Происхождение рыцарства. Социальный облик рыцарей в разных странах
Рыцарство как землевладельческий и военный класс возникло в VII веке у франков в связи с переходом от ополчения к коннице вассалов. Под влиянием поэзии и церкви оно создало эстетический и моральный идеал воина, а в период Крестовых походов под влиянием духовно-рыцарских орденов трансформировалось в наследственную аристократию. Первыми рыцарскими орденами были госпитальеры и тамплиеры, охраняющие паломников в Святой Земле.
Во франкском войске пехота доминировала ещё в VII веке, а конницу составляли королевские дружинники— антрустионы, которые позже наделялись землей и послужили основой для сословия рыцарей. Потребность в коннице при Карле Мартелле и его наследниках вызвала раздачу земель в аренду на условиях оброка и барщины. Мартелл раздавал земли церкви дружинникам и требовал взамен конной службы. Созданная тяжеловооруженная конница хорошо проявила себя во время агрессий арабов, проникших в Галлию с Пиренейского полуострова. На тех же условиях позже начали раздавать королевские земли. С VIII века такие люди стали называться «вассалами».
В Империи франков созданной Карлом Великим в 800 году тяжеловооруженные отряды конницы в первую очередь проявили себя в конфликтах централизованной власти с федератами Италии, Африки, Испании, Галлии, саксами и славянами. Становившийся вассалом свободный человек приносил сеньору присягу на верность. С конца VIII века присяга требуется от всех, кто, получая поместья и бенефиции, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал пехоту, но уже Людовик I и Карл II в походы собирали только конницу.
К 807 году появляется термин caballarius, который обозначал профессионального конного воина, способного полностью вооружиться за собственный счет. В 865 году от вассала, помимо копья и меча, для принадлежности тяжелой коннице требовалась панцирь или кольчуга. Легкая конница могла прибыть с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были ниже по положению. Из оброчного слоя можно было стать министериалом, получив должность при сеньорском дворе, служить в легкой коннице, а заслужив соответствующий бенефиций, стать рыцарем и перейти в тяжелую конницу. Так создавался класс дворовых слуг у богатых феодалов.
Замечание 1
Историки «Школы Анналов» возникновение рыцарства относят к более позднему времени.
Жорж Дюби полагал, что milites оформились в рыцарское сословие лишь в X веке. В IX веке milites —военные профессионалы, несшие вассальную военную службу сеньору.
В различных странах условия, необходимые для посвящения в рыцари, различались.
В Германии с XI века министериалы составили особое сословие динстманнов, стоявшее выше горожан и крестьян, но ниже рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность оставить службу по желанию. Первое место принадлежало динстманнам короля и духовных князей; ниже находились динстманны светских князей. Во второй половине XIII века в Штирии и Австрии динстманны сумели сравняться со знатью. В северной Германии князья раздавали лены динстманнам, и с середины XII века в это сословие переходила даже знать.
При Гогенштауфенах в середине XII века был прекращен переход в рыцари лично несвободных, и с этого времени рыцарство Германии замыкается в наследственное сословие. Фридрих I Барбаросса в 1156 году особым постановление запретил крестьянам носить меч и копьё; даже купец должен был привязывать меч к седлу. Появилось понятие о «рыцарском происхождении». Согласно «Саксонскому зерцалу», «истинный рыцарь» должен быть сыном и внуком рыцарей.
Во Франции в первую очередь уважением пользовались владельцы крупных наделов, и признаком знатности было допущение к посвящению. Хотя иногда простые люди становились рыцарями, основным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.
В Англии право посвящать в рыцари стало королевской привилегией. Генрих III и Эдуард I требовали посвящения в рыцари всех, владеющим годовым доходом с надели не ниже 20 фунтов. Таким образом, факт владения землей доминировал над происхождением.
Хотя роль рыцарского сословия в средневековых государствах была значительна, его относительная доля была невелика, и составляла не более 3% населения. В Польше и Испании, в силу особенностей развития стран, количество рыцарей было выше, но не превышало 10%.
Со временем рыцарство «одичало» и возникло много рыцарей-грабителей, которые из замков атаковали проезжих купцов и соседей.
С появлением огнестрельного оружия и ростом роли пехоты рыцарство как военная сила перестает существовать.
Кодекс чести средневековых рыцарей
Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.
Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:
- Верность своему господину;
- Культ Прекрасной Дамы;
- Служение идеалам церкви.
Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)
Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».
По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.
«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».
Кого поймал — того люби
Странствующие и бедные «однощитные» рыцари не из знатных семей в большинстве своём плевать хотели на кодекс чести. Прикрываясь приказом своего сюзерена, они ездили по селениям и грабили их. Некоторые даже сбивались в самые настоящие банды, которых боялись честные люди. Забывали они и про правило «защищать слабых», когда убивали женщин и детей в деревнях просто ради развлечения. Надругательства над женщинами тоже имели место быть
Причём рыцарям было неважно — девочка перед ними или седая старуха. Для любовных утех годилась любая, к тому же, сломить сопротивление более слабой жертвы не составляло никакого труда
К слову, жене рыцаря о хорошем отношении к себе тоже можно было забыть.
Это только к «прекрасной даме» рыцари относились с почётом и любовью. Об избраннице сердца думали днями и ночами, не забывая в перерывах поколачивать и насиловать собственную жену. Та не смела и пикнуть, ведь женщина в Средние века считалась собственностью мужа. Закрывали глаза жёны и на многочисленные измены мужа со служанками и подневольными крестьянками. Особенно охотно средневековые рыцари отбивали жён у собственных друзей. О каком бы то ни было братском уважении речи и не шло. Однако всему приходит конец.
Наставить отступивших от кодекса рыцарей на путь истинный попытались при помощи организации Крестовых походов. Папа Римский Урбан и император Фридрих Барбаросса внушили рыцарям, что они должны убить всех неверных, осквернивших гроб Господень, находящийся в Палестине. Рыцари этому призыву вняли, но едва ли они вели себя в походах лучше, чем на родной земле. В конце концов нужда в рыцарях как конных воинах отпала сама собой с изобретением огнестрельного оружия. Рыцари перестали быть воинами и превратились в политическое сословие нетитулованной знати. Сегодня рыцари остались лишь в Великобритании. Но там это просто формальный титул, выдаваемый за особые заслуги перед короной.
- Как русские стали кацапами, а украинцы — хохлами
- Китайская Золушка, отключение Эйфелевой башни, секрет куриных яиц и другие факты
- Героиня-мученица: кем на самом деле была Зоя Космодемьянская, вознесённая советской пропагандой
- 5 громких процессов времён «Охоты на ведьм»
- Пивное цунами, затопившее Лондон
Рыцарские добродетели
«Рыцари Христа» Яна ван Эйка
«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу. 1480 г.
Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.
Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировалась характеристика, присущая только настоящему рыцарю:
Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.
В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).
Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.
Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.
Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.
Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.
Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.
Классификация
В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:
- Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
- Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.
Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.
Литература
- Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
- Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
- Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
- Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
- Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
- Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
- Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
- Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
- Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
- Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
- Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
- Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
- Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 160 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
- Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
- Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
- Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
- Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
- Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
- Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
- Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
- Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
- Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. Д. В. Сильвестрова. Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Наука, 1988. — 544 с.: ил. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-008934-6.
- Barber R. The knigths and chivalry. — New York, 1970.
- Bouchard Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. — Cornell University Press, 1998. — ISBN 0-8014-8548-7.
- Haines Charles Reginald. Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031. — London, 1889.
- Read Charles Anderson. The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators and Prose Writers Of Ireland. — Vol IV. — London, 1884. — 336 p.
- Cohen О. Histoire de la chevalerie en France… — Paris, 1949.
- Boutruche R. Seigneurie et féodalité. t. 1—2. — Paris, 1968—1970.
- Galitier L. La chevalerie. — Paris, 1960.
- Duby G. Guerriers et paysans. — Paris, 1973.
- Duby G. Hommes et structures du moyen age. — Paris, 1973.
- Taylor C. Chivalry and the Ideals of Knighthood in France during the Hundred Years War. — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1107325111.
- Wood Ch. T. The quest for eternity. Manners and morals in the age of chivalry. — London, 1983.
Уже видя перед собой Святую Землю, немецкий отряд третьего крестового похода внезапно остановился, потому что их король утонул в реке
В 1189 году огромная армия крестоносцев двинулась по направлению к Святой Земле. Во главе стоял император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, который поклялся вернуть Иерусалим христианам.
В ходе долгого и трудного путешествия немцы прошли через Балканы в Малую Азию. Византийцы, рассерженные вторжением крестоносцев, несколько раз атаковали армию. Но в 1190 году крестоносцы столкнулись с более серьезной проблемой: рекой Каликадм.
Фридрих Барбаросса утонул, практически видя перед собой берег Святой Земли. Потеря была настолько тяжелой, что, согласно одному из рассказов, некоторые из людей Барбароссы отреклись от своей веры и стали язычниками. Преждевременная кончина короля привела к провалу крестового похода.
Вооружение, тактика
В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.
Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.
Голову рыцаря изначально защищал не имевший еще развитого забрала конический «норманнский» шлем, в XI веке дополненный наносником, а затем и полумаской. В XIII веке его сменяет закрытый «горшковый» шлем топфхельм, в усовершенствованном виде (кюбельхельм) использовавшийся до конца XIV столетия. Во второй половине XIV века последний вытесняет цельнокованый бацинет, или хундсгугель, с вытянутым подвижным забралом, а в первой половине XV века распространяются более практичные барбюты, салады и арметы. В XVI столетии, когда сословие их постепенно приходит в упадок, конные рыцари сменяют последние на закрытые бургиньоты с подвижным забралом.
Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII веке облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика.
Наряду с прямым обоюдоострым мечом, сначала каролингского, затем, с конца XI века, романского, а с середины XIV века готического типа, основным наступательным оружием рыцаря являлось длинное копье (ланс), сначала предназначавшееся для колющих ударов сверху вниз, а с XII столетия — для прямых «таранных» ударов, отрабатывавшихся на турнирах. Изобразительные источники XIII столетия, в частности, росписи Вестминстерского собора и миниатюры Библии Мациевского, свидетельствуют об использовании рыцарями, наряду с мечами, однолезвийных фальчионов. В качестве вспомогательного оружия применялись различные виды ударного оружия: боевые топоры, молоты, чеканы, перначи и кистени, или моргенштерны.
Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV веке среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).
Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.
В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции и Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию и Италию (couflictus gallici).
Где встречаются
- «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — один из первых великих романов Нового времени, сатирически высмеивающий всю рыцарскую тематику.
- Очень развита рыцарская тема в ПЛиО. Рыцари тут встречаются всякие — благородные и не очень, разбойники и верные стражи короля. Обращение к вестеросскому рыцарю звучит как «сир» — явная параллель с английским «сэр».
- Монти Пайтон и святой Грааль — весёлый английский стёб над легендами о рыцарях Круглого Стола.
- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — ещё один стёб на ту же тему, но уже американский, от Марка Твена. Неоднократно экранизировался.
- Knightfall (дословно «падение рыцарей», в переводе «падение ордена») — сериал про конец Ордена Бедных Воинов Христа и Храма Соломона известных под краткими именем «Тамплиеры». Сериал начинается с падения Акры и эвакуации Ордена в Европу.
- «Железный рыцарь» и его сиквел — главный герой рыцарь-тамплиер, участвующий в обороне замка.
- Battle Brothers — рыцари присутствуют и не против сходить в крестовый поход. Можно даже начать играть за сильного, но бедного рыцаря, подавшегося в наемники.
- Dark Souls — японцы сделали темное фэнтези о рыцарях.
- Elden Ring — каждому из полубогов служат свои рыцари, со своими цветами и спецификой, есть еще рыцари-бродяги, ударившиеся в наемники. Впрочем все это меркнет перед троллем-рыцарем, да еще и владеющим магией.
- The Elder Scrolls IV: Oblivion — здесь можно стать рыцарем. Совершив нехитрый квест-другой, можно получить посвящение в Рыцари Колючки или Рыцари Белого Жеребца — придворные военные ордены в графствах Чейдинхол и Лейавин соответственно. Ещё здесь есть Рыцари Девяти, но они уже скорее по соседнему тропу.
У каждого рыцаря имелся свой конь
Также у него был целый набор разработанных приёмов и мер, которые обеспечивали ему верную службу и защиту. В повышении его престижа участвовали все: оруженосцы, невесты, жёны, дочери, стюарды, капелланы, слуги. Дом аристократа был тем местом, где всё было пропитано рыцарской культурой, рассказами о подвигах, ритуалами, начиная от стола и заканчивая спальней. Соблюдение чести должно было сохранено любой ценой.
Позднее идеология и практика, которые разрабатывались во время войн, постепенно перешли в более сидячие и бюрократические формы. В Англии была сильная королевская власть. Вся справедливость исходила от монарха. На местах от его имени действовали его доверенные опытные люди, удостоенные чести и доверия. Англия становилась всё более амбициозной. Особенно это стало проявляться во времена Эдуарда I. В Англии были разработаны формы налогообложения. Это нужно было для ведения войны в Уэльсе, Шотландии и Франции. Основой политики стали рыцари. Их заседания проходили в отдельной комнате лордов.
Это была форма правления, при которой рыцари играли ведущую роль в парламентских дебатах. Они обеспечивали правопорядок в графстве и разрабатывали основные рыцарские принципы, кодексы чести и культа мужественности. Это было «Рыцарское царство» времён Эдуарда III. Он сам участвовал во многих сражениях в Шотландии и Франции. Эдуард III принял культуру рыцарства, усилив её. Им был создан Орден Рыцарей Круглого стола в Виндзоре. Его приняли и поддержали в XIV веке аристократы. Все эти ритуалы сохранились и используются в наши дни.
Но все эти традиции маскировали большие проблемы, с которыми сталкивались жители XIV века. Чёрная оспа сотрясла экономику и отношения в обществе. Земля стала терять свою ценность. Бывшие крепостные перебирались в города. Хозяева стали больше заниматься промышленными производствами, чем землёй. Те, кто раньше мастерски сидел на коне и владел мечом, стал следить за движением цен и спросом на производимый товар. Рыцарям всё больше приходилось иметь дело с торговцами, юристами и финансистами. Такие предприниматели доросли до статуса рыцарей. Они больше действовали пером, чем мечом.
Пажи и оруженосцы
Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin
Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью — дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи (англ. page) и виночерпии (англ. cup-bearer), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли, а Мерретт Фрей — в замке Крейкхоллов. Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу — сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью, ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.
Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну — к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет — он становится оруженосцем (англ. squire) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем. Напротив, Арлан Пеннитри, даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда — меньше».
Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию, хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше — Джейме Ланнистер, например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни.
Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри, могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем — посвятить в рыцари. Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов — например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея, а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода — Льюиса Пайпера, Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона. Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда — как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла — она обращается в гомосексуальную связь.
Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет, и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины. Такие люди не становятся рыцарями никогда — часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим.
Литература
- Gautier. La Chevalerie. — P., 1884.
- Schreckenstein R. von. Die Ritterwürde und der Ritterstand. — Freiburg im Br., 1886.
- Schulz A. Das höfische Leben zur Zeit der Minnesinger. — 1879—1880. — (2. Aufl. — 1889.).
- Köhler Die Entwickelung des Kriegswesens und der Kriegführung in der Ritterzeit.
- Henne am Rhyn. Geschichte des Rittertums. — Leipzig.
Изображение:Plus-minus.png
Изображение:Plus-minus.png | Статья является кандидатом в хорошие статьи с 2006-10-06. Возможно, требуется доработка статьи. |
Орден тамплиеров (Храмовники, Орден Храма)
Братство учреждено в 1119 г. по окончании Первого Крестового похода. Члены ордена сражались в белых одеждах с нашитым на них красным крестом, что отличало их от братьев других орденов.
Тамплиеры были влиятельнейшим орденом средневековой Европы и Англии, их магистр занимал место в английском парламенте. Они находились под покровительством папы и пользовались многими преимуществами, к примеру, не платили налоги и наделялись землями. Храмовники получали отпущение всех грехов и прощение проступков.
Тамплиеры были богатейшим орденом средневековья, изобрели чеки и занимались ростовщичеством, давая в долг даже королям!
Конечно, такая обеспеченность и сила не могли не вызвать недовольства и зависти со стороны монархов и понтифика. В 1307 г. монарх Филипп IV (Красивый) подписал распоряжение об аресте всех рыцарей ордена в пределах Франции с конфискации имущества братьев в пользу государственной казны. Братство обвинялось в ереси, богохульстве и мужеложстве, а, кроме того, во всех смертных грехах. Орден Храма был законодательно воспрещен и распущен.
Качества рыцаря
Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle
Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.
Рыцарь должен:
- быть сильным и умелым воином, хорошо драться на мечах, копьях и топорах, быть искусным наездником;
- проявлять доблесть в бою, сохранять боевой дух и не проявлять трусости, будучи побеждённым — не кричать от боли и не молить о пощаде;
- быть справедливым и выступать на стороне правого против неправого;
- защищать слабых, особенно детей и женщин, которые не могут защитить себя сами, не обижать их;
- чтить богов, защищать веру в Семерых, её служителей и храмы; впрочем, к излишней набожности многие рыцари относятся как к признаку слабости;
- на войне подчиняться приказам командиров и начальников, принеся кому-то присягу — проявлять верность, защищать господина любой ценой, исполнять его приказы и говорить ему только правду;
- сражаться за державу и защищать её от врагов;
- быть учтивым и любезным, особенно по отношению к женщинам;
- проявлять щедрость и великодушие; вернуть побеждённому противнику его доспехи и коня без выкупа или послать к раненому собственного врача — крайне достойный поступок;
В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени — только подходили и гладили.
Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля — славная смерть для рыцаря.
Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе. Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин. Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч — рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы. Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения.
Клятва своей рыцарской честью священна, слово рыцаря многого стоит. Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам. Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник
Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться. Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора. Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания. Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря.
Сандор Клиган, относившийся ко всем этим стереотипам с болезненным презрением и отказавшийся принять рыцарское звание, говорил: