Немного о том, как пили пиво древние египтяне
Как мы уже выяснили, первое пиво появилось как минимум 13 тысяч лет назад, то есть еще задолго до того, как был одомашнен ячмень. И первые образцы напитка скорее напоминали кашу или густое сытное варево. Никаких трав, и уж тем более хмеля поначалу туда не добавляли. Судя по всему, такое пиво прихлебывали из мисок, оставляя гущу внизу. Шумеры придумали еще более крутую, но совершенно чуждую нам систему: пиво бродило под полом дома, а когда дозревало, гостям просто выдавали трубочки, которые через отверстия в полу опускались в стоящие под ним сосуды. Оттуда его и потягивали, а трубки заодно отфильтровывали густую жижу.
Но, судя по всему, именно египтяне придумали более-менее современное пиво. Оно, в отличие от неолитического и шумерского, было жиденьким, освежающим, в идеале подавалось прохладным и имело запах трав, а не скисшей каши. Египтяне первыми придумали класть в пиво при варке какие-то травянистые субстанции — вряд ли это был хмель (его начали активно применять только в средние века в Европе). Но наверняка это было нечто похожее: пахучие растения служили как консервант и ароматизатор. Впрочем, такое пиво, видимо, было уделом средней прослойки общества. Бедняки пили ячменную брагу, а богачи — пиво, облагороженное финиками и драгоценным для Египта медом. Остатки такого пива, например, были найдены в гробнице Тутанхамона.
При этом египтяне знали два типа пива: очень сладкое и каждодневное, с малым количеством алкоголя. Его пили вместо воды, давали даже детям и делали из размоченного хлеба, так что это был скорее такой древнеегипетский квас. Но было пиво и покрепче — его варили из ячменя, оно было крепким и, как вы уже знаете, могло иметь вкус трав и фиников. Первое было обыденным. Второе — праздничным. Как и все древнее пиво, это был эль — напиток верхнего брожения, для которого требуется более высокая температура, зато оно готовится быстрее.
Египтяне пили пиво каждый день, это было необходимостью в условиях некачественной пресной воды
Оно было настолько важно, даже использовалось как своего рода валюта. Строителям пирамид выдавали меру пива в качестве платы за труды
Любопытно, что Древнем Египте было два диаметрально противоположных божества пива. Хатхор была богиней плодородия, веселья, материнства, танцев и опьянения. А львиноголовая Сехмет («Могучая») была олицетворением необузданной ярости, войны, палящего солнца и мести. Однако и ее удавалось умилостивить: согласно мифу, ее успокаивало пиво красного цвета. Значит ли это, что египтяне на праздники пили что-то вроде современного браун-эля — неизвестно, но такая трактовка выглядит забавно.
- Хатхор
- Сехмет
В честь Сехмет проводились «фестивали опьянения». Обычно для них делали более качественное пиво, скорее всего даже фильтрованное. Если в обычные дни пивоварение было уделом женщин и ассоциировалось с Хатхор, то для фестивалей его варили исключительно мужчины, и тогда оно «принадлежало» Сехмет. О том, насколько хорошо прошел фестиваль опьянения, судили по количеству выпитого и тому, насколько сильно все напились. Это был единственный момент года, когда быть в стельку пьяным было не стыдно. Так что это был типичный для древнего мира экстатический праздник буйства, веселья и общения с богами. Сакральный «эксклав жизни», как говорит социолог Виктор Вахштайн.
Возникновение земледелия и скотоводства
Земледелие и скотоводство. Это направление деятельности человека появилось не так давно – в период 12 — 10 тысяч лет назад в нескольких регионах планеты. Сам процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, получивший название неолитическая революция, занял длительное время и сопровождался определенными трудностями. Это стало возможным только после того, как люди стали вести более или менее оседлый образ жизни и появились очаги одомашнивания животных и растений с возможностью накопления избыточных продуктов питания. Таким образом, древние люди перешли на новую ступень эволюционного и социального развития и завершающую стадию формирования человека современного типа, создавая свою собственную, искусственную среду обитания, постепенно отделяющуюся от природы.
Местные сорта
Сорт пива, известный как буза (Египетский арабский: بوظة) На основе ячменя и хлеба, пили в Египте с тех пор, как пиво впервые появилось в стране, возможно, еще в Додинастическая эпоха. Несмотря на то, что они делятся именами с боза, безалкогольный напиток, потребляемый в индюк и Балканы, это не тот же напиток. Bouza, и пиво в целом называли мизр в Египте, а также кешкаб, в средние века. Последнее конкретно относится к буза что использовал мята, листья лимона, чернушка, перец или же рута в качестве грют, исторически потреблявшийся в прибрежных провинциях Египта. Напиток традиционно варят в домашних условиях после 5000-летней давности. метод приготовления, который очень напоминает изображения пивоварения на древнеегипетский фрески. Содержание алкоголя в буза может достигать 7%, в зависимости от того, сколько времени осталось бродить. Его часто ассоциируют с рабочим классом и считают недорогой альтернативой коммерческому пиву.
История появления безалкогольного пива
Несмотря на название, в этом продукте присутствует 0,2-1 % спирта. При этом безалкогольный напиток получают разными способами. Спирт, который содержится в обычном пиве, убирают с помощью вакуум-дистилляции. При этом используется низкая точка кипения спирта.
Также может применяться диализ, или мембранный способ. Этот вариант считается лучшим, так как он подразумевает применение стандартной технологии изготовления напитка. Благодаря этому вкусовые качества продукта практически не отличаются.
Пиво представляет собой очень популярный напиток, который имеет богатую историю появления. Первые хмельные напитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад. За это время они претерпели много изменений и усовершенствований.
Появление пива в Европе
Появление пива в Европе связано с распространением исламского вероисповедания на
Ближнем Востоке и в Африке.
Коранический запрет на алкоголь распространялся и на пиво.
Пивоваренная традиция в этих регионах пришла в упадок,
но успешно была принята на вооружение в Европе.
Изготовление пива в основном было распространено северных районах, там где климатические условия не позволяют выращивать виноград.
Хотя в общем, о пивоварении в Европе в период раннего Средневековья повествует мало источников.
Полезно знать! Первые доказательства пивоварения в Северной Европе были найдены в могиле девушки из Эгтведа,
похороненной около 1357 года до нашей эры.
Ученые установили что Древнегерманские племена улаживали ячмень
в неглубокие канавы и заливали водой.
Когда ячмень прорастал по краям канавы разводили огонь, который
останавливал процесс прорастания солода и наделял пиво ароматом дыма.
Алеманнская правда (правовой кодекс древнегерманских племён) повествует о том,
что в 719 году согласно закону все слои населения могли варить пиво дома.
Также известно, что в 800 годах викинги отправляясь в долгое плаванье брали с собой пиво.
Народные массы пили ячменное пиво с низким содержанием спирта.
Знать предпочитала более крепкие сорта и медовуху.
В Средневековье крупнейшими центрами пивоварения стали монастыри.
Обладая высокой питательной ценностью, пиво было идеальным напитком для монашествующей братии в период поста.
В некоторых монастырях монахи могли выпивать до пяти литров пива в сутки.
Именно с этим фактором связано изменение гендерных ролей
в процессе приготовления пенного напитка. Ранее пиво варили исключительно женщины.
Полезно знать! Пшеничное пиво долго оставалось в тени, по причине слишком высокой цены на пшеницу, из которой выпекали хлеб.
Существует предположение, что увеличение посевных площадей в Европе было связано с потребностью именно в пиве, а не хлебе.
В XIII веке в Германии, Англии и Австрии
появились первые коммерческие пивоварни. Повсеместному распространению напитка поспособствовала «Тридцатилетняя война»,
когда в результате сражений были уничтожены виноградники в винодельческих регионах.
На смену вину пришло пиво, которое изготавливалось в монастырских пивоварнях
Здесь же в монастырях в XV веке был изобретен знаменитый лагер, пиво низового брожения.
О важности пива в немецкой культуре свидетельствует закон о запрете варки пива в летнюю жару. Напиток не содержал консервантов и быстро скисал
Подобные законодательные меры обеспечивали высокое качество продукта и рост продаж.
Полезно знать! В 1516 году в Баварии был принят закон «О чистоте пива»,
запрещающий добавлять в напиток что-либо, кроме воды, ячменя и хмеля.
Впервые хмель появился в рецептуре пива между VIII и XII веками.
В Баварии его начали выращивать в 1764 году, после культурного обмена со славянской нацией.
Постепенно хмель заменил грюйт (травяной экстракт) и сыграл важную роль в распространении пива, благодаря своим высоким консервирующим свойствам.
Однако в Англии долгое время сопротивлялись добавлению хмеля.
История пива в России
Как бы там ни было, но и у нас, на Руси, его любят и варят исстари. Уже в древних летописях есть о нем упоминание. Варили его повсеместно на свадьбы и поминальные тризны, на братчины (пир всем миром по различным поводам). Хмельной этот продукт уберег страну нашу от мусульманства. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, большой почитатель этого напитка, отказал исламским миссионерам в принятии их религии в качестве единой государственной под очень уважительным предлогом, что, дескать, народу русскому без пития хмельных браг жить нельзя. Светлая ему за это память!
Летописи говорят, что история пива на Руси уходит вглубь истории государства российского. Им платили крестьяне оброк своим господам, уж, на что новгородцы народ предприимчивый, торговавший со всем светом, а этот напиток предпочитали только отечественного происхождения, а привозное считали негожим.
При дворах русских царей всегда были свои пивоварни, где этот продукт варился по старинным русским рецептам. Первый царь, отдавший предпочтение пенному продукту европейского происхождения, был наш славный реформатор Петр I. Не то чтобы своего не пил, но предпочитал немецкое и голландское. Более того, именно Петр ввел в рацион армии пиво, как общеукрепляющее и противоцинговое средство. Закладывая Петербург, позаботился в план города включить и пивоварни. Но к царскому столу привозили его из Голландии.
А вот дочь Петра Елизавета ввела в моду все английское, в том числе и предмет нашего обсуждения. Екатерина II, отдавая предпочтение английскому пиву, велела варить сей продукт на придворных пивоварнях по английской технологии. К концу XVIII века пивоваров вывели из штата царского двора, а пиво ко двору стали брать от проверенных поставщиков. Первым иностранным производителем, поставлявшим свой продукт императорскому двору, был Абрахам Крон. Его пиво эль и портер пользовались большим спросом при царском дворе.
История пивоварения в России не закончилась с появлением иностранного хмельного напитка. Напротив, в Петербурге было построено два пивоваренных завода, позднее слившихся в единое предприятие на Калинкинском пивзаводе.
В 1875 году был заложен «Трехгорный пивоваренный завод» в Москве, ныне Бадаевский. Он был основан русским купцом Гивартовским и образованным немцем А.А. Кемпе. Спустя год, после начала строительства, была получена первая партия готовой продукции, высоко оцененная царским правительством, и им было даровано высочайшее позволение использовать в качестве логотипа предприятия герб Российской Империи. История пива в России это обширная тема не одной статьи, а нам еще надо заглянуть в другие регионы земного шара, где к нему относятся так же трепетно, как и в России.
Древнейший хмельной напиток на земле достоин всяческого внимания. Тысячелетия он существует на земле и радует людей вкусом и ароматом. Так будет и впредь, пока крутится земной шар и люди живут на нем.
Пиво египтян
Вавилонское пиво получило широкое распространение в Египте. Распробовав этот пенный нектар, египтяне скоро сами научились его изготовлять и сделали национальным напитком. Египетский иероглиф тех времен, обозначающий трапезу, имеет непосредственное значение – «хлеб и пиво».
Древние египтяне пьют пиво — рисунок
Именно в Египте впервые изготовили ячменный солод. Однако разные злаки тоже повсеместно использовались в египетском пивоварении. Считалось, что пивко из пшеницы изобрел Осирис. На местном диалекте его называли «хек».
Вкус египетского пивасика был сладковатым из-за добавок – шафрана, аниса и т.п. Но это был не легонький коктейльчик, а вполне себе крепкий дижестив. Его обожал и стар и млад, поэтому, когда Рамзес II лет этак 1250 до н.э. задумал предпринять антиалкогольную кампанию против пива, кампания с треском провалилась. Примечательно, что обложение налогом пивного производства впервые ввела знаменитая царица Клеопатра в 50-е годы до н.э.
Египтяне распространили пиво по Эфиопии и Кавказу. Однако, это не факт — похожие напитки могли зарождаться и одновременно у разных народов.
Начало истории
Древние китайцы произвели первое пиво Кui в 7000 году до нашей эры. Однако шумеры и вавилоняне, вероятно, знали о пиве за 3000 лет до них. Удивительно, но большинство владельцев пивоварен были женщинами. Согласно глиняным табличкам, пиво было очень уважаемым ремеслом.
Первое химически подтвержденное ячменное пиво было сделано в Годин Тепе в горах Центрального Загроса Ирана. Сирийские жрицы из древнего города Эльба производили различные сорта пива еще в 2500 году до нашей эры, в том числе особые сорта, которые варили для религиозных церемоний.
В Древнем Египте пивоварение строго контролировалось, так как пиво использовалось как подношение богам или как лекарство. Любопытно было то, что египтяне научили греков производить пиво. Оно был также популярно в Древнем Риме, пока вино не стало любимым напитком.
Основной причиной популярности пива в древние времена было плохое качество воды. Существуют четкие указания на то, что употребление такой воды часто приводило к развитию определенных заболеваний, таких как холера.
История появления пива
История пива спрятана в глубине тысячелетий. И, как всегда, когда нет достоверных фактов, то мифы и легенды начинают расти как грибы после дождя. Не миновала эта участь и наш любимый напиток. Всем известно, что миф — это полуправда, полувымысел. Поэтому не стоит сбрасывать их со счетов в поисках истоков того или иного явления. А пиво — это явление, с этим вряд ли кто поспорит.
Месопотамия
Богиня пива Нинкаси
Абсолютно достоверно известно, что его варили в Месопотамии уже в VII тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют глиняные таблички, найденные в Междуречье, где изображен процесс его приготовления. Шумеры, населявшие в то время Месопотамию, имели даже свою богиню пива Нанкаси Светлоструйную. Тогда оно варилось без хмеля и из не проращенных злаков и имело невысокий процент алкоголя.
Вавилоняне усовершенствовали рецепты шумеров и стали варить этот напиток из солода. Качество продукта пивоварения у вавилонян контролировалось на государственном уровне. Вавилонский царь Хаммурапи за разбавленное водой пиво казнил безжалостно. Вот бы сейчас так!
Египет
Египтяне по сей день уверены, что именно их бог Осирис придумал этот напиток. Но в Египте его варили только жрецы, знавшие тайну приготовления, а проще говоря, рецепт. Называли его в Египте не иначе как божественным нектаром. Фараоны имели при дворе собственные пивоварни, потому что обладали и светской и духовной властью. Минимальная оплата труда же равнялась двум боченкам пива.
Король Гамбринус – якобы изобретатель пива
Забавно, что легендарный король-изобретатель пивоварения Гамбринус, явный европеец, якобы был женат на египетской богине плодородия Изиде, которая и поведала ему секретный рецепт божественного нектара.
Хотя в действительности у Гамбринуса есть вполне реальный прототип — герцог Брабантский Ян Гримус, живший во второй половине 13 века и бывший почетным председателем гильдии брюссельских пивоваров. Сейчас имя Гамбринуса, короля изобретателя пивоварения, красуется на этикетках чешских, американских и даже французских торговых марках пива (читайте о пиве Гамбринус подробнее). А уж, сколько баров, пабов по всей Европе с таким названием не сосчитать.
Греция и Рим
А вот Древний Рим и Древняя Греция этот напиток не уважали и считали его напитком для черни. А чернь варила хмельной продукт и радовалась ему, отдавая должное его вкусу и аромату. Для греков этот хмельной напиток был чересчур крепок, вино они неизменно разбавляли водой.
Низшее сословие было покрепче изнеженных аристократов и хлестало его с удовольствием. Правда, в день римской богини земледелия Цереры этот пенный напиток пила и знать. В честь богини его называли церес.
Европа и Африка
Когда и как оно появилось в Африке достоверно неизвестно, но это ритуальный напиток у многих африканских племен с древних времен. Варится он из сорго и других злаков. В Европу сорговое пиво пришло из Африки и доныне существует, как самостоятельный сорт.
В Европе, как и у древних египтян, пиво варилось по монастырям. Культовым напиток не был, но монастыри на нем хорошо зарабатывали. Древние галлы и германцы, скандинавы и кельты варили свои сорта хмельного пенного напитка, и остались ему верны по сей день.
Когда и почему ввели новую систему летоисчисления?
Система отсчета лет, которая сейчас состоит из периода до нашей эры и нашей эры, имеет религиозные корни и связана непосредственно с Иисусом Христом. Во времена первых христиан праздник Рождества стоял далеко не на первом месте, поэтому точная дата рождения Христа была никому достоверно неизвестна.
Интересно: Почему сливочное масло желтое, если молоко белое?
Лента времени
В 323-337 годах нашей эры императором Римской империи был Константин I. Именно при нем христианство стало официальной религией государства. Так как на тот момент существовало немало ответвлений данной религии, возникало много спорных моментов.
Появилась необходимость прийти к общему мнению в плане того, когда отмечать важнейшие христианские праздники, как проводить те или иные обряды и т.п. На первом месте оказался день празднования Пасхи.
В 325 году состоялся первый всехристианский церковный съезд в г. Никея (современная Турция). Во главе собора стоял сам император. Основная цель съезда заключалась как раз в решении всех споров. Присутствующие утвердили основные догматы христианской веры, в частности – празднование Пасхи ежегодно в 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и последующего за ним первого полнолуния.
Вместе с этим составили и Пасхалии – рассчитали, на какие дни будет припадать Пасха в последующие года. Все это непосредственно связано с темой изменения летоисчисления. В дальнейшем к теме Пасхалий возвращались неоднократно, чтобы откорректировать или дополнить таблицы.
Фреска “Первый Вселенский (Никейский) собор”
Спустя 200 лет после Никейского съезда, в 525-м году, папа римский Иоанн I решил в очередной раз заняться этим вопросом. Он поручил римскому аббату Дионисию Малому, у которого уже был подобный опыт, работу над Пасхалиями.
Дионисий с заданием справился, однако обнаружил, что в писаниях все еще используется эра Диоклетиана. Продолжать летоисчисление по данной системе, с учетом антихристианских настроев императора, сторонника язычества, было бы неразумно.
Другие методы также оказались неподходящими, поскольку требовалась исключительно христианская система. Поэтому Дионисий Малый предложил вести счет лет совершенно иначе – от даты рождения Иисуса Христа. Проблема была только в том, что ее никто не знал.
Интересно: Можно ли китайскими или японскими иероглифами записать русское имя?
Аббат решил вычислить эту дату самостоятельно. Как именно он это сделал, неизвестно. В распоряжении Дионисия было лишь множество евангельских писаний, где, тем не менее, точных сведений тоже никто не называл. Единственная конкретная информация – воскрешение 25 марта в праздник Пасхи, воскресенье.
На основании этого Дионисий рассчитал, что Христос родился примерно в 284 году по меркам эры Диоклетиана. Именно этот год монах принял в качестве первого года жизни Христа и, соответственно, первым годом новой эры. А все, что было ранее, теперь относится к периоду до нашей эры.
Восточное полушарие в 1-й год нашей эры
Так появился новый метод летоисчисления, хотя сам Дионисий проводил расчеты только для Пасхалий. В то же время, вся Римская империя продолжала жить в своей традиционной эре. Впервые наработки монаха для нового отсчета лет были использованы в начале 8 века.
Англосаксонский богослов Беда Достопочтенный датировал различные события в своих трудах, ссылаясь именно на отсчет от Рождества Христова. В официальных документах этим летоисчислением начали пользоваться в 742 году. А уже в 9 веке оно окончательно утвердилось в документах политического и юридического типа на территории Европы.
Официальное распространение метода деления времени на нашу эру и до нашей эры произошло в 8 веке. Использовать его в своих трудах начал богослов Беда Достопочтенный, хотя изобрел счет лет от Рождества Христова монах Дионисий Малый еще в 6 веке. Он же и определил самостоятельно дату рождения Христа. В России на новое летоисчисление перешли в 1699 году после указа Петра I.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Были одержимы гигиеной и изобрели дезодорант
Древние египтяне были известны своей чистотой. Они боялись болезней и правильно установили связь между плохой гигиеной и инфекциями. Часто купались с мылом, которое делали из растительных и животных масел, смешанных со щелочными солями. И мужчины, и женщины брили волосы на теле и голове. В гробницах обнаружили золотой пинцет и бритвы.
Излагайте мысли стратегически: как заставить босса рассмотреть ваши предложения
Поможет изменить и жизнь, и бизнес: как использовать метод «Лестница»
А еще им нравилось хорошо пахнуть. Египтяне делали много разных духов, используя такие ингредиенты, как кардамон, лилию и мирру. Ученые считают, что именно они придумали первый дезодорант с ароматом цитрусов и корицы.
Пивоварение в древнем Египте
Пиво в Древнем Египте появилось из Шумера, поэтому рецепты напитков двух великих цивилизаций почти идентичны.
Сначала египтяне варили пиво на основе закваски из свежемолотого пшеничного солода.
Уже в готовый напиток добавляли мед и финиковый сок.
Позднее в качестве ингредиентов начали использовать ячмень и пшеницу двузернянку, смешанные с солодом ещё до ферментации.
К концу V тысячелетия до н.э. египтянам уже были известны природные
закваски содержащие первые дрожжи.
Спустя некоторое время, именно благодаря пиву египтянам случайно
удалось разгадать тайну
первого кислого теста.
Полезно знать! Пивовары в Египте были в большом почёте, а египетский иероглиф, обозначавший «обед»,
состоял из двух символов: «хлеб» и «пиво».
Как и в Месопотамии, в Египте пивоварение было женским делом. В III тысячелетии до н.э
пивной напиток уже занимает важное место в повседневном рационе египтян.
Наваристый и питательный состав пили все, включая простолюдинов и знать.
Пивом платят жалование и отмечают праздничные даты. Древнеегипетские врачеватели изобретают пивные смеси с якобы лечебным эффектом,
а также используют как анестезию
Трижды в день нефильтрованное пиво получали строители знаменитых пирамид в Гизе, как часть оплаты за свои труды.
Со временем египтяне даже смогли наладить продажу пива из Пелузия в страны Средиземноморья.
Возникновение религии
Религия — это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.
Самый древний пивоваренный завод в мире
Древний пивоваренный завод нашли на территории древнеегипетского города Абидос среднем течении Нила. Предприятие построили примерно в 3000 году до нашей эры, и оно было способно обеспечить пивом десятки тысяч людей. Судя по всему, такое большое количества напитка нужно было для религиозных церемоний, ведь Абидос славился как культовое место.
Найденная пивоварня явно не была первой построенной в мире. Пиво известно людям около 13 тысяч лет. Есть даже предположение, что именно пивные фестивали древних людей подтолкнули человечество к земледелию (так называемая ). Однако лишь в цивилизованные времена людям понадобились столь огромные общественные пивоварни.
Абидос
Один из руководителей раскопок Мэттью Адамс считает, что пивоварня играла огромную роль в религиозной жизни округи, а может и всего Египта. Дело в том, что Абидос был очень важным религиозным центром — здесь располагались храмовые комплексы, а также места захоронений знатных лиц и фараонов. «Этот завод мог быть построен непосредственно для того, чтобы поставлять пиво для царских погребальных обрядов, проводившихся в местных храмах», — считает археолог.
Еще любопытнее то, что завод был построен в переломное для египетской цивилизации время. Это была эпоха полулегендарного фараона Нармера, который объединил Нижний и Верхний Египет в единое царство. Он считается основателем первой династии Раннего царства Древнего Египта и правил как раз около 3000 года до нашей эры. Это был ключевой момент истории, и пивоварня могла быть создана в ознаменование побед фараона.
Завод состоял из 8 отдельных «цехов» размером 20 на 2.5 метра. В каждом находилось два ряда по 40 больших сосудов, где проходила ферментация. Согласно расчетам, пивоварня могла за один раз произвести 22400 литров пива. Ранее в округе Абидоса находили сосуды с его следами, теперь же стало ясно, где и как именно его варили. При этом вполне возможно, что делали это на постоянной основе, а не только по религиозным праздникам или во время царских похорон.