Аид

Аид (миф древней Греции)

 Глубоко под землей живет и царствует третий брат великого Зевса суровый Аид. Досталось ему по жребию подземное царство, и с тех пор он там полновластный хозяин.

Темно и мрачно в царстве Аида, ни единый лучик солнечного света не пробивается туда сквозь толщу. Ни один живой голос не нарушает печальное безмолвие этого сумрачного царства, только жалобные стоны мертвых тихим, неясным шелестом заполняют все подземелье. Мертвых здесь уже больше, чем живых на земле. А они все прибывают и прибывают.Течет на границах подземного царства священная река Стикс, на ее берега и прилетают после смерти души умерших. Терпеливо и безропотно ждут они, когда приплывет за ними перевозчик Харон. Нагружает он свою ладью безмолвными тенями и везет их на другой берег. Только в одну сторону везет он всех, обратно его лодка всегда плывет пустая.А там, у входа в царство мертвых, сидит грозный страж – трехглавый пес Цербер, сын ужасного Тифона, на шее у него шипят и извиваются злобные змеи. Только он больше сторожит выход, а не вход. Без задержки пропускает он души умерших, но обратно ни одна из них уже не выйдет.А дальше путь их лежит к трону Аида. Посреди своего подземного царства сидит он на золотом троне вместе со своей женой Персефоной. Однажды он похитил ее с земли, и с тех пор Персефона живет здесь, в этом роскошном, но мрачном и безрадостном подземном дворце.То и дело подвозит Харон новые души. Испуганные и дрожащие, сбиваются они стайкой перед грозным властелином. Жалко их Персефоне, она готова всем им помочь, успокоить их и утешить. Но нет, не может она этого делать! Здесь же рядом сидят неумолимые судьи Минос и Радамант. Они взвешивают на своих ужасных весах несчастные души, и сразу становится ясно, сколько нагрешил человек в своей жизни и какая участь ожидает его здесь. Плохо приходится грешникам, а особенно тем, кто сам никого не жалел при жизни, грабил и убивал, издевался над беззащитными. Ни минуты покоя не дадут им теперь неумолимые богини мщенья Эринии. Они носятся по всему подземелью за преступными душами, гонят их, размахивая грозными бичами, отвратительные змеи извиваются на их головах. Никуда не скрыться от них грешникам. Как бы хотелось им, хотя бы на секундочку, очутиться на земле и сказать своим близким: «Будьте добрее друг к другу. Не повторяйте наших ошибок. Ужасная расплата ждет всех после смерти». Но отсюда нет пути на землю. Есть только сюда с земли.Опершись на свой грозный разящий меч, в широком черном плаще стоит возле трона ужасный бог смерти Танат. Только взмахнет Аид рукой, как срывается с места Танат и на своих черных громадных крыльях летит к постели умирающего за новой жертвой.Но вот как будто светлый луч пронесся по мрачному подземелью. Это прилетел прекрасный юный Гипнос, бог, который навевает сон. Он спустился сюда, чтобы поприветствовать Аида, своего повелителя. А потом опять помчится на землю, где его ждут люди. Плохо им бывает, если Гипнос задержится где-то.Летает он над землей на своих легких, ажурных крыльях и льет из рога снотворный елей. Нежно касается он ресниц своим волшебным жезлом, и все погружается в сладкий сон. Ни люди, ни бессмертные боги не могут противиться воле Гипноса – такой он могущественный и всесильный. Даже великий Зевс послушно смыкает грозные очи, когда взмахивает прекрасный Гипнос своим чудесным жезлом.Часто в полетах сопровождают Гипноса боги сновидений. Они очень разные, эти боги, как и люди. Есть добрые и веселые, а есть мрачные и неприветливые. Так и получается: к кому какой бог прилетит, такой сон человек и увидит. Кому-то приснится радостный и счастливый сон, а кому-то тревожный, нерадостный.А еще бродят по подземному царству ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами и чудовищная Ламия, которая любит по ночам пробираться в детские спальни и утаскивать маленьких ребятишек. Ужасная богиня Геката властвует над всеми этими чудовищами и привидениями. Как только наступает ночь, выходит вся эта жуткая компания на землю, и не дай бог кому встретиться с ними в эту пору. Но с рассветом опять скрываются они в своем мрачном подземелье и сидят там до темноты.Вот такое оно – царство Аида, страшное и безрадостное.

— КОНЕЦ —

Почему Зевс спал с Персефоной?

Говорили, что Персефона была очень красивая богиня. Настолько красивой, что каждый бог мужского пола или полубог хотел ее. Хотя Деметра, ее мать, спрятала ее в пещере, Зевсу, как змее или другому существу, удалось найти пещеру и проникнуть внутрь. К сожалению, эта история больше о сексуальных отношениях без согласия.

Персефона богиня весны?

Богиня Весна и природа

В орфической традиции Персефона считается дочерью Зевса и его матери Реи, а не Деметры.

Что сделала Деметра, когда похитили Персефону? Деметра, богиня урожая и плодородия, искала свою дочь, когда Персефона пропала без вести. Как только она поняла, что Персефону забрали в подземный мир, она протестовала против похищения. остановив ее работу с посевами. … Поскольку она ела фрукты из подземного мира, теперь она была привязана к подземному миру и Аиду.

Как на самом деле выглядела Персефона? Персефону обычно изображали в виде юная богиня, держащая снопы зерна и пылающий факел. Иногда ее изображали в компании ее матери Деметры и героя Триптолема, учителя земледелия. В других случаях она появляется на троне рядом с Хайдесом.

Происхождение имени

Этимология имени «Аид» неясна. Предполагается, что это имя происходит от греческого корня ἀϊδής, означающего «невидимый», что соответствует главному атрибуту этого бога — шлему, который способен сделать невидимым любого, кто его носит.

В диалоге «Кратил» Платона обсуждаются разные версии этимологии. В частности, Сократ приводит доводы в пользу народной этимологии не от «невидимого», а от «своего знания (eidenai) всех благородных вещей»:

Современная этимология предпочитает связь слова «Аид» с греч. αίανής (sai-Fα-νης) «ужасный» (ср. лат. saevus — «жестокий»). Эпитеты Аида включают Агесандр (Ἀγήσανδρος) и Агесилаос (Ἀγεσίλαος), от ágō (ἄγω , «вести», «нести» или «приносить»), подразумевая Аида как бога, который уносит все, а также Адмет (Неодолимый).

Как пишет Платон в диалоге «Кратил», люди предпочитают называть этого бога именем Плутона (Πλούτων, Ploútōn, «дающий богатство»), потому что имя Гадес вызывает страх. Это имя подразумевает, что из подземного царства (то есть из почвы) приходят богатства (например, плодородные культуры, металлы и т.д.). Также Аида называли Климен («печально известный»), Полидегмон («принимающий многих») и, возможно, Эвбулей («благонамеренный»).

Кем же стал Гадес?

Изначально древнегреческий бог Аид имел лишь одну функцию — был покровителем царства, расположенного под землей, где проводили вечность души мёртвых. Конечно, его боялись, имя старались лишний раз не произносить, нередко используя иносказательные названия.

В то же время все философы и богословы признавали Аида, подземного бога, очень гостеприимным и щедрым — всё-таки, никому из живых не суждено избежать визита к нему. Но лишь очень немногим под силу покинуть владения Плутона.

Однако со временем представление о нем изменилось. По каким-то древнегреческая мифология бога Плутона (Аида) соединила с Плутосом, который до этого был совершенно отдельным божеством — покровителем плодородия. В целом это объясняет откуда взялся греческий или олимпийский бог Плутон (простое искажение имени). К тому же, по своему это логично. Ведь именно из земли растут деревья и травы, уходя корнями к подземному царству смерти. Дополнительно в пользу этой точки зрения сыграла и простая аналогия. Каждую весну пахари засевают землю зерном — будто бы хоронят её. А уже через несколько недель зерна прорастают и набирают силу, чтобы осенью принести богатый урожай.

Конечно, добавление такой важной функции не могло не отразиться на отношении к Гадесу простых смертных. Теперь его боялись уже куда меньше, а Гомер даже называл Аида Подземным Зевсом

Так что, ответ на вопрос, чем управляет бог Аид, довольно неоднозначен. Хотя его основная функция — контроль за царством мертвых, он также отвечает за плодородие земель.

Три круга греческого «ада»

С прислужниками Аида мы немного разобрались, теперь взглянем на его мир глазами древних греков, а также попробуем найти какое-либо научное подтверждение легендам.

Мы уже говорили, что главное отличие древнегреческих верований от христианской религии как раз и кроется в обустройстве загробного мира. У греков не было никаких иллюзий насчет вечной жизни. Праведник ты или грешник, нищий или богач, да будь хоть самим сыном бога, но если не награжден бессмертием твоя дорога все равно закончится в унылом царстве теней, а значит Аид, несмотря на всю свою неприглядность, имеет власть над всеми живыми, и нет никого к кому бы он ни смог дотянуться.

Большинство попавших к Аиду душ влачат свое унылое существование на просторах асфоделевого луга. У таких нет ни радости, ни страдания. У христиан же аналогом этим лугам служит хорошо описанное чистилище. А как же ад?

Оказывается, он также был «содран» с греческого тартара. Бездонной пропасти, которая удалена от поверхности земли на такое  же расстояние, как и само небо. Там боги заключали особо опасных или особо провинившихся грешников. Например, именно там сейчас томится Пифон и опальный Кронос. Но интереснее другое. В этой же «языческой» тюрьме Бог христиан заточил до страшного суда падших ангелов. Не верите?

Читаем . 2-е Петра 2:4

Неожиданно, да?

Но если в греческом Аиде нашлось место и чистилищу, и аду, возможно, там стоит поискать и рай? Тем более что его уже искали и до нас. Недалеко от Афин, в небольшом городке Эвлисине археологи обнаружили разрушенный храм, а в нем барельеф с надписью: «Богу и богине». То есть это было одно из очень немногих святилищ Аида и Персефоны, той супружеской пары, имена которых греки старались не называть. Здесь основывался культ смерти, в котором в разные времена состояли такие деятели, как:

Внимание!

  • Сократ
  • Платон
  • Цицерон

Но что забыли эти, любившие жизнь философы, у самых врат смерти? Чем интересен им был Аид?

Ответ в своих стихах нам может дать сам Гомер. Читаем:

Так творец «Илиады» описывает элизиум, древнегреческий рай, который также находится во владении бога мертвых, Аида. По преданию, там отдыхали убитые в сражениях герои, но только те из них, которые принадлежали к четвертому поколению, для остальных подземный рай недоступен. А ведь так хотелось!

Потому-то и искали мыслители дорожку в загробный мир, потому-то и не боялись приносить жертвы Аиду. Соблазн попасть ещё при жизни в рай был слишком велик.

Аид в мифологии

Мифология Аида небогата подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным (Зевсом Хтонием) (Гомер. Ил. IX 457), знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства.

Аид был первенцем Кроноса и Реи. Как и все его братья и сестры, он был проглочен сразу после рождения своим отцом, которому было предсказано, что сын свергнет его. После него Кронос пожирает Посейдона и, наконец, вместо своего последнего сына Зевса проглатывает камень. Впоследствии Зевсу удается в титаномахии (войне с титанами), длившейся десять лет, свергнуть Кроноса и освободить братьев и сестер.

После войны Аид получил от циклопов чудесный шлем, делающий его невидимым даже для других богов (Зевс получает молнию, а Посейдон — трезубец). После того как титаны были побеждены, три брата-кронида — Зевс, Аид и Посейдон — бросили жребий, желая разделить Вселенную. Согласно нему, Аид получает «подземные мраки», невидимое царство, в которое отправляются души умерших (Гомер. Ил. XV 187–93).

Как пишет древнегреческий писатель II в. до н. э. Аполлодор Афинский в своей книге «Мифологическая библиотека»:

«Похищение Персефоны», Ян Брейгель старший

Когда Аид захотел получить жену, он попросил своего брата Зевса подарить ему одну из его дочерей. Бог предложил ему Персефону, дочь Деметры. Однако зная, что богиня будет сопротивляться браку, он согласился на насильственное похищение девушки. Когда Деметра узнала об этом, она пришла в ярость и заставила землю голодать, пока ее дочь не вернулась. Зевс был вынужден уступить, чтобы человечество не погибло, и девушку отпустили из подземного мира. Однако поскольку она попробовала зерно граната, она была вынуждена возвращаться к нему на часть каждого года.

Как бог смерти Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, окончательно вытеснившим первоначальное имя. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием Элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека. Супруга Аида, Персефона, также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.

Аид приписывалась способностью воскрешать мертвых. Но случилось так, что сын Аполлона великий врачеватель Асклепий также познал эту тайну, из-за чего приток душ в Аид немного остановился. Разгневанный Аид попросил Зевса убить Асклепия и тот поразил его молнией.

Плутону (римскому аналогу Аида) посвящен XVIII орфический гимн:

«Духом великий, о ты, обитатель подземного дома
Тартара в мрачных лугах, лишенных сияния света,
Зевс Хтонийский, прими, скиптродержец, с охотою жертвы,
Ты, о Плутон! От всей земли ты ключами владеешь,
Смертному роду даришь урожаи в богатые годы.
Недра бессмертных богов, подпора крепчайшая смертных.
Ты сТреть мирозданья удел твой — земля, вседарящая почва,
Свой трон утвердил среди области вечного мрака,
Средь необъятных просторов лишенного воздуха ада,
Черного близ Ахеронта, держащего корни земные.
Многоприимный, ты смертью над смертными властвуешь мощно,
О Евбулей! Ты прекрасное чадо священной Деметры
В жены похитил, схватив на лугу, и понес через море
Вдаль на четверке коней прямо в Аттику, в край Элевсинскии:
Есть там пещера — врата ее путь открывают к Аиду.
Ты, о единый судья деяний и явных, и тайных!
О вседержитель, о самый священный, о блещущий славой,
В радость тебе — благочестное дело вершения таинств!
О, призываю, гряди с благосклонным веселием к мистам!»

Евбулей означает «Добрый совет». Плутон многоприимный именуется также «щедрым» и «гостеприимным» (Гом. гимны V 404, 430), так как смерть уготована каждому человеку. Согласно историку Диодору Сицилийскому, Плутон ввел погребальные обряды (V 69). Плутарх противопоставляет «светлого» Аполлона «темному» Плутону, имевшему такие эпитеты как Айдоней (Невидимый) и Скотий (Темный).
Древнегреческий поэт Стесихор пишет:

Игры и песни приятны Аполлону;
Горе и тяжкие стоны — Аида удел.

В эллинистическую эпоху титул или эпитет Плутоний иногда прикрепляли к именам других божеств. В «Герметическом корпусе» Юпитер Плутоний «правит землей и морем и именно он питает смертные вещи, которые имеют душу и приносят плоды».

Легенды и мифы Олимпа: список и описание 12 богов

Легенды об олимпийских богах переходили из поколения в поколение, и оказали огромное влияние на мировую культуру. Сюжеты из древнегреческой мифологии присутствовали в литературе, поэзии, живописи, скульптуре, музыке. Они «оказывали» влияние практически на все сферы человеческой жизни, так как отражали представление людей об устройстве мира.

Та информация, которая дошла до наших времен о легендах и сказаниях Древней Греции, пришла из произведений Гомера, Овидия, Нонна, Еврипида. Так, к «олимпийскому» периоду развития общества все мифы были связаны с горой Олимп, где восседали 12 божеств во главе с Зевсом (правда, количество их не всегда совпадает).

Согласно древнегреческим мифам, до того, как «центральные» Боги вознеслись на Олимп, на Земле существовал Хаос, который породил Вечный Мрак и темную Ночь. От них произошли Вечный Свет и светлый День. Так, ночь стала сменять день, а день — ночь, во веки веков.

Могучая Богиня Гея (Земля), тоже возникшая из Хаоса, породила Небо (Уран), Горы и Море. И тогда Уран взял Гею в жены. От этого союза родилось шестеро Титанов и шесть Дочерей. От связи их друг с другом на свете появились реки, ветры, звезды, дожди, Луна.

Кроме того, у Геи родились три великана-циклопа и три великана, у каждого из которых было 50 голов и 100 рук. Увидел Уран этих страшилищ и возненавидел, так как были они с буйным характером и могучей силой. Уран заключил их в недра Земли, но она тайком их вызволила и уговорила, чтобы они восстали против отца. Только один, самый младший из братьев по имени Кронос, сумел отнять власть у Урана.

Тогда богиня Ночь породила смерть, раздор, обман, кошмарный сон, уничтожение и месть. Кронос стал властвовать в мире, где царила борьба, ужас и несчастье. Так наказала Ночь хитрого Кроноса.

Больше всего он боялся, что его дети могут в любой момент с ним разделаться, так же, как он со своим отцом. И тогда он призвал к себе жену Рею, и приказал ей приносить рождавшихся детей. Всех их — Гестию, Деметру, Геру, Аиду и Посейдона — беспощадный Кронос проглотил. Но был еще и шестой ребенок — Зевс. Вместо него Рея дала супругу завернутый в материю камень, как будто это младенец в пеленках. А сама в тайне от безжалостного мужа отправилась на остров Крит, где и родила малыша в темной пещере.

Образ и атрибуты Аида

По сравнению с другими богами Аид, как бог смерти, редко изображался на картинах, вазах и храмах. Также существует очень немного его статуй. Одним из ранних источников, рассказывающих об Аиде, является Гомер, который в «Илиаде» и «Одиссее» достаточно подробно описывает бога и говорит, что Аид является копией Зевса, однако имеет инфернальные черты, присущие богу подземного мира. Как пишет Гомер:

В Гомеровском гимне к Деметре Аид назван «чернокудрявым». Трагик Еврипид в своей пьесе «Алкестида» называет Аида черноволосым, крылатым и пишет, что у него «тёмные брови». Аиду приписывалась бледность. Марциан Капелла описывает его как «бледного в тени, беглеца от света».

Согласно Гомеру, местом Аида в глубоких пределах подземных, является темный пространный дом с широкими вратами, в котором стоял золотой трон, выкованный самим Гефестом. Для путешествия Аид использовал колесницу, в которую запрягали четырех черных коней. Кони являются важным атрибутом Аида. Гомер называет Аида «конями гордящимся» (Ил. XI 445). В мифе о похищении Персефоны (Гомеровский гимн Деметре. Стт. 17—20) Аид восседает на золотой колеснице, запряженной конями.

Имена четырех коней Аида-Плутона называет римский поэт Клавдиан (ок. 370 года — ок. 404 года) в первой книге своей поэмы «Похищение Прозерпины»:

«Страшны очами горящий Орфней и Этон, быстротечней
Легкой стрелы, и Никтей, табуна высокая слава
Стиксова, Дита клеймом Аластор запечатленный».

Помимо коней в Орфическом гимне Плутону упоминаются и другие его атрибуты: двузубый скипетр, ключи и трон. В гимне ключи связаны с способностью Аида-Плутона давать богатства человечеству, особенно сельскохозяйственные богатства «плодов года». В эпоху Возрождения двузубец стал символическим атрибутом Плутона. Ключ Аида-Плутона — это ключ от подземного мира. Как пишет Павсаний в «Описании Эллады»:

Ещё одним важным атрибутом Аида является его волшебный шлем (Ἄϊδος κυνέην, Aidos kunéin), много раз упоминаемый в греческой мифологии. Впервые о нём рассказывает Гомер в «Илиаде» (Ил. V 845). Впоследствии его упоминает греческий драматург Аристофан (Ахарняне, 390) и философ Платон (Государство, X, 612В). Как утверждает Аполлодор, киклопы подарили Зевсу гром, молнию и перун, Плутону — шлем-невидимку, а Посейдону — трезубец. Имея такое вооружение, они победили Титанов и заключили их в Тартаре. Шлемом Аида пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу Горгону; Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним; в гигантомахии этот шлем покрывает голову Гермеса. Двузубые вилы Аида — также подарок циклопов.

Аид с рогом изобилия (справа) и Персефона (слева). Деталь аттической краснофигурной амфоры, ок. 470 г. до н.э. Италия

Аид в образ Плутоса-Плутона обладал рогом изобилия. По сути — это рог огромных размеров, который наполнен различными богатствами и снедью. Греки считали, что именно из этого рога Аид выбирает богатство, чтобы отблагодарить верных ему людей. Если Плутон всегда держал рог изобилия, то Аида иногда изображали с пустым рогом (очевидно, его следует понимать как рог для питья). В отличие от Плутона, Аид никогда не имеет аграрных атрибутов, таких как стебли зерна.

Согласно философу-стоику Корнуту (I век н.э.), Плутон носил венок из фазганиона, традиционно отождествляемый с разновидностью гладиолуса. Считалось, что с Аидом связаны также нарциссы, кипарисы, а также змеи, поскольку его иногда изображали либо держащим их, либо в сопровождении их. Мифограф эпохи Возрождения Натале Конти говорит, что Плутону были посвящены венки из нарцисса, папоротника и кипариса. В гомеровском гимне Деметре Гея (Земля) создала нарцисс по просьбе Зевса чтобы завлечь Персефону, которую хотел похитить Аид.

Также Аиду соответствует белый тополь. Согласно греческим мифам, он влюбился в прекрасную нимфу-океаниду и похитил ее, увезя в подземный мир. Когда она умерла, Аид превратил её в белый тополь. Как и другие растения, связанные с Аидомм, белый тополь в древности считался противозачаточным средством.

Правление[править]

После раздела мира между тремя братьями (Зевс, Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами.

Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).

Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека.
Супруга Аида, Персефона, также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.

Атрибутыправить

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично «шапке-невидимке» из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу Горгону; Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трёх псов. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом.

Аид и Персефонаправить


Аид похищает Персефону, фонтан в Познани


left

Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам, или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице. Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.

Аид

Громовержец правит над землей и всеми ее обитателями, Океан – над морскими и речными просторами и, Аид- внушающий, страх и почтение, властитель царства мертвых.

Уважали и трепетали смертные перед верховными божествами, но самый большой страх и трепет внушал им Аид – царь подземного царства, откуда нет возврата.

Смертные так боялись его, что старались никогда не произносить вслух его имя. «Незримый», «Бессмертный», «Богатый», «Гостеприимный», «Получатель даров» — это только несколько имен, называющих владыку царства теней.

Нет, его не считали кровожадным и жестоким, он был справедлив и разумен, но его суда никто не мог избежать. В его взгляде не было ненависти к людям, но когда он устремлял на смертного свои холодные глаза, никто не мог лгать.

Все дурные и хорошие поступки были открыты перед этим мрачным Богом, и только он мог решить, что произойдет с душой в его царстве: будет ли она обречена на вечные страдания или упокоится в тиши и беспамятстве.

История бога подземного царства Аид

Несмотря на то, что этот Бог нес ответственность за царство мертвых, люди не видели в нем каких-то злых черт. Внешность Аида была схожа с Зевсом. Представляли его мужчиной в возрасте с большой бородой. Одним из главных символом бога Аида являлся шлем, который даровал ему невидимость и возможность проникать в разные места. Это был подарок, который сделали ему циклопы. Еще один несменный атрибут – двузубые вилы. Был у Аида и скипетр с головами трех псов, которые ассоциировались с Цербером, охраняющим вход в царство мертвых. Древнегреческий Бог Аид передвигался на колеснице, запряженной исключительно черными конями. Его стихией считается земля и прах. Что касается цветов, символизирующих Аида – дикие тюльпаны. В жертву этому богу приносили черных быков.

Одно из значимых событий в мифологии Древней Греции – война между титанами и богами. В нелегкой борьбе первыми стали Зевс, Аид и Посейдон. Затем произошло разделение власти путем жребия, вследствие чего Гадес получил царство мертвых и власть над душами. Греки часто изображали бога Аида в качестве охранника царства мертвых и судьи для каждого человека. Кстати, спустя некоторое время отношение к нему стало более снисходительное и Гадеса начали представлять как бога богатства и изобилия. В таком случае на изображениях в его руках находился рог изобилия, в котором были разные плоды или драгоценные камни. К такому выводу греки пришли из-за того, что воскресшие души начали сравнивать с зерном, которое закапывают в землю, а оно прорастает и дает человеку пищу. К тому же немалую роль в этом сыграла его жена Персефона, которая была богиней плодородия.

Несмотря на то, что Бог Древней Греции Аид был привязан к царству мертвых он проводил время на земле и на Олимпе. Наиболее известное появление было связано с тем, что Геракл ранил его своей стрелой, и Аид был вынужден просить помощи у других богов. Еще один значимый случай появления Гадеса на Олимпе был связан с похищением Персефоны, которая впоследствии стала его женой. Ее мать после исчезновения дочери очень страдала и забросила свое дело, а отвечала она за плодородие. В итоге это привело к серьезным последствия, поскольку люди были лишены урожая. После этого Зевс принял решение, что Персефона 2/3 года будет находиться с матерью и только остальное время вместе с Аидом.

Согласно некоторым произведениям искусства и мифам трон греческого бога Аида был сделан из чистого золота, а находился он в центре главной залы подземного царства. По мнению некоторых источников, изготовил его Гермес. Аид всегда суров и непреклонен. Никто не смел, сомневаться в его справедливости, поэтому решения считались законом. Рядом находилась его жена, которая всегда была грустной, а вокруг сновали богини мук и страданий. На многих картинах Аид изображен с головой задом наперед. Это объясняется тем, что он никогда не смотрит в глаза, поскольку они у него мертвые. Несмотря на то, что Аид является владыкой мертвого царства его не стоит сравнивать с Сатаной. Он не является врагом людей или искусителем. Греки считали смерть определенным переходом в другой мир, где Гадес является правителем. Души в темное царство проводил дух смерти. В основном люди отправлялись туда не по своей воле. Хотя некоторые добровольно спускались к Аиду, чтобы повстречаться с ним, к примеру, это было одно из героических заданий Психеи.

Иран и Индия

Нарака – индийский ад, чудовищное место, где сочетается жар и хлад, при этом, не является местом окончательного пристанища Души. Как только Душа заплатит за свои злые поступки, «изживет карму», ее может ждать новое воплощение, в более благоприятных условиях.

Патала – название 9-ти подземных областей, где живет змееподобный народ нагов и другие божественные существа – противники небесных богов.

Йима (Яма) – изначально, считался породившим человечество первопредком, но однажды и он умер. После чего, пребывая в недрах земли, превратился в судью загробного мира – что вполне логично, не пропадать же квалификации. Боги Времени и Смерти (Кала и Мритью) являются его служителями. Инструментом Ямы является петля, с ее помощью он мастерски вынимает Души из тел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: