Южно-сахарская африканская исламская архитектура
Великая мечеть Дженне в Мали – великолепный пример Судано-Сахелийской архитектуры, фото: GNU Free Documentation License ]
В западной Африке исламские купцы сыграли важнейшую роль в западном сахелианском районе королевства Гана. В Кумби Салех в королевском районе города, окруженном великолепной оградой, местные жили в куполообразных зданиях. Торговцы жили в каменных домах в районе, где было 12 красивых мечетей. Говорили, что король владел несколькими особняками, один из которых 2-х этажный был 66 футов длиной, 42 футов шириной, он состоял из семи комнат, с лестницей, палатами со скульптурами, его стены были украшены картинами. Сахелианская архитектура зародилась в двух городах: Дженне и Тимбукту. Мечеть Санкоре в Тимбукту, построенная из дерева и глины, была близка по стилю Великой мечети Дженне.
Арабская архитектура и религия
Возникновение и укрепление самобытной арабской цивилизации связано с появлением ислама. Ислам стал двигателем практически всех сторон арабской жизни, и архитектура не стала исключением. Исламская архитектура появилась в связи с необходимостью возведения священных сооружений, таких как мечети или храмы. За неимением собственной традиции возведения подобных объектов, арабы позаимствовали схему и методику строительства религиозных зданий у Ирана.
Иранское происхождение имеет арабская мечеть, большое сооружение с куполом в центре. Традиционная мечеть по планировке разбивается на две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и молельня. Двор, как правило, окружается колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к сооружению примыкает молельня, представляющая собой обширное пространство, которое разделяется несколькими рядами колонн. Конструктивно в стене молельни предусматривается ниша для хранения Корана. Купол мечети обычно опирается на четыре стены основного квадратного объема, а также на небольшие арки, перекинутые в угловых частях. В арабской архитектуре встречаются различные формы арок, но наиболее распространенными являются подковообразные и стрельчатые. Снаружи основного здания обычно расположены высокие минареты, с которых традиционно верующих созывают на молитву.
Прямоугольные сооружения со стрельчатыми арками в религиозном строительстве получили название пештак. В религиозной арабской архитектуре также популярны айваны, представляющие собой сводчатое здание с четырьмя стенами, открытое только с одной стороны. Главным строительным материалом арабской архитектуры был обожженный кирпич, а также различные породы камня (известняк или песчаник). В качестве второстепенных конструкционных материалов обычно использовались некоторые породы дерева, гипс и поливная керамика (майолика или фаянс). Мрамор также использовался в отделке, например, для небольших колонн, воспринимающих нагрузку от сводов.
Замечание 1
Примечательно, что мрамор применялся лишь в тех регионах, где наиболее сильно прослеживалось европейское влияние (Северная Африка, Испания).
Наиболее известные сооружения в арабской архитектуре:
- Купол Скалы в Израиле, Иерусалим (691 г. нашей эры);
- Мечеть Амра в Каире, Египет (642 г. нашей эры);
- Мечеть Мухаммеда Али, Египет, Каир (1848 г.).
Мавританская архитектура
Строительство Великой мечети в Кордобе (сегодня кафедральный собор) в 785 году н.э. ознаменовало рождение исламской архитектуры на Иберийском полуострове и в Северной Африке. Эта мечеть известна своими потрясающими арками. Апогей мавританской архитектуры — Альгамбра – роскошный дворец – крепость в Гранаде. Стены украшены стилизованными лиственными мотивами, арабскими надписями и арабесками; стены покрыты глазурованной плиткой. Мавританская архитектура уходит глубоко корнями в арабские архитектурные традиции и дизайна интерьера основанные ещё в период первого халифата династии Омайядов в Леванте (прибл. 660 г. до н.э.) со столицей Дамаск, где хорошо сохранился образец арабско-исламского дизайна: типичный дамасский дом с фонтаном во внутреннем дворе, который являлся центральным элементом дома.
Даже после завершения Реконкисты продолжалось исламское влияние на испанскую архитектуру. Средневековые испанцы использовали стиль мудахар, в котором чувствуется сильное влияние исламского дизайна. Одним из лучших примеров влияния мусульман на испанскую культуру — это дворец Алькасар в Севилье.
1880-1889 гг., Едвин Лорд Викс, Интерьер Мескиты, галерея Уолтерса, Балтимор
Вид на Альгамбру в Гранаде со смотровой площадки Св. Николаса в Альбайсине, фото:
см. ещё: Исламское искусство в Испании
Элементы исламского стиля
Исламскую архитектуру определяют следующие элементы:
- — Минареты или башни (первоначально они были предназначены для фонарей охранников, наблюдавших с башни)
- — Планировка с 4 айванами, с тремя залами и одним главным, который выходит на Мекку
- — Михраб или молельная ниша, на внутренней стене которой — указатель направления на Мекку
- — Купола
- — Айваны для соединения различных павильонов
- — Использование геометрических форм и повторяющиеся рисунки (арабески)
- — Использование мукарн для декорации куполов, минаретов и порталов.
- — Использование каллиграфии вместо рисунков, которые были запрещены в архитектуре мечетей. В светской архитектуре изображения человека и животных разрешены.
- — Фонтаны для омовений
- — Использование ярких красок, если это в персидском или могольском стиле; бледный песчаник и серый камень — в арабской архитектуре.
При подготовке, статьи были использованы материалы английской википедии en.wikipedia.org , переводчик OVK , при поддержке Сириуса и других участников форума портала
ещё про архитектурные стили
от: MarinaF,   —
Скрыть комментарии (0)
- Экспериментальная архитектура
- Палаццо (дворец) Кьярамонте-Стери, Палермо — архитектура Сицилии 14 века
- Сантьяго Калатрава — современная биоархитектура
- Ле Корбузье — примеры зданий, архитектура
- Современная типовая архитектура
Особенности арабской архитектуры
Храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба, облицованных эмалевыми плитками (в кордовской мечети, например, виде исключения она была облицована стеклянной мозаикой в виде исключения).
В целом, архитектонические элементы арабской архитектуры имели подковообразную форму. Нередко при строительстве храмов были использованы колонны, взятые из древнеримских или вестготских сооружений. Капители колонн в арабской архитектуре первоначально были заимствованы из коринфского ордера.
Позднее элементы, характерные для коринфских капителей, усложнились, и возникла особая форма коринфской капители. Эта модель стала общепринятой в испано-мусульманской архитектуре вплоть до эпохи, когда был создан гранадский или насридский стиль.
Арабы избегали монотонных орнаментов и гладких поверхностей сооружений. В этой связи стены обычно украшались рельефными мраморными или гипсовыми пластинками небольшой глубины. Поверхности украшались рисунками растений в схематической форме или геометрическими фигурами. Такие украшения получили названия арабески.
Рельефность декора подчеркивалась цветами: места углублений рисунков окрашивались в пурпурные или синие тона, а выпуклости покрывались позолотой. Подобный цветовой контраст давал потрясающий декоративный эффект, придавал рисунку живость и яркость.
Рисунок 2. Мечеть Мухаммеда Али в Каире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 2
Необходимо отметить, что арабская мечеть являлась не только храмом в прямом смысле этого термина. Как правило, мечети служили местами массовых собраний людей. Здесь зачитывались указы халифа, проводились учебные занятия. Примечательно, что такие заведения, как школы, обычно располагались в мечетях.
Что касается гражданских сооружений, то их план и конструкция были аналогичны этим параметрам в мечетях за исключением некоторых изменений, обусловленных различным назначением зданий. Жилой дом имел центральный двор и окружался арками вокруг. Почти всегда такое строение имело один этаж и было лишено окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад, а центральный двор иногда украшался фонтаном.
В планировках улиц также отмечались характерные тенденции. Улицы предусматривались узкими, делалось это для того, чтобы прохожие могли укрываться от жары в тени, созданной домами.
Материалы для строительства и декор
По большей части в строительстве арабы применяли обожженный кирпич, несколько меньше использовался песчаник и известняк. В отделке использовались разнообразные материалы: дерево, фаянс, гипс, майолика, тростник. Для поддерживающих своды небольших колонн применяли мрамор. Примеры таких архитектурных сооружений можно найти в африканских и западных районах арабо-мусульманских территорий.
Людей арабы старались не изображать. В их архитектуре весьма популярен орнамент с многозначными символами, имеющими глубокий смысл. Они формируют особое понимание мира, которое словно является сообщением потомкам, выраженным в архитектурных изысках древнего Востока.
Архитектурные формы и стили мечетей и других зданий в мусульманских странах
формы
В исламской архитектуре существовало много различных форм. Известные исламские архитектурные типы включают: аббасидские здания , мечети T- формы и анатолийские мечети с центральным куполом. Нефтяное богатство двадцатого века привело к огромному строительству мечетей известными современными архитекторами.
Мечети в гипостиле или арабского плана здания – это самый ранний вариант архитектурных зданий, построенных в эпоху династии Умайядов. Эти мечети — квадратной или треугольной планировки , включают внутренний двор и крытый молельный зал. Исторически, из-за теплого средиземноморского климата и климата Среднего Востока, внутренний двор служил местом пятничной молитвы для большого количества прихожан. Большинство первых мечетей в гипостиле были с плоскими крышами над молельными залами, соответственно возникла необходимость большого количества колонн и опорных стоек. Наиболее ярким примером является мечеть Мескита в Кордобе в Испании. Это здание поддерживают 850 колонн . Часто мечети гипостиля имеют внешние аркады , поэтому посетители могут наслаждаться тенью. Мечети арабского плана были в основном построены во времена династий Умайядов и Аббасидов. Однако простота архитектуры зданий арабского стиля ограничивала возможность дальнейшего развития дизайна здания, и как результат эти мечети постепенно стали менее популярными.
Османцы стали строить в пятнадцатом веке мечети с центральным куполом над молельным залом. Другие, более меньшие купола , располагались рядом. Этот стиль испытал большое влияние византийской религиозной архитектуры.АйванВход в Тадж Махал в Агре.
Айван — это сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены.
Айваны были характерны для персидской архитектуры. В период правления Седжуки айваны стали основным элементом дизайна в исламской архитектуре. Обычно айваны выходили на центральный двор, их строили и в общественных зданиях, так и в жилых.
Этот стиль заимствовал некоторые традиции из предисламской иранской архитектуры и использовался исключительно при строительстве мечетей в Иране. Многие мечети такого типа были превращены в зороастрийские храмы огня, где двор использовался для хранения священного огня. Сегодня мечети такого типа очень редко строят. В 1987 году в Саудовской Аравии была построена Королевская мечеть в Джеддахе.
Архитектура раннего Средневековья и романский стиль
Общепринятая отправная точка эпохи Средних веков — это, как известно, дата падения Римской империи в 476 году. Однако для строителей нового мира Римская империя всё ещё существовала. Речь идёт не совсем о её восточной части, а, скорее, о политическом и культурном влиянии империи. Первые правители варварских королевств активно копировали образы и атрибуты верховной власти Рима: вспомнить хотя бы Хлодвига и Теодориха Великого. Архитектура того времени в данном случае не была исключением: остатки имперского величия использовались германцами. Ярчайший тому пример — мавзолей Теодориха Великого в Равенне, построенный в 520 году.
Мавзолей Теодориха. (commons.wikimedia.org)
Конечно, основным центром развития «поэзии в камне» в раннем Средневековье стала Восточная Римская империя или Византия. В 6-м веке центрические и купольные постройки наводнили преемницу Рима. Сирийские храмы в Босре и Эсре начала столетия, константинопольские церкви Сергия и Вакха, а также святой Ирины, равеннский храм Сан-Витале и, конечно же, столичный храм святой Софии олицетворяют византийский стиль. Купольная базилика стала основным типом византийских храмов. Цистерна «Базилика», ипподром и большой дворец в Константинополе венчали зодчество Восточной Римской империи.
Церковь Сергия и Вакха. (commons.wikimedia.org)
Западная Европа c течением времени была украшена постройками «нового» типа. Французские археологи 19-го века, исследуя архитектуру рубежа 9−10-го столетия, всё же увидели множество сходств с постройками древнего Рима. Именно они окрестили этот стиль романским. Его появление связано с правлением династии Каролингов на территории будущих Франции, Германии и Италии. Так или иначе, романский стиль времени Каролингского и Оттоновского возрождения всё ещё был подражанием римским сооружениям. Ахенская капелла Карла Великого начала 9-го века являлась образцом римской, романской и византийской архитектуры.
Капелла Карла Великого в Ахене. (commons.wikimedia.org)
Постепенно постройки стали приобретать грубые формы крепостных сооружений: толстые стены, полуциркульные своды, узкие окна и внутренние мощные контрфорсы. Да и, собственно, замковое зодчество в Европе начало складываться именно на рубеже 10−11-го века. Из наиболее известных памятников романского стиля следует выделить Лаахское аббатство, Шпейерский собор, Приорат Серрабоны, Пизанский собор, соборы в Арле и Пуатье.
Лаахское аббатство. (commons.wikimedia.org)
Архитектура Туркистана
Регистан – ансамбль из трёх медресе в Самарканде.
Этот стиль архитектуры – апогей исламской архитектуры в Центральной Азии. Впечатляющие своими размерами здания были воздвигнуты Тимуром и его последователями в Самарканде и Эрате. Архитектура Тимурского периода началась со строительства храма Ахмеда Ясави (сегодня Казахстан) и достигла своего расцвета со строительством мавзолея Тимуру Гур-э Амир в Самарканде. Этот стиль берет своё начало в персидской архитектуре. Осевая симметрия характерна для всех основных зданий периода правления Тимура: Шах-э Зендах в Самарканде и мечеть Гоухар Шад в Машхаде. Двойные купола различных форм покрыты яркими красками.
Османская турецкая архитектура
Мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле, фото: Victoria
Мечети в Турции испытали большое влияние Византии, Персии и Сирии. Турецкие архитекторы создали свой собственный стиль купола . Архитектура турецкой Османской империи — это самые выдающиеся мечети в синанском стиле (Синан – главный архитектор Османской империи). Примером может служить мечеть Селима, построенная в середине шестнадцатого века. Более 500 лет принципы византийской архитектуры (Софийский собор) служили основой при строительстве большинства османских мечетей: мечеть Шехзад, мечеть Сулеймана и мечеть Рустам Паша.
Мечеть Селима, построенная Синаном в 1575г. Эдирн, Турция, фото: Nevit Dilmen , «GNU Free Documentation License».
Османцы овладевали технику постройки зданий с большим внутренним пространством под невесомыми на вид, но массивными куполами, и достигали великолепной гармонии между внутренним и внешним пространством, между светом и тенью. Исламская храмовая архитектура , которая до этого состояла из простых зданий с обилием декораций, превратилась в здания со сводчатыми помещениями, куполами, полукуполами и колоннами . Мечеть – из тесной и темной комнаты с расписанными арабесками стенами в храм эстетического и технического равновесия и изысканной элегантности.
Современная исламская архитектура
Строительство Бурдж Дубаи. Февраль 2008, фото Имре Солт (Imre Solt)
Современная исламская архитектура в последнее время поднялась на новый уровень. Проект Бурдж Дубаи основан на элементах исламской архитектуры: основание здание спроектировано в виде трех лепестков пустынного цветка исмена. Вообще, природа и цветы часто являлись отправной точкой для традиционного исламского искусства. Многие современные интерпретации исламской архитектуры находятся в Дубаи, благодаря архитектурному буму в арабском мире. В Кувейте был построен комплекс зданий Мадинат аль-Харие.
Современные здания исламской архитектуры, Алжир, фото: 2008 г. strannik
Современные здания исламской архитектуры выражают концепцию безграничной власти Аллаха. Человеческие образы и рисунки животных редко использовались в декоративном искусстве, т.к. создания Аллаха считаются непревзойденными. Листва – частый мотив, но обычно стилизованный или упрощенный по тем же причинам. Арабская каллиграфия и цитаты из Корана использовались для того, чтобы расширить интерьер здания. Исламскую архитектуру называли архитектурой вуали, потому что красота находится в интерьерах ( внутренние дворы и комнаты), которые невидимы снаружи. Более того, использование грандиозных форм, таких как большие купола, высокие башни минаретов, большие дворы создавались для того, чтобы выразить мощь власти.
см. ещё: Архитектурные формы и стили мечетей и других зданий в мусульманских странах
Краткое описание основных элементов
При всём разнообразии архитектуры замков, сохранившихся до наших дней, в их планировке прослеживаются чёткие закономерности.
План средневекового замка предусматривал наличие таких элементов:
- Донжон — основная отдельно стоящая башня, жилище рыцаря-хозяина (3−4 этажа).
- Мост через ров к воротам и подъездная дорога.
- Стены и смотровые башни.
- Дворы.
- Часовня.
- Колодцы.
Стены начиная с XI века возводились из камня. Они устраивались широкими не только для укрепления, но и для того, чтобы защитники замка могли передвигаться по ним. Прятались они за зубцами на вершине стен. По углам устраивались башни с бойницами. Один из сохранившихся подобных замков, Шамбор, находится на Луаре и наглядно демонстрирует их расположение.
Проходы, ведущие из башен на стены, дополнительно защищались прочными дверями. Они, как и внезапные изменения высоты, делили стены на части, что усложняло штурм. Внутри стен размещались коридоры, по которым защитники крепости могли добраться до тайного хода, ведущего за её пределы.
За стенами замка начинался нижний двор, засеянный травой для скота. Здесь находились жилища слуг, мастерские, конюшни, амбары и склады. Склады должны были обеспечивать обитателей замка провизией на длительный срок, ведь нападения противника, особенно во время масштабной войны, могли быть частыми. За состоянием складов тщательно следили. Провизию могли испортить грызуны либо она могла замокнуть, и это было настоящей катастрофой, так как длительная оборона становилась невозможной.
Особенности этого сооружения:
- Округлая форма (в эпоху деревянных замков донжоны были квадратными). Продиктована такая планировка экономией и тем, что округлые стены прочнее.
- Просторные залы и соседствующие с ними спальни меньших размеров.
- Небольшие узкие окна-бойницы, пропускавшие мало света, вследствие чего внутри всегда царил полумрак.
- Нежилой первый этаж без окон, который могли использовать как склад или темницу (в последнем случае попасть в него можно было через люк в полу второго этажа).
- Вход на второй этаж через лёгкую галерею или лестницу из какой-либо другой постройки.
- Тяжёлые люки и приставные лестницы, отделявшие этажи друг от друга. При захвате одного из этажей лестница втягивалась внутрь, что позволяло защитникам продержаться ещё какое-то время.
- Смотровая площадка на крыше с караульным на ней.
До роскошного дворца Европы эпох Возрождения и Просвещения средневековому жилищу рыцаря было очень далеко. Но донжоны в более позднее время всё реже использовались хозяевами для проживания, если вокруг царил мир. Для этого во внутреннем дворе возводились отдельные комфортные покои, где кроме того можно было принимать гостей.
Мост был очень тяжёлым, но строили его так, чтобы поднять его мог один человек. Это достигалось благодаря системе противовесов. В поднятом состоянии мост служил дополнительной защитой для ворот от стрел и таранов. Перед воротами нередко возводили своеобразную крепость под названием барбакан, которая отличалась от замка небольшими размерами, а над ними — надвратную башню. Для их створок использовали древесину дуба, обшитую железом. Принудительное открытие укреплённых ворот снаружи, таким образом, было довольно трудной задачей, особенно под градом стрел обороняющихся.
Проезд к надвратной башне перекрывался в случае опасности железными решётками. Их планировалось несколько, чтобы отряд противника можно было разделить на части и расстрелять из арбалетов. Для этой же цели служили и неожиданные повороты дороги под прямым углом. В конце нападавших встречали ещё одни прочные ворота. Рядом с главными воротами, предназначенными для всадников, строили узкую каменную лестницу — проход для пешеходов.
Подъездная дорога к мосту обычно прокладывалась вдоль стен. Это делалось для облегчения коллективной защиты обитателей замка при нападении врага. На стенах выставлялись часовые. Таким образом, проникнуть к мосту незамеченным, чтобы атаковать ворота или сделать подкоп, было сложно.
Влияние и стили
Арабская каллиграфия на большом пиштаке Тадж Махала. фото: Nemonoman
Узнаваемый сегодня исламский стиль сформировался уже после правления Мохаммеда и развивался, адаптируясь к местным традициям по римской, египетской, византийской и персидской моделям. Самый ранний пример датируется 691 годом до нашей эры – завершение строительства Купола Скалы в Иерусалиме. Его сводчатые внутренние залы, круглый купол и использование повторяющихся декоративных элементов (арабесков) характерны для исламской архитектуры.Великая мечеть Самарры в Ираке была построена в 847 году до н.э., её архитектура сочетает ряд колонн в гипостиле, поддерживающих плоскую платформу, над которой стоит огромный спиральный минарет.
Софийский собор в Стамбуле также оказал влияние на исламскую архитектуру. Когда османцы захватили город, они перестроили базилику в мечеть (сегодня – это музей) и использовали элементы византийской архитектуры в архитектуре собственной религии (например, купола). Софийский собор послужил моделью для многих османский мечетей: Шехзадской, Сулейманской и мечети Рустем Паша.
Великолепные мотивы исламской архитектуры: повторяющиеся элементы, радиальные структуры и ритмические элементы. Фрактальная геометрия была основой для строительства мечетей и дворцов. Другие особенности исламской архитектуры: колонны, пилястры и арки, организованные и переплетающиеся с попеременно меняющимися рядами ниш и маленьких колонн. Обязательно строились купола. Впервые их построили в 691 году на строительстве мечети Купола Скалы, и потом только лишь в семнадцатом веке при строительстве Тадж Махала. Позднее в 19 веке исламские купола были внедрены в западную архитектуру.
Заключение
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в 14-нач.16 вв. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой, чешской. польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В 15 — 16 вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.