Древняя финикия

Карфаген – центр средиземноморской колониальной державы

Как уже указывалось, Карфаген выступал объединителем многочисленных городов северного побережья Африки. Создание этого объединения имело целью в числе других и задачу борьбы с греками, которые с VIII в. до н.э. начали чрезвычайно активно проникать в западную часть Средиземного моря. Чтобы дальше развивать торговлю и продолжить борьбу с проникновением греков в Западное Средиземноморье, недостаточно было иметь в наличии сильную федерацию на африканском побережье, а необходимо было также создать опорные пункты в западных районах Средиземноморского бассейна.

Начало колонизации было, как мы видели, положено городами Финикии, но Карфаген развил здесь гораздо более энергичную колонизационную деятельность. Финикийские колонии, расположенные на северном побережье Африки (Утика, Гиппом, Лептис-Минор, Лептис-Магна), входившие в состав Карфагенской державы, имели близкую к Карфагену социальную и политическую структуру и, возможно, пользовались внутренней автономией. Они должны были выплачивать карфагенским властям налог-пошлину со своей торговли.

В середине VII в. до н.э. карфагеняне обосновались на Балеарских островах и в скором времени после этого проникли в Сардинию. В конце VII — начале VI в. до н.э. начинается уже более ожесточенная борьба с греками за Сицилию, в общей сложности продолжавшаяся более трех столетий. В первой половине IV в. до н.э. карфагеняне, как известно, покорили значительную часть Сицилии. К концу того же века началось активное проникновение их в Испанию. В результате чего старые колонии Тира перешли во владение Карфагена, и колонизация распространилась с побережья в глубь Пиренейского полуострова.

Естественно процесс образования колониальной Карфагенской державы происходил далеко не мирным путем. В ряде стран карфагеняне встретили упорное и ожесточенное сопротивление местных племен. Так, например, в Испании иберские племена вели долголетнюю ожесточенную борьбу за свою независимость еще с Гадесом, одной из самых старых финикийских колоний. Город был ими захвачен, и карфагенянам пришлось долго осаждать Гадес и брать его штурмом, при больших потерях с обеих сторон. Сопротивление местного населения карфагеняне встретили и при колонизации Сардинии.

И все же основным соперником карфагенян в этот период были, как известно, воинственные греки. Так, в начале VI в. до н.э. карфагеняне сталкивались с греками из Фокеи, заселившими Массалию (ныне Марсель на юге Франции). Проникновение в Испанию также было связано с борьбой против греков, и, наконец, весь начальный этап борьбы за Сицилию связан с крупными военными столкновениями с греками. В этой сложной борьбе укрепилась военно-морская мощь Карфагена, окреп его государственный аппарат, приспособленный не только для угнетения рабов и зависимого населения, но рассчитанный и на ведение захватнических устремлений властвующей верхушки карфагенского общества.

К этому времени держава, созданная Карфагеном, включала Северную Африку, Западную Сицилию, Южную Испанию и Сардинию.

Реконструкция вида Карфагена с высоты птичьего полета

Закат Карфагена

Поражение во второй войне с Римом открыло последний этап карфагенской истории. Карфаген лишился державы, и его владения были сведены к небольшой округе около самого города. Возможности эксплуатации некарфагенского населения исчезли. Большие группы зависимого и полузависимого населения вышли из-под контроля карфагенской аристократии. Земледельческая территория резко сократилась, и вновь преобладающее значение приобрела торговля.

Стеклянные сосуды для мазей и бальзамов. Ок. 200 г. до н.э.

Если раньше не только знать, но и «плебс» получали определенные выгоды от существования державы, то теперь они исчезли. Это, естественно, вызвало острый социальный и политический кризис, который теперь вышел за рамки существующих установлений.

В 195 г. до н.э. Ганнибал, став суфетом, провел реформу государственного устройства, нанесшую удар самим основам прежнего строя с его господством аристократии и открывшую путь к практической власти, с одной стороны, широким слоям гражданского населения, а с другой — демагогам, которые могли воспользоваться движением этих слоев. В этих условиях в Карфагене развернулась ожесточенная политическая борьба, отразившая острые противоречия внутри гражданского коллектива. Сначала карфагенской олигархии удалось взять реванш, с помощью римлян заставив Ганнибала бежать, не завершив начатого дела. Но сохранить свою власть в неприкосновенности олигархи не смогли.

К середине II в. до н.э. в Карфагене боролись три политические группировки. В ходе этой борьбы ведущим деятелем стал Гасдрубал, возглавлявший антиримскую группировку, и его положение вело к установлению режима типа греческой младшей тирании. Возвышение Гасдрубала испугало римлян. В 149 г. до н.э. Рим начал третью войну с Карфагеном. На этот раз для карфагенян речь шла уже не о господстве над теми или иными подданными и не о гегемонии, а о собственной жизни и смерти. Война практически свелась к осаде Карфагена. Несмотря на героическое сопротивление граждан, в 146 г. до н.э. город пал и был разрушен. Большая часть граждан погибла в войне, а остальных римляне увели в рабство. История финикийского Карфагена завершилась.

История Карфагена показывает процесс превращения восточного города в античное государство, формирования полиса. А став полисом, Карфаген пережил и кризис этой формы организации античного общества. При этом надо подчеркнуть, что, каков мог быть здесь выход из кризиса, мы не знаем, поскольку естественное течение событий было прервано Римом, нанесшим фатальный удар Карфагену. Финикийские же города метрополии, развивавшиеся в иных исторических условиях, оставались в рамках восточного варианта древнего мира и, войдя в состав эллинистических государств, уже в их составе перешли на новый исторический путь.

история

Согласно легенде, Карфаген был основан дочерью короля Тира Элиссой, после того как царь и его группа последователей покинули Левант после спора о престолонаследии. В 814 году до н.э. нумидийский принц предоставил Элиссе, ее отцу и последователям землю, из которой возник город Карт Хадашт (известный римлянам как Карфаген).

В древности Себха-Ариана (соленое озеро) все еще была связана с морем, так что Карфаген лежал в конце легко защищаемого полуострова, связанного с материком только на своем восточном конце. Он был пристроен стенкой длиной более 40 километров, толщиной 10 метров и высотой до 13 метров, усиленной башнями, канавами и земляными работами, которые защищали город и окружающую сельскохозяйственную зону от нападения противника. Сила 20 000 пехотинцев, 4000 кавалерий и 300 слонов защищали город.

Под династией Магонидов (Ганнибал) Карфаген стал ведущей коммерческой державой в западном Средиземноморье; его моряки плыли по всей Африке и обнаружили побережье Британии. Но его успех привел к конфликту с другой средиземноморской державой — Римом. В результате трех Пунических войн закончилось полное уничтожение Карфагена в 146 году до нашей эры. Город был разграблен, сожжен, снесен на землю и вспахан, и весь район был посыпан солью, так что даже почва должна быть бесплодной.

Руины Бриз-Хилл

Этот район был позже переселен римлянами и назван Colonia Julia Carthago. Вскоре после этого он стал резиденцией провинциального правительства. После этого он рос и процветал, и к началу 2-го века н.э. он был третьим по величине городом в Римской империи с населением около 300 000 человек. Великолепные общественные здания были построены в этот период, уступая только тем, что были в самом Риме. Как и в Пунические времена, центральной особенностью города был холм Бирсы, с Капитолием и форумом, и римляне в значительной степени сохранили общую планировку города Пуника.

К началу 4-го века Карфаген стал ведущим городом в христианской Африке и увидел епископа. В соответствии с византийским правлением он сохранил свое господство в Северной Африке до тех пор, пока арабы не прибыли и еще раз полностью уничтожили город в 692 году нашей эры. После этого Карфаген впал в забвение, которое закончилось только под французским протекторатом и когда Католическая миссия, ранней христианской традиции, основал свою африканскую штаб-квартиру в Карфагене.

Колонны

Социальная система

Всё население по своим правам делилось на несколько групп по этническому признаку. В наиболее тяжёлом положении находились ливийцы. Территория Ливии была разделена на области, подчинявшиеся стратегам, налоги были очень высоки, их сбор сопровождался всяческими злоупотреблениями. Это привело к частым восстаниям, которые жестоко подавлялись. Ливийцы насильно набирались в армию — надёжность подобных подразделений, конечно же, была очень низкой. Сикулы — сицилийские греки — составляли другую часть населения; их права в области политического управления были ограничены «сидонским правом» (его содержание неизвестно). Сикулы, однако, пользовались свободой торговли. Выходцы из финикийских городов, присоединённых к Карфагену, пользовались полными гражданскими правами, а остальное население (вольноотпущенники, переселенцы — не финикийцы…) аналогично сикулам — «сидонским правом».

Характер карфагенян

Обозревая учреждения и нравы карфагенян, мы видим, что они довели до крайнего развития черты общего характера семитического племени и в особенности финикийской отрасли его. У всех семитов резко проявляется эгоизм: он выказывается и в их склонности к приобретению прибыли торговлей и промышленностью и в их раздробленности на мелкие замкнутые государства, роды и семейства. Он благоприятствовал развитию энергии и мешал возникновению восточного деспотизма, при котором личность поглощается всеобщий, порабощением; но он направлял мысли исключительно на заботы о реальной жизни, отклонял от всяких идеальных и гуманных стремлений, часто заставлял жертвовать благом общества для выгод партии, или для личных интересов. У карфагенян было много качеств, достойных высокого уважения; отважная предприимчивость привела их к великим открытиям, нашла торговые пути в далекие неведомые страны; их практический ум усовершенствовал изобретения, сделанные в Финикии, содействовал тем развитию человеческой культуры; их патриотизм был так силен, что они охотно приносили все в жертву блага родины; их войска были устроены прекрасно; их флоты владычествовали на западных морях; их корабли превосходили все другие величиною и быстротой; их государственная жизнь была благоустроеннее и прочнее, чем в большей части других республик древнего мира; города и селения их были богаты. Но с этими почтенными качествами соединялись у них большие недостатки и пороки. Завистливо они старались всяческими средствами, и силой, и хитростью, устранить другие народы от участия в их торговле и, злоупотребляя своею силою на море, нередко занимались пиратством; они были до безжалостности суровы к своим подданным, не давали им извлекать никакой выгоды из побед, одержанных при их содействии, не заботились привязывать их к себе хорошими, справедливыми отношениями; они были свирепы к своим рабам, бесчисленное множество которых работало на их кораблях, в их рудниках, в их торговых и промышленных занятиях; они были суровы и неблагодарны относительно своих наемных войск. Государственная жизнь их страдала аристократическим деспотизмом, соединением нескольких должностей в одних руках, продажностью сановников, пренебрежением к общему благу из-за выгод партии. Богатство и врожденная склонность к чувственным наслаждениям произвели у них такую роскошь и безнравственность, что все народы древнего мира порицали их разврат; развиваемый их религиозными обрядами, он доходил у них до гнусностей. Одаренные сильным умом, они употребляли свои способности не столько на разработку науки, на литературную и художественную деятельность, сколько на придумывание хитростей, на приобретение себе выгод обманом. Они так эгоистически пользовались во вред другим врожденною всем семитическим народам проницательностью и гибкостью ума, что выражение «пуническая», т. е. карфагенская «добросовестность» вошло в поговорку, для обозначения бессовестного коварства.

Происхождение названия и упоминание в еврейских источниках

Название Qart-ḥadašt (в пунической записи без гласных Qrtḥdšt) переводится с финикийского языка как «новый город».

Название города в старинных еврейских документах

Город, называемый «קרת חדשת» («Новый город») в исходном написании, упоминается в еврейских документах талмудических времён только как «קרתגיני» («Ḳarthigini»), Название эквивалентно византийской форме Kαρθαγένη и согласно Сириаку, греческая форма Kαρχηδών была введена позже.

Несмотря на своеобразную форму, может быть, выбранную со ссылкой на основательницу Дидона («קרתא» + γυνή, «Женщина-город»), еврейское слово, безусловно, определяет Карфаген в Африке, а не Картахену в Испании. Более поздние еврейские хроники, которые относят основание Карфагена ко временам Давида, используют вариант «Ḳarṭagena» «Ḳarṭigini» (с ט вместо ח, иногда даже в Талмуде, «Давид Ганс» к 3882 году), «Ḳartini» и «Ḳartigni», иногда добавив курьёзное замечание, что Талмуд ссылается на два города Карфаген, которое, однако, ошибочно.

Карфаген в книгах Иосифа Флавия

Иосиф Флавий пишет «Kαρχηδών» как греки. Он говорит, что записано в официальных документах Тира, что царь Соломон построил Храм в Иерусалиме за 143 года и восемь месяцев до того, как Тир основали Карфаген. Иосиф был намерен доказать этим утверждением древность еврейского народа. Рассчитывает то же самое по летописи Менандра о царствовании Хирама, согласно которому Хирам вступил на престол за 155 лет и восемь месяцев до основания Карфагена, и храм был построен в двенадцатый год его царствования. Этим расчётом Иосиф опровергал грамматика Апиона, который помещал исход из Египта в то время, когда финикийцы основали Карфаген.

Иуда Маккавей заключил договор с римлянами, среди прочего, потому, что он слышал, что римляне победили карфагенян.Иосиф не говорит, что какие-либо евреи жили в Карфагене.

Упоминания в ТАНАХе и Талмуде

Хотя Карфаген не упоминается в ТАНАХе, современные ученые склонны отождествлять библейский Фарсис с Карфагеном, так как он, таким образом, переводится в Септуагинте, Таргуме и Вульгате (Иез. XXVII. 12). Единственное упоминание в Талмуде, основанный, вероятно, на легенде об эмиграции Гиргашитов, отождествляет Кениззи (Kenizzi) (Быт. XV 19.) с Карфагеном.

Но широко распространённая раввинская легенда отождествляет землю амазонок с Карфагеном (Лев. XXVII Р.1) или с Африкой (Tamid 32b), в обоих случаях согласно классической традиции.

Карфаген был признан одним из четырех крупнейших городов Римской империи.Амора третьего века дал следующее любопытное предложение: «От Тира до Карфагена Израиль и его «отец на небесах» известны; от Тира на запад и от Карфагена на восток Израиль и Бог его не известны», что, вероятно, обозначает указание области распространения семитской расы.

Экономика

Город находился в северо-восточном Тунисе, в глубине залива, недалеко от устья реки Баграды. Тут проходили морские пути, Карфаген стал центром обмена ремесленных изделий Востока на сырьё Запада и Юга. Купцы Карфагена торговали собственным пурпуром, рабами и слоновой костью из Судана, золотым песком и страусовым пером из центральной Африки. В обмен шли хлеб из Сардинии, серебро и солёная рыба из Испании, оливковое масло и художественные изделия с Сицилии. Из Финикии и Египта в Карфаген шли керамика, ковры, эмаль и стеклянные бусы.

Помимо торговли, в экономике Карфагена важную роль имело сельское хозяйство. В равнине Баграды располагались поместья карфагенских землевладельцев, обсуживавшиеся местным ливийским населением или рабами. Мелкое свободное землевладение не играло в Карфагене заметной роли.

Карфагенские купцы искали новые рынки. В 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в Британии на берегу полуострова Корнуолл, богатого залежами олова. Через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной семьи, возглавил большую экспедицию из 60 кораблей с 30 000 мужчин и женщин. Люди высаживались в разных частях побережья, основывая новые колонии.

Замечание 1

Предприимчивость и хватка его жителей помогли Карфагена стать богатейшим городом Древнего мира. К началу III века до н. э. благодаря торговле, технологиям и флоту город выдвинулся на передовые позиции.

Национальный музей Карфагена

Очень впечатляющая коллекция древностей собрана также в Национальном музее Карфагена. Изначально он располагался в здании, с которого римляне начали отстраивать Карфаген в начале нашей эры. На стратегически господствующем над местностью холме Бирса ещё сохранялись, и сохранились по сей день, руины карфагенской цитадели.

Постепенно к музею присоединяли другие постройки, и в итоге сейчас Национальный музей стал гигантским комплексом, ознакомиться с которым без предварительной подготовки всего за один день очень сложно.

Здание собственно музея сложено из белого мрамора. Внутри есть несколько разных по размеру залов. В них представлены произведения искусства и народного творчества, рассортированные в хронологическом порядке: пунический Карфаген, эра римского господства, период арабского завоевания. Есть и экспонаты, привезённые из других мест и связанные с Карфагеном исключительно временем создания. В Национальном музее собрана одна из крупнейших коллекций древних и средневековых монет.

Археологический парк

Археологический парк

За ваннами находится Археологический парк, где прямоугольная сетка улиц четко показывает расположение жилого квартала римского Карфагена. Парк отражает долгую историю Карфагена, с Пунические могилы 6-го и 5-го веков до нашей эры, пятишаговый Базилика Думиэса начиная с VI века нашей эры, и подземной погребальной часовни ( Chapelle Sainte-Monique) 7-го века. По всему сайту находятся остатки римских цистерн, а под деревом — количество известняковых «пушечных ядер», снарядов из карфагенских арсеналов. Северо-восток от Археологического парка, на участке, ранее занятом дворцом Бея 19 века, стоит хорошо охраняемая Президентский дворец.

Карфаген — Карта археологического парка

Расширение владычества Карфагена в Африке

В первое время главною заботою карфагенян было упрочить свою власть над окрестными областями. Сначала они были принуждены давать дань или подарки царям соседних земледельческих и пастушеских племен, чтобы хищные туземцы воздерживались от нападений на них. Но скоро они, отчасти умственным превосходством и ловкой политикой, отчасти силой оружия и основанием колоний в землях этих племен, успели подчинить их себе. Карфагеняне привязывали к себе нумидийских царей почестями, подарками, другими средствами, между прочим тем, что выдавали за них девушек из своих знатных фамилий.

Основывая свои торговые колонии, карфагеняне достигали тех же выгод. как римляне основанием военных колоний: они избавляли столицу от беспокойных бедняков, давали этим беднякам благосостояние, распространяли свой язык. свои религиозные и гражданские учреждения, свою национальность и тем упрочивали свое владычество над обширными областями. Переселенцы из Финикии усиливали ханаанский элемент в северной Африке, так что ливофиникияне, народ, произошедший от смешения колонистов с туземцами, стал преобладающим не только в приморских областях Зевгитаны и Бизакии, но и на большое расстояние от моря. Финикийские язык и цивилизация проникли далеко в глубину Ливии; при дворах царей кочевых племен говорили и писали по‑финикийски.

Ливофиникияне, жившие по всей стране в селениях и мелких неукрепленных городах, были очень полезны гражданам торговых городов приморья. Получая большой доход от земледелия, они платили Карфагену значительную поземельную подать, снабжали торговые города съестными припасами, разными другими товарами; удерживали от набегов пастушеские нумидийские племена, кочевавшие на изобильных пастбищах по склонам Атласа, приучали их к земледелию, оседлому образу жизни; составляли основную массу карфагенских войск и главный элемент поселенцев при основании колоний за морем; были носильщиками и работниками на карфагенской пристани, матросами и воинами на карфагенских кораблях.

Наемные войска карфагенян набирались большею частью из ливофиникийских поселян, людей крепких, привычных выносить труды и лишения. Конницу финикиянам доставляли нумидийские племена, кочевавшие по окраинам пустыни. Карфагенские граждане составляли священный отряд, окружавший военачальников. Ливофиникийская пехота с нумидийской конницей и с небольшим числом карфагенян образовала храброе войско, хорошо сражавшееся под начальством карфагенских полководцев и в Африке, и на море, и в чужих землях. Но алчные торговцы Карфагена притесняли земледельческое и пастушеское население Африки, навлекали на себя его ненависть, которая часто проявлялась опасными восстаниями, сопровождавшимися свирепою отместкой.

Руины древнего Карфагена на холме Бирса

Достигнув большого могущества, Карфаген легко приобрел владычество над теми финикийскими колониями, который были основаны раньше его: Гиппон, Гадрумет, Большая Лептида, малая Лептида, Фапс и другие города того прибрежья (I, 524) были вынуждены признать над собою власть Карфагена и платить ему дань; некоторые из них подчинились добровольно, другие были покорены силой; только Утика сохранила некоторую самостоятельность. Подвластные Карфагену финикийские города Африки давали ему войско и платили подати, размер которых вообще был значителен; взамен того граждане их могли приобретать земельную собственность в карфагенских владениях; браки их с карфагенскими семействами были полноправными, и сами они пользовались покровительством карфагенских законов.

Мемфис: один из самых важных городов Древнего Египта

Один из старейших и важнейших древних городов Египта, Мемфис, был столицей Древнего царства. Мемфис занимал видное положение в начале долины Нила и находится недалеко от пирамиды в Гизе и некрополя в Саккаре. Такова была символика Мемфиса, что фараоны на протяжении всей долгой истории Египта короновались в этом городе.

Мемфис был одним из нескольких крупных городов, расширенных великим фараоном Рамсесом II в 13 веке до нашей эры. Самым важным памятником в городе был храм Птаха, одного из древнейших египетских богов. Несмотря на то, что Мемфис был вытеснен в качестве столицы такими городами, как Фивы, он все еще имел огромное значение как культурный и религиозный мегаполис.

Когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до нашей эры, Мемфис дважды был стерт с лица земли. Но город был быстро восстановлен из-за его религиозного значения. В 525 году до нашей эры персидский царь Ахеменидов Камбиз II захватил Мемфис, который стал столицей персидской сатрапии Египта.

В 331 году до нашей эры Александр Македонский был коронован фараоном в Мемфисе после захвата Египта у персов. После его смерти Александр был погребен в Мемфисе. И один из его военачальников, Птолемей, основал династию Птолемеев.

В 196 году до нашей эры Птолемей V издал указ, который был переписан на табличку на трех языках писцами в Мемфисе. Это был Розеттский камень, одно из самых важных археологических открытий в истории человечества.

Религия

Финикийцев, живущих разрозненно по всему Средиземноморью, объединяли верования. Карфагеняне от финикийских предков унаследовали ханаанскую религию. На протяжении веков Карфаген ежегодно отправлял в Тир посланников для совершения жертвоприношения в храме Мелькарта. Главными божествами Карфагена были Баал-Хаммон и Танит.

Печально известной особенностью карфагенской религии было приношение в жертву детей. Согласно Диодору Сицилийскому, в 310 году до н.э., чтобы умиротворить Ваал Хаммона во время атаки города, карфагеняне принесли в жертву 200 детей из знатных семей. Принесение в жертву невинного ребёнка считалось актом умилостивления богов. Этот акт должен был обеспечивать благосостояние как отдельной семьи, так и общества.

Карфаген: основание и история

Из всех финикийских городов Карфаген является самым важным для нашей истории. Он стал еще более известным, чем его основатель Тир, и его доминирующая роль во всей Западной Финикии не оспаривалась с седьмого, если не с восьмого века до его кончины в 146 году до нашей эры.

Общепринятая дата основания Карфагена — 814 — 813 гг. до н. э.

Карфаген расцвел сразу после своего основания, затмив Мотию и Утику, и вскоре, в конце VIII века, стал главным финикийским городом в Центральном Средиземноморье, способным предотвратить наступление греков (рис. 14). Первое действие, осуществленное Карфагеном и упомянутое древними историками: основание колонии на Ибице в 654-653 годах до нашей эры. Полвека спустя, в 600 году, Карфаген тщетно пытался помешать основанию Массалии фокейцами. Полвека спустя карфагенский полководец Малх одержал победу над греками на Сицилии, но потерпел поражение на Сардинии и был изгнан. Позже он вернулся в Карфаген, но ненадолго. Его преемник Магон (основатель влиятельной пунической династии Магонидов) вместе со своими сыновьями Гасдрубалом и Гамилькаром продолжал конфликтовать с греками. В 535 году объединенный этрусский и карфагенский флот разгромил фокейцев в морском сражении у Алалии на Корсике. В результате все попытки греков закрепиться на Корсике и Сардинии были пресечены.

Карфагенские земли стали римской провинцией, но лишь более чем через столетие на руинах Карфагена возник римский город. В то время римская культура почти не проникала в Африку, а длительная зависимость Нумидийского царства от Карфагена и его культуры обеспечивала стойкое пуническое влияние (по крайней мере, в языке), отныне именуемое нео-пуническим. Новый римский город был населен в основном африканцами, которые говорили на не-пуническом языке и поклонялись старым пуническим божествам: Баал-Хаммону, Тинниту, Эшмуну и Мелкарту под их римскими именами-Сатурн, Целестис, Асклепий и Геркулес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: