирские горы;

2) немцы и северные французы спустились вдоль Дуная под начальством Балдуина Геннегауского, Рено и Петра Тульского, Гуго де Сен-Поля, герцога Нижней Лотарингии Готфрида Бульонского и его брата Балдуина;

3) третье ополчение, образовавшееся в Южной Италии и состоявшее из итальянских крестоносцев и из рыцарей норманнского королевства Сицилии, под предводительством норманнского князя Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда переправилось через Адриатическое море и шло далее через Эпир и Фракию;

4) крестоносцы Северной Франции под предводительством брата французского короля, графа Гуго Вермандуа, герцога Нормандского Роберта, графов Шартрского и Фландрского прошли Италию до Брундизия и далее направились тем же путем, что и Раймонд.

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

Эти полчища не представляли собой настоящих армий; каждый крестоносец совершал поход на собственный страх, не будучи никому обязан повиновением. Они естественно сгруппировались вокруг наиболее известных сеньоров, но не обязались слушаться их приказаний и по произволу переходили от одного к другому. Папский легат Адемар не был полководцем и мог иметь лишь нравственное влияние.

Позже, когда Готфриду Бульонскому было поручено управление Иерусалимом, возникло представление, будто он с самого начала руководил первым крестовым походом, и вокруг его имени сложилась целая легенда. Его изображали идеалом рыцаря – одновременно и храбрым, и смиренным; одним ударом меча он отрубал голову быку или разрубал турка до пояса; он нес императорское знамя, собственноручно убил узурпатора Рудольфа и первый водрузил знамя императора на стенах Иерусалима. В действительности он провел свою жизнь в мелких битвах, но, по-видимому, он выделялся из среды остальных рыцарей первого крестового похода своей набожностью и бескорыстием.

Рыцарская армия

Первый крестовый поход во главе с подготовленным рыцарским войском был также 1096 году. Во главе рыцарей шел граф Тулузский, с ним двигался папский легат, на их плащах были нашиты красные кресты. Численность армии была больше от 50 до 70 тысяч человек.

В январе 1097 года рыцари подошли к Константинополю. Император Византии Алексей I надеялся, что все войско поступит к нему в услужение и поможет ему отвоевать потерянные Византией территории.

Разгром основной армии «неверных»

На этот раз армия «неверных» потерпела полное поражение. Турки не смогли справиться с  хорошо организованной армией конных рыцарей. С боями крестоносцы дошли до Вифлеема и подступили к Иерусалиму.

Осада и захват Иерусалима

Город уже был готов к осаде, и взять его наскоком не получилось. После длительной подготовки, в июле 1099 года крестоносцы штурмом взяли Иерусалим. Они носились по улицам, искали золото и другие ценности, убивали людей, не разбираясь, кто правоверные, а кто мусульмане. После этой кровавой бойни они отправились к Гробу Господню замаливать грехи.

Итоги и последствия Прутского похода

Предпринятый поход не увенчался успехом. Заключение мира спасло русскую армию и позволило сосредоточиться на войне со Швецией. Но договор имел и неблагоприятные последствия:

  • Потеря завоеванных территорий (в особенности Азова);
  • Потеря российского флота.

Петр Великий хотел договориться с османами о выводе кораблей в Балтийское море, но получил отказ. В итоге корабли были проданы туркам.

После неудачного похода Петр уволил многих иностранных офицеров.

В 1713 году мир был подтвержден в Адрианопольском договоре.

Литература:

  1. Зырянов П.Н. «История России 19 век», 1999 г.
  2. Водарский Я. «Участие Молдавии в русско-турецкой войне 1711 года»,  2006 г.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: