Немецкое танкостроение в двух мировых войнах

Главный танк вермахта

Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (Т-IV). Конструктивно «четвёрка» была подобна «тройке»: корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины. Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня — в средней части. Но «четвёрка» была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.

Т-IV был вооружён 75-мм короткоствольной пушкой, в боекомплект входили фугасные и осколочные снаряды. Их поражающая мощь была выше бронебойных 37- и 50-мм снарядов

Т-IV не должен был «лезть» на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более «шустрый» Т-III. «Четвёрка», медленно продвигаясь за «тройкой», выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытие Т-III. От огня противника «четвёрка» прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы. По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия.

Всё изменилось летом 1941 г. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин

Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон «четвёрки» имел больший диаметр, чем погон «тройки» (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню

Но бронирование «четвёрки» по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в «дверцу», висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва Т-III и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.

Т-IV образца 1943 г.

В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-III, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной «Пантеры».

Позаимствованный опыт

Существовали и другие проекты, оказавшиеся слишком утопичными и забытыми даже без постройки модели. Несмотря на такое количество, первыми повоевавшими оказались отнюдь не машины СССР, а английские, после чего появились и французские Renault FT-17, оказавшиеся весьма удачными для своего времени.

Ленин, понимавший нужду армии в современной технике, в 1919 году поставил задачу перед советской промышленностью как можно скорее спроектировать и начать выпускать свой танк. К концу года, взяв за основу трофейный Renault FT-17 и тщательно изучив его, завод Красное Сормово, совместно с Московским АМО и Ижорским заводом, начал создавать первый советский танк.

Уже 31 августа следующего года появился первенец, получивший своё имя “Борец за свободу тов. Ленин”, последующие 14 машин также получили свои имена.

Первый танк СССР массой 7 тонн отличался от французского оригинальной клепаной башней и двигателем, позже к трофейной 37 мм пушке добавился пулемёт. Несмотря на большую огневую мощь, Русскому Рено с толщиной брони 8-16 мм серьезно не хватало защиты, её скорость составляла всего 8,5 км/час, а экипаж плохо себя чувствовал внутри из-за тесноты и жары.

В этом же году инженер Максимов создал проект маленького и лёгкого танка с противопульной защитой, пулемётным вооружением, скоростью 17 км/час и экипажем из одного человека.

Несмотря на по-прежнему большое количество идей и проектов, было очень сложно организовать серийное производство современных боевых машин.

Первые Рz.Kpfw II.

Вооружение танка Рz.Kpfw II Ausf.a1 представлено автоматической пушкой 2 cm KwK 30, а также пулеметом MG. Оно монтировалось аналогично Рz. I, в единой маске, заглубленной в тело башни. Боекомплект орудия состоял из осколочных и бронебойных патронов.

По немецким данным тридцать пятого года, пушка была в состоянии пробить сантиметровую броню на дистанции в семьсот метров. Что должно было позволить пробить броню танков Reno FT и NC-31 — самых распространенных машин французской армии и поставлявшихся в армию Польши.

Поначалу в танке устанавливался пулемет «Дрейзе» MG. 13k, но вскоре на его смену пришел МG 34.

Двигатель танка — «Майбах» HL 57 TR, мощностью в 120 л.с. Шести скоростная КПП соединялась карданным валом, проходящим внизу боевого отделения, с двигателем.

Ходовая танка Рz.Kpfw II Ausf.a1 — три тележки по два катка, применительно к борту. Поддерживающих катков — три. Рессоры -листовые. Ведущие колеса в передней части танка, ленивцы приподняты над поверхностью.

Вторая партия машин, числом в 15 штук, изготовлена в том же году. Новая модификация Ausf.a2 отличалась некоторыми улучшениями в ходовой и обитаемости боевого отделения за счет вентиляции.

Следующая партия из пятидесяти танков серии Ausf.a3 сдана в тридцать шестом году. Моторное и боевое отделение разделили перегородкой, переработали конструкцию и размеры лючков доступа к фильтру и топливному насосу в днище танка. Изменено место расположения радиатора, его сдвинули к корме, что улучшило его охлаждение. Рессоры усилили, ведущие колеса лишились обрезинки.

В этом же, тридцать шестом году, MAN поставила следующую партию из двадцати пяти машин версии Рz.Kpfw II Ausf.b. В этой модификации танк получил новый, более мощный двигатель «Майбах» HL 62 ТК (140 л.с). Сам двигатель, вместе с трансмиссией сдвинули в направлении правого борта. Что позволило увеличить размер боевого отделения. Некоторым изменениям подверглась система выхлопа газов. Трансмиссия получила понижающую передачу, установлен планетарный механизм поворота и гусеничный танк новой формы.

Размеры ведущего колеса увеличены, поддерживающих катков уменьшены. Сама подвеска усилена и модифицирована с целью уменьшения риска спадания гусеничной ленты при повороте. 

Все эти события в жизни Рz.Kpfw II проходили на фоне бурных перемен в немецкой промышленности и армии. Летом тридцать пятого года в ходе учений немецкой армии впервые была задействована танковая дивизия, тогда еще сведенная из трех отдельных танковых полков. Осенью этого же года эти три полка, были развернуты танковые дивизии. Создано командование танковых войск.

Шло формированное создание танковой промышленности. Если в тридцать пятом году в программе выпуска танковых узлов и агрегатов, а также бронелиста, было задействовано четыре фирмы, то двумя годами спустя уже семь.

Танки Рz.Kpfw II Ausf.b приняли участие в учениях тридцать шестого года в ходе которых их конструкция вызвала немало нареканий. Большинство из них касались ходовой, как ее механической прочности, так и недостаточной плавности хода.Поэтому решено было продолжить работы над улучшением конструкции. 

Первой, по-настоящему серийной машиной стала «двойка» Ausf.с, выпуск которой был организован начиная с 04.1937 года. Помимо чисто внешних изменений, таких как форма башни и размеры люка мехвода, изменения коснулись источника главных неприятностей — ходовой части.

Модели немецких танков блицкрига

Версальский договор обязывал Германию прекратить все разработки в области танкостроения, а все танки, включая недостроенные прототипы, передать в руки победителей. Официально так все и было

Но германское руководство не могло смириться с проигрышем в Первой мировой и уже начало понимать важность танков в современной войне. Поэтому уже с 1919 года начались тайные разработки танков и их агрегатов под видом сельскохозяйственных приспособлений

Трансмиссии якобы конструировали под тяжелые гусеничные грузовики, а двигатели под трактора. Первые послевоенные танки Германия построила на зарубежных заводах контролируемых немецкими монополиями, например в Швеции. Сам танк собирался за рубежом, а трансмиссии и двигатели поставлялись из Германии. Тайные испытания техники проходили в дружественном тогда СССР.

Бытует ошибочное мнение, что нарушение Версальского договора началось с приходом к власти Гитлера в 1934 году, а до этого развитие шло исключительно в мирных рамках. И никого не смущает тот факт, что «малый трактор» и «большой трактор», выпущенные под большим секретом в 1927 году, имели бронирование и башню с 37мм пушкой в «малом тракторе» и 75мм пушку в башне «большого трактора».

С приходом Гитлера началось массовое производство танков, но оно было прекращено по указу того же Гитлера до момента принятия стратегической доктрины фашисткой Германии. Танки должны были конструироваться исключительно под теорию «молниеносной» войны.

Гейнц Гудериан

Одним из её основоположников стал Гейнц Гудериан. Суть заключалась в переосмыслении всей концепции ведения войн. До этого приоритет отдавался пехоте и кавалерии, здесь же основная роль отводилась танковым соединениям в тесном содействии с авиацией и авиационными восками.

Схема блицкрига

Танковые клинья, координируемые авиацией, должны на высоких скоростях прорывать оборону противника и рассекать ее армию на изолированные друг от друга части, которые должны будут ликвидированы следующими за танковыми соединениями другими сухопутными частями. Продвигаясь в глубь территории противника танковые подразделения должны захватывать жизненно важные центры до момента организации серьезной обороны последних. Так как успех операции зависел от молниеносности удара, то резервов как таковых не предусматривалось, а особенная роль отводилась подготовке личного состава и отработке взаимодействий разный частей и родов войск.

До Второй мировой войны в Германии сконструировали и прияли на вооружение три танка разных типов. В 1934г-легкий PzKpfw-I с исключительно пулеметным вооружением, в 1936г-легкий PzKpfw-II, а в 1937г средние PzKpfw-III и PzKpfw-IV. Согласно принятой концепции все они имели сравнительно высокую скорость, но при этом имели высокое давление на грунт и плохое сцепление гусениц, особенно при минусовой погоде. То есть, танки разрабатывались для ведения «магистральной войны» в теплое время года.

PzKpfw IPzKpfw-IIPz.Kpfw. III Ausf. J

По сути им отводилась роль уничтожителей и деморализаторов живой силы противника, поэтому при выборе вооружения отдавалось предпочтение скорострельности нежели калибру. Даже средний PzKpfw-IV разрабатывался для поддержки легковооруженных танков, его 75мм котороткоствольня пушка должна была, ведя огонь осколочно-фугасными гранатами, компенсировать недостаточную мощь снарядов легких танков. Как следствие — маркировка: танки с чисто пулеметным
вооружением получали в названии индекс «I», вооруженные 20мм пушкой -«II», с орудием 37-50мм-«III» и 75 мм пушка вела к появлению в названии индекса «IV». Командирские танки не имели никакого вооружения, для маскировки им приделывали деревянный ствол.

Тяжелых танков в Германии перед началом войны не было вовсе. В целях пропаганды в 1935 было выпущено 5 штук многобашенных, как афишировалось, тяжелых танков. На деле их масса оказалась всего 24 тонны. Борьба с танками противника отводилась САУ и истребителям танков.

Тяжёлые танки

Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух моди­фи­кациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.

Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.

Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»

PzKpfw VI

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.

1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)

PzKpfw V

Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслу­женную славу лучшего боевого танка панцерваффе.

И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzer­kampf­wagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)

PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»

Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Для меня идеальный вечер – это вкусно поесть и поиграть в лицензионные онлайн казино с интересным сюжетом. А если еще и деньги выиграю, то вообще кайф. Делаю ставки в основном в клубах с игровыми автоматами https://casino2023.com/top-10-casino-na-dengi . Там большой выбор слотов, высокая отдача и крутые бонусы. А еще можно быстро вывести выигрыш. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1

ИС-1

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.

Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его брони­рования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).

ИС-2

Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.

Последние модернизации[ | ]

Т-22

Машину почти никто не покупал, но чехословаки продолжили модернизацию танка. В феврале 1941 года фирма Skoda Werke представила прототип модификации Т-22. Внешне эта модель соответствовала Т-21, но имела более мощный двигатель Skoda V-8, пять новых поддерживающих роликов на борт и улучшенной коробкой передач. Геометрические размеры: 5,44 м х 2,45 м х 2,39 м. Масса составляла 17,5 тонн, однако надо учесть, что у данного образца не было башни и оружия.

На испытаниях в Куммерсдорфе танк потерпел аварию из-за перегрева двигателя и был отправлен на ремонт обратно в Плзень. После возвращения испытания продолжились, причем вермахт потребовал адаптировать систему охлаждения для войны в Северной Африке. Работы довести до конца не удалось, так как вермахт предпочёл Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, а немецкая армия оставила Африку.

Впоследствии на базе шасси Т-22 предлагалось строить самоходные установки. В 1942 году было разработано два проекта: Voss I (противотанковый вариант с 75-мм пушкой Skoda А16) и Voss II (САУ огневой поддержки со 150-мм гаубицей SiG33). Дальше деревянных макетов работы так и не продвинулись.

Т-23

Последним вариантом, завершившим ветвь развития танков серии S-II, стал проект Т-23. Его разработка велась в частном порядке с 1940 года. Конструкция танка была аналогична Т-22, но в коробке передач пневматическая система была заменена на механическую. Бронирование усилили за счет установки лобового бронелиста корпуса толщиной 50 мм. Также этот танк оборудовался башней и полным комплектом вооружения (47-мм пушка Skoda A11 и два 7,92-мм пулемета MG34). Боезапас составлял 94 выстрела и 3000 патронов.

Опытный образец танка под ом Т-23М поступил на испытания в феврале 1941 года, но из-за проблем с охлаждением его вскоре вернули фирме. После доработок ситуация существенно улучшилась: на ходовых тестах прототип Т-23М прошёл около 10000 км, продемонстрировав лучшую техническую надежность за всё время. Приобретением этой боевой машины заинтересовалась Румыния, которая в 1942 году намечала развернуть его лицензионный выпуск, но из-за отсутствия подходящего производства реализовать этот план не удалось.

Прототип танка Т-23М пережил войну. Оставаясь на территории, Чехии он ещё некоторое время использовался для вспомогательных целей, пока в конце 1940-х гг. его не разобрали.

КВ-1. Многотонный призрак

Концепция тяжелого танка прорыва была создана еще в тридцатых годах, но большинство конструкторов все еще мечтали о многобашенных монстрах, способных бить врага из нескольких пушек и пулеметов. Тем не менее на деле была также реализована идея тяжелого однобашенного танка, предназначенного для штурма долговременных боевых укреплений противника и имеющего противоснарядную броню, а не противопульную, которой были защищены большинство танков того времени.

Танк КВ-1 стал первым в мире серийным танком с противоснарядным бронированием. Во время Советско-финской войны выяснилось, что КВ-1 оказался намного удобнее своих многобашенных собратьев, ведь он мог быть более защищенным при том же весе. Поэтому его взяли на вооружение и начали массовое производство.

Тут грянула Великая Отечественная, в которой эти стальные монстры отправились уже на немцев. Вдруг выяснилось, что большинство германских орудий просто не способны пробить броню КВ-1, а он уничтожает танки противника своей 76 мм пушкой без особых проблем. Именно тогда немцы и прозвали советский танк «призраком», потому что их основные противотанковые орудия не оставляли на нем следов.

Отличным примером применения КВ-1 на ранних этапах войны является бой у совхоза Войсковицы, когда Зиновий Григорьевич Колобанов на своем танке уничтожил 22 немецких, а вместе с еще четырьмя КВ-1 всего в том бою было подбито 43 танка противника.

Получив приказ остановить наступление врага, старший лейтенант Колобанов устроил засаду, прикопав танк и замаскировав его. Пропустив мотоциклистов-разведчиков, он дождался появления танковой колонны, и несколькими выстрелами подбил 3 передние и несколько замыкающих машин, таким образом, заперев всю колонну на дороге, после чего расстрелял врагов как в тире.

После боя на КВ-1 Колобанова насчитали больше ста следов от попаданий, но броня его так и не была пробита. Но у танка были и минусы — слабая ходовая часть, и позже его заменили на более легкий и скоростной КВ-1с.

Тактико-технические характеристики PzKpfw.II Ausf.L «Luchs»

Боевая масса, т………………………………11,8 Экипаж, чел……………………………………….4 Габаритные размеры, мм: длина…………………………………………4630 ширина………………………………………2480 высота……………………………………….2210 клиренс……………………………………….400 Толщина брони, мм: лоб корпуса……………………………………30 борт и корма………………………………….20 крыша и днище……………………………..10 лоб башни……………………………………..30 борта…………………………………………….20 Максимальная скорость движения, км/ч: по шоссе…………………………………….60 по местности………………………………30 Запас хода, км: по шоссе……………………………………..290 по местности……………………………….175 Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град………………………..30 ширина рва, м……………………………..1,6 высота стенки, м…………………………..0,7, глубина брода, м…………………………..1,4 Удельное давление, кг/см2……………………..0,98 Удельная мощность, л.с./т……………..16,7

ИС-2 «Кувалда Сталина»

ИС-2 является чуть ли не единственным советским танком, разработанным почти полностью во время войны, все остальные так или иначе начинали разрабатываться до войны или использовали наработки 30-х годов. После появления на полях сражений «Тигров» и «Пантер», для советского командования стало очевидно, что требуется срочно создать танк в качестве равноценного противовеса. Так появился сначала ИС-1 (название расшифровывается как Иосиф Сталин), почти сразу за ним ИС-2 или ИС-122 (122 — это калибр новой танковой пушки).

Чтобы защищаться от основных вражеских танковых и противотанковых пушек, «Кувалду Сталина» оснастили соответствующей броней и мощной 122 мм пушкой, которая на первичных испытаниях смогла сорвать башню с трофейной «Пантеры».

Танк приняли на вооружение в конце 1943 года, а в начале 1944 он поступил в войска. Поначалу из-за этой спешки он был недоработан и часто ломался, но после детальной проработки проблем, стал одним из самых неприхотливых и ремонтопригодных танков советской армии. Бывало, что подбитые ИС-2 буквально через несколько дней возвращались в строй, и это выгодно отличало их от капризных и сложных в ремонте немецких машин.

Были, конечно, и минусы — малая скорострельность и боезапас всего в 28 снарядов. Зато если танк попадал, он полностью оправдывал свое прозвище.

Например, во время Львовско-Сандомирской операции два ИС-2 из засады за два дня уничтожили 17 немецких танков и САУ, а на Сандомирском плацдарме танки ИС-2 подбили шесть «Королевских Тигров», самых совершенных боевых машин вермахта.

Особенно ИС-2 отличились при штурмах городов, где, как и СУ-152, их использовали для уничтожения захваченных противником зданий и для поддержки наступающей пехоты. По данным на 2007 год, пятнадцать ИС-2М, немного модифицированных после войны, все еще использовались как неподвижные огневые точки береговой обороны Кубы.

Чудовищно ревущие и извергающие огонь стальные звери, дети Второй мировой войны, защищали свою пехоту от других таких же хищников и без устали били противника. С тех пор прошло много лет, танковое производство модернизировалось, однако описанные выше машины навсегда вошли в историю как самые могучие титаны своего времени, созданные сумрачными гениями для того, чтобы наводить на врага ужас и «ПРЕВОЗМОГАТЬ»!

Разведывательный танк «Лухс». На чертеже:

I — 20-мм пушка KwK 38; 2 —бортовой смотровой прибор механика-водителя; 3 — антенна радиостанции Fspr «f»; 4 — антенна радиостанции FuG 12; 5—направляющее колесо; 6 — опорный каток; 7 — ведущее колесо; 8 — • телескопический амортизатор; 9 — люк радиста; 10 — люк меха-ника-водителя; 11—люк заряжающего; 12 — люк командира; 13 — лючок для пуска сигнальных ракет; 14 — броневой стакан антенного внода; 15 — прибор наблюдения радиста; 16 — прибор наблюдения механика-водителя; 17 — фара со светомаскировочной насадкой; 18 — кормовой люк башни; 19 — глушитель; 20 — выхлопная труба; 21 — спаренный пулемет MG 34

М.БАРЯТИНСКИЙ «Моделист-конструктор» № 11’2001

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: