Летоисчисление и история календаря на руси. какие календари использовались на руси? старое летоисчисление от сотворения мира до петра первого. отличие между юлианским и григорианским календарем

II. Календари и Новый год

Юлианский календарь

Откуда появился

Как и в других христианских странах, с конца X в. на Руси употреблялся юлианский календарь.

Это – солнечный календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Юлианский календарь разработал александрийский астроном Сосиген на основе календаря Древнего Египта.

Он был введён в Древнем Риме диктатором и верховным понтификом (жрецом) Гаем Юлием Цезарем в 46 г. до н.э.

Начало использования

В 325 г. Первый Вселенский собор христианской церкви, проходивший в городе Никея (современный Изник на территории Турции), признал юлианский календарь обязательным для всех христиан.

Поэтому, когда Русь приняла христианство, вместе с ним пришёл и юлианский календарь.

«Погрешность» календаря

Средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет:

365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней и в каждый четвёртый год добавляется дополнительный день).

В то время как продолжительность астрономического солнечного (или тропического) года равна:

365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам (т.е. юлианский календарь длиннее истинного астрономического на 11 минут и 14 секунд).

Следовательно, юлианский календарь отстаёт от реальной смены лет.

Поэтому появился григорианский календарь.

Григорианский календарь

5 октября 1582 г. Папа Римский Григорий XIII своей буллой «Inter gravissimas…» («Среди наиважнейших…») провёл календарную реформу, установившую новый, т.е. григорианский календарь.

Накопившаяся с 325 г. н.э. разница между юлианским календарём и реальной сменой лет составила к тому времени уже 10 суток. Она была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 г. предписывалось считать не 5, а сразу 15 октября.

Со старого стиля на новый

Для перевода дат с юлианского календаря (старого стиля) на григорианский (новый):

Прибавить 10 дней — для событий с (4 октября) 1582 г. до (1 марта) 1700 г.

Прибавить 11 дней — для событий с (1 марта) 1700 г.

Прибавить 12 дней — для событий с (1 марта) 1800 г.

Прибавить 13 дней — для событий с (1 марта) 1900 г. (и так до 1 марта 2100 г.).

Григорианский календарь и Россия

В России переход на григорианский календарь осуществился с 1 февраля 1918 г. по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 24 января 1918 г. Русская православная церковь на григорианский календарь не перешла.

Частая ошибка

Следует также отметить, что мнение о том, что будто новый, XXI век начался 1 января 2000 г., абсолютно неверно.

2000 год (равно как и все остальные годы, оканчивающиеся на два нуля – 1900, 1800 и т.д.) являются последними годами XX, XIX, XVIII вв. соответственно. Первыми годами новых веков (XIX, ХХ, XXI) являются 1801, 1901, 2001 гг. и т.д.

Подробнее про наименование периодов времени см. ссылку: Шпаргалка по наименованию периодов времени.

Информация про летоисчисления и календари взята из книги:

Пчелов Е.В. Романовы. История династии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 462-464.

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa.

Единицы измерения времени

Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?

В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.

В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.

Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).

Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.

Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.

Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.

[править] Конфликт светской и религиозной записей

Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («До н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («До Р. Х.» и «от Р. Х.»).

Доводы в поддержку светской записи

Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.

Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х.

становится 33 год до н. э.

Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа — исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.

Доводы в поддержку религиозной записи

Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».

Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (Январь — Янус, и т. п.).

Доводы в поддержку обоих видов записи

Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, не известную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 4-х до 8-ми лет. Таким образом даты 33 год от Р. Х.

и33 год от начала н. э. — это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен, известна только приблизительная величина истинного сдвига (4-8 лет). Из-за неизвестности истинной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.

Эры Земли и их природные условия: Архейская эра

О развитии жизни на земле принято судить по геологическим раскопкам, а этапы этого развития делить на геологические эры Земли.

Архейская эра – самая древняя в истории Земли. В ней и произошли зачатки жизни в виде анаэробных бактерий, оставившие только незначительные следы для исследователей наших дней. Охватывает отрезок от 4 до 2,5 млрд лет. На этом этапе создавалась основа земной коры, которая в те времена была по типу базальтового (океанского) строения. Начала создаваться гидросфера и атмосфера, правда, еще без кислорода. Кстати, температура тогда на нашей планете была до 100 °C! Предполагаются запасы в виде железа, никеля, серы и графита.

4 подразделения

Зачем знать даты тех или иных праздников или событий «по старому стилю», если они все уже «переведены» в новый?

Посмотрим на это под другим углом — например, какую дату брать, если речь идет о праздновании некого народного, дохристианского праздника?

Календарь наших предков был солнечным и отталкивался от 4-х основных точек равноденствий и солнцестояний:

  • Коляда — 21 декабря (на день зимнего солнцестояния)
  • Масленица/встреча Весны/проводы зимы/Ярило — 21 марта (на день весеннего равноденствия)
  • Иван Купало — 21 июня (на день летнего солнцестояния)
  • Авсень/Хорс/Оспожинки — 21 сентября (на день осеннего равноденствия).

Все эти важнейшие народные праздники были впоследствии приурочены к другим — уже христианским праздникам, в определенном смысле интегрированы в них. Получается, что значительная часть народных (дохристианских) праздников с течением времени неизбежно «уходит вперед», удаляется от соответствующих им астрономических точек. То есть их датировка «по новому стилю» уже НЕ отражает их изначальной сути, связи с солнцем, а значит теряется сам смысл многих традиций и ритуалов. Причем это происходит одновременно по двум причинам — потому что сами эти праздники:

а) были привязаны к церковным праздникам юлианского календаря, который НЕ является солярным и НЕ соответствует астрономическому году;
б) были зафиксированы этнографами в датах юлианского календаря, который на то время единственный и использовался в России. 

Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.

То есть когда мы имеем некую дату «по новому стилю» — это лишь привязка старой юлианской даты к новому общегражданскому календарю. Но сам смысловой факт 14-дневного отставания здесь никак не учтен и не пересчитан. Например, праздник Ивана Купалы несомненно связан с днем летнего солнцестояния (21 июня). Когда-то он почти совпадал с церковным Рождеством Иоанна Предтечи (24 июня), но сегодня (по новому стилю) церковное Рождество Иоанна Предтечи перешло на 7 июля, хотя сама точка солнцестояния само собой осталась на прежнем месте. Отсюда разночтение — когда отмечать Купало. Вероятно, ответ в том, какой смысл тот или иной человек в этот праздник вкладывает — христианский или дохристианский.

Тем же самым принципом можно руководствоваться при определении дат других народных праздников, связь которых с солнечным циклом не столь очевидна: более «ранняя» дата (по старому стилю — когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше) будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали, нежели ее «пересчет» на новый стиль. То есть из двух дат — по старому и новому стилю — нужно выбрать более раннюю дату (по юлианскому старому стилю), но отмечать ее уже в соответствующий день по современному (григорианскому) календарю. Такой парадокс!

Например, сегодня день памяти Марии Египетской православной церковью отмечается 14 апреля (что соответствует 1-му апреля по старому стилю). То есть церковный праздник «ушел вперед» в пересчете на современный календарь. Но вот что интересно — касательно его народной составляющей — значительная часть народных обрядов на Марию Египетскую была связана с тем, что «просыпается домовой», поэтому, чтобы его запутать, люди символически обманывали друг друга в разных мелочах. Это сугубо обрядовое действие, связанное со встречей с потусторонним миром (домовой — потустороннее существо), где все — наоборот. В этом совершенно отчетливо видятся истоки первоапрельских розыгрышей и, как мы видим, люди «по старой памяти» продолжают «отмечать» эту народную традицию именно 1 апреля (так сказать в день, который соответствует числовой записи по «старому стилю»), хотя в пересчете на современный календарь церковный день Марии Египетской значительно отодвинулся. Астрономически 1 апреля ближе к тому дню, в который по народным преданиям «просыпался домовой».

Кто и как начал подсчитывать дни?

Учёные считают, что первый календарь был уже в пятитысячном году до н.э., когда египтяне записывали цикличность погодных перемен. В те далёкие времена полукочевые скотоводы подметили, что река Нил разливалась в одно и то же время, и это совпадало с появлением на небосклоне звезды Сириус. Когда они не успевали до розлива реки, теряли урожай.

Потому стали тщательно отмечать начало календарного круга, а потом по своим заметкам определяли, когда река выйдет из берегов, когда дожди пойдут, когда засуха наступит.

А ещё календарный счёт проводили по движению небесных тел и из смены дня и ночи: солнечный – по Солнцу, лунный – по Луне, лунно-солнечный – по передвижению обоих светил. В Древней Месопотамии шумеры по изменению формы Луны от узкого серпа до полного шарика и обратно вычислили временной интервал — месяц, который у них насчитывал 29,5 деньков. Записывая каждую дату лунного появления, наблюдая за солнечными восходом и заходом, они стали соотносить сутки-месяц-год.

Вообще каждый древний народ по-своему ухитрялся метить важные для него события, потому в году было разное количество дней, да и сам календарный год брал начало в разное время. Так, римляне брали отсчёт от основания Рима, евреи и византийцы – от сотворения мира, египтяне – с первого дня прихода к власти каждой новой императорской династии.

У римлян в летоисчислении было лишь 10 месяцев и всего 304 дня. И со всем этим разнообразием, несомненно, рано или поздно возникла путаница.

Разрешил календарную проблему древнеримский Юлий Цезарь. Как-то он побывал в Египте и узнал, что египтяне между разливами Нила и утренними восходами Сириуса насчитывали 365 дней, год делили на 12 месяцев по 30 деньков каждый, а в конце добавляли ещё 5 праздничных дней. Дал задание своим  астрономам проверить, почему в Риме не так.

Они египетские расчёты с годовым перемещением Солнца между звёздами взяли за основу и посчитали-согласились, что 365 дней складываются в 1 простой год, а каждый четвёртый год решили сделать високосным, на  день подлиннее.

Високосный год компенсировал «хвостики» в 0,25 суток, т.к. александрийскими астрономами годовая продолжительность была посчитана поточнее — в 365,25 суток. Так и появился новый календарь Цезаря — юлианский, пришедший на замену старому римскому. Кстати Цезарь был ещё и  первый, кто приказал отсчитывать новый год с 1 января.

А названия месяцев у римлян сначала были вот такими:

  • январь — по имени бога Януса;
  • февраль — по имени бога Фебрууса;
  • март — от бога Марса;
  • апрель — от латинского «раскрывать», т.к. в этом месяце оживает природа, и распускаются почки;
  • май — по имени богини Майи;
  • июнь — по имени богини Юноны;
  • квинтилис, или пятый;
  • секстилис, или шестой;
  • сентябрь, или седьмой;
  • октябрь, или восьмой;
  • ноябрь, или девятый;
  • декабрь, или десятый.

Поправку в простой, вычисленный по Солнцу, но не совсем, как оказалось, точный цезаревский календарь внёс папа Римский Григорий-XIII. Он ввёл своё летоисчисление на основе цикла земного обращения вокруг Солнца и смены лунных фаз, и сделал это ещё точнее — в 365,2425 суток, которая оказалась ближе к реальной длительности года.

Кроме того, астрономы подметили, что по юлианскому календарю церковные праздники, в том числе и дата самого главного из них – Пасхи, постепенно сдвигаются за каждые 128 лет на целые сутки, что для церкви было недопустимо. В итоге стали жить по новому стилю, на который перешли в 1582-м году многие европейские страны, время сдвинули сразу на 10 суток вперёд, и у некоторых народов 4 октября 1582-го года сразу стало по счёту 15-м.

«Чем же он отличается, — спросите вы, — этот новый стиль?» Григорианский календарь в каждой сотне лет считает високосным последний по счёту год лишь тогда, когда его порядковый номер делится на цифру 4, например, 2000-ый, 2400-ый, в то время как юлианский считал високосным любой четвёртый год, шедший по счёту после трёх простых. В результате нововведений за каждые 4 столетия мы «теряем» по трое суток, никуда не сдвигаемся, и лишние дни не копятся.

Почему Русская Православная церковь НЕ переходит на григорианский календарь?

Основные доводы сохранения старой календарной системы — помимо исторической преемственности, сохранения традиций, духовной независимости и самобытности — следующие:

Во-первых, понятие времени достаточно относительно, а наличие такого фактора как прецессия земной оси делает бессмысленными все попытки раз и навсегда совместить какой-то календарный день с точкой осеннего или весеннего равноденствия. Дело в том, что из-за прецессии точка весеннего равноденствия постоянно перемещается вдоль эклиптики к западу, т. е. навстречу видимому движению Солнца. Поэтому, на самом деле, точка весеннего равноденствия у каждого года своя, и для астрономических нужд ее всякий раз необходимо рассчитывать заново. Юлианский календарь, впрочем, и не претендует на совпадение своих дат с тропическим годом, так как несет не астрономические задачи, а духовные. А по вышеозвученным причинам не может достичь подобного единства и новый григорианский календарь.

Прецессия земной оси — суть явления в том, что положение Земли в пространстве со временем меняется так, что уже НЕ Полярная звезда указывает на север. Когда-то точка севера находилась, например, в созвездии Дракона. Красная линия и очерченный ей круг обозначают диапазоны пространственных изменений.

  • Во-вторых, григорианский календарь отличается большой вариативностью, поэтому по нему достаточно неудобно рассчитывать ежегодные праздники и посты: различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней); первое полугодие всегда короче второго; дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами.
  • И, пожалуй, самой главный камень преткновения — это день празднования Пасхи. Святые отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха была независима от ветхозаветной Пасхи (которая всегда празднуется 14 нисана) и всегда праздновалась позже. По григорианскому же календарю христианская Пасха иногда приходит одновременно с ветхозаветной или даже раньше нее. Интересно, что схождение благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит именно в день Православной Пасхи, отмечаемой по юлианскому календарю, а не католической.

Когда и почему ввели новую систему летоисчисления?

Система отсчета лет, которая сейчас состоит из периода до нашей эры и нашей эры, имеет религиозные корни и связана непосредственно с Иисусом Христом. Во времена первых христиан праздник Рождества стоял далеко не на первом месте, поэтому точная дата рождения Христа была никому достоверно неизвестна.

Интересно:   Почему сливочное масло желтое, если молоко белое?

Лента времени

В 323-337 годах нашей эры императором Римской империи был Константин I. Именно при нем христианство стало официальной религией государства. Так как на тот момент существовало немало ответвлений данной религии, возникало много спорных моментов.

Появилась необходимость прийти к общему мнению в плане того, когда отмечать важнейшие христианские праздники, как проводить те или иные обряды и т.п. На первом месте оказался день празднования Пасхи.

В 325 году состоялся первый всехристианский церковный съезд в г. Никея (современная Турция). Во главе собора стоял сам император. Основная цель съезда заключалась как раз в решении всех споров. Присутствующие утвердили основные догматы христианской веры, в частности – празднование Пасхи ежегодно в 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и последующего за ним первого полнолуния.

Вместе с этим составили и Пасхалии – рассчитали, на какие дни будет припадать Пасха в последующие года. Все это непосредственно связано с темой изменения летоисчисления. В дальнейшем к теме Пасхалий возвращались неоднократно, чтобы откорректировать или дополнить таблицы.

Фреска “Первый Вселенский (Никейский) собор”

Спустя 200 лет после Никейского съезда, в 525-м году, папа римский Иоанн I решил в очередной раз заняться этим вопросом. Он поручил римскому аббату Дионисию Малому, у которого уже был подобный опыт, работу над Пасхалиями.

Дионисий с заданием справился, однако обнаружил, что в писаниях все еще используется эра Диоклетиана. Продолжать летоисчисление по данной системе, с учетом антихристианских настроев императора, сторонника язычества, было бы неразумно.

Другие методы также оказались неподходящими, поскольку требовалась исключительно христианская система. Поэтому Дионисий Малый предложил вести счет лет совершенно иначе – от даты рождения Иисуса Христа. Проблема была только в том, что ее никто не знал.

Интересно:   Можно ли китайскими или японскими иероглифами записать русское имя?

Аббат решил вычислить эту дату самостоятельно. Как именно он это сделал, неизвестно. В распоряжении Дионисия было лишь множество евангельских писаний, где, тем не менее, точных сведений тоже никто не называл. Единственная конкретная информация – воскрешение 25 марта в праздник Пасхи, воскресенье.

На основании этого Дионисий рассчитал, что Христос родился примерно в 284 году по меркам эры Диоклетиана. Именно этот год монах принял в качестве первого года жизни Христа и, соответственно, первым годом новой эры. А все, что было ранее, теперь относится к периоду до нашей эры.

Восточное полушарие в 1-й год нашей эры

Так появился новый метод летоисчисления, хотя сам Дионисий проводил расчеты только для Пасхалий. В то же время, вся Римская империя продолжала жить в своей традиционной эре. Впервые наработки монаха для нового отсчета лет были использованы в начале 8 века.

Англосаксонский богослов Беда Достопочтенный датировал различные события в своих трудах, ссылаясь именно на отсчет от Рождества Христова. В официальных документах этим летоисчислением начали пользоваться в 742 году. А уже в 9 веке оно окончательно утвердилось в документах политического и юридического типа на территории Европы.

Официальное распространение метода деления времени на нашу эру и до нашей эры произошло в 8 веке. Использовать его в своих трудах начал богослов Беда Достопочтенный, хотя изобрел счет лет от Рождества Христова монах Дионисий Малый еще в 6 веке. Он же и определил самостоятельно дату рождения Христа. В России на новое летоисчисление перешли в 1699 году после указа Петра I.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Арийский и славянский способы летоисчисления

Арии – совокупность всех народов и этнических групп, которые разговаривают на языках индоиранской группы. В древние времена все они были язычниками.

Существует миф, что тогда считали года, начиная с сотворений мира по воле богов. По летоисчислению от Рождества Христова это примерно 5507 год до н.э., ведь название события Сотворение Мира в Звездном плане. Но на то это и миф, чтоб быть далеким от истины. Так считать хронологию стали значительно позже.

По некоторым мифам до рождения Христа летоисчисление вели с момента создания мира ( примерно 5507 год до н.э.).

У термина Мир в таком контексте абсолютно другое значение. Арии долгое время воевали с аримами, племенами древнего Китая. В результате китайцы все же были побеждены, и арийцы вынудили их заключить мир. От данного события и отсчитывали годы, прожитые в мире.

Только позже, когда условия пакта утратили свою важность, арии отсчитывали годы от создания мира и жили согласно Круголету Числобога вплоть до указа Петра I. Особенности славянского календаря:

Особенности славянского календаря:

  1. Летом у славян называли не время года, а весь год в целом.
  2. Было 3 времени года по 3 месяца в каждом.
  3. Месяцы были гораздо длиннее: в каждом 40 или 41 день.

Ввести новый календарь, по которому жили более развитые страны, было мудрым решением. Христианство в ту эпоху проповедовала большая часть цивилизованного мира, соответственно оно было символом просвещения и занимало главенствующее положение. Церковным правилам подчинялись и светские власти.

Схожее летоисчисление сблизило Российскую империю с миром и помогло избежать ее полной изоляции.

Календарь Омара Хайяма

Средняя длина года — 365 и 8/33 = 365.24242 дня. Дает ошибку в одни сутки за 4500 лет, точнее григорианского. Его создатели знали, что годичное движение Солнца происходит неравномерно: зимой быстрее, а летом медленнее, и от момента весеннего равноденствия до момента осеннего равноденствия Солнце перемещается по эклиптике за 186 дней, а вторую половину своего пути делает всего за 179 дней. Поэтому в иранском календаре все месяцы первой половины года имеют по 31 дню, а месяцы второй половины года — по 30 дней. Названия месяцев иранского солнечного календаря всегда соответствуют созвездиям зодиака, по которым совершается видимое движение Солнца в эти месяцы. Начало года — полночь 22 марта.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле. (З)Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества. (4)Простой русский человек с прекрасной фамилией Гагарин вернулся из космоса.(5)Двенадцатое апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества. (6)Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и ещё больше — в гений человечества. (7)Эта вера теперь оправдана до конца, какие бы трудности ещё ни ожидали нас на жизненном нашем пути. (8)Миллиарды сердец бились напряжённо и взволнованно. (9)Все мысли были прикованы к судьбе мужественного человека, о котором до исторического полёта почти никто не знал. (10)Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей простодушной прелести и наивности, то полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля. (11)Сейчас я невольно вспомнил, как ещё гимназистом бежал ранним утром под прохладными цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем сухопутном мире полёт авиатора Уточкина. (12)Я помню всё: солнце, яркое, словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины. (13)Это была очень любимая киевской молодёжью актриса Пасхалова. (14)Военный оркестр играл почему-то под сурдинку вальс «Дунайские волны». (15)И вот — невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полёта до могучих воздушных кораблей и, наконец, порыв, полёт, уход в космос, в те пространства Вселенной, где человек соприкасается с вечностью. (16)Наше поколение счастливое. (17)Оно перенесло великие муки и победы и дожило до наступления новой, величайшей эры. (18)Оно счастливо этим и счастливо ещё и тем, что к его представлению о великолепии мира прибавилась ещё одна черта — бесстрашный, спокойный, уверенный полёт советского человека в космос. (19)Это величайшая мирная победа в истории Земли!

Китайские календари

Традиционное китайское летоисчисление состоит из шестидесятиричного цикла, в котором дни обозначались комбинацией из десяти знаков, так называемых «стволов», в которые входили пять «земных стихий» — дерево, огонь, земля, металл, вода. Эти знаки еще классифицируются по признакам «ян» (мужской) и «инь» (женский), а также по 12 «ветвям», которые обозначались зодиакальными символами животных.В 2637 г. до н.э. по приказу основателя китайской цивилизации Хуанди эта система была приспособлена для счета лет, и базовым стал полный 60-летний цикл. Во время Синьхайской революции в 1911 г. китайцы перешли на европейскую систему летоисчисления, но, несмотря на это, до сих пор используют привычный традиционный календарь.Например, 2002 г. — 19-й год 60-летнего цикла, год водяной Лошади, со знаком «ян».

Лунно-солнечный календарь («Чжуань-сюй ли»)

Применялся более чем за 200 лет до н.э. Год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней, всего 354 дней. Вставлялся добавочный, 13-й месяц — високосный год. По своей точности он не уступал юлианскому календарю

«Тай-чу ли» («Саньтунский»)

Принят в 104 г. до н. э. Средняя продолжительность лунного месяца была принята равной 29 и 43/81 суток, или 29.530864 суток. Это всего на 0.000276 суток, или па 24 секунды, отличается от современного значения. Продолжительность года осталась без изменений, т.е. 365.25 суток.

Циклический, или бытовой, календарь

Применялся наряду с вышеперечисленными. Годы объединены в «циклы», каждый из которых охватывал 60 лет. Каждый год внутри одного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение. Весь цикл состоял из 5 двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям». Они обозначали следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо), земля (Ту), металл (Цзинь) и вода (Шуй). Каждая стихия была представлена в 2 состояниях: мужском (нечетные столбцы, т.е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т.е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или «небесных ветвей», каждый из которых обозначался одним из следующих циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй. Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки, представляющие собой «земные ветви». Около 2000 лет назад к знакам периодов, т. е. к «земным ветвям», были прибавлены еще названия животных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: