Архитектура модерна

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала ТВ, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero — ювелир. Платереско — эклектический стиль, объединивший черты мудехара, готики, итальянского барокко, который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами.

Характерные особенности — фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма.

Самые яркие здания стиля платереско — Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес.

Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Австрия. «Венские мастерские»

В Вене ещё в 1903 году появилась организация-прообраз «Веркбунда» «Венские мастерские» — объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов. Их целью было «поощрение и координация сотрудничества промышленников, художников и торговцев для успешного производства и сбыта изделий художественных ремёсел». Пора расцвета мастерских пришлась на 1905–1910 годы, но они продолжали успешно работать на протяжении 1910-х.

В 1913 году «Венские мастерские» были реорганизованы в подразделение «Веркбунда». Принципиальным отличием «Венских мастерских» от «Веркбунда» было количество создаваемых изделий: в мастерских все работы выполняли в единственном экземпляре.

Руководитель и основатель мастерских Йозеф Хофманн стал основателем и австрийского «Веркбунда». Хофманн во многом продолжил начатую в 1900-е линию рационального модерна — отхода от витиеватых цветочных орнаментов в сторону сдержанности и лаконичности. Его дизайн постепенно становился более строгим и абстрактным, творчество всё больше ограничивалось функциональными конструкциями и бытовыми изделиями. Постоянное использование в композиции квадратов и кубов привело к тому, что к дизайнеру приклеилось прозвище «квадратный Хофманн».

Кресло кубической формы Йозефа Хофманна, 1910 год. Фото: Wikimedia Commons

Несмотря на успешную деятельность, в Австрии веркбундовцы подвергались критике со стороны коллег. Например, в 1913 году вышла злая статья венского архитектора Адольфа Лооса «Орнамент и преступление». Он выступал против «орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности», в своих взглядах был радикальнее Хофманна.

Классицизм

Классицизм стал логичным воплощением идей, царивших в умах и витавших в воздухе в Европе XVIII века. Он соединил в себе воспеваемый Рене Декартом рационализм и верховенство науки и порядка. Абсолютизм во власти также этому немало содействовал.

Как видим, классицизм как стиль архитектуры не просто вдохновился внешней эстетикой и идеями Ренессанса (о возвращении античной культуры), а наполнился новыми актуальными смыслами. Наигравшись в барокко и рококо, публика словно захотела отдохнуть от вычурности и докучливости позолоты и лепнины. Простота, порядок, подчинение правилам и единому стандарту — именно на эти ожидания людей ответил классицизм.

Но этот «новый старый» стиль не просто собрался из черт своих предшественников. Его эпоха положила начало градостроительству в понимании планирования застройки как единого гармоничного комплекса.


Классицизм

Это связано с тем, что активное развитие промышленности требовало ускоренных темпов строительства городов. Индивидуальные проекты и авторские застройки обеспечить это не могли. Тем более смешно думать о возведении кварталов в стиле барокко или рококо, где одно здание не похоже на другое. Классицизм с его регулярностью и четкой планировкой пришелся здесь как нельзя кстати. Так были созданы первые типовые проекты при закладке городов и отдельных районов.

Таким образом, классицизм вобрал в себя античную ясность, минимализм декора экстерьера и интерьера, монументальность фасадов и, конечно, симметрию.

Этот стиль имел несколько разновидностей:

Барочный классицизм


Барочный классицизм

Его характеризуют «французские» окна со шпросами, мансарда с изгибом, пилястры, декоративная отделка углов, фасады с мотивами сдвоенной колонны.

Палладианство


Палладианство

Направление получило название от имени своего создателя Андреа Палладио. Суть стиля заключалась в строгом соблюдении принципов, перечисленных в труде этого архитектора под названием «Четыре книги об архитектуре». Зародившись в Англии в XVIII веке, палладианство прошло победным маршем по всей Европе. Строения в этом стиле узнаваемы по лаконичным голым фасадам, на фоне которых выделяются колонны и портики, куполам и полукруглым окнам: венецианским и термальным.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

Ампир

Этот стиль архитектуры можно назвать торжественным классицизмом, в котором воспеты главные идеи последнего. В ампире прекрасно заметно влияние ордерной архитектуры, вместо мелких деталей — крупные внятные элементы.

Портики сменились лоджиями, при создании фасадов регулярно применялась тема триумфальной арки, а сами стены были выполнены из цветного камня. Можно встретить позолоченные элементы, а также частое упоминание военной тематики в виде изображений доспехов и оружия.


Ампир

черты

Христианские темы

Искусство этой эпохи характеризовалось энергичным стилем в скульптуре и живописи. Картина следовала византийским образцам, используя общие темы церкви. Например: жизнь Христа и Страшный суд.

Рукописи, такие как Библия и псалтыри, были глубоко украшены в этот период. С другой стороны, в столицах колонн были изображены сцены и фигуры, связанные с христианством..

базилик

Во времена Римской империи базилики использовались как центр для общественных собраний; Однако с появлением христианства оно было известно как место поклонения и молитвы, поэтому важность этого типа строительства стала более важной.. Короче говоря, романское искусство основывалось главным образом на величественных церковных сооружениях с толстыми и прочными стенами, отличающимися большой высотой, шириной, с башнями и колокольнями.

Короче говоря, романское искусство основывалось главным образом на величественных церковных сооружениях с толстыми и прочными стенами, отличающимися большой высотой, шириной, с башнями и колокольнями..

Бочковое хранилище

Использование цилиндрических сводов было необходимо из-за каменных конструкций, которые также были характерны для этой эпохи.

Своды этого типа дают вид туннеля с использованием одной или нескольких полукруглых арок. Это помогло выдержать столбы, а также создало гораздо больше места.

Влияние других культур

Романская живопись родилась под влиянием римской и византийской культур, что было продемонстрировано в конструкциях из толстых стен, круглых арок и мощных источников. Живопись оказала особое влияние на византийское искусство.

Византийская архитектура

Ее возникновением мы обязаны еще одной суперимперии — Византийской. Хотя Римскую она и не превосходила (так как образовалась из территорий, входящих в ее состав до раскола), но тоже занимала более чем внушительную территорию: Южный Кавказ, Балканский полуостров, Италия, Греция, Турция.

Также специалисты отсылают к стилю византийской архитектуры и постройки домонгольского периода, расположенные в сегодняшних городах Смоленск, Чернигов и Киев. Расцвет византийского стиля был длителен: с VI по первую половину XV века.

Технологически архитекторы Византии ничего не привнесли, но планировка зданий и их силуэты стали заметно отличаться. Вдохновившись мотивами архитектуры Рима и Ближнего Востока, они дополнили базилику куполом в центре.

А, кроме того, создали крестово-купольный тип здания. То есть, если посмотреть на такое сооружение сверху, оно имеет форму равностороннего креста. Идея такой планировки широко распространилась и вышла за пределы только этого направления, оказав влияние на многие стили архитектуры церквей.

Соответственно, и возводили преимущественно храмы, монастырские поселения, а также фортификационные постройки. Кстати, именно тогда зародилась идея городской планировки. Но в полной мере она расцвела и обрела очертания в стиле классицизм.


Византийская архитектура

Итак, по каким признакам можно безошибочно определить здания византийского стиля? Это крестово-купольная композиция с куполом в центре (или с кубом-шатром на Кавказе) и стены, украшенные окнами-нишами. Материал, отличающий византийскую архитектуру — плоский широкий кирпич — плинф.

Современные стили

Следующий этап развития дизайна – промышленная революция. Она началась, когда английские техники придумали паровой двигатель (вторая половина XVIII века). Родился новый класс богатых людей – промышленники. Им стали доступными произведения искусства. А так как ценность таких предметов им была не очень понятна, предпочтение отдавалось более дешёвым аналогам – репликам живописи, скульптуры. Поменялось и отношение к жизни.

На первое место вышло удобство. Сначала создавалось оно, а потом ему придавался эстетичный внешний вид. Так как нового ничего не было, дизайнеры пробовали смешивать уже имеющиеся стили и создавать нужный продукт. Это время эклектики и национального романтизма.


Эклектика – главный стиль переходного периодаИсточник blog.postel-deluxe.ru

Чуть позже на свет появился очень дорогой арт-деко. В нем было собрано все лучшее, что уже было из разных исторических эпох, поэтому в одном интерьере иногда можно найти мотивы египетской культуры, элементы ампира, рококо.

Визитная карточка направления – большие зеркала в массивной тяжёлой оправе, чёткие линии, наличие изгибов, обилие роскошного декора. В качестве основного лейтмотива выступает принт с изображением животных или растений, абстрактных геометрических фигур. В комнате много изящных статуэток, выполненных из металла или камня.


Арт-деко во всей своей красе на фото аутентичного особняка, принадлежащего Жаку Эмилю РульманнИсточник pinimg.com

Результат игры от противного – стиль модерн (последние десятилетия XIX). Он полная противоположность традиционным классическим канонам. Посудите сами, главный принцип построения интерьера – отсутствие симметрии во всем, отсутствие прямых линий и углов, только плавные линии, волны, круги, эллипсы. Присутствует большая любовь к витражам и к большому количеству тканей. Они используются для пошива штор, накидок на мебель, наволочек для подушек, скатертей. Сегодня модерн выбирает тот, кто ведёт активный образ жизни, тот, кому нравятся плавные обтекаемые формы и мебель с закруглёнными углами.

Технический прогресс сильно изменил стиль жизни современного человека. Появилось большое количество вещей, в создании которых участвовали инженеры, архитекторы, художники. Промышленность штамповала их в большом количестве, заметно снижалась их стоимость, но полностью утрачивалась эксклюзивность. Поэтому возникла потребность в создании интерьерных стилей, в которые подобные вещи хорошо вписывались.


Деконструктивизм – совершенно новый взгляд на украшение интерьераИсточник architecturaldigest.com

Стили XX века – конструктивизм, деконструктивизм, поп-арт, гламур, хай-тек, минимализм. Их основателями считали художников, архитекторов и инженеров, которые провозглашали полный отказ от существующих норм и канонов в пользу поиска чего-то нового и необычного. Большую роль в становлении современных стилей сыграла немецкая школа Бауха́ус.

Видео описание

В этом видео рассказывается об истории, основных понятиях и видах дизайна:

Говоря об истории дизайна, нельзя упомянуть ещё одну группу стилей, не относящихся к какому-то одному историческому промежутку. Это направления, отражающие национальный колорит разных народов. Кода мир стал доступным для путешествий, многие смогли увидеть, насколько самобытной является культура Индии, Японии, Китая, Африки, России. Тот, кто влюбляется сегодня в какую-нибудь одну страну, у себя дома пытается воссоздавать её атмосферу. И это тоже происходит с использованием основных принципов этнического дизайна.

Видео описание

Наглядно о принципах создания этнических интерьеров смотрите в этом видео:

Коротко о главном

Начиная с доисторических эпох, человек стремился украсить своё жилье. Для этого он всегда использовал то, что может произвести своими руками или при помощи механических приспособлений.

Смена стилей имеет хронологический порядок. Их история начинается с Древнего Мира (египетский стиль, стиль Древнего Рима, Византии и Греции). Затем наступает эпоха Средневековья, приходят романское и готическое направление.

ссылки

  1. Происхождение романского искусства, Google Art and Culture Portal, (2014). Взято с сайта artsandculture.google.com
  2. Романское искусство: история, характеристики и важные факты, «Искусство сердца» (2018). Взято с arthearty.com
  3. Chatedral Сантьяго-де-Компостела, Портал Info Испания, (н.д.). Взято с spain.info
  4. Мастер Мэтью, Портальная энциклопедия скульптуры, (н.д.). Взято с visual-arts-cork.com
  5. Романская Архитектура, Энциклопедия Нового Света, (н.д.). Взято с newworldencyclopedia.org
  6. Романский Арт, Портал Энциклопедия Скульптуры, (н.д.). Взято с visual-arts-cork.com
  7. Романский Арт, Википедия на английском, (н.д.). Взято с wikipedia.org

Стиль барокко

Сдержанность и симметрия эпохи Возрождения были вытеснены легкомысленным и декоративным итальянским барокко. В переводе с итальянского барокко означает «излишество, причудливость».

Большое влияние на формирование этого направления оказала реформация католической церкви и появление учения Коперника. В начале XVIII века первые элементы эпохи барокко появляются на фасаде собора в Гранаде.

Декоративность форм, элементы мелкой лепнины, арочные окна, небольшой сад при жилом доме — все это придает стилю барокко художественность, свойственную испанской культуре.

Еще одно определяющее стиль строение — кафедральный собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла.

Одновременно с растущей вычурностью архитектуры садово-парковое искусство развивается в стиле геометризма: парковые территории разбиваются на ровные кварталы. К лучшим архитекторам барокко относят Гомеса де Мора (мадридская Пласа Майор), Карло Фонтана (собор Саламанки), Франческо Хуртадо (гранадский монастырь Паулар).

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг).

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960 — 965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951 — 1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899 – 1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Модерн

В Европе конца XIX века появилось новое направление. Это был модерн, который также называют «ар нуво» (по-французски art nouveau). Несмотря на то, что на своей родине этот стиль активно развивался лишь до Первой мировой войны, ему удалось оставить яркий след в архитектуре 20 века.

Он покорил своей новизной и стал благодатной почвой для множества интерпретаций в самых разных странах в те или иные периоды, всегда оставаясь безошибочно узнаваемым.

В России апогей увлечения модерном пришелся на первые 15 лет XX столетия. То есть период модерна в нашей стране был позже, чем в Европе, так как после Перовой мировой войны архитектура не была приоритетом развития.

Модерн

Новый век требовал чего-то принципиально нового, а не фантазий на тему классических стилей. И модерн, действительно, внес принципиально новаторское и свежее в архитектуру.

Прежде всего, новизна модерна проявилась в том, какие материалы стали использовать в строительстве и отделке. На первый план вышли железобетон, металл и стекло. Отличительные черты модерна плавные изогнутые контуры и избегание острых углов и прямых линий, мозаичные окна и кафельная плитка в интерьере (считалась писком моды), а также пепельные, приглушенные тона: жемчужный, бледно-сиреневый, пепельной розы, серо-голубой.

Дизайн одного из самых популярных стилей архитектуры XX века применяли для сооружений самого разного назначения: церквей, жилых домов, банков, театров, городских учреждений, вокзалов, магазинов, торговых рядов.

Модерн

Окна и двери в архитектуре нового искусства достойны отдельного внимания. Просторные и высокие арочные окна, доходящие до пола, и такие же двери производят особое впечатление. Добавьте к этому любимый модернистами растительный орнамент в мозаике или декоре мебели, и вы получите представление об интерьере в стиле модерн. Еще один фирменный знак нового искусства в архитектуре огромный оконный проем, в котором размещены высокие прямоугольные двери.

Одно из ответвлений нового стиля — романтический модерн. В нем царствовали плавность линий, изгибы и пластичные переходы. Как в конструкции самого здания, так и во всех элементах декора. Также в модерне были очень распространены ботанические мотивы. Цветы полевые, садовые исполнялись декораторами искусно, в мельчайших деталях, иногда переплетаясь с античными орнаментами.

При оформлении фасадов, кроме цветов, часто изображали женские бюсты и головы. Силуэты зданий в стиле модерн напоминали романику или готику в плане многоуровневости и сложности конструкций.

Романтическому модерну противопоставлялся рациональный. В нем, напротив, линии были упорядочены и подчинялись законам геометрии. Фасады сохраняли строгость и лаконичность. Распространенным художественным приемом было подчеркивание каркасной структуры здания и ее линий.

На этом все. Надеемся, вы составили представление о стилях архитектуры. Мы упомянули лишь ключевые направления. Опираясь на эти знания, вам будет легче разбираться не только в других стилях архитектуры, но и в различных видах искусства.

Романский стиль

По сравнению с древнеримским или византийским стилями «золотой век» романской архитектуры продлился не так долго — XI-XII века. Зоной его господства стала Центральная и Западная Европа. Применяли это архитектурное направление для возведения христианских храмов, монастырей и замков феодалов. Это был переломный момент, когда архитекторы начали работать с частными заказчиками.

ТОП-30 IT-профессий 2022 года с доходом от 200 000 ₽

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности
и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились
с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 16942

Визитной карточкой этого стиля была римская базилика, которая стала местом именно религиозного служения. Ее планировали так, чтобы она выходила на все стороны света, в восточном пределе помещали алтарь, а в западном — вход.

Конструкция дополнилась башнями и поперечными нефами, что привело к большему масштабу строений. Сохранность увеличилась благодаря каменным сводам.


Романский стиль

Согласно христианским догмам Европы того времени, сам Бог создает все, что есть на Земле. Поэтому авторы и строители даже самых великолепных сооружений не удостаивались того, чтобы быть занесенными в документы. Так как они считались лишь служителями, исполнявшими Божью волю. Увы, их имен мы не знаем.

Самые узнаваемые элементы романского стиля — массивность и тяжеловесность конструкций, толстые стены с узкими окнами-бойницами, перспективные порталы со ступенчатыми углублениями на западных фасадах, объемные башни, поперечные нефы (трансепты), карниз без фронтона с орнаментом из разноуровневых арок — шипец.

Чтобы составить представление о романском стиле, рекомендуем взглянуть на его классические образцы: Кафедральный собор в Лиссабоне (Португалия), Приорат Серрабоны (Франция), Лаахское аббатство, Церковь Святого Якоба в Регенсбурге и Лимбургский собор в Германии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: