Жаккардовая ткань
Станки Жозефа и получаемую ткань назвали жаккардовыми в честь создателя. Жаккард имел необычайно широкое применение как в прошлые времена, так и сейчас. Из этой ткани делают верхнюю одежду, необычайно красивые платья, а также чехлы и обивку для мебели.
Раппорты узоров жаккардовой ткани содержат минимум 24 нити, выплетающих необычайно сложные и красивые узоры. Материалы при создании можно комбинировать, что дает возможность создавать очень интересные эффекты на готовых изделиях. Оформление домашних интерьеров в стиле рококо и барокко практически невозможно без шикарных занавесей, обивок и подушек из жаккарда.
Сложность изготовления рапортов делала работу мастеров и готовую ткань невероятно дорогой, позволить себе такую роскошь могли только аристократы и богачи. Платья и наряды из жакарда до сих пор поражают красотой своего узора, для королей и приближенных аристократов при изготовлении использовались золотые и серебряные нити в плетении.
Плотное переплетение и замысловатые узоры создают неповторимый рельеф и эффект гобелена. Чем толще нити, тем плотнее и прочнее сама ткань. Тонкий и мягкий жаккард используют для нарядов, грубый и плотный — для обивки мебели и чехлов или даже при создании ковров.
История ткацкого станка — Сельский портал
Ткацкий станок появившийся как метод совершенствования шитья одежды, сильно повлиял на образ жизни и внешность людей. Звериные шкуры, используемые раньше заменили изделиями из льна, шерсти и тканей из хлопка.
Простым изделием для выделки пряжи издревле являлась прялка, состоявшая из веретена, пряслицы и прялки, на ней работали вручную. Во время работы волокно, которое пряли, прикрепляли на стержень развилкой.
Далее человек тянул волокна из пучка материала, присоединял к специальному устройству скручивающему нити, состоявшее из веретена и пряслицы в виде круглого камешка с отверстием по центру, надевающийся на веретено. Веретено с нитью начинали раскручивать и резко отпускали, но вращение продолжалось, медленно вытягивая и скручивая нить.
Пряслица усиливала и продолжала движение вокруг. Нить постепенно удлинялась, достигнув определенной длины, наматывалась на веретено. Пряслица удерживала растущий клубок мешая ему выпасть. После все действия повторялись.
Пряслице — грузик в форме диска диаметром от 2 см
Готовая пряжа служила материалом для изготовления ткани.
Тканые станки сначала были вертикального вида. Это были два разделенных укрепленных внизу прочных стержня. На них поперечно крепили ось из дерева. Она, помещалось на высоте. К ней крепили нити, шедшие друг за другом. Это была так называемая основа. Нити одним концом свисали к низу.
Чтобы они не спутывались их натягивали специальным весом. Весь процесс состоял в чередовании последовательностей перпендикулярных друг к другу нитей. Горизонтальную нить пропускали либо по четным либо по нечетным вертикальным.
Данная методика копировала способ плетения, занимала длительное время.
Для облегчения данного труда придумали устройство, способное одновременно работать в необходимой последовательности с нитями основы — ремиз.
Оно представляло стержень из дерева, к нему крепились нижние концы нитей основы четные либо нечетные. Движением к себе ремиза, ткач в одно мгновение разделял четный ряд нитей от нечетных.
Процесс стал выполняться быстрее, но был весьма трудным. Необходим был способ попеременного отделения четных — нечетных нитей. Но введение второго ремиза, мешало бы первому. В результате были изобретены грузики, а снизу нитей привязывались шнурки.
Другие окончания цеплялись к ремизам. Он перестали мешать работе друг друга. Вытягивая по – очереди ремизы, мастер по-очередно брал необходимые нити, и перебрасывая уток через основу. Работа ускорилась во много раз. Выделка тканей из плетения преобразовалось в процесс под названием ткачество.
Через некоторое время в механизм добавляли прочие новшества.
Ремизы контролировались при помощи ног нажиманием на педали.
Полотна составляло полметра в ширину. Для более широкого материала нужно было сшивать несколько кусков.
История создания механического устройства берет свое начало в Англии.
Джон Кей, специалист по изготовлению сукна, в 1733 году собрал механизм для работы с челноком. Он предназначался для работы на ручном ткацком станке. Это отменило надобность в ручном подбрасывании челнока, сделало возможным ткать широкую материю, и обслуживалась всего одним ткачем, а не двумя как раньше.
Ткацкий станок XIX века
Эдмунд Картрайт в 1785 году пустил в производство механическое устройство для выделки ткани с ножным приводом. В1789 году изобрел гребнечесальную машину для шерсти. В1892-м было придумано устройство для выделки веревок и канатов.
Изобретение Картрайта постепенно улучшали, а добавляя множество технических решений.
Оставалась проблема связанная с трудностью работы с челноком и смены его. Эту задачу решил Нортроп.
В 1890-м он изобрел автоматическую зарядку челнока и ткачество сделало большой шаг вперед.
Позже изобрели автоматику без челнока. Она позволяла одному ткачу работать на более чем одном станке.
Сегодня станки для выделки тканей компьютеризируются приобретая новые автоматические функции.
Принцип, заложенный первым изобретателем в механизм остался неизменным: станок должен переплести две системы нитей, расположенных под прямым углом.
Современный ткацкий станок
Ткачество – увлекательное дело, которое может стать прибыльным. Кроме того – это способ выражения творческих идей. С изделиями подобного рода можно всегда быть современным, следовать моде или копировать стилистику прошлых лет.
Материал – все что есть под рукой
Что пригодится для изготовления коврика? Да все что угодно! Откройте шкаф и осмотрите вещи критическим взглядом. Перечень материалов, которые можно использовать, очень велик:
- старые трикотажные вещи – футболки, толстовки, джемпера;
- плотная ткань от джинсов, пальто, курточек;
- остатки вязальных ниток, веревки или шнура.
Красивый коврик из помпонов
Самодельные коврики для пола
Развивающий коврик своими руками
При выборе технологии учитывайте особенности ковров из разных материалов. Лоскутные и ворсистые подходят для спальни, по ним приятно ходить босиком, но служат они не долго. Вязаные и плетеные ковры прочнее, но жестче, их лучше стелить в прихожей, кухне. Коврики для ванной комнаты должны хорошо впитывать воду, быстро сохнуть и не линять.
Быстросохнущий коврик для ванной
Коврики для входной двери нужно часто мыть и чистить, для них лучше использовать непромокаемые материалы.
Коврик-циновка для входной двери
Учитывайте также стиль новой вещи и ее совместимость с вашим интерьером. Пестрые разноцветные ковры отлично впишутся в дизайн детской комнаты, плетеные и тканые половички украсят кухню или дачный домик.
Домотканые половики на даче
Строгий ажурный ковер или изделие с классическим орнаментом займет почетное место в гостиной, придав ей очарование и уют.
Вязаный ковер для гостиной
Переборное ручное ткачество
Широкое распространение эта техника создания тканого полотна получила в украинском и белорусском творчестве. Внешний вид таких изделий очень напоминает изделия, выполненные по методу выборного ткачества, но технология изготовления ткани значительно отличается от него. Здесь не применяется никакая бральница, зато увеличивается количество ремизок в станке, в которые попадали нити основы. В народном творчестве и по сей день различают два способа «переборов». Для получения двухстороннего орнамента рисунка ткани мастерицы, как и прежде, используют один узорный уток, а чтобы получить многоцветный рисунок, приходится использовать уже два или более утков. В сравнении с бранным или выборным ручным ткачеством данная методика менее трудоемка. При этом стоит отметить, что использование переборов дает возможность создавать более яркие и разнообразные цветовые мотивы рисунка и свободу его расположения.
Наследие
Разработки Картрайта сыграли важную роль в развитии текстильной промышленности. Ткачество стал заключительным этапом механизации производства. Это было связано со сложностью создания четкого взаимодействия шестеренок, рычагов и пружин, имитирующего координацию рук и глаз. Несмотря на целый ряд минусов, станок Картрайта позволял ускорять изготовление всех видов тканей.
Еще одним важным изобретением Картрайта стало создание гребнечесальной машины, которую он запатентовал в 1789 году. Также ученый придумал кордельер, который представлял собой машину для изготовления веревок. Исследователь получил патент на это устройство в 1792 году. Также ученый сделал паровую машину, в которой вместо воды применялся спирт.
При этом Картрайт был не только изобретателем важных устройств, которые внесли весомый вклад в науку. В свое время он также считался уважаемым поэтом, который создал много интересных произведений.
Эдмунд Картрайт – великий британский ученый, который оказал значительное влияние на развитие текстильной промышленности. Самым важным достижением исследователя стало создание ткацкого станка, который позволил существенно упростить изготовление различных видов тканей. Также ученому удалось создать устройство для изготовления веревок и паровую машину, которая могла работать на основе спирта.
Сообщение
появились сначала на
.
Классификация по способу прокладки нити
По этому признаку и выделяют пневматические и гидравлические устройства. Правда, существует и третья разновидность – рапирные машины. Что касается пневматических моделей, то они прокладывают нить в зеве при помощи воздушного потока. Для этого предназначено основное сопло, вмонтированное в конструкцию бедра
Важно отметить, что данная часть фиксируется к магистральной емкости, распределяющей сжатый воздух. Также распространены гидравлические и рапирные виды ткацких станков, которые задействуют в процессе прокладки воду и специальные подающие элементы. В первом случае нить проводится летящей водяной каплей
В целом устройство таких станков соответствует пневматическим аналогам, только вместо воздуха используется струя воды. Рапирные механизмы вводят нить в зев двумя металлическими стержнями, один из которых выполняет подающую функцию, а второй – принимающую
В первом случае нить проводится летящей водяной каплей. В целом устройство таких станков соответствует пневматическим аналогам, только вместо воздуха используется струя воды. Рапирные механизмы вводят нить в зев двумя металлическими стержнями, один из которых выполняет подающую функцию, а второй – принимающую.
Принцип работы
Ткацкий челнок бесчелночный (СТБ) функционирует по принципу прокладки нитей с использованием специального прокладчика из металла. Подача уточки в устройство СТБ составляет 2-4 кг. Это помогает агрегату работать без перебоев. На моделях СТБ стоит зевообразовательный механизм. Он бывает:
- кулачкового типа;
- кареточного;
- жаккардового.
Применение кулачкового элемента требуется для ткани с простыми переплетениями, дополнительно он снабжается демонтируемыми кулачками с разного рода профилями. Благодаря различным версиям кулачков и возможности применения 10 разнообразных ремизок станок СТБ может производить много интересных тканей с необычными рисунками.
Ручной станок: особенности
Если на станке будет стоять уточный прибор, то в зев можно вводить не только разноцветные нитки, но и нити с разным волокном и уровнем плотности. Станки СТБ могут быть 2 типов: узкие и широкие. Узкие виды обладают шириной заправки в 220 см, а широкие – больше 250 см.
На подобных устройствах можно сделать сразу несколько полотен. Необходимая ширина создаваемого изделия устанавливается при смещении принимающей коробки и среднего механизма для кромок. Устройство станка помогает осуществлять сразу 2-3 специальные операции.
К примеру:
- зевообразование;
- ввод утка в зев;
- прибой утки к опушке материала;
- отпуск основы к зоне формирования ткани;
- отведение готового изделия.
Главными рабочими механизмами станка считаются:
- зевообразовательные;
- детали для ввода утки в зев;
- для прибоя утки к опушке материала;
- устройства отведения и перемещения;
- детали для отпуска материала.
При создании изделий текстильного производства основание станка и полотно, передвигаясь в продольной плоскости, проходят через много направляющих элементов.
Механический ткацкий станок
Механический ткацкий станок
В 1272 году в Болонье был изобретён способ механического скручивания нитей, который в последующие триста лет местные ткачи хранили в строжайшем секрете. А вот задача изобретения механического ткацкого станка казалась неразрешимой вплоть до 18-го века. Даже Леонардо Да Винчи не смог изобрести механический ткацкий станок. Лишь в 1733 году молодой английский механик Джон Кей сделал первый механический челнок для ткацкого станка. В России такой челнок прозвали самолётом, потому что изобретение исключило необходимость вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним ткачом.
В то время изобретение Кея не вызвало поддержки ни у английских промышленников, ни у ткачей, а Лондонское Общество Искусств и Промышленности вообще заявило, что не знает ни одного человека, который понимал бы, как использовать эти челноки.
Дело Кея продолжил выпускник Оксфорда, англиканский церковный служитель и поэт Эдмунд Картрайт. В 1785 он получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на двадцать таких устройств. Уже к тридцатым годам 19 века в картрайтовский станок была добавлена масса технических новшеств. Подобных машин на фабриках становилось всё больше, а обслуживало их всё меньшее число работников. В России первые механический ткацкие станки появились уже в конце 18-го века. В 1798 году была создана в Петербурге Александровская мануфактура – первая текстильная фабрика в России.
Наиболее трудоёмкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Кроме того, ткач должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков. Лишь после того, как в 1890 году Джеймс Нортроп придумал способ автоматизированной зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 1894 году фирма Нортропа разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок. Следом появился и серьёзный конкурент станку-автомату – ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких устройств.
Появлением механического ткацкого станка наступила новая эпоха. Если средневековье было временем ремесленника-одиночки, то теперь ткачество стало первой в истории сферой массового производства. Ткацкие мастерские стали разрастаться в фабрики. Бурное развитие хлопчатобумажной промышленности вызвало стремительный приток людей в ткачество. Этому ремеслу учили в тюрьмах, домах для бедных, сиротских приютах.
Всё это породило те социальные перемены в европейском обществе, которые так детально описали классики марксизма – отчуждение работника от своего труда, потогонную систему, стачки, локауты и другие приёмы классовой борьбы. И действительно, мы видим, что ещё задолго до исторического материализма ткачи шли в авангарде борьбы трудящихся за свои права. Тут тебе и забастовка ткачей во Фландрии в 1245 году, и ткацкий мятеж в Фламандском городе Ипри в 1280 году, и лудицкие погромы ткацких машин 18 века. Затем пошли элеонские восстания тридцатых годов 19 века, и первые революционные советы в Иванове 1905. Всё это было делом рук ткачей. Так что если хотите, ткацкий станок – это главный двигатель классовой борьбы, если таковая действительно существовала.
Внедрение последних технологий в промышленные отрасли в первую очередь затрагивает оборудование. Примеры различных производств демонстрируют преимущества технического развития, что проявляется в повышении качества изделий. При этом есть сферы, где по-прежнему актуальны и традиционные способы организации технологических процессов. В частности, ткацкий станок по сей день сохраняет концепцию тесной взаимосвязи ручного труда и машинной функции. Конечно, в некоторых направлениях производства можно отметить и появление электронных систем с автоматикой. Однако, по совокупности достоинств двух подходов преимущество все же остается за ручными и механическими агрегатами.
Перфокарты работают просто, но программистов они сильно ограничивали
Все электронные вычислительные машины работают по бинарному принципу: на глубинном уровне все данные представляют собой набор единиц и нулей. 1 — заряд есть, — заряда нет.
В перфокартах вырез представлял собой единицу. Все программисты тогда, по сути, занимались тем, что вырезали дырочки на картонных листах, и это было намного сложнее, чем писать код сейчас.
Ведь сегодня есть удобные среды для программирования с инспекторами. Если вдруг при компиляции кода случится ошибка, компьютер на неё укажет и предложит вариант исправления. Раньше такого не было.
Одна лишняя перфорация и всё — программа работает совсем иначе. Либо наоборот, где-то перфорации не хватает, и программа тоже будет «крашиться». Позднее программисты придумали компиляторы, которые переводят команды из понятных человеку слов на «язык» компьютера.
Появление ткацких станков
Ткацкие станки появились ещё в глубокой древности. Среди многих народов среди многих народов Европы, Азии и Америки. Первый ткацкий станок был вертикальным. Это была простая рама, на которую натянуты нити основы. Нижние концы этих нитей свободно свисали почти до земли. Чтобы они не спутывались, их натягивали подвесами. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Такой способ буквально повторял технику плетения и требовал очень много времени. Затем древние мастера заметили, что этот процесс можно упростить. Если бы можно было одновременно поднимать все чётные или нечётные нити основы, мастер мог бы сразу протянуть челнок через всю основу. Так было придумано примитивное устройство разделения нитей – ремез. Поначалу ремезом служил простой деревянный стержень, к которому через один прикреплялись нижние концы нитей основы. Потянув на себя ремез, мастер сразу отделял все чётные нити от нечётных, а затем одним броском перекидывал челнок через всю основу. Правда при обратном движении приходилось вновь проходить все чётные нити поодиночке. При этом нельзя было просто вести второй ремез, потому что первый становился бы у него на пути. Тогда к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать шнурки. Вторые концы шнурков крепились к дощечкам-ремезам, к одному чётные, к другому нечётные. Теперь ремезы не мешали взаимной работе. Потянув то за один, то за другой ремез, мастер последовательно отделял то чётные, то нечётные нити. Работа ускорилась в десятки раз. Изготовление тканей перестало быть плетением и стало собственно ткачеством.
Теперь, с помощью шнурков, можно было использовать не два, а более ремезов. В результате появилась возможность получать не однотонную, а орнаментированную ткань. Первые свидетельств о появлении станков с грузами относятся к району Анатолии и Сирии. Там были найдены грузы, датируемые 7-6 тысячелетием до нашей эры. Самые ранние изображения станка и работающих ткачей встречаются на стенах гробницы Хемотепа в Египте. Возраст этих рисунков около 4000 лет.
Народы Южной Америки использовали станок с грузами около тысячного года до нашей эры. Такой станок был известен и в античной Элладе. Его часто изображали на греческих вазах 6-5 веков до нашей эры.
В последующие века в ткацкий станок вносились различные усовершенствования. Например, движением ремезов стали управлять ногами с помощью педалей, оставляя руки ткача свободными. Однако принципиальная техника ткачества не менялась вплоть до 18-го века.
Происхождение простейшего горизонтального станка теряется в глубине веков. В 11 веке в Китае появилась усовершенствованная конструкция, дошедший до нас с небольшими изменениями. Нити основы на таком станке были натянуты горизонтально, отсюда и происходит его название. На вертикальном станке ширина полотна не превышала полуметра, и для того, чтобы получить более широкие полосы ткани, их приходилось сшивать.
В свою очередь горизонтальный станок не только увеличил скорость изготовления ткани, но и позволил неограниченно увеличивать ширину получаемого полотна. Уже в 12 веке сложный ткацкий станок через Дамаск попал в Италию и там подвергся дальнейшему совершенствованию. Например, с помощью подвесной гребёнки стали выравнивать нити.
Техника ткачества
Основывается работа станка на том, что чётные нити основы пропускаются в отверстия вертикальной рамки. Сначала движением ноги эта деталь опускается вниз. В результате между нитями основы образуется просвет, в который и пропускается челнок.
Следующий ряд выполняется с перемещением рамки вверх. В результате чётные нити поднимаются, снова образуя просвет. Уточная нить проходит, а на материале получается «корзиночное», шахматное плетение.
Бердами мастер уплотняет ряды, сбивая их в полотно. Некоторые станки имеют механизированные приспособления для произведения этого действия, что значительно облегчает работу.
Типы станков по принципу прокладки утка
До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.
С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):
- пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: страна технологией производства машин данного типа не владеет.
- гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
- рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
- станки пневмо-рапирного типа . Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
- станки с микропрокладчиками . По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.
Слайды и текст этой презентации
О веретене, прялке и ткацком станке.
Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопчатых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками.
Однако прежде, чем наши предки научились ткать, они должны в совершенстве освоить технику плетения.
Только выучившись плести циновки из веток и камыша, люди могли приступить к «переплетению» нитей.
Процесс производства ткани распадается на две основные операции — получение пряжи (прядение) и получение холста (собственно ткачество).
получение пряжи
получение холста
Наблюдая за свойствами растений, люди заметили, что многие из них имеют в своем составе упругие и гибкие волокна. К числу таких волокнистых растений, использовавшихся человеком уже в глубокой древности, относятся лен, конопля, крапива, ксанф, хлопчатник и другие.
После приручения животных наши предки получили вместе с мясом и молоком большое количество шерсти, также используемой для производства тканей. Перед началом прядения надо было подготовить сырьё. Исходным материалом для пряжи служит прядильное волокно.
Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка.
Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки). Затем мастер вытягивал из клубка пучок волокон и присоединял к особому приспособлению для скручивания нити. Оно состояло из палочки (веретена) и пряслицы (в качестве которой служил круглый камешек с дырочкой посередине). Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали.
После получения пряжи мастер приступал к тканью.
Первые ткацкие станки были вертикальными. Они представляли собой два вилообразно расщепленных вставленных в землю бруска, на вилообразные концы которых поперечно укладывался деревянный стержень.
Вскоре древние мастера заметили, что технику тканья можно упростить. Действительно, если бы можно было сразу поднимать все четные или нечетные нити основы, мастер был бы избавлен от необходимости подсовывать уток(держатель нити) под каждую нить, а мог сразу протянуть ее через всю основу: сто движений были бы заменены одним!
Изготовление тканей перестало быть плетением и сделалось собственно ткачеством.
У славян весь цикл работ по изготовлению одежды, начиная с посадки льна, обработки волокон, прядения нити и заканчивая тканьем полотна. Покровительницей прядения и ткачества на Руси считается святая Параскева-Пятница .
Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество. В древнерусских городах оно занимало среди ремесел видное место. Существовали целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены мастерские (хамовными, ткачей называли хамовниками). Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, полотенцами и пр. Имели ткацкие мастерские и монастыри.
Неотъемлемым элементом русского костюма всегда был пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники. На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста.
Проверь свои знания.
1)Как называется женщина работающая за прялкой?
2)Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства
3)Грузик в форме диска со сквозным отверстием, применявшийся для прядения нити.
4)Растение с голубыми цветками, из которого изготавливали нить для ткачества.
5)Плетёный настил из какого-либо грубого материала(лыко, лаза, прутья).
6)Растение являющиеся источником растительных волокон для изготовления хлопковых нитей.
2
1
3
4
5
6
Домашнее задание
Учебник стр. 121-125 . приготовить сообщение об известных русских оружейниках.
https://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0