Древняя русь: могущественное государство восточных славян

Общественный строй восточных славян

Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Возглавлял общину родовой глава (владыка). С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»). 

Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече. 

В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей. 

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя. 

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды — дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Главные военные конфликты IX-XIII веков

В период феодальной раздробленности основные войны велись между русскими княжествами. Такие конфликты приводили к истощению и ослаблению Руси, что было на руку внешним врагам, которые совершали периодические набеги. Это вынуждало князей объединяться и совершать совместные походы против захватчиков, но внутренние противоречия побеждали и раздробленные княжества не смогли противостоять нашествию монголо-татар в XIII в.

Теперь рассмотрим, какие же войны вела Русь в IX-XIII вв. Еще до начала русской государственности славяне совершали отдельные набеги и походы на соседей. Византийские источники содержат сведения о походах князей руссов за данью в зимний период (с ноября по март). Одними из первых документально зафиксированных походов являются кампании князя Олега (882-912), который подчинил Киеву племена кривичей, веси, чуди, мери, ильменских словен, древлян, северян и радимичей. Укрепив положение государства, Олег совершил поход на Царьград (Константинополь) в 907 г. В походе участвовали многие славянские племена, союзники (хорваты, дулебы, тиверцы), также, были подготовлены ладьи и конное войско. Одержав победу над Византией, Олег заключил с ней выгодный договор и символично повесил щиты на воротах Константинополя.

Следующий князь – Игорь (912-945) воевал с печенегами и с византийцами. Его сын Святослав (957-972) прославился, прежде всего, как завоеватель. Он разгромил Хазарский каганат, разрушил его крепости Итиль, Саркел, Семендре; одержал победу над осетинами и черкесами; завоевал Тмутараканское княжество; заставил вятичей платить Руси дань; совершил два похода в Болгарию.

Владимир (978-1015) совершал походы на вятичей, радимичей, волжский булгар, харазов.

Известен его поход на Корсунь в 988 г., когда русское войско хитростью взяло город, перекопав водопроводные трубы. После этого византийский император отдал ему в жены ему свою сестру Анну, а Владимир отдал город и принял решение принять христианство.

Ярослав Мудрый (1019-1054) старался во внешней политике действовать дипломатическими методами, заключая договоры, но походы также приходилось совершать. Ярослав воевал с поляками, печенегами, литовцами, а также, участвовал в междоусобных войнах.

В период феодальной раздробленности князья часто вели войны друг с другом, а объединялись лишь в случае общей опасности, каковыми в XI в. были половцы. Они совершили много разрушительных набегов на русские земли, пока в начале XII в. не были окончательно разгромлены Владимиром Мономахом. Следующая крупная опасность подстерегала русские земли только в XIII в. – это было монголо-татарское нашествие.

Замечание 2

Таким образом, Древняя Русь обладала достаточно хорошим и боеспособным войском, которое неоднократно одерживало победы во многом благодаря своей стойкости в бою, значительным фактором в этом был и личный пример воевод и князей в бою. Талантливые полководцы Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах внесли большой вклад в развитие военного искусства на Руси, совершив множество успешных походов.

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты):

    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников

Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам,
которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что
славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго
тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют
праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры,
Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились
лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает
земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их «сколотами» или «борисфенитами»
(Борис-фен — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно
причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами,
антами, склавинами и говорят о них как о «бесчисленных племенах».
Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила
до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а
на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная
на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот
славянских племен.

Расселение
восточных  славян

В VI в. из единой славянской общности
выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский
народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных
племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в
Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании
Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных
союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой
племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом
берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине —
кривичи, по берегам Припяти — древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению
Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке —
вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припяти
до Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне,
по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменские
славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных
восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает
полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили
«зверинским образом». По данным летописца, земля полян также носила
название «Русь». Одно из объяснений происхождения

термина «Русь», выдвигаемых историками, связано с
названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого
жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов
подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных
формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате
археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении
славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были
прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и
хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена
(мордва, марийцы, мурома).

Словене ильменские

Собранные данные о второй половине первого тысячелетия дают возможность ознакомиться со словенами ильменскими, проживавшими на территории Ильменского озера, Новгородской области и Верхнем Поволжье. Эта народность восточных славян оставляла основную численность Новгородских земель.

История словен ильменских сложно просматривается до 10 века, а то немногое, что есть опирается на придания, а значит малодостоверно.Занимая столь большую территорию эта народность успешно развивалась в земледелии, что не приносило основной экономической степени развития. Однако, благодаря даже не большому торговому шагу, они смогли стать основной культурной составляющей и имели лидирующее положение на всей территории.

В период с 870 года на территории прошли междоусобные войны, что сказалось на строительстве основного города Новгорода и после его завершения словене ильменские в источниках указываются как «новгородцы».

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Радимичи.

Племена радимичей пришли с западных земель и основали свою крепкую общину с законами, вождями и войском, что давало им независимость на протяжении долгого времени. Отличительной чертой быта радимичей можно назвать принцип строительства домов, ведь они не строили привычных для того времени полуземлянки, а возводили каменные дома с печами. Известно так же, что радимичи привнесли в своё развитие лечение лекарственными растениями, что было распространено среди них.

С конца 885 года их обязали платить дань для Киевской Руси, а позже воска радимичей участвовали в войне на Царьград. Несмотря на то, что это их уберегло от налогов в дальнейшем все же они были разгромлены около 910 года, а земли присоединены к территориям Руси.

Последнее упоминание их в летописи приблизительно в 1200 году, но стоит помнить, что в жилах сегодняшних белорусов течёт их кровь и они являются неотъемлемой частью истории возникновения современных государств.

Религиозные верования славян

Расселение племен славян едва ли отразилось на их верованиях. Восточные славяне были глубоко религиозны, но понятие о богах появилось у них не сразу. Язычеству или поклонению множеству богов предшествовало поклонение предкам и духам. Культ предков был тесным образом связан с родовым строем. Поэтому, отношение к ним было подобающим.

Для живущих в тесных рамках патриархальной семьи было важно чувствовать поддержку не только живых, но и умерших родственников. Душа умершего должна была охранять покой живых. Славяне верили в то, что душа скончавшегося старейшего члена семьи становится домашним духом

Так появилась вера в домовых. Домашнему духу приносили подношения (жертву) в виде пищи (молоко, хлеб, фрукты).

История расселения славян пестрит войнами, набегами и борьбой за власть, но память народа сохранила с той поры не только это, но и множество замечательных мифов и легенд.. Так, славяне верили, что в реке жили русалки и водяные, в лесах лешие и кикиморы, в поле обитал дух поля – полевик. Он появлялся в своих владениях ровно в полдень. Чтобы избежать с ним встречи славяне делали перерыв в работе и предпочитали на поле именно в это время не ходить. Духи в большинстве своем были враждебными, но никогда не трогали человека, принесшего им жертву. Отправляясь в лес, славяне оставляли еду для духа леса, рыбача, не забывали порадовать духа реки.

Социальный строй

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал
значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые
нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить
только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная
самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых
коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к.
могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая
община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения
в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили
несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом,
приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую
собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы.
Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы
славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали
большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных
предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг
князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены
которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих
соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские
управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —
вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и
общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Расселение славян по территории Восточной Европы

На территорию Восточной Европы славяне проникли не сразу. Произошло это в VI-VII в. н.э. Изначально расселение славян в 6 веке затронуло лишь земли у Днепра, где сейчас располагается территория Украины. Постепенно территория расселения древних славян расширилась и они заселили низовья Волги, долины Днестра и Южного Буга (Молдавия) и здесь остались. Из Померании на северо-восток переселилась еще одна группа славянских племен. Здесь она столкнулась с варягами и осела, образовав новый град – Великий Новгород.

Из исторических источников известно, что великое расселение славян завершилось примерно к VIII-IX веку. К этому времени каждое племя занимало отдельную территорию, за обладание которой велись постоянные войны. Если бы в те времена существовала политическая или географическая карта, то расселение славян карта показала бы следующим образом:

  • вятичи – земли у Оки;
  • кривичи – Днепр, Западная Двина;
  • ильменские словене – Ильменское озеро;
  • радимичи – река Сож;
  • древляне – пространство между рекой Днепр и Припятью;
  • дреговичи – земли между Припятью и Березиной;
  • поляне – запад Днепра;
  • волыняне – Западный Буг;
  • бужане– река Южный Буг;
  • белые хорваты – Днестр и Висла;
  • дулебы – на востоке от белых хорватов;
  • северяне – территория Черниговской, Брянской, Курской и Белгородской областей;
  • уличи и тиверцы – земли вокруг Днестра и Восточно-Европейской равнины.

Племена славян и места их расселения изучены достаточно хорошо. Археологические раскопки показывают, что крупнейшими племенами того времени были ильменские словене и поляне. Ильменские словене вели активную торговлю с соседями, были хорошо известны народам, проживающим на берегах Балтийского моря. Именно они оказывали наиболее сильное сопротивление нападениям варягов (норманнов). Карта расселения восточных славян, принадлежавших к племени полян, показывает, что они не гнушались присоединять к своим землям все свободные территории, со временем значительно расширив свои владения. Место расселения восточные славяне, принадлежащие к племени полян, выбрали наиболее удачное. По территориям, занимаемым полянами проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки».

Проживающие в бассейне реки Ока вятичи также занимались торговлей. О радимичах и дреговичах историкам известно из сохранившихся летописей их более развитых соседей. Проживающие на границе с владениями диких народов Литвы дреговичи много от них переняли, в том числе и некоторые особенности разговорной речи.

Уличи и тиверцы смешались с волынянами, до этого успев перенять привычки печенегов и половцев, чьи набеги причиняли им немало неудобств. Однородной массой восточные славяне в древности и при расселении не были. Расселение восточных славян кратко можно проследить по течению самых крупных рек в регионе. Если местность вокруг водоема подходила для занятия земледелием, то эту территорию обязательно занимало какое-то из племен.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Проверь себя

Задание 1.На юге восточные славяне соседствовали с:

  1. Финно-угорскими племенами;
  2. Волжской Булгарией;
  3. Византийской империей;
  4. Литовскими племенами.

Задание 2. Центром расселения полян являлся:

  1. Киев;
  2. Смоленск;
  3. Новгород;
  4. Искоростень.

Задание 3.Выберите все характеристики, которые описывают подсечно-огневую систему земледелия:

  1. Земельный участок использовался два-три года;
  2. Заключалась в постоянном переходе с одной земли на другую при использовании всех возможностей данного участка земли;
  3. Было распространено на юге;
  4. Заключалась в вырубке и сжигании деревьев.

Задание 4.Народное собрание у восточных славян называлось:

  1. Феод;
  2. Ополчение;
  3. Вече;
  4. Дружина.

Задание 5.Соотнесите бога и “выполняемую им функцию”:

А) Перун 1) Бог огня
Б) Симаргл 2) Бог грома
В) Сварог 3) Бог подземного мира
Г) Хорос 4) Бог солнца

Ответы: 1. – 3; 2. – 1; 3. – 124; 4. – 3; 5. – 2314.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: