Осирис (озирис, усир)- праведный правитель: происхождение, жизнь, образ дарующего возрождение

Осирис был также богом плодородия

В Древнем Египете, Осирису также поклонялись как Богу плодородия из-за его связи с сельскохозяйственным плодородием. В начале сотворения мира Осирис вместе со своей женой Исидой научил людей искусству земледелия. Наряду с этим, возрождение и воскресение Осириса воспринималось египтянами как ода фертильности. Концепция его сына Гора, как символический акт рождаемости. Кроме того, река Нил, в которую был брошен гроб с телом Осириса и где рыба проглотила его член, считается рекой плодородия. Ежегодные церемонии проводились в различных местах по всему древнему Египту в честь Осириса. Эти церемонии были обрядами плодородия, которые символизировали воскресение Осириса. В более поздние периоды древнего Египта центральной особенностью этих церемоний был «Сад Осириса», в котором находилась яма в форме Осириса, заполненная почвой. Затем яму смачивали водой Нила и засеивали зерном. Позже, зерно проростало, как символ Осириса, который еще раз повторял свою жизнь.

Облик Осириса

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии. Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Культ Осириса

В 2002 году учёные обнаружили древние документы на египетском языке, свитки датированы 1000 г. до н.э., в них найдено множество параллелей с библейскими текстами.

1. Молитва «Отче наш». В египетских письменах есть молитва, которая почти слово в слово повторяет христианскую молитву «Отче наш». Но тогда ещё христианство не существовало, ещё Иисус Христос не родился, который как утверждает библейская легенда, даровал своим ученикам эту молитву.

2. Появление на свет Спасителя. Египетские тексты рассказывают легенду о появлении на свет Спасителя. «Тень бога предстала перед Махитускет и объявила: будет у тебя сын и назван он будет Са-Осирис!». Подобный сюжет описывает и евангелие от Луки — деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил, что она станет матерью Спасителя мира. Сына наречёт Иисус, а он наречётся Сыном Всевышнего!

3. Бегство в Египет. Ещё одна параллель египетских текстов с Библией, там также семья с младенцем-спасителем вынуждена бежать, чтобы спасти младенца от казни.

4. Обряд крещения. В древних египетских изображениях есть сюжет обряда крещения фараона в водах Нила. Подобный сюжет встречается и у христиан.

5. Воскрешение. Согласно мифам, Осирис был убит, а затем воскрешён.

Культ Осириса был придуман в Египте для рабов, чтобы они думали о рае после смерти, а при жизни терпели всё, были послушными. Данный культ появился во время правления гиксосов – это предки иудеев. Культ Осириса — был психическим оружием, с помощью которого рабов держали в повиновении. То есть, когда человек сам признаёт себя рабом на уровне Души, это надёжнее чем внешние кандалы.

Осирис и Сет: воплощения света и тьмы

На мой взгляд, наиболее ярко взаимоотношения братьев проявляются в самом драматичном моменте мифа. Осирис, доверявший Сету, согласился лечь в превосходный саркофаг, который показал ему брат. 

Сет неслучайно указал брату на гробницу – он сделал её в соответствии с ростом Осириса. Не подозревая о коварстве, правитель лёг в саркофаг, Сет тут же захлопнул его крышку и выбросил в Нил. 

Осирис был погублен, а вся власть перешла к его злому брату. Более того, Сет мечтал сделать своей супругой Исиду, но верная жена Осириса отказалась становиться царицей рядом с врагом.

Благодаря помощи богов Исида нашла тело своего мужа. Она могла бы воскресить его, но снова вмешался Сет. Мёртвого Осириса он разорвал на множество частей. 

Лишь после долгих лет поисков Исида соединила все части тела супруга. Она провела магический ритуал, ненадолго возвратив возлюбленного к жизни. В тот момент богиня родила сына Осириса, Гора, который через много лет отомстит за отца.

Но что же ожидало самого Осириса? Он не мог оставаться в мире живых даже с поддержкой чар своей преданной супруги. Уйдя в царство мёртвых, Осирис был признан главным правителем потустороннего мира. Я хочу отметить, что он же принял функции судьи. 

Вместе с другими божествами Осирис решал судьбы душ умерших людей. Сердце покойного взвешивали на особенных весах. Противовесом служило перо богини Маат. 

Если сердце перевешивало – значит, человек совершил много дурного в своей жизни. В таком случае душу отдавали на растерзание подземному чудовищу. Если же весы находились в равновесии – душа человека обретала бессмертие и покой.

Образ Осириса в западной эзотерике

Елена Блаватская в «Тоесофском словаре» трактует Осириса как национального бога египтян и бога-спасителя:

В западной традиции на каббалистическом Древе Жизни Осириса можно соотнести с сефирой Хокма (как Великого Отца), с сефирой Хесед (как первого фараона, и как культурного героя — подателя цивилизации), с сефирой Тиферет (как умирающего и воскресающего бога), с сефирой Ход (как Логос), с сефирой Йесод (как фаллическое божество), с сефирой Малкут (как бога подземного царства).

Также Осирис отождествляется со Столпом Милосердия Древа Жизни, как бог плодородия. Как мумия и жертва он связан с путем Мем, а как Правитель — с путем Цадди.

В формуле Тетраграмматона ему соответствует первая буква Йод. Из частей души человека с Осирисом можно сопоставить и Руах (разумную душу — логос), и (наивысший аспект души). «Йехида» (יחידה) в переводе с иврита означает «единственная», «неповторимая». Израэль Регарди писал, что Йехида — «это бессмертный духовный «странник», который время от времени воплощается, дабы получать удовольствие среди живущих». Этот аспект Нешамы отвечает за самые возвышенные проявления человека в его земной жизни — за возможность ощущать Бога и свое единство с Ним. Будучи убитым богом Осирис таким образом становится бессмертным.

Сотворение мира

Воздух Шу в сопровождении других богов поддерживает небо Нут, а земля Геб лежит в ногах

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Иуну (Гелиополь), Гермополь (Шедет) и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в Эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Это интересно: 369,Какие они, древние готы

Страна мертвых

Как представляли египтяне страну мертвых? Жить в ней можно припеваючи: еды в достатке, реки всегда полноводны, а поля плодородные круглый год. Правда попасть туда может далеко не каждый.

{"questions":,"answer":}}}]}

В стране мертвых обитает бог Анубис.  Это было божество с человеческим телом и головой шакала. Анубис встречает умершего у ворот в мир мертвых и отводит на суд к Осирису.

Анубис

Именно Осирис решает, достоин ли человек жить в стране мертвых. Осирис держит жезл и плеть, точно фараон, и слушает клятву покойника.

Подсудимый отчитывается о своих добрых поступках и клянется, что никому не делал зла, не нарушал законов египетского царства. Бог Тот записывает каждое слово умершего, а затем проверяет речь на истинность.

Бог Тот

Он кладет сердце человека на одну чашу весов, а фигурку богини правды Маат на другую. Равновесие сулит удачу для покойника, так как является прямым доказательством правдивости его слов. Путь в дивный мир мертвых ему открыт, теперь он будет наслаждаться каждым моментом.

Неподалеку от заветных часов стоит страшный монстр с телом льва и головой крокодила. Если одна чаша перевесит другую, голодный зверь проглотит обманщика.

Саркофаг фараона

Однако, чтобы жить в волшебной стране мертвых, покойнику снова нужно тело, куда бы вселилась его чистая душа. Египтяне трепетно относились к сохранению тела ушедшего из жизни, превращая его в мумию.

Мумия обычно помещалась в гроб с украшениями и надписями, который назывался саркофагом.

Египтяне верили, что фараон — сын бога солнца. Амон-ра был царем среди богов, а фараон царем среди людей. Поэтому без фараона невозможно благополучно жить на земле: фараона молили об благословении точно так же, как всемогущих богов. Даже силы природы должны были подчиняться слову владыки. Словно и все стихии были его рабами.

{"questions":,"answer":}}}]}

Поклонение Осирису в храмах

В храмах священниками проводились куда более эзотерические обряды, весьма непохожие на те, которые описывает стела Ихернофрета. На них присутствовали лишь избранные посвященные. Плутарх упоминает, что через два дня после начала праздника «жрецы… несут священный ларь, имеющий внутри золотой ковчег, в который они, зачерпнув, наливают пресной воды. И поднимается крик окружающих, что найден Осирис. Затем к воде подносят плодородную землю и, смешав их с дорогими благовониями и фимиамом, лепят месяцевидную фигурку. Они обряжают и украшают ее, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли». («Исида и Осирис», 39). Рассказ Плутарха неполон: он сам пишет: «я умалчиваю об обрядах рассечения дерева» («Исида и Осирис», 21), сознательно избегая изображать этот самый священный ритуал.

В посвящённом Осирису храме, в Дендере, одна надпись подробно описывает изготовление из пшеничного клея фигурок всех частей расчлененного тела Осириса, которые рассылались в города, где каждую из этих частей, по легенде, нашла Исида. В храме города Мендеса фигурки Осириса из пшеницы и клея клали в корыто в день убийства бога, добавляли туда на несколько дней воду, а потом из полученной смеси делали «манекен» бога и доставляли его в храм для захоронения (для этого могло использоваться лишь священное зерно, выращенное в храмовых полях). С помощью «пресс-форм» каждой из расчленённых частей Осириса, сделанных из красного дерева, пекли хлеба, помещали их в серебряный ларь и ставили рядом с головой бога.

В первый день праздника пахоты статую богини Исиды несли в храм, раздевали там догола, пшеничным клеем мазали её постель и увлажняли водой, представляя плодородную землю. Венцом всех этих священных ритуалов было поедание изображений бога, игравшее роль причащения.

Этимология имени

Осирис — это латинская транслитерация древнегреческого Ὄσιρις IPA:, что, в свою очередь, является греческой адаптацией оригинального имени на египетском языке. В египетских иероглифах имя отображается как wsjr, которое некоторые египтологи вместо этого предпочитают транслитерировать ꜣsjr или jsjrj. Поскольку в иероглифическом письме отсутствуют гласные, египтологи озвучивали имя по-разному, например, Asar, Ausar, Ausir, Wesir, Usir или Usire.

Было сделано несколько предложений по этимологии и значению оригинального имени; как отмечает египтолог Марк Дж. Смит, ни один из них не является полностью убедительным. Большинство принимают wsjr как принятую транслитерацию, после Адольф Эрман :

  • Джон Гвин Гриффитс (1980), «имея в виду акцент Эрмана на том факте, что имя должно начинаться с w», предлагает происходит от wsr с первоначальным значением «Могущественный».
  • Курт Сет (1930) предлагает составное st -jrt, означающее «место в глазах», в гипотетической более ранней форме * wst-jrt; это отвергается Гриффитсом по фонетическим причинам.
  • (1985) использует это же соединение, но объясняет st-jrt как означающее «продукт, нечто созданное», а Осирис представляет продукт ритуального процесса мумификации.
  • Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию из wꜣst — jrt «та, которая несет глаз».
  • Марк Дж. Смит (2017) не делает окончательные предложения, но утверждает, что второй элемент должен иметь форму jrj («делать, делать») (а не jrt («глаз»)).

Однако, недавно были предложены альтернативные транслитерации:

  • (1990) пересматривает свидетельство Эрмана о том, что иероглиф трона в этом слове следует читать ws, и находит его неубедительным, предлагая вместо этого читать имя ꜣsjr на основе арамейского, финикийского, и древние южноаравийские транскрипции, прочтение тронного знака, другими словами, и сравнение с ꜣst («Исида»).
  • Джеймс П. Аллен (2000) читает это слово как jsjrt но пересматривает th В прочтении (2013) до jsjrj и происходит его от js -jrj, что означает «порождающий (мужской) принцип».

Суд Осириса

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства, в надписях одной гробницы VI династии, содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Танатос

Существовал и еще один Бог смерти в Греции — Танатос. Но такой властью и славой, как Аид, он не пользовался. Олимпийские боги его не уважали, так как считали равнодушным к человеческим жертвам и страданиям.

Танатос был сыном бога мрака Эреба и богини ночи Никты. У него был брат-близнец Гипнос (бог сновидений). По легендам, Танатос приносил людям сны, после которых уже нельзя было проснуться. Бога смерти изображали с огромными крыльями за спиной и с погасшим факелом в руках, что символизировало угасание жизни.

Согласно легендам, Танатос не раз проигрывал людям. Так, например, Геракл не побоялся сразиться с ним, чтобы спасти из царства Аида Алкестиду. А царь Сизиф вообще умудрился дважды обмануть бога смерти и заточить его в кандалы на несколько лет. За что в итоге был наказан и обречен на вечные и бессмысленные мучения.

Осирис

Осирис (Озирис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха (ок. 45 — ок. 127 — древнегреческий философ, биограф, моралист), Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед (предмет древнеегипетского культа, символизировавший позвоночник Осириса) состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.

Осирис и Анубис

В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.

До появления культа Осириса Анубис являлся главным божеством Запада. С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

Анубис являлся богом Дуата, его правителем и судьёй душ умерших до конца Старого Царства. Позже функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Анубис же становится богом некрополей и погребальных мистерий. На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших.

Эпитеты Осириса

Фараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки — 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, ВенаОсирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где было расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.

«Он, кто живет в Джеду (Бусирис)». Этот эпитет связан с культовым центром божества — городом Бусирис в Дельте (Нижний Египет). Полагают, что именно от местного бога этих мест, Анджети, изображающегося с цепом и крюком в руках, эти атрибуты перешли к Осирису.

«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.

«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.

«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой как охранительница останков человека.

«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.

«Он, кто находится в окуривании». Бальзамирование и мумифицирование сопровождалось окуриванием ладаном. Создавая специфическую ароматическую атмосферу, древние египтяне, противодействовали страху, который вызывала смерть своим разложением и гниением тела.

«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Появление Геба в египетской мифологии

Итак, как мы уже сказали выше, Геб являлся богом земли. Более того, с уверенностью можно сказать, что бог, с этой самой землей, и отождествлялся. Также доподлинно известно, что Геб всегда считался представителем высшей касты богов, что впрочем, не удивительно, учитывая его происхождение. Доподлинно известно, что изначально, во времена Древнего Египта, Геб считался чуть ли не верховным богом, и точно почитался как высшее божество, власть которому передал сам Ра. Кстати, об этом у египтян есть целая легенда, которой мы поделимся с вами в соответствующем разделе.

Вернемся к Гебу. Его очень часто изображали и на гробницах, и на свитках, и на каменных изваяниях. Большинство изображений говорят именно о том факте, что Геб у египтян символизировал землю такой, какой они ее себе представляли. Т.е., руки бога обладают такой длиной только потому, что в понимании древних египтян они отождествлялись с земными долинами, колени его – отождествлялись с горами, а вытянутое тело – отождествлялось с равнинами. В целом же – это один из немногих богов, который изображался с человеческим лицом, но к его внешнему виду мы еще вернемся.

Вместе с богиней Нут, Геб представлял собой нашу планету, но такой, какой ее видели десятки тысяч лет назад древние египтяне. Кстати, по одной из легенд, Геб также был фараоном на земле человеческой. Более того, времена его правления считаются чуть ли не самыми благоприятными годами в истории Египта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: