Лошадь

Антагонисты

Идолище поганое

Идолище захватило часть власти в Киеве, поставило рать под Киевом, а само поселилось в княжеских палатах, «отменив звоны колокольные и запретив милостыню спасенную». Оно гурман и обжора, ест по целой печи хлеба, по три коровы за один раз.

Идолище страшное, но одновременно и комичное: «Голова у него с пивной котел, / А глазища у проклятого с пивны чаши… / А туловье будто куча сена несметная». Любит демонстрировать мощь и силу, хочет чтобы ему прислуживали члены княжеской семьи. Издает указ, чтобы не смели упоминать имени , который в итоге и низвергает его.

Калин-царь

Калин осаждает Киев с «сорока царями, сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей» (то есть всего три миллиона двести тысяч человек).

Освободителем города по одним былинам является , по другим — его племянник . Илья едет с подарками князя Владимира к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Во время осады татары роют подкопы, в которые попадает с конем Илья Муромец. Когда, скрутив чембурами  Чембур — длинный повод в уздечке, за который привязывают или на котором водят верховую лошадь., татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, хватает татарина и, размахивая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую. Калин бежит с позором и зарекается впредь ходить на Русь.

Морской царь

Помогает получить богатство, а потом требует его к себе в подводное царство. Пляшет так, что на море тонут корабли. Коварен: хочет оставить у себя гусляра Садко, чтобы тот и дальше услаждал его слух.

Соловей-разбойник

Cидит на дубах на дороге к Киеву и не пропускает никого. Очень громко свистит и постоянно борется с Ильей Муромцем. Соловей-разбойник любит свою семью, у него есть крепкий двор и терем — правда, зачастую он проводит слишком много времени на работе. Однако дети Соловья любят и пытаются убить его вечного противника — Илью Муромца. Соловей-разбойник убиваем различными способами: самый частый — его ударяют о пол.

Тугарин Змеевич

Типичный нестрашный враг. Похож на стог сена или на корову, руки — как грабли, нос — как палка дровокольная. Сидит за столом у Владимира, ест и лапает княгинь, постоянно ругается с богатырями. Его убивает .

Сокольник

Незаконнорожденный сын и бабы Златыгорки. Обижается на отца за то, что его бросил. Отправляется на его поиски. Подойдя к богатырской заставе, грозит сжечь церкви соборные в Киеве, погубить всех жителей — легко прогоняет посланных его остановить и .

Пытается убить своего отца — Илью Муромца, но они узнают друг друга и останавливают бой. Ночью Сокольник пытается уже тайно убить Илью, но того спасает «чуден крест». Сокольника выгоняют, он возвращается домой и убивает в порыве ярости свою мать.

Кошка

Пожалуй, наиболее близки к обожествлению были священные животные Древнего Египта. Своих многочисленных богов египтяне часто изображали с головой сокола, ибиса, быка, коршуна, крокодила, волка. Но особое почтение было оказано кошкам. Считалось, что они соединяют мир людей и богов, и в то же время охраняют нас от подземного царства мертвых.

Самым известным божеством, изображаемым в виде девушки с головой кошки, являлась богиня радости, любви и счастья – Бастет. Из Египта пришли несколько поверий, связанных с кошками — они способны исцелять человека, могут находить потерянные предметы, а их глаза вбирают в себя лучи солнца и хранят их до утра.

Богачи доверяли кошкам охрану своих драгоценностей. Если животное умирало — в семье наступал траур. Если умирал знатный хозяин – кошек бальзамировали вместе с ним. Они должны были сопровождать его в загробный мир. Убийство кошки помимо жертвоприношения было преступлением смертельно наказуемым.

Однако не только в религии Египта, но и во многих других считалось, что кошки священные животные. Христиане верят, что кошка спасла маленького Иисуса от змеи и согрела его от холода. За подобный поступок почитают кошку и мусульмане, только там был спасен пророк Мухаммед. Славяне также почитали кисок, считая их хранителями очага, защитниками от злых духов и бед.

Отсюда обычай запускать в новый дом кошку впереди себя. Ведь у неё девять жизней. Она может впитать в себя зло в новом доме и умереть, но скоро вновь возродится. До сих пор люди верят: если кошка пристально смотрит куда-то в доме, то она видит призрак. Черные кошки являлись спутниками злых сил – ведьм, колдуний. Но это лишь придает им загадочности.

Кошку, как священное животное почитают во многих странах мира

В Китае верят, что изначально боги доверили кошкам наблюдать за делами людей и докладывать им. Для этого они наделили их способностью говорить. Но те любили лениться и нежиться, а работать не хотели, и их лишили дара речи. Поэтому они теперь просто молча смотрят за порядком в доме.

В Китае тоже была богиня, изображенная в виде кошки – Ли Шо. В Японии очень популярен символ Манэки-нэко – кошки с поднятой лапой, представляющей богиню милосердия. Его принято дарить в дом на удачу, и для охраны. В Индии кошки испокон веков обитали в священных храмах и даже охраняли их от змей.

Более того, в этой стране существует «кошачья школа». Это древнее религиозное учение, основанное на полном доверии и поклонении Богу, подобно котенку, взятому кошкой за загривок. И, наконец, кошка приняла участие в спасении Ноева ковчега.

Ведь крысы и мыши, тоже взятые по паре, очень быстро расплодились на борту и стали уничтожать съестные запасы. Тогда именно пара кошек сохранила запасы, уничтожив лишних грызунов. Можно считать, что кошка – одно из самых популярных священных животных.

Кошка манэки- нэко приносит денежное благополучие в дом

Конь — камни. (Оглавление статьи.)

Конь-Камень на острове Каневец. Ладожское озеро.

В народной славянской традиции широко развито почитание отдельных больших камней. Некоторые такие камни связаны с образом коня. Это Конь — камень на острове Коневец, Ладожского озера. Высота камня около 4 метров и вес 750 тонн. Этому камню и духам, обитающим в нем, приносили в жертву коня, в надежде на то, что задобренные духи сохранят скот, который пасся на острове.

Другой Конь — камень находится в Тульской области на склоне долины реки Красивая Меча. Вес более 20 тонн. Этот камень опахивали с целью уберечь скот от мора. Обряды у этого камней проводились и в христианские времена. С Конь- камнем у Красивой Мечи была связана местная легенда о богатыре, который прискакал на это место на своем коне и от тоски бросился в воду, а конь его окаменел. И что по ночам этот Конь камень превращается в боевого коня и скачет по окрестным полям.

Еще один Конь -камень (Кудеяр-камень или Синь-камень) находится в Липецкой области, на правом берегу реки Дон. Вес этого камня около 10 тонн. По легенде это окаменевший конь атамана Кудеяра, охраняющий клад атамана.

Из газеты «Телесемь»[править]

Смешная богатырская троица была нарисована в 2004 году. Роли озвучивали: Дмитрий Быковский-Ромашов (Илья Муромец), Валерий Соловьев (Добрыня Никитич). Олег Куликович (Алеша Попович).

— Придумывая богатырей, обращались не только к их сильным чертам, но и к слабостям, которые могут создавать трогательные ситуации, — говорит генеральный продюсер студии «Мельница» Александр Боярский. — Наш Илья Муромец помогает старенькой маме по хозяйству. А Добрыня Никитич — настоящий засоня. К внешнему образу пришли не сразу. Пропорции героев нарушены. У реальных людей ноги не могут быть такими короткими, а кулаки — большими.

Илья Муромец и богатырский конь

И вот видит: точно – идет мужичок.

Выбегает Илья, спрашивает: — Куда жеребеночка ведешь?

А тот отвечает: — Очень плох получился. Пришибить надо.

Стал тут Илья просить мужичка, чтобы он жеребеночка не пришибал, а лучше ему отдал.

Удивился мужик: — Да на что тебе такой жеребеночек? Куда он годится?

А Илья все свое: отдай да отдай.

Подумал мужичок и отдал Илье жеребеночка. И даже не взял с него никакой платы.

Привел Илья Муромец жеребенка к себе на двор, поставил в стойло и давай поить и кормить, как учили странники.

В скором времени стал жеребеночек от такого ухода расти да хорошеть. А как минуло ему три лета, сделался он сильным, здоровым конем. Илья Муромец начал его выводить в поле чистое и учить скакать через рвы широкие, через тыны высокие. Да только нет для коня ни рва глубокого, ни тына высокого: все ему нипочем. Илья Муромец и сам удивляется, что за конь богатырский из жеребеночка шелудивого вырос.

Стал Илья подыскивать себе колчан со стрелами, лук тугой и меч вострый. Всё разыскал по силе своей да по росту, и пошел к отцу с матерью.

Поклонился и говорит: — Дорогие мои родители, Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна, давно мне хотелось по белому свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Благословите меня. Я поеду. — А куда поедешь-то? — спрашивает отец. — А в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру Красное Солнышко.

Отец с матерью заплакали и стали говорить: — Ах ты, милый наш сын, Илья Муромец, думали мы выкормить, вырастить тебя себе на утешение. Да, видно, не удержишь сокола в тесной клетке. Делать нечего, поезжай к князю Владимиру, людей посмотри, себя покажи.

Опоясался мечом Илья Муромец, оседлал коня, вывел его, сел и поехал.

Как лошади служат ангелам

Во Второй книге Маккавея есть упоминание о том, что люди видели, как лошади служат ангелам. Примерно в 176 году до нашей эры «Симон, поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником Ония». Предполагается, что они спорили о праве распоряжаться сокровищницей «И так как он не мог превозмочь Онии, то пошел к Аполлонию, сыну Фрасея, который в то время был военачальником Келе-Сирии и Финикии, и объявил ему, что Иерусалимская сокровищница наполнена несметными богатствами.

…Аполлоний, увидевшись с царем, объявил ему об означенных богатствах, а он, назначив Илидора, поставленного над государственными делами, послал его и дал приказ вывезти упомянутые сокровища». К тому времени царская казна была уже изрядно опустошена. Прибыв в Иерусалим, Илидор сообщил об имеющемся у него приказе и назначил день, когда будет производить осмотр сокровищ, чем произвел немалое волнение в городе.

«Священники… взывали на небо, чтобы Тот, Который дал закон о вверенном святилищу имуществе, в целости сохранил его вверившим. Когда же он (Илидор) с вооружёнными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти вместе с ним, быв поражены страхом силы Божьей, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом, быстро несясь, он поразил Илидора передними копытами, а сидевший на нём, казалось, имел золотое всеоружие.

Явились ему еще и другие два юноши, цветущие силой, прекрасные видом, благолепно одетые, которые, став с той и другой стороны, непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны. Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогда подняли его и положили на носилки. Того, который с большою свитой и телохранителями только что вошел в означенную сокровищницу вынесли как беспомощного, ясно познав всемогущество Божие. Божественною силою он повергнут был безгласным и лишенным всякой надежды и спасения. Они же благословляли Господа, прославившего свое жилище, и храм, который незадолго перед тем наполнен был страхом и смущением, явлением Господа Вседержителя наполнился радостью и весельем» (3 Макк., 3: 24–30).

Только после того, как первосвященник помолился за Илидора и принес жертву Богу, посланник царя вернулся к жизни. Илидор считал, что «ужасный всадник» есть не кто иной, как сам Бог.

«Когда же царь спросил Илидора, кто был бы способен, чтобы еще раз послать в Иерусалим, он отвечал: если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению, то пошли его туда, и встретишь его наказанным, если только останется он в живых, ибо на месте сем истинно пребывает сила Божия. Он сам, обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет». Этот случай привел евреев в восторг, а сирийцев – в ужас, а Симон стал клеветать на Онию, и даже обвинил в мошенничестве…

Юкагиры. Герой-мученик Эдилвей

Сказание о богатыре Эдилвее – один из самых распространенных
юкагирских сюжетов.

Один из самых известных героев юкагирских сказаний – богатырь Эдилвей, судьба которого
оказывается столь же героической, сколь и трагической. Рано потерявший родителей, Эдилвей,
достигнув зрелости, отправляется мстить за их убийство врагам. При этом мотив личной мести
тесно связан с ролью Эдилвея как защитника своего края. Благодаря отваге, незаурядной
физической силе и ловкости Эдилвей побеждает даже самых сильных и многочисленных
противников, защищая родные земли от вторжения чужеземцев.

Однако Эдилвею суждено за свои же подвиги и пострадать. Дух-хозяин земли строго наказывает за
многочисленные убийства. Герой не может отказаться от своей миссии, потому что тогда
погибнет и он, и его близкие, а родная земля окажется в руках захватчиков. Но в то же время
он знает: за кровопролитие последует кара.

Эдилвея называют еще Идилвэй, от глагола «идьилвэ» – страдать, уставать. Эдилвей – не только
могучий и отважный богатырь, но также и мученик.

Рацион питания диких и домашних лошадей

Это травоядные животные, поэтому их меню состоит исключительно из пищи растительного происхождения. Основной рацион диких и домашних коней практически идентичен – это свежая и сухая трава.

Основной корм лошадей – сочная зеленая трава

Но, если питание вольных жеребцов напрямую зависит от условий их естественной среды, то лошадям, живущим рядом с человеком, в этом плане повезло больше. Ведь заботливые владельцы дополняют рацион своих непарнокопытных питомцев злаками и овощами, так что по сравнению с дикими сородичами, их еда более сытная и разнообразная.

Что едят дикие лошади

У лошадей, населяющих дикие просторы степей и прерий, выбор корма невелик, и им приходится довольствоваться растениями, характерными для их региона обитания.

Рацион диких лошадей зависит от им природных мест обитания

В летний период едой для свободных табунов служат сочная зеленая трава, которой вдоволь на лугах и в степях. Не откажутся они полакомиться молодыми побегами кустарников, свежей древесной листвой и съедобными корнеплодами. Кони, обитающие в южных широтах, едят мягкие и сочные травы, копытные жители северных областей употребляют растительность с жесткими и плотными стеблями.

Сезон зимних холодов, когда земля скрыта под плотным снежным слоем, становится для диких лошадей настоящим испытанием. Ведь зимой они вынуждены питаться скудной сухой растительностью, для добычи которой кони разбивают копытами заледенелую корку снега. И во время затяжных, суровых зим гибнет немало вольных скакунов, особенно тяжело пережить голод и холод самкам и молодым жеребятам.

Чем кормят домашних лошадей

Диким коням для нормальной жизнедеятельности вполне хватает природных ресурсов, ведь им не приходится тяжело трудиться, или принимать участие в длительных забегах. А вот домашним лошадям для поддержания энергетического баланса недостаточно одной травы или сена, им требуется более калорийный и питательный корм.

О пропитании домашних лошадей заботится человек

Поэтому хозяева дополнительно подкармливают своих животных злаковыми культурами, овощами и специальным комбикормом. Лошадям, которые предназначены для сельскохозяйственных работ, кроме свежей травы и соломы дают овес или ячмень, пшеничные отруби и кукурузную муку. В рацион домашних коней также включают сырые овощи (свеклу, тыкву, кабачок, морковь), и такие сладкие фрукты, как яблоки и груши.

Зерно начали давать лошадям примерно в 3-4 тысячелетии до нашей эры, когда этих животных превратили из тягловой, в боевую силу. Во время военных действий всадники не имели возможности ежедневно выпасать своих коней, а мешки с сеном были слишком габаритными. Так что древние воины придумали кормить своих верных копытных товарищей овсом, мешочки с которым цепляли прямо на сбрую лошади.

У элитных скакунов и спортивных лошадей вообще особая диета, которую разрабатывают профессиональные зоотехники. Меню таких коней состоит из премиальных кормов, содержащие смесь из злаковых хлопьев, зерновой и овощной жмых и мюсли с орехами и сухофруктами. Но, конечно же, все вышеперечисленное является витаминными добавками, ведь основным рационом даже породистых жеребцов были и остаются свежая трава и качественное сено.

Вопрос эксперту
А правда, что лошади очень любят сахар?

Да, кони действительно любят полакомиться сахаром. И кусочки сахара-рафинада дрессировщики используют, как поощрение, угощая животное сладостью за успешно выполненный трюк.

Сравнение

Если проводить подробное сравнение по основным параметрам, то станет ясно, что в тексте придания фактическая и историческая основа сохранена в максимальном количестве. Представленные события передаются подробно, излагаются четко и ясно. Подобная особенность позволяет создать у слушателя ощущение, что описанные события были на самом деле. Текст позволяет полностью погрузиться в происходящее. Справедливо это и для преданий, созданных на библейской или ветхозаветной основе, и тех, которые возникли как семейные или родовые  истории нравоучительного  или просто познавательного содержания. Если предания связаны с историческими событиями или судьбами известных, выдающихся личностей, то кроме достоверности в текстах могли присутствовать элементы таинственного: знамения, предсказания, неожиданные события или роковые предопределенности. Эти моменты усиливали причинно-следственную связь в повествовании и делали его еще более захватывающим

Важно учитывать, что за время, которое существует предание, оно было много раз дополнено и приукрашено. Связано это с тем, что люди не могут пересказать историю в полном соответствии с оригиналом

Именно так в текстах появлялись поэтические образы.

Если вымысел преобладал над историческими фактами, так возникала легенда. В ее содержании было больше сказочного и непознанного, чем в преданиях. Героями легенд могли стать не только известные личности, реально существовавшие люди, но и божества, мистические силы. Именно поэтому нередко изложенные в текстах события приобретали обобщенный или же символический смысл.

В легенде прослеживается стремление людей к тому, чтобы объяснить непонятное, найти причину возникновения природных явлений, катаклизмов. Также они хотели выделить в герое черты и свойства, которые бы подчеркивали его лидерство и могущество.

Нужно учитывать, что точного времени действия в легенде нет – сюжет не указывает на определенный промежуток в истории. Связано это с тем, событие произошло очень давно. Восприниматься рассказ может только как неоспоримый факт, его следует принять на веру и не искать подтверждение реальности описанного. Предание же обычно привязано к определенному временному или историческому промежутку.

Илья Муромец и богатырский конь

И вот видит: точно – идет мужичок.

Выбегает Илья, спрашивает:
— Куда жеребеночка ведешь?
А тот отвечает:
— Очень плох получился. Пришибить надо.

Стал тут Илья просить мужичка, чтобы он жеребеночка не пришибал, а лучше ему отдал.

Удивился мужик:
— Да на что тебе такой жеребеночек? Куда он годится?
А Илья все свое: отдай да отдай.

Подумал мужичок и отдал Илье жеребеночка. И даже не взял с него никакой платы.

Привел Илья Муромец жеребенка к себе на двор, поставил в стойло и давай поить и кормить, как учили странники.

В скором времени стал жеребеночек от такого ухода расти да хорошеть. А как минуло ему три лета, сделался он сильным, здоровым конем. Илья Муромец начал его выводить в поле чистое и учить скакать через рвы широкие, через тыны высокие. Да только нет для коня ни рва глубокого, ни тына высокого: все ему нипочем. Илья Муромец и сам удивляется, что за конь богатырский из жеребеночка шелудивого вырос.

Стал Илья подыскивать себе колчан со стрелами, лук тугой и меч вострый. Всё разыскал по силе своей да по росту, и пошел к отцу с матерью.

Поклонился и говорит:
— Дорогие мои родители, Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна, давно мне хотелось по белому свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Благословите меня. Я поеду.
— А куда поедешь-то? — спрашивает отец.
— А в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру Красное Солнышко.

Отец с матерью заплакали и стали говорить:
— Ах ты, милый наш сын, Илья Муромец, думали мы выкормить, вырастить тебя себе на утешение. Да, видно, не удержишь сокола в тесной клетке. Делать нечего, поезжай к князю Владимиру, людей посмотри, себя покажи.

Опоясался мечом Илья Муромец, оседлал коня, вывел его, сел и поехал.

Бегущая лошадь

Интересное изображение можно получить, если рисунок нарисовать карандашом, а потом обвести его фломастером.

  1. Сделайте пропорциональный набросок – как нарисовать голову лошади и тело, было описано выше.
  2. Воспользовавшись подходящими картинками, наметьте линии бегущих ног. Добавьте им мясистости при помощи мягких обводов.
  3. Нарисуйте развевающиеся хвост и гриву.
  4. Теперь обрисуйте фломастером основные линии, в том числе, в гриве и в хвосте. Какие-то детали при помощи мягкого карандаша можно сделать более объемными.

Для фона нарисуйте травку или горы в туманной дымке. Рисунок готов.

11. Материалы. (Оглавление статьи.)

  • Афанасьев А.Н., » Древо жизни».
  • Белякова Г. С., «Славянская мифология».
  • Николаева Т. В. , «Древняя Русь и славаяне».
  • Рыбаков Б. А., «Древняя Русь. Культура и быт».
  • Елеонская Е.Н., «Сказака, заговор и колдовство в России».
  • Зеленин Д.К., «Восточнославянская этнография».
  • Кирпичников А. Н., «Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX — XIII вв»
  • Ковалев Г. Ф., Афанасьевский сборник. «Календарные обряды».
  • Коринфский А. А., «Русь народная».
  • В.И. Ерохин, Ю.В. Курдюков, С.Б. Чернецова, «Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья по материалам полевых экспедиций 2009-2011»
  • Олейник Д.В., «Обряды и представления восточных славян».
  • Миронова В.Г., «Языческое жертвоприношение в Новгороде».
  • Седов В.В., » К вопросу о жертвоприношениях в древнем Новгороде».
  • Пропп В.Я., «Исторические корни волшебной сказки».
  • Зеленин Д.К., «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских
    народов».
  • Курбатов А.В., «Традиция строительных «прикладов» в Восточной Европе и Сибири (Средневековье и Новое время)».
  • Голубева Л.А., «Амулеты.» – Древняя Русь. Быт и культура.
  • Успенская А.В., «Нагрудные и поясные привески. – Очерки по истории русской деревни X–XIII вв.»
  • Пропп В.Я., «Исторические корни волшебной сказки».
  • Рябинина Е.А. (ред.), «Зооморфные украшения древней Руси X-XIV вв».
  • Миронова В. Г., «Языческие жертвоприношения в Новгороде».
  • Соколова В. К., «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов».
  • Сумцов Н. Ф., «Символика славянских обрядов».
  • Тянина А. Е., «Амулеты средневекового Новгорода из зубов и костей животных».
  • Сингх В. К., Новиков В. В., «Усадьба X — XI веков в Людином Конце средневекового Новгорода».
  • Маслова Г.С., «Орнамент русской народной вышивки».
  • «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке». Альбом.
  • Родионов М. С., «Изображение боевого коня в русских богатырских былинах».
  • Формозов А. А. «Строительные жертвы на поселениях и в жилищах эпохи раннего металла»

Индоевропейцы Ашвины ( близнецы — всадники) Близнечные мифыАшвамедхаЗахоронение лошадиКульт коняКонь в геральдикеЖертва лошадиПриручение лошадиБожественные близнецыХаягриваМасть лошадиКонь-Камень (Тульская область)Конь-камень (Коневец)Конь-камень (Липецкая область)

История происхождения

Откуда же взялась такая лошадь, что сумела не только выжить в таких экстремальных условиях, но и служить человеку?

В качестве ответа на этот вопрос учёные предлагают две версии.

Исторически известно, что якуты изначально были кочевым народом и с берегов Байкала в северную часть этого региона они прибыли на лошадях, типичных для степных регионов.

Но более южные широты предлагают достаточное количество травы для их пищи, а северная тундра не может похвастаться наличием достаточного количества зелени на пастбищах, так что очень многие лошади сначала гибли от бескормицы.

По этой причине якутам пришлось, кроме естественного выпаса, давать лошадям сено, чтобы они быстрее жирели и уже могли бы существовать при низких температурах.

Вторая версия гласит, что якутские лошади (якут. «саха ата») появились в результате другого процесса. В конце XVIII века исследователь И. Д. Черский провёл в районе р. Яны исследование останков, принадлежавших неизвестной породе лошадей.

Это оказалась крупная белая дикая тундровая лошадь. Он предположил, что такая порода существовала в один период с мамонтами.

Поэтому появилась версия, что предкам якутов удалось скрестить степную породу с дикими лошадьми. В результате гены позволили степнякам приспособиться к суровым условиям региона.

Ненцы. Сказания о великанах

Некоторые исследователи называют ненецкий эпос «лучшей историей
ненецкого народа», так как наряду со сказаниями, относящимися к началу времен,
значительная часть произведений посвящена реальным людям и историческим событиям.

Эпические песни ненцев называются «сюдбабц», что дословно переводится как «сказание о
великанах». Персонажи этих легенд не только сильны и бесстрашны, но часто обладают
магическими способностями. Среди распространенных сюжетов – месть за обиду, добывание жены,
отстаивание своих прав, война с иноплеменниками. Богатыри отличаются недюжинной физической
мощью и внушительным ростом, однако в некоторых преданиях перед военным походом герою
необходим длительный сон, чтобы накопить силы.

История создания полотна

А не было особой истории. В начале 20 века художник уже создал полотна, которые прославили его на весь мир, участвовал в организации «Союз русского народа», был одним из создателей Общества возрождения художественной Руси, которое своей целью видело знакомство народа с древним русским творчеством во всех его проявлениях, а также его развитие в условиях современного мира…

А за окном уже громыхала Первая мировая война, из которой Россия должна была выйти с победой. А значит, нужно было вдохновлять современных богатырей на подвиги. Так и появилась идея картины. Усилить патриотический дух и волю к победе может только талантливый творец.

Персонажи[править]

Сквозныеправить

Оммаж

Золотое трио богатырей. В первых трёх фильмах появляются по одному.
Алёша Попович, золотой блондин, усов и бороды нет.
В былинах он представлен как ловелас, трикстер и интеллектуальный, смекалистый, расчётливый воин, который больше полагался на хитроумие и вполне был достоин встать в один ряд с Одиссеем, но физически более слабый, чем его товарищи.

В мультфильмах всё с точностью до наоборот. Педаль в чистое поле: он крутой, но тупой. Всем подряд каждые пять минут предлагает «отведать силушки богатырской». Но это сделано намеренно, ради пародии. В мультфильмах-кроссоверах его крутизну поубавили, чего нельзя сказать о тупизне.

Добрыня Никитич, платиновый блондин, крутой бородач (с прикрученным фитильком — борода-то коротенькая). Вооружён копьём с толстенным древком. Любит поспать: засыпает, как только настанет ночь, и хрен добудишься, пока солнце не встанет

И неважно, что там происходит вокруг. В отличие от добродушного крестьянина Ильи и юного летами (а особенно — умишком) Алёши, Добрыня изображён профессиональным воякой, и во всех его манерах ощущается армейская выправкаТут образ (кроме любви к ночному сну) довольно точно соответствует и былинам, и историческому прототипу (который князю Владимиру приходился родным дядей и был у него штатным воеводой).

Показывает себя не только сильным, но и образованным.

Илья Муромец, синеглазый крутой бородач-шатен. Самый мудрый и, пожалуй, практичный из богатырей, а вот хладнокровие подкачало. Любит животных.
Чтобы ослабеть, ему достаточно находиться за пределами Руси. Причём горсточка родной земли, взятая с собой, поддерживает его силы. Подсвечен плацебо-эффект: Илья был уверен, что земля с ним, и оставался силён, но сразу ослабел, узнав, что забыл взять её. Учитывая, что Илья невероятно суеверен, скорее всего, никакой особой слабости у него и нет, но неверие в свои силы может всерьёз ослабить его. В былинах такого не было и близко — Илья дрался на своём высоком уровне, но если достойный противник прижимал его к родной земле, силы утраивались.
Верит в судьбу и постоянно говорит о приметах. Это очень раздражает князя киевского, который не упускает случая потроллить Илью: «Вон, слышишь, шишка упала? Жди дождь к ужину!» На что богатырь наставительно отвечает, что приметы народ веками сочинял.

За секунду до получения 220

Причины сокращения и исчезновения породы

Ближе к концу XIX века битюги уже переживали кризис. Скорее всего, причинами этого стали:

  1. Плохая селекционная работа или ее отсутствие. C середины XIX века представителей породы скрещивали с английскими тяжеловозами и крестьянскими рысаками. Появились изменения во внешности. Ухудшились выносливость и неприхотливость.
  2. Дефицит корма. Степи распахивали, коней переводили в хлев. Солома, отруби, жмых были слишком скудной едой для такой крупной и работящей лошади. Возможно, эта причина совпала по времени с предыдущей.
  3. Гражданская война 1918–1922 гг. В такой же ситуации оказалась, например, стрелецкая разновидность. Войны внутри страны — обычная причина вымирания пород, особенно лошадиных. Во время потрясений, упадка не до селекции. Кроме того, лошади — прямые участники сражений того периода. Они делили с людьми и другие тяготы: голод, работу на износ.

Коряки. Быстроногий Мивит

В основе корякских и чукотских героических сказаний – борьба за
обладание оленьими стадами, но нередки и истории о борьбе между общинами, семьями и
богатырями.

Широко распространены предания о богатыре Мивит, который, помимо незаурядной силы, мог также
похвастаться потрясающей скоростью. Он передвигался настолько быстро, что для охоты ему не
был нужен лук: «не успеют гуси взлететь, а он уже всех похватал». На один шаг Мивита
приходилось десять шагов обычного человека, «и никто не мог его убить», как говорит
предание. А однажды Мивит разогнался до такой скорости, что загорелась вязанка дров, которую
он нес на спине!

Битва с басурманами

Не успели отгулять-отпировать, смотрят все: въезжает на княжий двор татарин-богатырь, ханский гонец. И подает он князю Владимиру письмо запечатанное. Князь Владимир сорвал печать, глядит, а там на ханском языке написано:

«Сдавай, князь, без боя Киев-град, а не то в нем камня на камне не останется».

Тут со всех богатырей хмель разом сошел — затряслись, как листы на осине, не знают, что и делать. Думали-думали и придумали сперва разведчиков вперед послать — узнать, сколько есть силы татарской. Выбрали удалых молодцов, которые сумели бы пролезть близко к басурманским войскам да сосчитали бы, сколько у врагов палаток наставлено. И оказалось, что войск вражеских пятьсот тысяч пришло.

Тут еще больше испугались все богатыри — никто не хочет за городские ворота выступать.

Тогда говорит Илья Муромец:
— Эх, богатыри могучие, трусливы вы, как зайцы! Вам бы только пировать да бражничать. Разве так вы поступаете, как надобно? Разве так защищают землю Рускую? Дай мне, князь Владимир, войско не великое. Я поеду и опережу неприятеля.

Опоясался он мечом своим широким и поехал в заставу городецкую, а за ним и войско пошло и другие богатыри, нехотя, поехали. Выехал за городские ворота Илья Муромец и сразу налетел на орду татарскую. А татаре закричали, засвистали, загикали, хотят Илью копьем достать, с коня свалить. Да не дается Илья Муромец — направо-налево рубит, так что головушки басурманские словно мячики катятся.

Не устояли басурмане, дрогнули и пустились каждый себя спасать — кто как знает. Тут и другие богатыри очнулись, набрались духу, и давай Илье подсоблять.

В скором времени оглянулся Илья Муромец — видит: чисто поле, бить больше некого.

Вернулись все богатыри в Киев-град, а князь Владимир с такой большой радости задал пир, как говорится, на весь мир. Все пьют, едят, делами ратными хвастают. Друг дружку выхваляют и себя не забывают.

Одному Илье похвального слова не нашлось. Сидит он в углу, издали разговоры слушает.

Говорит ему князь Владимир Красное Солнышко:
— А что ж ты, Илья, не пьешь, не ешь? Выбирай место, садись к столу.

Отвечает Илья Муромец:
— Не пристало мне, Владимир-князь, сидеть среди богатырей могучих. Сяду я, Илья, крестьянский сын, на лавочку у самого кончика.
— Воля твоя, Илья Муромец. Где хочешь, там и садись.

Сел Илья на лавочку, на самый кончик. Да как повернулся, как шевельнул плечом, так все богатыри на пол и попадали. И очутился Илья посередь стола. Как на поле боевом стоял, так и за столом сидит.

А богатыри видят, что много у Ильи силушки нетраченой, и никоторый на него не обиделся.

Скучно стало Илье Муромцу. Сидит он за столом задумчив, молчалив, не весело ему бражничать да хвастаться. Думает: «Чем зря время проводить, поеду я по белу свету погулять. Святогора-богатыря повидать».

Долго не думал, простился Илья со князем Владимиром и поехал искать Святогора-богатыря по всей земле Руской.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: