Женские образы в русской классике
Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:
«…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…»
Татьяна Ларина / кадр из фильма «Евгений Онегин»
Красота же Ольги проявлялась в полном лице, румянце, белокурых вьющихся волосах: «Кругла, красна лицом она». Дмитрий Быков, писатель, литературный критик, публицист отмечает, что Татьяна — первая настоящая женщина в русской литературе, олицетворение чистоты, честности, долга. При этом героиня не соответствует стандартным критериям красоты в отличие от Ольги.
И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души. И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина. И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.
В русской литературе широко известен собирательный образ «тургеневской девушки» — чувственная, скромная, начитанная девушка, которая, как правило, родилась в глухом поместье и не видела светской жизни. Она робка в общении — в современном обществе ее скорее всего назвали бы интровертом.
Внешность идеальной девушки в романах Тургенева совершенно разная. У героинь были некоторые черты типичных русских девушек — длинная коса, белая кожа, русые волосы. Но вместе эти черты не были воплощены в одном персонаже. Девушки могли быть смуглыми, сутулыми, с большим носом.
Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.
В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.
Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.
В произведениях Михаила Лермонтова женский образ имел некоторые мифические черты. Например, в главе «Тамань» Печорин воспринимает героиню как русалку, и называет ее «Ундиной». У нее правильный нос, «белая фигура», «длинные русые волосы». В то же время сам автор отмечает, что красавицей ее нельзя было назвать. Печорина во многом привлекает «ее порода», и описания черт лица во многом рисуют психологический портрет: «выразительные глаза и непослушный взгляд». Тем не менее, даже в воинственной контрабандистке прослеживаются типичные черты русской красавицы.
Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».
Тамара / «Демон»
Исправление походки и осанки. Правильная осанка: основные правила
Правильная осанка – это способность поддерживать спину прямо в непринужденном состоянии. Если поддержка прямой спины сопровождается дополнительными усилиями или напряжением в позвоночном отделе, то скорее всего можно говорить о нарушении осанки (или сутулости).
Нарушение осанки и сутулость могут спровоцировать:
- Острую боль в спине
- Хроническую усталость
- Межпозвоночную грыжу и протрузии
- Остеохондроз
- Нарушение кровообращение
- Сдавливание внутренних органов
- Головокружение и общее недомогание
Кроме того, при неправильной осанке страдает ваш внешний вид, нарушается походка, выпячивается живот и впадает грудь. Поэтому и с точки зрения здоровья, и с эстетической точки зрения сутулость имеет крайне негативные последствия. Однако есть и хорошая новость. Регулярное выполнение упражнений для осанки поможет выпрямить позвоночник, минимизировать сутулость и убрать боли в спине.
10 правил для сохранения осанки
Прежде чем перейти к упражнениями для осанки, давайте остановимся на основных правилах, которые помогут вам поддерживать позвоночник в здоровом состоянии.
1. За правильной осанкой нужно следить постоянно: когда вы ходите, когда вы сидите, когда вы стоите
Обращайте внимание на положение тела: плечи расправлены и опущены, грудь смотрит вперед, позвоночник выпрямлен, живот подтянут. При ходьбе старайтесь не смотреть под ноги
2. Для сохранения правильной осанки нужен крепкий мышечный корсет. Помимо выполнения упражнений, которые предлагаются ниже, рекомендуем также работать над мышцами пресса и спины .
3. Отличной профилактикой искривления позвоночника является ходьба с книгой на голове. Удержать книгу можно только с выпрямленной спиной, поэтому это является хорошим упражнением для осанки.
4. Многие из нас проводят очень много времени в сидячем положении, поэтому правильная посадка за столом играет важнейшую роль в сохранении осанки.
5. Обязательно делайте перерывы в работе для разминки спины и всего тела в целом. Рекомендуем посмотреть: Офисная гимнастика: упражнения при сидячем образе жизни .
6. При наклонах (например, во время физической работы) не округляйте спину и не сутультесь. Если не получается наклониться с прямой спиной, то лучше согните колени. При переносе тяжестей распределяйте вес на обе руки, недопустимо носить сумку только с одной стороны.
7. Выбирайте удобную повседневную обувь. Каблуки дают серьезную нагрузку на позвоночник и также провоцируют нарушение осанки.
8. Малоподвижный образ жизни является источником многих проблем, в том числе и нарушений функциональности позвоночника. Старайтесь больше двигаться ежедневно. Можете посмотреть:
9. Для профилактики заболевания спины и нарушений осанки рекомендуется спать на жестком матрасе. Также можно приобрести ортопедический матрас.
10. Ортопедический бандаж для осанки лучше покупать только после консультации с врачом. Иначе вы рискуете из-за бандажа закрепить неправильное положение спины, а не исправить ее.
Парадный костюм княгини с украшениями из эмали
Благодаря работе М.А. Сабуровой (1870-1964) по соотнесению частей головных уборов, найденных при раскопках с венчальными коронами и венцами XVI-XX веков, мы можем воспроизвести сложный головной убор, носимый княгинями во время праздничных мероприятий. Головной убор состоял из диадемы с эмалевым изображением православных сюжетов, золотых скобочек и рясен с колтами. Исследователи приходят к выводу, что подобный головной убор носил ритуальный характер. Диадема была нашита на жесткий околыш или очелье. Привески с жемчугом ниспадали на лоб, а дужки очелья украшали валик убора в его верхней части. По сторонам головного убора подвешивали рясны с колтами, украшенными эмалью.
Обнаруженные Г.Ф. Корзухиной двойные шарниры, расположенные в середине рясен, позже были объяснены в работе Т.И. Макаровой (1930-2009). Татьяна Ивановна предположила, что эти шарниры служили для того, чтобы рясны можно было перегнуть и сделать их двусторонними. То же можно сказать и о колтах, подвешенных в месте сгиба рясен. Таким образом, стало ясно, что цепочка, находящаяся на одном конце рясен, крепилась в основе убора и фиксировалась у виска с помощью височного кольца, находящегося на другом конце рясен. Подобный способ прослеживается и в крестьянских головных уборах XI–XII веков. При раскопках были обнаружены головные ленты, сложенные вдвое и, выполняющие функцию рясен.
Чтобы проработать украшения головного убора, древнерусские мастера учитывали близость декоративных особенностей материала. К примеру, ансамбль головного убора мог быть исполнен с использованием диадемы, схожей с обнаруженной Н.П. Кондаковым (1844-1925) в 1889 году и рясен, найденных Т. И. Макаровой при раскопках в Сахновке в 1900 году. Эти декоративные элементы объединяет не только геометрический узор, нанесенный на поверхность их бляшек, но и их форма, напоминающая крест. Такой головной убор могли дополнять колты из клада 1827 года, найденного Н.П. Кондаковым в Киеве. Княжеские головные уборы могли носить с фатой.
Украшением служили бляшки и жемчуг, которыми расшивали каймы, ворот и оплечье. Зачастую оплечья заменяли бармы — широкие нагрудные украшения с нашитыми на них религиозными сюжетами. По предположению Б.А. Рыбакова подобные ансамбли не были дополнены браслетами, их заменяли расшитые на опястьях рукава. С другой стороны, Н.П. Кондаков считал, что подобные парадные костюмы могли быть дополнены золотыми браслетами, схожими с экземплярами, найденными при раскопке клада на территории Рязани в 1822 году. Сюда же относят и перстни из золота, украшенные жемчугом или гранатом. Считается, что они составляют с эмалевым головным убором единый ансамбль.
Немного истории
Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.
Традиционная славянская косовороткаИменно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе
По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.
Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.
Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным
Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.
Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.
Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».
Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке
Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».
Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом
Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.
Каким был идеал женской красоты на Руси?
Стройное хрупкое телосложение, кожа с бронзовым загаром, впалые щеки и выступающие скулы — стандарты идеала красоты, которым стремятся соответствовать барышни сегодня, в те времена были не в почете. Каких же девиц наши предки считали красивыми? Каким канонам красоты должна была соответствовать завидная невеста?
Красавицей наши пращуры считали здоровую крепкую женщину, пригодную к выполнению тяжелой работы и рождению многочисленного потомства. Русскую красну девицу отличала пышнотелость, широкие бедра, полная грудь. Только пышущую здоровьем женщину считали красивой
Худеньких девиц женихи обделяли своим вниманием
К. Маковский, «Русская красавица» Фото: artchive.ru
Если девушка худа, значит, мало ест или болеет. Если худоба от недоедания, следовательно, семья невесты настолько бедна, что не может прокормить дочь. Родниться с нищей семьей мало кому хотелось. Если же худоба девицы от болезней, значит, она непригодна к деторождению и к тяжелому крестьянскому труду. Таких худеньких и чахлых с виду девушек на Руси не жаловали, родниться с ними не спешили. Только крепкие и пышущие здоровьем девицы были пригодны на роль жены и пользовались спросом.
На Руси было принято, чтобы семьи были многочисленны. Женщины на Руси рожали много и часто. Ни о каких противозачаточных средствах в те времена не знали. Только физически крепкая женщина могла родить много детей.
Бабья доля была тяжела. Помимо многочисленных беременностей и родов, на плечи женщины ложилось много других обязанностей. Кроме воспитания детей и домашней работы, жены наравне с мужьями занимались тяжелым сельскохозяйственным трудом. Все это было под силу лишь сильной и очень здоровой представительнице прекрасного пола.
А. Архипов, «Русская красавица за вышивкой» Фото: artchive.ru
Это и было определяющим фактором при выборе невесты. Свахи внимательно осматривали девиц на выданье. Предпочтение отдавали девушкам полным, с большой грудью и широкими бедрами. Это говорило о способности девушки дать мужу здоровое и многочисленное потомство. В идеале девица на выданье должна была быть статной, но не долговязой.
Русской красавице полагалось обладать хорошей осанкой — величавой, как у павы. Этим она походила на женщин благородного происхождения, что очень ценилось мужчинами. Каждому хотелось иметь жену величавую, как княгиня.
Еще одним обязательным признаком красоты на Руси была коса. Считалось очень красивым, если у девицы длинная и толстая коса. Густые красивые волосы красноречиво говорили о хорошем здоровье девицы, ее женственности и привлекательности. Большего бесчестья для русской женщины, чем лишиться косы, не было. Косы обрезали у гулящих жен.
Во многих русских сказках говорится о том, что красавица должна быть бела и румяна. Действительно, помимо крепкого телосложения и приятной полноты, русскую красавицу отличало круглое румяное лицо. Красавице полагалось обладать алыми губами и большими ясными очами, стыдливо опущенными долу.
К. Маковский, «Русская красавица» Фото: artchive.ru
Современные девушки мечтают о впавших щеках и резко очерченных скулах. На Руси это считалось некрасивым. Щеки должны были быть круглыми и румяными. На скулы и вовсе не должно было быть даже намека. Лишний вес только приветствовался. Тонкая талия обязательным достоянием красавицы не считалась. Ее могло вовсе не быть. Поскольку женщины ходили в сарафане, на подобные мелочи никто внимания не обращал.
Главным же достоинством русской красавицы должен был быть ее покладистый характер, скромность и покорность. О такой жене мечтал каждый!
Теги: идеал, женская красота, русская красавица, идеал красоты, Русь, женщины на Руси
Псковская губерния
Традиционный костюм псковичанок вызывал зависть у жительниц соседних губерний, потому что отличался особым богатством и роскошью. Самой богатой по обилию вышивки и нашивок из жемчуга считалась одежда Торопецкого уезда. На голове псковичанки носили повойник — чепец с околышем, стягивающийся вокруг головы шнурком. Поверх него надевали платок или повязывали косынку. Но жительницы Торопецкого уезда носили особый головной убор — шишак, состоящий из шишек, расшитых жемчугом, чье количество доходило до 40−50 штук. Стоимость такого головного убора доходила до 10 тысяч рублей серебром. Торопчанки носили распашные сарафана из парчи, атласа или штофа, которые застегивались на серебряные или даже золотые пуговицы, а подпоясывались широкой атласной лентой. Костюм отличался в зависимости от уезда, но в целом Псковская губерния считалась очень богатой и процветающей.
Якутия
Среди якуток есть два типа девушек. «Вилюйский» (от названия реки Вилюй) — стройные, невысокие, с узким лицом и тонкими чертами, с иссиня черными вьющимися волосами и глубокими, чуть раскосыми глазами. Второй тип — белокожие, с тонким носом и пухлыми губами, шатенки, а порой и с русыми волосами, они считаются идеалом красоты в Якутии.
В Якутии шутят, что в вечной мерзлоте красота и молодость сохраняются дольше. Фото: Константин МИХАЙЛОВ, globallookpress.com
Близость Кореи сильно сказалась на увлечении современными косметическими брендами и, главное, привнесла моду на яркий макияж. Тут еще добавляет перца тренд на аниме и K-поп (корейский жанр популярной музыки), когда в одежде обязательно должен присутствовать фриковатый или детский элемент. Например, шапка с ушками или пачка. Это не отменяет того, что любой модный наряд включает в себя якутский национальный элемент: летний сарафан с национальными принтами, унты с якутскими узорами.
Конечно, где-то должен быть бриллиант, или Якутия — не родина драгоценностей? Первый карат девочке дарят на 10-летие и по мере ее взросления увеличивают «вес». Здесь даже есть шутка: поскольку в вечной мерзлоте красота сохраняется дольше, только по бриллиантам можно определить возраст женщины.
Славянская обувь.
Крестьянин на Руси всегда был беден. А потому сапоги для простолюдина были непозволительной роскошью, и самой распространённой обувью были лапти. Они делались из коры дерева, изготовленной особым способом. Лыко сдирали с дерева весной, потом отмачивали в воде и убирали ненужную кору, оставляя гладкую поверхность, с которой и работали.
По тому, из какого дерева были сделаны лапти (дуб, ива, можжевельник и др.) можно было определить и примерное место проживания крестьянина.
На праздники плелись особые, писаные лапти. Лыко в них было узкое и вымоченное в горячей воде, благодаря чему получались красивые лапти красного или розового оттенка с особым узором. За год один крестьянин мог сносить около 60 пар обуви, а их изготовлением занимались старики.
Крестьяне на Руси.
Крестьяне на Руси.
Лапти обувь.
Лапти обувь.
Чоботы(чеботы) обувь.
Чоботы(чеботы) обувь.
Продолжение смотрите в моем фильме.
Благодарю вас за просмотр.Будьте здоровы и счастливы.
#славяне #славянская одежда #древняя русь #древнерусская одежда #история #интересные факты #русь #история руси
Мужская одежда
Мужская одежда также разделялась на повседневную (рис. 4) и праздничную (рис. 5), но при этом у мужчин была еще и ритуальная, т.е. богослужебная и воинская одежда.
Ритуальная мужская рубаха (рис. 6) имела яркую, красочную обереговую Родовую вышивку, кроме того, она была длиннее, чем повседневные или праздничные рубахи и доходила до пят, ибо каждый старший мужчина в древних Славянских и Арийских Родах Великой Расы был жрецом-хранителем Священного Огня и приносил Требы и Дары на домашний Огненный жертвенник, находящийся возле Куммира Бога-Покровителя сего древнего Рода.
Воинская мужская рубаха (рис. 7) была средних размеров, длина ее доходила до колен. Она всегда изготавливалась из плотной ткани, ибо сию рубаху мужчины надевали под кольчугу или иные ратные доспехи. На ней вышивалась особая воинская Обереговая символика. Воинские рубахи мужчины одевали на собрания Общин, во время проведения Собора, Круга или Вече, а также на празднование Тризны и празднование праздников в честь Богов-Воителей. Общинная дружина носила воинские рубахи в повседневной жизни.
Неизменным дополнением к мужской рубахе был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым * поясом или верьвью **, сплетенной из разноцветной тесьмы. Праздничную мужскую рубаху подпоясывали разноцветовым с Родовой Обереговой символикой вершковым *** поясом, а Ритуальную рубаху — широким поясом в полтора и в два вершка ****.* полвершковый – 1/2 вершка, что соответствует 22,225 мм.
** верьвью – т.е. специально сплетенной из льна веревочкой.
*** вершковый – 1 вершок – древняя Славяно-Арийская мера длины соответствует 44,45 мм.
**** полтора и в два вершка – полтора вершка соответсвует 66,675 мм, а 2 вершка = 8,89 см.
Воинские мужские рубахи подпоясывали различными поясами, но только в том случае, если рубаху носили в повседневном обиходе. Когда воины одевали поверх рубахи ратные доспехи или кольчугу, то пояс не использовали, ибо ратные доспехи и кольчуга, сотворенные при помощи Живого Огня, несут в себе Обереговую Силу Богов, кроме того, разрез ворота на воинских рубахах был посредине.
Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3aкoнy, а под влиянием темных сил или духов.
Вышивка на народной одежде
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками. В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.
Дагестан
В Дагестане семья для девушки составляет смысл жизни, и скромные образы повышают рейтинг на рынке невест. Девушки покрывают голову полупрозрачными хиджабами, но обязателен ежедневный макияж. Они всегда в курсе новинок косметологии, и тут тоже свои тренды. Если пять лет назад был популярен татуаж губ, теперь — яркие стрелки и перманентное напыление губ.
Богатство дагестанской девушки — роскошные волосы. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Следят за трендами девушки и в мире моды, адаптируя европейские тенденции на кавказские реалии.
Волосы представительницы прекрасного пола в Махачкале, Каспийске, Дербенте считают своим главным богатством. Можем даже поспорить, здесь вы никогда не увидите девушку, подстриженную под каре.
Детская славянская одежда
Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.
Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.
Как одевались крестьяне и зажиточные граждане
Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.
Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди
Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.
Мужчины на Руси носили:
- порты (неширокие укороченные штаны);
- рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
- пояс-кушак.
В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны – парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу.
Женский и мужской костюм
Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани – онучами. Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.
Женская одежда Древней Руси состояла из:
- рубашки;
- шерстяной юбки или сарафана.
Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.
Женский сарафан
На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.
Кокошник
Женская верхняя одежда
Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.
На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.
Словарь
1. Бортничество – сбор меда диких пчел.
2. Меняла – человек, занимающийся обменом денег.
3. Одним домом – сообща, под одной крышей.
4. Игрища – игровая часть массового праздника, состоящая из потех, песен, плясок, состязаний, хороводов и переодеваний в персонажей сказок, мифов и легенд.
5. Скоморохи – народные артисты, выступающие с театральными и музыкальными представлениями на улицах городов и сел. Чаще всего они странствовали по городам и селам. Среди скоморохов были танцоры и дрессировщики животных.
6. Гусляр – музыкант, играющий на народном инструменте – гуслях.
7. Пенька – грубое льняное волокно, добытое посредством специальной обработки стеблей конопли.
8. Ополчение – вооруженное формирование людей, не задействованных в регулярной армии – крестьян и горожан.
9. Сотня – сто человек, часть ополчения.
10. Полк – ополчение, состоящее из феодалов-землевладельцев (знатных людей).
11. Войско – ополчение, состоящее из горожан.
12. Дружина – вооруженный отряд людей при князе.
13. Рать – общее название для большой армии, состоящей из полков, сотен и десятков.
14. Рогатина – тяжелое копье для рукопашного боя или охоты на большого зверя – медведя, кабана.
15. Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен.
16. Епанча – широкий плащ без рукавов, оббитый мехом.
17. Онучи – полоски ткани для обматывания ноги ниже колена. В онучи заправляли порты. Их подвязывали к ноге специальными веревочными или лыковыми оборами.
Русская народная рубаха и её особенности
Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.
Все русские рубахи имели следующие общие черты:
- Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
- Под мышками всегда вставляли ластовицу;
- Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
- Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
- Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
- Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
- Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.
Где жили земледельцы и горожане: хоромы, срубы, полуземлянки
Разница между жилищем предводителя племенного отряда воинов восточных славян и простого крестьянина была незначительна. После образования государства жизнь простых граждан ухудшается, знать, наоборот, богатеет, и может позволить себе более комфортное и дорогостоящее жилье. Внешний облик жилища в Древней Руси меняется. Князья и бояре живут в хоромах. Княжеские палаты состоят из:
- княжеского терема (башня с отапливаемыми в зимнее время помещениями);
- сеней (переход);
- горницы (аналог современной гостиной);
- летней спальни.
Помимо княжеского или купеческого дома на территории большого двора размещался домик управителя, кухня, большая конюшня, амбары, кладовые, погреба (ледники). Чуть в отдалении от основных строений размещали баню. Двор окружал забор из дерева или камня с широкими воротами.
Древняя Москва, А.Васнецов
Зажиточные семьи, не относящиеся к знати, но обладающие деньгами, жили в срубах. Этот вид строения состоял из 2-х этажей и имел несколько спален. Изнутри древнерусской избы все было деревянным – кровати, скамьи, сундуки для одежды и кухонная мебель. Если позволяли средства, то покои богатого горожанина обязательно украшались персидским ковром или медвежьими шкурами. Такие же украшения, но в большем количестве, можно было найти и в доме князя. Отапливала дом русская печь, освещалось пространство восковыми свечами.
Сруб
Простые ремесленники жили по окраинам городов в одноэтажных деревянных избах. Ремесленная часть древнерусского города называлась слободой (Гончарная слобода, Кузнечная слобода).
Внутреннее убранство полуземлянки
Внешний облик дома обычного крестьянина зависел от места его проживания. На юге крестьяне выкапывали полуземлянки с земляным полом. На севере – строили деревянные дома-избы. У такого строения был деревянный пол, но не было печной трубы, потому весь дым оставался внутри помещения, из-за чего внутри древнерусской избы стены становились черными (говорили – изба топится по-черному). Днем древнерусская изба освещалась солнечными лучами, проходящими через небольшие окна. Вместо стекол использовался коровий пузырь. Окно древнерусской избы закрывали им в холодное время года. Вечером в избе зажигали лучину.
Верхняя одежда
kak.znate.ru
Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе
Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана
Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.
Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.
На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.
Женская красота в советское время
Довольно долгое время после Петровской эпохи в России сохранялись аристократические идеалы красоты – бледная кожа, корсеты, пышные платья.
Однако после Первой мировой войны и Октябрьской Революции ситуация с критериями женской крвсоты снова радикально поменялось, как в России, так и во всем мире.
1920-е
Революция и Первая мировая война заставили женщин взять на себя многие мужские обязанности, из-за чего стандарты красоты сильно изменились. Раньше красивыми считались изнеженные девушки, но теперь образ идеальной женщины стал гибким, в чем-то даже худощавым, с узкими бедрами и плоской грудью. Девушки стали коротко стричься, но при этом не перестали краситься.
Гораздо меньше стала популярна бледность – ведь теперь женщины была работницей, строителем коммунизма – а раз она много работала, в том числе и на природе, то должна была иметь естественный здоровый загар.
1930-1940-е
В этот период столь кардинальные взгляды на женскую красоту немного смягчились – красивыми вновь стали считаться женщины с выраженной грудью, бедрами и талией. Идеалом красоты в СССР становится киноактриса Любовь Орлова, очень похожая на европейских и американских звезд и отличающаяся от них только большей телесностью, свойственной славянскому менталитету. В цене теперь образ не «девочки» а зрелой, взрослой «бальзаковской» женщины.
Женская красота в годы Второй мировой войны и послевоенного времени
В это тяжелое время женщины также стремились выглядеть красиво, но их образ снова приобрел множество мужских черт. В СССР в это время ценились суровые боевые подруги, женщины решительные, уверенные в себе и сильные. Конечно, платья носились, но только по праздникам – в остальном одежда стала практичнее, а черты идеальной женщины стали более приземистыми, крепкими.
1980-1990-е
После того, как мир оправился от шока Второй мировой, стандарты красоты не спешили изменяться, но все же постепенно двигались к тому, что мы видели сейчас.
До конца 1980-х стройность не была обязательной для красоты. Замужним женщинам после 40 лет вполне допустимо было носить 50-й размер одежды.
Однако в конце 80-х начале 90-х все изменилось. Во всем мире стала модна аэробика, причем ее изобретательница позитивно говорила об СССР, так что у нас аэробикой увлеклись практически все, и худоба быстро вошла в моду. Теперь мужчинам нравились в основном именно худышки, но все-таки с формами, то есть более женственные, чем после Второй мировой.
Женская красота в 90х