Конфуций: жизнь и учение

Содержание

Конфуций (551 г. до н.э. — 479 г. до н.э.) был китайским философом, учителем и политиком. Его подходы оказали большое влияние на образование, а также на моральные и социальные нормы и способ руководства государством. Оно превзошло то, что было предшественником конфуцианства.

В своей доктрине он усилил ценности китайского общества, которые традиционно характеризовали его. Семья и предки очень важны в его мышлении, помимо того, что они рассматриваются как элементы, которые представляют собой основы хорошей государственной структуры.

Конфуцианская мысль была особенно заметна в династиях Хань, Тан и Сун. Моральные предложения Конфуция сыграли фундаментальную роль не только для азиатских обществ, но и для всего остального мира.

Конфуцианство не является религией само по себе, но оно имеет духовные аспекты и демонстрирует кодекс поведения, в котором уважение и дисциплина являются ключевыми. В популярном «золотом правиле», созданном Конфуцием, говорится, что никто не должен делать с другим то, что он не хотел бы, чтобы они делали с собой.

Учение

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Император постепенно утрачивал власть, отдавая на откуп правителям отдельных княжеств. Патриархальное устройство государства пришло в упадок. Междоусобные войны привели народ к обнищанию.

В 528 году до н. э. умерла Янь Чжэнцзай, мать Конфуция. Следуя традиции траура по родственнику, он ушел в трехлетнюю отставку. Этот уход позволил философу изучить древние книги и создать философский трактат о правилах взаимоотношений в построении гармоничного государства.

Когда философу шел 44 год, его поставили на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. С высоты поста Конфуций взывал ко власть имущим наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях — «объяснять людям их обязанности и учить».

Конфуций еще некоторое время проработал чиновником нескольких княжеств. Но невозможность смирения с новой политикой государства заставила подать в отставку. Он начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал до смерти. Остаток своей жизни Конфуций провел с учениками, работая над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и другими фолиантами китайской философии. Из классического наследия самого Конфуция достоверно установлена подлинность лишь одной — «Весна и Осень».

Историки Китая насчитывают около 3 тысяч учеников философа, однако достоверно известно о 26. Любимым учеником Конфуция считается Янь-юань.

По цитатам высказываний древнего философа его ученики составили книгу изречений «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Создано «Да-сюе» («Великое Учение») — книга о пути совершенствования человека, «Чжун-юн» («Книга о середине») — о пути постижения гармонии.

Экономика

За свою долгую историю Китайская империя пережила времена большого коммерческого и финансового процветания. Эти моменты совпали с периодами мира и централизованного управления.

С другой стороны, экономическая ситуация была тесно связана с падением разных династий. Таким образом, когда урожайность их сельского хозяйства была недостаточной, власти и землевладельцы увидели, что их власть ослабла, и столкнулись с восстаниями, которые в конечном итоге свергнули их.

Сельское хозяйство было важнейшим видом экономической деятельности в империи. Производство было предназначено для удовлетворения всех потребностей населения, и наиболее распространенными культурами были рис, сахарный тростник, ячмень и пшеница. Еще одним основным видом деятельности была добыча полезных ископаемых, поскольку территория была богата железом, свинцом, медью и золотом.

Первые императоры, кроме того, пытались объединить огромную территорию в экономических вопросах, чтобы стимулировать торговлю. Среди прочего, они чеканили монеты и стандартизировали измерение веса.

От эпохи Пяти династий до юаньской династии

За Танами последовал период Пяти династий (907—960), на смену которому пришли Северные и Южные Суны (960—1279), династии Ляо (916—1125), Западная Ся (1034—1227) и Цзинь, или чручжэньская династия (1115—1234). Юаньская, или монгольская, династия объединила Китай в 1271 г. и управляла страной до 1368 г.

В течение этого периода феодальные отношения претерпели большие измене­ния. Наследственное землевладение пришло в упадок, крестьяне становились все менее и менее зависимы от своих хозяев. Класс феодалов, чтобы увеличивать свое состояние, вынужден был прибегнуть к купле-продаже земли и эксплуатации крестьян путем сдачи им земли в аренду и получения с них ренты.

В этот период интенсивно развивались сельское хозяйство, ремесло, наука и техника, литература и искусство. Народ стал выращивать хлопок, и соответственно стало развиваться хлопкоткачест­во Совершенствование техники хлопкоткачества связано с именем Хуан Даопу. «Книга о земледелии» («Нун шу»), на­писанная двумя специалистами в области сельского хозяйства Чэнь Фу и Ван Чжэном, отразила современные им до­стижения в этой отрасли. Дальнейшее развитие получило книгопечатание с резных досок после того, как Би Шэн, живший при Северной Сун, изобрел по­движной наборный шрифт. Изобретен­ный ранее компас в конце 11 в. стал при­меняться при мореплавании. Осмыслив многовековой опыт строительства, Ли Цзе написал свой знаменитый труд “Ме­тоды архитектуры” («Инцзао фа ши»). Шэнь Ко, ученый эпохи Северная Сун, в своем монументальном труде “Мэн си би тань” изложил результаты своих иссле­дований в области физики, биологии и геологии. Юаньский ученый Го Шоуц- зинь, изучая древнекитайские календа­ри, составил календарь, указывавший время («Шоу ши ли»). Он также изобрел астрономические приборы. В области литературы сунский период наиболее известен своей поэзией в стиле “ци”, а юаньский — музыкальной драмой. Зна­менитые поэты и писатели этого време­ни — Су Ши, Ли Цинчжао, Синь Цицзи, Ло Ю, Гуань Ханцин и Ван Шифу. При династиях Сун и Юань процветала торговля. В Китай приезжало много ино­странных купцов и путешественников, в том числе венецианец Марко Поло. В своей книге “Путешествия” он дал жи­вое описание современного ему Китая. Ибн-Батута, марокканец, также посе­тил Китай и оставил ценнейшие записи наблюдений о китайском обществе того времени.

В этот период чаще, чем в предшествую­щие, вспыхивали крестьянские восста­ния. Характерными лозунгами кресть­янских армий были лозунги равенства богатых и бедных и передела имущества. Крестьянские войны, разразившиеся в конце правления юаньской династии — самые крупные в этот период, — свергли монгольское господство.

Философия

Хотя мысли Конфуция с течением времени приобрели религиозный характер, они изначально были задуманы как моральный кодекс, поскольку они касаются образа поведения, которому должен следовать примерный человек в соответствии с китайскими традициями.

Сам он считал себя не создателем идей, которые он исповедовал, а исследователем традиций и составителем мудрости предков через классиков, утративших свою актуальность во времена Империи Чжоу.

По мнению Конфуция, образование должно быть универсальным, поскольку он считал, что мудрость может принести пользу любому. С его точки зрения, знания позволяли каждому вести себя надлежащим образом и достигать удовлетворения в соблюдении морали.

В своих учениях он не пренебрегал религиозным аспектом, выраженным в обрядах, к которым он был привязан с самого раннего возраста. Таким образом, он превозносил значение предков, которые являются одной из опор китайского общества.

В конфуцианской философии небеса — это гармоничное целое. Отсюда следует божественное право, которое, например, наделено властью правителя. Несмотря на это, люди должны постоянно становиться достойными, совершенствуя себя и соприкасаясь с внутренней божественностью.

Память

Через год после смерти Конфуция в Китае начались торжества памяти великого философа. Памятные мероприятия в Поднебесной возобновились в 1984 году, тогда же — Международный фестиваль конфуцианской культуры. В Китае проводятся конгрессы на тему конфуцианства. За достижение успехов в образовательной сфере награждают премией имени Конфуция. В 2009 году Китай праздновал 2560-летие мыслителя.

С 2004 года в мире открываются «Институты Конфуция». Идея создания — популяризация китайской культуры и языка. Институты Конфуция стажируют в Китае студентов и преподавателей. Организовывают слеты, посвященные Китаю конференции, проводят языковой тест «HSK». Кроме «институтов» основаны «классы» определенного профиля: медицины, бизнеса и пр. Финансирование и поддержку оказывает Министерство образования Китая вместе с центрами синологии.

В 2010 году в прокат вышел фильм-биография «Конфуций». Главную роль исполнил Чоу Юньфатом. Проект вызвал много противоречий у зрителей и критиков. Китайцы посчитали, что актер, исполняющий роль Конфуция, слишком много снимался в боевиках и фильмах о боевых искусствах. Он не сможет правильно донести образ великого учителя, а превратит философа в «героя кунг-фу». Публику беспокоил и кантонский язык актера (Чоу Юньфат родом из Гонконга), поскольку фильм снимался на языке путунхуа.

Прямой наследник Конфуция Кун Цзянь подал в суд на кинокомпанию, требуя удалить из фильма «романтическую» сцену разговора Конфуция и Нан-цзы.

Конфуций примерял столько образов за историю Китая, что иногда вызывает протест у этнографов. С именем философа связано немало ироничных притч и анекдотов. Так, китайский историк Гу Цзегана посоветовал «принимать по одному Конфуцию за раз».

Происхождение и образование

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все-таки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова.

Философ, получивший признание уже в 20 лет,  создал целое учение – конфуцианство, которое оказало огромное влияние на историю становления государств Юго-Восточной Азии. Он систематизировал летописи различных китайских княжеств, основал первый университет в Китае, написал специальные правила поведения для всех сословий Китая.

Конфуций происходил из древнего китайского аристократического рода,  к моменту рождения философа (551 год до н.э.) уже обедневшего. Его отец умер, когда мальчику исполнилось 3 года, а мать, будучи всего лишь наложницей, была вынуждена уйти из семьи и жить с сыном самостоятельно.

Именно поэтому Конфуций очень рано начал работать, занимаясь параллельно самообразованием и осваивая положенные каждому чиновнику и аристократу Китая искусства.  Образованного юношу скоро заметили, и он начал свою карьеру при дворе в царстве Лу.

Золотой век классического учения

Периоды социальных и политических подъемов рождают великих мыслителей, а жаркие споры между ними создают ситуацию, при которой “соперничают сто школ”.

Известный мыслитель Конфуций (551 479 до н.э.) был составителем записок “Весна и Осень” и редактором таких классических книг, как “Книга истории”, “Книга песен” и “Книга перемен”. Большую часть своей жизни он оставался частным учителем и стремился к тому, чтобы образование, которое было привилегией аристократии, стало доступным большинству членов общества. Конфуций обучил более 3 тыс. учеников, 72 из них стали выдающимися личностями. В политике он отстаивал сохранение аристократической иерархии и выступал за возврат к классической эры чжоуских правителей Вэня и У. Однако во времена, когда власть рабовладельцев сменялась властью помещиков, это было уже неосуществимо.

Вызов конфуцианскому учению был брошен моистами. Моцзы, основавший школу моизма, жил и трудился в 468-376 гг. до н.э. В то время как Конфуций делал упор на учении о гуманности как основополагающем принципе управления, которая должна была сочетаться со строгим соблюдением ритуалов, Моцзы отстаивал принцип “всеобщей любви”  и не видел пользы в обычаях. Он был противником подбора правительственных чиновников по принципу богатства и знатности и предлагал систему, при которой любому способному человеку, даже крестьянину, предоставлялась возможность занять высокий пост. Моисты были также и пацифистами, в области философии они развивали материалистическое положение о том, что подлинность знаний доказывается фактами и объективными результатами.

Не менее влиятельной была и школа да­осизма, основанная современником Конфуция Лаоцзы, которого позднее по­следователи даосской религии стали на­зывать Верховным властителем Неба. Он заменил традиционную концепцию о боге или верховном существе теорией пути (дао) — своего рода духовном на­чале, управляющем всем вне зависимо­сти от пространства и времени. Его поли­тическая утопия базировалась на суще­ствовании примитивной сельской общи­ны, которой были еще неизвестны лод­ки, повозки, сложные орудия труда и войны. Его философское учение интер­претировалось в некоторых случаях как доктрина “недеяния” или “действия без насилия” и содержала элемент диалек­тики, особенно в подходе к единству противоположностей.

Политическими радикалами того вре­мени были легисты. Выдающийся ли­дер этой школы Хань Фэйцзы (?—233 до н.э.) рассматривал исторический процесс с эволюционистских позиций и утверждал, что каждая эпоха более прогрессивна по сравнению с предшествующей. Он считал бесполезным обращение к прошлому, которое ни­когда не вернется, и подчеркивал не­обходимость отказа от устаревших, изживших себя принципов. Тремя главными инструментами правителя (с помощью которых тот должен уп­равлять), говорил он, являются закон, тактика и власть. Легисты были идео­логами, возвещавшими приближение эпохи господства феодальной аристок­ратии. Неудивительно, что большин­ство известных легистов погибло от рук консерваторов, защищавших ста­рые порядки рабовладельческого госу­дарства.

Среди других школ, действовавших в период Весны и Осени и Сражающихся царств, были натурфилософы, сторон­ники учения об инь и ян, которые изуча­ли взаимоотношения между позитивным и негативным началами; логики, которые изучали соотношение имени и сущности; политические стратеги, которые маневрировали, используя противо­речия между государствами; эклектики, основывавшие свои теории на сближе­нии существовавших школ философской мысли; аграрники, заботившиеся о здо­ровой сельскохозяйственной экономике и благосостоянии народа; и неофициаль­ные историки, черпавшие важную ин­формацию из неофициальных источни­ков. В области литературы сочиненные Цюй Юанем пространная лирическая поэма “Элегия отрешенного” («Лисао») и “Чуские строфы” («Чуцы») наряду с “Книгой песен” считаются ценнейшей частью китайского литературного на­следия.

Взносы

Самым далеко идущим вкладом Конфуция была его философия, известная как конфуцианство, которая, хотя и не утвердилась при его жизни, оказала большое влияние в Азии после его смерти

В Китае он добился очень важного бума, став одной из основ правительств этого региона

Со временем конфуцианство претерпело изменения, которые выродились в своего рода религию, хотя Конфуций никогда не задумывался как таковая. Он пытался вернуться к порядку, установленному китайцами в древние времена.

Его видение образования было революционным, поскольку он был одним из первых, кто считал, что образование должно быть универсальным и не предназначаться для знати или тех, кто может позволить себе учение мудреца.

Также среди его наследия миру есть предложение о том, что правитель, хотя и навязанный милостью Космоса, должен стать достойным своего положения, потому что, если он не сделает этого, люди обязаны найти лидера, который предлагает им хороший пример, помимо справедливости и доброжелательности.

Большинство его философских идей нашли отражение в таких текстах, как Анаклеты Конфуция, которые были составлены его учениками, Четыре книги или Пять классиков, которые иногда приписываются непосредственно ему.

династия Хан

Сын и наследник первого императора был слабым правителем, который вскоре вызвал неприязнь населения. Лю Бан, крестьянский лидер, возглавил восстание, в результате которого был свергнут монарх.

На престол взошла династия Хань, самая продолжительная за весь имперский период (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Всего эта династия насчитывала 15 императоров.

400 лет правления Хань ознаменовали собой историю страны. Среди прочего, они расширили границы империи до южных районов современного Китая.

Ханьцы также были ответственны за начало торговли с Западом через Шелковый путь. Еще одним его достижением было изобретение бумаги.

В этот период было восстановлено конфуцианство, а также классические китайские учения, отвергнутые Цинь.

Религиозная мысль

Согласно китайским традициям, порядок в мире исходит прямо с небес; то есть это была основная сущность, которой нужно поклоняться. Конфуций был искренне привязан к обрядам с самого раннего возраста, практиковал их на протяжении всей своей жизни и рекомендовал сохранить культ.

Несмотря на это, его учение никогда не имело строго религиозного характера, поскольку оно не касалось происхождения богов, а скорее сосредоточивалось на формах жизни, которые люди должны практиковать.

Он никогда прямо не говорил о поклонении предкам, хотя это была одна из важнейших составляющих культуры Китая. Конфуций действительно выразил то, что сын обязан уважать своего отца и его образ действий при жизни, но также и после смерти родителя.

Для Конфуция было важно, чтобы люди находили гармонию с небом. Это было возможно только через развитие интеллектуальности и самопознания, благодаря которым достигается Ли, что является хорошими качествами

Он считал, что хороший правитель должен придерживаться обрядов, чтобы они пустили корни в его народе.

Выход из суда

Считается, что, несмотря на то, что Конфуций был очень лоялен королю, присутствие других членов правительства было неприятным. Непоколебимая мораль, составлявшая конфуцианские реформы, угрожала жизни придворных, и такая честная фигура представляла угрозу.

Среди политики, которую Конфуций предложил правителям Лу, было воплощение примера, которому должны следовать их подданные, вместо того, чтобы запугивать их жестокими законами, поскольку это был лучший способ предотвратить проступки.

Одним из способов добиться его долгожданных реформ было обрушить стены каждого из городов, в которых доминировали три семьи, чтобы помешать лейтенантам решиться восстать против своих лордов и использовать их в ущерб своим лидерам.

Но чтобы добиться этого, каждый из дворян должен был образцово править. Более того, в идеях Конфуция подразумевалось, что, если правитель не будет править разумом и действием в постоянном стремлении к благу своего народа, как отец со своей семьей, то он может быть низложен.

Поняв, что его идеи не будут приняты Лу, Конфуций решил отправиться в другие королевства, чтобы попытаться найти правителя, который хотел бы реформировать его государство.

Биография Конфуция

Конфуций появился на свет ок. 551 г. до н.э. в провинции Цюйфу. Он происходил из знатного рода Кун и являлся потомком полководца императора Вэй-цзы. За хорошую службу императору Вэй-цзы получил в награду царство Сун и княжеский титул чжу хоу.

К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы обеднел и утратил былое влияние. Один из его предков по имени Му Цзинфу был вынужден бежать из родного царства на чужбину. В итоге он обосновался в княжестве Лу.

Детство и юность

Отец Конфуция, Шулян Хэ, имел двух жен. Первая родила ему 9 дочерей, а вторая сына, который умер еще в детстве. Матерью будущего философа являлась 17-летняя наложница отца по имени Янь Чжэнцзай. Интересен факт, что девушка была на 46 лет младше своего господина.

Конфуций лишился отца еще в младенчестве. Отношения между его матерью и старшими женами покойного отца были ужасными. Старшая ненавидела Янь Чжэнцзай только потому, что не могла родить мальчика, что на то время было настоящей трагедией для китаянки.

Вторая супруга, которая лишилась ребенка, недолюбливала молодую девушку по тем же причинам. Не желая продолжать жить под одной крышей с женами покойного супруга Янь Чжэнцзай вернулась домой в город Цюйфу.

Стоит отметить, что девушка отказалась жить в доме родителей, решив самостоятельно воспитывать и заботиться о Конфуции. Она побуждала ребенка стать достойным продолжателем рода, стараясь обеспечить сына всем необходимым.

Конфуций с ранних лет начал много работать, поскольку хотел облегчить жизнь матери. Узнав от мамы, что он происходит из знатного рода, мальчик начал заниматься самообразованием. Особенно глубоко он осваивал искусства той эпохи.

Став весьма образованным человеком юноша удостоился почетных обязанностей. Его поставили ответственным за прием и выдачу зерна, а позже доверили пост чиновника, отвечающего за скот. На тот момент биографии ему было около 25 лет.

ссылки

  1. Происхождение конуцианства, Корейское общество, (н.д.). Взято с chasonkorea.org
  2. Конфуцианство, Джудит Берлинг, (н.д.). Взято с asiasociety.org
  3. Конфуцианство, Ту Вейминг, 16 марта 2018 г. Взято с сайта britannica.com
  4. Культурные верования и практики: роль конфуцианства (н.д.). Взято из stanford.edu
  5. Конфуцианство, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания
  6. Конфуцианские Практики, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания
  7. Символы конфуцианства, факты религии, н.д. Взято с вероисповедания
  8. Конфуцианские Тексты, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания

Возвращение

В 484 г. C., после почти 12 лет путешествий Конфуций вернулся на родину. Считается, что он контактировал с герцогом Ай, правившим государством Лу, а также с семьей Цзи. Когда он вернулся, учитель отказался от участия в политическом управлении государством.

Конфуций решил, что образование и интеллектуальная деятельность — это путь, которым он будет идти до конца своих дней. Он изучал и комментировал великих классиков китайской литературы, таких как Книга песен Y Документальная книга.

Он также написал хронику Лу, ​​которая называлась Летопись весны и осени. Другими интересами последнего периода жизни Конфуция были музыка и традиционные ритуалы, которые ему всегда нравились.

Говорят, что в последние годы своей жизни философ также работал над одним из своих самых влиятельных произведений, поскольку он служил основой конфуцианства: Анаклеты Конфуция.

Несмотря на это, авторство этого текста принадлежит не только китайскому мастеру, но позже он был также отредактирован его учениками и последователями, поэтому многие думают, что его учение было искажено.

На чиновничьем поприще

Полученное образование позволит Кун-Цзы состоять на службе у клана Цзи в царстве Лу. Сначала он получил должность распорядителя амбаров, позднее отвечал за скот, управляя фермами. Поначалу свою работу молодой чиновник воспринимал как некое священное дело — пытался вникнуть во все детали, постоянно беседовал, хотел овладеть всеми тонкостями дела. «Мои счета должны быть верны — вот единственное, о чем я должен заботиться», — утверждал Конфуций.

Но чем больше проникал ученый в суть вопроса, тем более он убеждался в продажности и злоупотреблениях чиновников. Это были тяжелые для страны времена, когда империя Чжоу находилась в глубоком кризисе, а авторитет императора сильно упал. Все это привело к усилению местных царей, окружавших себя незнатными и алчными чиновниками. Философ приходит к выводу, что спасти положение может лишь возврат к заветам старины.

Доклад на тему Конфуций. Доклад: Конфуций

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге ‘Лунь юй’ (‘Беседы и суждения’).

Жизнь

Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать — когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг ‘Ши цзин’ и ‘Шу цзин’, ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов — ‘Лунь юй’ (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).

Учение

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: ‘Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее’ (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: ‘О как же ослабла я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна’ (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип ‘человечности’), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип ‘справедливости’)

Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — ‘сыновняя почтительность’). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед ‘ритуалом’ (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству

Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: ‘Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном’ (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого ‘благородного мужа’ (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

Культ Конфуция. Конфуцианство

Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: ‘Не научившись служить людям, можно ли служить духам?’ (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как ‘наука’ вообще, а конфуцианцы — ‘жу’, т. е. просто как ‘ученые’, ‘образованные’).

Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.

Ритуал

Это священный закон, которого придерживается конфуцианство. Кратко описать его значение можно так: ритуал – это не заученные правила поведения человека, а осмысленные им поступки, жесты и слова. Это самостоятельное явление, которое люди должны перенимать с молоком матери. Это данный от природы дар жить правильно и красиво. Понятие ритуала сложное, многогранное. Конфуций не раз говорил, что не всегда удаётся его соблюдать. Даже праведные предки часто сбивались с дороги.

По Конфуцию, человек должен любить ближнего, чувствовать ответственность за исполнение своего долга перед обществом и страной, быть искренним и преданным, заботиться о младших и почитать старших. На этих качествах и основывалось учение философа. Нормы поведения в семейном кругу он переносил на огромную империю. Залог спокойствия и процветания Поднебесной в том, что каждый находится на своём месте и чётко исполняет возложенные на него функции, говорил Конфуций. Он называл это «да лунь» – принцип взаимоотношений между людьми, основным стержнем которых выступает человеколюбие. И это основное правило гармоничного общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: