Быт и культура Древней Руси: между язычеством и христианством
Христианская этика и мораль проникла практически во все сферы жизни Киевской Руси, но особенно важными стали изменения в культуре и быту. Некоторые аспекты духовной жизни наших предков мы можем наблюдать и сейчас: Масленица и некоторые обряды, связанные с празднованием Нового Года, перекочевали в наше время из глубокой древности.
Тем не менее, христианство вносило коррективы в повседневную жизнь жителей Древней Руси. В результате возник феномен так называемого «двоеверия» (некоторые учёные даже говорили о «троеверии»): языческие традиции сосуществовали с привнесёнными миссионерами и переселенцами православными мотивами. Этому способствовало, например, календарное совпадение праздников: колядование, появившееся ещё в языческие времена, теперь связывалось с рождественскими святками.
Праздники всегда сопровождались разными забавами и играми, некоторые из которых тоже имеют корни в языческом прошлом. Кулачные бои, катания с горки на санках — непременный атрибут Масленицы. Зернь, позднее даже попавшая под запрет на официальном уровне, также ведёт своё начало ещё с дохристианских времён. Некоторые виды времяпрепровождения, напротив, пришли на Русь благодаря активным связям: это можно сказать, например, о шахматах. А в лапту, появление которой также связывают с язычеством, играют в России до сих пор, и даже есть профессиональные лиги.
Владимир I Cвятославич. Братоубийственная война за киевский стол
У Святослава, как это было принято у язычников, было несколько жён. Его сыновья Ярополк, Олег и Владимир, судя по всему, были от разных матерей. Младший, Владимир, был сыном простой ключницы Малуши. Братья попрекали Владимира низким происхождением. По наущению Добрыни, брата Малуши, новгородцы выпросили сына ключницы себе в князья.
С 972 по 980 г. в Киеве правил Ярополк. Под его «рукой» находились все русские земли. Видя, что Русь устала от кровопролитных походов, Ярополк вёл политику подобно Ольге. Он тайно принял крещение (возможно, под влиянием своей первой жены-гречанки), но от этого отношения с Византией не улучшились, и Ярополк искал опоры в христианской Европе — в Риме и в Германии.
Главной задачей Ярополка было укрепление своей власти и подчинение древлян и новгородцев. Летописец Нестор рассказывает, что однажды Лют, сын престарелого воеводы Свенельда, столкнулся на охоте с древлянским князем Олегом, и тот убил Люта за то, что он посмел охотиться в его владениях. Свенельд затаил злобу на Олега и стал подговаривать Ярополка идти на брата и захватить его земли. Вняв совету Свенельда, Ярополк отправился в древлянские земли. Ему навстречу выступил Олег с войском. В битве победил Ярополк. Олег и остатки его воинства хотели укрыться в городе Овруче. Но, переправляясь через мост над глубоким рвом, окружающим Овруч, Олег упал в ров и разбился. Ярополк узнал о смерти брата лишь на следующий день, когда услышал о его гибели от очевидца. Найдя тело Олега, он оплакал его, обвинив Свенельда в смерти брата.
Древнерусская
кольчуга
Тем временем весть о гибели Олега от руки Ярополка дошла до Владимира в Новгороде. Испуганный Владимир бежал к варягам. Ярополк подчинил себе Новгород и стал единовластным правителем Руси.
В 980 г. Владимир с варяжской дружиной напал на Новгород и вызвал Ярополка на битву. Готовясь к походу на Киев, он решил покорить Полоцк, где княжил Рогволод, чья дочь, красавица Рогнеда, была невестой Ярополка. Владимир убил Рогволода и его сыновей и силой взял в жёны Рогнеду, высокомерно называвшую его сыном рабыни.
Подойдя к Киеву, где княжил Ярополк, Владимир осадил город. Ярополк бежал на юг, в городок Родню, на месте впадения реки Рось в Днепр. Владимир осадил Родню, и там начался страшный голод. Воевода Блуд, занявший место умершего от старости Свенельда, предал Ярополка Владимиру. На встрече, на которой Ярополк хотел просить у брата мира на любых условиях, варяги закололи Ярополка.
Варяг.
Фрагмент
настенного
ковра. XII в.
Так язычники севера снова нанесли удар христианам во главе с Ярополком, собравшимся на юге страны. Христиане пытались ввести Киевскую Русь в ряд цивилизованных стран Европы и Азии, а старая языческая знать, опирающаяся на такую же языческую Скандинавию, не хотела перемен в политике «войны и торговли».
Победив брата, Владимир должен был считаться с язычниками, которые помогли ему захватить Киев. Став князем, он выставил в Киеве новые идолы языческих богов во главе с Перуном. Но о «торговом» Велесе в этой языческой плеяде «Повесть временных лет» умалчивает. Возможно, отсутствие Велеса означало, что Владимир всё же ощущал необходимость перемен.
Примечания
. Подробнее об этом см.: Толочко П.П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности. — Киев. 1980.
. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. — М., 1959, кн. 1, с. 55.
. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции по русской истории. — М., 1850, т. 4, с. 328—330.
. Карамзин Н.М. История государства Российского. Спб., 1892, т. 4, с. 45.
. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. — Спб., 1901, с. 75—77.
. Пресняков А.А. Княжое право в Древней Руси, с. 63—68, 254.
. Костомаров Н.Н. Исторические монографии и исследования. Спб.. 1872, т. 1, с. 3, 49.
. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1956, ч. 1, с. 195—199.
. Там же, с. 199—200.
. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. М., 1933, т. 1, с. 73, 256.
. Там же, с. 98—100.
. Греков В.Д. Киевская Русь, с. 506.
. Там же, с. 507.
. Греков В.Д. Политическая и культурно-историческая роль Киева: Стеногр. лекции. — М., 1944, с. 12—23.
. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. — М., 1949, с. 140—143, 191.
. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. — М., 1975, с. 15, 28.
. Рыбаков Б.А. Обзор общих явлений Русской истории IX — середины XIII в. // Вопр. истории, 1962, № 4; Русь в эпоху «Слова о полку Игореве»: Обособление русских княжеств в XII—начале XIII в. // История СССР, М., 1966, т. 1.
. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950, с. 235—239.
. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. — М., 1951, с. 26—27, 222.
. Довженок В.Й. Про древньоруську державність в період феодальної роздрібленості // Археологія, 1954, т. 10; Довженок В.Й. Київ — центр Русі в період феодальної роздрібленості // Укр. іст. журн., 1959, № 6.
. Древнерусское государство и его международное значение. — М., 1966, с. 7.
. Пашуто В.Т. Черты политического строя Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. — М., 1965, с. 76.
. Пашуто В.Т. Особенности структуры Древнерусского государства // Там же, с. 82.
. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. — М., 1975, с. 14—20.
. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. — М., 1983, Т. 1, с. 98—100.
. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники, с. 162.
. Татищев В.Н. История Российская. — М.; Л., 1964, т. 3, с. 53—55.
. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники, с. 135.
. Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества. — М., 1975, с. 260—300.
. ПСРЛ, т. 2, стб. 604.
. Там же, 1962, т. 1, стб. 457.
. Пашуто В.Т. Черты политического строя Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. — М., 1965, с. 54—57.
. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 7, с. 392—396.
. Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в. — М., 1977, с. 63, 115, 175.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Расцвет Древнерусского государства
В княжение Владимира Святославича (980-1015). к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.
Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования.
Подробнее
Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.
Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.
Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения.
Подробнее
Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.
Подробнее
Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.
Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).
В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский.
В результате этой усобицы в конечном итоге государство было поделено на две части:
- область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу Тмутараканскому,
- территория западнее Днепра осталась за Ярославом Владимировичем, Великим князем Киевским (1019-1054).
После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав (впоследствии — Мудрый) стал единодержавным князем Киевской Руси.
Время Ярослава Мудрого — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.
Древнерусское право. Русская Правда
Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник юридических законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стали жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодальнозависимой части населения, право наследования и др.
Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII-XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м годам XV в. Впервые её напечатал А. Шлецер в 1767 году.
Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060-70-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016-й, другие склонны датировать её 1030-ми. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII-IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов
В законах Ярослава основное внимание уделялось разрешению споров свободных людей, преимущественно в среде дружины князя. Они уравнивали в правах новгородских мужей с киевскими
Основы краткой редакции Русской Правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества. Наиболее жёстким наказанием считался «поток и разграбление», которые не исключали убийства либо изгнания осуждённого и проведения полной конфискации его имущества. Следующим по тяжести наказанием была «вира» — штраф за убийство. За большинство же иных преступлений предусматривалось взимание различных штрафов — «продаж».
Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.
Выдающимся историко-правовым памятником 1-й половины XII в. стал Устав Владимира Мономаха — обобщение законов, изданных во времена правления великого князя киевского. Устав состоял из 69 статей и регулировал правовое положение зависимых крестьян, определяя более справедливый порядок взыскания ростовщических процентов с должников и существенно уменьшая долговые проценты. Были установлены правовые основания охраны прав обанкротившихся купцов и крестьян-закупов, которые физическим трудом отрабатывали долги своим заёмщикам.
Светское право дополняли церковные уставы. Параллельно с Русской Правдой существовал кодекс церковного права — Номоканон, или Кормчая книга. В компетенции церковных судов находились дела о преступлениях против религии (богохульстве), нарушении нравственности и семейных норм (блуде), а также связанные с вопросами о передаче наследства.
Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа
Киевская Русь на раннем этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Особые отношения у князей сформировались и со степными народами — племена, проживавшие на приграничных, восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям разных кочевников. Сначала на этих просторах доминировал Хазарский каганат, однако в результате походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли печенеги. Они стали активными участниками отношений Византии и Руси и неоднократно принимали участие во внутренних неурядицах державы Рюриковичей — князья использовали их в качестве наёмников, несмотря на то, что очень часто печенеги по собственной воле разоряли приграничные города.
Реконструкция печенежского воина. (информа.рус)
Активно взаимодействовала Русь и с соседями на Западе. Изначально тесные контакты установились со скандинавами — этому способствовала и географическая близость, особенности торговли того времени, и, видимо, происхождение Рюриковичей. Не менее активно развивались отношения и с Польшей — границы двух славянских стран много раз становились «горячей точкой» Восточной Европы, а монархи обоих государств не стеснялись вмешиваться во внутренние дела друг друга.
Контакты же с Западной Европой русские князья установили не сразу. Первоначально связи ограничивались торговыми сделками и деятельностью русских наёмников в Италии — именно тогда европейские монархи получили больше сведений о далёкой стране на Востоке. Крупные успехи были достигнуты во время правления Ярослава Мудрого. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а при киевском дворе оказались отпрыски Эдмунда Железнобокого, английского короля, боровшегося против скандинавов.
Расширению русских контактов в Европе способствовало принятие христианства. Тем не менее, Владимир Святославич, решившийся на крещение Руси по византийскому образцу, имел несколько различных религиозных альтернатив.
Киевская Русь и страны Европы
Отношения с западными соседями активизировались после принятия на Руси христианства. Европейские государи начали относиться к киевским князьям с большим уважением. Одним из способов для укрепления международных связей стали династические браки. Так дочери Ярослава Мудрого стали женами европейских королей: Елизавета — короля Норвегии, Анастасия — Венгрии, Анна — Франции. Сын Ярослава, Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав — на немецкой принцессе Оде Трирской. Дочь Всеволода Ярославича Евпраксия стала супругой Генриха IV и была заметной фигурой при дворе германского императора. Эта практика продолжалась и при Владимире Мономахе. Количество заключенных политических браков подтверждают влиятельное положение киевских князей, с которыми соглашались породниться европейские правители.
Из ближних соседей наиболее тесные и дружественные отношения у Руси сложились с Болгарией. Еще до принятия христианства русские торговые караваны проходили по болгарской территории. А после крещения Руси из Болгарии ко двору киевского князя отправлялись православные монахи.
С другой славянской страной – Польшей, отношения были более сложные. Большую роль в этом снова сыграла религия – Польша выбрала католицизм. Регулярные военные конфликты с Польшей в Х-ХI веках, тем не менее, не прервали торговых отношений. Особенно бурно шло общение купцов на южных окраинах Руси.
Торговые связи с европейскими купцами давали возможность привозить в Киев украшения из золота и серебра, предметы церковной утвари, коней, ткани, драгоценные камни. Киевские купцы торговали кожами, оружием, скотом, мехом, льняными тканями. Высоко ценились русские кольчуги.
Главные вехи периода расцвета Руси
Князь Владимир (987-1015) окончательно объединил все восточнославянские племена под властью Киева. Он строил систему обороны от набегов кочевников пограничных со степью земель. Не только сам принял христианство, но и понудил к этому весь народ, установив единую государственную религию вместо языческого многобожия. Начал массовую чеканку собственных монет. Высоко поднял международный престиж Руси, поставив её в один ряд с ведущими державами того времени.
После смерти князя Владимира разразилась новая междоусобная борьба за власть, в которой победил Святополк (1015-1019), прозванный летописцем Окаянным за убийство братьев. Он был свергнут новгородским князем Ярославом, который стал ещё более великим правителем, чем Владимир.
Наивысшей степени развития и могущества Киевская Русь достигла именно при Ярославе Мудром (1019-1054). Киев стал чрезвычайно большим и развитым городом, в котором имелось 400 церквей и 8 рынков. Росли старые и строились новые города; впервые большие средства вкладывались в просвещение и культуру. Значительно выросла численность населения.
Фрагмент диорамы «Древний Киев» в Национальном музее истории Украины.
Ярослав издал свод законов «Русская Правда». Во внешней политике князь полностью соответствовал своему прозвищу: когда надо, применял силу, но в основном умел выстраивать дружественные отношения. Установил династические связи со многими странами Европы.
После кончины Ярослава Мудрого страну начали сотрясать междоусобицы, однако фундамент, заложенный этим выдающимся князем, ещё сохранял державу от распада. Последним великим правителем Киевской Руси стал Владимир Мономах (1113-1125). После него процесс распада единого государства на удельные княжества стал необратимым. Власть киевского великого князя превратилась в номинальную. Каждое княжество стало фактически независимым государством, обособленным от других. Началом феодальной раздробленности принято считать 1132 год, когда умер киевский великий князь Мстислав, и Полоцк с Новгород отказались признавать власть его преемника. Распад Киевской Руси на мелкие уделы привёл страну к краху из-за монголо-татарского нашествия.
Племена восточных славян и их жизнь до единого государства
До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.
Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.
Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)
Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.
Образование Древнерусского государства
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Подробнее
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.).
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Норманнская теория происхождения государственности Киевской Руси
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Внешняя и внутренняя политика древнерусского государства
С самого начала внешняя политика имела сразу несколько направлений: нужно было противостоять и Византии, которая распространяла свою экспансию на Северное Причерноморье, и хазарам, которые препятствовали торговле в восточном направлении, и кочевникам-печенегами – они просто опустошали Русь своими набегами.
Византия неоднократно пыталась подчинить Древнюю Русь, но не все ее попытки были успешны. Так, после морского похода Олега на Царьград, в 907 году между странами был заключен выгодный для восточнославянского государства торговый договор, правда, при правлении Игоря, после его менее удачных военных действий, условия изменились на менее благоприятные для Руси. В 945 году Игорь был убит в результате восстания древлян в городе Искоростень. Во время полюдья (объезда земель для сбора дани) Игорь решил взят дважды дань с этого племени, вернулся туда без дружины. Это разозлило древлянского князя Мала, вспыхнуло восстание и Игорь был убит.
Самым успешным во внешнеполитическом плане было правления Святослава – он не только разбил войско Хазарского каганата и Волжскую Болгарию (предварительно захватив вятичей), но и покорил северокавказские племена и основал Тмутараканское княжество. Святослава называют “русским Александром Македонским”.
Рис. 1. Святослав Игоревич.
Также Святослав заключил договор с Византией, после чего обратил свой взор на Балканы. Однако завоевание Болгарского царства в 967 году обернуло против него коварного союзника: византийский правитель оказал поддержку печенегам, те пошли на Киев, однако были разбиты Святославом. Тот вновь вернулся на Дунай и уже при поддержке болгар пошел на Царьград. Кстати, именно в Переяславец на Дунае Святослав хотел перенести столицу Киевской Руси. Карта военных действий с византийцами постоянно менялась, верх брал то Святослав, то византийская сторона, и в какой-то момент киевский князь решил вернуться в свою столицу, однако по дороге был убит печенегами.
Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.
Самым политически стабильным было правление его сына Владимира (980-1015 гг.). Владимир Красное Солнышко расширил территорию государства, для обороны от печенегов построил оборонительные сигнальные башни. Князь стремился укрепить и объединить государство, повысить международный авторитет Руси. В 987 году захватил город Корсунь (Херсонес Таврический), там же вместе с дружиной принял христианство. В 988 году произошло Крещение Руси, которое не только укрепило внутриполитическое и международное положение государства, но и способствовало развитию культуры. Однако уже в 1015 году развернулась борьба за власть между сыновьями князя Владимира. В 1019 году в Киеве стал править князь Ярослав Мудрый. Он разгромил печенегов, строил храмы, распространял письменность и грамотность на Руси, при нем был основан храм Святой Софии. Для укрепления порядка в государстве Ярославом Мудрым был создан первый сборник законов “Русская правда”. После смерти князя его сыновья только укрепили власть Киевской Руси. Но это не спасло государство от феодальной раздробленности, начало которой было уже положено: единовластие киевских князей пало. Владимир Мономах (1113-1125 гг.), который пробовал ей противостоять, добился только временного усиления власти: держал оборону от половцев, дополнял законы “Русской правды”, написал “Поучение детям” – призыв к наследниками против междоусобиц. Еще в 1097 году по инициативе Владимира Мономаха был созван съезд князей в Любече, на котором все князья договорились не воевать и править вместе “Каждый держит вотчину свою”.
Рис. 2. Владимир Мономах.
Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром
Рисунок 1.
Разделение Святославом земель привело к первой усобице между правителями Древнерусского государства. Победителем из нее вышел Владимир, ставший крестителем Древней Руси. При князе Владимире Русь завершила объединение территорий, присоединив Червоную и Карпатскую Русь, окончательно подчинив вятичей и радимичей. Попытка создания единого языческого пантеона в Киеве для укрепления единства государства провалилась, и тогда князь принял решение избрать новую государственную религию, которая бы укрепила власть Киева. Так в 988 году Русь приняла крещение. Это вывело Древнерусское государство на мировую арену. Русь получила международное равное признание.
После смерти Владимира началась новая распря между князьями. В ходе тяжелых столкновений между сыновьями Владимира многие погибли, а победил в итоге Ярослав, получивший затем прозвище Мудрый. При нем произошло оформление первого свода законов – Русской Правды. Во внешней политике род русских князей породнился с важнейшими европейскими династиями
Ярослав уделял большое внимание развитию культуры и градостроительства. Ярослав закрепил так называемую «лествичную» систему наследования, когда младший брат был наследником старшего
Эта система вызывала постоянные конфликты между родственниками.
Социально-экономическое развитие Киевской Руси X-XI вв.
Сельское хозяйство Киевской Руси X-XI вв.
Основу хозяйства составляло пашенное земледелие:
- на юге — плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов;
- на севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми.
Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.
Севообороты в Киевской Руси:
- двухпольный (вся масса обрабатываемой земли делилась на две части: одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая «отдыхала» — находилась под паром);
- трехпольный (помимо пара и озимого (засевается осенью) поля выделялось еще и яровое — засеваемое весной).
На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.
У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.
Ремесло Киевской Руси X-XI вв.
Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов:
- оружейное,
- ювелирное,
- кузнечное,
- гончарное,
- ткацкое,
- кожевенное.
Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.
Торговля Киевской Руси X-XI вв.
Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо. Причина — господство натурального хозяйства.
Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, которое обеспечивало безопасность торговых путей и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках.
В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями.
Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и злато кузнецов, рабов.
В Киевскую Русь ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.
Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.