Иран

Жизнь в Древней Персии глазами других народов

О жизни персов известно из произведений, которые сохранились до наших дней. В основном это сочинения греков. Известно, что Персия (какая сейчас страна, можно узнать ниже) очень быстро завоевала территории древних цивилизаций. Какими же были персы?

Они отличались высоким ростом и были физически сильны. Жизнь в горах и степях сделала их закаленными и выносливыми. Они славились своей храбростью, сплоченностью. В быту персы ели умеренно, не употребляли вина, были равнодушны к драгоценным металлам. Носили они одежду, пошитую из шкур животных, голову покрывали войлочными колпаками (тиарами).

Во время коронации правитель должен был облачиться в одежду, которую носил до того как стать царем. Также ему полагалось съесть сушеную фигу и выпить кислого молока.

Персы имели право жить с несколькими женами, не считая наложниц. Были допустимы близкородственные связи, например, между дядей и племянницей. Женщины не должны были показываться посторонним. Это касалось и жен, и наложниц. Доказательством тому служат сохранившиеся рельефы Персеполя, на которых нет изображений представительниц прекрасного пола.

Достижения персов:

  • хорошие дороги;
  • чеканка собственных монет;
  • создание садов (парадисов);
  • цилиндр Кира Великого – прообраз первой хартии прав человека.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Дворяне владели обширными земельными владениями на всех завоеванных территориях. «Благодетелям» царя были предоставлены огромные наделы для личных заслуг. Владельцы этих земель имели право управлять, передавать участки своим потомкам, и им также было поручено осуществление судебной власти над своими подданными. Широко использовалась система землепользования, при которой участки назывались огородами для лошади, лука, повозки и т.д. Царь раздал своим воинам такие земли, за которые их владельцы должны были служить в армии рыцарями, лучниками, возничими.

Но огромные участки земли по-прежнему находились в прямом владении самого царя. Обычно их снимали. В оплату за них принималась продукция сельского хозяйства и животноводства.

Помимо земель, каналы находились в непосредственной царской власти. Управляющие королевским имуществом арендовали их и собирали налоги за использование воды. Плата взималась за орошение плодородных земель, которые составляли 1/3 урожая помещика.

Особенности культуры

Основой культуры Персии стала необычная система государственного управления, приводившая в восторг даже древних греков. Эта страна была разделена на отдельные провинции сатрапии, которые возглавлял так называемый блюститель порядка. Он отвечал за сбор налогов и соблюдение законов на вверенных ему территориях. Еще одним несомненным достижением персидской цивилизации стали прекрасные дороги с выгодным географическим положением, описанные еще историком Геродотом. Самой известной из них стал Царский путь от города Сузун на востоке до Эфеса, расположенного в Малой Азии.

В Персии активно развивалась письменность начиная от мидийско-микенских пиктограмм и заканчивая финикийским алфавитом. Официальным языком в этом царстве был арамейский, который шёл от древних ассирийцев. Искусство могущественной Персии представлено архитектурой и скульптурой. До наших дней дошли многочисленные каменные барельефы царей и вельмож того времени.

Персидские храмы и дворцы славились своими размерами и роскошным убранством. Сегодня прекрасно сохранились многочисленные памятники архитектуры, однако большинство из них находится на территории Ирана, а это закрытое мусульманское государство, где практически неразвит туризм.

Религией в Персии был зороастризм, названный в честь пророка мудреца Зороастру. В основе этого учения лежит противостояние зла и добра, также тут имелось несколько богов, которым поклонялись жители этого древнего царства. При этом религия не играла доминирующей роли в жизни каждого человека. Лишь с приходом ислама наука и культура оказались в упадке, а весь быт персов и иранцев начал диктоваться именно Кораном.

Древняя Персия изучается сегодня в рамках школьной программы 9−10 класса, поэтому потребуется подготовить небольшие доклады об этом царстве. Нужно будет рассказать о том, как происходило создание этого государства и какие в последующем смогли возникнуть на её основе современные страны. Это интереснейший период истории, а само это древнее царство неизменно оказало влияние на развитие человечества.

Гибель империи

История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть. Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно – близ Мерва его во сне зарезал мельник, покусившись на драгоценности царя.

Но даже после официальной победы, персы, то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате не позволили древнему народу обрести свободу. Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан – последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х года соответственно.

И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабы так и не смогли ассимилировать персов, которые сумели сохранить самоидентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они сумели обрести независимость. Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.

« «Хромает ваша разведка. Мы в Гостомеле»: Кадыров показал видео с пленными солдатами украинских нацбатов

Цари Персидско-Мидийской империи и еврейский народ

Согласно еврейским источникам, один год империей правил царь Дарий (Дарьявеш) I Мидийский, менее трех лет — Кир (Кореш), 14 лет Ахашверош и 34 года сын Ахашвероша Дарий (Дарьявеш) II Персидский.

Из этих четырех царей только Ахашверош был, по выражению Раши, «злодеем с начала и до конца» (комментарий к Мегилат Эстер, 1). Ярый противник восстановления Иерусалимского Храма, устроивший пир по поводу того, что прошли предсказанные пророками семьдесят лет до прекращения еврейского изгнания, а освобождение не пришло; осквернивший Храмовую утварь, он подписал указ об уничтожении евреев по всей империи, составленный антисемитом Аманом. И только полное раскаяние и возвращение евреев к служению Вс-вышнему под руководством Мордехая и Эстер — праведников того поколения — не позволило воплотиться этим страшным замыслам (см. об этом в Мегилат Эстер).

Другие цари Персидско-Мидийского царства не делали зла евреям. Дарий I Мидийский приблизил к себе Даниэля. Увидев, насколько Даниэль превосходит остальных сановников мудростью и силой духа, он решил назначить его единым правителем. Тогда другие сановники уговорили царя издать указ, согласно которому запрещалось под страхом смерти обращаться с молитвой к кому-нибудь, кроме самого Дария, а затем они донесли царю, что Даниэль трижды в день молится Б-гу евреев. Царь попытался спасти своего советника, но его убедили, что «любой запрет и указ, утвержденный царем нельзя отменить» — а иначе в стране воцарится безвластие. Даниэля бросили в яму со львами, но звери не причинили ему вреда (Даниэль 6:4-23). Однако сановники утверждали, что львы не напали на него потому, что были чересчур сыты (Шохер тов64). Тогда по приказу царя Даниэль был поднят из ямы, а вместо него туда бросили всех сановников, составивших против него заговор, и львы мгновенно разорвали их на куски (Даниэль 6:24-25).

Царь Кир, которому Даниэль предсказал, что он станет императором, с благодарностью помнил об этом и, когда взошел на престол, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Седер адорот). Вскоре, однако, из-за доносов нееврейских народов, живших в Земле Израиля, строительство было приостановлено.

Сын Ахашвероша Дарий II не только разрешил продолжить строительные работы, но и всячески помогал евреям (см. Книгу Эзры, гл.6,7). Храм был окончен и освящен, а большинство евреев возвратилось из изгнания.

И все же, способствуя строительству Храма, Дарий думал не только о создании Дома Б-га, но и о прославлении себя и своего царства. За это он был наказан —его царство было завоевано Александром Македонским и прекратило свое существование (см. об этом в лекции рава Н.Шатхина).

Политическая структура

Персидская империя быстро росла под властью Кира I. После его смерти трон занял его сын Камбиз II и продолжил экспансию. С расширением возникла потребность в формальной административной структуре, и это было реализовано царем Дарием I.

В рамках этой формальной административной структуры Дарием назначало от 20 до 30 руководителей провинций. Этих провинциальных лидеров называли сатрапами, и они обычно происходили из знатных персидских семей. Сатрапы несли ответственность за поддержание закона и порядка в своем регионе, а также за соблюдение законов и налогов, установленных правителем.

Чтобы предотвратить злоупотребление властью, Дарий также ввел систему контроля, которая помогала поддерживать сатрапов в порядке. Королевский персонал проводил регулярные проверки в каждой провинции сатрапов, чтобы контролировать сатрапов и гарантировать бесперебойную работу.

Война с греками и Сасанидское возрождение

Персидские правители первоначально не придавали значению растущему могуществу Спарты и греческих полисов. Даже армию Александра Македонского они не ставили в расчёт, надеясь победить в то время еще немногочисленное войско эллинов. Правитель персов Ксеркс даже хотел атаковать греческие земли, надеясь быстро захватить новые территории, обложив порабощенные народы огромной податью. Однако они не учли военный гений Македонского и отвагу северян, которые были закалены во многих битвах.

Военная удача, несмотря на их численное превосходство, изменила персам. Они потерпели несколько сокрушительных поражений, что привело к падению империи и её полному порабощению. Одновременно многочисленные захваченные ими в прошлом народы и страны подняли восстание, видя в Александре Македонском своего освободителя. Действительно, греки поспособствовали независимости Египта, ряда восточных государств, которые на протяжении более чем сотни лет платили непомерную дань наследникам царя царей.

Именно в период 2−1 веков до нашей эры отмечается вытеснение греческой культуры, активно строятся храмы и дворцы, персы начали вести войны с соседями, пытаясь тем самым вернуть утраченные территории. Конечно, такие завоевания были не столь успешны, как в прошлом, поэтому территория нового царства была в несколько раз меньше империи Дария. В то время Персия располагалась в границах современного Ирана, части Азербайджана, Ирака и Армении.

Сасанидское государство просуществовало 4 столетия, однако оно было истощено нескончаемыми войнами, а в скором времени его завоевали арабы, которые несли новую религию − ислам. В конечном счете все достижения персидской культуры были уничтожены, а это государство так никогда и не смогло достигнуть своего былого величия. В последующем под воздействием ислама произошел заметный регресс как в культуре и науке, так и в государственности этой древней страны с многовековой историей.

Ашшур – первая столица Ассирии

Первой столицей великой державы стал город Ашшур. Свое название он получил в честь верховного бога ассирийцев – Ашшура, которого почитали как покровителя охоты и скотоводства. Эти занятия являлись основными для жителей города, так как природные условия были сложны для земледелия. Но главным занятием городского населения была торговля, так как столица Ассирии располагалась на выгодном пересечении торговых путей, была центром торговли мирового значения. Торговцы из Малой Азии привозили сюда шерсть, дерево, серебро, скот. Торговцы Ашшура продавали в свою очередь одежду, ремесленные изделия и олово.

После того как в 8 веке до нашей эры Ашшур стал центром образовавшейся Ассирийской державы, появилась необходимость в новой организации управления. Царь Ассирии Шамши-Адад разделил свою державу на 14 округов, расположенных на побережьях рек, на пересечении важнейших торговых путей. Округами управляли назначаемые царем военные наместники, которые чаще приходились близкими или дальними родственниками царю. Наместник занимался набором и организацией военной подготовки войска, сбором налогов, управлением подвластного ему населения.

Ашшур являлся не только столицей великой державы, но и местом захоронения ассирийских царей, важнейшим религиозным центром. Со всего Междуречья сюда приезжали люди, чтобы сделать подношения верховному богу Ашшуру. Помимо него ассирийцы поклонялись тем же богам, что и вавилоняне.

Храмы находились также на территории дворцов ассирийских царей. Помимо приемной и жилой зоны там отводилось специальное место для храма. Дворцы охраняли крылатые статуи быков с человеческой головой, они символизировали жестоких и могущественных царей Ассирии.

Сасанидское возрождение — Сасанидская держава

В 331—330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам — грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи — державы Сасанидов, династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн — знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон, построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов — Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей — как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов — более четырёх веков. В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру — ислам. В 633—651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

История

Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.

И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

Вооруженные силы

Греческий историк Геродот описывает, как персидских мальчиков (в основном принадлежащих к элитному классу) готовили к битвам до 20 лет. Но другой историк, Страбон, описывает военное обучение как продолжающееся до 24 лет и говорит, что обучение проводилось для каждого мужчины независимо от его класса. Страбон также объясняет, что группы из 50 солдат обычно контролировались сыном знатного офицера. Каждый солдат будет зачислен в Персидскую национальную армию до 50 лет в мирное и военное время.

Другой греческий философ, Ксенофонт, утверждает, что персидская армия насчитывала в общей сложности 120 000 персидских солдат. Геродот также утверждает, что персидская армия поддерживала безупречный внешний вид каждого солдата, одетым в одинаковую форму, что было необычно в древние времена. На самом деле, считается, что Кир II дарил плащи знати, а также чиновникам чуть более низкого ранга. Накидки были сделаны из тончайшей ткани и были разных цветов: пурпурного, малинового и темно-красного. Считается, что накидки использовались для поддержания единообразия внешнего вида солдат.

Солдаты персидской армии были разделены на полки по 1000 солдат, также известные как хазарабам. В общей сложности 10 хазарабам были объединены, чтобы сформировать байварабам, и они действовали как королевские стражи короля. Их также звали амтрака, что переводится как «бессмертные». Это было потому, что количество солдат всегда оставалось на уровне 10 000 человек. Если солдат был ранен или заболел, его немедленно заменяли другим здоровым кандидатом.

Наконец, Геродот утверждает, что байварабам имела красивую одежду и доспехи. Солдаты носили золотые украшения, а их форма состояла из брюк и красиво сотканных туник, покрытых кольчугой, похожей на рыбью чешую. В качестве доспехов и оружия у них были маленькие копья, маленькие мечи, жесткие луки с тростниковыми стрелами и деревянные щиты для защиты. Их женщины и слуги следовали за ними повсюду в экипажах, заполненных едой, одеждой и другими припасами.

Королевская дорога

Дарий Великий построил шоссе, соединяющее Персидскую империю от Суз до Сард. Его целью было обеспечить бесперебойную и быструю связь через огромную империю.

Расстояние между западной и восточной границами составляло 2735 км. (1700 миль), пешим путникам понадобилось 90 дней, чтобы пройти весь путь, и всего девять дней конным курьерам. Караван-сараи, или королевские заставы, были основаны Дарием Великим вдоль дороги для пеших путешественников. Люди, путешествующие по этому маршруту, назывались караванщиками, отсюда и название форпостов. Эти караван-сараи вскоре стали центрами торговли, коммерции и обмена информацией.

КИР II Великий

Великий полководец, основатель Ахеменидской державы, один из самых выдающихся персидских царейУчастие в войнах: Становление Ахеменидской державы. Восстания против Мидии (в 553-550 гг до н. э.). Завоевание территорий Мидии (550—548 года до н. э.). Покорение Парфии,Гиркании. Покорение Киликии (в 547 году до н. э.). Завоевание Лидии (547 году до н. э.). Подавление восстания в Лидии (в 546 году до н.э.). Подчинение области приенцев и долины реки Меандр (в 546 году до н.э.). Завоевание малоазийских городов Ионии (в 546 году до н.э.). Завоевание Карии (в 546 году до н.э.). Покорение Кавн (в 546 году до н.э.). Завоевание Ликии (в 546 году до н.э.). Завоевание Фригии. Завоевание областей Средней Азии и Восточного Ирана (545-540 гг. до н.э.). Завоевание Вавилонского царства (539 года до н. э.). Подчинение Мессопотамии, Сирии, Палестины, Финики, части Аравийского полуострова и Восточной Киликии (539-538 гг до н. э.). Поход против саков и бактрийцев. Завоевание Аравии (530 г. до н. э.). Поход на массагетов (530 года до н. э.). Основные сражения: Битва при Пасагарды (550 г. до н. э., с мидянами). Битва при Птерии (547 или 546 до н. э., с лидийцами). Взятие Сард (декабрь 547 года до н. э.). Взятие Магнесии, Фокеи (в 546 году до н.э.). Покорение Маргианы, Дрангианы, Хорезмы, Согдианы, Бактрии, Гедросии, Гандахары и Арахосиы (545-540 гг. до н.э.). Сражение у Описа (с Вавилоном, 539 года до н. э.). Битва на восточном берегу Амударьи (с массагетами,в 539 года до н. э.).

Стремление персов к красоте

Конечно, резкие изменения, смена власти и религии заметно повлияли на персидскую культуру. И всё-таки немало произведений древнего фольклора дошли до наших дней, став достоянием народа. Одним из самых известных творений персидских поэтов является сборник «Калила и Димна», а стили стихосложения, возникшие в Древней Персии, известны и сегодня – это газели, рубаи, бейты.

Немало исторических памятников заставляют любоваться и восхищаться красотой, созданной руками древних строителей. К ним я отнесла бы и храмы зороастрийцев, и мусульманские мечети, что появились позднее. Во всём, что создаётся человеком, персы стремятся показать гармонию и роскошь, а подчас и по-настоящему невероятную красоту.

Современные персы

Сегодня на карте мира уже не найти государства, называемого Персией, но то вовсе не означает, что персидский народ стал слабым и неприметным. Нет, напротив, современные его представители мечтают о новом возрождении своей культуры. Возможно, через несколько десятков или сотен лет мир снова узнает о могущественном и великом Персидском царстве, что возродится из пыли веков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: