Османская империя (1299–1922)
В 1299 году на Ближнем Востоке Османом I было создано тюркское государство, которому суждено было просуществовать более 600 лет и коренным образом повлиять на судьбы стран Средиземноморского и Черноморского регионов. Падение в 1453 году Константинополя стало той датой, когда Османская империя окончательно закрепилась в Европе.
Период наивысшего могущества Османской империи приходится на XVI-XVII столетия, но самых больших завоеваний государство добилось при султане Сулеймане Великолепном.
Границы империи Сулеймана I постирались от Эритреи на юге до Речи Посполитой на севере, от Алжира на западе до Каспийского моря на востоке.
Христианство в Римской империи
На первых порах римляне считали христиан одной из многочисленных еврейских сект, но когда новая религия стала набирать все большую популярность, а сами христиане появились и в самом Риме, это несколько озаботило римских императоров. Особенно возмущал римлян (в особенности римскую знать) категорический отказ христиан воздавать божественные почести императору, что согласно христианскому учению являлось идолопоклонством.
В результате уже упомянутый нами римский император Нерон помимо своей страсти к актерскому искусству приобрел еще одну страсть – к преследованию христиан и кормлению ими голодных львов на арене Колизея. Формальным поводом к преследованию носителей новой веры стал грандиозный пожар в Риме, который будто бы устроили христиане (на самом же деле пожар, скорее всего, был устроен по приказу самого Нерона).
Впоследствии периоды гонений на христиан сменялись периодами относительного спокойствия, некоторые римские императоры относились к христианам вполне благосклонно. Например, император Александр Север симпатизировал христианам, и некоторые историки даже подозревают, что он был тайным христианином, правда во времена его правления Римская империя еще не была готова стать христианской.
Последнее великое гонение на христиан в римском государстве произошли в эпоху правления императора Диоклетиана, причем что интересно – впервые годы своего правления он относился к христианам вполне терпимо, более того, даже некоторые близкие родственники самого императора приняли христианство и священники уже подумывали об обращение в христианство и самого императора. Но вдруг императора будто подменили, и в христианах он увидел своих злейших врагов. По всей империи христиан предписывалось преследовать, через пытки принуждать к отречению, в случае отказа убивать. Что послужило причиной такой резкой перемены и столь внезапной ненависти императора к христианам, к сожалению, не известно.
Самая темная ночь перед расцветом, так стало и с христианами, самое жесткое гонение императора Диоклетиана стало также и последним, впоследствии на троне воцарился император Константин, не только отменил все гонения на христиан, но и сделал христианство новой государственной религией Римской империи.
История Древнего Рима
Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.
Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата – Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реи Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.
Рис. 1. Ромул и Рем.
Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.
Правление Марка Авелия: право на образование
Еще одним монархом, во времена правления которого Рим продолжал процветать – это знаменитый древнеримский император-философ, Марк Аврелий.
Он, помимо своей политической деятельности, вошел в историю еще и как литературный деятель. В своих произведениях будущий император писал о равенстве всех людей, о том, что каждый человек в первую очередь должен отстаивать моральные и духовные принципы.
Когда Марк Аврелий стал римским императором, он смело начал применять свои теоретические идеи на практике. Император всегда обращался к гражданам Рима, как к равным, никогда не делал разницы между представителями разных сословий общества.
Марк Аврелий открывал различные учебные заведения, в которых преподавалась грамматика и арифметика. Правом на образование обладали все, независимо от возраста и положения.
Марк Аврелий отличался спокойным нравом, однако когда над Римом нависла угроза захвата варварами, император смог отстоять город.
Коммод: жестокий гладиатор
В резком контрасте со своим миролюбивым отцом Марком Аврелием, Коммод вошел в историю как самый жестокий римский император. Избалованный и самовлюбленный, он вылепил из себя всемогущего гладиатора, которому нравилось убивать ради развлечения. Изображая из себя Геркулеса, надев львиную шкуру.
Но он сознательно выбирал сражения с конкурентами, которые были слабыми и беззащитными, зная, что победит. Таково было его высокомерие, что он даже сменил свое имя на Геркулес и попытался назвать себя живым богом. Его безрассудное поведение привело Рим к финансовому краху и гражданской войне. Вызвав цепную реакцию, которая в конечном итоге разрушила всю Империю.
Марк Кокцей Нерва
Убийство Домициана, не успевшего назначить преемника, вызвало бурю восторга в Сенате, стремящегося заполнить создавшийся вакуум в своих интересах, Так императором был избран Марк Кокцей Нерва, персона которого казалась наиболее подходящей по трем причинам.
- Он представлял древний италийский род и происходил из среды нобилей.
- Получил прекрасное образование и был опытным юристом.
- Состоял в администрации Нерона и получил из его рук знаки императорского достоинства, а при Флавиях разделял консульство с Веспасианом.
Придание легитимности передачи власти новому правителю, по мнению сената должно было оградить страну от очередной вспышки вооружённой борьбы.
Новый император, после вступления на престол оказался в довольно сложной ситуации. С одной стороны, избранный сенатом он не мог не поддерживать самое тесное сотрудничество с высшим органом Империи. Так он принял акт о предании проклятию память Домициана и низвержении его статуй. Но с другой стороны он должен был учитывать интересы гвардии и легионеров, в кругах которых, бывшая императорская династия пользовалась большой популярностью. Вследствие чего, императору пришлось осудить убийц последнего Флавия. В то же время, желая сохранить и упрочить свою власть, Нерва вынужден был искать поддержки у столичного плебса. Поэтому император пристально следил за снабжением города продовольствием и водой, занимался организацией гладиаторских боев.
Замечание 1
В своей государственной деятельности Нерва уделял особое внимание аграрному вопросу и претворил в жизнь следующие мероприятия
- Выделение денежных средств на покупку и распределение земельных участков для обедневших граждан.
- Организация алиментного фонда на поддержку малоимущих семей и сирот.
Нерва уделял особое внимание вопросу передачи власти, при жизни назначив своим соправителем Марка Ульпия Траяна
Этапы развития империи и правители
Новой вехой в истории развития государства стал приход к власти Карла Великого. Историографы отмечают, что при сыне Пипина Короткого Каролингская империя достигла расцвета.
Эпоха Карла Великого
Поворотным событием стало присвоение правителю императорского титула. В этот период государство достигло наивысшего расцвета. Звание Карла признала Византийская империя, которая рассчитывала на помощь Франкии в войне с Болгарией, разгромившей войска Константинополя в 811 году.
Коронация Карла Великого в Риме / Фото: wikimedia.org
К тому моменту государь увеличил территорию страны, реформировал ряд сфер жизни общества, укрепил дружбу с Римом и Аббасидским халифатом. Десятки народов платили Карлу дань и подчинялись требованиям короны.
Карл оставил после себя обширную державу, которая была первой в Европе не только по силе армии, но и делала успехи в научной сфере. Реформаторский курс короля вывел страну на путь лидерства и превосходства.
Людовик I Благочестивый
Карл боялся, что после смерти его труды окажутся напрасны и государство развалится на части. Поэтому за год до смерти император короновал сына Людовика в надежде спасти страну от раздела. Вначале подданные нового правителя не заметили разницы: торговля развивалась, жизнь в городах и деревнях кипела в обычном ритме, суды наказывали виновных, в церквях справлялись службы.
Но Людовик сильно уступал отцу. Император не обладал железной волей, слушался советов фаворитов, пребывал под влиянием церковных лидеров. Через три года после смерти Карла подготовили документ, согласно которому империю решили разделить на три части между сыновьями Людовика – Лотарем, Пипином и Людовиком.
При разделе империи забыли учесть интересы еще одного внука Карла – Бернарда. Член монаршей семьи поднял восстание, но правитель подавил мятеж, а в наказание приказал выжечь глаза Бернарду, но неумелое исполнение пытки привело к смерти наследника.
В 823 году у Людовика родился сын, которого назвали в честь деда. Король считал, что Карлу II уготована великая судьба, поэтому в 829-м изменил решение, касающееся раздела империи. Часть земель государь передал малолетнему наследнику. С этого момента падение государства ускорилось.
Союз трех братьев
Лотарь возмутился перекраиванию империи, поэтому открыто выступил против отца, за что был отправлен в Италию и лишен императорского титула. Пипин и Людовик поддержали брата, освободили из заточения и объединились против отца.
Но союз славился нестабильностью. Пипин и Людовик предавали Лотаря, затем мирились. Войска братьев встретились на поле битвы, но до столкновения дело не дошло. Людовик Благочестивый лишился поддержки солдат и был сослан в монастырь.
Позже наказание королю смягчили. Карл II, прозванный Лысым, подрос и был готов получить земли, которыми наделил его отец. Людовик помогал наследнику в борьбе за власть, но умер в 840 году.
Верденский договор
Интриги и междоусобицы продолжались после смерти Людовика Благочестивого. Карл Лысый и Людовик Немецкий объединились против Лотаря I, который решил избежать кровопролитной войны. Наследник императора предложил в 843 году заключить Верденский договор, согласно которому страна делилась на три части.
Карл получил запад Франции (Западно-Франкское королевство), Лотарь – восток Франции, часть запада Германии и Италию (Лотарингия), Людовик – Германию (Восточно-Франкское королевство).
Карл III Толстый
Объединить государство удалось Карлу III, который получил корону Восточно-Франкского государства, унаследовал Лотарингию и Францию. Но правнук Карла Великого оказался слабым правителем и не смог организовать защиту от нападения викингов, которые дошли до Парижа. Восстановленная империя просуществовала три года и пропала с политической карты в 887 году.
Кризис и падение римской республики
Завоевав обширные территории, одержав победу над серьезными противниками, Римская республика постепенно накапливала в своих руках все большую власть и богатство, пока сама не ступила в период смут и кризиса, вызванного несколькими причинами. В результате победоносных войн Рима все больше и больше рабов вливались в страну, свободные плебеи и крестьяне не могли конкурировать с поступающей массой рабов, росло их всеобщее недовольство. Народные трибуны, братья Тиберий и Гай Гракхи попытались решить проблему, проведя реформу землепользования, которая бы с одной стороны ограничила владения богатых римлян, а излишки их земель позволяла распределить среди бедных плебеев. Однако их инициатива наткнулась на сопротивление консервативных кругов Сената, в результате Тиберий Гракх был убит политическими противниками, его брат Гай покончил жизнь самоубийством.
Братья Тиберий и Гай Гракхи.
Все это привело к началу гражданской войны в Риме, патриции и плебеи столкнулись между собой. Порядок удалось восстановить Луцию Корнелию Сулле, еще одному выдающемуся римскому полководцу, который перед тем победил войска понтийского царя Митридиада Евпатора. Для наведения порядка Сулла установил в Риме настоящую диктатуру, безжалостно расправляясь с неугодными и несогласными гражданами с помощью своих проскрипционных списков. (Проскрипция – в древнем Риме означало нахождение вне закона, гражданин, попавший в проскрипционный список Суллы, подлежал немедленному уничтожению, а его имущество конфискации, за укрывательство «гражданина вне закона» – также казнь и конфискация имущества).
По сути это был уже конец, агония Римской республики. Окончательно же ее развалил и превратил в империю молодой и амбициозный римский полководец Гай Юлий Цезарь. В молодости Цезарь едва не погиб во время террора Суллы, лишь заступничество влиятельных родственников убедило Суллу не включать Цезаря в проскрипционные списки. После ряда победоносных войн в Галии (современной Франции) и покорения галльских племен авторитет Цезаря, победителя галлов вырос образно говоря «до небес». И вот он уже вступает в схватку со своим политическим противником и некогда союзником Помпеем, преданные ему войска переходят Рубикон (небольшую речку в Италии) и идут на Рим. «Жребий брошен», легендарная фраза Цезаря, означавшая его намерение захватить власть в Риме. Так пала Римская республика, и началась Римская империя.
Карты
На путевой певтингеровой карте (табуле) из Атласа, изданного Яном Янсониусом в Амстердаме в первой половине XVII века на листах 199—206 (копия дорожной карты Римской Империи I—V вв.) Константинополь показан в виде персонифицированной фигуры, восседающей на троне в царских одеждах и с инсигниями власти (отождествление городов с антропоморфной фигурой было характерно для эпохи античности), увенчанной шлемом с султаном из перьев, похожих на павлиньи. На других копиях певтингеровых карт голова фигуры увенчана пернатым триумфальным шлемом-туфой с военной атрибутикой. На карте монаха-копииста из монастыря Райхенау фигура Константина-Константинополя (лат. Constantinopolis) показана со знаковыми инсигниями императорской власти. Римско-византийский континуитет показан в виде щита, который имеет такую же форму, как у Рима и облачения фигуры в тогу пурпурного императорского цвета, такую же как и у лат. Roma. На карте правая рука персонификации Константинополя указывает на триумфальную колонну с фигурой (возможно, это колонна Аркадия, построенная в 402—403 гг. или «столп» форума Тавра со статуей Феодосия Великого), которая держит державу и скипетр-копьё.
- Персонификация Константинополя на «Певтингеровой карте» (римская дорожная карта ок. IV в.) в средневековой копии XII-XIII вв. Подпись сделана чернилами лат. rubrum, которыми иператоры-ромеи подписывали документы
- Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)
- Карта Константинополя (1422) флорентийского картографа Буондельмонти является старейшей картой города и только одна, которая предшествует турецкому завоеванию города в 1453 году
- Страница с изображением Константинополя в Нюрнбергской хронике, опубликованная в 1493, сорок лет спустя после падения города
- Монументальный центр Константинополя.
- Окончательная осада Константинополя, французская миниатюра XV века
Примечания
- ↑ 12Georgacas, Demetrius John. The Names of Constantinople (англ.) // Transactions and Proceedings of the American Philological Association (англ.)русск. : journal. — The Johns Hopkins University Press, 1947. — Vol. 78. — P. 347—367. — doi:10.2307/283503.
- Константинополь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Древнейшие государства Восточной Европы. — М.: Наука, 2003. — С. 136.
- Левченко М. В. История Византии. — М.-Л.: ОГИЗ, 1940. — С. 9.
- Диль Ш. История Византийской империи. — М.: Госиноиздат, 1948. — С. 19.
- Курбатов Г. Л. История Византии. — м.: Высшая школа, 1984. — С. 7.
- Серов В. В. К проблеме формирования столичного статуса Константинополя // Византийский временник. — М.: Наука, 2006. — Т. 65 (90). — С. 37—59.
- Франкопан, 2020, с. 53.
- Атлас православной иконы, 2013, с. 477.
- Софроний Врачански. Житие и страдания на грешния Софроний. София 1987. Стр. 55 (Пояснительная сноска к автобиографии Софрония Врачанского)
- Найден Геров. 1895—1904. Речник на блъгарский язик. (запись на царь в Словаре болгарского языка Найдена Герова)
- Симеонова, Маргарита. Речник на езика на Васил Левски. София, ИК «БАН», 2004 (запись на царь вСловарь языка Маргариты Симеоновой Васила Левского )
- Seznam tujih imen v slovenskem jeziku. Geodetska uprava Republike Slovenije. Ljubljana 2001. p. 18.
- Фоменко И. К., 2020, с. 30.
- Фоменко И. К., 2020, с. 32.
- Фоменко И. К., 2020, с. 32—33.
- Liber insularum Archipelagi , Национальная библиотека Франции, Париж.
- Фоменко И. К., 2020, с. 8—9.
- Фоменко И. К., 2020, с. 76—79.
- Фоменко И. К., 2020, с. 45.
- Фоменко И. К., 2020, с. 49.
- ↑ 12 Фоменко И. К., 2020, с. 47.
- Фоменко И. К., 2020, с. 82.
- Колонна императора Константина Великого была воздвигнута в центре форума Константина в 328 г.
- Колонна императора Аркадия была воздвигнута в 403 г.
Пятиминутка реальности[править]
Золотой век всегда называется так постфактум, то есть когда он уже явно закончился. Обычно это означает, что сравнительно мирный период культурного и экономического подъема сменился эпохой системного кризиса, который ломает и корежит государство, а иногда и приводит к его падению. Из этого можно сделать два логичных вывода:
- Превосходные качества золотого века преувеличены и подчеркнуты на фоне неизменно следующих за ним темных времен, а негативные явления и процессы, которые неизбежно присутствуют хоть в золотом, хоть в брильянтовом веке, забываются и затушевываются.
- Темные времена в немалой степени вызываются именно периодом расслабленного благоденствия, прекращением войн, большими затратами на строительство и искусство. Парадоксальным образом получается, что «золотой век» — это очень плохо, и всякой державе следует постоянно держать себя в тонусе, ни в коем случае не отменять налоги, не прекращать войны, не тратить много денег на статуи и фрески, не давать населению сидеть без рытья каналов и строительства стен, и вообще не почивать на лаврах.
- Вообще-то, Золотой век заканчивается не только поэтому. Если речь идет о больших многонациональных государствах (или явных империях), то причины упадка следует искать не только в экономической составляющей, а в политической. После того, как одно государство подчинило себе множество других народов, они рано или поздно захотят развиваться самостоятельно, вернуть свою прошлую историю и самобытность. И пока в огромном государстве все идет на лад (мир, покой, экономический рост и процветание), правит железный (или мудрый) правитель, то и покоренные народы пребывают в «спячке», «подкупленные» стабильностью или запуганы «госбезопасностью». Но когда экономическое положение ухудшается, то начинаются дворцовые перевороты, армейские мятежи, правительственные интриги, разброд и шатание в низах, длинные очереди за хлебом или водкой. И неизбежно начинается сепаратизм на подневольных территориях. И сколько каналов, пирамид или БАМов ни рой, а население будет все труднее держать под контролем. И тогда наступает конец Золотого века. Т.е. одна из главных причин заката — превышение «порога», при котором один народ (правящий) перестает эффективно контролировать множество покоренных народов.
- Отсюда следует, что если делегировать полномочия, давая покорённым народам как можно больше местного самоуправления и сочетая это политическое партнёрство с экономическим, например, давая щедрые налоговые льготы, то золотой век можно и продлить.
Древний Рим – город, требующий «хлеба и зрелищ»
Более сильного государства, чем Древняя Римская Империя, представить сложно. Римскими императорами была охвачена часть Европы, не говоря уже о Северной Африке и Среднем Востоке. Римляне считались поистине новаторами в военном искусстве, создав армию, стремительно покоряющую мир. На завоеванных землях распространялся не только язык Империи, но также прививалась культура и образ жизни римлян.
Знаменитые римские арки появились во втором веке до нашей эры и сразу стали незаменимой конструкцией и отличительной особенностью архитектуры «Вечного города». Помимо внешней красоты и помпезности, арки держат на себе всю тяжесть постройки, поэтому в первую очередь они стали появляться в проектах мостов и амфитеатров.
Триумфальная Арка в Риме
Главными постройками в Риме были храмы, триумфальные арки, общественные бани, городские площади (форумы) и акведуки – сооружения для поставки воды римлянам.
Однако земли жителям Рима не хватало. Поэтому, отдельные дома стали привилегией обеспеченных римлян, остальные жили в многоэтажных домах. На первом этаже, как правило, размещались лавки торговцев, на втором этаже – комфортные и просторные комнаты. Все, что размещалось выше, было куда теснее, но и дешевле. В крохотных комнатах на верхних этажах водопровод отсутствовал, но эта проблема была решаема, поскольку на улицах Рима стояли общественные туалеты и бани, помимо этого, римляне утоляли жажду из специальных питьевых фонтанов.
Центр Римской Империи
Внешне, центр Римской Империи выглядел потрясающе. Многочисленные дворцы императора и его семьи, дома приближенных к императору, украшенные колоннами и ручной росписью, статуи и триумфальные арки – все это захватывало дух у приезжающих в «Вечный город». Восхищал и храм всех богов – Пантеон, в котором отражалось величие Империи. Правда, это только внешняя сторона, как собственно и у любого государства. Бедняки были вынуждены ютится в переполненных людьми местах, грязь и нечистоты в которых приводили к болезням, а старые дома бесконечно подвергались пожарам. Что уж говорить о тысячах рабов, привезенных с завоеванных территорий. Помимо ужасных условий жизни и труда, подходящие по параметрам мужчины из побежденных стран были привлечены к гладиаторским боям – популярнейшим зрелищам Древней Римской Империи.
Колизей в Древнем Риме
Римляне вообще любили развлечения. Собирались толпы людей, чтобы посмотреть на гонки на колесницах или охоту на диких зверей. Но ничего не могло сравниться для них с гладиаторскими боями, на которых вооруженные мечами рабы бились насмерть с разъяренными животными. После того, как гладиатор получал ранение, толпа решала, оставлять ли ему жизнь или нет. Однако существует миф, что свое решение они выражали большим пальцем руки, поднимая или опуская его. На самом деле, историки утверждают, что жесты были иными. Если толпа хотела сохранить жизнь гладиатору, то они выражали это большим пальцем, спрятанным в кулак. А положения пальца вверх, в сторону и вниз означал лишь способ желаемого умерщвления гладиатора: перерезать ли ему горло, ударить ли между лопаток мечом или же в сердце. Жесты сопровождались возгласами о помиловании или скорейшем пролитии крови.
Главным образом, бои проходили в Колизее – амфитеатре, ставшим символом Римской Империи.
Духовные основы Империи
Источник
Одним из самых важных достоинств римского аристократа считалась Доблесть (virtus). Доблесть включает в себя все качества, необходимые воину: знание приёмов боя и мужество в сражении, стойкость духа вне поля боя. Ни один воин не мог сомневаться лишь в одном: в победе Рима. Представлениями о чести и славе и включает в себя ряд нормативных качеств (таких, как стойкость, храбрость, усердие, дисциплина), будучи неотделимой от строгой продуманной организации, выучки и постоянного ратного труда, а также от ревностного состязания.
Достойная служба отечеству и Императору, воинская Доблесть и Честь были неотделимы. Воины напрямую связывали с божественным покровительством свои успехи в военной карьере, победы римского оружия, благополучие соратников и Императора. Религиозно-культовая практика армии была пронизана искренней индивидуальной верой простых солдат. Это особенно хорошо видно на примере того почитания, каким в императорской армии были окружены военные знамёна. Играя большую роль в управлении войсками в бою и на марше, знамёна наглядно воплощали индивидуальность воинских частей и подразделений, являлись символами победоносной мощи легионов, олицетворением воинской славы и чести. Их присутствие в боевых порядках служило действенным моральным стимулом доблестного поведения солдат на поле сражения.
Войны
Хотя правильнее было бы назвать этот подпункт «войны римской республики», которая хотя и воевала с самого начала своей истории, но помимо мелких стычек с соседними племенами случались и действительно большие войны, сотрясавшие тогдашний античный мир. Первой действительно большой войной Рима было столкновение с греческими колониями. В ту войну вмешался греческий царь Пирр, которому хотя и удалось победить римлян, тем не менее, его собственная армия понесла огромные и невосполнимые потери. С тех времен выражение «Пиррова победа» стало нарицательным, означающим победу слишком большой ценой, победу практически равную поражению.
Затем продолжая войны с греческими колониями, римляне столкнулись на Сицилии с еще одной крупной державой – Карфагеном, бывшей финикийской колонией. На протяжении долгих лет Карфаген стал главным соперником Рима, соперничество же их вылилось в три пунические войны, в которых Рим одержал победу.
Первая пуническая война велась за остров Сицилию, после победы римлян в морской битве у Эгатских островов, в ходе которой римляне наголову разбили карфагенский флот, вся Сицилия стала частью римского государства.
Стремясь взять у римлян реванш за поражение в первой пунической войне, талантливый карфагенский полководец Ганнибал Барка в ходе второй пунической войны сначала высадился на испанском побережье, затем вместе с союзными иберийскими и галльскими племенами совершил легендарный переход через Альпы, вторгнувшись уже на территорию непосредственно римского государства. Там он нанес ряд сокрушительных поражений римлянам, особенно ощутимой была битва у Канн. Судьба Рима повисла на волоске, но Ганнибалу таки не удалось довершить начатое. Взять сильно укрепленный город Ганнибал не смог, и был вынужден покинуть Апенинский полуостров. С тех пор военная удача изменила карфагенянам, римские войска под командованием не менее талантливого полководца Сципиона Африканского нанесли сокрушительно поражение армии Ганнибала. Вторая пуническая война снова была выиграна Римом, который после победы в ней превратился уже в самое настоящее сверхгосударство древнего мира.
И третья пуническая война уже представляла собой окончательное сокрушение поверженного и потерявшего все свои владения Карфагена всесильным Римом.
Об истинном смысле послания Филофея
Слова из письма монаха часто толкуются как триумфальная ода государю новорожденной вселенской империи. Но если интерпретировать доктрину в общем контексте письма, возникает совершенно иная картина намерений Филофея. Даже поверхностное знакомство с письмом показывает, что, хотя Филофей и упоминает «третий Рим», он не предлагает расширенного толкования этой доктрины. Его послание — детальное описание зол астрологии и католицизма «Послание на звездочетцев» Филофея было ответом на популярное в Европе астрологическое предсказание мирового потопа в 1524 году. Пропагандой астрологии и католических догматов занимался немецкий врач Николай Булев, живший при дворе Василия III. Скорее всего, именно с ним в заочный спор и вступил Филофей.. Поэтому мы вправе рассматривать письмо как преимущественно увещевательное: власти, полагал Филофей, должны уничтожить ереси и защитить Церковь. Захват греческой империи мусульманами означал лишь перемещение Рима в Россию, но упадок Русской церкви должен был означать конец света, поскольку «четвертому Риму не бывать». Филофей успешно трансформировал лесть в предупреждение.
Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)
По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.
Капитолийская волчица
Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.
В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.
Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.
В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.
В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.
Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.
Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.
Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.
Этрусская фреска
Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).
В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.
До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.
В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.