Занятия местного населения
Не секрет, что ученых всегда интересовала природа Древней Индии и люди, населявшие эту территорию с незапамятных времен. Основным занятием здешнего народа считалось оседлое земледелие. Чаще всего поселения возникали по берегам рек, так как здесь находились самые плодородные почвы, пригодные для возделывания пшеницы, риса, ячменя и овощей. Кроме того, из сахарного тростника, который в изобилии рос в этой болотистой местности, жители делали сладкий порошок. Этот продукт был самым древним сахаром в мире.
На своих полях индийцы выращивали и хлопчатник. Из него делали тончайшую пряжу, которая затем превращалась в удобные и легкие ткани. Они как нельзя лучше подходили для этого жаркого климата. На севере страны, где осадки выпадали не так часто, древние люди сооружали сложные оросительные системы сродни египетским.
Индийцы также занимались и собирательством. Они знали как полезные, так и вредные свойства большинства знакомых им цветов и растений. Поэтому разбирались в том, какие из них можно просто употреблять в пищу, а из каких получить пряности или благовония. Богатейшая природа Индии настолько разнообразна, что она давала жителям такие растения, которых больше нигде не было, а они, в свою очередь, научились возделывать их и использовать с максимальной пользой для себя. Чуть позднее большое разнообразие пряностей и благовоний привлекло сюда много купцов из разных стран.
Предыстория
С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.
Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской
Хараппская или Индская цивилизация
Открытие этих городов стало первым свидетельством существования развитой цивилизации – ее называют цивилизацией долины Инда или хараппской, – которая возникла на Индостане около 2600 г. до н. э. и закончила существование ок. 1750 г. до н. э.
По оценкам археологов, население в Мохенджо-Даро и Хараппе составляло от 30 000 до 40 000 человек – столько же, сколько в городах Месопотамии той эпохи.
К настоящему времени археологи раскопали сотни городов и деревень хараппской цивилизации. Они раскинуты на территории ок. 680 000 км2. Почти все дома были построены из обожженного кирпича.
Реконструкция быта Хараппской культуры
В Лотхале нашли глубоководный док, выложенный из кирпича. Кирпич использовался также для строительства причалов и защиты от наводнений цитаделей, где находились общественные здания.
Дополнительной мерой предосторожности служило создание насыпей для строительства, поднимавшихся выше уровня наводнений. В городах проживали умелые ремесленники
Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии
В городах проживали умелые ремесленники. Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии.
Судя по глиняным игрушкам, найденным в поселениях, местные жители пользовались колесными тележками и плоскодонными парусными лодками, похожими на те, что плавают по Инду в наши дни.
На каменных печатях были выгравированы животные – слоны, носороги и быки. На многих печатях есть еще и надписи, но ученым пока не удается прочесть хараппское пиктографическое письмо.
Согласно последним данным, гибель хараппской цивилизации была, вероятно, связана с потеплением климата и пересыханием рек. Жители постепенно оставляли города, однако в сельской местности жизнь оставалась неизменной еще несколько сотен лет.
Упадок индийской цивилизации
Закат протоиндийской цивилизации
также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем.
Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране
постепенно. Больше всего, как
свидетельствуют археологические данные, пострадали
крупные центры цивилизации, расположенные на Инде.
В столицах Мохенджо-Даро
и Хараппе он происходил
в ХVIII—XVI вв. до н. э. По всей
вероятности, упадок Хараппы
и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше
Мохенджо-Даро. Северные районы
кризис поражал быстрее; на юге,
вдали от центров цивилизации,
хараппские традиции сохранялись дольше.
Тогда были заброшены многие
постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных
зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ
умирающей цивилизации. Другие
помещения перестраивались.
Использовали старый кирпич,
выбранный из разрушенных домов
Нового кирпича не производили.
В городах уже не наблюдалось
чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных
улицах стояли гончарные печи, что
не допускалось в прежние времена
образцового порядка. Уменьшилось
число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок
торговля. Сократилось ремесленное
производство, керамика стала более
грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.
Что же явилось причиной такого
упадка? Наиболее вероятными кажутся
причины экологического характера: изменение уровня морского дна,
русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой
наводнение; перемена в направлении
муссонов; эпидемии неизлечимых и,
возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки
лесов; засоление почв и наступление
пустыни как следствие крупномасштабной ирригации…
Определённую роль в упадке и гибели городов долины
Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период
в Северо-Восточной Индии
появляются арии — племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их
нашествие стало последней
каплей на чаше весов судьбы
хараппской цивилизации.
Из-за внутренних неурядиц
города не смогли противостоять натиску врага. Их
жители отправились искать
новые, менее истощённые
земли и безопасные места: на
юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому
сельскому образу жизни, как
было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы
культуры пришельцев-кочевников.
Раскопки и памятники
Первые случайные находки, относящиеся к древней цивилизации Инда, попадались европейцам с середины XIX века (Чарльз Мэйссон первым описал руины Хараппы в 1842 году; затем в 1856 году их посетил Александр Каннингем), но для науки протоиндийская цивилизация была открыта индийскими археологами Раем Бахадуром Дайя Рамом Сахни и Ракхалом Дасом Банерджи в начале 1920-х. Тогда начались планомерные раскопки холмов Мохенджо-Даро и Хараппы, которые продолжались до конца 1960-х (с перерывом, который был связан с началом Второй мировой войны). В то же время раскопки шли в других местах — Кот-Диджи (1955—1957), Амри (1959—1961), Калибанган, Лотхал, Рангпур, Аллахдино и пакистанской части пустыни Тар. К концу XX века археологами было обнаружено около 1000 поселений, принадлежащих к хараппской культуре. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего были исследованы два центра — Мохенджо-Даро и Хараппа.
Перечень археологических объектов индской цивилизации:
АмриДаймабадКалибанганКот-ДиджиНал-НундараЛотхалМергархМохенджо-ДароНаушароПиракХараппаЧанху-Даро
Андрей Скляров выдвигал версию гибели хараппской цивилизации и Мохенджо-Даро от ядерного оружия инопланетной цивилизации, освоившей межзвездные перелеты. Индийские тексты, упоминая об оружии большой разрушительной мощности, указывают на то, что оно принадлежало богам, свободно летающим на своих «виманах» как по небу, так и между звезд, – то есть представителям инопланетной цивилизации. И хотя это оружие применялось порой для уничтожения земных городов, основной целью были все-таки не люди, а те же самые боги. Боги воевали друг с другом!?
В текстах шумерских, индийских легенд и преданий говорится о том, что боги непрерывно конфликтовали между собой за власть над отдельными городами и целыми странами. Тексты «Махабхараты» указывают на то, что за всеми ядерными войнами стояли боги, воевавшие между собой за верховную власть среди богов.
Ведический период
Ведический (индоарийский) период (вторая половина 2 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. до н.э.) связан с появлением индоарийских племен на территории древней Индии, в эту эпоху появляется классовое общество.
Этот период начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продлился примерно до VII-VI вв. до н.э. По мнению самих индусов, религия Вед появилась значительно раньше – 6 тыс. лет назад. Ведический период начинается с Вед, которые являются главными священными сочинениями и религиозными текстами и в наши дни.
Замечание 1
Веды – сборник древнейших священных писаний индуизма на санскрите.
Еще этот период называют Ведизмом, имея ввиду развитие учений арийских племен, основу Ведических писаний составляет вечная борьба добра и зла.
Общественное устройство
Из-за отсутствия достаточного объема сведений источников наука не располагает точными данными об общественном строе. Выдвинутые гипотезы опираются на некоторые археологические материалы и на проведение аналогий с другими странами древнего востока. Судя по размерам городов, их планировке, имеющимся сооружениям, прямым улицам, водосточным каналам существовала определенная административная система, налаживавшая и регулировавшая проведение масштабных строительных работ.
Все постройки требовали использования достаточно большого объема разных ресурсов, которые нужно было добыть, и координации совместной трудовой деятельности многих людей. Эти обстоятельства обычно служат основанием считать, что в Хараппе существовала государственность. Следовательно, была категория населения, занимавшаяся специально управлением и получавшая доход за счет сборов (налогов или повинностей) с людей, работавших в сельском хозяйстве и ремесле. Этому может служить подтверждением деление городов на две части.
В цитадели должны были размещаться административные здания и проживать представители власти. Дома основной части населения города различаются по размерам, количеству жилых помещений, что может указывать на определенное имущественное расслоение. Само возникновение городов рядом с сельскими поселениями показывает выделение из среды земледельцев отдельных категорий, занимавшихся ремеслом и другими, связанными с городской жизнью видами деятельности.
Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры
В 1953 году археолог Мортимер Уилер предположил, что спад Хараппской-Индской культуры мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племён из Центральной Азии — ариев. В доказательство он привёл группу из 37 скелетов, найденную в разных частях Мохенджо Даро и упоминания в Ведах о битвах и крепостях. Однако вскоре другие учёные отвергли теорию Уилера, поскольку скелеты принадлежали периоду, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов проведённые Кеннетом Кеннеди в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.
Археологи — Кенойер и Хьюстон изложили объяснение — дальнейшие изыскания не обнаружили следов битв, сражений, захоронений, которые указывали бы на войну между жителями Индской цивилизации и «ариями». Города Поздней Хараппской культуры не были разрушены при штурмах, они были заброшены из за постепенной, нарастающей аридизации климата. Спутниковые снимки высохшего русла реки Сарасвати и раскопки вдоль её русла, указывают на то, что ширина реки, в период расцвета Хараппской — Индской культуры, достигала в период половодий 5 — 7 километров. когда она стала пересыхать, начался исход людей из мест, терявших свою привлекательность для жизни, в том числе на Юг и на Восток и в долины рек Ганг и Ямуна.
В Культуре Клабдища Н некоторые из рисунков на погребальных урнах, были итерпретированы через Ведическую литературу — например павлины с человеческими фигурами внутри их тел, что было истолковано как души мёртвых. Это может указывать на проникновение новых религиозных практик в этот период, но археологические данные не подтверждают гипотезу, что люди этой культуры были разрушителями городов Индской цивилизации.
Популярные темы сообщений
-
Творчество Гранина
Известный советский а позже и российский писатель Даниил Александрович Герман более известный как Гранин. Родился в небольшом селе Волынь под Курском, в 1919 году первого января.
-
Художественные символы народов мира
На нашей планете существует 251 страна. В этих странах проживает около 2000 видов народностей. У каждого народа свои традиции и обычаи, которые формировались и укреплялись на протяжении сотен лет.
-
Творчество Герцена
Среди писателей XIX века Герцен занимает особое место. Его прекрасный талант появился не только в художественном творчестве, но он показал свои шедевры философской и политической публицистике.
-
Шляпочные грибы
В современном мире известно почти 100 000 разновидностей грибов. Грибы могут быть одноклеточными, но основную массу составляют многоклеточные. Отдельную группу среди многоклеточных грибов составляют шляпочные грибы. Название свое шляпочные
-
Дни воинской славы
После распада СССР, в 1994 году в государственную думу поступил проект, который предполагал ввод праздников связанный с военными победами. Так в 1995 году после нескольких слушаний был принят закон «Дни воинской славы».
Зрелая Хараппская цивилизация
Продолжалась между 2600—1900 лет до нашей эры. По данным исследований от 2012 года, медленное перемещение муссонов в Азии на Юг, позволило развивать деревни в долине Инда, дополняя наводнения на реке и её притоках. Фермы, расположенные вдоль рек, благодаря периодическим наводнениям и дождям, смогли выйти на уровень перепроизводства сельскохозяйственной продукции, к избытку еды. Такое положение способствовало росту городов, однако городские власти и фермеры не заботились о развитии систем ирригации, полностью полагаясь на естественные муссонные осадки, которые орошали землю в летний период.
В процессе развития культуры, происходит рост городов, который увязывается с сокращением осадков. Люди вынуждены были укрупняться, что бы иметь больше людских и материальных ресурсов, для дальнейшего выживания и развития. К 2600-м годам до нашей эры, общины ранней Хараппы превратились в крупные города. Часть из них располагалась в нынешнем Пакистане — Хараппа, Ганверивал, Мохенджо-Даро. Другие, на территории нынешней Индии — Дхолавира, Калибанган, Ракхигархи, Рупар, Лотхал. Общее число археологических объектов в виде поселений и городов — 1052, все в районе реки Инда и его притоков
Литература
Тесно связанная с этими религиозными событиями, Древняя Индия создала фантастически богатую литературу. В течение столетий после прибытия в Северную Индию арийцы написали просто изобилие стихов, сказаний, гимнов, заклинаний, причем развивали и в устной традиции, известной как Веды. Другая литература, написанная к концу Ведической эры, – это Упанишады, сборник произведений прозы и поэзии, в которых исследуются глубокие религиозные и философские концепции, в том числе идея о том, что материальный мир является иллюзией. Позже в истории Древней Индии религиозные и другие идеи стали выражаться в коротких текстах, называемых сутрами. Самые ранние джайнские и буддийские писания были в этой форме, излагая высказывания своих основателей в краткой, содержательной форме. Наряду с этим возникла традиция сложной эпической поэзии. Наиболее известными примерами являются Рамаяна и Махабхарата. Они пересказывают известные события в полу-реальной, и полу-мифологической истории Индии.
Наряду с религиозными трудами, Древняя Индия выпускала труды по математике, медицине и политике. наверно, не стоит упоминать, что многие науки пришли к нам именно из Индии, а ученые ценились в древности на вес золота благодаря своим знаниям.
Все эти произведения написаны на санскрите, древнем языке арийцев. Это индоевропейский язык, отдаленно связанный с персидским, греческим, латинским, немецким и другими языками. Санскритская письменность была основана на арамейском алфавите, который пришел в Индию с Ближнего Востока около 6 века до н. э.
Природа Индии
(См. также Боги Древней Индии)
Индия состоит из материковой части и полуострова Декана. Материковая часть, Арьяварта (страна ариев), бывшая родиной индийской культуры, в свою очередь распадается на долины рек Инда и Ганга, отделенные одна от другой пустыней. Обе реки, начинаясь в Гималаях, принимают в своем течении многочисленные притоки и впадают в море несколькими рукавами, образующими большие дельты. Как одна, так и другая долина в высшей степени плодородны, но в общем страна Ганга по богатству своей природы значительно превосходит область Инда. Так как в жаркую пору года в Индии выпадает очень мало дождя, то жители должны бороться против засухи искусственным орошением почвы, хотя и это не всегда предохраняет страну от неурожаев и голода. К югу от обеих долин находится постепенно суживающийся полуостров Декан, представляющий собою плоскогорье, реки которого текут на восток. Здесь своими наносами они образовали низменный берег с местами, удобными для стоянки судов. Таким образом главные области Индостана обращены к востоку, что оказало свое влияние на историю индийцев, так как вследствие этого они были очень долго обособлены от остального исторического мира. Природа Индии поражает своею грандиозностью, и уже древние смотрели на Индию, как на страну чудес. Тропические грозы, дремучие леса и масса самых свирепых зверей и ядовитых змей порождали в душе жителя страх перед природою и направляли его воображение на создание самых чудовищных образов, что отразилось и на позднейшей религии Индии.
Древняя Индия. Карта
Общество и экономика
Ведическая эпоха была “темной эпохой” в индийской истории, поскольку это было время жестоких потрясений, и никакие письменные свидетельства того периода не сохранились, чтобы пролить свет на нее. Это была, однако, одна из самых формирующих эпох древней индийской цивилизации. Что касается общества, то приход арийцев в Древнюю Индию и их становление в качестве доминирующей группы породили кастовую систему. Это разделило индийское общество на слои, подкрепленные религиозными правилами. Первоначально существовало всего четыре касты: священная каста, каста воинов, крестьяне и торговцы, а также чернорабочие. За пределами кастовой системы существовали «неприкасаемые» – отдельная каста.
Несмотря на то, вскоре арийское общество превратилось в более оседлое и более городское общество, касты сохранились. Новые религиозные движения, Джайны и буддисты, восстали против него, проповедуя, что все люди равны. Однако, каста так и не была отменена.
Древняя индийская цивилизация
Древняя
индийская цивилизация
Особенность
индийскойцивилизации
Возникновение цивилизации. Хараппа и
Мохенджо-Даро
Ареал распространения и хронология
Города и поселения
Проблемы этногенеза
Основные занятия населения
Язык и письменность
Упадок Хараппских городов
Образование государств в долине Ганга
Освоение долины Ганга
Возникновение государства
Социальная структура индоариев
Общинно — кастовая система
Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э.
Англичане в Индии (XVIII — середина
XIX в.)
Заключение
Литература
Изучение древней
Индии представляет большой интерес для исследования не только собственно Индии,
но и исторического процесса в целом, ибо позволяет на примере одной из
крупнейших стран Востока проследить и общие закономерности этого процесса, и
специфические особенности исторического развития данной страны, определить
вклад, внесенный ею в сокровищницу мировой цивилизации.
Достижения
археологии, истории, лингвистики и литературоведения дают возможность по-новому
подойти к оценке многих исторических событий и фактов культуры прошлого,
пересмотреть некоторые традиционные представления.
Древняя
цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем,
что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. До археологических
раскопок крестьяне Египта или Ирака ничего не знали о культуре своих предков, а
их греческие собратья, скорее всего, имели лишь смутное представление о славе
Афин времен Перикла. Иначе обстояло дело в Индии. Первые европейцы, посетившие
эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры,
даже преувеличивали ее и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она
будто бы не претерпела серьезных изменений. В легендах, которые по сей день
известны рядовому индийцу, упоминаются имена мифических вождей, живших за
тысячу лет до нашей эры, а ортодоксальные брахманы поныне во время ежедневных
молитв повторяют гимны, сложенные еще раньше. Фактически Индия – страна с
древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.
Самые ранние
очаги урбанистической культуры и первые протогосударства в Северной Индии,
прежде всего в долине Инда, возникли в III тысячелетии до н.э. Именно с III тысячелетия до н. э. цивилизация – если понимать под
цивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширной
территории – почти одновременно начала развиваться в долинах рек Нила, Евфрата
и Инда. Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за
того, что индийская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих
пор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев
долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти
не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений.
Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том насколько индийская цивилизация
первична — в том смысле, что многие важные культурные импульсы для своего
первоначального развития она явно получила извне. Вместе с тем не только
самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой
культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания в
конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане
самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения
уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее
исходно-структурных принципов.
Культура, наука и искусство Древней Индии
Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).
Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.
Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.
Немалыми были достижения индийцев и в научной области:
- Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
- Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
- Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
- Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).
Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.
Особенности государства
В III тысячелетии до н. э. на полуострове Индостан было два центра индийской цивилизации – крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа. Большая часть населения была представлена дравидами, которые слыли прекрасными земледельцами.
В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.
Каждое арийское племя имело своего предводителя – раджу. Поначалу их выбирали, но со временем правление стало передаваться по наследству. Раджи были заинтересованы в расширении земель и укреплении своих царств, а потому находились в состоянии непрерывных войн друг с другом.
Рис. 2. Раджа.
В Древней Индии существовали две форма судов: высшие (царские) и низшие (внутриобщинные). Сторона, неудовлетворенная решением низшего суда, могла обратиться к царю и приближенным брахманам для повторного рассмотрения дела.
В этот период образовалась религия под названием брахманизм, в центре которой был бог Брахма – высшее божество, творец вселенной, самый первый и могущественный среди богов в индуистских мифах.
Под влиянием брахманизма все общество в Древней Индии было разделено на социальные группы – варны:
- Брахманы – жрецы, жившие в храмах на доходы от жертвоприношений.
- Кшатрии – каста воинов, которые прекрасно владели оружием, управляли колесницами, были отличными наездниками.
- Вайшьи – земледельцы и ремесленники. Также к этой варне относились пастухи и торговцы.
- Шудры – самая низшая и неуважаемая варна, состоящая из слуг.
Принадлежность к варне передавалась по наследству, и ее никаким образом нельзя было поменять. Так в обществе Древней Индии еще сильнее выкристаллизовалось социальное неравенство.
Большое значение в индуистских религиях имела дхарма – свод правил, необходимых для соблюдения космического баланса. Это праведный путь, нравственные принципы, соблюдение которых поможет человеку достичь просветления.