Властелин колец: Возвращение короля
Рейтинг Кинопоиска:8,6Рейтинг IMDb: 8,9Год: 2003Страна: Новая Зеландия, СШАРежиссер: Питер Джексон (трилогия «Хоббита», трилогия «Властелина колец», «Они никогда не станут старше», «Кинг Конг»)Жанр: фэнтези, приключения, драмаКассовые сборы в мире: $1 118 887 224
Последняя часть трилогии «Властелина колец», которая смогла перешагнуть за порог 1-го миллиарда долларов и завоевать 11 «Оскаров». Это самый насыщенный и самый впечатляющий фильм из трех — количества его событий хватило бы ещё на несколько картин. Встретив Голлума и решив использовать его в качестве проводника, Фродо и Сэм продолжают свой путь к Ородруину, чтобы уничтожить Кольцо. К несчастью, магия Кольца постепенно завладевает сознанием хоббитов. Тем временем, войско Саурона приближается к последнему оплоту человечества — Минас-Тириту, думая, что именно там находится Кольцо Всевластия. Зрителей ждут орки, тролли, войско мертвых, гигантские слоны, эльфы, назгулы, драконы, орлы, и все это с таким размахом и детальной проработкой, что остается только сидеть и восхищаться этим многоуровневым грандиозным зрелищем. Построенные в натуральную величину замки, бесчисленное количество грима, костюмов и компьютерных CGI моделей ещё больше усиливают впечатление от масштабных батальных сцен и заставляют забыть о том, что от первоисточника создатели давно отошли, второстепенную линию с королем и эльфийкой выдвинули чуть ли не на первый план, да ещё и политический подтекст добавили.
Почему стоит посмотреть?
- ради ощущения достоверности происходящего, из-за которого кажется, что все это было на самом деле — просто эльфы уплыли на запад, а орки пали в великой войне
- из-за величественных и живописных пейзажей, которые помогли создать такую фантастически красивую картинку
- ради музыки Говарда Шона, прекрасно передающей атмосферу Средиземья с его чувством обреченности, отчаяния и притаившейся в глубине души надеждой
Трейлер:
Хронометраж: 03:21
Награды:
- Оскар (2004)
- Лучший фильм Лучший режиссер (Питер Джексон)
- Лучший адаптированный сценарий
- Лучшие декорации
- Лучшие костюмы
- Лучший звук
- Лучший монтаж
- Лучшие визуальные эффекты
- Лучший грим
- Лучшая песня — «Into the West»
- Лучший оригинальный саундтрек
- Золотой глобус (2004)
- Лучший фильм (драма)
- Лучший режиссер (Питер Джексон)
- Лучшая песня — «Into the West»
- Лучший саундтрек
Пираты без работы
В 1713 г. была подписана целая серия мирных договоров, ознаменовавших конец войны за испанское наследие. Тысячи моряков (и каперов в том числе) оказались освобожденными от военной обязанности. А такое множество обученных служителей во дных пустынь, не знающих чем себя занять, — это серьезная проблема. Не имея средств для пропитания, вынужденные зарабатывать рабским трудом, они, конечно, с великим энтузиазмом принимали предложения капитанов, обеспечивая нескончаемое пополнение пиратских команд. И что самое страшное — уже обученными людьми, умелыми и на море, и в обращении с оружием.
Пираты времени
Большое количество пиратов приходят из этой эпохи, золотого века пиратства, наиболее известными из которых являются:
- Сэмюэл Беллами (1689-1717), более известный под именами Черный Сэм или Черный Беллами и по прозвищу Принц пиратов, капитан Уайда Галли, погибший во время шторма у Кейп-Код в 1717 году. «Робин Гуд из пиратов» и хвастался своими идеологическими оправданиями пиратства.
- Стид Боннет (1688-1718) по прозвищу Джентльмен-пират, богатый барбадосский землевладелец, ставший пиратом исключительно ради приключений. Бонне командовал 10-пушечным шлюпом Revenge и атаковал корабли у побережья Вирджинии в 1717 году. Он был схвачен и повешен в 1718 году.
- Хорниголд (1680-1719), пират и капер английский с начала XVIII — го века. Его карьера пирата была относительно короткой, с 1713 по 1718 год. Он был соучредителем Пиратской республики Нассау . Он получает королевское помилование, а затем становится охотником на пиратов. Он погиб в кораблекрушении в 1719 году.
- Генри Дженнингс (NC-1745), бывший капер Британской короны, известный как жестокий, а иногда и варварский пират, когда дело доходит до получения информации. Он главный соперник Бенджамина Хорниголда. Некоторое время он командовал Чарльзом Вейном, последний был квартирмейстером его команды.
- Генри Эвери, он же Генри Эйвери, Джон Эвери, Лонг Бен или Бенджамин Бриджман (1659 — после 1696), один из немногих великих капитанов пиратов, отступивших со своей добычей, не будучи арестованным или убитым в бою. Он известен тем, что захватил в сказочно богатый корабль Ганч-я-Савай (в) от империи Моголов .
- Амаро Родригес Фелипе (1678-1747), более известный как Амаро Парго, испанский капер, господствовавший на маршруте между Кадисом и Карибским морем . Его персонаж окружен ореолом романтизма, который связывает его с пиратством, скрытыми сокровищами и незаконными любовными связями, и который используется в нескольких романах. На надгробия, мрамор, его гробницы в Сан — Кристобаль — де — ла — Лагуна выгравирован череп подмигивая в правый глаз с двумя скрещенными костями.
- Уильям Флай (in), казнь которого в 1726 году знаменует, по словам историка Маркуса Редикера, конец золотого века пиратов.
- Уильям Кидд (1645–1701), казненный в Лондоне за пиратство в Доке казней, знаменитом захороненным сокровищем, которое он якобы оставил …
- Оливье Левассер (1685-1730), известный как Ла Буз, единственный великий французский пират Нассау, которого часто связывали с Хорниголдом, Беллами, Кеннеди и Тейлором .
- Эдвард Лоу (1690-1724) родился в Вестминстере, он был активен в 1721-1724 годах и никогда не попал в плен. Было известно, что он пытал своих жертв перед тем, как убить их. Он отрезал уши, губы и нос.
- Генри Морган (1635-1688), пират, который напал на испанцев и разграбил Панама-Сити, прежде чем сжечь его. Облагороженный, он был назначен губернатором Ямайки .
- Джек Рэкхем, известный как Калико Джек (1682-1720), известен своим партнерством с женщинами-пиратами Энн Бонни и Мэри Рид . Захваченный, он повешен, а его труп заперт в металлической клетке, подвешенной на виселице за пределами Порт-Ройял, Ямайка .
- Бартоломью Робертс, известный как Черный Барт (1682-1722), многие считают самым известным пиратом всех времен, у которого было захвачено более 400 кораблей.
- Эдвард Тич сказал, что Черная Борода (1680-1718), возможно, самый известный пират среди англоязычных стран. Самым известным ее кораблем, работавшим с 1716 по 1718 год, был «Месть королевы Анны» . Его обезглавленная голова, убитая во время битвы на острове Окракок, изображена на бушприте его корабля.
- Чарльз Вейн (1680-1721), служивший под началом Генри Дженнингса, прежде чем уйти один. Особенно жестокий и упорный пират, грубый и непопулярный среди своей команды, Вейн был лишен своего командования, прежде чем был схвачен и повешен в 1721 году.
Были также некоторые женщины-пираты, самые известные из которых:
- Энн Бонни (1698-1782), получившая печально известную репутацию в Нассау . Выйдя замуж, она сбежала со своим возлюбленным Калико Джеком Рэкхемом .
- Мэри Рид (1690-1721), которая всю жизнь одевалась мальчиком своей матерью и провела время в британской армии, прибыла в Вест-Индию, оставив своего мужа, и присоединилась к команде Calico Jack Rackham после этого. Судно, на борту которого она находилась, подверглось нападению со стороны последнего. Сначала она раскрыла свой пол только Энн Бонни, но она открыто заявила об этом, когда Рэкхэм обвинил ее в романе с Бонни, которая была ее любовницей.
- Рэйчел Уолл (1760-1789)
Быт пиратов: как и где жили пираты
Люди становились пиратами по разным причинам. Иногда честные моряки покидали свои корабли, потому что жизнь на них была такой несчастной, что они не могли этого вынести. Эти моряки часто прибегали к пиратству, чтобы выжить. Другие искали богатства, такие как золото, серебро и драгоценности. Некоторые просто хотели приключений.
Истории и фильмы создали захватывающий образ пиратов как опасных людей с бородами. Однако в действительности пираты вели жалкую жизнь. Они часто напивались и много спорили. Многие пираты умирали от ран и болезней. Одних расстреляли или оставили в море, других взяли в плен и приговорили к смерти.
Большинство пиратских кораблей имели капитана, который командовал ими во время сражения. Самым влиятельным человеком на борту был квартирмейстер. Он делил украденные вещи или добычу между членами экипажа. Он также был обязан наказывать пиратов, которые сделали что-то не так. И капитан, и квартирмейстер избирались экипажем. Их можно было отстранить, если они плохо выполняли свою работу.
У большинства пиратских экипажей были правила, которым должен был подчиняться каждый член команды. Пираты, воровавшие чужие вещи, часто высаживались на необитаемый остров, где умирали от жажды. Иногда им давали пистолет и пулю, чтобы покончить с собой.
Поскольку пираты в основном интересовались крадеными товарами, они убивали очень мало людей. Часто они отпускали своих врагов на свободу после нападения и грабежей. Пираты также атаковали города вдоль побережья. Иногда они брали пленных и требовали денег за свою свободу. Пиратский флаг стал широко известным и внушающим страх символом морей. Он часто изображал белый череп и скрещенные кости на чёрном фоне.
Говорит Черчилль
В своём выступлении Черчилль превозносил роль Соединённых Штатов в мировой истории и призывал Вашингтон к противостоянию с Москвой.
«Соединённые Штаты Америки находятся сегодня на вершине могущества, являясь самой мощной в мире державой, и это можно расценить как своего рода испытательный момент для американской демократии, ибо превосходство в силе означает и огромную ответственность перед будущим», — отметил Черчилль.
Также по теме
«Самая выгодная инвестиция»: как план Маршалла помог США покорить Европу
70 лет назад президент США Гарри Трумэн подписал план Маршалла. Этот документ позволил Соединённым Штатам установить свои правила игры…
При этом, по словам британского политика, мир оказался под угрозой тирании. Спасти его должен был «братский союз англоязычных стран».
«Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море, на Европу опустился железный занавес. Столицы государств Центральной и Восточной Европы — государств, чья история насчитывает многие и многие века,— оказались по другую сторону занавеса. Варшава и Берлин, Прага и Вена, Будапешт и Белград, Бухарест и София — все эти славные столичные города со всеми своими жителями и со всем населением окружающих их городов и районов попали, как я бы это назвал, в сферу советского влияния», — заявил британский экс-премьер.
Историки отмечают, что термин «железный занавес» Черчилль не придумал, а позаимствовал у одного из идеологов нацизма Йозефа Геббельса, который в начале 1945 года предсказывал разделение Европы после победы Советского Союза в войне.
- Уинстон Черчилль в Фултоне
- Gettyimages.ru
Черчилль подчеркнул, что коммунистические партии приобрели огромную роль в жизни европейских стран, и напомнил, что Турция и Персия опасались территориальных претензий со стороны Москвы. Коммунистические партии за пределами СССР он назвал пятыми колоннами и призвал отказаться от политики компромиссов с Советским Союзом.
«Общаясь в годы войны с нашими русскими друзьями и союзниками, я пришёл к выводу, что больше всего они восхищаются силой и меньше всего уважают слабость, в особенности военную. Поэтому мы должны отказаться от изжившей себя доктрины равновесия сил, или, как её ещё называют, доктрины политического равновесия между государствами», — заявил Черчилль.
Пленников и мятежников заставляли ходить по доске
Несмотря на распространенное мнение, что ходьба по доске была предпочтительным методом пыток среди пиратов, нет никаких первичных исторических записей о заключенных или бесчестных членах экипажа, ходящих по доске. Более предпочтительные способы наказания включали в себя высадку на необитаемый остров, выбрасывание жертвы за борт или более ужасный метод — протаскивание под килем. Для этого человека привязывали к канату и тащили за кораблем, в результате чего он либо умирал от ран, полученных при многократном ударе о корпус, либо медленно тонул. Наказания часто угрожали тем, кто мог предложить что-то, например, товары или ценную информацию, и пираты тактично применяли меры наказания в зависимости от того, как это могло им помочь.
Ходить по доске было бы слишком легко и безболезненно. Разногласия среди членов экипажа решались путем обсуждения и демократичного голосования, так как преобладал закон пиратского кодекса.
Начало расцвета
Первый период «золотого века» начался с возобновлением колонизации. Стала развиваться международная экономика и морская торговля, но, увы, не все было так безоблачно. Опасаясь истребления со стороны испанцев, охотники-буканьеры перебрались на Тортугу — маленький остров недалеко от берега, а уже там развивалось пиратское пристанище. После того как Великобритания захватила до этого испанскую Ямайку, начался новый виток спирали — каперские свидетельства можно было свободно получить у самого губернатора, а близкое расположение Порт-Ройала позволяло быстрее и выгоднее сбывать награбленный товар.
Первые 30 лет безраздельно принадлежали буканирам — выходцам из французских и английских поселений, которые грабили суда, курсировавшие между Европой и испанскими колониями.
Испанский «Ман-о-Вар» вступает в бой с берберскими корсарами.
Картина Корнелиса Хендрикса Рума. 1615 г.
Пиратский период (1693-1700)
Ряд факторов заставил англо-американских пиратов, некоторые из которых научились быть пиратами в эпоху пиратов, искать сокровища за пределами Карибского моря в начале 1690-х годов.
Падение периода Стюартов в Великобритании в 1714 году восстановило традиционную враждебность между Великобританией и Францией, положив конец плодотворному сотрудничеству между Ямайкой, Англией и Черепашьим островом, Франция. Опустошение Port Royal в результате землетрясения в 1692 году (еп) вновь снижается Достопримечательностей Карибы уничтожив основной рынок сбыта для пиратского грабежа. Колониальные губернаторы в Карибском бассейне начали отказываться от традиционной политики «нет мира за границей», в соответствии с которой понималось, что война будет продолжаться (и, таким образом, будут выданы каперские грамоты) в Карибском бассейне независимо от страны. Подписаны мирные договоры в Европе; отныне комиссии будут предоставляться только в военное время, и их ограничения будут строго соблюдаться. Маракайбо был разграблен трижды между 1667 и 1678 годами, в то время как Рио-де-ла-Ача подвергался нападениям пять раз, а Толу восемь раз.
В то же время менее благоприятные колонии Англии, в частности Бермудские острова, штат Нью-Йорк и Род-Айленд, были лишены ликвидности по законам о судоходстве . Жадные до денег купцы и губернаторы были готовы игнорировать и даже гарантировать пиратские путешествия. Колониальный чиновник защищал пирата, считая, что «очень трудно повесить людей, которые привозят золото в эти провинции» . Хотя некоторые из этих пиратов, действующих из Новой Англии и Средних колоний (в), хорошо нацелились на самые отдаленные испанские колонии на Тихоокеанском побережье в 1690-х годах и позже, Индийский океан стал более богатой и заманчивой целью. В этот период объемы производства Индии превосходили европейские, особенно в отношении дорогостоящих предметов роскоши, таких как шелк и ситец, которые были идеальной добычей для пиратов. В то же время ни один мощный военно-морской флот не курсировал в Индийском океане, оставляя уязвимыми для нападения как местные пароходства, так и корабли различных компаний в восточной Индии . Это подготовило почву для известных пиратов, таких как Томас Тью, Генри Эвери, Роберт Каллифорд и Уильям Кидд .
Новые места добычи
Немалую роль в расширении пиратской географии сыграло и то, что Испанская империя к тому моменту уже и так была почти полностью разграблена — один только Маракайбо всего за год грабили три раза, Рио де ла Ача — пять раз, Толу — восемь. А вот менее богатые британские колонии (Нью-Йорк, Бермуды, Род-Айленд) не только не сопротивлялись пиратскому нашествию, но и, напротив, всячески его поддерживали. Один из эксплуататоров произнес в защиту бандита следующие слова: «Чересчур жестоко вешать людей, приносящих золото в эти провинции». Впрочем, многих пиратов куда больше привлекали индийские берега, чем британские колонии в Америке.
Пирушка в портовой таверне
Шелк, набивной ситец и иные предметы роскоши, которые в избытке производились в Индии, были идеальной добычей. В то же время Индийский океан никем не охранялся, что оставляло торговые суда беззащитными перед алчностью разбойников. Именно в это время зажигались такие пиратские звезды как Вильям Кидд, Роберт Каллифорд, Генри Эвери и Томас Тью. С некоторыми из этих легендарных личностей мы познакомимся чуть позже.
Все пираты плавали под флагом с изображением черепа и скрещенных костей
Хотя это один из самых узнаваемых символов пиратства в наши дни, не каждый пиратский корабль поднимал один и тот же флаг. Экипажи плавали под флагами разных форм, размеров и цветов, с различными элементами, представляющими разные вещи. Например, простой черный флаг свидетельствовал о смерти члена экипажа. Суда часто имели множество флагов, которые они использовали в разных точках маршрута, в зависимости от страны или региона. Частью намерений флага было напугать врагов, тем самым минимизируя ущерб и позволяя грабить корабль с ограниченной потерей товаров. Это часто работало; для некоторых торговых кораблей одного только пиратского флага было достаточно, чтобы вселить страх.
Эмблемы также часто поднимались в разгар битвы — для поддержания морального духа команды, а также разжигания паники у противника.
Гвинейский залив
На сегодняшний день Гвинейский залив — самое опасное место для судоходства. Здесь совершается больше всего нападений, и, в отличие от других регионов (даже от Сомали), нигерийские пираты проявляют очень высокий уровень жестокости. Обычно нигерийские пираты представляют собой хорошо вооружённые и сложно организованные криминальные группировки, которые часто используют плавучие базы для осуществления своих атак. Насилие и жестокость являются не простой прихотью или каким-то извращением, а настоящей бизнес-моделью. Состоит она в следующем: владелец танкера может заплатить выкуп, но если отрезать у капитана или его помощника какую-то часть тела — выкуп заплатят быстрее и торговаться не станут.
Эффект от действий пиратов сложно переоценить, особенно в рамках и без того небогатого региона. Нигерия граничит с бедной страной Бенин; там есть крупный порт Котону. В 2012 году объём торговли сократился на 70 %, что спровоцировало экономический кризис в стране. Такой вот результат пиратства. Ранее был пример того, как пираты могут уничтожить небольшие компании, а здесь мы видим, что могут пасть целые страны. Пусть и небольшие, но всё-таки страны. Сейчас каждые два из трех нападений на суда совершаются у берегов Нигерии и Кот-д’Ивуара.
Буквально на днях, 15 августа, было совершено два нападения пиратов в порту Камеруна — это по соседству с Нигерией. С судна MarMalaita, принадлежащего немецкой компании MC-Schiffahrt, было похищено 8 из 12 членов экипажа. Среди них оказался один гражданин Украины и трое россиян. Предположительно их вывезли с территории Камеруна в Нигерию, хотя до сих пор не выдвинуто никаких требований. В тех же водах в самом начале года было захвачено другое судно — «Манди» — с россиянами на борту. Почти месяц велись переговоры, сумма выкупа не разглашалась, но всех удалось освободить и благополучно вернуть назад в Россию. Однако так происходит не всегда. В начале 2012 года пираты вблизи Нигерии совершили четыре нападения за одну неделю. При атаке на сухогруз MV FORCES был убит капитан судна и один из инженеров.
Появление и развитие пиратства
Само происхождение слова «пират» говорит о многом. От греческого это «разбойник». Именно во времена Древней Греции пиратство Средиземноморья представляло огромную опасность для торговли. Часто сама грань между торговцами и пиратами была очень узкой: вчерашние купцы, обеднев или попав в немилость правителей, могли стать грабителями.
Те же финикийцы славились своими нападениями и грабежами, а не только торговлей
Но древнее пиратство имело одно важное отличие от известного нам более позднего: грабители нападали не только на флот, но и на прибрежные города и поселения
О древних пиратах мы знаем от античных авторов, например от Гомера или Овидия. Самыми известными в Средиземноморье были Киликийские пираты. Они имели более чем тысячную армию, базы на островах, и даже правители Боспорского царства подписывали с ними договора, чтобы воевать с Римом.
Многие известные деятели страдали от пиратов. Гай Юлий Цезарь и вовсе был их пленником. Знаменитый полководец Помпей вошел в историю как борец со средиземноморским пиратством, мешавшему римской торговле.
Алон Чоу «Финикийский мореплаватель»
Жизнь на борту
Пьяные песни, драки, азартные игры и абсолютная вольница — все это отнюдь не про пиратов. Представьте себе замкнутый мужской коллектив с преимущественно очень непростыми характерами, запертый на ограниченном пространстве на полгода или даже более долгий срок. Любой мало-мальский конфликт мгновенно приводит к кровавым разборкам стенка на стенку и потере боеспособности экипажа. Именно поэтому капитаны пиратских кораблей старались исключить любые развлечения, могущие послужить причиной таких конфликтов.
Пьянство было строго запрещено, но каждый день морякам выдавали по кружке грога для профилактики здоровья, и чтобы они не забывали вкус рома. Чистый ром чаще использовали для дезинфекции или в качестве обезболивающего, пить его чистоганом было сущим расточительством.
Азартные игры также были запрещены на большинстве кораблей. Вместо них пираты развлекались «конными боями», бегом в мешках и прочей самодеятельностью.
Капитан пользовался непререкаемым авторитетом и строго следил за порядком на борту своего корабля, при этом зачастую этот авторитет доставался не за счет его жестокости и беспощадности, а благодаря гораздо более полезным в море качествам — образованности, способности ориентироваться по звездам и организовать работу коллектива наиболее эффективным способом. Капитан должен был быть уравновешенным человеком, ведь ему приходилось выступать третейским судьей в любых спорах между рядовыми пиратами. В случае необходимости он же и назначал жестокие наказания.
Самым распространенным было наказание плетью или «законом Моисея» — провинившегося привязывали к деревянной скамье и секли длинной кожаной плетью. Суровость этого наказания варьировалась в зависимости от количества назначенных ударов: если 10-15 ударов оставляли страшные шрамы на спине и память о своем проступке до конца жизни, то «библейские» 40 приводили к неминуемой смерти — тело человека буквально полосовали в клочки.
Другим распространенным наказанием было присвоение почетного звания «губернатора острова». Этот необычный эвфемизм означает высадку человека на необитаемый остров. Причем чаще всего речь шла о действительно необитаемых островах — скалах посреди моря, небольших рифах или островках песка, скрывающихся под водой во время прилива. В полном одиночестве и тишине у провинившегося было достаточно времени, чтобы подумать о своих грехах перед коллективом.
Жертве оставляли немного еды, небольшой бочонок с водой и пистолет с единственным зарядом, которым можно было воспользоваться, когда надежд на спасение уже не останется. А их, действительно, было очень мало — если такого отшельника подбирало проходящее судно, то его наверняка ждало повешение в порту за пиратство.
Еще одним страшным наказанием было «протаскивание под килем». Осужденного привязывали за руки и за ноги к прочной цепи и протягивали под килем с одного борта на другой. Даже если ему удавалось не захлебнуться водой, он получал страшные раны от моллюсков, наросших на днище корабля, что влекло за собой смерть от заражения крови. Позднее этот метод наказания переняли в военно-морском флоте Великобритании и некоторых других стран.
Широко растиражированное в пиратской поп-культуре «хождение по доске», когда человек с завязанными глазами шагал по доске, выдвинутой с палубы в море — скорее вид своеобразного развлечения, а не само наказание. Куда проще было просто бросить жертву за борт с привязанным к ногам ядром.
Но вся эта жестокая дисциплина заканчивалась, когда корабль с награбленным добром входил в нейтральную гостеприимную бухту. Пираты высаживались на берег с кошелями, набитыми золотом и жаждой восполнить недостаток развлечений во время долгого плавания и тяжелой работы в море. Тут уж вино текло рекой, бордели закрывались на спецобслуживание, а всяческие гражданские крысы прятались по щелям — лишь бы не попасться свирепым разбойникам на пути.
Знаменитые пираты
Чёрная Борода был одним из самых жестоких пиратов в истории. Своё имя он получил за длинную чёрную бороду, заплетённую в косы. Он терроризировал побережье Каролины и Виргинии в течение многих лет, пока небольшая флотилия кораблей не выследила его и не убила.
Англичане сэр Джон Хокинс, сэр Уолтер Рэли и сэр Фрэнсис Дрейк были одними из самых известных так называемых каперов, пиратов, которые работали на страну. У них были собственные корабли, и правительство платило им за то, чтобы они выслеживали и нападали на корабли из других стран. В 1500-х годах королева Елизавета I дала этим каперам разрешение атаковать другие корабли и помогать Англии господствовать в океанах.
Буканьеры были пиратами, которые терроризировали Вест-Индию и побережье Центральной и Южной Америки. Первоначально они прибыли из Франции, Англии и Голландии. Некоторые из них покинули свои родные страны, потому что они были преступниками и хотели избежать закона. Они жили на маленьких островах в Карибском море, нападали на испанские корабли и захватывали золото, серебро и драгоценности, которые везли домой из колоний.
Почему настал век пиратов
Есть несколько причин, поспособствовавших развитию пиратства во второй половине 17-го века:
- в Европу по морям начали переправлять значительно больше ценных грузов;
- военное присутствие европейских держав в отдельных регионах ослабло;
- появилось большое количество хорошо подготовленных и опытных моряков; настоящей кузницей кадров для пиратов стал британский Королевский флот;
- многие руководители зарубежных колоний, направленные правительствами своих стран, оказались неумелыми администраторами; колониальные державы воевали друг с другом, поэтому возможности организовать согласованную борьбу с пиратством не было, хотя отдельные попытки и предпринимались.
В общем, из-за открытия и начала освоения Нового Света мир внезапно настолько расширился, что государствам перестало хватать сил и внимания сразу на все. Они делили колонии и вывозили из них сокровища, воевали и налаживали новые каналы торговли. В этот бурный период нашлось место и пиратской вольнице.
Общая информация
Ежегодно падает около 20 пассажирских самолётов и совершается несколько сотен попыток захвата морских судов. Просто чтобы ты понимал масштабы проблемы. То есть речь не про единичные случаи и не только о знаменитых сомалийских пиратах (хотя к ним ещё вернёмся).
Захваты кораблей делятся на две категории. Первая — это захват судна с дорогим товаром на борту (например, с нефтью, другими полезными ископаемыми или даже с оружием). Владельцы груза, скорее всего, захотят вернуть его и будут готовы заплатить. Вторая категория намного более опасна, ведь целью пиратов может стать не дорогой груз, а именно экипаж и сам корабль. За них тоже можно требовать крупную сумму выкупа. При таком раскладе под раздачу может попасть вообще кто угодно — от простых рыбаков до круизных лайнеров. Были даже случаи атаки на военные и патрульные корабли. Таким образом, грань между пиратством и терроризмом размывается. Никакой морской романтики в захватах судов нет. Члены экипажа подвергаются пыткам и убийствам — так пираты демонстрируют серьёзность намерений и настаивают на скорейшей выплате выкупа.
Кстати о выкупе и общем финансовом ущербе. В 10-х годах этого века средний ежегодный ущерб от деятельности пиратов оценивался в 10–15 миллиардов долларов. Это больше, чем бюджеты Фиджи, Гренландии и ещё почти 50 государств. То есть пиратство в XXI веке остаётся актуальным и по-прежнему является проблемой мирового уровня. Есть более опасные места, есть — менее, но нападения и попытки захвата совершаются во всех океанах мира. Рассмотрим несколько самых активных участков.
Пираты античности
Оссиан, бард севера, воспевал бесчисленных героев, спускавшихся с бурых холмов и на утлых суденышках добиравшихся к берегам древней Ирландии. “Пена, – говорил он, – прыгала под их палубными судами, мачты с белыми парусами гнулись под напором ветра, подобные тем еловым лесам, которых высокие вершины убеляет суровая зима. Мы часто переплывали моря, чтобы нападать на иноземцев; ржа смывалась о мечей наших в крови, и цари земные оплакивали свои потери”.
Сыны Эллады тоже не остались в стороне от “божественного” промысла, о чем содержаться многочисленные упоминания у Гомера. Например, поход Аргонавтов – это по своей сути самая настоящая разбойничья экспедиция, но воспета как героический подвиг: Одиссей хвастается своими корсарскими победами и перечисляет захваченное имущество: “…град мы разрушили, жителей всех истребили. Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, стали добычу делить мы, чтобы каждый мог взять свой участок…”.
“Какое ремесло твое?” – спросил мудрый Нестор у молодого Телемака, отыскивавшего отца своего после падения Трои. “Путешествуешь ли по делам своей земли или принадлежишь к числу тех пиратов, которые распространяют ужас на отдаленнейших берегах?”
Афинские законы утверждали Общество пиратов и регламентировали его деятельность – помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т.д. Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством.
Поликрат Самосский, тиран острова Самос (537 – 522 г до н. э.) вел в широких размерах морской разбой и грабил острова и побережья. Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти. Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи.
Несмотря на то, что в его эпоху морской разбой был частью политики и торговли, Поликрат отличался такой алчностью и занимался пиратством в столь крупных масштабах, что вошел в историю как самый прославленный пират античности. В 522 году до н. э. персидский царь Оройтес обманом заманил Поликрата в Магнесию под предлогом заключения договора о ненападении, где захватил и распял его. Однако после смерти диктатора Самоса пиратство в Эгейском море только усилилось и, с переменным успехом, существовало на протяжении всех древних веков.
Заключение
Реальность всегда выглядит гораздо прозаичнее качественной выдумки, что, конечно же не делает ее блеклой, скучной и неинтересной. Проза жизни вовсе не убивает романтику, а лишь подчеркивает ее действительную ценность. Золотые времена пиратов давно прошли, современные сомалийские и индонезийские банды являют собой лишь тень славных морских разбойников, державших в страхе все Карибы и Атлантику. И если в реальной жизни XXI века уже поздно наниматься на борт пиратского судна, то сделайте это в жизни выдуманной. Скорее берите в руки геймпад, отключайтесь от этой серости за окном и наслаждайтесь голубыми солеными брызгами жарких тропиков под развевающимся «Веселым Роджером».