Биология как наука. изучение природы. организация живой природы

Какие есть науки биологии и что они изучают

Биология — это наука глобальная, системная, которая вмещает в себя знания обо всей биосфере Земли. Поэтому трудно оценить, какие науки входят в биологию. Многие давно считаются самостоятельными, а другие образовались на стыке с другими дисциплинами.

Всего основных дисциплин три: зоология, ботаника и микробиология. Ботаника — это раздел, который изучает растения, их строение и эволюцию. Подраздел ботаники, микология, занимается изучением отдельного царства — грибов.

Те, кто интересуется животным миром, должны узнать, что такое зоология. К данной науке относят не только представителей царства животных. Есть смежные дисциплины по исследованию человека, например анатомия. Что такое анатомия? Это наука, которая изучает строение и форму человеческого тела.

Нельзя не сказать о медицине, ветеринарии и сельском хозяйстве, которые полностью основаны на знаниях, добытых физиологами и зоологами.

Многих интересует, что такое микробиология — она изучает микроорганизмы, которые невооруженным взглядом не увидишь, и тесно взаимодействует с современной медициной.

Из смежных дисциплин выделяют природоведение. Этот предмет, дающий комплексные знания о биосфере, изучается еще в младших классах.

Важность биологии можно понять по тому, как активно она изучается в школе. За несколько лет ученики успевают пройти анатомию, ботанику и зоологию, изучая развитие организмов, функционирование, строение

Изучение в школе дает толчок к дальнейшим исследованиям

Наибольшее внимание сейчас уделяется медицине и биоинженерии. Нельзя не сказать и о связи биологии с физикой и астрономией

Все чаще встает вопрос о поиске жизни на других планетах, функционировании живых существ в невесомости (с целью обустроить космический туризм). Подобные исследования выглядят заманчиво для молодежи, которая поступает на соответствующие специальности. Однако прежде надо сдать экзамен — тут на помощь приходит репетитор по биологии, который поможет осуществить мечту.

Биологические науки

Включенные в структуру биологии науки разделяют и систематизируют по следующим характерным критериям:

предмет исследования:

  • растения;
  • животные;
  • вирусы;
  • бактерии;
  • грибы;

метод изучения:

  • описательная;
  • экспериментальная;
  • теоретическая.

исследуемый уровень организации:

  • молекулярная;
  • цитология;
  • органология;
  • гистология;
  • изучение организмов и надорганизменных систем.

Науки, входящие в состав биологии:

  • Ботаника — это учение о растениях и всех сопутствующих факторах.
  • Зоология — это учение о происхождении, развитии, множестве, разнообразии, строении, жизнедеятельности, распространении и взаимосвязях животных между собой, с их средой обитания.
  • Микробиология — это учение о происхождении, развитии, многообразии и жизнедеятельности микроскопических организмов.
  • Бактериология — это учение о строении, жизнедеятельности, влиянии и роли бактерий в окружающей среде.
  • Вирусология — это учение о вирусах.
  • Микология — это учение о грибах.
  • Лихенология — это учение о лишайниках.
  • Морфология — это учение о форме, структуре, строении и законах развития живых организмов. Морфологию растений и животных рассматривают отдельно.
  • Систематика (таксономия) — это учение, описывающее и систематизирующее все организмы, живущие в наше время и когда-либо существовавшие.
  • Биохимия — это учение о химических составляющих живой материи: составе, процессах, их влиянии на жизнедеятельность организмов.
  • Цитология (клеточная биология) — это учение о клетках одноклеточных и многоклеточных организмов.
  • Гистология — это учение о строении тканей живых организмов.
  • Анатомия — это учение о внутреннем строении всего организма, строении отдельных органов, жизненных систем и происходящих процессов. Разделяют анатомию растений, животных и человека.
  • Физиология — это учение о жизнедеятельности организмов, отдельных систем и составляющих: органов, тканей, клеток, молекул. Разделяют физиологию растений, животных и человека.
  • Эмбриология (биология развития) — это учение о развитии зародыша и организма в целом.
  • Этология — это учение о поведении живых организмов.
  • Генетика — это учение о наследственности и изменчивости.
  • Селекция — это учение о способах искусственного изменения и выведения новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Селекция помогает человеку создавать живые организмы с нужными параметрами и качествами.
  • Биотехнология — это учение о применении самих организмов, продуктов их жизнедеятельности, биологических механизмов в промышленности: пищевое производство, фармацевтика, очищение.
  • Биогеография — это учение о распространении живых организмов в обитаемой среде.
  • Эволюционное учение — это учение об эволюционных законах, причинах изменений, движущих факторах и общих проходящих процессах.
  • Палеонтология — это учение об ископаемых останках.
  • Антропология — это учение о человеческом происхождении, развитии, многообразии популяций, взаимосвязях между особями и с окружающей средой.
  • Экология — это учение о существовании и деятельности надорганизменных систем: популяций, биоценозов, экосистем.
  • Молекулярная биология — это раздел науки, изучающий наследственность и белковый биосинтез.
  • Органология — это раздел науки о форме, структуре, строении органов и отдельных систем организма.
  • Биология организмов — раздел науки, изучающий все, что связано с жизнедеятельностью организмов.
  • Общая биология — определение законов строения, действия, развития живой природы во всех её проявлениях.

Наука биология тесно сплетена с другими естественными учениями:

  • физика — УЗИ, томография, микроскопия;
  • химия — молекулярные соединения, связи, структуры белков, углеводов и др.;
  • математика — выявление связей, расчеты, подтверждение закономерностей;
  • информатика — моделирование, прогнозирование, разработка новых процессов, явлений.

Образованные подобными научными связями разделы носят соответствующие названия: биохимия, биофизика, бионика.

Классификация биологических наук по методам исследования

Опираясь на преобладающие методы исследования, можно выделить:

  • описательную биологи,
  • экспериментальную биологию,
  • теоретическую биологию.

Общая биология занимается выделением и объяснением закономерностей строения, развития, функционирования живой природы на разных организационных уровнях. К общей биологи и относят биохимию, цитологию, молекулярную биологию, генетику, эмбриологию, экологию, антропологию, эволюционное учение.

Задачей эволюционного учения является изучение причин, механизмов, движущих сил, а также общих закономерностей эволюции живых организмов. Палеонтология является одним из разделов эволюционного учения. Предметом изучения палеонтологии являются ископаемые останки живых организмов.

В разделе общей биологии, антропологии, изучается происхождение и развитие человека как биологического вида. Кроме того, антропология изучает разнообразие популяций современного человека, а также закономерности взаимодействия этих популяций.

К биотехнологии, селекции относятся прикладные аспекты биологии. Эти науки на современном этапе развиваются динамично.

Биотехнология- это биологическая наука, которая изучает использование живых организмов и биологических процессов в производстве. Биотехнология широко используется в пищевой промышленности и фармацевтической.

Селекция – наука, изучающая методы создания сортов культурных растений, пород домашних животных, штаммов микроорганизмов со свойствами, необходимыми человеку. Сам процесс изменения живых организмов, который осуществляется человеком для удовлетворения его потребностей, также понимается под селекцией.

Биология тесно связана с другими естественными и точными науками. Достижения этих наук способствуют прогрессу биологической науки. На стыке других наук и биологии возникли новые научные дисциплина, среди которых биохимия, биофизика, бионика и т.д.

Биология как наука

Биологией именуют науку, которая занимается изучением свойств живых организмов. При этом ученые используют определенный перечень критериев, относящих то или иное тело к живым организмам. Самыми значимыми из таких критериев является способность живых систем к:

  • саморегуляции;
  • самовоспроизведению (размножению);
  • метаболизму (обмену веществ).

Объектом изучения биологической науки являются разные формы проявления жизни. Ученые выделяют несколько уровней организации живых систем, встречающихся в природе:

  • молекулярный;
  • клеточный;
  • тканевый;
  • органный;
  • организменный;
  • популяционно-видовой;
  • биогеоценотический;
  • биосферный.

В отдельную науку биология была выделена в 19 веке, благодаря одновременному использованию данного термина Ф. Бурдахом, Г.-Р. Тревиранусом и Ж.-Б. Ламарком.

Основные концепции биологии

Все дисциплины биологии можно объединить с помощью пяти основных понятий о живых существах.

  1. Клеточная теория. Подразделяется еще на три тезиса: клетка – это основная единица жизни, все живое состоит из клеток и все они возникают из ранее существовавших.
  2. Энергия. Живые существа требуют энергию, она необходима им для поддержания жизнедеятельности.
  3. Наследственность. Существующие формы жизни обладают ДНК, в которой закодирована вся генетическая информация.
  4. Гомеостаз. Это физические процессы, позволяющие сохранить сбалансированное равновесие между организмом и внешней средой.
  5. Эволюция. Это одна из главных концепций биологии, подразумевающая изменение организмов со временем. Она является причиной биологического разнообразия.

Биологические науки[]

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов:

    • ботаника изучает растения,
    • зоология — животных,
    • микробиология — микроорганизмы.

Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам:

    • биохимия изучает химические основы жизни,
    • молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами,
    • клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки,
    • гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей,
    • физиология — физические и химические функции органов и тканей,
    • этология — поведение живых существ,
    • экология — взаимозависимость различных организмов и их среды,
    • генетика — передачу наследственной информации,
    • биология развития — развитие организма в онтогенезе,
    • палеобиология и эволюционная биология — зарождение и историческое развитие живой природы.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Биологические науки используют методы наблюдения, моделирования (в том числе компьютерного), описания, сравнения, экспериментов (опыта) и исторического сравнения.

Биологические дисциплины

Акарология — Анатомия — Альгология — Антропология — Бактериология — Биогеография — Биогеоцено-логия —Биотехнология — Биоинформатика — Биология океана — Биология развития — Биометрия — Бионика —Биосемиотика — Биоспелеология — Биофизика — Биохимия — Ботаника — Биомеханика — Биоценология —Биоэнергетика — Бриология — Вирусология — Генетика — Геоботаника — Герпетология — Гидробиология —Гистология — Дендрология — Зоология — Зоопсихология — Иммунология — Ихтиология — Колеоптероло-гия —Космическая биология — Ксенобиология — Лепидоптерология — Лихенология — Микология — Микробиология —Мирмекология — Молекулярная биология — Морфология — Нейробиология — Палеонтология — Палинология —Паразитология — Радиобиология — Систематика — Системная биология — Синтетическая биология —Спонгиология — Таксономия — Теоретическая биология — Териология — Токсикология — Фенология —Физиология — Физиология ВНД — Физиология животных и человека — Физиология растений — Фитопатология —Цитология — Эволюционная биология — Экология — Эмбриология — Эндокринология — Энтомология —Этология

Классификация биологических наук по уровню организации живой материи

Исходя из исследуемого уровня организации живой природы, биология делится на молекулярную биологию, гистологию, органологию, цитологию, биологию организмов и надорганизменных систем.

Раздел молекулярной биологии является одним из самых молодых. Молекулярная биология – это наука, которая занимается изучением организации наследственной информации и биосинтеза белка.

Клеточная биология (цитология) рассматривает клетки организмов, как одноклеточных, так и многоклеточных.

В гистологии, которая является разделом морфологии, объектом изучения выступает строение тканей животных и растений.

К органологии относятся морфология, физиология и анатомия различных органов и систем органов.

Предметом изучения биологии организмов являются живые организмы. Сюда же относится и этология – наука, которая изучает поведение организмов.

Такой раздел биологии, как биология надорганизменных систем, подразделяется на экологию и биогеографию.

В биогеографии происходит изучение распространения животных. Экология рассматривает организацию надорганизменных систем различных уровней – популяции, биоценозов, экосистем и биосферы и их функционирование.

Методы изучения

Современная наука разделяет основные ступени организации живой материи:

  • клетка;
  • организм;
  • виды;
  • популяции;
  • биогеоценоз;
  • биосфера.

В исследовательский арсенал биологии включены различные методы познания:

  • описательный;
  • сравнительный;
  • исторический;
  • экспериментальный.

К общим практическим инструментам исследования следует отнести такие:

  • наблюдение — описание явления или объекта;
  • сравнение — нахождение общих и отличных черт с ранее изученными объектами или явлениями;
  • моделирование — имитация объекта или явления;
  • эксперимент (опыт) — изучение качеств и свойств объекта или явления в контролируемой среде при установленных условиях;
  • мониторинг — анализ состояния объекта или явления;
  • микроскопия — рассмотрение объекта или явления на микроскопическом уровне;
  • фракционирование — разделение объекта или ткани на части с помощью применения дополнительного инструментария (центрифуги, скальпеля);
  • радиоавтография и пр.

Все озвученные способы и инструменты в совокупности создают научный метод получения новых знаний о живой природе и определения решения любых возникающих задач.

Научный метод включает:

  • наблюдение за объектом;
  • формулирование первоначальной гипотезы;
  • моделирование ситуации и проведение эксперимента;
  • анализ полученных результатов;
  • подведение итогов;
  • определение закономерных выводов.

Движущие силы эволюции

Согласно теории Дарвина, эволюционное развитие на планете возможно под влиянием нескольких важных факторов:

  • Наследственная изменчивость — способность живого организма изменять свой генотип. Благодаря генотипической изменчивости особь может приобретать признаки, ранее не свойственные её виду. Обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций. Благодаря наследственной изменчивости у организмов существенно увеличиваются шансы на выживание.
  • Борьба за выживание — разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом. Ради выживания и возможности произвести на свет потомство живые существа защищают себя и детенышей от хищников и паразитов, конкурируют за пищу, место обитания.
  • Естественный отбор — процесс, в ходе которого выживают наиболее приспособленные к окружающей среде особи. В результате естественного отбора происходит передача наиболее полезных признаков из поколения в поколение, формирование эффективных приспособлений к окружающей среде.

Рис. 3. Естественный отбор в природе.

Движущие силы эволюции, действуя на протяжении длительного времени, формируют приспособления у живых существ к разным средам обитания. Они участвуют в преобразовании одних видов в другие, возникновении более сложных форм жизни из наиболее примитивных. Таким образом и происходит эволюция на Земле.

Что мы узнали?

Что такое эволюция в биологии, можно кратко рассмотреть в докладе по биологии для 9 класса. Это сложный процесс естественного развития живой природы от первых архейских форм жизни до многообразия флоры и фауны современности. В основе эволюции лежат 3 фактора: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Структура биологии

Структура биологической науки многопланова. По объектам исследования выделяются:

  • зоология
  • ботаника
  • -анатомия
  • микробиология
  • гидробиология и т.д.

В каждом из перечисленных направлений содержатся более узкие области исследования.

По исследуемым свойствам и проявлениям живого выделяются следующие дисциплины:

  • экология
  • физиология животных и физиология растений
  • генетика
  • этология
  • эволюционное учение.

Одновременно происходит слияние разных отраслей биологии и образуются новые направления, такие как цитогенетика, эмбриофизиология и т.д.

Классификация биологических дисциплин по методам исследования выглядит следующим образом:

  • биохимия
  • биофизика
  • биометрия

По изучению живого на разных уровнях организации выделяются:

  • молекулярная биология
  • цитология и гистология
  • популяционно-видовая биология

Такая многоплановость структуры биологии определяется многообразием форм живого мира.

Система биологических наук

Биологические науки можно подразделить по направлениям исследований.

  1. Науки, изучающие систематические группы живых организмов:
    • вирусология — наука о вирусах;
    • микробиология — наука о микроорганизмах;
    • микология — наука о грибах;
    • ботаника (фитология) — наука о растениях;
    • зоология — наука о животных;
    • антропология — наука о человеке.
  2. Науки, изучающие разные уровни организации всего живого:
    • молекулярная биология — наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне;
    • цитология — наука о клетках;
    • гистология — наука о тканях.
  3. Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни отдельных организмов:
    • анатомия — наука о внутреннем строении;
    • морфология — наука о внешнем строении;
    • физиология — наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей;
    • генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов.
  4. Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов:
    • экология — наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей их средой;
    • биогеография — наука о закономерностях географического распространения живых организмов.
  5. Науки о развитии живой материи:
    • биология индивидуального развития — наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти;
    • эволюционное учение — наука об историческом развитии живой природы;
    • палеонтология — наука о развитии жизни в прошлые геологические времена.
  6. Науки, использующие различные методы исследований:
    • биохимия (на стыке биологии и химии) — наука о химических веществах и процессах в живых организмах;
    • биофизика (на стыке биологии и физики) — наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах.
  7. Прикладные науки:
    • биотехнология — совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов;
    • бионика — разработка технических устройств по подобию живых систем, растениеводство, животноводство, ветеринария и др.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

Формирование современной естественнонаучной картины мира тесно связано с достижениями биологической науки. Это позволяет решать:

  • проблемы нехватки продовольствия;
  • экологический «дисбаланс» в природе;
  • ситуацию с вредителями сельскохозяйственных культур.

Биологические знания о процессах в биосфере помогают человечеству управлять происходящими на планете процессами, делая соответствующие прогнозы. К примеру, забота о лесах и сохранение зеленых насаждений способствует формированию кислородной среды на Земле. Знания, как живые организмы взаимодействуют друг с другом, помогают человеку не экспериментировать с равновесием в природе, завозя в экосистемы новые виды растений с животными. Ситуация с кроликами  в Австралии, произошедшая в прошлом столетии наглядный тому пример!

Биологических сведений сегодня так много, что для простоты использования их делят на разные области, помогающие в решении различных сложных задач:

  • разработка и улучшение растительных тканей (ботаника);
  • получение новых лекарственных препаратов (генетика  с физиологией);
  • восполнение природных ресурсов (экология с дендрологией);
  • создание новейших вакцин с сыворотками (микробиология).

Такие на первый взгляд простые науки способны решать глобальные проблемы человечества! Важно лишь их правильно использовать и оперировать соответствующими понятиями

Смотри также:

  • Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы
  • Биологические системы. Общие признаки биологических систем

Взаимодействие с другими науками

Углубленное изучение биологии невозможно без ее взаимодействия с другими сферами знаний. Математика, проектирование и даже социальные науки помогают охватить все аспекты в изучении жизни. Ниже несколько примеров таких наук.

  1. Биофизика играет важную роль в понимании механики биологии. Это научная сфера деятельности, где задействованы ученые со многих областей наук (математики, химии, физики, материаловедения). Она помогает понять действие сложных систем организма: мозга, кровообращения, иммунной системы и прочих.
  2. Астробиология. Согласно НАСА – это наука, исследующая развитие жизни во вселенной, включая поиск внеземной жизни.
  3. Биогеография изучает расселение жизненных форм, его причины и эволюцию видов.
  4. Биоматематика предполагает создание математических моделей для лучшего понимания закономерностей в мире биологии.
  5. Биоинженерия — это применение технических принципов анализа и проектирования в биологии и наоборот. Результатами работы являются, например, новые медицинские технологии визуализации, портативные диагностические устройства, различные имплантаты и протезы.
  6. Биосоциология изучает влияние взаимодействующих социальных и биологических факторов на поведение человека.

Достижения

Достижениями современной биологической науки является использование ее методов в различных сферах человеческой деятельности:

  1. Охрана природы.

    Современные биологические знания помогают решать проблемы загрязненности природной среды. Это положительно сказывается на рациональном использовании природных ресурсов, повышая продуктивность растительного мира. Сохранение чистоты разных сред обитания позволяет сократить гибель живых организмов, в том числе и редких видов.

  2. Развитие генной инженерии.

    Биологические знания позволяют создавать организмы, имеющие новые генные комбинациями. К примеру, внедрение в бактериальные клетки генов, отвечающих за выработку важных для организма соединений, позволяет искусственным способом получать молекулы интерферона, инсулина и антибиотиков. Биологические знания помогают синтезировать стимуляторы роста, витамины, ферменты и прочие важные для всего живых организмов соединения.

  3. Медицина.

    С помощью теоретических биологических достижений удается проводить раннюю диагностику различных заболеваний и лечить их на этапах формирования. Также успешно применяются профилактические способы защиты от болезней. Сегодня биология способна лечить проявления бесплодия, гемофилии и альбинизма.

Русские ученые

Русские великие ученые-биологии определили свое время, тем самым, продвинув биологическую науку в России далеко вперед.

Кольцов Николай Константинович

Николай Константинович Кольцов считается одним из основателей биологической школы в СССР. Ему принадлежат значимые открытия на молекулярном уровне: он изучал строение цитоскелета, а также процессы, тесно связанные с матричные синтезом хромосом. Также Кольцову принадлежит значимая роль в открытии влияния радиационных и химических агентов на геном живого существа.

Мечников Илья Ильич

Илья Ильич Мечников является настоящим гением иммунологии: ему учение о фагоцитозе, также он разделил клетки, которые обладают способность к фагоцитозу, на две большие группы: макрофаги и микрофаги. Помимо вышеуказанного Илья Ильич Мечников является создателем такой науки как геронтологии (учение о стариках) и сравнительной патологии воспалительного процесса.

Павлов Иван Петрович

Иван Петрович Павлов является одним из немногих советских ученых, которые удостоились Нобелевской премии в первую половину двадцатого века. Павлов внес следующий вклад в развитие биологической дисциплины:

  • автор учения о высшей нервной деятельности;

  • классифицировал рефлексы на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные);

  • активно изучал психофизиологию различных типов темперамента;

  • считается основоположником развития науки о психики животных и человека в СССР (на него в своих работах ссылается абсолютно большинство авторов).

Тимирязев Климент Аркадьевич

Тимирязев занимался исследованием зависимости протекания фотосинтетических процессов в хлоропластах растений от спектра излучения. Ему удалось обнаружить, что в красных участках спектра фотосинтез протекает эффективней.

Четвериков Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Четвериков – это российский генетик, изучавший наследственные факторы и их проявления. Считается одним из основоположников современной эволюционной генетики.

История биологии[]

Хотя концепция биологии как особой естественной науки возникла в XIX веке, биологические дисциплины зародились ранее в медицине и естественной истории. Обычно их традицию ведут от таких античных учёных как Аристотель и Гален через арабских медиков. В эпоху Возрождения биологическая мысль в Европе была революционизирована благодаря изобретению книгопечатания и распространению печатных трудов, интересу к экспериментальным исследованиям и открытию множества новых видов животных и растений в эпоху Великих географических открытий. В это время работали выдающиеся умы Андрей Везалий и Уильям Гарвей, которые заложили основы современной анатомии и физиологии. Несколько позже Линней и Бюффон совершили огромную работу по классификации форм живых и ископаемых существ. Микроскопия открыла для наблюдения ранее неведомый мир микроорганизмов, заложив основу для развития клеточной теории. Развитие естествознания, отчасти благодаря появлению механистической философии, способствовало развитию естественной истории.

К началу XIX века некоторые современные биологические дисциплины, такие как ботаника и зоология, достигли профессионального уровня. Лавуазье и другие химики и физики начали сближение представлений о живой и неживой природе. Натуралисты, такие как Александр Гумбольдт, исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии, закладывая основы биогеографии, экологии и этологии. В XIX веке развитие учения об эволюции постепенно привело к пониманию роли вымирания и изменчивости видов, а клеточная теория показала в новом свете основы строения живого вещества. В сочетании с данными эмбриологии и палеонтологии эти достижения позволили Чарльзу Дарвину создать целостную теорию эволюции путём естественного отбора. К концу XIX века идеи самозарождения окончательно уступили место теории инфекционного агента как возбудителя заболеваний. Но механизм наследования родительских признаков всё ещё оставался тайной.

Биологические науки, классифицируемые по предмету изучения

Исходя из предмета исследования, биологические науки разделяются на зоологию, биологию, вирусологию, ботанику, микологию и т.д.

Бактериология – это наука, которая изучает строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе.

Ботаникой изучаются растения и растительный покров нашей планеты.

Зоология занимается изучением многообразия, строения, распространении, жизнедеятельности животных и их взаимосвязи с окружающей средой, а также их происхождение и развитие.

Вирусология изучает вирусы.

Микология занимается изучением грибов.

Существует еще лихнеология – наука, которая изучает лишайники.

Часто вирусология, бактериология, и ряд разделов микологии рассматриваются в составе микробиологии.

Систематика (таксономия) – наука, занимающаяся описанием и классификацией всех живых и вымерших существ по группам.

Морфология рассматривает форму и строение организмов, закономерности их развития. Морфология включает в себя такие разделы, как гистология, цитология, эмбриология, анатомия. Также различается морфология животных и морфология растений.

Каждая из перечисленных выше биологических наук разделяется на морфологию, анатомию, биохимию, генетику, эмбриологию, систематику.

Биохимия – это наука, которая изучает химический состав живой материи, а также химические процессы, которые протекают в живых организмах и лежат в основе их жизнедеятельности.

Анатомия является разделом морфологии, в котором изучается внутренне строение и форма отдельных органов, систем и в целом организма. В составе ботаники рассматривается анатомия растений, а анатомия животных – в составе зоологии. Отдельной наукой является анатомия человека.

Эмбриология занимается изучением индивидуального развития организма, в частности, зародыша.

Физиология занимается изучением процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов, их органов, тканей, клеток. Физиология делится на физиологию животных, физиологию растений и физиологию человека.

Генетика – это наука, объектом изучения которой являются закономерности наследственности и изменчивости. Генетика на данный момент является одной из наиболее активно развивающихся биологических наук.

Как выучить биологию легко и быстро

Первым шагом на пути к пониманию, как учить биологию, будет подбор на урок наглядного материала. Наука далека от абстракции, и все, о чем идет речь, можно легко увидеть

Скелет, цветы и даже фото микроорганизмов — все это есть в учебниках и в Интернете и существенно облегчает задачу, так как понять биологию, а не просто заучить — это действительно важно

Помимо активного использования иллюстраций и атласов, нельзя забывать и о стандартных методах эффективной учебы:

  • Формулы и термины переносить на карточки для запоминания и регулярно повторять.

  • Текст параграфа переписывать в виде ярого конспекта.

  • Чтобы что-то выучить, надо кого-то этому научить. Можно рассказать новую информацию другу, родственникам, коту или игрушкам.

Трудности в изучении могут возникнуть, если были упущены знания из предыдущих разделов. Также проблемы способна вызвать терминология, значение которой не запомнилось. В таком случае вам будет полезно воспользоваться услугой репетитора по биологии. Компетентный преподаватель поможет лучше усвоить учебную программу, а также расскажет интересные факты о биологии сверх положенного материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: