Доклад и сообщение боги древнего египта

Ра. Мифология

Древние египтяне считали, что как бог солнца, роль Ра должна была состоять в том, что он должен был плыть по небесам в течение дня в своей лодке, называемой «Барк миллионов лет».

Утром, когда Ра появился с востока, его лодка была названа «Madjet», что означало «стать сильным». К концу дня лодка называлась «Semektet», что означало «стать слабым». В конце дня считалось, что Ра умер и отправился в подземный мир, оставив луну на своем месте, чтобы осветить мир.

На следующий день Ра возрождался на рассвете. Во время своего путешествия по небу в течение дня он сражался со своим главным врагом, злым змеем по имени Апеп, а также Властелином Хаоса.

В некоторых рассказах Ра, в виде кошки по имени Мау, побеждает злого змея, Апеп. Это и является одной из причин, почему кошки так высоко ценятся в Египте.

Ра создал себя из изначального хаоса. Он также известен как Ре и Атум. Его дети – Шу, Бог сухого воздуха и Отец Неба. Его сестра-близнец Тефнут, Богиня Влажности и Сухости. Как богиня, возглавляемая львами, Тефнут отвечала за росу и свежесть. Люди были созданы из слез Ра.

Хотя Ра был очень почитаем и преданно поклонялся древними египтянами, есть история, которая предполагает, что он в конце концов стал слабым. В «Легенде о Ра», «Исис» и « О змее», когда Ра состарился, у него текли слюни.

Исис знала, что сила Ра была скрыта в его секретном имени. Исис собрала слюну Ра и создала из нее змею. Она отпустила змею к Ра, и она его укусила. Исис хотела, чтобы власть Ра всегда доставляла ей удовольствие, но она знала, что должна заставить его рассказать ей свое секретное имя.

В конце концов, из-за боли, которую он терпел, Ра позволил Исис «обыскать себя». И при этом она исцелила его, и сила Ра была передана ей.

Древо Жизни является важным религиозным символом для египтян. Древо Жизни находилось в храме Солнца Ра в Гелиополисе и считалось священным. Плод, который возник из этого дерева, был недоступен для людей, но только он мог использоваться в ритуалах старения, предназначенных для фараонов.

Древо Жизни также упоминается как мифическое, священное Исидское дерево. Вечная жизнь пришла к тем, кто съел плод из Древа Жизни.

Другим важным древним египетским символом, связанным с Ра, является «Бенну». Бенну – это имя птицы, которая представляла душу Ра. Эта птица – феникс, и она сидела у Древа Жизни в Храме Солнца Ра в Гелиополисе.

Внутри храма, на вершине обелиска, находился Бенбенский камень. Этот пирамидальный камень служил маяком для Бенну, а также являлся важным древним египетским религиозным символом.

Мифология Древнего Египта

Мифология древних египтян создавалась под влиянием религии. Поклонение богам являлось основой возникновения мифов, а загробному миру была отведена ключевая роль

Граждане древней страны уделяли жизни после смерти даже большее внимание, чем земному существованию. Все это отразилось в грандиозной архитектуре Египта — известных пирамидах, которые были не просто усыпальницами царей, а несли в себе более глубокий религиозный и сакральный смысл

Ученым удалось расшифровать древнеегипетские письмена, записанные на папирусе, храмовых камнях и стенах гробниц. Благодаря этому получилось воссоздать верования, легенды и мифы Древнего Египта, в которых описываются деяния злых и добрых божеств.

Анубис

Анубиса можно считать одним из самых известных ныне богов, так как тот не раз становиться персонажем множества фильмов. Анубис – это бог подземного мира и бог, который отвечает за погребальный обряд, который отыгрывал большую роль в жизни каждого египтянина. Считалось, что Анубис оберегает мумии умерших людей и не дает возможности ворам грабить гробницы. Анубиса изображали как человека с головой черного шакала.

Боги Древнего Египта: в кого верили люди?

Египтяне верили, что боги создали землю, небо, воду и людей, наделив их чувствами. Именно вера в сверхъестественные силы помогала им творить невероятные архитектурные шедевры. Что касается самих мифов и легенд, то их записывали на свитках папируса и высекали на стенах внутри ритуальных сооружений. Понять, расшифровать и прочитать египетские иероглифы удалось лишь в 1822 году французскому исследователю Жану-Франсуа Шампольону.

 Существа и боги в славянской мифологии

Боги относились к людям по-разному. Одни отличались жестокостью и внушали страх, другие – защищали и помогали простым смертным. Всего насчитывалось около 700 божеств, каждое из которых имело несколько имен (до пяти названий). Их изображали как животных или людей с головой или другой частью тела от животного. К примеру, правителя загробного мира Анубиса рисовали как человека с собачьей головой.

Боги сотворили мир и всячески его поддерживали, но делали это при условии, что люди им будут поклоняться. Древние египтяне ощущали себя уязвимыми и беззащитными перед Творцами. Поэтому старались показать свою покорность и преданность, строя храмы и другие архитектурные шедевры в честь покровителей.

Атон

Для египтян Атон был богом солнца, которое играло важную роль в жизни человека, так как дарило тепло и свет. Атона считали богом, который сотворил весь мир и дал каждому жизнь.

Это интересно: 488,Мифы и религия Египта

Амон

Изначально Амон был местным божеством в Фивах, но позднее возвысился до главы египетского пантеона. Это совпало с возвеличиванием в обществе фиванских жрецов в эпоху Среднего царства (2055-1650 гг. до н, э,).

Амон обычно изображался в человеческом образе, увенчанный короной с двумя перьями, или с головой барана, Овна. Особое значение Амона среди богов в большой степени объясняется тем, что часто он «выступал в паре» с другими могущественными богами. Вместе с богом солнца он становился Амоном-Ра, вместе с богом плодородия — Амоном-Мин.

В Фивах его почитали как бога из великой триады: Амон, его спутница Мут и их сын Хонсу. Амон считается богом-творцом, создавшим все сущее — его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов. Храм в Карнаке — религиозный комплекс, лучше других сохранившийся со времен Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.) — посвящен Амону.

История

Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян. Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными. В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат, находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса Исфет

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества, и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди

Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом — океаном Нуна. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли.

Это интересно: 360,Как один царь завоевал полмира — походы Александра Македонского

Прочие персонажи египетской мифологии

По подсчетам ученых, в Древнем Египте было около 5 тысяч богов. Такое огромное число связано, как правило, с тем, что в каждом крупном городе божества и прочие мифические существа были уникальными с различной иерархией. Список и описание всех существ бесконечен, но некоторых следует рассмотреть подробно.

Живым, видимым и осязаемым существом, которому египтянами придавалась некоторая божественность, были кошки. Эти животные символизировали плодородие и солнце. Известно, что в Древнем Египте жили три вида кошек – дикая ливийская, камышовый кот и сервал. Кошки стали воплощением богини Бастет в Древнем Египте, а она стала невероятно популярной среди населения. Кошек за свою причастность к богам стали именовать «оком Ра».

В озере, полыхающем огнем, что распложено в подземном царстве (Дуата) обитал монстр с туловищем и передними лапами льва, головой крокодила и задними конечностями гиппопотама – Амат. Он пожирал души мертвых, признанных грешными на суде Осириса.

Изначально богом Дуата был бог смерти Анубис, но вытесненный оттуда Осирисом, он стал провожатым людских душ и взвешивал их душу на специальных весах. Он изображался с головой шакала.

Рис. 3. Бог Анубис.

Рассмотрим богов, живущих не в Дуате, при помощи таблицы.

Бог

Функции

Изображение

Атон

Бог небесного светила. Отвечает за освещение светом мира людей

В виде солнечного круга с тянущимися к людям руками

Птах

Творец мира, покровитель человеческого творчества и плодородия

Человеческое

Маат

Богиня правды в Древнем Египте. Она покровительница справедливости, законности и нравственных устоев. Перо с головы Маат укладывалось на одну чашу весов Осириса, а душа человека на другую

Женщина с пером страуса на голове.

Тот

Бог мудрости и научного познания. Является божеством луны

Голова ибиса, человеческое тело

Уаджет

Заступница Северного Египта

Богиня-змея

Тефнут

Одна из богинь, символизирующая пространство между Землей и Небом

Рененутет

Покровительница урожая

В виде кобры

Нейт

Богиня сражений и охоты

Двуполая женщина

Что мы узнали?

У древних египтян было огромное количество богов, и у каждого была своя, даже самая маленькая зона ответственности в окружающем людей мире.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Экранизации

В 1994 году на экраны вышел фильм с элементами фантастики «Звездные врата», режиссер – Роланд Эммерих. Здесь древний бог, роль которого исполнил Джей Дэвидсон, предстает как инопланетное существо, захватившее Землю. Порабощенные люди терпели гнет владыки несколько тысячелетий, но однажды восстали. Ра отбыл на пустынную планету Абидос, однако в 20 веке в новую обитель пожаловали с научной экспедицией земляне. Ра погиб от ядерного взрыва, впрочем, в «Звездные врата SG-1» (1997) воскрес и засветился в одной из серий.

Джеффри Раш в образе бога Ра

Приключенческую картину на тему мифологии Древнего Египта представил на суд зрителям Алекс Пройас. В фильме «Боги Египта» (2016) образ Ра примерил Джеффри Раш.

Космогонические мифы

Существовало несколько центров, которые давали свою трактовку происхождению всего бытующего. Один из них — Гелиополис. Согласно гелиопольской космогонической концепции, первоначально был хаос, бездонный и темный океан Нун. Он имел женское обличие и именовался Наунет.

Нун и Наунет. Дата неизвестна. Рельеф в храме в Дейр-эль-Медине, Египет

Из океана появился бог Атум. Это было самое первое божество, бог-первотворец. Атум относился к богам солнечного культа и ассоциировался с закатным солнцем, позже стал одной из ипостасей бога Ра. Для своей опоры он создал первородный холм бенбен. Этот холм стал прототипом солнечного обелиска, что располагался в храме бога Ра в Гелиополисе, как символ места, куда упал первый солнечный луч, и прообразом бенбенетов (пирамидионов) — гранитных наверший пирамид, которые полировали так, что они блестели на солнце, а позже обелисков.

Пирамидион Аменемхета III. XII династия. Египетский музей, Каир (Египет)

Атум сотворил бога воздуха, ветра Шу и богиню Тефнут, но они потерялись. На их поиски был отправлен глаз божества, за время его отсутствия Атум успел создать себе новый. По возвращении глаз разозлился и превратился в змею, однако бог обмотал его вокруг головы и тот стал уреем — символом царской власти. Глаз получил название «глаз Ра».

От слез бога Атума на земле появились люди. Шу и Тефнут родили вторую пару богов: богиню неба Нут и бога земли Геба, которые из-за постоянных ссор были разделены. Они в свою очередь дали жизнь богу возрождения Осирису, богине материнства и плодородия Исиде, богу разрушения и смерти Сету и женскому воплощению Сета Нефтиде.

Вторым центром космогонических мифов был Гермополь. Согласно его мифологии, изначально на земле существовал хаос в виде первозданного океана, в котором таились мрак, пустота, ничто, а также созидательные силы Хух и Хуахет (бесконечность), Нун и Наунет (вода), Кук и Каукет (темнота), Амон и Амунет (воздух). Они сотворили первичный холм и взрастили на нем цветок лотоса, из которого родился бог солнца Ра. От слез младенца Ра произошли люди на земле, а сам бог оседлал священную корову Хатхор. Священная корова стала небесным сводом, по животу которой двигались звезды.

Согласно мемфисской концепции, первотворцом был бог Птах, который создал девять богов в своем сердце и дал им имена, а также сотворил и назвал все сущее на земле.

Адитья Митра — бог Солнца

В «Махабхарате» (книга I, глава 59; книга XII, глава 208) Митра упоминается среди двенадцати сыновей светоносной богини Адити: «Дхатри, Митра, Арьяман, Шакра, Варуна, Анша, Бхага, Вивасван, Пушан, Савитар, Тваштри и Вишну.

Все адитьи являются солнечными божествами. Эти имена двенадцати ослепительных блистающих богов также даны в «Вишну-пуране». В ведах и других писаниях упоминаются шесть, семь, восемь или десять адитьев. В «Тайттирийе-брахмане» (I.1.9.1) сказано, что богиня Адити3 (санскр. अदिति, aditi — ‘безграничная’, ‘всеобъемлющая’, ‘необъятная’, ‘свобода’, ‘беЗсмертие’, ‘несвязанность’) четырёхкратно делала подношение и родила четыре пары сыновей, первыми из которых были явлены Дхатри и Арьяман, затем родились Митра и Варуна, следом пришли Анша и Бхага, и последними были рождены Индра и Вивасват.

Здесь Митра и Варуна предстают в паре, рождёнными вместе и потому имеющими неразрывную связь. В пуранической литературе Митра, как и каждый из его братьев адитьев, олицетворяет одну из двенадцати форм Солнца, имеющих соответствия с двенадцатью месяцами года. Митра представляет собой форму Солнца, сияющего в начале года.

В цикле мантр, посвящённых Сурье, известному нам в йоге по Приветствию Солнцу «Сурья Намаскар», самое первое обращение к богу Солнца выражает почтение Митре — «ом митрая намах» (ॐ मित्राय नमः),

что в переводе звучит как ‘Почитание тебе, являющемуся другом всем’.

Согласно версии Б.Г. Тилака4, Митра и Варуна представляют собой свет и тьму, длинный день и долгую ночь, длящиеся в течение полугода на территории арктической прародины ариев. В «Ригведе» (I.115) Солнце именуют ярким ликом богов, заполнившим собою всё пространство, глазом Митры, Варуны и Агни.

Особое внимание к богу Митре как солнечному божеству уделяется в древнеперсидской традиции, где он предстаёт как бог Солнца и света, покровительствующий дружественности, согласию и справедливости. Также культ Митры известен в древнеримской традиции5

Внешность и предназначение Амона

Амон – бог поистине загадочный. Чего стоит одно только его имя, ведь в переводе оно значит “скрытый, незримый”. Но разве солнце мы не можем видеть? Нет, дело в том, что имя Амона было дано божеству ещё во времена зарождения его культа. Изначально Амон считался покровителем незримой (тёмной) части небес. На более ранних изображениях бог нередко имеет облик гуся или барана, что были его священными животными.

Зародившись в Фивах, почитание Амона стало распространяться по всей стране. Постепенно менялся и облик божества. В эпоху Среднего царства египтяне уже вполне ясно сложили в своём представлении человеческий облик бога. Чаще всего на древних фресках он предстаёт перед нами высоким стройным мужчиной, голову которого украшает корона из двух перьев, направленных вертикально.

Фреска с изображением Амона в Заупокоенном Храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Луксор, Египет

Становление Ра

В Египетской мифологии Ра считался верховным богом, которого отождествляли с солнцем, имя которого, в переводе с коптского языка, солнце и означает. Причем, в отличие от мифологий других народов, Ра изначально считался главным богом небес, земли и потустороннего мира, и свое место ему не пришлось оспаривать у других богов.

Изображался Ра, как человек с головой сокола или ястреба. При этом голова его всегда была увенчана головным убором в форме солнечного диска, который обвивала змея. Примечательно, что надписи на многих гробницах фараонов гласят, что именно Ра был творцом всего насущного на земле, а также, что именно он придумал смену времен года на планете.

Ра изображался с головой сокола практически на всех сохранившихся фресках, однако до нас дошли источники, которые гласят, что Ра также изображался в виде скарабея или кошки, что впоследствии сказалось на культе бога солнца.

Кстати, все живое, на земле, Ра создавал при помощи слез. Считалось, что и растения, и люди, и животные происходили из слез Ра, когда тот проливал их на землю. Считалось, что Ра был основателем гелиопольской девятерицы – самых почитаемых богов Древнего Египта.

Собственно, различные эпохи говорят о Ра п-разному. Некоторые источники, особенно со времен позднего Египта, гласят, что Ра изначально находился в хаосе первозданная, а Шу и Тефнут – были его творениями, которых он воссоздал из себя. Это вполне вероятно, т.к. по одной из версий, Атум слился с божественным светом и преобразился в Ра. Из этого можно сделать вывод, что Атум и Ра – это один и тот же персонаж, просто из разных эпох.

Бог всего сущего Амон-Ра

Амон-Ра, бог солнца, был известен и за пределами Египта, его оракулов слушали и почитали. Греки отождествляли божество с Зевсом. Именно оракул Амона провозгласил, что Андромеду нужно отдать на съедение чудовищу.

Священные символы этого божества – гусь и баран.

Жрицы Амона-Ра стали особенно влиятельны. Благодаря своим возможностям, они посадили на царский трон Хатшепсут – первую женщину-фараона в истории Египта.

Считалось, что фараон рождается от слияния царицы с мужем, в образе которого является бог. Таким образом, появляются имена фараонов с частицей «амон».

Любовь египтян к этому божеству вполне обоснована – если раньше попасть на небо к Ра могли лишь избранные, Амон-Ра уравнял всех, и богатых, и бедных. Хотя, конечно, он так же оставался покровителем фараонов и воспринимался народом как государственное божество. А вот Осириса, владыку загробного мира, любили все египтяне без исключения.

Несколько позже Амон-Ра начал почитаться как военный бог, который дарит успех в битвах. Причины этого, вероятно, кроются в экспансии Древнего Египта. В эти времена в храмах было сохранено множество сокровищ. Взятых в плен врагов египтяне лишали рук и фаллосов прямо в храмах, дабы восславить Амона-Ра (считалось, что эти части тела были основными символами божества).

Примечательно, что сами боги в Египте, которых насчитываются десятки, могли изображаться как в виде людей, так и в ипостаси животных.

Почитание бога Амона-Ра

До нашего времени дошло совсем немного мифов об Амоне, но это не умаляет его значимости в жизни египтян. Порой его называли “богом богов”, что указывает на поклонение фараонов солнечному божеству (а ведь правители считались земным воплощением богов).

В преданиях рассказывается о необыкновенных способностях Амона. Он родился из пустоты, создав себя сам. Египетские мифы говорят, что основой для сотворения стали четыре основных стихии, элементы которых незримый дух Амона использовал как творец.

Бронзовая статуэтка Амона – одного из богов египетского пантеона, 664-332 года до н.э.

Первоначально Амон был богом ветра и воздуха, что вполне согласуется с легендой о способностях демиурга. Своим дыханием ветер сумел объединить разные стихии, превратив их в Амона.

Кроме этого, Амон стал ярким примером синкретизма в верованиях древних египтян. Его суть заключалась в объединении качеств разных богов, что находили слияние в определённом божестве. Так, например, нельзя не отметить сходства Амона и Мина, покровителя плодородия. Оба бога носят корону с перьями, оба отвечают за продление рода, возрождение сил земли, урожай.

Не меньше общего у Амона с Птахом, что был особенно почитаем в Мемфисе, но наиболее выраженное родство у бога с великим Ра. Как и его солнечный собрат, Амон был создателем жизни, появившимся из хаоса и первоначальной пустоты.

Празднества, проводимые египтянами в честь этого бога, принадлежали к наиболее пышным и красочным торжествам. Одним из них был Опет, что приходился на пик разлива Нила. В этот день огромную сияющую статую Амона провозили на ладье через весь Египет. Простым людям (не жрецам или фараонам) можно было увидеть Амона лишь в этот день. Ещё одним торжеством в честь бога становился «Праздник Долины», когда проходило шествие через погребальные храмы прежних правителей.

Амон был одним из самых важных божеств в Древнем Египте. Статуэтка датируется примерно между 680 и 640 годами до нашей эры. Местонахождение: Художественный музей Уолтерс, Балтимор, США

Из-за Амона в Древнем Египте развернулось нешуточное противостояние между жрецами и царями, что не хотели уступать власть служителям божества. Но виноваты в этом только люди, а не бог. Предания об Амоне говорят о том, что он был верным защитником для людей, добрым покровителем и, в конце концов, солнечным светом, дающим жизнь всему на земле.

Властвование Осириса и заговор Сета

Нут выиграл у Тота и Луны 5 дней и родил за это время 5 детей. Первый из рожденных, Осирис, стал главным властителем, а после него родился Гор.

Третий, рожденный раньше положенного срока, был назван Сетом. Это бог войн, пустыни и стихийных бедствий. Он имел ужасающую внешность — звериную голову и красные глаза.

Четвертым ребенком стала Исида — богиня семьи и любви, которая еще до рождения влюбилась в старшего брата Осириса. Пятой была рождена правительница загробного мира Нефтида, которая вступила в союз с Сетом.

Во время правления Осириса египтяне были варварами, но бог обучил их языку, письменности, строительству и многим ремеслам. Это был золотой век в истории Древнего Египта.

Затем Осирис решил покинуть Египет и ушел приводить в порядок другие земли. На его месте осталась жена Исида — богиня, которая даровала человечеству медицину, целительство и магию. Женщин она обучила домашнему хозяйству и заботе о семье.

Ра и фараоны

Несмотря на то, что официально детей у Ра не было, и даже Шу и Тефнут были не его детьми, а его созданиями, которых он сотворил из себя. Тем не менее считалось, что фараоны – это прямые потомки Ра. При этом, так считали и сами фараоны, что и отображали в своих именах. Например, СахуРА, РАмзес, ДжедефРА, ХафРА, МенкауРА и т.д.

Единственный фараон, попытавшийся подавить куль Ра – это Эхнатон, в период Амарны. Эхнатон, в большей степени, почитал другого бога солнца – Атона, который по легенде считался тем самым солнечным диском на голове Ра. Однако, едва только фараон умер, как поклонение Ра было восстановлено, как и все почести его культу.

Так продолжалось до самого краха великой египетской цивилизации. Впоследствии, когда Александр Македонский взял Египет силой, то был назван и признан настоящим сыном бога солнца.

Мифология

Ознакомившись с древнеегипетскими мифами, вы невольно проникнетесь симпатией к богу Амону Ра. Мифология характеризует его как справедливого и доброго бога, который, даже рассердившись, быстро остывает и исправляет свои ошибки.

Ра сотворил мир и правил людьми в качестве фараона. В то время люди жили счастливо, наслаждаясь благодатью Божьей. Но длилось это недолго – ровно до тех пор, пока Ра не состарился. Его кости превратились в золото, а ум стал более ветхим. Хитрой правнучке Исиде удалось обмануть деда, выведав его второе имя. Тогда-то он утратил контроль над людьми, которые перестали подчиняться воле бога.

Амон сильно разозлился на человечество и пожелал стереть его с лица Земли. Заручившись поддержкой прочих божеств, он проклял людей, чтобы они захлёбывались собственной кровью. Начались разные войны, людей съедала воинственная Сехмет, представавшая в облике львицы.

В одной из обнаруженных гробниц находилась «Книга небесной коровы», рассказывающая, что солнечный бог вовремя опомнился и спас тех, кто уцелел, дав Сехмет выпить красного ячменного пива. Сам же сел на спину своей внучки Нут, принявшей облик коровы, и навсегда покинул землю, уйдя на солнечный небосвод.

На небе Амону было скучно, да и его милосердное сердце успело отойти от злости. Поэтому каждое утро он стал выезжать на ладье в небеса, чтобы подарить человечеству свет. А ночью, после триумфальной победы над чудовищным змеем, в течение одного часа Амон общался с душами, находящимися в царстве мёртвых и с богами там же. Он позволял им властвовать над людьми, а они взамен должны были слушаться его. Ещё Ра избирал парочку счастливчиков, которых брал в свою лодку на день.

А теперь обратимся к мифам древних славян. В них рассказывается, что с божественным Ра решила посоревноваться в красоте и величественности его дочка Рада. Она по итогу проиграла отцу – он подтвердил звание лучшего на небесах. А Раде досталось звание признанной красавицы на Земле.

Эпитеты Осириса

Фараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки — 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, ВенаОсирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где было расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.

«Он, кто живет в Джеду (Бусирис)». Этот эпитет связан с культовым центром божества — городом Бусирис в Дельте (Нижний Египет). Полагают, что именно от местного бога этих мест, Анджети, изображающегося с цепом и крюком в руках, эти атрибуты перешли к Осирису.

«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.

«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.

«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой как охранительница останков человека.

«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.

«Он, кто находится в окуривании». Бальзамирование и мумифицирование сопровождалось окуриванием ладаном. Создавая специфическую ароматическую атмосферу, древние египтяне, противодействовали страху, который вызывала смерть своим разложением и гниением тела.

«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Египетские триады божеств и устройство мира

Е. м. начала формироваться в 6-4-м тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества.
В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов,
воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д.
Сам ном также персонифицируется в образе особого божества;
например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца.

Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома,
вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр.,
фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны;
мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.).
Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида).

Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами,
но иногда его олицетворяли в образе женщины — богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли.
«Могуче сердце твоё…, о Великая, ставшая небом… Наполняешь ты всякое место своею красотою.
Земля вся лежит пред тобою — ты охватила её, окружила ты и землю, и все вещи своими руками», — говорится в «Текстах пирамид».
Существовали представления, согласно которым небо — это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю.
Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью.
Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других — Акер.

Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами.
Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д.
Плодородием полей ведала богиня — владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи,
которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая.
Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: