След, оставленный в узбекистане древней кушанской империей

Культура

Основу языковой культуры составляли арамейские языки (древняя группа языков сирийских племен), на их основе была создана письменность. На монетах древнего царства кушанов встречаются надписи на греческом языке. Позднее на основе смешения нескольких языков и наречий появилась особая кушанская письменность.

Различные культуры и разные религии народов, входивших в объединенное государство, переплетались и создали своеобразный культурный слой. Проникновение буддизма тоже сыграло немаловажную роль в формировании вероисповедания.

Искусство Кушанской империи представляло сочетание древних культур Бактрии, Пирамисада (область на границе с Бактрией), Гандахара (древний Пакистан), Махтура (провинция на севере Индии).

Древнее зодчество дворцовой архитектуры выполнено в староиндийских традициях. В живописи и скульптурах традиционно преобладали изображения Будды и царей. На найденных артефактах можно различить изображения музыкальных предметов, напоминающих арфу, лютню, двухсторонний барабан. Декоративное искусство древних мастеров представлено в виде изделий из металла, терракотовых статуэток, изделий из драгоценных камней, ювелирных украшений, которые были обнаружены в различных древних поселениях

Традиции кушанского (гандхарского) искусства впоследствии оказали большое влияние на культуру Востока, Китая, Японии, Индокитая.

Дохараппские и предхараппские культуры Индии

В  январе 2002 года, было объявлено, что обнаружена цивилизация, которая показалась бы людям, строившим пирамиды,
такой же древней, какими пирамиды кажутся нам. По данным океанологов из Индии, археологические останки затерянного города
были обнаружены под водой на глубине 36 метров (120 футов) в Камбейском заливе, у западного побережья Индии.
Углеродный анализ показал, что городу 9500 лет (7500 лет до н.э.).

Ученые из Археологической службы и Института археологии Индии получила новые данные о том,
что Индская (Хараппская) цивилизация по времени существования предшествовала
Древнему Египту и Месопотамии.
Цивилизация Хараппы существовала еще 8000 лет назад — на 2500 лет раньше, чем считали до сих пор.
Уже в те времена хараппцы строили города с хорошо организованной инфраструктурой и канализацией,
умели работать с медью, бронзой, свинцом и оловом, а также обжигать горшки и контролировать подачу и отведение воды.
В период расцвета протоиндской культуры численность населения составляла 5 миллионов человек.
(Daily Mail со ссылкой на Scientific Reports, 2016?)

До наступления более засушливого климата, хараппы выращивали крупнозерновые злаки,
однако с наступлением засухи они адаптировались и стали культивировать просо и рис,
из-за чего начался процесс деурбанизации — увеличения сельского населения и упадка городов
.

Это, в конечном итоге, привело в XVIII—XVII вв. до н. э. к упадку, а затем падению Индской цивилизации.
Предполагают, что этому способствовало также вторжение арийских племён, хотя в Индии считается, что арии жили там очень давно.

История Кушанского царства

История Кушанского правления на землях Средней Азии охватывает период с начала 1 века до нашей эры до конца 3 века нашей эры.

Кушанская крепость Кампыртепа была построена во времена похода Александра Македонского в Азию и Индию. Произошло это в 1–2 веках до нашей эры в долине реки Амударьи Окс, что в переводе означает «река». Точной даты основания крепости Кампыртепа нет.

Фортификационное укрепление находилось на правом берегу Амударьи в 30 километрах юго-западнее Термеза. Это была мощная крепость, окруженная рвом и стенами, с городским поселением внутри. Период наибольшего расцвета Кампыртепа переживала во время правления кушанского князя Канишке I.

Зарождение Кушанской империи

Верхнее течение реки Амударьи принадлежало исторической области Бактрии. Многочисленные кочевые племена постоянно вели междоусобные войны. Основа Кушанской империи была заложена приблизительно в 1 веке до нашей эры путем присоединения территорий Хорезмского государства, и других племен. Найденные монеты с изображением профиля владыки дают возможность предположить, что юечжинский князь Герай вместе с отцом покорил несколько областей Средней Азии, а будущие потомки расширили границы владычества. Основные сведения об образовании империи получены из китайских источников. По найденным археологами монетам удалось установить основателя династии кушанов Кадфиза I.

Постепенно происходило укрепление и расширение власти Кушанских правителей. Большая территория входила в состав империи: современный Афганистан, Пакистан, северная Индия. К середине 1 века нашей эры при правителе Кадфизе II, границы империи расширились от Аральского моря до Ганга.

Расцвет Кушанского царства. Завоевания

Статуя Канишки Матхура

Правители Кушанской империи постоянно вели войны за расширение своих границ с Парфянским царством, Китаем. Хорезм, Самарканд, Бухара и Фергана, Восточный Туркестан входили в состав империи кушанов. Единая среднеазиатская империя объединила множество княжеств в сильное государство. Завоевательные войны приносили свои плоды не только в присоединении земель, но и получении бесплатной рабочей силы.

В составе царства были богатые торговые города, плодородные земли, пастбища. Здесь же процветали и достигли максимального развития рабовладельческие отношения. Строились города, ирригационные системы для орошения полей, развивалось сельское хозяйство. Здесь проходили торговые караванные пути в Индию, Афганистан, Китай. В казну поступали торговые пошлины с караванов. Систематизировались товарно-денежные отношения, был налажен выпуск денежных монет на бактрийском языке.

В период правления царя Кушана (Канишке I) в конце 1 века нашей эры империя со столицей в Пурушапура (современный Пешевар) достигла наивысшего расцвета. В годы правления Кушана военно-политические, дипломатические отношения составляли основу правления.

Конец правления Кушанов

Череда сильных правителей укрепила власть и могущество империи. Самый влиятельный и могущественный кушанский царь Манишке I был предательски задушен во время восстания против политики власти. Распад Римской империи, с которой Кушанское царство имело крепкие торговые связи, негативно отразился на кушанах.

К середине 1 века нашей эры огромная территория владычества распалась на две части: западную и восточную. В это время происходило вторжение со стороны Ирана сасанидских правителей (персидская династия). Большая часть земель в районе реки Ганг была утеряна. Постепенно царство утрачивало свою силу. А договоренности с индийскими правителями о временном княжении только усилили недовольство среди кушанских князей. В конце 4 века на территорию Центральной Азии проникают чужаки. Воинственные племена гуннских кочевников через Казахстан продвигались в сторону кушанских владений. В период ослабления империи постоянные набеги усилились.

Разноплеменной этнический состав государства, не имея прочных внутренних связей, не мог существовать на протяжении десятков веков. Соседние государства набирали силу и хотели распространения своего могущества. Мелкие разрозненные княжества не могли противостоять набегам воинственных гуннов. Период правления князей кушанской империи приблизительно 1 в. До н. э. – 5 в. н. э.

Географическое положение и границы Азии

Азия со странами, в нее входящими, занимает большую часть Евразии. Эта часть света находится, главным образом, в Восточном полушарии, в северной его части, по отношению к экватору. 

Границы стран Азии можно увидеть в таблице ниже.

С Африкой С Европой С Северной Америкой
Водные границы Азии Красное море. Восточное побережье Средиземного моря, острова Эгейского моря, пролив Босфор, Каспийское море, пролив Дарданеллы, Мраморное море, Черное море, Карское море. Берингов пролив.
Сухопутные границы Азии Суэцкий перешеек. Кавказские горы, река Урал.

Таблица 1. Границы стран Азии
Азия на карте

Азиатские страны имеют разное географическое положение:

  1. Приморские – Иран, Пакистан, Израиль, Индия.
  2. Островные – Шри-Ланка, Бахрейн.
  3. Архипелаги – Япония, Индонезия.
  4. Полуостровные – Корея, Катар.
  5. Материковые – Непал, Монголия, Иордания.

История Средних веков

Период владычества мусульман (VII век н.э – XVIII век)

В 7 веке в Индии появляются первые проповедники ислама, и в течение двух столетий становится главной движущей политической силой.

Создается Делийский султанат, на долгие годы вновь объединивший Индию. В 1525 году султан Дели терпит поражение от императора Мугхаль, пришедшего с территории нынешнего Афганистана.

К 17 веку упадок империи Великих Моголов приводит к ее распаду и образованию нескольких государств, в результате страна раздирается на части европейцами, и в первую очередь алчными британцами.

Период владычества англичан (1765—1947)

Индия всегда являлась лакомым кусочком для завоевателей, и не только англичане хозяйничали на этой территории. В Гоа с 1510 года обосновались португальцы, и по сей день этот штат отличается от других, он как бы пропитан португальским духом. Имели свою долю пирога с Индии и французы, голландцы и датчане.

Но уже к 1803 г. почти вся Индия контролировалась Британской Восточно-Индийской Компанией, нещадно эксплуатировавшей людские и земельные ресурсы страны, что приводило к восстаниям. Одно из таких восстаний (восстали сипаи – солдаты-индийцы, состоящие на службе у короны) в 1857 году привело к роспуску Восточно-Индийской Компании, и Индия с этого момента контролируется непосредственно правительством Британии.

Англичане беззастенчиво выкачивали ресурсы из страны. Сознательная политика Британии по разорению ремесленников привела к голоду в Бенгалии, Бенаресе, Бомбее, Мадрасе и других областях в 1769 – 1773, а затем в1780 – 1790 годах, только в результате этого погибло до 10 миллионов человек. Как выразился тогдашний генерал-губернатор: «Равнины Индии белеют костями ткачей». С 1876 по 1900 умирает от голода около 26 млн. человек, что не удивительно, такое происходило везде, где появлялся цивилизованный от подошвы до цилиндра на голове внешне и неумолимый людоед внутри – английский джентльмен..

В 20 веке борьбу за независимость возглавляет Махатма Ганди.

Длительная освободительная борьба индийцев против англичан завершается в 1947 году объявлением независимости и изгнанием грабителей, благодарная Индия объявляет Махатму Ганди отцом нации.

Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

Кризис древней ведийской религии назревает еще с начала 1 тысячелетия до нашей эры вследствие противоречий между брахманами (кастой жрецов) и кшатриями (кастой правителей и воинов). Кстати, и сам Будда, и Вардхамана Махавира (основавший джайнизм) были представителями кшатриев.

Начало буддийского периода ознаменовывается походами царя Персии Кира, впрочем далеко в Индию царь не углублялся. В 327 г. до н.э. Александр Македонский, пройдя огнем и мечом долину Инда, вторгается в долину Ганга, но на этом его победоносное шествие и заканчивается. Государство Магадха в качестве центра борьбы с захватчиком, объединяет несколько соседних государств и наносит поражение Александру.

Возможно, поэтому Александр заканчивает свой поход на восток, и уходит из Индии. Тем не менее, эллинистическая и индийская цивилизации обогащают друг друга, особенно в области медицины и философии.

Вскоре после этого к власти в Магадха приходит Чандрагупта, положивший начало династии Маурьев. Государство бурно развивается превращаясь в мощную империю Маурьев, достигшую расцвета в 3 в. до н. э. при внуке Чандрагупты – Ашоке, правившего с 268 по 231 г. до н.э.

В III в. до н.э. царь Ашок принимает буддизм и способствует распространению этого учения по всей Азии. Он известен также, как объединитель Индии.

Но уже к началу второго века до н.э. разница в экономике и общественном развитии отдельных частей приводит к развалу этой империи.

Закат

По ряду косвенных данных можно догадываться, что со временем многое изменилось в Кушанской империи. В ней, разноплеменной и разноязыкой, центробежные силы рано или поздно должны были взять верх. Политика Канишки и его преемников могла лишь затормозить этот процесс. К тому же сами кушаны все больше сливались с завоеванными ими некогда народами, в первую очередь с индийскими.

На смену Канишкам пришли Васудевы — цари, носящие чисто индийское имя, на монетах одного из них был изображен чисто индийский бог Шива. Возможно, политика веротерпимости и пропаганды буддизма как имперской религии также постепенно ушла в прошлое. Как это нередко случалось, Индию было сравнительно легко завоевать, но и завоеванная, она в конечном счете навязывала завоевателям свои культурные особенности.

Первая реальная угроза кушанам появилась из Ирана, где в III веке н. э. разваливавшуюся Парфию сменило новое государство во главе с династией Сасанидов, мечтавшей о восстановлении былой славы и могущества страны. Сасаниды, гордо именовавшие себя царями «Ирана и не-Ирана», сразу же бросились в борьбу со всеми своими соседями и на западе и на востоке. И римляне и кушаны изведали горечь поражений. В одной из надписей шах Шапур перечислил страны, якобы завоеванные им: «И я владею Хиндом (Северной Индией), Кушаншахром (государством кушан) вплоть до Аашкабура и дальше до Каша, Согда (район Самарканда) и границ Чача (район Ташкента)». Титул «великий царь царей кушанов» стал теперь носить наместник Сасанидов в Восточном Иране.

Однако Шапур І на самом деле не смог завоевать кушанское государство, он лишь отнял у него отдельные области и поставил кушан в зависимость от Ирана. Но это было только началом. Примерно в середине III века н. э. кушаны потеряли значительную часть своих индийских владений, от них отпал Хорезм. Правда, на время они сумели оправиться от поражений. По-прежнему обменивались они посольствами с Римом, а временами заключали с Сасанидами брачные союзы. И все же упадок уже зрим.

В начале IV века н. э. Сасанид Шапур II нанес кушанам новый сокрушительный удар и захватил большую часть их владений. А затем новые кочевники, пришедшие на юг Средней Азии и в Индию, добили остатки кушанской государственности.

Народ ненамного пережил созданную им империю. И в Индии, и в Средней Азии быстро завершилось то, что началось намного раньше, — кушаны слились с некогда завоеванными ими народами, а отчасти, быть может, и с новыми завоевателями.

Традиции кушанской эпохи на несколько веков пережили своих создателей, точнее, создателей той империи, в которой эти традиции появились на свет. Еще в VII веке н. э. в Бактрии употреблялась кушанская письменность, созданная на основе греческого алфавита. В Средней Азии непоправимый удар кушанским традициям нанесло только арабское нашествие, когда сознательно и целеустремленно разрушалось, преследовалось и уничтожалось все, что не соответствовало догме ислама. В Индии кушанские традиции прослеживаются еще позднее.

А в дальнейшем они становятся не всегда отчетливо различимой, но тем не менее реально существующей частью древнего культурного наследия этих стран, наследия, в числе творцов которого были воинственные всадники, мирные торговцы, мудрые правители, рьяные миссионеры, просвещенные меценаты, а с ними вместе рядовые скотоводы, земледельцы и горожане, — все, из кого состоял любознательный, предприимчивый и одаренный народ, давно уже ушедший в небытие, но по-прежнему живущий в других народах, интригующий и далеко не во всем понятный, — эти все еще загадочные кушаны.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

«Геополитическая катастрофа»

В 1939 году официальный Лондон объявил Индию воюющей стороной во Второй мировой войне. Вскоре в колонии возник острый продовольственный кризис, переросший в массовый голод. По словам историков, ситуация в Индии для британской администрации становилась всё более сложной. Её деятельность вызывала массовое недовольство обычных людей.

«Британия слабела и уже не справлялась с управлением такими значительными территориями, а национально-освободительное движение вызывало всё больший отклик у индийского населения», — рассказала в разговоре с RT руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян.

Также по теме


«Целый субконтинент стал жертвой насилия»: какую роль Британская Ост-Индская компания сыграла в мировой истории

2 августа 1858 года парламент Великобритании принял Акт о лучшем управлении Индией. В результате Британская Ост-Индская компания,…

Руководство ИНК заявило о поддержке военных усилий Великобритании при условии признания официальным Лондоном права Индии на самоопределение. Однако колониальная администрация от конструктивного диалога с ИНК сначала отказалась. В Индии поднялась очередная волна антиколониальных протестов, на которую британцы ответили репрессиями. При этом Мусульманская лига объединять свои усилия с ИНК не захотела. 23 марта 1940 года она приняла Лахорскую резолюцию, содержавшую требование создать в северо-западной части Индостана независимые от Британской Индии государства с преобладающим мусульманским населением.

В 1942 году в Индии начала работать специальная миссия британского правительства под руководством Ричарда Криппса. Она проводила переговоры с местными политическими лидерами, предлагая им поддержать военную деятельность официального Лондона в обмен на предоставление Индии после окончания войны статуса доминиона. Криппсу, Ганди и Джинне не удалось выработать единую позицию. Руководство ИНК было недовольно тем, что конкретные шаги по предоставлению независимости Индии переносятся на послевоенный период, а также требованиями Мусульманской лиги выделить Пакистан из состава Индии ещё до предоставления той независимости.

В 1946 году в Индию была направлена новая правительственная миссия для разработки конкретного конституционного механизма предоставления индийцам независимости. В августе того же года в Индии было сформировано временное правительство во главе с представителем ИНК Джавахарлалом Неру. В ответ Мусульманская лига активизировала деятельность по созданию отдельного государства в Пакистане. В Британской Индии начались межконфессиональные погромы.

  • Лорд Маунтбеттен и Джавахарлал Неру
  • Legion-Media

В феврале 1947 года британское правительство издало декларацию об окончательном уходе англичан из Индии. В июне был обнародован разработанный вице-королём Индии Луисом Маунтбеттеном план, согласно которому на месте Британской Индии создавались два независимых доминиона: Индийский Союз и Пакистан. Будущее спорных регионов со смешанным населением должно было решаться путём референдумов или голосований в законодательном собрании.

В полночь 15 августа 1947 года вступил в силу закон о независимости Британской Индии, разделённой с этого момента на Индийский Союз и Пакистан. При этом проблема определения государственной границы осталась нерешённой.

«Ни та ни другая сторона по-настоящему не была удовлетворена условиями раздела. В противоположных направлениях хлынули переселенцы — кто ехал во внезапно обретённую «свою» страну в поисках лучшей доли (которую сулили политики), кто спасался от гонений или резни со стороны вдруг ставших врагами соседей. В ходе массовой миграции погибли до миллиона человек, перемещены были до 15 млн. Горькая память о тех событиях жива в Индии и Пакистане поныне и подпитывала все военные конфликты между ними. В истории Южной Азии это крупнейшая геополитическая катастрофа», — заявил в разговоре с RT старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилл Фурсов.

  • Конфкликт между Индией и Пакистаном, 1947 год

Осенью 1947 года между Индийским Союзом и Пакистаном начался вооружённый конфликт за право контроля над Кашмиром.

Как отметил в разговоре с RT доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко, многолетний конфликт между Индией и Пакистаном, приведший к трём полномасштабным войнам и не разрешённый до наших дней, стал результатом деятельности британских властей и того, как была разделена Британская Индия.

Греко-буддизм: взаимовлияние греческой и индийской культур

Наиболее интересным культурным сюжетом, связанным с Индо-греческим царством, является религиозный вопрос. Археологические и письменные источники дают основание утверждать, что в греческой Индии местная индуистская и буддистская культура успешно соседствовала с привнесённой греческой и даже дополняла её.

Похожие процессы можно наблюдать и в других азиатских владениях греческих завоевателей. Однако греко-буддизм — явление не очень известное. Первые примеры влияния индийской культуры на греческое изобразительное искусство появляются ещё при легендарном царе Ашоке. Фрагменты зданий, выполненные греческими мастерами, встречаются при археологических раскопках на территории современных Пакистана и Афганистана.


Капитель колонны, выполненная в индо-греческом стиле, 4-й в. н. э. (Wikimedia Commons)

На монетах эпохи Индо-греческого царства соседствуют покровители Эллады и сюжеты из индийской мифологии. Первоначально надписи на них выполняли на греческом языке, однако с течением времени появляются дополнения на пракрите — древнем предке современного хинди. Захватчики с большой терпимостью относились к местным традициям. На территории уже упоминавшегося города Сиркапа на одной площади находились буддистский, индуистский и греческий храмы, построенные примерно в одно и то же время.


Монета эпохи правления Менандра. (Wikimedia Commons)

Именно с греческим влиянием связывают первые антропоморфные изображения Будды. До этого времени он обычно представал перед зрителем символически, например, с помощью древа просветления. Греческие правители также делали попытки создать синкретические божества. Так, например, пытались скрестить Диониса и Будду. Эти эксперименты не прижились, впрочем как и в других эллинистических странах. Греческая мифология влияла и на буддистские представления. Так, Геракл в индийском варианте трансформировался в Ваджрапани, могучего защитника Будды.

Самый интересный культурный сюжет Индо-греческого царства связан с царём Менандром. Некоторые учёные предполагают, что государь после завоевания Северо-Западной Индии принял буддизм, однако прямых подтверждений этому нет. Тем не менее Менандр под именем Милинда появляется в одном из самых известных буддистских трактатов «Милинда-панха» («Вопросы Милинды»). По его сюжету, греческий царь беседует с монахом Нагасеной на различные философские темы. Реальные исторические лица очень редко попадали на страницы религиозных буддистских трактатов, что может говорить о Менандре в положительном ключе.

Менандра, вероятно, очень любили не только греки, но и индусы. По свидетельству античного историка Плутарха Херонейского, после смерти царя несколько городов государства боролись за право захоронить его останки у себя и на месте могилы построить ступу — культовое сооружение. Такая честь по отношению к правителю-пришельцу может говорить только о большом уважении местного населения.


Царь Менандр беседует с буддистским монахом. (Wikimedia Commons)

***

Политическая и культурная карта Индии и Средней Азии с тех пор неоднократно менялась. Уже ничего на этих территориях не осталось от некогда могучего государства Селевкидов и его преемников в Бактрии и долине Инда. Лишь погребённые в землю города. Но профессиональный глаз до сих пор замечает греческое влияние на индийское изобразительное искусство — да, принявшее в себя много других элементов, но всё же ещё заметное. А в Японии в некоторых буддистских храмах гордо возвышается бог-защитник Сюконгосин — претерпевшая многочисленные изменения, но остающаяся прежней по сути реинкарнация сына Зевса Геракла.

Кушаны завоевывают Северную Индию

Этнической родиной, то есть основным местом расселения кушанов была территория теперешнего Таджикистана. При царе Кадфизе II (47 — 78 гг. н. э.) кушаны предприняли завоевательные походы в Индию и подчинили себе многие разрозненные североиндийские государства, возглавлявшиеся царями парфянского или шакского происхождения.

Расширение владений кушанов в Индии в последние годы царствования Кадфиза II и в начале правления его преемника Канишки (78 — 123 гг. н. э.) временно приостановилось, так как в их среднеазиатские владения вторглись китайские войска под командованием Бань Чао.

В последующие годы Канишка успешно вторгался в глубь Индии и даже угрожал Паталипутре. На вторую половину царствования Канишки приходится период наибольшего могущества Кушанской империи. В связи с этим год воцарения Канишки стал началом летосчисления, сохранявшегося в Индии в течение всего средневековья и известного под названием “эры шака”.

При Канишке кушанами была подчинена вся Северозападная Индия до реки Нарбады на юге и города Бенареса на востоке. Столицей Кушанской державы был город Пурушапура (современный Пешавар), расположенный на основном пути, связывавшем индийскую и среднеазиатскую части Кушанской империи.

Еще при Кадфизе II началась постепенная индианизация кушанов. Индийская культура, восприняв многое из культуры среднеазиатских народов (в том числе и элементы эллинистической культуры — в чеканке монеты, архитектуре, изобразительном искусстве), сама оказала на последнюю влияние. Взаимодействие этих культур особенно ярко видно на примере возникновения в пределах Кушанской империи особого стиля в изобразительном искусстве, называемого кушанским, или “гандхарским” по имени области Гандхара (Гайдара) в долинах рек Кабула и Инда.

Индианизация пришельцев особенно усилилась при Канишке

В буддийских преданиях он занимает не менее важное место, чем маурьевский царь Ашока. Канишка принял буддизм и был ревностным его покровителем

При нем был созван второй (по буддийским преданиям четвертый) буддийский собор, определивший основы вероучения реформированного буддизма.

Канишка основал много монастырей, возвел много ступ и буддийских храмов, поощрял миссионерскую деятельность монахов. Именно при нем буддизм стал широко распространяться в Средней Азии и Китае.

Монета времен правления кушанов в Индии

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: