Конфуций

Смерть

В 66-летнем возрасте философ овдовел. На закате жизни он все время посвящал ученикам в своем доме в городе Цюйфу. Умер Конфуций в 479 году до н. э., в 72 года. Перед смертью он впал в семидневный сон.

В городе Цюйфу (провинция Шаньдун, Восточный Китай) на месте дома древнего мыслителя построили храм. После сооружения примыкающих зданий и пристроек строение выросло до храмового комплекса. Место захоронения Конфуция и учеников — объект паломничества уже 2 тысяч лет. В 1994 году ЮНЕСКО занесла храмовый комплекс, дом Конфуция и лес вокруг него в «Список объектов мирового культурного наследия».

Могила Конфуция

Второе место после храма в Цюйфу занимает Пекинский храм Конфуция. Он открыл двери в 1302 году. Площадь комплекса составляет 20 000 м². На территории расположены четыре двора, стоящие на оси «север-юг». В первом дворе 198 табличек, на камне которых высечены 51624 имени людей, получивших степень цзиньши (высшая ученая степень императорских государственных экзаменов). В Пекинском храме стоит 189 стелы из камня, на которых высечено «Тринадцатикнижие» Конфуция.

Конфуцианство и даосизм

Даосизм — это древняя философия и верование, которое глубоко укоренилось в китайских обычаях и мировоззрении. Даосизм зародился в Китае 2000 лет назад.

Автором даосизма считается Лао-цзы (переводится как «Старый Мастер», «Старый Младенец» или «Мудрый Старец»; 604 – ок. 500 до н. э., точная дата смерти неизвестна).

Лао-цзы (604 г. – ок. 500 г. до н. э.)

Даосизм излагает о дао. Это переводится как «путь». Дао — это высший творческий принцип вселенной, всё в мире объединено и связано в нём. Это религия единства и противоположностей инь и ян.

Принцип инь ян видит мир, наполненный взаимодополняющими силами: светом и тьмой, жаром и холодом, действием и бездействием и так далее. Дао — не Бог, поэтому ему не поклоняются.

Даосизм включает в себя множество божеств, которым поклоняются в даосских храмах, а они являются частью вселенной и зависят, как и всё остальное, от дао.

Даосизм культивирует: достижение гармонии и единение с природой, саморазвитие, добродетельность и стремление к духовному бессмертию. Даосские практики включают в себя: регулярное чтение Священных Писаний, медитацию, фэн-шуй и другое.

Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. Они разделяют общие убеждения о человеке, обществе и вселенной. И конфуцианство, и даосизм появились как философии, но позже оба приняли религиозный подтекст.

Существует легенда, что Конфуций и Лао-цзы как-то встретились. Лао-цзы не согласился с мнением Конфуция о том, что нужно оглядываться на прошлое. Но независимо от разногласий между Лао-цзы и Конфуцием даосизм и конфуцианство послужили прекрасными ориентирами для Китая и соседних стран.

Пять постоянств

Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.

«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.

«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.

«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.

Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.

Личная жизнь

Конфуций женился в 19 лет на девушке из рода Ци, которая родила ему сына. В ознаменовании этого правитель Чжан-Гун отправил в подарок живого карпа. В качестве благодарности мальчика назвали Ли, что означает «карп». Также мальчик получит прозвище Бо Юй (старший из братьев), но в этом у философа выйдет промашка, так как он останется его единственным сыном.

Ряд источников подтверждают, что Конфуций не был счастлив в семейной жизни, выразившись однажды по этому поводу: «Всего трудней иметь дело с женщинами: приблизишь их — становятся строптивыми, отдалишь — ропщут». Да и в книге «Лунь-юй» он предстает в образе одинокого учителя, окруженного не заботливыми женщинами, а преданными учениками.

Неоконфуцианство

Неоконфуцианство является моральной, этической и метафизической китайской философией. Конфуцианство оказало сильнейшее влияние на её развитие. Она возникла с китайскими философами Хань Юй (768–824 гг.) и Ли Ао (772–841 гг.) в империи Тан и стала популярной во времена империй Сун и Мин.

Неоконфуцианство стремилось создать более рациональную и мирскую форму конфуцианства. Его создатели отвергли мистические элементы даосизма и буддизма, которые повлияли на конфуцианство во время и после империи Хань.

Хотя представители неоконфуцианства и критиковали даосизм и буддизм, но оба учения оказали влияние на эту философию и термины и понятия были заимствованы у обоих.

Буддисты и даосы рассматривали метафизику как катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия. Неоконфуцианство же использовало метафизику как руководство для развития рационалистической этической философии.

Метафизика — раздел философии, который изучает первичные причины абстрактных вещей, таких как: бытие, познание, идентичность, время, пространство.

Узнайте, что такое Буддизм.

Ведущие принципы учения Конфуция

Всего насчитывается двадцать два принципа конфуцианского учения. Кратко можно выделить пять основных.

Уважение. Жень — самая главная добродетель, символизирует дерево. Уважение по Конфуцию, как и доброта, великодушие позволяют приобрести равновесие с окружающей действительностью.

Справедливость. И — символизирует металл. Справедливость позволяет руководствоваться не личными интересами, а всеобщими, отвергает эгоизм.

Верность обычаям. Ли — его еще называют ритуалом, символизирует огонь. Использование ритуалов помогает личности приблизиться к единству, миру, позволяет осознать свое место в обществе.

Мудрость. Чжи — ее еще зовут здравым смыслом, символизирует воду. Чжи отличает человека от животного, позволяет избавиться от упрямства, глупости.

Благонадежность. Синь – искренность, вера, символизирует землю. Синь пробуждает в человеке чистые помыслы, порождает любовь.

О моральных добродетелях

Главными добродетелями человека философ считал «жэнь» и «и», которые последователем Конфуция объединены в одно. «Жэнь» определяется им как «сердце человека». В современном Китае «жэнь» часто переводится как «человечность». Категория «и» Мэн-цзы определялась в качестве «пути, которому должно следовать». В его этике «и» даже более значима, нежели «жэнь». Он учил, что суть «и» заключается в осознании человеком необходимости непременно выполнять свой моральный долг, иначе ему придется принести в жертву собственную жизнь.

По мнению исследователей, Мэн-цзы основывался в подобных суждениях на примерах многочисленных мучеников, отдавших жизнь ради доказательства преданности своему господину или правителю. Конфуцием была создана только общая философская парадигма. Мэн-цзы же удалось наполнить ее плотью и кровью, создать вдохновляющий образец, и, соединив действие и знание, превратить философию в подобие религии.

Могила Конфуция

Похоронили учителя у реки под названием Сышуй. Его вещи также положили в могилу. Место это вот уже более 2000 лет является местом паломничества в Китае. Имение, гробница и храм Конфуция расположены в провинции Шаньдун, в городе Цюйфу. Храм в его честь был построен в 478 году до н. э. Он разрушался и впоследствии восстанавливался в различные эпохи. Сегодня этот храм насчитывает более ста строений. На месте захоронения находится не только могила Конфуция, но и гробницы более 100 тысяч его потомков. Громадной аристократической резиденцией стал небольшой когда-то дом семьи Кун. От этой резиденции сохранилось сегодня 152 здания.

Поистине великим человеком был Конфуций. И сегодня многие люди стараются следовать его мудрости. Конфуций вдохновляет не только жителей Китая, но и людей из самых разных уголков нашей планеты.

Направления

Спустя два года после кончины мудреца появились храмы, чествующие его – сначала в родном Цюйфу, а потом и в других местах страны. Его ученики разделились на несколько направлений в интеллектуальном наследии Кун Фу Цзы. Наиболее прославились среди них Мэн Цзы и Сюнь Цзы, создавшие одноименные сочинения.

Сюнь Цзы (313 г. до н.э. — 238 г. до н.э.) — китайский мыслитель, основоположник ханьского конфуцианства

Наследию Конфуция приходилось конкурировать за право владеть умами граждан с другими течениями, существовавшими в тот период, такими как

  • моизм,
  • легизм,
  • даосизм.

Это было время раннего конфуцианства. В III веке до нашей эры императором Цинем Шихуанди легизм был провозглашён государственной идеологией. А ученикам Конфуция пришлось нелегко: их преследовали, уничтожали сакральные документы. Самым драматическим моментом стало погребение заживо около пятиста конфуцианцев.

Но самая тёмная ночь бывает перед рассветом, и вот, при династии Хань, сменившей Чжоу, начинается поклонение Конфуцию всей нацией. Священные ритуалы с жертвоприношениями в его честь совершают прежде всего императоры, которые в трактате «Чюнь Цю» усмотрели зашифрованное им идеальное политическое устройство и образы ханьских правителей, сумевших организовать его, придя к власти.

Конфуцианская доктрина переосмысливается в свете существующей действительности и провозглашается государственной. В китаистике (синологии) это течение зовут классическим конфуцианством. Конфуцианские канонические правила Лю И унифицируются, процветает обожествление Конфуция, складывается экзаменационный механизм кэ цзюй, сделавший конфуцианские сочинения священными.

Конфуцианский храм, Пекин, Китай

Испытуемый на соответствие какой-либо административной должности должен был продемонстрировать отличное знание канона и овладение шестью искусствами, которые тоже назывались Лю И и в те времена считались неотъемлемой частью образования каждого учёного мужа:

  • ориентация в ритуалах,
  • знание музыкальной грамоты,
  • владение меткой стрельбой из лука,
  • навыки управления колесницей,
  • владение счётом и письмом (в том числе, сочинением стихов).

Сдавать экзамены нужно было поэтапно. Трёхступенчатая система предполагала начало испытаний в провинции и финальное испытание в столице. Выдержавший его занимал желанную должность. Эта экзаменационная система прошла проверку временем длительностью в две тысячи лет и просуществовала вплоть до начала XX столетия.

Во времена правления Тан у учения Конфуция появился ещё один конкурент – буддизм. В результате взаимодействия двух течений образовалось неоконфуцианство. Его связывают с именем Хань Юя, который жил в VIII-IX веках нашей эры.

В XIX веке учение испытало западное влияние, и возникли его новые трактовки, включающие европейские идеи. Когда в Китае в XX столетии к власти пришли коммунисты, они поначалу проявляли уважение к идеям и последователям Кун Фу Цзы. Но в период культурной революции Мао Цзэдуном учение Конфуция было объявлено помехой на пути к прогрессу.

Ученики

Из трёх тысяч учеников Конфуция ближайшими, из числа наиболее одарённых, избранных им самим, считаются 77; в свою очередь, по именам из них известны не более 26, а любимым учеником его был некто Янь-юань. Из прочих до настоящего времени также дошли имена учёных Цзэн-цзы и Ю-жо, внесших свой посильный вклад в древнюю китайскую философию.

К слову об учёных. Современные академические источники определяют учеников школы Конфуция как учёных-интеллигентов (жу); предполагается также, что, как и сам Конфуций, все они были потомками правящей верхушки государства Шань-Инь, павшего под ударами «менее культурных», воинственных чжоусцев в XII – XI веках до нашей эры.

Как проявил себя Конфуций на ответственном посту?

На посту мудрец был очень активен. Он проявил себя как опытный и умелый политик, ценящий и знающий ритуалы, как усмиритель вассалов, не желавших покориться правителю, а также как справедливый судья. Его правление было в целом довольно успешным. Конфуций так много сделал для своей страны, что близлежащие государства начали опасаться блестяще развивающегося благодаря усилиям одной личности царства. Наветы и клевета привели к тому, что советам Конфуция перестал внимать правитель Лу. Конфуцию пришлось покинуть родное государство. Он отправился в путешествие, наставляя нищих и правителей, пахарей и князей, стариков и молодых.

Общественно-политическое учение

Для Конфуция общество – сложный механизм, который будет работать, когда каждый элемент и часть на своем месте

Важно, чтобы они находились в полном порядке

Идеальное государственное устройство состоит в том, что правитель обладает никем и ничем не ограниченную власть, но для этого он должен быть высокоморальным, внимательным, слушать советы умных и образованных людей. Их философ называл «жу» – ученые.

Государство не способно развиваться без семьи, в которой высшая власть принадлежит главе семейства. Его родные обязаны подчиняться ему, выказывать уважение, не спорить. Аналогично должен вести себя подчиненный со своим начальником, а тот – с вышестоящим руководством.

Управление обществом должно проходить мягко, без принятия резких решений. Это поможет избежать зарождения страха среди жителей страны и возникновения насилия. Когда младшие будут выказывать уважение к правителям и старшим людям по возрасту, а все члены общества – почтение к традициям, тогда государство будет гармоничным и работающим. Именно тогда население станет воспринимать его, как большую семью, а своего императора – как отца и защитника.

Конфуций считал, что любой чиновник и правитель должен быть благородным мужем, чтобы подчиненные доверяли и не боялись. Из-за этого воспитание молодежи происходило на противопоставлении низкого человека и благородного человека.

Социальную жизнь в учении определяла формула «управлять – это поступать правильно». Ее китайцы стали использовать постоянно в своей лексике, чтобы обозначить норму поведения среди знакомых, друзей, в кругу семьи и родственников, на работе по линии «руководитель – подчиненный». Данная формула постепенно проникла в народную культуру и массовое сознание, оставаясь там и в 2000-х годах.

Конфуций в своих трактатах высказывал боль за отсутствие нравственности и правил морали в обществе. Многие постулаты учения были записаны учениками, поскольку философ самостоятельно свои слова не записывал. Некоторые книги похожи на беседу Конфуция с читателем.

Таким образом, конфуцианство стало в Китае, а потом и в других странах, религией, хотя ее создатель разрабатывал философско-этическую концепцию. Жители Поднебесной называют творение Конфуция школой ученых книжников, а европейцы – конфуцианством.

Изгнание

Считается, что в 498 году Конфуций покинул родной Лу. Именно тогда он решил покинуть свой пост, хотя он не подавал формального заявления об отставке, а затем оставался в добровольном изгнании, пока Цзюй Хуань жил. Его сопровождали некоторые из его учеников, которые глубоко восхищались его реформистскими идеями.

Он совершил поездку по важнейшим штатам северного и центрального Китая, таким как Вэй, Сун, Чен, Цай и Чу. Однако в большинстве мест, где он побывал, он не нашел поддержки со стороны местных лидеров. Им также казалось, что его присутствие неудобно, и они плохо с ним обращались.

В песне они даже пытались убить Конфуция. Там, в своем бегстве, он потерял контакт с Янь Хуэем, одним из своих самых верных учеников, но позже их пути снова пересеклись. Позже, находясь в Чэне, сопровождающие учителя заболели, и им отказали в помощи.

Некоторые утверждали, что несправедливо, что такие люди, как они, стремящиеся развивать свой интеллект, вынуждены жить в бедности. Но Конфуций утверждал, что великие люди, столкнувшись с подобной ситуацией, должны сохранять спокойствие, потому что именно так они демонстрируют свое этическое превосходство.

Личная жизнь

Конфуций женился в 19 лет на девушке из рода Ци, которая родила ему сына. В ознаменовании этого правитель Чжан-Гун отправил в подарок живого карпа. В качестве благодарности мальчика назвали Ли, что означает «карп». Также мальчик получит прозвище Бо Юй (старший из братьев), но в этом у философа выйдет промашка, так как он останется его единственным сыном.

Ряд источников подтверждают, что Конфуций не был счастлив в семейной жизни, выразившись однажды по этому поводу: «Всего трудней иметь дело с женщинами: приблизишь их — становятся строптивыми, отдалишь — ропщут». Да и в книге «Лунь-юй» он предстает в образе одинокого учителя, окруженного не заботливыми женщинами, а преданными учениками.

На чиновничьем поприще

Полученное образование позволит Кун-Цзы состоять на службе у клана Цзи в царстве Лу. Сначала он получил должность распорядителя амбаров, позднее отвечал за скот, управляя фермами. Поначалу свою работу молодой чиновник воспринимал как некое священное дело — пытался вникнуть во все детали, постоянно беседовал, хотел овладеть всеми тонкостями дела. «Мои счета должны быть верны — вот единственное, о чем я должен заботиться», — утверждал Конфуций.

Но чем больше проникал ученый в суть вопроса, тем более он убеждался в продажности и злоупотреблениях чиновников. Это были тяжелые для страны времена, когда империя Чжоу находилась в глубоком кризисе, а авторитет императора сильно упал. Все это привело к усилению местных царей, окружавших себя незнатными и алчными чиновниками. Философ приходит к выводу, что спасти положение может лишь возврат к заветам старины.

Конфуций и его учение

Грамотный молодой человек устраивается на работу учетчиком зерна, потом скота. В первый раз он женился в 19 лет, у него родился сын.

Конфуций сделал успешную карьеру на государственной службе, но ушел в отставку и занялся другого рода деятельностью. Он много путешествовал, объездил все царства и провинции Китая, раздираемые междоусобными войнами.

Досконально изучая жизнь людей всех сословий, он всегда имел много слушателей, учеников и последователей. Учитель написал много книг, самой основной по философии считается его трактат под названием «Беседы и суждения».

Историки называют близкий круг его учеников, который состоял из 70 человек. На сегодняшний момент имена 26 из них точно установлены. Всего при жизни мыслителя 3 тыс. молодых людей являлись его учениками. Многие книги дописывались уже не самим основателем учения, а его последователями.

Известны факты самозабвенной преданности конфуцианству, когда учеников за не отречение от своих идей массово заживо закапывали в землю, варили в огромных котлах.

Сам Конфуций был скромным человеком. Личную биографию, довольно длинной и богатой на события жизни, он изложил в несколько строк.

Сформулированные, подробно описанные и пропагандируемые им добродетели: человеколюбие, справедливость, рассудительность, искренность, соблюдение обычаев играют и по сей день важную роль в деле воспитания молодежи, создания гармоничного общества, где каждая личность имеет свои функции.

Конфуций мечтал о лояльности начальства к подчиненным, а от последних, по его мнению, требовалась — преданность.

Современный род Конфуция, уважаемый на родине мудреца, насчитывает более 30 тыс. членов. Старший потомок по прямой линии носит титул князя, пожалованный еще древнему мыслителю. Он имеет почетную обязанность ухаживать за знаменитой могилой и храмом в городском узде Цюйфу, где родился и умер Конфуций.

символы

Конфуцианство не имеет официального символа или значка, который представляет его конкретно. Тем не менее, китайский символ воды часто неофициально используется для обозначения этой религии, потому что он представляет собой саму жизнь.

Другие распространенные символы, которые можно увидеть, говоря о конфуцианстве, являются китайским символом «ученого», и во многих случаях также можно использовать изображение самого Конфуция..

Кроме того, поскольку конфуцианство стремится найти баланс между хаосом и порядком, также часто используют даосский символ Инь и Ян для обозначения этой религии..

Истоки философии

В 528 году до н.э. у него умирает мать. Согласно старому, но давно забытому правилу по случаю траура чиновник должен был оставить свою службу на три года. Конфуций решил последовать канувшему в лету закону. Освободившееся время он посвятил глубокому изучению истории Китая. Во время знакомства с источниками в его голове рождается образ идеального государства, в котором правитель мудр и справедлив, воины честны и отважны, крестьяне трудолюбивы, а женщины преданы своим мужьям. Создать такое общество возможно на основе возвращения к забытым порядкам

Знакомясь с историей страны, философ уделял большое внимание ее традициям и обычаям, постепенно превратившись в их глубокого знатока

Однажды он принял участие в церемонии жертвоприношения в главном храме царства Лу. К тому времени Кун-цзы был широко известен как очень образованный человек. Тем не менее во время действа он все время спрашивал о каждой его детали, заставив многих усомниться, что он хорошо знает ритуалы. В ответ философ мудро заметил: «В таком месте спрашивать и есть ритуал». Этот принцип станет ключевым методом его обучения, основанном на необходимости говорить о том, что знаешь или не знаешь.

Примерно в 25 лет Конфуций был приглашен в столицу Поднебесной империи. Это было определенным признанием его заслуг в распространении древних традиций. Однако дальше этого дело не пошло и на протяжении 13 лет философ безуспешно пытался склонить правителей страны к принятию его учения. Как гласит предание, во время визита в Чжоу он беседовал с основателем даосизма Лао-цзы, который раскритиковал его несколько идеалистические воззрения. Но Кун-цзы это нисколько не смутило

Он парировал недобрый отзыв своей важной миссией — использовать свои знания ради служения народу

Конфуцианство и буддизм

Буддизм — это религия, в то время как конфуцианство — система этических и философских правил. Буддизм зародился в Индии около VI в. до н. э., основателем буддизма был Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама). Основателем конфуцианства был Конфуций, который родился в V в. до н. э. в Китае. И буддизм и конфуцианство существуют «без бога».

Конфуцианство концентрирует своё внимание на исправлении взаимоотношений с другими людьми. В то время как буддизм фиксируется на том, чтобы прийти к нирване (взаимоотношения с людьми исправляются в процессе)

Оба учения поддерживают добрые поступки и отречение от собственных интересов ради других людей.

Оба учения уважают старших (родителей и учителей), и считают, что это несёт принципиальное значение для достижения мира во всём мире.

Буддизм и конфуцианство, оба придают огромное значение обучению, которое нужно для верного познавания и просвещения.

Основа построения человеческих отношений

Философствование Конфуция на тему взаимоотношений между людьми сводится к созданию наиболее доверительных, чутких человеческих связей. Избежание конфликтных ситуаций не было сущностью трактатов. Автор стремился к идеализации общества, в котором просто не кому будет конфликтовать. Каждого отдельного человека философ рассматривал членом большой семьи, где все почитают отца (правителя), как главенствующую личность.

Для того, чтобы понимать, доверять друг другу необходимо обладать таким качеством, как снисходительность, то есть способностью принимать и прощать не желаемое к себе отношение окружающих.

Каждый человек обладает как благородными личностными качествами, так и низменными. Понятие снисходительности заключается в одобрении первых, не замечанием вторых. Основная мысль о взаимоотношениях сводится к следующему: «Стоя высоко, будь снисходителен к подчиненным, оказавшись внизу, будь снисходителен к тем, кто смеется над тобой».

Небесный мандат – кто должен управлять

Он продвигал идею врожденной благородной природы человека, постулированную конфуцианским ученым по имени Донг Чжуншу, который добавил некоторые законнические идеи к учению Мэн-цзы. Более поздние императоры одобрили новую разновидность конфуцианства Дун Чжуншу за ее акцент на Мандате Небес.

Печать императора

Мандат Небес конфуцианства был ключевой концепцией, лежащей в основе имперской легитимности. «Небеса» выбрали определенного человека и его потомков, чтобы быть посредниками между Небесами и людьми. Человек становился равным богу. Решение Небес озвучивалось через интерпретацию различных примет и обстоятельств.

Конфуцианство

В период правления династии Хань (2 век до н.э. — 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии, вследствие чего оно коренным образом повлияло на мировоззрение китайцев.

Основой конфуцианства является создание гармоничного общества, где каждому человеку предстоит выполнять определенную роль. При этом элита не должна угнетать граждан, проявляя к ней лояльность.

Конфуций разработал 5 основных постоянств праведного человека:

  • «Жэнь» – «уважение», «человеколюбие», «гуманность». Это основополагающая категория в конфуцианстве. Человек обязан проявлять любовь к ближним, избегая звериных качеств, которым присуща жестокость. Другими словами, каждый должен придерживаться золотого правила и не делать другому того, чего не желаешь себе.
  • «И» – «справедливость». Человек должен противостоять эгоистическим чувствам, избегая какой-либо корысти.
  • «Ли» – «обычай». Призыв сохранять устоявшиеся традиции, следуя праведным нормам и образцам социального достойного поведения.
  • «Чжи» – «мудрость». Благодаря этому качеству человек способен не только обдумывать свои действия, но и предвидеть возможные последствия.
  • «Синь» – «благонадежность», «добросовестность». Добросовестным является тот, кто избегает лицемерия и стремиться к добру.

Помимо этого, Конфуций является автором системы, помогающей достичь конкретной цели и стать успешным. Для этого человеку необходимо придерживаться 9 главных принципов:

Идти к цели, пусть даже не спеша, но не делая остановок.
Держать свой инструмент всегда заточенным (залог успеха напрямую зависит от качественной подготовки).
Не менять поставленной цели.
Усердно выполнять только действительно важное и достойное дело.
Общаться только с тем, кто развивается.
Саморазвиваться и стремиться к добродетельности.
Не накапливать обиды – негатив отталкивает позитив.
Не гневаться, поскольку за все придется отвечать.
Учиться у других и прислушиваться к советам.

Конфуцианство не представляет собой религию, как ошибочно думают многие, а лишь побуждает человека к рациональному мышлению.

Официальная «наука» Поднебесной

Можно сказать, что конфуцианство вытащило счастливый билет в лотерее истории, став во II веке до н pharmaciepourhomme.fr. э. официальной идеологией империи и, как результат, обязательной программой образования правящего класса, что позволило ему оказывать наиболее сильное влияние на китайскую духовную культуру в целом. Можно, правда, сказать и наоборот: официальный статус в известной мере сковал интеллектуальную активность сторонников этого направления. Как бы там ни было, завоевав в ханьскую эпоху официальное признание, конфуцианство, несмотря на все сюрпризы истории, уже никогда окончательно не утрачивало своих официальных позиций и проделало с китайской монархией весь отведенный им исторический путь, вплоть до Синьхайской революции (1911 —1912).

Официальное положение конфуцианства при императорском дворе как бы закрепило первоначальную политическую сориентированность этой доктрины, создав в ней два достаточно самостоятельных проблемных комплекса. Первый был посвящен проблемам высшей политической власти: методам и способам ее приобретения, пользования ею и причинам ее утраты, второй был полностью сосредоточен на проблемах обучения и воспитания будущего бюрократа, на принципах пользования властью и отказа от нее.

Наиболее опасным был безусловно первый комплекс, а в нем — задача воздействия в конфуцианском духе на носителя высшей политической власти. Воздействие это осуществлялось, разумеется, в чрезвычайно мягкой форме, сохраняя главную направленность на верность конфуцианской установке на общее благо, на рационализм и гуманизм. Под мягкостью формы имеется в виду прежде всего ретроспективность и косвенность. Примером подобной критики может служить эпитафия, посвященная ханьскому императору У-ди, написанная конфуцианцем-идеалистом танского времени по имени Оуян Чжань. Вместо того чтобы критиковать современный ему танский двор за увлечение различными даосскими техниками продления жизни, Оуян Чжань в весьма красочном стиле оплакал идеологическую невыдержанность знаменитого ханьского императора У-ди, отделенного от автора почти тысячелетием:

Я полагаю, что каждая вещь имеет свой особый путь. Государь император и даосский бессмертный, лесной источник и столичный двор столь же различны между собой, как и существа, покрытые чешуей, и те, что покрыты шерстью, как вода и суша… Чудесного зверя цилиня не поместишь в водоем, а дракон не станет жить на лугу. Яшмовый заяц на луне исчезает с рассветом, а золотого ворона не увидеть ночью.

Государь должен в первую очередь заниматься человеческими взаимоотношениями, тогда как даосский бессмертный должен первым делом удалиться от мира. Тот, у кого в мыслях лесной источник, может поселиться среди вод и растений. Тот же, у кого в мыслях Поднебесная, должен трудиться во дворце. Поэтому императоры Яо и Шунь не держали в душе стремлений к диким местам, а отшельники Цзы Цзинь и Сюй Ю отказались от трона. Воистину между государем и отшельником есть разница, лесной источник и столичный дворец совместить невозможно.

Если говорить о рационализме, то здесь примером может служить сунский сановник Сунь Ши (962—1033), бесстрашно и настойчиво объяснявший трем императорам, при которых он служил, что Небо не пишет и не разговаривает, что отнюдь не каждое ненормальное явление следует считать небесным знамением, что жертвоприношение духам, безусловно является одним из важнейших государственных дел, но главной заботой императора все-таки должно оставаться благополучие Поднебесной и благосостояние народа. Конфуциански образованная бюрократия, опираясь на авторитет доктрины, отвовала себе право обращаться к монарху в жанре «увещевания» и говорить ему «прямые слова». Особым видом этого увещевания была историческая критика, которая включала и монархов.

Что же касается бюрократии, то для нее в силу тогдашней конкретной организации получения власти через экзаменационную систему конфуцианство было синонимом образования или, как выражались китайские авторы, «наукой» (сюе). Этой «наукой» образованное общество, разумеется, пользовалось не только для служебных надобностей, но и для выражения всех своих интеллектуальных потребностей, которые так или иначе были связаны с общественными обязанностями. Можно сказать, что между служилым сословием и конфуцианством сложились настолько тесные взаимоотношения, что одно стало определяться через другое. Желая подчеркнуть подлинность конфуцианца, говорили о его общественном служении, желая оттенить благородство бюрократа — о его конфуцианской образованности.

Священные книги

Священные писания конфуцианства известны как аналекты. Они представляют собой письменный источник, который высоко ценится теми, кто придерживается этой философской религии, и считается, что они были составлены несколькими поколениями учеников Конфуция.

Эти Священные Писания основаны на всем, что сказал китайский философ, как в устной, так и на письменной форме. Они отражают сущность конфуцианства, основанную на учении, которое Конфуций дал перед смертью.

Есть 5 книг под названием Пять классиков, который частично считается написанным Конфуцием, но также справедливо полагать, что философ оказал влияние на его творчество. Следует отметить, что нет исторических свидетельств его авторства, и некоторые историки считают, что они были писателями для его учеников. Это:

— Классика истории.

— Классические оды.

— Классические изменения.

— Летопись весны и осени.

— Классические обряды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: