Осирис

Поклонение Осирису в храмах

В храмах священниками проводились куда более эзотерические обряды, весьма непохожие на те, которые описывает стела Ихернофрета. На них присутствовали лишь избранные посвященные. Плутарх упоминает, что через два дня после начала праздника «жрецы… несут священный ларь, имеющий внутри золотой ковчег, в который они, зачерпнув, наливают пресной воды. И поднимается крик окружающих, что найден Осирис. Затем к воде подносят плодородную землю и, смешав их с дорогими благовониями и фимиамом, лепят месяцевидную фигурку. Они обряжают и украшают ее, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли». («Исида и Осирис», 39). Рассказ Плутарха неполон: он сам пишет: «я умалчиваю об обрядах рассечения дерева» («Исида и Осирис», 21), сознательно избегая изображать этот самый священный ритуал.

В посвящённом Осирису храме, в Дендере, одна надпись подробно описывает изготовление из пшеничного клея фигурок всех частей расчлененного тела Осириса, которые рассылались в города, где каждую из этих частей, по легенде, нашла Исида. В храме города Мендеса фигурки Осириса из пшеницы и клея клали в корыто в день убийства бога, добавляли туда на несколько дней воду, а потом из полученной смеси делали «манекен» бога и доставляли его в храм для захоронения (для этого могло использоваться лишь священное зерно, выращенное в храмовых полях). С помощью «пресс-форм» каждой из расчленённых частей Осириса, сделанных из красного дерева, пекли хлеба, помещали их в серебряный ларь и ставили рядом с головой бога.

В первый день праздника пахоты статую богини Исиды несли в храм, раздевали там догола, пшеничным клеем мазали её постель и увлажняли водой, представляя плодородную землю. Венцом всех этих священных ритуалов было поедание изображений бога, игравшее роль причащения.

Миф об Осирисе и Исиде

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу стареющего бога , богиня вылепила из слюны и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей своё тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Суд Осириса

Фараон Cети I у трона бога. XIX династия. Настенный раскрашенный рельеф. Храм Сети I в АбидосеКо времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.

Умерший произносит клятву о том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».

Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат. Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.

От того, какой вердикт вынесет суд Осириса, зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут, что сделает его смерь окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства воспринимается и почитается как самый великий из богов.

Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, а также от доброй воли царя загробного мира.

Происхождение Осириса

Удивительно, но существует несколько легенд, связанных с одним только рождением Осириса. Кстати, это один из немногих богов, чья история почти целиком высечена на внутренних стенах пирамид V династии – “Текстах пирамид”. Именно из этих источников доподлинно известно, что Осирис являлся сыном Геба и Нут, а значит он был внуком Шу и Тефнут, которые являлись «детьми» Атума, переродившегося в Ра.

Интересный факт, Осирис – это греческий вариант произношения имени божества, более удобный для нашего восприятия. На самом деле, дословный перевод имени бога с египетских изображений должен звучать так (кстати, попробуйте произнести) «Wsjr» . Так что каждое поколение египтологов называют Осириса на свой лад: Асер, Аусар, Асар, Асари, Усир, Везер, Везир. Если перевести имя Осириса на русский язык дословно, то звучать оно будет как «всемогущий».

Что касается легенды о рождении, то дело было так. Однажды верховному богу Ра предсказали, что его место на троне фараонов займет сын богини Нут. Ра разозлился настолько, что проклял нут и запретил ей рожать детей в любые из 360 дней года. Богиня Нут, на тот момент, уже была беременна 5 детьми. В расстроенных чувствах, она стала просить мудрого Тота помочь ей. И он действительно помог. Согласно легенде, Тот отправился к богу Луны, Хонсу, играть в кости. Они играли 5 дней и Тот выиграл. Его требованием было увеличить год с 360 до 365 дней. Т.е. Ра запретил рожать Нут в любые из 360 дней, а неожиданные 5 дней он не учел. Согласно легенде, Осирис родился в первый из этих пяти дней, а за ним – и все остальные.

У Осириса были братья и сестры. Так, например, известно, что Нефтида и Исида были сестрами Осириса, а Сет – был его братом. Учитывая сложные кровосмешения того времени, не удивительно, что родственники переженились друг на друге. Таким образом, Исида стала женой Осириса, а Нефтида – женой Сета.

О детстве Осириса мало что известно, но точно известно, что в те времена боги являлись фараонами и правили людьми. Учитывая возраст, впоследствии найденного Тутанхамона, вполне можно предположить, что Осирис начала править очень рано. Т.к. Осирис был старшим сыном, то и родительский трон достался ему. Таким образом, Осирис стал 4 богом-фараоном, правившем в Древнем Египте.

Нужно отдать должное Осирису – правил он просто великолепно, и во времена его правления Египет достиг небывалого развития. И не удивительно, ведь именно Осирис, во времена своего правления, отучил «дикарей» от подобного образа жизни и каннибальских наклонностей. Также именно Осирису приписывают земледельные успехи египтян, ведь именно он научил их выращивать пшеница, ячмень и полбу, выращивать виноградники и изготавливать из них вино, выпекать хлеб и варить пиво, а также обрабатывать медь и золото. Кроме того, некоторые источники гласят о том, что именно Осирис был первым из богов, который научил людей целительскому искусству, а также архитектуре и зачаткам религии.

Культ Исиды возможно повлиял на Христианство

Поклонники Исиды иногда назывались «Исаакиями» и состояли из людей, принадлежащих низшим социальным классам. Представительство женщин в культе поклонения Исиде было гораздо более значительным по сравнению с культами любых других божеств. Культ Исиды предоставил женщинам пространство, в котором они могли действовать вне контроля границ, установленных принципами и культурами того времени. Когда Римская империя стала господствовать в христианстве, некоторые из практик, которым следовали Исаакиями, могли быть преобразованы в христианские традиции. Большое внимание уделяется изучению традиций в христианстве,которые, казалось бы, были переняты из других таинственных языческих культов, таких как культ Исиды. Были отмечены некоторые сходства между культом Исиды и христианством, включая концепцию загробной жизни, обрядов посвящения, крещения, смерти и воскрешения. Сходство между матерью Иисуса, Марией и Исидой было в центре дискуссии. Тем не менее, влияние египетской религии на христианство все же спорно

Осирис и Исида

Существует древний миф, повествующий историю Осириса и Исиды. Давным-давно, владыкой Египта был бог Осирис. Царь был очень красив и добр, обучал людей искусству земледельчества, показал им как испечь вкусный хлеб. 

Был у Осириса брат по имени Сет. Он являлся богом пустыни и песка. Глазки его были маленькими и злыми, а внешность незаурядной. Поэтому Сет очень завидовал своему брату, ненавидя царя всей душой. 

Статуя Осириса

Однажды Сет явился на пир во дворец Осириса. Слуги Сета несли за ним гроб. Сет объявил на весь обеденный зал: «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, тому и достанется!». 

Гроб в качестве главного приза не вызывал опасений, ведь все египтяне относились к смерти как к переходу в лучший мир. Гости начали по очереди ложиться в гроб, но он никому не приходился в пору, был слишком большим.

Бог Осирис

Когда очередь дошла до Осириса и он расположился в гробу, слуги Сета моментально захлопнули крышку и выбежали из дворца, чтобы выбросить запертого в ловушке Осириса в реку. Так и погиб добрый царь Осирис.

{"questions":,"answer":}}}]}

Ужасная весть о смерти мужа опечалила его супругу — богиню Исиду. Жена царя страдала, оплакивала любимого мужа. Ей пришлось прятаться от злого Сета в темных зарослях у Нила и оберегать своего маленького сына, которого звали Гор.

Гор и Исида

Популярные темы сообщений

  • Костяное кружево

    Костяным кружевом принято называть резьбу по кости, которая относится к народным промыслам. Этот вид творчества известен давно, особенно он популярен среди жителей севера. Резьба по кости имеет многовековую историю. Первые изделия были незамысловатыми,

  • Ростов Великий: Золотое кольцо России

    Ростов- город, входящий в состав Золотого кольца России, он считается старейшим городом золотого кольца. Первое упоминание о нем датируется 862 годом в «Повести временных лет», о нем говорят, как о городе, которым владел Рюрик. В 1151 году,

  • Вода

    Вода — это главное вещество, без которого ни один живой организм не сможет прожить, так же вода соединена двумя химическими элементами. Ее химическая формула НО. Вода бесцветное вещество, которое не имеет ни вкуса, ни запаха,

№12

О том, что Осирис
был популярным божеством свидетельствует
и большое количество праздников, которые
проводились в его честь. Например, в
ноябре месяце проходил так называемый
«День красоты Осириса», когда египтяне
восхищались красотой своего первого
фараона.

Еще один очень важный праздник
назывался «Падение Нила». В это время
египтяне скорбели по умершему Осирису.
В так называемое «Воскрешение Нила»
египтяне радовались тому, что первый
фараон воскрес. Служители храмов Осириса
наливали в реку вино, сообщая о том, что
бог вернулся.

На этом все, уважаемые читатели. Надеемся вам понравилась информация. Мы старались

Благодарим вас за внимание

Город Абидос был центром культа Осириса

Осирис был одним из самых важных богов в древнем Египте. Вследствие этого, было большое количество людей, которые почитали Осириса. Город Абидос являлся центром культа Осириса. В этом городе египтяне хотели быть погребенными, чтобы быть как можно ближе к Осирису, насколько это возможно. Кроме того, храм, посвященный Осирису, процветал в Абидосе с раннего периода древней египетской истории. В городе ежегодно проходила великая процессия. Во времена Среднего царства Египта (2050 г. до н.э. — 1710 г. до н.э.) была построена серия храмов в честь Осириса в Абидосе. Эти храмы были двойными. Наружные храмы были предназначены для всех молящихся и внутренние храмы, в которые доступ имели только жрецы. Одна из самых величественных структур, которая существует в Абидосе известна как Осирион. Расположенная позади храма, посвященного Осирису, главная комната имеет каменистый мегалитический вид, а Проход длиной 128 метров ведет к ней. Возможно, эта комната служила могилой для «Осириса-Сета», в ней присутствуют изображения Сета как Осириса.

Осирейон в Абидосе

Проклятые гробницы, для тех, кто пытался их вскрыть

Не у всех, кто умер в Древнем Египте, были гробницы, так как они были построены только для избранных: фараонов, их жен или членов королевской семьи. В гробницах хранились все ценности человека, чтобы они могли продолжать жить как они сами в загробной жизни.

Считалось, что любой, кто откроет гробницу, будет проклят, и некоторые археологи, открывшие первые гробницы, умерли в течение десятилетия, якобы доказав эту теорию и отговорив людей открывать новые гробницы. Они также считали, что, поскольку золото и сокровища были закопаны с запретом доступа, это еще больше разозлит мертвых

Существование вредных бактерий, грибков и других загрязнителей не принималось во внимание, поскольку вместо этого они были счастливы поверить в проклятие

Откуда появился Геб?

Боги древнего Египта, так же как и в Риме и Греции представлялись в виде большой семьи. Геб был сыном Шу – бога воздушного пространства и богини всей земной влаги Тефнут. Он являлся отцом Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды. Его сестрой и одновременно женой была богиня Нут. Если сравнить египетскую и греческую мифологию, тогда в Греции Гебу соответствовал титан Кронос, отец Зевса.

Египтяне считали его добрым божеством, он покровительствовал  живым и вместе с Осирисом вершил суд над мёртвыми, он имел титул «князь князей», благодаря которому являлся правителем Египта, и контролировал все явления природы.

Публичное поклонение Осирису. Стела Ихернофрета

Большую часть сохранившихся сведений о празднике Страстей Осириса можно найти на Стеле Ихернофрета в Абидосе, возведённой Ихернофретом (Ихернефертом), возможно, жрецом Осириса или чиновником в правление фараона XII династии Сенусерта III (около 1875 г. до Р. Х.). Праздник Осириса проводился в Абидосе в последний месяц ежегодного разлива Нила, совпадающего с наступлением весны. Считалось, что именно в Абидосе утопленное в Ниле тело бога вынесло на берег.

Коленопреклонённый проситель Ани перед Осирисом в Царстве мёртвых. За Осирисом — богини Исида и Нефтида

Обряды, связанные с той часть мифа, где рассказывается, как Сет разрубил тело Осириса на 14 частей, на этой стеле не упоминаются. Хотя, по некоторым папирусным текстам, этот эпизод входил в праздничный ритуал. Некоторые элементы церемонии проводились в храме, другие же – посредством публичного представления театрального типа. Стела Ихернофрета повествует о том, какие общественные церемонии проводились в течение пяти дней торжества:

Первый день – «Шествие Упуаута»: разыгрывались сцены битвы, в которой одерживалась победа над врагами Осириса. Затем шло шествие во главе с богом Упуаутом («открывающим путь»).

Второй день – «Великая процессия Осириса»: тело Осириса переносилось из храма в могилу. Лодку, которая его перевозила (Нешмет), нужно было защищать от врагов.

Третий день – «Осирис оплакан и Враги страны сокрушены».

Четвертый день – «Всенощное бдение»: читались молитвы и декламации, исполнялись похоронные обряды.

Пятый день – «Возрождение Осириса»: Осирис возрождался на рассвете и увенчивался короной богини правды Маат. Его статуя переносилась в храм.

Жрецы и боги Древнего Египта

Религия древних египтян имела сложную структуру и распространялась по всему государству, затрагивая каждого жителя долины. Египтяне воздвигали для богов храмы и сооружали великолепные статуи в их честь.

Культ поклонения богам проникал буквально в каждое ремесло: люди делали глиняные фигурки богов, мастерили бронзовые изделия с мифическими существами. Боги Египта являлись центром жизни и вельмож, и обычных рабочих.

Храм в Египте

Каждый в Египте верил, что дух божества вселяется в объект искусства и через него наблюдает за человеком. Боги таким образом как бы слышат все, что говорят их почитатели и видят, какие подарки им преподносят простые смертные.

У каждого храма были постоянные хозяева, которые являлись служителями богов. Считалось, что именно жрецы создавали прямую связь между простым человеком и божеством. Мудрые жрецы знали специальные молитвы, понимали как правильно попросить бога о благословении или помиловании.

Самый главный жрец натирал статую божества маслами, подносил лучшее угощение и медленно уходил, до самой двери удерживая свой взгляд, полный уважения и благоговения, на статуе.

Даже фараоны одаривали богов, причем самым щедрым образом. Например, владыка Египта мог подарить храму цветущий сад, простирающийся на огромные расстояния или же пашню с рабами, а еще горы золота и серебра. Боги должны наградить правителя Египта за столь щедрые подарки.

Все дары преподносились храму, их передавали в так называемый дом бога. Но, конечно же, всеми богатствами распоряжались его истинные обитатели — жрецы.

Жрец в храме

Неудивительно, что спустя некоторое время, жрецы стали крайне зажиточными и держали в руках некоторую власть. Ведь если ты прямой посредник между смертным и всесильным богом, то среди простолюдин являешься уникальным и по праву могущественным.

Воскресение Солнца в Дуате

Наиболее подробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье Вечности содержатся — наряду с «Книгой Дня и Ночи» и «Книге Врат», тексты которых положены в основу пересказа в предыдущем разделе — также в книге «Амдуат» — «(Книге) о том, что в Дуате». Здесь Ра тоже представлен плывущим в Ладье. Её форма, однако, меняется в зависимости от этапов пути, на которых мы встречаем в течение двенадцатичасового ночного плавания. В этой «Книге» нет изображений Врат, хотя они упоминаются в тексте. Через всю композицию проходят символы связанные с рождением нового Солнца, изображенного, как Хепри, в виде скарабея. Он помещен между двумя изображениями Осириса, в Ладье, впереди которой — три змеи, символизирующие рождение Солнца в самых отдалённых областях Загробного Царства. В сценах, сопровождающих описание первого часа пребывания Солнца в этом Царстве, присутствуют также павианы, содействующие появлению Светила. Бог Солнца обращается к богам:

Сочинения

В школе нам приходится изучать различные произведения и среди них изучаются мифы Древнего Египта, которые рассказывают нам о глубоких веках, когда на земле еще правили боги. И вот один из таких мифов изучили мы на уроке, миф об Осирисе. А чтобы и вам было просто и легко, а главное, быстро познакомиться с Осирисом и Исидой в мифе, предлагаем вам миф об Осирисе и Исиде в кратком содержании.

Осирис и Исида миф

Согласно мифу, у божеств Геба и Нут рождаются дети. Их было четверо, среди них был Осирис и Исида, которые еще в чреве матери полюбили друг друга. Их любовь была большой, поэтому Исида стала супругой Осириса. Осирис с Исидой царствовали, учили людей ремеслу, виноделию, посвящали в письменность, научили воздвигать храмы, жить по законам небес и в единстве с природой. Вот только зависть брата Осириса не давала им жизни, поэтому тот замышляет убить Осириса и, закрыв его в ящике, бросает в Нил. Долго Исида не могла отыскать любимого мужа, а когда нашла его тело, то спрятала в болотах. Брат Осириса отыскал тело убиенного и, чтобы избавиться от него окончательно, разрубил тело на четырнадцать частей, разбросав их по различным уголкам Египта. Исиде пришлось потратить много времени, чтобы найти все части, и в каждом месте где находилась часть тела, воздвигали святилища.

Вскоре у Исиды рождается от Осириса сын, который решил восстановить справедливость и вступил в битву со своим дядей, дабы принять царствование на себя и отомстить за отца. Битву сын Исиды выиграл и даже хотел воскресить отца, но Осирис отказался, оставшись править в царстве мертвых и дав возможность царствовать на земле своему сыну.

Краткое содержание мифа: об Осирисе

5 (100%) 10 votes

Мифология Древнего Египта и образы богов

Как и все народы на заре своей истории, люди, населявшие долину Нила, обожествляли окружающую их природу, растительный и животный мир.

Постепенно эти взгляды оформились в египетские мифы и легенды. В мифологии Древнего Египта можно выделить три основных цикла мифов:

  • о сотворении мира
  • о солнечных богах
  • об Осирисе.

Так египтяне в своих мифах представляли устройство мира. Папирус. XI династия. Каирский музей, Египет

С мифами тесно связаны религиозные учения, которые возникли на их основе

Важное место в них занимало почитание диких и домашних животных. Каждый египетский бог или богиня связан с какими-либо животными или даже насекомыми

Человек по имени Amunemwija и боги. Папирус. XXI династия. Новый музей, Берлин, ГерманияХотя египетские божества изображаются в виде представителей животного мира, это не означает, что животные сами по себе были для египтян богами.

Каждое животное символизирует только отдельные аспекты каких-то богов. Также нет ни одного животного, которое было бы связано только с одним божеством.

Бог Гор в облике сокола на стеле последнего фараона I династии Каа. Раннединастический период, ок. 2800 до н.э. Пенмузей, Филадельфия, СШАТо есть одно и то же божество могло изображаться в облике нескольких животных в зависимости от того, какие его качества должны были символически доминировать в данной ситуации.

Бог мог быть как добрым, так и крайне жестоким. Поэтому и животные, в которых бог представал, были разными.

Для египетской религиозной традиции характерным является изображение богов в виде человека с головой того или иного животного.

Египтяне в этом отношении совсем не исключение, а наоборот, подтверждение того пути, который прошли религиозные представления любого народа – от анимизма, тотемизма, поклонения силам природы к более сложным образам.

Гор и фараон Хоремхеб, XVIII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияНо ни в одной другой культуре в истории человечества включенность животных в религиозную картину мира не достигла такой художественной выразительности и догматической законченности. В облике животных древние египтяне изображали сверхъестественные силы и богов, которым они поклонялись.

Когда появились фараоны – земные властители, добывшие власть над страной, то стали обожествляться и они. А сами фараоны приобрели тесную связь с таким животным, как сокол, который парит высоко в небе над всем остальным миром.

Бог Гор – бог-сокол в египетском пантеоне богов занимал одно из важнейших мест. Именно он был покровителем и защитником фараонов с древнейших времен. И сами фараоны нередко с ним отождествлялись.

Имя бога-сокола стояло первым в составе пяти «великих имен-титулов» в титулатуре фараонов, представляя фараона земным воплощением бога Гора.

Отражение древнеегипетских верований в искусстве

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе.
В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.
Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц:
мастаба, пирамид, скальных склепов.
Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.
На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую
(наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка).
Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку:
они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т. д.
В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего.
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии.
Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.

Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература,
в которой запечатлены многие мифологические представления египтян.

Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках.

Например, в сказке «Змеиный остров» («Потерпевший кораблекрушение»)
действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее.
Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях.

В другой сказке к Реддедет, жене жреца Раусера, в образе её мужа является бог Ра,
и от этого брака рождается трое близнецов — детей солнца, основателей новой династии фараонов.
Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает,
а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты).

В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром,
однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость.

В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство,
куда он ведёт своего отца, и суд над мёртвыми.

(P. И. Рубинштейн)

День мёртвых

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.

На вышеприведенной росписи «Обряд Анубиса» бог и покровитель мертвых Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями.

Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис — обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом — цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного. С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса — город 17-го нома Каса (греч. Кинополь — «собачий город»).

Хнум

Древнеегипетский Бог Птах

Осирис – бог Египта

Монту – египетский бог войны

Скитания Исиды

Избавившись от Осириса, Сет тут же поспешил к его супруге. Надо отдать должное Исиде, она не приняла ухаживания врага и принялась искать своего мужа. Она мечтала найти хотя бы тело возлюбленного, чтобы достойно похоронить его, а значит, дать возможность возрождения. Сбежав от злого Сета, Исида долго искала по миру Осириса. Выросшее у его гроба гигантское дерево помогло найти богине тело супруга.

Оплакивая умершего Осириса, Исида спрятала его в прибрежных камышах, отправившись за бальзамировщиками и своими помощниками-магами. Увы, Сет выследил богиню и узнал, что она намеревается оживить своего мужа. Тогда невероятная ярость захлестнула бога. Он превратился в леопарда, растерзал мёртвого Осириса на четырнадцать частей, которые разнёс по всему Египту. Теперь Исида не могла воскресить своего супруга.

Когда Исида поняла, что произошло, она в отчаянии отправилась к своему племяннику, Анубису. Он был богом, повелевающим мёртвыми душами и подземным царством. Анубис согласился помочь богине в её поисках. Не собираясь уступать преступнику, Исида снова принялась искать своего супруга.

Всюду, где она находила часть тела возлюбленного, богиня возводила в честь него храмы. Когда всё тело Осириса было сложено, чародейка Исида совершила волшебный обряд. С его помощью она на некоторое время смогла вернуть к жизни Осириса. Превратившись в птицу, она опустилась на его тело и обняла крыльями. В тот момент в богине зародилась новая жизнь – её сын Гор.

Любовь Исиды помогла Осирису вернуться к жизни

Осирис был также богом плодородия

В Древнем Египете, Осирису также поклонялись как Богу плодородия из-за его связи с сельскохозяйственным плодородием. В начале сотворения мира Осирис вместе со своей женой Исидой научил людей искусству земледелия. Наряду с этим, возрождение и воскресение Осириса воспринималось египтянами как ода фертильности. Концепция его сына Гора, как символический акт рождаемости. Кроме того, река Нил, в которую был брошен гроб с телом Осириса и где рыба проглотила его член, считается рекой плодородия. Ежегодные церемонии проводились в различных местах по всему древнему Египту в честь Осириса. Эти церемонии были обрядами плодородия, которые символизировали воскресение Осириса. В более поздние периоды древнего Египта центральной особенностью этих церемоний был «Сад Осириса», в котором находилась яма в форме Осириса, заполненная почвой. Затем яму смачивали водой Нила и засеивали зерном. Позже, зерно проростало, как символ Осириса, который еще раз повторял свою жизнь.

Примечания

  1. Тураев Б. А. Гор, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. R.E Witt, Isis in the Ancient World , p. 7, 1997, ISBN 978-0-8018-5642-6
  3. Isiopolis essay by M. Isidora Forrest (Isis Magic, M. Isidora Forrest, Abiegnus House, 2013, ISBN 978-1-939112-00-2) on Isis’ name origin and pronunciation. Архивировано 6 ноября 2012 года.
  4. Н. Н. Швец. Словарь египетской мифологии. — Москва: Центрполиграф, 2008. — С. 60—68. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.
  5. Henry Chadwick, The Church in Ancient Society: From Galilee to Gregory the Great , Oxford University Press, 2003, p. 526, ISBN 978-0-19-926577-0
  6. Joyce Tyldesley (2011), The Penguin Book of Myths and Legends of Ancient Egypt .
  7. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Издательство «Петро-РИФ», 1993
  8. Тайны происхождения человеческих богов /С. М. Брюшинкин, -М.:АСТ:Астрель, 2008 / ISBN 978-5-271-22486-7
  9. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.182
  10. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 6, 3
  11. Геродот. История II 59
  12. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 69, 1
  13. Гигин. Мифы 277
  14. Каллимах. Эпиграмма 18 Пейдж; Овидий. Метаморфозы IX 687
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 3
  16. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9
  17. Гигин. Астрономия II 35, 2
  18. Гигин. Астрономия II 41
  19. Апулей. Книга XI. Гл. 21-25 // Апология. Метаморфозы / пер. М. А. Кузмина. — М., 1960. — С. 308—313. (текст с сайта «Египтологический изборник»)
  20. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта
  21. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. — М.: АСТ, 2010. — С. 404. — ISBN 978-5-17-062884-1

Геб

Нут, Шу и Геб. Шу поднимает Нут над Гебом

Персонификация земли. В «Текстах Пирамид» (308) говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, носит растения, растущие у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил солнце, а значит, является «отцом богов». Свою земную власть он передает сначала Озирису, затем Гору и, наконец, царю, которого поэтому называют «наследником Геба». Как все космические боги, Геб изображается в образе человека. Его знак гусь, а дочь Изида однажды названа «яйцом гуся». Можно также встретить изображения Геба с гусем на голове. Его головной убор (часто) — нижнеегипетская корона. Иллюстрации Богиня неба Нут и бог земли Геб

Борьба Сета и Гора за трон

Гор и бог Тот в облике человека с головой ибиса Однако Сет не желал отдавать трон Египта Гору. Вначале он пытался убить маленького Гора, которому пришлось из-за этого прятаться вместе с Исидой в зарослях Дельты. Когда Гор вырос, он вступил в открытую схватку с Сетом за право стать королем.

80 лет продолжалась эта борьба. Во время одной из битв Сет вырвал у Гора глаза и закопал в земле. Богиня Хатхор (по другой версии – Хесат) накапала в глазницы молока, тем самым вернув зрение Гору. В других битвах уже Гор нанес Сету тяжелые увечья.

Боги во главе с Ра устали от этой бесконечной вражды и собрали свой трибунал. Не сразу, но боги все-таки приняли решение передать право на правление Гору.

Бог солнца Ра взял Сета в свою ладью, на которой он днем плывет по небу с востока на запад, а ночью — в подземном царстве Осириса – уже с запада на восток. Сет стоит на носу лодки солнечного бога и копьем поражает злого змея Апопа, злейшего врага Ра.

Ладья Ра — бога солнца в мифологии Древнего Египта. Папирус. XXI династия (ок. 1070-945 гг. до н.э.). Музей археологии, Познань, Польша

Вот такие переливающиеся друг в друга мифы и легенды, имеющие в каждом варианте свои интересные особенности, играли определяющую роль в духовной культуре и религиозных представлениях древних египтян более 3000 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: