Французский философ, математик, механик и физик рене декарт: биография, труды, учение

Введение. Основная информация о философе

Рене Декарт — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Рене родился 31 марта 1596 года во Франции. Его мать Жанна Брошар умерла, когда ему был 1 год. Отец, Хоаким Декарт, был судьей и членом парламента в городе Ренн и редко появлялся в Лаэ; Мальчика воспитывала бабушка по материнской линии. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью, его тяга к науке была настолько сильной, что отец в шутку стал называть Рене своим маленьким философом.

Декарт получил начальное образование в иезуитском колледже Ла-Флеш, где его учителем был Жан Франсуа. В колледже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда студенткой, позже священником), будущим координатором научной жизни Франции, и Жаком Валле де Барро. Религиозное образование только укрепило у молодого Декарта скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивное (математическое) рассуждение над результатами воспроизводимых экспериментов.

В 1612 году Декарт окончил колледж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где в течение нескольких лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем поступил на военную службу (1617 г.) — сначала в революционной Голландии (в те годы — союзнице Франции), затем в Германии, где участвовал в короткой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). В Голландии в 1618 году Декарт познакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманном, который оказал значительное влияние на его становление как ученого. Декарт провел несколько лет в Париже, занимаясь научной работой, где, среди прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время еще никто не был готов оценить. Затем — еще несколько лет участия в войне (осада Ла-Рошели).

По возвращении во Францию ​​выяснилось, что вольнодумство Декарта стало известно иезуитам, и они обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переехал в Голландию (1628 г.), где провел 20 лет в уединенных научных занятиях.

Там он поддерживает обширную переписку с лучшими учеными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые разные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он завершил свою первую программную книгу под названием «Мир» (Le Monde), состоящую из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент публикации оказался неудачным — годом ранее инквизиция осудила Галилея. Поэтому Декарт решил не публиковать это произведение при жизни. Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко. В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза о его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта были сходны с симптомами, возникающими при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в «Индекс запрещённых книг», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.

Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Хотя Национальный конвент ещё в 1792 году планировал перенести прах Декарта в Пантеон, сейчас, спустя два с лишним века, он всё так же продолжает покоиться в часовне аббатства.

Клинический этап

Во второй половине XIX века нашей проблемой занимались преимущественно физиологи и клиницисты. Дело в том, что интроспективная психология часто не видела большого смысла в том, чтобы изучать взаимосвязь души и мозга. Считалось, что разум можно изучать отдельно от физиологии.

Ещё по этой теме


Коннектомы и когнитом: гиперсетевые модели мозга

Иногда случалось так, что человек получал травму мозга, которая меняла его поведение. Клиницисты изучали, каким образом связаны эти два явления. Именно с этих позиций критиковалась интроспективная психология. Ученые-физиологи смогли открыть и назвать различные структуры головного мозга — например, центры речи, слуха, зрения, движений и многие другие. Вы наверняка слышали о случаях, когда люди с повреждённым мозгом живут полноценной жизнью. Но всё-таки гораздо чаще нарушения в тех или иных областях приводят к потере какой-либо психической функции.

В это же время Иван Павлов первым начал экспериментировать на здоровых животных. Основной процесс, который регистрировался в его лаборатории — это слюнотечение, а участниками этих известных экспериментов были собаки. Этот процесс есть реакция на условный и безусловный стимул, или рефлекс.

Если я пролью на вас горячий кофе, то вы почувствуете боль и сделаете резкое движение назад — это безусловный рефлекс.

Но если я каждый день буду лить на вас горячий кофе, то вы научитесь новому поведению — это условный рефлекс. То есть, теперь вы не только реагируете на раздражитель, но и умеете его предотвратить. Например, избегать встречи со мной в то время суток, когда я проливал на вас кофе.

Рефлекс пришел из философии все того же Декарта и был признан основой нервной деятельности. Благодаря труду физиологов и неврологов было описано много клинически важных рефлексов. Они использовались для диагностики поражений отделов нервной системы и помощи больным. Научное заблуждение на данном этапе состояло в том, что психологические понятия заменялись на физиологические

Сегодня не только стимул, а даже понятие «инстинкт» используют в научном сообществе с осторожностью

Философия

Декарт считается первым мыслителем современности, учитывая, что благодаря его концепциям рационализм как доктрина сделал свои первые шаги.

В контексте, в котором жил Декарт, предложение новой философии соответствовало революционным и довольно смелым действиям, поскольку выдвижение его предложения означало подвергнуть сомнению средневековую философию.

Для Декарта реализм, на котором базировалась действовавшая в то время философия, был несколько наивным, поскольку он считал реальным то, что воспринималось.

Декарт объясняет, что, получая знание о чем-либо, мы действительно получаем нашу идею об упомянутом знании, и что для того, чтобы узнать, действительно ли упомянутое знание, необходимо проанализировать его и найти абсолютную уверенность.

Образование

В возрасте 10-11 лет Рене, наконец, достаточно выздоровел, чтобы начать учебу. Он поступил в Иезуитскую школу Ла-Флеша. Из-за слабого здоровья ему было разрешено вставать утром позже других учеников. Декарт обладал огромным любопытством и без конца задавал вопросы. Он провел 7-8 лет в Ла-Флеше, изучая логику, теологию, философию, латинский и греческий языки. Последние два предмета, которые изучал Рене Декарт, – математика и аристотелева физика, которая почти полностью была неверна.

Рене узнал что-то из работ Галилея, включая его недавние удивительные открытия спутников Юпитера. В это время Галилео еще не опубликовал свои величайшие произведения, опровергшие физику Аристотеля, которые в будущем стали источником его проблем с католической церковью.

В 1614 году в возрасте 18 лет Рене Декарт покинул Ла-Флеш. Позже он записал свои мысли о своем образовании. О математике он сказал, что получал от нее удовольствие, прежде всего, из-за определенности и безусловности ее рассуждений, но он еще не открыл ее предназначение. Он был поражен тем, что на таком прочном фундаменте ничего выдающегося еще не было построено.

Как полагал Рене Декарт, философия культивировалась самыми мощными умами, но в ней не было ни одной вещи, которая бы не оспаривалась, и поэтому она оставалась открытой для сомнений, и не было оснований надеяться на то, что в ней можно преуспеть лучше других. Учитывая количество разных мнений и маловероятность того, что они могут оказаться верными, он считал, что к ним следует относиться лишь немного лучше, чем ко лжи. О науках Рене Декарт писал, что поскольку все они заимствуют свои принципы из философии, то ничего прочного на таком ненадежном фундаменте построить нельзя.

Рене Декарт: достижения в области физики и математики

Ученый являлся первым, кто ввел коэффициенты, переменные величины, а также обозначения степеней. Внес свой вклад в теорию уравнений: сформулировал правило знаков для нахождения числа отрицательных и положительных корней. Также показал, что уравнение третьей степени можно решить в квадратных радикалах или же с помощью линейки и циркуля.

Вместе с Пьером Ферма стал автором аналитической геометрии. Данная наука позволила алгебраизировать геометрию и рассматривать ее с помощью координатного метода. Предложенная им координатная система названа в честь ученого.

В 1637 году Декарт написал пособие «Геометрия», в котором и рассказал о взаимодействии алгебры и геометрии. Здесь впервые рассматривались такие понятия, как функция и переменное значение.

Также в эту работу были включены линии, которые описывают при своем движении шарнирные механизмы. Исследуя линзы, ученый изложил основные методы построения касательных и нормалей к плоским кривым.

В настоящее время всему миру известно, что открыл Рене Декарт. Его работа «Геометрия» повлияла на развитие всех направлений математических наук. Благодаря изобретенной им системе координат, получилось реально истолковать происхождение отрицательного числа.

Работы Декарта также имеют большое значение и для физики. Смог сформулировать закон инерции, а также стал автором закона о преломлении световых лучей.

Вклад в науку

Декарт критиковал схоластику, положил начало совершенно новой философии, основной смысл – в двойственности души и тела, материального и идеального. Его учение заложило основы таких методов познания, как рационализм и механицизм.

Рационалистическое и скептическое мировоззрение Декарта способствовало возникновению философского направления картезианства. В своих трудах он доказывает существование Бога, рассуждает о любви и ненависти, закладывает основы этики. Учения Декарта повлияли на взгляды таких мыслителей, как Спиноза, Локк, Юм, Паскаль и др.

Основные рационалистические требования по Декарту состоят в следующем:

  • брать за основу лишь истинное и очевидное, начинать с положений, в истинности которых не может быть никаких сомнений;
  • любая проблема должна быть расчленена на необходимое для ее успешного решения количество частей;
  • двигаться от наиболее известного, доказанного к наименее известному и недоказанному;
  • недопустимы любые пропуски в логической цепочке, результаты и заключения должны быть перепроверены.

Ученый много работал над изучением живых организмов, которые считал сложными машинами. Признавал наличие души только у человека. Исследовал строение органов, рефлекторные механизмы. Декарт дал понятие рефлекса, выявил произвольные и непроизвольные движения, что позволило в дальнейшем развить данное направление физиологии.


Схема рефлекса, «Трактат о человеке»

Математику он считал основой всех наук, универсальным методом познания. В приложении «Геометрия» к «Рассуждениям о методе» Декарт изложил основы аналитической геометрии, позволяющей изучать фигуры средствами алгебры. Впервые применил метод координат, математические обозначения, которые используются в современной науке, открыл понятие функции. «Геометрия» была настольной книгой многих ученых и оказала мощное влияние на математические работы второй половины XVII столетия. Его именем названы многие математические термины (Декартов лист, Декартово дерево, Декартов овал, Декартово произведение, система координат).

В физике взгляды Декарта основывались на понятии движущейся материи, он не признавал пустоты и атомов. Способствовал развитию знаний о движении, теплоте, магнетизме и других процессах. В оптике он сформулировал закон преломления света, благодаря которому стало возможным значительно усовершенствовать оптические приборы, в свою очередь продвинувшие вперед астрономию, микроскопию. Его признали ведущим математиком и оптиком своего времени. Именем Декарта назван лунный кратер, астероид.


Рисунок Декарта, изображающий наблюдение радуги, 1637

Историческое влияние

Завершая «Геометрию», Декарт шутливо заметил:

В самом деле, труд Декарта, особенно после выхода его латинского перевода (1649, Франс ван Схотен), сразу приобрёл многочисленных сторонников и вызвал множество публикаций, авторы которых следовали по пути, указанному Декартом, и активно развивали его идеи. «Геометрия» выдержала в течение XVII века четыре переиздания в Голландии и Германии. С каждым новым изданием текст Декарта обрастал обширными дополнениями и разъяснениями трудных мест, уже второе издание занимало два тома. Сам Декарт после «Геометрии» в определённой степени отошёл от математики и отдавал предпочтение развитию своей метафизической натурфилософии.

Среди первых идейных последователей Декарта были ван Схотен, Эразм Бартолин, Иоганн Худде, Флоримон де Бон. Несомненное влияние Декарта испытал Джон Валлис (1655), который опубликовал трактат с многозначительным названием «Всеобщая математика или полный курс арифметики» (Mathesis universalis sive arithmeticum opus integrum, 1657), впоследствии переработанный в «Трактат по алгебре» (1685). Валлис распространил алгебраизацию на метод неделимых (до этого чисто геометрический), близко подойдя к созданию интегрального исчисления.

Исаак Ньютон в молодости зачитывался «Геометрией» Декарта и даже ставил её выше «Начал» Евклида. В «Универсальной арифметике» Ньютона (1707) отделение алгебры от геометрии состоялось окончательно. Как отмечал историк Карл Бойер, в своих первых публикациях по анализу Готфрид Лейбниц, осознанно или нет, подражал стилю декартовой «Геометрии»; в одном из писем Лейбниц называет своими учителями Галилея, Декарта и Гюйгенса.

Хотя создание в конце XVII века математического анализа обесценило тезис Декарта об универсальности алгебраического подхода, расширение этого тезиса на новой, аналитической основе сохранило всё лучшее, что было в пионерской работе Декарта, и позволило успешно применить новую математику во многих естественных науках.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» .

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Личная жизнь

Но если в мире научных открытий у известного учёного всё складывалось замечательно, то о его семейной жизни информации очень мало. Скорее всего, жены у него не было. А по воспоминаниям современников Рене был молчаливым человеком, иногда мог вести себя очень высокомерно. Не любил он большие и шумные компании, предпочитая небольшой круг близких друзей. Но рядом с ними он был общителен, любезен и активен.

Так, уже в зрелые годы он был влюблён в свою служанку, которая впоследствии родила ему дочь. Декарт очень любил девочку, хотя она и считалась незаконнорождённой. Но когда Франсине исполнилось пять лет, она заболела скарлатиной и умерла. Это стало самой большой трагедией в его жизни.

Этические взгляды

Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).

В «Рассуждении о методе» («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:

  • идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
  • идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
  • идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
  • идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».

В письмах к Шаню, по просьбе королевы Кристины, Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:

  • «Что такое любовь?»
  • «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
  • «Какая крайность хуже — беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»

Отличая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, всё же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, кто заглушает свою совесть посредством вина и табака. Фуллье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.

Идеи

Для Декарта существуют разные типы идей, которые содержат информацию, из которой складывается знание. Он определил существование трех типов:

-Факты, которые причина генерирует без какой-либо внешней ссылки.

-Adventicias, которые генерируются в ответ на внешние раздражители, которые мы получаем через органы чувств. Речь идет обо всех идеях, связанных со всем, что находится за пределами мысли.

-Innate, то есть те, которые присущи рассудку до такой степени, что они не были созданы, а просто всегда были там.

Декарт указывает, что врожденные идеи связаны с формальными науками, поскольку они считаются неопровержимыми, очевидными фактами и, следовательно, считаются истинным знанием.

С другой стороны, случайные идеи — это идеи, которыми наполнены науки, связанные с миром природы. Чтобы придать законность этому знанию, Декарт указывает, что мы должны осознать, что в мысли людей всегда присутствует врожденная идея, и это идея Бога.

Тогда только на основании существования Бога можно считать, что случайные идеи и, следовательно, естественные науки являются элементами, которые можно считать истинными.

Метод

В работе «Рассуждение о методе» Декарт изложил свой взгляд на то, как следует заниматься наукой. Он попытался определить фундаментальный набор принципов, истинность которых никто бы не мог оспорить. С этой целью ученый создал метод радикального сомнения. Он отвергал все безосновательные идеи, чтобы воссоздать их на прочном фундаменте доказательств.

Учение Рене Декарта о научном прогрессе основано на следующих идеях:

  1. Никогда ничего не следует принимать за истину, пока все основания для сомнений не будут исключены.
  2. Задачи необходимо делить на максимально возможное число частей, чтобы можно было найти адекватное решение.
  3. Мысли должны быть упорядочены: начиная с самых простых и легких, постепенно повышая сложность, шаг за шагом подходить к более сложным знаниям.
  4. Перечисления должны быть такими полными, а комментарии настолько общими, чтобы ничего не было пропущено.

Именно в этом произведении впервые был упомянут философский постулат «я мыслю, следовательно, существую». Декарт пришел к заключению, что если он в чем-то сомневается, то что-то или кто-то делает сомнительные вещи, и сам факт его сомнения доказывает его существование.

Парадоксально, что собственный метод французского философа может привести к сомнению в том, что идеи Рене Декарта могли быть вызваны сновидениями 18-летней давности!

Моделирование поведения

Придя к своим выводам, ученый понял, что поведением человека можно управлять, его можно моделировать. Созданию рефлексов поддаются почти все системы организма. Декарт выделил, что только речь и интеллект могут не поддаваться моделированию. Таким образом, исследователь попытался объяснить процесс обучаемости, поэтому его считают одним из предшественников ассоцианизма.

Декарт полагал, что важность этих знаний состоит в том, что они дают возможность человеку контролировать свои страсти. Ведь если можно научить этому животных, у которых есть мозг, но нет разума, то тем более этому поддаются люди, которые могут сами себя программировать и менять свои установки

Значение философии Декарта. Заключение

Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всём (картезианское сомнение) и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения. Хотя Декарт вполне признавал метафизику, но в области природы он гораздо строже проводил механицизм, чем его старший современник Фрэнсис Бэкон, так что на него позже ссылались даже чуждые духу его философии материалисты.

Система Декарта возбудила оживленную полемику среди философов и в особенности между теологами. Гоббс, Гассенди, иезуит Валуа выступили противниками Декарта, преследовали его, нередко с фанатизмом, обвиняли в скептицизме и атеизме и даже добились запрещения его «опасной» философии в Италии (1643) и Голландии (1656). Но у Декарта нашлось и много приверженцев в Голландии и Франции, особенно между янсенистами Пор-Рояля и членами Конгрегации Ораторианцев. Делафорж, Режи, Арно, Паскаль, Мальбранш, Гейлинкс и др. особенно старались развивать далее его систему. Логика янсенистского Пор-Рояля («Искусство мыслить», Арно и Николя, изданная 1662) проникнута картезианским характером.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: