Интересные факты о художнике
- Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
- «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
- Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
- Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
- Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»
«Рафаэль Санти» доклад
Рафаэль Санти краткое сообщение об итальянском художнике, мастере графики и архитектуры, представителе живописной умбрийской школы, Вы прочтете в этой статье.
«Рафаэль Санти» доклад
Где родился Рафаэль Санти?
Будущий художник Рафаэль Санти появился на свет 6 апреля 1483 года в городке Урбино (Италия) в семье декоратора и художника. Отец, заметив способность сына к живописному искусству, начал брать его с собой на работу во дворец. Мальчик с малых лет общался с известными итальянскими мастерами кисти: Пьеро делла Франческой, Паоло Уччелло и Лука Синьорелли.
В 8-летнем возрасте мальчик лишился матери. Его отец долго не оставался вдовцом и привел новую жену в дом. Мачеха не очень жаловала Рафаэля. Еще через 4 года он остался и без отца. Попечители Санти отправляют его к Пьетро Ваннуччи на обучение в Перуджу, где он учился вплоть до 1504 года. Благодаря своему обаянию и дружелюбию, юноша легко сходился с людьми и обзавелся большим количеством друзей. В скором времени его творчество практически ничем не отличалось от картин учителя Ваннуччи.
Вслед за своим наставником он в 1504 году переезжает во Флоренцию. Здесь у него начинает вырабатываться собственный стиль писания картин, Рафаэль вкладывает в них всю тоску по матери, создав много Мадонн.
Папа римский Юлий II, находясь под впечатлением работ Санти, в 1508 году приглашает его в Рим для того, чтобы художник расписал старый Ватиканский дворец. С 1509 года он занимался росписями комнат дворца, вложив сюда все свои знания, умение и талант. После смерти Юлия, место папы занимает Лев X, и он назначает художника главным архитектором строительства Базилики Святого Петра. Также в 1514 году он становится хранителем ценностей: в его обязанности входили перепись и охрана памятников Древнего Рима. За свою жизнь, Рафаэль Санти совершил еще и такие архитектурные работы — капеллу Киджи, церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, церковь Санта-Mария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли, дворец Бранконио дель Aквила (ныне разрушенный). Новый папа настолько боялся, что талантливого Санти переманят к себе французы, что просто загружал его работой и поощрял похвалой и подарками. Поэтому художник никогда не испытывал недостатка средств. Дом, где жил Рафаэль Санти был поистине роскошным и построенным в античном стиле по собственному проекту. А вот с личной жизнью не сложилось – он был поклонником красоты прекрасного пола, и связывать себя узами брака не спешил. Но случилось чудо! Художник познакомился дочкой булочника, 19-летней Маргаритой Лути. Ее отец за 50 золотых позволил дочери позировать Рафаэлю для картины «Амур и Психея», а еще за 3 000 золотых разрешил ему забрать Маргариту с собой. Целых 6 лет влюбленные жили вместе. Девушка не переставала вдохновлять гения на новые шедевры: он создал целый цикл Мадонн на ее честь.
От чего умер Рафаэль Санти?
Великого художника не стало 6 апреля 1520 года. И причины его смерти оставили много загадок. Не понятно, почему он простудился. Врачи вместо того, чтобы поддержать его силы, сделали Санти кровопускание. Это действие и погубило его. Кстати, Маргарите Лути было назначено пожизненное содержание, и дом художника перешел ей в содержание.
Рафаэль Санти интересные факты
- Дружил с архитектуром Баччо д`Аньоло, скульптором Андреа Сансовино, живописцем Бастиано да Сангалло, Таддео Таддеи. Особое влияние на него оказала встреча и беседа с Леонардо да Винчи.
- Любил писать с обнаженной натуры.
- Рафаэль Санти писал сонеты, посвященные женщинам и любви к ним.
- На аукционе Сотбис в 2002 году его графическая работа была продана за рекордную сумму – 30 млн. фунтов стерлингов.
Надеемся, что доклад про Рафаэля Санти помог Вам подготовиться к занятиям. А свое сообщение о Рафаэле Санти, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Любовь и смерть
Рафаэль никогда не был женат, но как говорят, имел много любовниц. Главная из них – Маргарита Лути, была его любовницей на протяжении всей жизни при папском дворе. Он был помолвлен с племянницей кардинала Биббиена, Марией Биббиен, но это, по-видимому, было скорее по просьбе кардинала, чем из-за какого-либо реального энтузиазма со стороны художника.
«Форнарина» (La Fornarina) возлюбленная Рафаэля.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Он был известной личностью, знаменитым, богатым, и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом), и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
«Преображение» (Transfiguration) 1520 год, картина закончена прямо перед его смертью.
Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов), и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Многие малые художники бессодержательно подражали ему, но он был основным источником вдохновения для великих классических художников, таких как Аннибале Карраччи, Никола Пуссен и Энгр.
Гробница Рафаэля и Марии Биббиены в Пантеоне. Мадонна выполнена Лоренцетто,
фото Ricardo André Frantz, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Саркофаг Рафаэля, фото Wknight94 talk, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
В современную эру прошлый канонический статус Рафаэля говорит против него, и его неизбежно сравнивали, часто неблагоприятно, с Леонардо и Микеланджело, лица и артистическое выражение которых, более полно согласуются с чувствительностью XX века.
«Избиение младенцев» (The Massacre of the Innocents), выгравирована Раймонди по эскизу Рафаэля. Версия «без елей».
«Суд Париса» (Judgement of Paris), оказавший влияние на Мане, который использовал сидячую группу в своей самой известной работе.
Возможный автопортрет Рафаэля, написанный в юности.
Автопортрет. Рафаэль на заднем фоне фрески «Афинская школа».
Портрет юноши (Portrait of a Young Man), 1514 год, утерян во время Второй мировой войны. Предполагаемый автопортрет Рафаэля.
(перевод статьи английской википедии)
Краткая биография
- В 1501 г. талантливого подростка отправили в Перуджу, учеником к знаменитому Пьетро Перуджино. Там он учился до 1504 г. Вскоре работы ученика стало практически невозможно отличить от работ учителя, настолько мастерски они были выполнены.
- Самыми известными картинами молодого художника этого периода стали: «Мадонна Солли», «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии», «Сон рыцаря», «Три грации». Эти ранние работы выполнены в манере Перуджино, свой стиль появится у Рафаэля позднее.
- В 1504 г. Рафаэль вместе с учителем переезжает во Флоренцию, где знакомится с великими мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бастиано да Сангалло, Баччо д’Аньоло и другими. Он тщательно изучает анатомию, перспективу, технику и художественные приёмы флоринтийских живописцев. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной работы Леонардо да Винчи «Леда и лебедь».
- Первым флоринтийским заказом молодого художника стал парный портрет состоятельного торговца шерстью Аньоло Донни и его супруги Маддалены, выполненный в 1506 г.
- Во Флоренции Рафаэль создал около 20 работ с изображением мадонн. Самые известные из них: «Мадонна с младенцем, Святым Иоанном и святым ребёнком» (1504-1505 гг.), «Мадонна со щегленком» (1505-1506 гг.), «Прекрасная садовница» (1507-1508 гг.).
- В 1505-1506 гг. был создан известный женский портрет «Дама с единорогом». В этой работе прослеживается влияние «Джоконды». Считается, что натурщицей была Джулия Фарнезе.
- В 1506 г. художник написал свой знаменитый автопортрет, с которого на зрителя смотрит спокойный красивый юноша в чёрном берете.
- В 1507 г. по заказу Аталанты Бальони Рафаэль пишет картину «Положение во гроб» для алтаря в память о её погибшем сыне.
- В 1508 г. художник отправляется в Рим. Благодаря протекции архитектора Донато Браманте Рафаэль становится придворным живописцем папы Юлия II.
- По заказу папы Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Для первой станцы делла Сеньятура с 1508 по 1511 гг. он создаёт фрески с аллегорическими изображениями человеческой деятельности: «Диспута» – богословие, «Парнас» – поэзия, «Афинская школа» – философия, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие. Наиболее интересной из них является «Афинская школа». Некоторым изображённым на ней великим древнегреческим деятелям живописец придал портретное сходство с современниками. Так, на ней можно найти портрет Микеланджело в образе Гераклита, Леонардо да Винчи в образе Платона, Браманте в образе Евклида и самого Рафаэля, наделившего своими чертами древнегреческого живописца Апеллеса. Папе работа мастера так понравилась, что он поручил ему расписать ещё 3 залы. Для выполнения такого объёмного заказа живописец набрал учеников, сделавших по его эскизам большую часть фресок.
- В 1511 г. художник написал картину в форме тондо «Мадонна Альба». Всего в Риме мастер создал более 10 мадонн. Самой прекрасной по композиции, колориту и гармонии считается «Сикстинская Мадонна», законченная в 1513 г. Для образа Мадонны позировала возлюбленная мастера Маргерита Лути.
- Также 1511 г. датируется одна из лучших фресок мастера – «Триумф Галатеи». Она была написана для украшения загородной виллы состоятельного итальянского банкира Агостино Киджи.
- В 1512 г. Рафаэль пишет портрет папы Юлия II, на котором сумел передать не только черты, но и характер понтифика.
- В 1513 г. новый папа Лев X заказал Рафаэлю картоны для росписи 10 шпалер (ковров), которые должны были украшать Сикстинскую капеллу в праздничные дни. Художник трудился над ними в течение 3 лет. На сегодняшний день сохранилось только 7 картонов.
- После смерти Браманте в 1514 г. Рафаэль занял пост главного архитектора собора Святого Петра. Он составил новый план для собора. Деятельность Рафаэля-архитектора не ограничивалась только одним собором. По его проектам было возведено несколько церквей, спроектированы фасады зданий.
- В 1515 г. художник стал хранителем ценностей Рима. Он отвечал за перепись и сохранность памятников.
- В 1515-1518 гг. Рафаэль выполняет несколько алтарных образов для церквей.
- В 1516 г. он начинает свою последнюю работу – картину «Преображение» для нарбоннского собора по заказу кардинала Джулио Медичи. Над ней мастер трудился до 1520 г.
- 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет Рафаэль Санти скончался. Исследователи считают, что причиной смерти художника стала римская лихорадка.
Отпуск-2015. Рим. Пантеон
Марсово поле (Кампо Марцио, Campo Marzio) – низина в излучине реки Тибр площадью 250 гектаров, между Квириналом, Пинчо и Капитолийским холмами, в античности предназначавшаяся для гимнастических занятий и военных упражнений.
Марсово поле много раз меняло свой облик, пока не превратилось в обычный жилой район Рима, застроенный многоквартирными домами, что неизбежно привело к разрушению античных памятников.
Пантеон – одно из немногих древнеримских строений, сохранившееся до наших дней без изменений
Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело считал его ангельским творением
Храм всех богов располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).
Центр площади украшает фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском.
Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе означает: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Из чего следует, что Пантеон – это грандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник эпохи императора Адриана (117-138гг).
Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра.
Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет. В полдень здесь можно наблюдать совершенно мистическую картину: свет «не растекается», а остаётся в форме гигантского луча и становится почти осязаемым.
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь. До сих пор здесь регулярно проводятся богослужения.
В 1520 году в Пантеоне был похоронен великий Рафаэль. На саркофаге, украшенном двумя целующимися голубками, его друг и покровитель кардинал Бембо написал: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего (природа) боялась быть побежденной, а после его смерти — умереть» (Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).
Ученик Рафаэля Лоренцетти изваял и поставил в нише над усыпальницей невероятно трогательную статую святой Девы Марии, прозванную «Мадонной дель Сассо». Многие люди веками считали ее чудотворной.
В «Ангелах и демонах» Дэн Браун придумал, что прах Рафаэля Санти был перенесен в Пантеон только в 1759 году, а до этого покоился в Урбино, но это не правда.Рядом с Рафаэлем похоронена его невеста Мария, племянница кардинала Бибьена. Она шесть лет ждала свадьбы, но художник бесконечно откладывал бракосочетание, так как предпочитал проводить время с дочерью булочника. Образ куртизанки Рафаэль запечатлел на своих картинах, а в вечность отправился с невестой. Отсюда и пара бронзовых голубков над саркофагом мастера.
Рафаэль был первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне. Впоследствии здесь нашли свое упокоение художники Перуцци, Караччи, Дзуккари, композитор Корелли и др.
В XIX веке Пантеон стал усыпальницей итальянской королевской семьи. Здесь покоится первый король единой Италии нового времени Виктор Эммануил II и его сын Умберто I с женой Маргаритой (именно в ее честь названа одноименная патриотическая пицца)
Пантеон при всей своей значимости и уникальности является одной из самых доступных для туристов достопримечательностей Рима. Денег за вход не берут, двери открыты с утра и до вечера.
Обучение
Основную базу знаний по рисованию и графике Санти получил в детском и юношеском возрасте, но он учился всю свою жизнь, даже в тот период, когда сам преподавал.
Условно весь период его обучения и творчества можно разделить на такие этапы.
Уроки рисования у Перудже
Впервые к известному итальянскому художнику Санти попал в 1501 году. В то время его учитель был ведущим художником. Санти быстро усваивал все азы, которые ему преподавали, и уже через пару лет некоторые работы Рафаэля стали точной копией произведений Перудже.
Одной из первых успешных работ, которые Санти выполнил самостоятельно, был заказ для Магдалины дельи Одди. Уникальность и сложность работы была в том, что сделали ее маслом по дереву, а не красками на полотне. Художник по заказу изобразил Иисуса Христа, Божью Матерь и апостолов.
На сегодняшний день работа передана в церковь Сан-Франческо в городке, названном в честь его учителя. В это же время, он также создал известные картины, как «Архангел Михаил», «Три грации», «Рыцарский сон».
Даже после того, как Санти переехал учиться к Перудже, он любил посещать свой родной городок. Здесь он познакомился с художником Пинтуриккьо и некоторый период выполнял вместе с ним заказные работы. Одним из главных направлений было изображение Мадонн. Первым творением в этом направлении была «Мадонна Солли».
Первые дорогие и узнаваемые работы на этапе сотрудничества с Перудже появлялись с 1504 года. Ими стали «Портрет Пьетро Бембо», «Коронование Марии», «Святой Георгий».
Обучение и творческий период во Флоренции
В 1504 году на пике своей популярности известный художник решается на переезд во Флоренцию. Такие жизненные изменения положительно скажутся на его дальнейшем творчестве. Здесь он знакомится с да Винчи, Микеланджело, Бартоломео Порта и перенимает основы их творчества. Он изучает технику изображения человеческих движений, разные позы и ракурсы.
Мастерство оттачивал путем работы с натурщиками. У него начали проявляться сложные изобразительные элементы, которые ранее идеально передавал Микеланджело. С 1507 года начинается самый активный период его творчества, поскольку количество заказов начало заметно увеличиваться. Чаще всего брался за изображения лика святых и портреты.
В этот период только по тематике «Мадонна и младенец» им было написано около 20 работ. Образ, казалось бы, стандартный, но художнику удалось воплотить в работах особую индивидуальность.
Картины пропитаны чувством материнской заботы и нежности, которую он так и не успел получить. Именно Мадонны позволили подняться Санти на пьедестал славы и признания во все мире.
Период работы и обучения Санти во Флоренции длился чуть более 4 лет, за которые ему удалось усовершенствовать свои техники и изучить новые живописные основы. Это сказалось на том, что фигуры и лица он изображал безупречно. В это же время он знакомится с еще одной творческой личностью – Донато Браманте.
Ватикан
С 1508 года и до конца своих дней Рафаэль провел в Ватикане. Его друг Браманте помог устроиться ему художником в папский двор. Здесь он в основном работал над многокомпонентными композициями и с росписью фресок.
Папа Юлий II настолько был доволен работой, что назначил его единственным художником и постоянно заваливал заказами. Работы было так много, что художник набирал учеников, которые помогали бы ему выполнять хотя бы самую простую работу. Его творчество также оценил и хотел взять в качестве главного художника Лев Х, который часто был в гостях у Папы.
В 1514 году Рафаэль Санти вместе с другом и наставником Донато Браманте должен был начать архитектурные и расписные работы собора Святого Петра. В связи с тем, что Браманте скоропостижно ушел из жизни, вся работа полностью переложена на Санти.
Со временем он справился с этим заданием. Также назначен хранителем древних ценностей. Невзирая на огромную загруженность работой в Ватикане, успевал выполнять и дополнительные заказы.
Ватикан
В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.
Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.
Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.
В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.
В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.
В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».
Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:
- «Мадонна в кресле»;
- «Мадонна с рыбой»;
- «Мадонна Альба»;
- «Мадонна Фолиньо».
Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».
Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.
Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:
- «Портрет Папы Юлия II»;
- «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
- «Портрет Биндо Альтовити»;
- «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
- «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».
Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».
Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».
У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.
Презентация на тему: » Рафаэль Санти» — Транскрипт:
2
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Родился 28 марта 1483 в Италии, в небольшом городке под названием Урбино. Рафаэль рано потерял родителей. Мать Марджи Чарла умерла в 1501, а отец Джованни Санти умер в Отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино Мадонна с младенцем
3
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по- видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля. Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт: «Мадонну Грандука» (1505) «Мадонну с гвоздиками» (около 1506) «Мадонну под балдахином» ( ) К лучшим произведениям этого периода относятся : « Мадонна Террануова» ( ) «Мадонна с щегленком» (1506) «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница») )
4
«Мадонну под балдахином» ( ) Мадонна с щегленком» (1506) «Мадонна с гвоздиками» (около 1506)
5
Первой картиной Рафаэля стало изображение церкви Сан- Агостино. Эту картину ему заказали в 1500 году. Его всегда восхищали картины итальянских художников, поэтому, когда ему исполнился 21 год, он решается учиться у самых знаменитых: Леонардо и Микеланджело. К концу 1508 г. он переезжает в Рим, где его нанимает на работу папа Юлий II. Это стало поворотным событием в жизни художника. Леонардо да Винчи Микеланджело Буонаррооти
6
Известность величайшего гения эпохи Возрождения Рафаэля Санти так велика, что даже его эскизы стоят огромных денег. Так случилось с наброском «Головы музы». Сумма в 47,3 миллиона долларов, за которую был продан эскиз, стала абсолютным мировым рекордом для рисунков. До момента продажи «Головы музы» самыми дорогими рисунками были «Лошадь и всадник» и «Воскресший Христос» Леонардо да Винчи: две эти работы коллекционер приобрел за 16 миллионов долларов.
7
Рафаэль Санти никогда не был женат, однако хотел когда-то вступить в брак с племянницей одного важного кардинала. По мнению многих специалистов в области искусства, его ранняя смерть обусловлена его сексуальной невоздержанностью
Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
Кто похоронен в римском Пантеоне
Гробница Рафаэля Санти в Пантеоне
Пантеон — это не только храм, но и мавзолей. Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти, о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.
Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:
- живописец Аннибале Карраччи,
- композитор Арканджело Корелли,
- первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
- его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной пицце в мире.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утончённость. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинсва художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.
В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вскоре вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта, но вскоре, 1 августа 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Рафаэль, которому едва испольнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.
К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что ещё мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». К сожалению, мы точно не знаем ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, не сохранилось, и мы вынуждены ограничиваться одними догадками.
Интерьер нынешней базилики
Именно внутри Пантеон в Риме изменился более всего после передачи христианам. Центральный жертвенник мифических богов древности убрали, как и их статуи из стенных ниш. Алтарь христианского облика оборудовали по канонам, на востоке, в круглом зале это несущественная переделка. Основным материалом внутреннего декорирования был и остался мрамор приятного кофейного оттенка с темными прожилками. Колонны использованы как круглые с желобками и кучерявыми коринфскими капителями, так и квадратные.
Сектор сферы над алтарным пространством гармонирует с куполом, словно земное отражение небес. В красочных портиках скульптуры бывших божеств, символизирующих известные людям планеты, заменили статуи христианских святых. На удивление хорошо сохранился красочный пол из мраморных плит, несмотря на ежедневные службы и толпы туристов. Алтарь оборудован в католических традициях, с красочными подсвечниками и распятием. Титульная икона Святой Марии в подсвеченной нише невелика, но впечатляет.
Единственной деревянной деталью убранства, украшающей Пантеон в Риме, являются места за алтарем. Уважаемым гостям дозволялось при службе там находиться, вот где истоки почетных президиумов недавнего прошлого. Трибуна для проповедника, прикрытый полотном раскладной аналой, оснащен микрофонами, совсем как светская кафедра для выступлений. Второе значение мемориальное сооружение получило с началом захоронений здесь исторических личностей. Не будем перечислять многих, имена довольно забытые, упомянем королей.
Базилика как место захоронения
Хоронить в древнем здании было заведено видных деятелей искусства, могилу Рафаэля рассмотрим отдельно. Из особ королевских кровей следует упомянуть захоронение Виктора Эммануила II, объединителя Италии, прозванного Отцом нации. По-родственному здесь же захоронен его сын Умберто, убитый анархистами в 1900 году с третьей попытки. Надгробие из темного мрамора стоит обособленно, между двумя колоннами. Здесь спустя 36 лет упокоилась и его жена. Королеве Маргарите приписывают изобретение пиццы, названной ее именем.
Историки утверждают, что Рафаэль Санти, при всей занятости росписями папских помещений, участвовал в реконструкции Пантеона. Предсмертным пожеланием художника была реставрация ниши под статую Мадонны на скале, заказанную им заблаговременно. Эпитафия авторства его друга Бемби на мемориальной плите утверждает, что умер Рафаэль в день своего рождения, прожив недолгие 37 лет. Вокруг обстоятельств кончины – множество слухов, могила необычно устроена, дополнена захоронением невесты.
Окулюс действительно без стекла и никогда не закрывается
Круглое отверстие в 8,2 метра в диаметрев потолке, которое также называют окулюсом, является единственным источником света в Пантеоне. Это отверстие ничем не закрыто. Интересно, что 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч света от солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. Когда правитель заходил в главный храм города, будучи освященный со всех сторон ярким сиянием солнца, это как бы еще раз подчеркивало его статус как избранца богов.
Естественно, открытое окно в потолке означает также, что внутрь здания может попасть дождь. Но и этот момент был продуман при строительстве — в мраморном полу под окулюсом проделаны 22 небольших отверстия, которые выполняют дренажную функцию, так что вода в помещении не застаивается.
6. Римский Пантеон – христианская церковь
Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres).
Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на 1 ноября — день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.
Сегодня Пантеон — действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.