Крито-микенская, или эгейская цивилизация

Содержание

В Микенская цивилизация Он был построен в конце бронзового века на территории греческого Пелопоннеса. Этот исторический этап является частью так называемого доэллинского периода Эллады. Его название происходит от одного из его главных городов, Микен, основанного, согласно одной из существующих гипотез, ахейцами.

Этот город дал свое название одной из самых важных цивилизаций своего времени, которая оказала большое влияние на более позднюю классическую Грецию. Как правило, микенский период обрамлен приблизительно между 1600 г. до н.э. и 1150 г. до н.э.

Из-за отсутствия надежных источников очень трудно глубоко узнать некоторые аспекты этой цивилизации. Помимо произведений, найденных на некоторых сайтах, есть косвенные ссылки в произведениях, таких как работы Гомера. Однако, как и греческие мифы, связанные с Микенами, они по-прежнему являются литературными источниками.

Исчезновение микенской цивилизации уступит место времени, известному как греческое средневековье. Причина падения была предметом различных предположений экспертов.

Теории варьируются от вторжения дорийцев до нападения таинственных морских людей, прошедших через изменение климата, нанесенное в тот период.

Эллинистический период (323–30 гг. до н.э.)

История Древней Греции этого периода условно определяется как период от смерти Александра Македонского до присоединения Египта к Римской державе. После смерти Александра почти 50 лет продолжалась ожесточенная борьба за его наследство. Вражду вели его полководцы, которых называли «диадохи». В результате на развалинах империи Александра возникли три крупные державы. Это Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов. Их границы простирались от современной Турции до Афганистана.

Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром. Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки. Среди них была и Великая Александрийская библиотека, где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных. И обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н.э. попала под римское господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления.

Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного ей народа), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Древнему Риму удалось подчинить все Средиземноморье. Но господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния. Римляне вобрали в себя культуру Древней Греции. Они увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

После поражения, нанесенного в 197 году до н.э. римлянами Македонии в битве при Киноскефалах, Греция попала под влияние Рима, а уже с утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) она стала римской провинцией Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).

На этом история Древней Греции заканчивается. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства (Египетского царства, управляемого династией Птолемеев) означает конец эллинистического периода. К тому же наступает конец длительного развития всей древнегреческой цивилизации.

Микенские дворцы

Историки и археологи подчеркивают красоту дворцов Микен, Тиринто и Пилоса. Более того, их значение выходило за рамки их архитектурной структуры, поскольку они были административными центрами микенских царств.

Его архитектура доказывает, что они собрали влияние построек минойской цивилизации с некоторыми похожими аспектами.

Эти большие постройки были организованы вокруг различных дворов. Отсюда можно было получить доступ к комнатам разного размера, с функциями хранения, проживания или мастерских. В центре дворца находился Мегарон, тронный зал. Здания, насколько известно, были только одноэтажными.

экономика

Найденные тексты показывают, что экономическая организация в микенской цивилизации вращалась вокруг дворцов, как и все остальное. Многие из его жителей работали непосредственно на дворцы, хотя были и те, кто делал это самостоятельно.

Важной фигурой была фигура писца. Его функция состояла в том, чтобы контролировать входы и выходы продуктов, распределять задачи и распределять рационы.

AgricultURA

Наиболее распространенной системой собственности на землю была коммунальная. Поле обрабатывалось дамо, простыми людьми.

С другой стороны, дворец владел своими землями. Одна часть принадлежала непосредственно королю, а другая часть была передана в эксплуатацию членам администрации самого дворца..

Что касается продуктов, микенцы сосредоточились на традиционных средиземноморских продуктах: пшенице, оливковых деревьях и виноградной лозе, хотя они также посвятили часть своей земли зерновым культурам, таким как ячмень, лен для одежды и фруктовые деревья..

промышленность

Ремесленники микенской цивилизации были специализированы на каждой работе. Каждый из них принадлежал к определенной категории и был предназначен для определенной стадии производства.

Одним из наиболее важных секторов была текстильная промышленность. Согласно найденным письмам, в Пилосе насчитывалось около 550 работников этой отрасли, а в Кноссе они достигли 900. Было 15 текстильных специальностей, из которых чаще всего использовались шерсть и лен..

С другой стороны, металлургия также играла важную роль в микенской экономике. Каждый день в Пилосе для выполнения поставленных задач распределялось около 3,5 кг бронзы. Некоторые таблички, найденные в Кноссе, указывают на то, что мастера этого города были специалистами по изготовлению мечей..

Наконец, есть данные о существовании крупной парфюмерной индустрии. Были сделаны ароматизированные масла, многие из которых предназначались для экспорта.

коммерция

Свидетельство того, что Микены занимались торговлей, связано с находками их продуктов во многих частях Средиземноморья. До сих пор не было найдено никаких письменных ссылок ни в одной области, за исключением некоторых ссылок на распространение текстильной продукции..

Предполагается, что после завоевания Крита микенцы захватили минойские торговые пути. Многие амфоры, которые служили для перевозки продуктов, были найдены в Эгейском море, Анатолии, Египте и западной Сицилии. Интересно, что они также появились в Центральной Европе и Великобритании..

Общая характеристика крито-микенского периода

Историю культуры Древней Греции делят на несколько важных этапов, самым ранним из которых является крито-микенский период, охвативший 3-2 тысячелетие до н. э.

Центрами цивилизации были город Микены в материковой Греции и остров Крит. К концу 3 тысячелетия до н. э. Критское царство, занимавшее весьма выгодное географическое расположение, было одним из самых могущественных на территории Греции. В дальнейшем цивилизацию, проживавшую там, назвали минойской, в честь прославленного местного царя Миноса.

Рис. 1. Остров Крит.

Центром сосредоточения жизни на Крите были многочисленные дворцовые постройки. Несмотря на свою разрозненность, вместе они составляли удивительно гармоничный ансамбль. Характерной чертой дворцов Крита была полное отсутствие планировки внутренних помещений и их хаотичное расположение. Эффект лабиринта дополняло необычное освещение. В стенах не было проемов, а свет поступал в помещение через отверстия в потолке, создавая причудливую игру света и тени.

Дворец служил и своего рода огромной кладовой: в его чуланах хранились огромные запасы продовольственных товаров, которые в качестве налога приносили земледельцы. Часть снеди служила запасом на случай неурожайных лет, часть шла на обеспечение ремесленников, а часть – на продажу.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Таким образом, дворец в крито-микенскую эпоху выполнял множество функций:

  • административный и торговый центр;
  • мастерская;
  • главное зернохарнилище.

Дворец Миноса впечатлял своим размахом: в нем было множество комнат, лестниц, коридоров, перегородок. Именно этот дворец и послужил прототипом лабиринта в древнегреческом мифе о Минотавре. Критские дворцовые постройки действительно напоминали огромный лабиринт, поскольку имели сотни помещений с беспорядочной внутренней планировкой.

Рис. 2. Дворец Миноса.

Достижения крито-микенской цивилизации:

  • Изготовление бытовых предметов из меди бронзы.
  • Появление гончарного круга и развитие керамики.
  • Строительство вытянутых в длину быстроходных гребных судов.
  • Утонченное ювелирное искусство: изготовление изящных золотых украшений в виде насекомых и цветков, с использованием сложной техники эмали.
  • Развитие живописи и скульптуры.

Политическая и общественная организация

Большая проблема, с которой сталкиваются историки при анализе общества и политики микенской цивилизации, заключается в отсутствии прямых источников.

Известна только организация некоторых королевств, которые были частью этой цивилизации. Как правило, экстраполяция на остальные территории осуществляется, хотя невозможно подтвердить, что сто процентов правильно.

Союзные королевства

Королевства, которые были частью микенской цивилизации, были организованы вокруг дворцов. Экономика была полностью централизована, а общество поддерживало сильную иерархическую структуру.

Похоже, что построенные укрепления указывают на то, что противоборства происходили между различными королевствами либо из-за контроля над источниками богатства, либо из-за экспансионистских устремлений некоторых из них..

Союзные королевства

Микенская цивилизация состояла из нескольких союзных, но независимых королевств. Можно сказать, что они были предшественниками греческого полиса, хотя в случае микенской цивилизации королевства могли охватывать большие территории.

Государства Пилос и Кноссос

Важность этих двух королевств заключается в том, что археологам удалось найти некоторые таблички, которые помогают понять политическую организацию микенской цивилизации. В принципе, у каждого государства был король во главе

Титул монарха был Wanax, что означает «властелин дворцов»

В принципе, у каждого государства был король во главе. Титул монарха был Wanax, что означает «властелин дворцов».

На втором месте в иерархии были lawagetas, идентифицированные экспертами как главы армий. Обе фигуры контролировали свои территории.

Другой важной фигурой был телестай, некий землевладелец. Некоторые исследователи приписывают им религиозные функции, хотя это не доказано

Все еще в этой иерархии команд были экветы, которые владели рабами и принадлежали к высшему классу.

В случае с Пилосом таблички показывают, что он был разделен на две большие провинции. Кажется, это подразумевает, что микенские королевства могут быть децентрализованы, хотя они ответили самому королю.

Помимо провинции существовало еще одно административное деление — районы. Каждый из них, образованный несколькими народами, имел в качестве агента губернатора, назначенного монархом.

общество

Как и в случае с политической властью, общество также было иерархическим. Эксперты утверждают, что он был разделен на две группы: окружение короля, своего рода высший класс и демоверсии людей.

Демки, несмотря на то, что они были свободными людьми, были вынуждены развивать общественные работы. Согласно источникам, они также должны были заплатить определенные налоги дворцу.

Под этими двумя группами свободных людей были рабы. Единственные свидетельства, которые были найдены о них, касаются тех, кто работал непосредственно на дворец, поэтому неизвестно, существовали ли они и в других должностях..

Население

Какие народы проживали на Крите и Балканском полуострове в древности? На базе, какого социально-экономического строя они выросли? До недавнего времени можно было лишь только предполагать.

На ранних этапах развития общества по всей территории, господствовал родовой строй, но, по мере роста производительных сил, которые привели к сдвигам в социальной структуре и, как следствие, положили начало образованию государства.

Но, если на Крите практически не возникает сомнения в поступательном развитии всего общества, то, на материке наряду с высокоразвитыми поселениями, одновременно существовали и территории с примитивным уровнем развития.

Вследствие этого, ряд ученых выдвинул версию о проникновении сюда критян, которые создали новые центры высокой культуры. Однако, современные историки отвергают эту теорию, склоняясь к мысли о самостоятельном развитии цивилизации на Балканском полуострове, что подтверждают особенности микенской культуры и поэмы Гомера.

Перед приходом на земли Балканского полуострова греческих племен, их занимали другие народы. Кем они были, сказать трудно, историческая память о коренном населении полуострова сохранилась в названиях некоторых местностей. Аборигенные племена, проживавшие на территории региона – пеласги, (предположительно родственны народности, проживающей на Крите, которые попали на остров в результате мощной миграционной волны $III$ тысячелетия до н.э., и ассимилировавшись с коренным населением), входили в состав эгейской языковой группы. Они не относились к греческому населению и позднее, с приходом сюда ахейцев и дорийцев были вытеснены из ареала обитания, либо ассимилировались с иноземцами. Эпос рассказывает о том, что «от моря до моря» полуостров был заселен греками. Только по другую сторону Олимпа возможно было встретить иллирийцев и фракийцев.

Греки – народ средиземноморской расы, относящиеся к индоевропейской языковой семье. Их прародиной была, возможно, центральная или северная часть Балканского полуострова, откуда они, несколькими миграционными волнами прибыли на юг.

Термин греки появился во времена владычества Римской империи, хотя обитатели Балканского полуострова называли себя эллинами, а страну проживания – Элладой.

начало

Наиболее распространенная теория утверждает, что различные вторгшиеся народы вошли в Грецию около 1700 г. В то время критяне были развиты очень развитой минойской цивилизацией, которая в культурном отношении намного превосходила пришельцев. Однако в военном отношении победители были более эффективны.

Когда была достигнута материковая часть Греции, ахейские захватчики построили крепости, которые в конечном итоге стали важными городами в этом районе, такими как Афины. Поселение, которое приобрело наибольшее значение, были Микены, от которых произошло название цивилизации и ее культуры.

Ахейцы, пришедшие из Анатолии, легко победили благодаря превосходству своего оружия. С его прибытия до 1400 г. до н.э. они поддерживали мирные отношения с минойцами, которые могли принести им много знаний. Однако, когда они объединились, они, не колеблясь, напали на Крит.

6. Искусство Эгейской цивилизации

Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

6.1. Кикладское искусство

Среди памятников 3000-2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика Киклад, «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой («скрипкоподобные» фигуры, обнаженные женские статуэтки).

6.2. Критское искусство

«Синие обезьяны». Фреска с Санторини.

Приблизительно с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000—1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется в 1700—1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф с стуко «царь-жрец» из дворца в Кноссе, вазопись «дворцового стиля»).

6.3. Ахейское искусство

1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях — нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из Самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах». Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом («гробница Атрея» около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», похоронные маски, некоторая посуда («кубок Нестора») из захоронений). Искусство 1500—1200 гг

до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах)

Эгейская цивилизация пропавшая минойская культура

Удивительно, что история потеряла все следы культуры, которая существует в течение шести столетий с 20 по 15 век до н. э. Эта эгейская цивилизация производит керамические изделия и металлоконструкции, широко ведет торговлю на обширной территории и размещает правителей во дворцах, изящно расписанных
великолепными фресками. Однако так было с минойцами на Крите вплоть до раскопок Кносса.

Мы все еще знаем о них немногим больше, чем предполагают Минойское искусство и артефакты. Характерно, что данное им имя происходит скорее от мифологической, чем исторической фигуры Миноса, знаменитого царя Крита, чьим любимым созданием был Минотавр, чудовище с человеческим телом и головой быка, питающееся людской плотью.

Три аналогичных дворца минойской культуры были обнаружены при раскопках на Крите — в Кноссе, Маллии и Фесте. Строения датируются примерно 2000 годом до н. э., они расположены вокруг большого общественного двора, во всех предусмотрено место под хранилище для зерна. По мнению исследователей, каждый из них являлся администрацией для большого числа местных жителей. По некоторым оценкам, численность населения Кносса составляла от 15 до 50 тысяч человек.

Административный учет ведется на глиняных табличках написанным не расшифрованным на данный момент письмом (известным как линейное письмо А). Из археологических находок видно, что торговля ведется по всему средиземноморскому региону от Сицилии на Западе до Египта на юго-востоке.

Также Эгейская цивилизация и в частности минойская культура распространилась за море. Непонятно, были ли они колониями или больше деловыми партнерами, которые находились под воздействием культуры Крита. Примечателен из них город Акротири, расположенный на острове Тира. Его строения, очевидно принадлежавшие богатым купцам, сохранились с нетронутыми фресками. Некоторые здания состоят из трех этажей, и их полы сохранились до наших дней.

Причиной их сохранности было извержение вулкана примерно в 1525 г. до н. э. Так же как и Помпеи 1500 лет спустя, Акротири покрыт вулканическим пеплом.

Оборонительные стены в минойский период отсутствуют, как и последствий вооруженных столкновений. По-видимому, это было мирное и процветающее общество. Но около 1425 г. до н. э. все населенные пункты и дворцы Крита, за исключением Кносса, были уничтожены огнем.

Непонятно, явилось ли это следствием стихийного бедствия, или греки с материка разрушают Минойский Крит, оставляя себе только главный дворец. Как бы то ни было, следующее поколение правящей элиты вводит культуру материковых Микен. Так же они ведут свои записи с помощью своего письма — линейного Б. Наиболее вероятно, что нападение Микен привело к концу Минойской цивилизации.

Культура Микен

С угасанием цивилизации Крита в XIV в. до н. э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы — одноглазые великаны.Архитектура.Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» — мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.Упадок.В середине XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: