Византийские иконы

Типы икон Божьей Матери

Можно отметить, что каждый образ Богородицы имеет свой смысл, который можно понять из типа написания иконы. Типы были сформированы еще в Византии. Из них особо выделяются следующие.

Оранта (Молящаяся)

Так представлена раннехристианская византийская икона Божьей Матери, где она изображена в полный рост или по пояс с поднятыми руками, которые разведены в стороны ладонями наружу, без младенца. Подобные образы были найдены в римских катакомбах, более широкое распространение иконографический тип получил после 843 года. Основное значение — это заступничество и посредничество Божьей Матери.

Также есть вариант изображения Богородицы с младенцем Христом в круглом медальоне на уровне груди. В русской иконографии он называется «Знамение». Смысл образа — это Богоявление.

Известные иконы:

  • «Ярославская».
  • «Неупиваемая чаша» и др.

Одигитрия (Путеводительница)

Этого типа византийская икона Божьей Матери широко распространилась по всему христианскому миру после VI века. По преданию, впервые ее также написал евангелист Лука. Через некоторое время икона стала заступницей Константинополя. Оригинал утрачен при его осаде навсегда, но сохранилось множество списков.

На иконе изображена Богородица, держащая на руках младенца Христа. Именно он является центром композиции. Правой рукой Христос благословляет, а в левой держит свиток. Богородица же рукой указывает на него, как бы показывая истинный путь. Именно в этом и заключается смысл образов этого типа.

Известные иконы:

  • «Казанская».
  • «Тихвинская».
  • «Иверская» и др.

Елеуса (Милующая)

Подобные иконы также возникли в Византии, но более широкое распространение получили в России. Этот стиль написания возник уже позднее, в девятом веке. Он очень похож на тип Одигитрия, только более нежный. Тут лики младенца и Богоматери соприкасаются друг с другом. Образ становится более нежным. Считается, что иконы подобного типа передают любовь матери к сыну, подобно человеческим отношениям. В некоторых версиях этот образ называется «Ласкающая».

Иконы этого типа:

  • «Владимирская».
  • «Почаевская».
  • «Взыскание погибших» и др.

Панахранта

Изображения этого типа появились в Византии в XI веке. На них изображена Богородица, которая восседает на престоле (троне) с младенцем, сидящем на ее коленях. Подобные иконы Богоматери символизируют ее величие.

Образа этого типа:

  • «Державная».
  • «Всецарица».
  • «Печерская».
  • «Кипрская» и др.

Македонский период

В сороковых годах девятого века иконоборческий период закончился, и иконописные традиции получили возможность продолжения и развития. В это же время зарождается новый стиль в иконописи – аскетический стиль. Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами

Особенности этого стиля заключаются в следующем: иконописцы старались сосредоточить внимание зрителя на лике святого, поэтому мелкие детали и «лишние» украшения отсутствовали на иконах; лица святых были полностью лишены эмоций и чувств, они практически ничего не выражали; главным объектом всего изображения стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом. Типичный пример иконы македонского периода — две иконы Богоматери Одигитрии, которые сохранились до нашего времени

Образ Богородицы «Умиление» («Радуйся, Невесто Неневестная»)

Икона «Умиление», где изображен лик Богородицы без своего младенца, принадлежала Серафиму Саровскому. Она стояла в его келии, перед ней всегда горела лампадка, елеем из которой он помазывал страждущих, и они исцелялись. Точное ее происхождение неизвестно. Считается, что образ был написан приблизительно в XVII веке. Однако некоторые думают, что икона была явлена Серафиму Саровскому, так как у него были особые отношения с Богоматерью. Она не раз его спасала от болезней, часто появлялась в видениях.

После смерти старца икона «Умиление» была завещана Дивеевскому женскому монастырю. С тех пор с нее было написано множество списков, некоторые стали чудотворными.

Образ является поясным изображением. На нем написана Богоматерь без сына, со скрещенными на груди руками и чуть наклоненной головой. Это один из самых нежных образов Богородицы, где она изображена до рождения Христа, но уже после снисхождения на нее Святого Духа. Это женская икона Божьей Матери. Чем помогает она? Особое значение образ имеет для девочек и женщин с десяти до тридцати лет. Считается, что молитвы ему облегчат трудный подростковый период, сохранят девичью чистоту и целомудрие. Также эта икона является помощницей во время зачатия детей и при их рождении.

Иконы-хранители

На Руси в свое время появился еще один вид образов – это мерные. Впервые такая икона была написана для сына Ивана Грозного. До наших дней дошло где-то двадцать сохранившихся подобных образов. Это были иконы-хранители — считалось, что изображенные святые были покровителями младенцев до конца их жизни. В наше время такая практика возобновилась. Уже каждый может заказать для ребенка такой образ. Сейчас вообще есть определенный набор икон, который используется для различных обрядов. Это, к примеру, именные иконы, венчальные, семейные и др. Для каждого случая можно приобрести соответствующий образ.

Иконопись после Рублёва и Дионисия

В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.

Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.

Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.

Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.

Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Почаевская икона Божьей Матери

Это еще один не менее знаменитый образ Богородицы. Он славен своими чудотворными деяниями уже давно и очень почитается среди православных верующих. Почаевская икона находится в Свято-Успенской Почаевской лавре, которая является древним православным местом. Образ был подарен местной помещицей Анной Гойской в 1597 году. До этого она получила его в дар от греческого митрополита Неофита. Икона написана в византийском стиле письмом темперой. С нее было сделано не менее 300 свитков, которые впоследствии стали чудотворными.

Почаевская икона много раз спасала обитель от захватчиков, помимо этого, было совершено множество исцелений с ее помощью. С тех пор молитвы, вознесенные этому образу, помогают при иноземных нашествиях, исцеляют при глазных болезнях.

Византийский иконостас

Иконостасом традиционно называют перегородку между алтарем и остальным помещением храма. На иконостасе принято размещать самые дорогие и почитаемые иконы. Обычай возводить алтарную перегородку и использовать иконы для ее украшения сформирован византийскими священнослужителями. Византийский иконостас имеет четкую иерархию.

Расположение икон Описание икон Назначение икон Какие иконы использованы
Верхний ряд или эпистилий с Деисусом по центру Сцены из жизни девы Марии и Христа Прошение за род человеческий Богородицы, Иоанна Предтечи
По сторонам от Деисуса Сюжетные иконы Описание жизни и спасения человечества «Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень», «Сошествие во ад», «Успение Богородицы»

Царские, святые или райские врата на иконостасе чаще всего увенчивались иконой Благовещения как возвещения о спасении людей. Алтарная преграда всегда была закончена изображением креста как символа распятия и жертвы.

Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)

Около 1315 — 1321 годы. Стамбул

1 / 5

Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов Wikimedia Commons

2 / 5

Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора De Agostini Picture Library / Getty Images

3 / 5

Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях Wikimedia Commons

4 / 5

Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора Wikimedia Commons

5 / 5

Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре Wikimedia Commons / Vladimir Lukic

Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета  Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи.  Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс  Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс  Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион  Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).

Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме  Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла  Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.

Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости

Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета

Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.

Чем иконография отличается от классической живописи?

В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.

Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».

Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей. Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д. Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.

Еще одной выдающейся особенностью иконографии является крайняя стилизация и ненатуралистическое изображение одежды фигур. Складки одежды изображены с помощью геометрических форм (овалов, прямоугольников, треугольников), демонстрирующих небесный порядок. Опять же, выбор цветов также часто фиксируется: синий для мантии Христа или верхней одежды, красный для туники или внутренней одежды; темно-красный для верхней одежды Девы Марии; и т. п.

Эта стилизация также появляется во всех элементах лиц и членов тела людей на иконе. Их лица не напоминают простых людей, но через стилизацию они показывают нам лица человеческой натуры, преобразованные в Божественное. Руки часто тонкие и выразительные, обычно в различных жестах благословения

Ореолы вокруг голов Христа, Девы Марии и Святых изображены в виде четко очерченного круга, обозначающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам

Даже сама природа преображается рукой иконописца. Здания, горы, деревья и животные обычно изображаются очень упрощенно, схематично, вместо того, чтобы пытаться передать фотографическое сходство.

Иконописец не останавливается на том, что использует технику для изображения духовно преображенной реальности. Он изменяет как время, так и пространство. События, происходившие в разное время, представлены в композиции одновременно, как если бы они происходили одновременно – например, это видно на изображении Рождества Христова, на рождественских иконах, например, где мы видим одновременно в одной иконе Богородицу с Младенцем, ангела, объявляющего о рождении Спасителя пастухам, и волхвов спешащих поклониться Мессии.

Иконописец также не придерживается систематического использования перспективы, чтобы создать иллюзию трехмерности. Вместо этого он часто использует перевернутую перспективу, чтобы показать, где объекты на переднем плане меньше, чем духовно более значимые объекты или люди позади них.

Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.

Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.

«Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.

Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».

С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».

К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.

И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.

Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.

Но все же сам образ остался почти прежним.

Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.

Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.

Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.

Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.

Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.

А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.

И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.

Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.

Влияние Византии на мировую культуру

Основной вклад в мировую культуру Византия внесла, прежде всего, становлением христианства, его ортодоксальной (православной) формы. Византийцы одним из первых приняли христианство. Православная вера была привнесена на Русь именно из Византии, и Русская церковь стала частью Константинопольского патриархата. Византия была средоточием многочисленных языческих и христианских традиций и церемоний, в Константинополе находились все главные религиозные святыни: терновый венец Христа, Животворящий крест и другие реликвии.

Многие религиозные немецкие, итальянские и русские традиции были заимствованы у Византии. Так, иконопочитание в православной церкви имеет византийские корни. Иконописцы создали зримый образ Бога, весь православный мир принял этот способ воплощения Всевышнего, и иконопись постепенно распространилась во всех странах. Сегодня икона служит сущностью православия, без нее это христианское вероучение немыслимо.

Из Византии к нам пришла традиция строительства каменных храмов с куполами, символизирующими небесный свод. Фрески и мозаика внутри храмов, античные скульптуры, украшающие здания ― все это византийское наследие. Свое мастерство и опыт византийские зодчие передавали русским мастерам, будучи вызванными в качестве наставников в Киев, Москву и Петербург.

Влияние византийского стиля, отличительной особенностью которого служат помпезность, вычурность и яркость дизайна, прослеживается в романском и готическом архитектурных направлениях, и даже в итальянском барокко. В 19-20 веках возникла также такая форма храмового зодчества, как русско-византийский стиль: в нем приземистые купола храмов располагаются на общем барабане, центральный купол намного выше остальных. Сегодня элементы византийского стиля нередко используются в интерьерах.

Значение икон Божьей Матери в жизни верующих

Богородица всегда занимала особое место в христианстве. С самых первых дней она была заступницей и защитницей как простого люда, так и городов, стран. Очевидно, именно поэтому так много икон Божьей Матери. По преданию, первые ее изображения были написаны Лукой, евангелистом. Иконы Богородицы имеют особую чудотворную силу. Также некоторые списки, написанные с разных образов, со временем становились исцеляющими и защищающими.

Если говорить о том, какая икона Божьей Матери чем помогает, то следует знать, что в разных бедах следует просить помощи и у разных образов. К примеру, изображение Божьей Матери, именуемое «Взыскание Погибших», окажет помощь при головной боли, болезнях глаз, а также спасительной будет при алкоголизме. Икона «Достойно есть» окажет помощь при различных болезнях души и тела, а также хорошо помолиться ей по окончании какого-либо дела.

Происхождение смоленской иконы Божьей Матери

Этот образ по своему иконографическому типу принадлежит к Одигитрии, причем это самая известная икона. Доподлинно не известно, оригинал ли это или всего лишь список. В Россию смоленская икона попала в 1046 году. Она была как благословление Константина IX Мономаха совей дочери Анны на брак с князем Всеволодом Ярославичем Черниговским. Сын же Всеволода, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск, где она хранилась в храме Успения Богоматери, который он же и построил. Так этот образ и получил свое название.

В дальнейшем икона совершила множество разных чудес. К примеру, 1239 год мог стать фатальным для Смоленска. Огромная орда Батыя в то время шествовала по земле русской, подходя к городу. Молитвами жителей, а также подвигом воина Меркурия, пред которым предстала Богородица в видении, Смоленск был спасен.

Икона часто путешествовала. В 1398 году ее привезли в Москву и поставили в Благовещенском соборе, где она пробыла до 1456 года. В этом году был написан с нее список и оставлен в Москве, а оригинал отправлен обратно в Смоленск. В дальнейшем образ стал как символ единства земли русской.

К слову сказать, изначальная икона Богородицы (византийская) была утрачена после 1940 года. В 20-х годах ее по указу изъяли в музей, после чего ее судьба не известна. Сейчас в Успенском соборе находится другая икона, которая является свитком. Она была написана в 1602 году.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Tell your friends about Wikiwand!

Gmail Facebook Twitter Link

  • Home
  • About Us
  • Press
  • Site Map
  • Terms Of Service
  • Privacy Policy
  • Введение
  • Литература

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Византийская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Православной церкви. Празднование совершается 7 апреля и 1 мая (по юлианскому календарю).

По преданию икона была явлена 7 апреля 732 года. История её неизвестна, в Россию она была принесена из Рима и перед ней молился Пётр I в благодарность о победе в Полтавской битве.

Византийская икона относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена поколенно, на её левой руке изображён младенец Иисус. Его голова повёрнута от Богородицы вправо, правая рука благословляет, а левой он касается Богородицы. В руках Девы Марии, обнимающей Богомладенца, скипетр и держава. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами. Данная иконография, по мнению Н. П. Кондакова является влиянием на греческую живопись итальянского искусства и может быть датирована XVI веком. В русской иконописи царские регалии в руках Богородицы появляются на иконах с XVII века.

Гравированное изображение Византийской иконы, выполненное Г. П. Тепчегорским было включено в свод чудотворных икон, составленный в 1715—1716 годах. Известные клейма с изображением Византийской иконы на иконах конца XVIII века (например, «Явленные иконы Богородицы», конец XVIII — начало XIX века, Череповецкое музейное объединение).

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.

Лик в иконе – самое главное, а главное в лике – глаза. Известное выражение «глаза – зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения.

Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.

Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.

Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.

Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.

Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.

В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:

  • Апостолы;
  • Бессребреники;
  • Благоверные;
  • Великомученики;
  • Мученики, и.т.д.

Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости.

Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Символы в византийской иконописи

Для византийской иконы характерно наличие языка символов. По отдельным деталям православный человек мог прочитать многое. Значение имеет цвет, форма, жесты святых

Во время развития иконописной живописи большое значение приобрели детали, каждая из них могла быть акцентом на чем-то важном

Основные символы Описание, особенности
Дуб, дом Символы созидания. Дуб изображали как дерево жизни, любой из силуэтов жилища означал незыблемость, создание чего-то значимого.
Гора Знак духовного восхождения, преодоления многочисленных препятствий на праведном пути.
Анемон Цветок, олицетворяющий скорбь. Чаще всего принадлежал Божией Матери, Деве Марии.
Красный крест Возвещение о мученичестве.
Золотой венец Символ победы духа.
Чаша с водой Знак, возвещающий о крещении.
Чаша с елеем Символ таинства соборования усопшего.

Значение имел цвет, который использовался для окрашивания деталей:

  1. Золотые и желтые оттенки символизировали Божественную силу, духовную энергию, добро.
  2. Багряный или пурпурный оттенок выбирали для обозначения царской принадлежности. Главные святые традиционно писались в багряных одеждах.
  3. Красный был признан цветом любви, тепла, живородящей энергии. Одновременно с этим он мог символизировать кровь и мучения.
  4. Белый цвет – символ простоты, Божественного сияния, святости. С помощью белого тона изображались пеленки безгрешных младенцев и пелены, которыми покрывали тела усопших.
  5. Коричневый цвет напоминал о тленности бытия, символизировал землю, часто с его помощью обозначали прах.
  6. Черным цветом окрашивали могилы, пещеры. С его помощью рисовали ад, напоминали о греховности.

Основными персонажами византийской иконописи принято считать Божью Матерь и Спасителя. Сюжеты многих икон предполагают описание этапов их существования.

Рекомендации

  1. (ru) История иконографии. Источники. Традиция. Текущее. / История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002, с.44-48
  2. (ru) Галина Колпакова, Византийское искусство, античный и средневековый период / Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., «АЗБУКА-КЛАССИКА», 2004, с. 128–167
  3. История иконографии. Соч. С.48-49
  4. История иконографии Соч. Соч. / История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. С.49-50
  5. (ru) Галлина Колпакова, Византийское искусство, первобытный и средневековый периоды, С.313-343
  6. История иконы соч. Соч. История Иконописи. С.51-52
  7. (ru) История иконографии, op. соч. С.66-76
  8. Луи Рео Русское искусство от истоков до Петра Великого, редактор Анри Лорана в Париже, 1920 с.  75
  9. ↑ и Луи Рео op. соч. п.  76
  10. (ru) История иконы op. соч. С.76-80
  11. История иконы соч. История Иконописи. С.80-81
  12. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. С.76-93
  13. Луи Рео отмечает, что не следует, однако, преувеличенно изолировать два периода до и после вторжения. Россия всегда обращалась после этих событий к истокам византийского искусства  : Луи Рео Русское искусство от его истоков до Петра Великого, редактор Анри Лоренса в Париже, 1920, с.  173

(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на русском языке под названием «  История иконописи  » ( см. список авторов ) .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: