Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя
Руины, которые можно увидеть в Акрополе в настоящее время принадлежат в основном таким величественным сооружениям, как Пропилеи с храмом Ники Бескрылой, Парфенон и Эрехфейон.
Ансамбль Афинского Акрополя был воистину прекрасен в древние времена, если, например, в Олимпии все храмы похожи, то в Акрополе каждое строение неповторимо.
Акрополь, Пропилеи (Dimitris Kamaras / flickr.com)
Первое что можно увидеть из построек Акрополя – величественные ворота с колоннами – Пропилеи.
Построены они были после создания Парфенона. Первоначально они должны были быть абсолютно симметричными.
Но так как с правой стороны возник храм Ники Бескрылой, пришлось для достижения гармонии сделать эту часть ворот меньших размеров.
Автором этих величественных ворот был архитектор Мнезикл. Он умело сочетал в постройке суровый дорический и возвышенный ионический ордер. Это сооружение представляло собой ворота с крышей, которая опиралась на колонны, с 5 проходами.
С левой стороны раньше располагалась картинная галерея. Справа было небольшое помещение. К воротам оборудован подъем, не имевший ступеней, для того чтобы могли заезжать колесницы.
Храм Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)
Храм Ники Бескрылой (Богини Победы) конечно, внутри имел статую богини. Скульптура Ники здесь не имеет крыльев, так задумано специально, так как греки желали, чтобы победа всегда оставалась здесь. Храм стоит так, будто приглашает войти внутрь.
Внутреннее пространство небольшое, стены сделаны из неполированного мрамора. Снаружи храм украшает фриз, на котором боги и сцены битв.
Рельефы этого храма были обнаружены в 1835 году. Они должны были располагаться под колоннами храма. Это рельефные изображения богини Ники в различных позах и сценах, но чаще всего в профиль. На одном она закалывает быка, на другом снимает сандалии, перед тем как войти в храм.
Эрехтейон (Casey And Sonja / flickr.com)
Пройдя через ворота, можно было увидеть статую Афины, которая заслоняла собой южный портик Эрехфейона.
Выбор места, где он построен, связан с мифом. Эта Легенда легла в основу всего города. Афина и Посейдон спорили, кто же из них станет покровителем города. Посейдон ударил трезубцем и на этом месте забил источник. Афина же вырастила оливу, и местные жители выбрали ее.
Эрехфейон был создан в более легком ионическом ордере и значительно отличается от Парфенона. В этом историческом памятнике сочетается два вида мрамора – белый и фиолетовый.
Портик Кариатид – южный портик Эрехфейона. Здесь 6 скульптур кариатид головами упираются в крышу, держат ее. Принцип симметрии и гармонии господствует и здесь, половина скульптур упирается на левую ногу, половина на правую. Искусно вырезанные складки на одежде скульптур показывают небольшое напряжение. Внутри Эрехфейон сложно устроен, он имеет много уровней. Здесь располагаются святилища богов: Посейдона, Афины и Эрехфея.
Ансамбль афинского Акрополя: достопримечательности
Реставраторы долгое время занимались восстановлением это крупного храмового комплекса, чтобы приблизиться к древним работам греческих мастеров. Некоторые сооружения были реставрированы почти полностью, но другие остались только руинами. Весь ансамбль афинского Акрополя поражает своими размерами, белоснежными колоннами и огромными лабиринтами с высокими стенами. Здесь чувствуется атмосфера прошлого и неизведанного.
Войти на территорию комплекса можно было через ворота Бюле, которые были названы в честь археолога, занимавшегося здесь раскопками. Предположительно строительство ворот датируются III веком до н.э. Сразу же за воротами располагались храмовые здания Акрополя, которые погружали путников в новый мир. Все здания украшены колоннами, которые формируют длинную греческую колоннаду.
Впереди ожидала статую покровительницы города – богини Афины. Статуя была настолько высокой, что с кораблей, которые проплывали мимо, были видны шлем и копье. После этого перед путниками открывались величественные храмы Афин, а также театры.
Храмы афинского Акрополя, как называется главный храм
Главный храм Акрополя – Парфенон, который находится в центре города, был возведен в честь богини Афины. Архитекторы по указанию главного государственного деятеля должны были создать уникальную архитектурную памятку, которая стала бы наиболее совершенным сооружение того времени.
Помимо Парфенона в Афинском Акрополе расположены и другие известные храмы:
- Храм Эрехтейон, который был построен в V веке до н.э., и не уступал по своему внутреннему и внешнему убранству Парфенону, но до современных дней почти не сохранился. Этот храм служил грекам в качестве сокровищницы, а также места, где проводились многие культовые обряды. Сейчас туристы смогут увидеть только несколько колонн, полуразваленные стены и портик, украшенный скульптурными композициями греческих девушек.
- Храм Ники Аптерос, который был построен в честь бескрылой богини победы, чтобы она не смогла покинуть греков. Этот храм имеет небольшой размер и украшен только четырьмя колоннами и несколькими скульптурами.
- Святилище Афродиты, которое хорошо сохранилось и поражает туристов красивым архитравом с лепниной голубей и гирляндами.
- Святилище Артемиды (Бравронейон), которое украшено статуей богини и множеством колонн.
- Святилище Зевса – это небольшой храм, разделенный на два зала. Первый зал был предназначен для проведения ритуалов, а второй – для пожертвований.
Храм богини Афины – Парфенон
Богиня Афина – это покровительница столицы Греции, в честь которой был назван центральный храм Акрополя. Проектированием и воздвижением храма занимался архитектор Иктин вместе со своей командой единомышленников. Архитектор использовал белый мрамор в основу стен храма и скульптурных композиций, который в солнечный день приобретал золотой оттенок. Сейчас туристы могут рассмотреть эту особенность храма, а древние греки были лишены этого, потому что подбирали яркие цвета, который перекрывали этот материал.
Строительство Парфенона проходило во время правления афинского государственного деятеля Перикла в V веке до н. э. Это сооружение должно было превзойти все построенные ранее храмы и у мастеров действительно получилось возвести уникальный архитектурный образец своего времени.
Храм богини Афины имеет прямоугольную форму с тремя мраморными ступенями в окружении рядов колон. Уникальность храма состоит в том, что визуально колонны словно расширяются, хотя построены строго прямолинейно. Также этот храм выглядел идеально пропорционально со всех сторон.
Реконструкционные работы, начатые в XIX веке, все еще не закончены, а декоративные элементы, вывезенные в другие государства, все еще не возвращены.
Музей Акрополя в Афинах
В Афинах можно рассмотреть не только развалины храмов, но и посетить музей Акрополя. Раньше музей находился в небольшом здании возле главного храма Акрополя, но постепенно количество экспонатов увеличивалось, поэтому нужно было расширить пространство. Сейчас новый музей Акрополя находится в 300 метрах от всего храмового комплекса.
В экспозиции музея представлены различные археологические находки, которые были найдены на территории этого города, к примеру, есть элементы скульптурных композиций мастеров, которые творили в V веков до н.э., а также фризы Парфенона. Сохранилось несколько скульптур, на которых показаны сцены сражения атлетов и героев с богами и гигантам, а также фигуры Геракла и Мосхофора. Работники музея следят за всеми экспонатами, чтобы они оставались в сохранности и на них негативно не влияли изменения температурного режима.
Что обязательно посмотреть
Удивительное дело — при всей популярности у туристов афинский Акрополь неизменно сохраняет свою торжественную атмосферу: кажется, даже вечный людской шум здесь исчезает, когда вы смотрите на эти величественные колонны. Впрочем, не только на них: как мы уже упоминали, всего здесь было расположено 21 строение. Не все сохранились и не все требуют сверхпристального внимания — но must-see-объекты, разумеется, присутствуют. И не забудьте взять с собой головные уборы: все они находятся под открытым небом, а греческое солнце отличается знойным характером.
Парфенон
Образ этого сооружения не получится стереть из памяти даже при всем желании — постарались тут даже не столько туроператоры, сколько обложка учебника истории.
Парфенон — храм Афины, стоящий на впечатляющем возвышении, специально возведенном для сглаживания неровностей подъема холма: масштаба картине добавляет огромное количество строительных лесов и подъемных кранов. Трудно поверить, что древние греки смогли соорудить Парфенон всего за 10 лет — повторить рекорд их потомкам явно не удалось.
Впрочем, отнеситесь к этому с пониманием — и смотрите, смотрите, смотрите. Здесь вы не найдете изысканных архитектурных тонкостей (даже кладка была сухой, без цемента) — да они здесь и не нужны. Где еще вы увидите здание, которому 25 веков?
Эрехтейон
Не слишком большой, но весьма интересный по внешнему виду, ансамбль Эрехтейона гармонично дополнен целым комплексом кариатид — изваяний женских фигур, поддерживающих крышу храма. К сожалению, все они — копии, но общую атмосферу прочувствовать можно. Если заметите разницу в цвете каменных блоков и колонн, не удивляйтесь: более светлым отмечен «новодел». Изготовленные реставраторами элементы своим контрастом впечатление не портят — как говорят гиды, уж лучше так, чем бесформенные мраморные руины.
Одеон Герода и театр Диониса
Самая хорошо сохранившаяся постройка афинского Акрополя — Одеон Герода Аттического: одна из самых молодых построек комплекса (165 год н. э.). В водоворот веков канули только мраморная отделка и изваяния в стенных нишах — в остальном все так же, как и 19 веков назад. Более того, здесь до сих пор проводятся концерты оперных певцов — акустика потрясающая. Правда, есть одна маленькая деталь: так как Одеон — это действующая площадка, попасть внутрь можно, только купив билет на выступление. Впрочем, не расстраивайтесь — сверху, с холма, видно все как на ладони.
Театр Диониса мало чем отличается от Одеона по архитектуре, но пострадал от времени и завоеваний несравнимо больше. Отреставрировали его почти целиком еще в 2010 г. — можете пройти и на собственном опыте оценить, удобно ли было древним грекам смотреть на проходящие на сцене представления, посвященные богу вина Дионису. Кстати, этот театр посещали даже римские императоры Нерон и Адриан. Чем вы хуже?
Агора
Городская площадь Афин, которая была центром общественной жизни, сегодня — место раскопок. Посетить ее тем не менее нужно обязательно: ощутить себя на месте, где тысячи лет назад шумел рынок и бурлила жизнь древнейшей цивилизации, дорогого стоит. С артефактами, обнаруженными в результате раскопок, можно познакомиться в находящемся рядом музее Стои Аттала.
Храм Гефеста
Отличная сохранность — вот что привлекает к храму Гефеста толпы туристов, и, между прочим, многих — по чистому незнанию. Дело в том, что Гефестион очень похож на Парфенон, даже построен приблизительно в то же время. Словом, именно здесь можно наиболее объективно представить, как выглядел бы более «раскрученный» храм — и заодно сделать немалое число запоминающихся фотографий.
История Акрополя
В Древней Греции термин «акрополь» означал хорошо укрепленное место или поселение. Несколько тысячелетий назад здесь располагался основной город, защищенный надежными укреплениями от врагов. Еще до начала Микенской эпохи Акрополь являлся величественным городом.
На территории находилось множество храмов с необходимыми предметами культа и другие важные государственные постройки. Из-за монументальности сооружений предполагается, что в строительстве Акрополя принимали участие мифические циклопы. Только им под силу было поднять огромные валуны.
В период с XV по XIII век до нашей эры в Акрополе располагалась царская резиденция. Если верить в реальность мифов, именно здесь находилась резиденция Тесея, которому принадлежит победа над Минотавром.
К VII в. до н.э. главной покровительницей Акрополя стала Афина. Её культ получил широкое распространение, и в честь богини воздвигли прекрасный храм. Столетием позже Писистрат начал активно застраивать Акрополь, появились новые здания Пропилеи и Ареопага.
Увы, но в период войны с персами Акрополь сильно пострадал. Большая часть построек была полностью разрушена. Греки не смирились с падением любимого города и поклялись возродить его величие. С наступлением мира в 447 году до н.э. строители, под руководством известного скульптора и архитектора Фидия, приступили к возрождению Акрополя. Они восстановили его полностью, некоторые храмы Акрополя того периода сохранились и до наших дней. Среди них Эрехтейон, храм богини Ники, статуя Афины, а также Парфенон.
До III в. н.э. Акрополь существовал в относительном мире, поэтому жители смогли значительно приумножить архитектурное богатство города. Появились статуи царей и новые храмы, однако опасность очередного вторжения заставила переключиться на укрепление стен.
Несколько следующих веков власть над Акрополем менялась. В храмах поклонялись другим святым, а основные сооружения изменяли назначение. Вернув власть, греки начали активно восстанавливать Акрополь. Главной задачей строителей было вернуть месту его первоначальный облик.
История Акрополя
Афи́нский акро́поль (греч. akropolis, от akros – верхний и polis –город) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (300 м в длину и 170 м в ширину).
Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) – в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.
В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 году до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Над созданием ансамбля Акрополя работали также зодчие Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и другие.
В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.
В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц.
Афинский Акрополь
Как доехать до Акрополя
Не зря в переводе с древнегреческого языка Акрополь означает «верхний город». Он возвышается над центральной частью Афин, откуда прекрасно видно, где находится этот культурно-исторический объект. Добраться сюда можно на метро из любой точки города, посмотрев на карте адрес. Ехать следует по красной ветке, а выйти необходимо на станции с таким же названием.
При желании вы можете совершить пешую прогулку до храмового комплекса, выбрав в качестве главного ориентира улицу для пешеходов Dionysiou Areopagitou, ведущую в гору. Если все время идти по ней, никуда не сворачивая, то очень быстро вы окажетесь прямо напротив древнего афинского Акрополя.
Узнать интересные факты о современном и древнем Акрополе, информацию о том, когда был построен каждый памятник комплекса, увидеть коллекцию фото, а также ознакомиться с кратко изложенными описаниями достопримечательностей можно на официальном сайте культурно-исторического объекта.
Периоды развития
Древняя Греция — древняя цивилизация, состоящая из множества разрозненных городов-государств. Он охватывал западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, юг Италии, регион Черного моря и Сицилию.
Древнегреческая архитектура породила множество стилей и стала основой архитектуры эпохи Возрождения. В истории его развития обычно выделяют несколько этапов.
- Гомеровский период (середина XII — середина VIII века до н.э.) — новые формы и черты, основанные на предыдущих микенских традициях. Основными постройками были жилые дома и первые храмы из глины, сырца и дерева. В декоре появились первые керамические детали.
- Архаичный (VIII — начало V вв., 480 г до н.э.). С формированием политики появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве часто используют камень: известняк и мрамор, облицовку из терракоты. Возникают разные типы храмов. Преобладает дорический порядок.
- Классика (480 — 330 г до н.э.) — период расцвета. В древнегреческой архитектуре всевозможные заказы активно развиваются и даже композиционно связаны друг с другом. Рождаются первые театры и мюзик-холлы (одейлоны), жилые дома с портиками. Формируется теория улично-квартальной планировки.
- Эллинизм (330 — 180 до н.э.) Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополнен восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.
В 180 г. Греция попала под влияние Рима. Империя привлекала в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые культурные традиции. Таким образом, древнегреческая и римская архитектура имеет много общего, например, в строительстве театров или в системе заказов.
Эгейский период
В эгейский период происходит зарождение древней культуры, что связано с существованием однодомной и микенской цивилизаций. На Крите, населенном минойцами, первые зачатки государственности и письменности начали развиваться гораздо раньше, чем в материковой Греции.
Гомеровский период
В гомеровский период происходит окончательное уничтожение минойской и микенской культур. В обществе доминируют родовые отношения, постепенно переходящие в классовые, начинают появляться первые города.
Школа неоклассического искусства в Афинах, Греция
Архаический период
Период архаики считается началом античной эпохи. В это время шло активное развитие городов и великая греческая колонизация. Проведены первые Олимпийские игры.
Классический период
Классическая эпоха была периодом расцвета греческого полисного общества. Он представляет собой беспрецедентный экономический и культурный прогресс.
Парферон
Эллинистический период
Сменивший его эллинистический период пришелся на установление мировой власти Александром Великим. Впоследствии, после захвата Греции и Персии римлянами, античная культура продолжала развиваться в пределах Римской империи.
Эпоха эллинизма
Он просуществовал с 338 г до н.э по 180 г до н.э. Под влиянием восточной культуры, сопровождавшейся завоеванием новых земель, архитектура Древней Греции претерпела значительные изменения. Исчезла простота и гармоничность храмов, ранее украшавшихся минимальным количеством хозяйственных построек. В строительстве преобладали пышные и эффектные здания.
Раньше самыми яркими постройками в городах были храмы. Теперь они закрыты дворцами правителей, театрами, стадионами. Характерные черты эллинизма можно увидеть в Башне Ветров, в храме Афины Алата в Тегее, в алтаре Зевса в Пергаме. Особый интерес представляет Олимпийский стадион на Родосе, единственный из сохранившихся до наших дней.
Краткая история
Еще задолго до наступления периода расцвета полисного устройства на возвышенности, в Афинах появились первые укрепленные сооружения. Во времена архаического периода здесь были воздвигнуты легендарные храмы, древнегреческие скульптуры и различные культовые предметы.
Согласно легенде, первым царем Афин и основоположником Акрополя был Кекропс, поэтому часто это историческое место носит название «Кекропия» или «Кекропс». В период микенской цивилизации здесь находилась защищенная резиденция царя.
Большое строительство в Акрополе проводилось в VII—VI вв. до н. э. В этот период был построен храм Гекатомпедон в честь богини Афины. Сейчас на его месте остались незначительные части скульптур и фундамента, так как практически все храмы были разрушены во время войны греков с персами.
Восстановление Акрополя началось в 447 году до н. э. Возведением руководил непревзойденный скульптор Фидий. Им был создан проект, над которым работали такие известные зодчие, как:
- Калликрат;
- Иктин;
- Мнесикл;
- Архилох.
Главное культовое сооружение Эрехтейон турки превратили в гарем, а строение Ники Аптерос (Афины Победительницы) просто разобрали для сооружения стены крепости. Уже в XVII веке нашей эры от взрыва пушечного ядра была уничтожена центральная часть Парфенона, а несколько статуй при попытке демонтажа были просто разбиты.
В XIX веке Томас Брюс, седьмой граф Элгин, демонтировал ряд метоп, несколько метров фриза и снял почти все скульптуры на фронтонах Парфенона, а из Эрехтейона — кариатиду. Эти исторические фрагменты он продал в Британский музей.
Турецкие войска с помощью подкопов хотели взорвать Акрополь, но их планы разрушил сапер К. Хормовитис, в честь которого была названа одна из улиц в Афинах. В конце XIX века после проведения реставрации частично был восстановлен внешний вид древнего Акрополя:
- реставраторы убрали все современные постройки на его территории;
- Был заново построен храм Афины Победительницы.
Особенности образа Парфенона
Кажущаяся геометрическая прямолинейность Парфенона достигается курватурой — большим количеством конструктивных отступлений от идеально прямой линии, призванных скорректировать оптические искажения, вызываемые недостатками человеческого зрения; наклон колонн вовнутрь, утолщение колонн в середине (энтазис) и увеличение их диаметра с уменьшением расстояния между ними при приближении к краю, изменение ширины метоп и триглифов, возвышение центральной части у основания — всё это вызывает особые затруднения при реставрации Парфенона, поскольку в здании не существует взаимозаменяемых элементов. Оптические искажения — Фидию приписывается особое мастерство в обращении с ними — учитывались и при создании скульптурных групп, поскольку рельефы и объёмные наклонённые статуи фронтонов предназначались для рассмотрения не строго спереди.
Значимость, весомость верхней части храма подчёркивались контрастной сине-красной раскраской элементов оформления и скульптур, в то время как колонны, покрытые создававшими собственный богатый светотеневой рисунок вырезами-каннелюрами, сохраняли благородную белизну местного пентелийского мрамора (во времена архаики многие здания строились из известняка, ценности в поверхности которого художники того времени не видели, и потому его закрашивали плотным слоем краски; мрамор же натирался окрашенным воском, который впитывался в материал и позволял тому сохранить свою особую полупрозрачность). Архаическая центроориентированность ослабляется: вместо нечётного числа колонн в торцах, разбивающих проход на две части, мы видим чётное число (и притом увеличенное с 6 в дорической норме до 8, что ведёт за собой увеличение числа боковых колонн по формуле «вдвое больше плюс одна» — до 17), вместо одной скульптуры посередине фронтона — две скульптуры над двумя колоннами (на западном фронтоне это спор Афины и Посейдона, на восточном, о котором, впрочем, данных меньше, рождение Афины). Особенно была решена проблема направления движения в скульптурах прерываемых триглифами метоп (на них были изображены мифологически-исторические сцены героических сражений) и непрерывного фриза (в котором Фидий взял на себя смелость возвеличить панафинейское шествие до уровня мифологического события): с западной стороны внутренний фриз целиком движется влево, на север, а метопы вправо, на юг, уравновешивая друг друга; поскольку процессия двигалась с запада на восток мимо западной и северной сторон Парфенона, то с северной (как и с южной, менее существенной из-за расположения храма) стороны метопы и фриз также движутся на восток; на востоке, у входа, оба потока сливаются в центре.
В основном помещении Парфенона взаимодействию архитектуры и скульптуры также было уделено большое внимание. Два яруса дорических колонн, обходящие в виде буквы П гигантскую (около 10 метров) статую Афины Парфенос, подчёркивали её монументальность и отделяли от сплошных стен; каннелюры колонн перекликались со складками одеяния Афины, деление на уровни — с верхней и нижней частями одеяния, а также со статуей Ники, которую Афина держала на руке
Излишний блеск статуи Афины, выполненной в хрисоэлефантинной технике (слоновая кость для кожи и золото для одеяния), сглаживался приглушённым освещением внутри целлы храма.
Композиция Афинского акрополя
Акрополь Афин, разрушенный во время войны с персами в 480 г. до н. э., был окончательно перестроен в том состоянии, что дошел до нас, во второй половине V века. Над созданием нового Акрополя работал целый ряд мастеров, общее же руководство принадлежало другу Перикла, крупнейшему из афинских скульпторов —Фидию.
Акрополь представляет собой небольшой, круто поднимающийся продолговатый холм. Только узкая западная сторона была более отлогой. Во второй половине V в. до н. э. на вершине этого холма было воздвигнуто несколько зданий. В распределении их отсутствовала строгая симметрия, наоборот, господствовал, принцип живописной планировки, то есть перед приходившим на Акрополь последовательно открывался ряд панорам.
На Акрополь вступали по отлогому западному склону холма, над которым поднималось здание Пропилей. Парадный вход на Акрополь — Пропилеи — был построен архитектором Мнесиклом в 437–432 гг. до н. э. Сооруженное из мрамора великолепное здание состояло из главного корпуса, имевшего снаружи колоннады дорического, а внутри ионического ордера, и двух пристроек — северной и южной, причем первая значительно превосходила размерами вторую. Перед южным крылом помещался на особом выступе стены небольшой храм Ники Аптерос. В силу этого для зрителя, вступавшего по западному склону на Акрополь, вид Пропилей и храма Ники представлял вполне уравновешенное целое без скучного однообразия повторений.
Упомянутый мраморный храм Ники Аптерос (Бескрылой) был сооружен между 450 и 420 гг. до н. э. по проекту архитектора Калликрата. Это изысканная небольшая постройка (длина 9,5 м, ширина 6,8 м) представляла собой амфипростиль ионического ордера, имевший с фасадных сторон по четыре колонны.
Пройдя через Пропилеи, посетитель вступал на находившуюся за ними площадь. Отсюда он мог видеть колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия, которая стояла невдалеке, и находившиеся на втором плане храмы — Парфенон и Эрехтейон. В этой панораме центральное место занимала статуя Афины, которой подчинялись расположенные за ней постройки.
Когда посетитель миновал статую Афины, проходя несколько правее ее, как обычно шли культовые процессии, перед ним открывался вид на Парфенон, причем этот храм был виден с угла, т. е. в три четверти. Продолжая двигаться в том же направлении дальше, посетитель настолько приближался к Парфенону, что его уже нельзя было охватить взглядом, и тогда центром панорамы становился Эрехтейон; сложный по плану храм представал с этой стороны, также с угла, и позволял сразу почувствовать богатство и разнообразие форм данного сооружения. Наконец, пройдя между Эрехтейоном и Парфеноном, посетитель достигал площади, на которой стоял алтарь Афины. Сюда выходил главный (восточный) фасад Парфенона.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
Брунов Н.И. «Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон», Москва «Искусство» 1973 г.
The Acropolis at Athens. Conservation restoration and research 1975-1983. 1985г.
Иконников А.В., Степанов Г.П.
Основы архитектурной композиции
Искусство, М. 1971
Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
Архитектура гражданских и промышленных зданий:
Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. — М.: Стройиздат, 1975 — Т.I. Гуляницкий Н.Ф.
История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил